Научная статья на тему 'Новый способ сооружения и устройство двусторонней станции заправки автомобилей КПГ'

Новый способ сооружения и устройство двусторонней станции заправки автомобилей КПГ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ (АГНКС) / NATURAL GAS VEHICLE REFUELING FILLING STATION (NGV REFUELING FILLING STATION) / КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (КПГ) / COMPRESSED NATURAL GAS (CNG)

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мкртычан Я. С.

В статье предлагаются новый способ сооружения и устройство двусторонней станции заправки автомобилей компримированным природным газом. Станция позволяет заправлять автомобили, движущиеся во встречных направлениях, без дополнительных затрат на непроизводственные пробеги при необходимости заправки. Двусторонняя станция состоит практически из традиционной газозаправочной станции-матки, сооруженной на одной стороне дороги, и только навеса с заправочными колонками, сооруженного на другой ее стороне, к которым подают газ и электроэнергию со станции-матки по газопроводам и кабелям, проложенным через дорожный переход. Реализация данного изобретения позволит снизить капитальные вложения, уменьшить эксплуатационные затраты, сократить сроки строительства и численность обслуживающего персонала при создании общегосударственной системы газоснабжения транспорта страны, а также сократить непроизводительные пробеги автомобилей на заправку газомоторным топливом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW WAY OF CONSTRUCTION AND ORGANIZATION OF A BIDIRECTIONAL COMPRESSED NATURAL GAS VEHICLE REFUELING FILLING STATION

In this paper, we propose a new method of construction and organization of a bidirectional compressed natural gas vehicle refueling filling station, which differs from the known filling stations by the fact that such a station can fill cars, moving in opposite directions, without any additional expenditures, connected with the non-production runs for refilling needs. In fact, the bidirectional compressed natural gas vehicle refueling filling station consists of a traditional 'mother' natural gas filling station, constructed on one side of the road, and a simple shed with gas dispensers on the other side of the road, which use natural gas and electricity, that is being transferred from the 'mother' station through pipelines and wires, that are laid under the road. The implementation of this invention will reduce capital expenditures, decrease operating costs, minimize construction time and the amount of support staff while creating a nationwide system of the country gas transport, as well as to reduce unproductive car runs for refueling needs.

Текст научной работы на тему «Новый способ сооружения и устройство двусторонней станции заправки автомобилей КПГ»

т

Транспорт на КПГ

Новый способ сооружения и устройство двусторонней станции заправки автомобилей КПГ

Я.С. Мкртычан,

гл. научный сотрудник ООО «Газпром ВНИИГАЗ», профессор, д.т.н.

В статье предлагаются новый способ сооружения и устройство двусторонней станции заправки автомобилей компримированным природным газом. Станция позволяет заправлять автомобили, движущиеся во встречных направлениях, без дополнительных затрат на непроизводственные пробеги при необходимости заправки. Двусторонняя станция состоит практически из традиционной газозаправочной станции-матки, сооруженной на одной стороне дороги, и только навеса с заправочными колонками, сооруженного на другой ее стороне, к которым подают газ и электроэнергию со станции-матки по газопроводам и кабелям, проложенным через дорожный переход. Реализация данного изобретения позволит снизить капитальные вложения, уменьшить эксплуатационные затраты, сократить сроки строительства и численность обслуживающего персонала при создании общегосударственной системы газоснабжения транспорта страны, а также сократить непроизводительные пробеги автомобилей на заправку газомоторным топливом.

Ключевые слова: автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС), компримированный природный газ (КПГ).

New way of construction and organization of a bidirectional compressed natural gas vehicle refueling filling station

J.S. Mkrtychian

In this paper, we propose a new method of construction and organization of a bidirectional compressed natural gas vehicle refueling filling station, which differs from the known filling stations by the fact that such a station can fill cars, moving in opposite directions, without any additional expenditures, connected with the non-production runs for refilling needs.

In fact, the bidirectional compressed natural gas vehicle refueling filling station consists of a traditional 'mother' natural gas filling station, constructed on one side of the road, and a simple shed with gas dispensers on the other side of the road, which use natural gas and electricity, that is being transferred from the 'mother' station through pipelines and wires, that are laid under the road. The implementation of this invention will reduce capital expenditures, decrease operating costs, minimize construction time and the amount of support staff while creating a nationwide system of the country gas transport, as well as to reduce unproductive car runs for refueling needs.

Keywords: natural gas vehicle refueling filling station (NGV - refueling filling station), compressed natural gas (CNG).

В мировой практике топливоснабжения транспортных средств при заправке нефтепродуктами для удобства автолюбителей АЗС часто сооружают по обе стороны автодороги, как правило, друг против друга. Применительно к газозаправочным станциям, особенно мощным (АГНКС-500 или АГНКС-250), реализация этого способа связана с определенными трудностями. Столь мощные станции требуют большой площади застройки до 0,7 га, а с учетом зон безопасности - до 2,5 га. Кроме того, наличие в составе таких АГНКС газовых аккумуляторов большой емкости и высокого давления создает повышенную опасность.

Способ сооружения и устройство станций заправки автомобилей КПГ стационарного и контейнерного типов включают сооружение, как правило, на земельном участке с одной стороны автодороги производственного помещения в виде здания или установку контейнера, в котором размещено все технологическое оборудование для отбора газа из магистрального газопровода, его очистки от капельной жидкости и механических частиц, сжатия компрессорами, глубокой осушки, хранения в аккумуляторах-сосудах или баллонах, а также сооружение навеса с газозаправочными колонками и операторной с устройствами для управления заправкой автомобилей КПГ и прокладку газопроводов, соединяющих аккумуляторы газа с компрессорными установками в операторной газозаправочной станции [1].

Практически создание системы газоснабжения транспорта на таких односторонних станциях по существу приводит к увеличению капитальных и эксплуатационных затрат вдвое и зачастую к повышению непроизводительных (холостых) пробегов автомобилей на газозаправку. Наряду с этим следует учесть, что любая односторонняя станция заправки автомобилей КПГ даже при выходе на проектную производительность загрузки использует установленную мощность

•Фш ЯЯИНР ЮЛ фщ «ар Jbb И! А

«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (18) ноябрь 2010 г.

Транспорт на КПГ

1&

компрессорных установок примерно наполовину.

Целью поставленной автором технической задачи является повышение эффективности способа сооружения и устройства станций заправки автомобилей КПГ, как элемента системы газоснабжения транспорта газомоторным топливом, за счет совершенствования конструкции и способа сооружения станции, а также за счет повышения ее загрузки автомобилями. Для решения этой задачи вместо двух индивидуальных (односторонних) станций, не связанных в единый технологический комплекс между собою и размещенных по разные стороны автодороги, сооружается только одна двусторонняя станция-матка на любой из сторон дороги, а на противоположной стороне - только навес с газозаправочными колонками, которые снабжаются газом и электроэнергией от станции-матки и управляются из ее операторной [2].

Предлагаемый способ включает: сооружение или установку на

земельном участке, примыкающем к автодороге, производственного помещения, в котором размещены система отбора и подготовки газа, поступающего из магистрального газопровода; компрессорные установки для его компримирования; установки для глубокой осушки и охлаждения газа; аккумуляторы для его хранения; сооружение навеса для установки газозаправочных колонок и отдельной или вмонтированной в производственное помещение операторной с устройствами для управления заправкой автомобилей,учета отпущенного газа и коммерческих расчетов с потребителями газа; прокладку газопроводов, соединяющих аккумуляторы газа с компрессорными установками и газозаправочными колонками, а также электрокабелей, связывающих колонки с соответствующими устройствами в операторной газозаправочной станции. Отличие предлагаемого способа и устройства от известных состоит в том, что на земельном участке, примыкающем к противоположной стороне дороги,

сооружают навес с газозаправочными колонками, прокладывают от аккумуляторов газа станции через дорожный переход газопровод высокого давления, а от операторной - электрокабели и соединяют их с колонками, подают к колонкам газ и электроэнергию, осуществляют заправку автомобилей газом, автоматическое управление процессом заправки и учет отпущенного автомобилям газа путем передачи информации по электрокабелям в операторную газозаправочной станции.

Как вариант, станция-матка заправки автомобилей содержит компрессорную установку, рассчитанную на давление, превышающее максимальное давление газа в аккумуляторах, которая соединена отдельным трубопроводом непосредственно с газозаправочными колонками, через которые заправляют передвижные автогазоза-правщики и газовозы до давления, превышающего максимальное давление газа в баллонах автомобиля (32 против 20 МПа).

f# 1

Транспорт на КПГ

Станция (рисунок) содержит производственное помещение 7 с размещенными в нем устройством приема и очистки газа 2, компрессорными установками 3, блоком глубокой очистки газа 4, аккумуляторами газа 5 с редуктором 6, навес 7 с размещенными под ним газозаправочными колонками 8, операторную 9 с устройствами для учета отпуска КПГ и коммерческих расчетов, сооруженными на земельном участке, примыкающем к одной из сторон дороги, и навес 70, с установленными под ним газозаправочными колонками 77 автоматического действия, расположенными с другой стороны дороги.

Кондиционный КПГ подается к газозаправочным колонкам 8 и 77 из аккумуляторов 5 станции-матки по трубопроводам 72 и 73, а электроэнергия - по электрокабелям 74.

Предлагаемая двусторонняя станция заправки автомобилей КПГ работает следующим образом. Газ из газопровода или распределительных

сетей поступает в систему приема и очистки 2, затем на прием компрессоров 3 под давлением 0,2-1,2 МПа и после сжатия до давления 25-32 МПа и глубокой осушки в блоке 4 поступает в аккумуляторы-хранилища газа 5, а от них по газопроводам 72 и 73 к газозаправочным колонкам 8 и 77 и через гибкие рукава колонок - в баллоны автомобилей.

Предпроектные проработки и расчеты предлагаемого способа сооружения и устройства двусторонней станции заправки автомобилей КПГ показали, что реализация этого решения позволит снизить расходы и ускорить создание газозаправочной системы автотранспорта в стране за счет снижения капитальных вложений на 60-65 %, эксплуатационных затрат на 25-30 % в результате сокращения численности обслуживающего персонала и увеличения объема реализации КПГ, а также снижения непроизводительных пробегов автомобилей на заправку газомоторным топливом.

Внедрение предлагаемого способа сооружения двусторонних АГНКС целесообразно в первую очередь на окружных дорогах городов, на междугородных и международных трассах. Применительно к Московскому региону - это Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) и проектируемая Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московской обл. Такие станции не менее эффективны и для так называемых «Голубых коридоров».

Литература

1. Мкртычан Я .С., Ровнер Г.М.

Автомобильные газозаправочные комплексы, М.: Газойл пресс, 2001. - 208 с.

2. Мкртычан Я.С., Самсонов Р.О. Способ сооружения и устройство двусторонней станции заправки автомобилей компримированным природным газом // Патент РФ № 84501 с приоритетом от 17 ноября 2008 г.

ГРУППА КОМПАНИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ, УЧЕТА И ПЕРЕВАЛКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ И СУ Г

Информация о продукции на сайте

ОАО.

ПРОМПРИЁОР

игяе

Наши знания и опыт для вашего успеха!

Е ■ ma II: дэх^.рготрпЬог Консулыацчи можеiо noпучч<ь по rtn. +7{4Э477) J1 i 07. 31 £ 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.