Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РАБОТЫ СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА'

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РАБОТЫ СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / АУДИТ / МЕТОДИКА / СЛУЖБА КАЧЕСТВА / ЧЕК-ЛИСТ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Янковская Анна Дмитриевна

В статье представлены результаты разработки методики по проведению мониторинга работы службы качества для промышленных предприятий. Описан порядок формирования методики. Особое внимание уделено прикладному инструменту для проведения мониторинга работы службы качества - чек-листу, который представлен в данной статье в полном объеме. Перечислены основные преимущества предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Янковская Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR MONITORING THE WORK OF THE QUALITY SERVICE

The article presents the results of developing a methodology for monitoring the work of the quality service for industrial enterprises. The procedure for the formation of the methodology is described. Particular attention is paid to the applied tool - the checklist, which is presented in this article in full. The main advantages of the proposed technique are listed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РАБОТЫ СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА»

УДК 65.015.3

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-3-213-216

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РАБОТЫ СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА

А.Д. Янковская

В статье представлены результаты разработки методики по проведению мониторинга работы службы качества для промышленных предприятий. Описан порядок формирования методики. Особое внимание уделено прикладному инструменту для проведения мониторинга работы службы качества - чек-листу, который представлен в данной статье в полном объеме. Перечислены основные преимущества предложенной методики.

Ключевые слова: мониторинг, аудит, методика, служба качества, чек-лист.

В настоящее время в условиях высококонкурентного рынка для удержания своих позиций организациям необходимо постоянно повышать качество производимой продукции и предоставляемых услуг, а также в полной мере удовлетворять требования потребителей. С этой целью предприятия внедряют систему менеджмента качества на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, которая является составной частью общей системы управления предприятием и обеспечивает стабильность качества продукции и услуг, а также способствует повышению удовлетворенности потребителя.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 одним из принципов менеджмента качества является процессный подход. Это означает, что система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" ^СА) [1].

В соответствии с методологией PDCA организация должна осуществлять мониторинг процессов. Однако методики для проведения мониторинга процессов в стандарте не представлено, в связи с чем организации вынуждены самостоятельно решать вопрос с выбором методов проведения мониторинга.

Процессы измерений и контроля не являются исключением и подвергаются мониторингу наравне с другими производственными процессами. В данной статье представлены результаты формирования методики проведения мониторинга процессов измерений и контроля, производимых службами качества промышленных предприятий.

Предлагаемая методика применима для мониторинга работы служб качества, которые включают в себя отделы технического контроля и испытательные лаборатории. Данная методика разработана на основании требований следующих нормативных документов: ГОСТ Р ИСО 10012-2008 [2], ГОСТ КОЛЕС 17025-2019 [3], ГОСТ 24297-2013 [4], ГОСТ Р ЕН 13018-2014 [5]. Порядок формирования методики проведения мониторинга работы службы качества схематично изображен на рис. 1.

Рис. 1. Порядок формирования методики проведения мониторинга работы службы качества Этапы разработки методики:

1. Установление критериев оценки. В качестве критериев были выбраны следующие объекты мониторинга: Q1 - персонал; Q2 - помещения и производственные условия; Q3 - испытательное и вспомогательное оборудование, средства измерений (СИ); Q4 - верификация закупленной продукции; Q5 -контроль продукции; Q6 - проведение испытаний; Q7 - идентификация, прослеживаемость и хранение продукции;

Известия ТулГУ. Технические науки. 2023. Вып. 3

2. Формирование показателей по каждому критерию и их нормативов;

3. Создание чек-листа - прикладного инструмента для проведения мониторинга;

4. Компоновка методики по проведению мониторинга работы службы качества.

Разработанная методика включает в себя следующие разделы: содержание; назначение; область применения; нормативные ссылки; термины; условные обозначения; основные положения; мониторинг и анализ; ответственность и хранение; приложения. Раздел «мониторинг и анализ» содержит чек-лист для проведения мониторинга службы качества, который имеет практическое значение для процесса проведения мониторинга [6]. Данный чек-лист представлен в таблице.

Чек-лист для проведения мониторинга работы службы качества

№ п/п Наименование критерия Норматив

1 Персонал

1.1 Достаточность штата сотрудников для проведения работ (с учетом загруженности персонала); Достаточно

1.2 Квалификация персонала (наличие профильного образования и (или) опыта работы в данной области); Обеспечено

1.3 Стабильность коллектива. Обеспечено

2 Помещения и производственные условия

2.1 Достаточность помещений Достаточно

2.2 Наличие необходимой инфраструктуры (вентиляции, кондиционирования, электроснабжения и др.); В наличии

2.3 Необходимое пространство для обслуживания испытательного оборудования; Обеспечено

2.4 Наличие стационарного участка для проведения контроля; В наличии

2.5 Удобный подход к объекту контроля; Обеспечено

2.6 Соблюдение условий для безопасного производства работ; Обеспечено

2.7 Освещенность контролируемых поверхностей не менее 160 лк для обзорного контроля и не менее 500 лк для местного контроля; Обеспечено

2.8 Достаточный обзор для глаз под углом не менее 30° к плоскости объекта контроля и на расстоянии до 600 мм; Обеспечено

3 Испытательное и вспомогательное оборудование, средства измерений

3.1 Достаточность имеющегося парка оборудования для подтверждения качества продукции; Достаточно

3.2 Состояние применяемого оборудования (исправно, аттестовано, поверено, в наличии инструкции на русском языке); 100%

3.3 Загруженность оборудования; Не менее 70%

3.4 Достаточность СИ; Достаточно

3.5 Пригодность СИ для применения по назначению; 100%

3.6 Использование поверенных (калиброванных) СИ. 100%

4 Верификация закупленной продукции

4.1 Порядок проведения верификации закупленной продукции в соответствии с ГОСТ 24297-2013; Соответствует

4.2 Оформление результатов верификации закупленной продукции в соответствии с ГОСТ 242972013; Соответствует

5 Контроль продукции

5.1 Соблюдение процедуры контроля Обеспечено

5.2 Наличие и полнота записей по качеству продукции В наличии

5.3 Соблюдение графиков периодических испытаний Обеспечено

5.4 Соблюдение технологической дисциплины Обеспечено

6 Проведение испытаний

6.1 Соблюдение методов испытаний Обеспечено

6.2 Соблюдение требований условий для проведения испытаний Обеспечено

6.3 Соблюдение сроков проведения испытаний Обеспечено

7 Идентификация, прослеживаемость и хранение продукции

7.1 Маркировка продукции Соответствует требованиям

7.2 Контроль хранения продукции на складе (соблюдение сроков хранения, соблюдение условий хранения и отгрузки) Обеспечено

7.3 Оформление документации Без замечаний

Разработанная методика имеет ряд преимуществ:

1. Ориентация на процессный подход (большинство объектов мониторинга являются процессами, выполняемыми службой качества);

2. Практическая применимость;

3. Универсальность. Методика позволяет проводить мониторинг служб качества предприятий различных отраслей промышленности;

4. Возможность корректировки и предупреждения несоответствий.

Данная методика была опробована в условиях машиностроительного предприятия, занимающегося производством оборудования для нефтегазового комплекса. Для того чтобы оценить эффективность мониторинга, проведенного по данной методике, было произведено сравнение количества несоответствий, обнаруженных во время внутреннего аудита службы качества в 2020 году (без предварительного проведения мониторинга) с количеством несоответствий, обнаруженных во время внутреннего аудита службы качества в 2021 году (после предварительного проведения мониторинга). Результаты сравнения представлены на столбчатой диаграмме (рис. 2).

ю

1 ^ & *

£й / I *

1 5

2 А

ё 3 ~ 2 5 1

м

о

П П П

Q1

Q2

Q1

Q4 Критерии

Q5

Q6

□ Количество нйсоответствнП по результатам внутреннего аудита в 2020 году

□ Количество несоответствии по результатам внутреннего аудита в 2021 году

Рис. 2. Столбчатая диаграмма результатов внутренних аудитов службы качества за 2020-2021 гг.:

Q1 - персонал; Q2 - помещения и производственные условия; Q3 - испытательное и вспомогательное оборудование, средства измерений; Q4 - верификация закупленной продукции; Q5 - контроль продукции; Q6 - проведение испытаний; Q7 - идентификация, прослеживаемость и хранение продукции

Анализ столбчатой диаграммы показал, что в 2021 году было выявлено на 55% меньше несоответствий, чем в 2020 году. При этом по критериям Q1 и Q4 количество несоответствий по результатам аудита в 2021 году оказалось равным нулю. Таким образом, мониторинг позволил устранить и предотвратить большинство несоответствий в работе службы качества.

Разработанная методика является универсальным инструментом для проведения мониторинга работы служб качества предприятий различных отраслей промышленности. Список критериев, представленный в чек-листе, не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от специфики работы организации. Кроме того, данная методика может являться основой для формирования собственных уникальных методик на различных промышленных предприятиях.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. М.: «Стандартин-форм», 2015. 32 с.

2. ГОСТ Р ИСО 10012-2008 Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию. М.: «Стандартинформ», 2009. 26 с.

3. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. М.: «Стандартинформ», 2021. 32 с.

4. ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля. М.: «Стандартинформ», 2019. 16 с.

5. ГОСТ Р ЕН 13018-2014 Контроль визуальный. Общие положения. М.: «Стандартинформ»,

2015. 6 с.

6. Янковская А.Д., Ревера М.С., Плахотникова Е.В. Повышение качества процесса мониторинга на производственных площадках ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК». Сборник научных трудов / Под редакцией А.З. Симкина, Т.П. Можаевой. Брянск: БГТУ, 2022. C. 254-257.

Янковская Анна Дмитриевна, аспирант, anya.gracheva.2015@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR MONITORING THE WORK OF THE QUALITY SERVICE

A.D. Yankovskaya

The article presents the results of developing a methodology for monitoring the work of the quality service for industrial enterprises. The procedure for the formation of the methodology is described. Particular attention is paid to the applied tool - the checklist, which is presented in this article in full. The main advantages of the proposed technique are listed.

Key words: monitoring, audit, methodology, quality service, checklist.

Yankovskaya Anna Dmitrievna, postgraduate, anya.gracheva. 2015@mail. ru, Russia, Tula, Tula State

University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.