Научная статья на тему 'Разработка методики оценки уровня конкурентоспособности промышленного предприятия в современных условиях'

Разработка методики оценки уровня конкурентоспособности промышленного предприятия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конкурентоспособность / система менеджмента организации / оценка / анализ / повышение качества процессов / методика. / Competitiveness / organization management system / assessment / analysis / improving the quality of processes / methods.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яксанова Надежда Николаевна, Яксанов Дмитрий Сергеевич

В статье отражены основные положения и содержание предлагаемой авторами методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия. Отмечено, что на основании ранее проведенного исследования теоретических положений и особенностей анализа конкурентоспособности на практике авторами была разработана методика, которая позволит провести оценку уровня конкурентоспособности наиболее эффективно и с учетом особенностей конкретных организаций и предприятий. Обосновано, что данная методика позволит дать ответы на актуальные вопросы многих руководителей современных промышленных предприятий – как создать новую ценность, улучшая и преобразовывая свое предприятие для достижения главное цели – найти новые способы и подходы к управлению конкурентными преимуществами предприятия, повышая уровень конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Methodology for Assessing the Level of Competitiveness of Industrial Enterprises in Modern Conditions

The article reflects the main provisions and the content of the proposed methodology for assessing the competitiveness of an industrial enterprise. It is noted that on the basis of a previous study of theoretical positions and features of the analysis of competitiveness in practice, the authors developed a technique that will allow assessing the level of competitiveness most effectively and taking into account the characteristics of specific organizations and enterprises. It is substantiated that this methodology will allow to give answers to current questions of many managers of modern industrial enterprises – how to create new value, improving and transforming their enterprise to achieve the main goal – to find new ways and approaches to managing the competitive advantages of an enterprise, increasing the level of competitiveness.

Текст научной работы на тему «Разработка методики оценки уровня конкурентоспособности промышленного предприятия в современных условиях»

Д.С. Яксанов, Н.Н. Яксанова

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

D.S. Yaksanov, N.N. Yaksanova

Development of the Methodology for Assessing the Level of Competitiveness of Industrial Enterprises in Modern Conditions

Актуальность темы исследования продиктована необходимостью сформулировать оптимальную для руководителей промышленных предприятий методику, которая бы облегчала процессы оценки конкурентоспособности промышленных предприятий.

На основании результатов ранее проведенного исследования теоретических положений и особенностей анализа конкурентоспособности на практике авторами была разработана методика, которая позволит провести оценку уровня конкурентоспособности наиболее эффективно и с учетом особенностей конкретных организаций и предприятий1.

Цель данной методики - предложить руководителям промышленных предприятий и собственникам бизнеса эффективный механизм оценки уровня конкурентоспособности, основанный на анализе конкурентных преимуществ.

Задачами данной методики являются:

- анализ промышленного предприятия и его основных конкурентов;

- определение сильных и слабых элементов в процессе формирования конкурентных преимуществ;

- оценка конкурентоспособности промышленного предприятия.

При формировании функций методики учитывались результаты анализа относительно влияния социальной миссии на процесс формирования конкурентной стратегии организации2.

Следует выделить функции авторской методики:

- аналитическая - всесторонний анализ деятельности предприятия;

- сравнительная - сопоставление предприятия с ключевыми конкурентами;

- контролирующая - выявление сильных и слабых сторон предприятия;

- организационная - определение «узких» мест в деятельности предприятия.

Сфера применения - малые, средние и крупные промышленные предприятия, руководители которых стремятся развивать свой бизнес, повышая уровень конкурентоспособности соответствующих предприятий.

Далее опишем инструментарий предлагаемой методики оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Отправной точкой любого практического исследования является описание теоретических положений (механизма, алгоритма) той, инструментальной базы, которую планируется использовать при проведении анализа и оценки конкурентоспособности промышленных предприятий для ее повышения в перспективе.

Предлагаемая авторами методика позволит описать и проанализировать конкурентные стратегии не только исследуемого предприятия, но и предприятия-конкурента, поскольку дает возможность говорить о трудностях при выявлении и поиске резервов повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, а также при поддержании существующих и создании новых конкурентных преимуществ.

Авторы считают, что методика, направленная на оценку конкурентных преимуществ для повышения конкурентоспособности предприятий, должна включать семь секций, которые включают основные компоненты, релевантные к процессам повышения конкурентоспособности промышленного предприятия:

- положение на рынке;

- продукция;

- организация продвижения и реализации;

- лояльность потребителей;

- стоимость и доступность ресурсов;

- партнерство и сотрудничество;

- финансовая устойчивость.

Так, данные секции охватывают ключевые аспекты управления конкурентоспособностью промышленного предприятия:

- формирование лояльных отношений с потребителями;

- производство качественной продукции;

- рыночная позиция;

- производственные и бизнес-процессы;

- инновации и инновационная деятельность;

- финансовая эффективность деятельности.

Далее дадим описание и характеристику каждой секции, раскрывая их суть и роль в авторской методике оценки уровня конкурентоспособности промышленного предприятия. Отметим, что данные секции будут являться основополагающими положениями при разработке конкурентной стратегии, учитывая процессы системы промышленного предприятия.

Первая секция - «Положение на рынке» - дает ответ на вопрос, какие группы потребителей промышленное предприятие обслуживает в настоящий момент.

Данная секция включает в себя такие категории, как:

- доля на рынке (чем стабильнее и сильнее конкурентное положение предприятия, тем больше доля на рынке);

- репутация производителя (насколько положительно производитель зарекомендовал себя на рынке, настолько успешно его продвижение на нем, то есть повышение конкурентоспособности происходит за счет роста репутации);

Производить сравнение стоит среди тех участников рынка, которые представляют интерес с позиции исследуемого предприятия.

При определении доли на рынке сложно говорить о конкретных данных. В нашей методике предлагается устанавливать то или иное значение относительно сравниваемых предприятий-конкурентов.

Стоит отметить, что на репутацию промышленного предприятия на рынке влияет не только качество и своевременность выполнения заказа, но и работа с рекламациями, решением возникающих споров.

Показатель по данной секции позволит определить направления и выделить те сферы (сегменты), которые предприятие рассчитывает привлекать и обслуживать в перспективе.

Следующая секция - «Продукция». При формировании структуры данной секции нами было проведено социологическое исследование - анкетирование с целью выявления более важных с точки зрения потребителей характеристик и свойств продукции промышленного предприятия. В опросе принимали участие 20 человек (индивидуальные предприниматели, физические лица).

Респондентам предлагалось определиться относительно важности предлагаемых критериев, выбрав из предлагаемого перечня всего три. Ранжировались проставленные голоса следующим образом:

- 1 место (3 балла);

- 2 место (1,5 балла);

- 3 место (0,5 балла).

Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Проранжировав полученные результаты по количеству предпочтений респондентов, можно определиться с выбором категорий, которые войдут в секцию «Продукция» авторской методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия.

В таблице 1 представлено как распределились места с учетом полученных результатов.

По итогам анализа результатов опроса, критерии «Применение продукции на практике безопасно» и «Снижение риска при покупке продукции» были отнесены в наиболее предпочтительную (первую) группу по уровню важности для потребителя. Данные критерии при подсчете результатов аккумулировали 20 % от общего числа баллов.

Рис. 1. Результат исследования более важных с точки зрения потребителей характеристик и свойств продукции предприятия, баллы

Таблица 1

Распределение мест среди предпочтений респондентов

Позиция Структурное содержание

1 место Применение продукции на практике безопасно Снижение риска при покупке продукции

2 место Уникальность продукции Доступность по цене Удобство продукции при эксплуатации

3 место Привлекательность внешнего вида (дизайн) продукции Послепродажное обслуживание Широта ассортимента Работа по индивидуальным заказам Использование продукции придает статусность потребителю

4 место Широкое представление продукции

5 место Доставка продукции потребителю предприятием

В качестве второй по важности группы критериев были определены критерии «Уникальность продукции», «Доступность по цене» и «Удобство продукции при эксплуатации». Относительный вес данной группы в общем объеме составил 27 % от общего числа голосов.

В третью группы нами были отнесены такие критерии, как «Работа по индивидуальным заказам», «Использование продукции придает статус-ность потребителю», «Сертификация продукции», «Привлекательность внешнего вида (дизайн) продукции», «Послепродажное обслуживание» и «Широта ассортимента». Данная группа критериев заняла 48 % от общего объема баллов.

Самыми не популярными критериями (попавшими в 5 группу) выступили «Широкое представление продукции» (3 % от общего числа баллов) и «Доставка продукции потребителю предприятием» (2 %).

Таким образом, мы обоснованно считаем, что в секции «Продукция» целесообразно оценить:

- насколько ассортимент позволяет удовлетворить потребности в требуемой потребителю продукции;

- насколько уникальна производимая предприятием продукция;

- имеются ли сертификаты, подтверждающие качество продукции;

- насколько продукция доступна по цене;

- осуществляются ли индивидуальные заказы;

- насколько удобна продукция (товары) при эксплуатации;

- придает ли использование продукции статусность потребителю;

- насколько применение продукции на практике безопасно;

- насколько привлекателен внешний вид (дизайн) продукции;

- осуществляется ли послепродажное обслуживание.

Для потребителей, приобретающих продукцию промышленного предприятия, важны не только внешние составляющие продукции (дизайн, ста-тусность и т.п.), но и характеристики использования продукции (безопасность продукции, удобство в эксплуатации).

Авторы считают, что к существенным преимуществам продукции можно отнести снижение уровня риска, с которым потребитель может столкнуться при эксплуатации продукции промышленного предприятия. Решение данной задачи для промышленного предприятия - создание условий, при которых наступление рисковых случаев регулируется (например, предоставление гарантии), а также послепродажное сопровождение, которое позволяет решать проблемы клиентов, обеспечивая их уровень лояльности и, тем самым повышая шансы победы в конкурентной борьбе.

Другим преимуществом является категория «Удобство в эксплуатации», которое является ценным для многих потребителей.

Цель данной секции - показать, какую продукцию предприятие предлагает потребителям, в решении каких проблем помогает, посредством удовлетворения потребности.

Работа над данной секцией позволит получить ответ на вопрос, почему потребители выбирают продукцию того или иного производителя, что поможет выявить направления развития промышленного предприятия.

Иными словами результат оценки по данной секции позволит выявить совокупность преимуществ, которые предприятия сможет предложить потребителю в будущем (более качественную продукцию и т.п.), т.е. позволит создать новые конкурентные преимущества за счет сочетания элементов, отвечающих требованиям рынка.

Следующая секция - «Организация продвижения и реализации» -описывает, как промышленное предприятие взаимодействует с рынком и доводит до потребителей свою продукцию. Организация продвижения продукции (маркетинговые мероприятия) и реализации через различные каналы составляют систему взаимодействия промышленного предприятия с конечным потребителем, поведение которого является важным элементом в обеспечении конкурентоспособности предприятий.

Данная секция важна для укрепления и формирования новых конкурентных преимуществ, поскольку выполняет ряд важных функций:

- повышает степень осведомленности потребителя о продукции предприятия,

- помогает оценить продукцию предприятия,

- обеспечивает послепродажное обслуживание.

Формирование правильной политики продвижения и распределения продукции, отвечающие ожиданиям потребителей - ключевой аспект представления продукции на рынке и, как следствие, предпосылка к укреплению конкурентного положения на рынке.

Авторы считают, что секция «Организация продвижения и реализации» в результате проведения исследования конкурентоспособности промышленного предприятия позволит выявить те слабые места и направления резервов повышения конкурентоспособности, которые связаны с формированием системы взаимоотношений с потребителем.

Структура секции «Организация продвижения и реализации» в авторской методике имеет соответствующую структуру.

Краткое описание по каждой составляющей категории секции «Организация продвижения и реализации» представлено в таблице 2.

Руководителю промышленного предприятия важно поддерживать верный баланс между различными каналами распределения (реализации) и найти оптимальное соотношение, которое обеспечит максимальную прибыль и требуемый уровень лояльности клиента, что положительно скажется в конечном итоге на уровне конкурентоспособности данного промышленного предприятия.

Четвертая секция «Лояльность потребителей» описывает характер взаимоотношений, которые выстраиваются у промышленного предприятия с отдельными потребительскими группами (физическими и юридическими лицами).

Таблица 2

Характеристика секции «Организация продвижения и реализации»

Наименование критерия Составные части Краткое описание

Маркетинг Активность рекламы Эффективно налаженный маркетинг позволяет ускорить доведение продукции до потребителя, и, как следствие, получение прибыли предприятием.

Участие в выставках, ярмарках

Собственные каналы сбыта Реализация через торговых агентов Эти каналы способны обеспечить большую прибыль предприятию. Возможны большие затраты на их организацию и управление.

Реализация через Интернет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие фирменной сбытовой сети (магазины, точки)

Партнерские каналы сбыта Реализация через торговую сеть партнеров Приносят меньшую прибыль в сравнении с собственными каналами. Однако при грамотной работе позволяют добиться большего охвата рынка и дают преимущества за счет сильных сторон партнера.

Работа с оптовыми покупателями

Структура данной секции будет включать следующие категории:

- персональная поддержка;

- самообслуживание;

- автоматизированное самообслуживание;

- сотрудничество;

- группы, сообщества.

Далее приведем краткое описание по каждой категории.

Такой тип взаимоотношений с потребителями, как «Персональная поддержка», как правило, основан на личных контактах. Потребитель может напрямую контактировать и консультироваться с представителем продавца - промышленным предприятием, что повышает уровень лояльности первого. При длительном сотрудничестве возможна организация особой персональной поддержки (когда за конкретным клиентом закрепляется соответствующий специалист предприятия).

При таком виде взаимоотношений, как самообслуживание, промышленное предприятия не поддерживает прямые контакты с потребительскими группами, но обеспечивает существующих и потенциальных клиентов всем необходимым для самостоятельных действий.

Автоматизированное обслуживание предполагает сочетание такой формы взаимоотношений, как самообслуживание с автоматизированными процессами предприятия. Вариант реализации данного вида взаимоотношений - регистрация на сайте предприятия, которая даст доступ к персональным услугам и продукции предприятия. Данный вид взаимоотношений позволяет предприятию более индивидуально подойти к потребностям клиента, идентифицировать отдельных клиентов, предоставляя релевантную и наиболее важную для них информацию.

Такой тип взаимоотношений, как сотрудничество основан на том, что потребительские группы и предприятие совместно формируют желаемые качества промышленной продукции. Роль потребителя сводится к написанию отзывов, рецензий, которые производитель сможет принять к сведению и подкорректировать определенные свойства продукции.

Такой подход повышает уровень лояльности, поскольку потребитель чувствует свое участие в процессе создания новой ценности, новой продукции, отмечая внимание промышленного предприятия к мнению потребителей.

Также данная форма может выражаться в изготовлении продукции на заказ, с учетом требований и пожеланий заказчика.

Последним видом взаимоотношений, влияющих на лояльность потребителей, является создание интернет-сообществ, групп, клубов. Такие формы позволяют быстро доводить информацию до потребителя, узнавать мнение о продукции (что особенно актуально для выпуска новой продукции), стимулировать более тесные отношения потребительских групп с промышленным предприятием.

Так потребители чувствуют себя частью команды промышленного предприятия, что дает им возможность обмениваться знаниями, опытом, а предприятие сможет лучше понимать потребности клиентов, что позволит эффективнее управлять потребительскими ожиданиями, что в конечном итоге положительно скажется на его конкурентном положении.

При грамотном выстраивании взаимоотношений с клиентами предприятие сможет активно воздействовать на свои потребительские группы, стимулируя их покупательское поведение и повышая уровень лояльности (в том числе мотивирование дать рекомендации друзьям, партнерам и т.п.).

Как известно, потребители - важный элемент в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку наблюдение за потребительским поведением позволяет выявить сильные и слабые стороны продукции, определить направления по ее совершенствованию и, как следствие, оценить не только уровень конкурентоспособности, но и выявить резервы для ее повышения.

Секция «Стоимость и доступность ресурсов» позволит оценить, какие конкурентные преимущества имеются у предприятия в сфере обеспечения его основной и вспомогательной деятельности необходимыми ресурсами. Структура данной секции представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура секции «Стоимость и доступность ресурсов»

Ключевые ресурсы промышленного предприятия можно классифицировать следующим образом и представить в виде таблицы 3.

Таблица 3

Ресурсы промышленного предприятия, учитываемые при оценке конкурентоспособности

Наименование ресурса Краткое описание

Качественные материальные ресурсы Объекты и ресурсы, обеспечивающие загрузку производственных мощностей предприятия для производства продукции

Квалифицированный персонал Персонал играет важную роль в формировании конечной продукции и, как правило, в создании конкурентных преимуществ

Интеллектуальная собственность Наличие у предприятия торговых марок, закрытой информации, защищенной правами собственности, патентами, авторскими правами

Доступность финансовых ресурсов Важное конкурентное преимущество - наличие свободного доступа к финансовым ресурсам (кредитные линии, денежными средствами и т.п.), что позволяет предприятию быть обеспеченным собственным капиталом и основными средствами, иметь устойчивое финансовое положение, обеспечивая соответствующий уровень конкурентоспособности

Таким образом, данная секция предоставляет возможность оценить ключевые ресурсы промышленного предприятия, которые оно использует для формирования конкурентных преимуществ, создавая определенный уровень конкурентоспособности, поскольку позволяет предприятию создавать и доводить по потребителя продукцию, выходить на рынок, поддерживать связи с ключевыми участниками и получать прибыль.

Секция «Партнерство и сотрудничество» посвящена анализу ключевых партнеров промышленного предприятия. В состав данной секции войдут следующие возможные стили партнерства и сотрудничества:

- стратегическое сотрудничество с неконкурирующим предприятием,

- стратегическое партнерство с предприятием-конкурентом,

- образование совместного предприятия для запуска новых бизнес-проектов.

Работа в данном направление обеспечивает предприятию не только обмен знаниями и опытом, но и позволит оптимизировать внутренние процессы, получить требуемые ресурсы, снизить риски и, тем самым, не только укрепить конкурентные преимущества, но и создать новые, что является предпосылкой для роста уровня конкурентоспособности предприятия.

Такая секция как «Финансовая устойчивость» посвящена оценке финансовой устойчивости промышленного предприятия. Ведь, как нами отмечалось ранее, связь финансовых показателей деятельности играет большую роль в формировании соответствующего уровня конкурентоспособности.

Таким образом, рассмотренные нами семь секций в процессе анализа конкурентоспособности позволят сделать соответствующий вывод о наличии и (или) отсутствии у предприятия конкурентных преимуществ, описать существующий уровень конкурентоспособности, приступить к работе над следующей стадии авторской модели управления резервами повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.

Для того чтобы осуществить оценку конкурентоспособности с использованием авторского подхода стоит построить таблицу, которая бы отражала по вертикали критерии для сравнения (которые соответствуют рассматриваемым ранее секциям с указанием их содержания), а по горизонтали - исследуемое предприятие и его основных конкурентов. Авторы считают, что для анализа вполне достаточно указать три-пять основных конкурентов. При более тщательном анализе возможно оценивать и сравнивать большее количество конкурентов.

Внешний вид шаблона для реализации авторской методики оценки уровня конкурентоспособности промышленного предприятия представлен в таблице 4.

Таблица 4

Шаблон для реализации авторской методики оценки уровня конкурентоспособности промышленного предприятия

Секции Категории (критерии) Сравниваемые предприятия

1 2 N

«Положение на рынке» Доля на рынке

Репутация производителя

«Продукция» Уникальность, новизна

Изготовление на заказ

Соответствие качества (сертификация)

Доступность по цене

Внешний вид (дизайн)

Статусность (бренд)

Послепродажное сопровождение

Снижение риска

Ассортимент (широта)

Удобство в эксплуатации

«Организация продвижение и реализации» Активность рекламы

Участие в выставках, ярмарках

Через торговых агентов

Реализация через Интернет

Фирменная сбытовая сеть

Через торговую сеть партнеров

Работа с оптовыми покупателями

«Лояльность потребителей» Персональная поддержка

Самообслуживание

Автоматизированное самообслуживание

Сотрудничество

Группы, сообщества

Продолжение таблицы 4

Сравниваемые

Секции Категории (критерии) предприятия

1 2 N

Качественные материальные

ресурсы

«Стоимость Квалифицированный персонал

ресурсов» Интеллектуальная собственность

Доступность финансовых ресурсов

Стратегическое сотрудничество

с неконкурирующим

предприятием

«Партнерство Стратегическое партнерство

и сотрудничество» с предприятием-конкурентом

Образование совместного

предприятия для запуска новых бизнес-проектов

Стабильно устойчивое

положение

«Финансовая Вполне устойчивое положение

Неустойчивое положение

Крайне неустойчивое положение

В шаблоне для оценки конкурентоспособности следует использовать условные обозначения. В графе «Сравниваемые предприятия» под цифрой «1» указывается собственное или интересующие эксперта промышленное предприятие, под остальными цифрами указываются предприятия-конкуренты. Такое пояснение уместно привести перед заполнением таблицы-шаблона.

Авторы также считают уместным использовать для оценки рейтинговый подход, основываясь на преимуществах которого, предложена балльная оценка конкурентоспособности по каждой из составляющих секции.

Стоит отметить и роль личности и эксперта, участвующих в работе над выявлением конкурентоспособности предприятия. Желательно привлекать к работе двух-трех человек для формирования более тщательного и глубокого отчета относительно уровня конкурентоспособности предприятия и его конкурентных преимуществ.

Для оценки конкурентоспособности промышленного предприятия эксперту или лицу, проводящему исследование, следует исходить из соответствующих предположений.

Далее необходимо просуммировать проставленные баллы по всем секциям предлагаемой автором методики, а также определить значение показателя конкурентоспособности по каждому из предприятий.

В таблице 5 представлен макет-основа для формирования рейтинговой оценки в рамках авторской методики оценки конкурентоспособности предприятия.

Таблица 5

Основа для формирования рейтинговой оценки в рамках авторской методики оценки конкурентоспособности предприятия

Баллы Расшифровка

5 Высокий уровень критерия

4 Уровень критерия выше среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Средний уровень развития критерия

2 Уровень критерия ниже среднего

1 Низкий уровень критерия

Таким образом, авторская методика оценки конкурентоспособности промышленного предприятия включает в себя несколько шагов:

- изучение данных по предприятию и его конкурентам;

- заполнение таблицы-шаблона для оценки конкурентоспособности промышленного предприятия и его конкурентов;

- анализ полученных результатов;

- определение сильных конкурентных преимуществ и тех, которые нуждаются в развитии;

- формулирование выводов.

С точки зрения авторов, подобный подход к оценке конкурентоспособности позволяет всесторонне рассмотреть деятельность предприятия, устраняя недостатки существующих методик оценки конкурентоспособности. Предлагаемые секции позволяют не только оценить внутреннее состояние организации, но и способствуют определению влияния внешней среды на конкурентоспособность предприятия. Предлагаемая методика позволяет значительно глубже и всестороннее оценить все аспекты деятельности предприятия, что способствует более точной оценки уровня конкурентоспособности.

Этапы механизма реализации авторской методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия представлены на рисунке 4.

1 этап

Изучение данных по предприятию и его конкурентам

2 этап

Заполнение таблицы -шаблона для оценю! конкурентоспособности промышленного предприятия и его конкурентов

3 этап

.Анализ полученных результатов

4 этап

Определение сильных конкурентных преимуществ и тех, которые нуждаются в развитии

5 этап

Формулирование выводов

Рис. 4. Механизм реализации авторской методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия, этап

Применение представленной модели оценки конкурентоспособности отразится благоприятно и на деловой репутации современной организации, поскольку позволит повысить качество процессов всей системы менеджмента3.

Кроме того, предложенный подход позволяет быстро и просто определить сильные и слабые сферы в деятельности предприятия.

В качестве недостатка авторской методики можно выделить субъективизм, существенно снизить негативный эффект от которого возможно за счет привлечение нескольких специалистов для проведения оценки. При получении значительных расхождений при проведении анализа, руководитель может повторно организовать проведение оценки или принять к сведению среднее значение.

Преимуществами авторской методики оценки конкурентоспособности предприятия являются:

- глубокий анализ ключевых аспектов деятельности предприятия и его конкурентов;

- определение сильных конкурентных преимуществ, а также тех, которые надлежит развивать и укреплять;

- выявление узких мест в формировании уровня конкурентоспособности предприятия;

- возможность перейти к решению задач по выявлению резервов конкурентоспособности промышленного предприятия.

В заключение статьи отметим, что применение авторской методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия подготавливает почву для построения профиля конкурентоспособности и готовит к процессам по выявлению резервов повышения конкурентоспособности.

Примечания Endnotes

1 Яксанов Д.С., Яксанова Н.Н. Оценка конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях конкуренции // Повышение эффективности управления в условиях усиления внешнеэкономических рисков. Саратов, 2014. С. 115-119.

2 Голд Н., Гугелев А.В., Чистякова С.В. Влияние социальной миссии в стратегии успеха (на примере компании UNILEVER) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 1 (65). С. 9-15.

3 Нацыпаева Е.А. Современный взгляд на деловую репутацию организаций // Наука и общество. 2014. № 1 (16). С. 127-131.

Авторы, аннотация, ключевые слова

Яксанова Надежда Николаевна - канд. экон. наук, доцент Саратовского социально-экономического института (филиал) Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова (Саратов) yaksanovaN@mail.ru

Яксанов Дмитрий Сергеевич - заместитель директора Спортивной школы олимпийского резерва по спортивному ориентированию (Владимир) yaksanovds@gmail.com

В статье отражены основные положения и содержание предлагаемой авторами методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия. Отмечено, что на основании ранее проведенного исследования

теоретических положений и особенностей анализа конкурентоспособности на практике авторами была разработана методика, которая позволит провести оценку уровня конкурентоспособности наиболее эффективно и с учетом особенностей конкретных организаций и предприятий. Обосновано, что данная методика позволит дать ответы на актуальные вопросы многих руководителей современных промышленных предприятий - как создать новую ценность, улучшая и преобразовывая свое предприятие для достижения главное цели - найти новые способы и подходы к управлению конкурентными преимуществами предприятия, повышая уровень конкурентоспособности.

Конкурентоспособность, система менеджмента организации, оценка, анализ, повышение качества процессов, методика.

References Articles from Scientific Journals

1. Gold N., Gugelev A.V., Chistyakova S.V. Vliyaniye sotsialnoy missii v strategii uspekha (na primere kompanii UNILEVER). Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta, 2017, no. 1 (65), pp. 9-15.

2. Natsypayeva E.A. Sovremennyy vzglyad na delovuyu reputatsiyu organizatsiy. Nauka i obshchestvo, 2014, no. 1 (16), pp. 127-131.

Articles from Proceedings and Collections of Research Papers

3. Yaksanov D.S., Yaksanova N.N. Otsenka konkurentosposobnosti promyshlennykh predpriyatiy v usloviyakh konkurentsii. Povysheniye effektivnosti upravleniya v usloviyakh usileniya vneshneekonomicheskikh riskov. Saratov, 2014, pp. 115-119.

Authors, Abstract, Key words

Nadezhda N. Yaksanova - Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Saratov Socio-Economic Institute (branch), Plekhanov Russian University of Economics (Saratov, Russia) yaksanovaN@mail.ru

Dmitry S. Yaksanov - Deputy Director, Sports School of Olympic Reserve on Orienteering (Vladimir, Russia) yaksanovds@gmail.com

The article reflects the main provisions and the content of the proposed methodology for assessing the competitiveness of an industrial enterprise. It is noted that on the basis of a previous study of theoretical positions and features of the analysis of competitiveness in practice, the authors developed a technique that will allow assessing the level of competitiveness most effectively and taking into account the characteristics of specific organizations and enterprises. It is substantiated that this methodology will allow to give answers to current questions of many managers of modern industrial enterprises - how to create new value, improving and transforming their enterprise to achieve the main goal - to find new ways and approaches to managing the competitive advantages of an enterprise, increasing the level of competitiveness.

Competitiveness, organization management system, assessment, analysis, improving the quality of processes, methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.