Научная статья на тему 'Разработка методики обоснования передачи на аутсорсинг государственных услуг в некоммерческом сегменте фармацевтического рынка'

Разработка методики обоснования передачи на аутсорсинг государственных услуг в некоммерческом сегменте фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Фармация и фармакология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / OUTSOURCING / STATE SERVICES / DRUGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джупарова И.А.

В статье рассматриваются вопросы разработки алгоритма передачи на аутсорсинг государственной услуги. На основе метода экспертных оценок выявлена приоритетность факторов для оценки целесообразности привлечения организацииаутсорсера к оказанию государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT OF THE METHOD OF OUTSOURCING SUBSTANTIATION OF STATE SERVICES IN NONCOMMERCIAL SEGMENT OF PHARMACEUTICAL

The article describes the problems of development of an algorithm for state service outsourcing. On the basis of the expert evaluations method we have revealed the priority of factors for evaluation of reasonability of involvement of outsorter-organization with state services rendering.

Текст научной работы на тему «Разработка методики обоснования передачи на аутсорсинг государственных услуг в некоммерческом сегменте фармацевтического рынка»

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

УДК 615.12:339.18

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБОСНОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ НА АУТСОРСИНГ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕГМЕНТЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

И.А. Джупарова

Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск

WORKING OUT OF THE METHOD OF OUTSOURCING SUBSTANTIATION OF STATE SERVICES IN NONCOMMERCIAL SEGMENT OF PHARMACEUTICAL

MARKET

I.A. Dzhuparova

Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk E-mail: uefarm@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы разработки алгоритма передачи на аутсорсинг государственной услуги. На основе метода экспертных оценок выявлена приоритетность факторов для оценки целесообразности привлечения организации-аутсорсера к оказанию государственных услуг.

Ключевые слова: аутсорсинг, государственные услуги, лекарственные препараты.

В условиях ограниченности бюджетных средств, с одной стороны, и необходимости исполнения социальных обязательств государством, повышения качества предоставляемых бюджетных услуг, с другой стороны, особую актуальность приобретает вопрос о повышении результативности бюджетных расходов в системе размещения и исполнения заказов на оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Частично эту проблему решают: Федеральный закон от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который кардинально изменил систему закупок, переведя её на принципы конкуренции и обеспечения эффективности расходования бюджетных средств; Фе-

The article describes the problems of development of an algorithm for state service outsourcing. On the basis of the expert evaluations method we have revealed the priority of factors for evaluation of reasonability of involvement of outsorter-organization with state services rendering.

Keywords: outsourcing, state services, drugs.

деральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», являющийся нормативной основой совершенствования государственной политики в вопросах предоставления населению и юридическим лицам государственных услуг и др. [1,2].

Однако в условиях сохранения высокой зависимости доходов бюджетов всех уровней от внешнеэкономической конъюнктуры, недиверсифицированной структуры экономики и роста государственных расходов на закупки товаров, работ, услуг, решение задачи создания контрактной системы государственных закупок объективно требует применения новых методов и создания соответствующих институтов, обеспечивающих повышение результатив-

37

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

ности бюджетных расходов. К числу таких способов относится аутсорсинг, который позволяет обеспечить экономию ограниченных бюджетных средств за счет привлечения внешних поставщиков посредством конкуренции между бюджетными учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, привлекаемыми на конкурсной основе.

Аутсорсинг - это передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой организации, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Цель исследования заключается в разработке методики обоснования передачи на аутсорсинг государственных услуг в некоммерческом сегменте фармацевтического рынка.

Разработка методики обоснования передачи на аутсорсинг государственных услуг в некоммерческом сегменте фармацевтического рынка осуществлялась с применением системного и процессного подходов, методов: экспертно-

аналитического, статистического, экспертных оценок. Объектами исследования служили Министерство здравоохранения Новосибирской области и организации, обеспечивающие предоставление государственных услуг

Предлагаемый алгоритм передачи на аутсорсинг государственной услуги включает этапы: обоснование целесообразности передачи видов государственных услуг на аутсорсинг, передачу государственной услуги на аутсорсинг, разработку и внедрение системы мониторинга и контроля качества услуг, переданных на аутсорсинг в некоммерческом сегменте фармацевтического рынка. На основе метода экспертных

оценок выявлена приоритетность факторов (качество услуг, цена, возможность осуществления услуги с использованием собственных производственных мощностей, полнота соблюдения условий), определяющих целесообразность привлечения организации к оказанию государственных услуг с учетом оценки качества реализации государственной услуги при передаче на аутсорсинг.

Государственные учреждения могут передавать на аутсорсинг через систему государственного заказа такие функции, как:

- бухгалтерский учет и расчет налогов;

- юридическое обеспечение деятельности;

- расчет заработной платы сотрудников;

- управление персоналом;

- информационные системы и управление базами данных;

- маркетинговые коммуникации и связи с общественностью;

- управление проектами от разработки до реализации;

- вопросы экономической и информационной безопасности;

- управление логистикой и доставкой.

В процессе изучения аутсорсинга разработана схема алгоритма передачи на аутсорсинг государственной услуги (рис. 1). Предлагаемый алгоритм включает наличие следующих последовательных процедур:

Этап 1. Обоснование целесообразности передачи видов государственных услуг на аутсорсинг. На этом этапе проводится: углубленный анализ рынка услуг аутсорсинга, оценка влияния перехода на аутсорсинг, оценка эффективности расходования бюджетных средств.

В результате анализа и оценки всех факторов, влияющих на оказание услуг, принимается обоснованное решение о целесообразности передачи конкретной государственной услуги бюджетного учреждения на аутсорсинг. В случае положительно принятого решения последует стадия передачи государственной услуги аутсорсеру.

38

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

Рисунок 1 - Алгоритм передачи на аутсорсинг и мониторинга контроля качества государственной услуги

Этап 2. Передача государственной исходит: разработка описания количе-

услуги на аутсорсинг. На этом этапе про- ственных и качественных требований к

39

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

услугам, предполагаемым для передачи на аутсорсинг, разработка требований к аутсорсеру, проведение конкурса по отбору аутсорсера и заключение с ним контракта, разработка и внедрение организационноструктурных, кадровых и других административных решений, связанных с передачей на аутсорсинг. По их результатам заключается контракт на аутсорсинг.

Этап 3. Непосредственная разработка и внедрение системы мониторинга и контроля качества услуг, переданных на аутсорсинг в системе государственного заказа. В качестве основных методов использовали:

- социологические опросы потребителей о качестве предоставляемых государственных услуг;

- мониторинг соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг административным регламентам по оказанию государственных услуг;

- контрольные мероприятия по проверке соответствия административным регламентам.

После обобщения и анализа полученных результатов осуществляется оценка соответствия критериям качества предоставляемой услуги, откуда на выходе возможны два варианта: расторжение контракта и уведомление поставщиков о предстоящем конкурсе (в случае несоответствия показателей качества установленным критериям) или дальнейшее управление контрактом на оказание услуг посредством аутсорсинга. При оценке целесообразности привлечения организации-аутсорсера к оказанию государственных услуг предлагается использовать следующие факторы:

- стоимость услуг;

- качество услуг;

- сроки и характер оплаты;

- полнота перечня оказываемых услуг;

- деловая репутация поставщика;

- квалификация персонала и кадровая политика;

- характеристика производственных мощностей поставщика услуг;

- соблюдение гигиенических требований и требований безопасности;

- условия оплаты (возможные скидки и т.п.);

- возможные риски;

- степень охвата рынка;

- территориальное расположение организации аутсорсера;

- форма собственности;

- полнота соблюдения условий контракта;

- занимаемая доля на рынке услуг;

- возможность осуществлять услуги с использованием собственных производственных мощностей.

Приоритетность учета того или иного фактора выявлена с помощью ранжирования на основе метода экспертных оценок, который позволил произвести сравнение эффективности и предпочтительности заключения контракта с организацией аутсорсером. Исходя из рассчитанной минимальной и максимальной численности, количество экспертов в группе составило 10 -это специалисты государственной службы, а также ученые (в том числе 1 доктор фармацевтических наук, 3 кандидата фармацевтических наук). Все эксперты имеют высшее образование, большой опыт теоретических исследований и практической работы в области, рассматриваемой в исследовании.

Выявлено, что при анализе факторов передачи услуги на аутсорсинг максимальную оценку получили следующие (расположены по убыванию степени важности): качество услуг, цена услуг, возможность осуществлять услуги с использованием собственных производственных мощностей), полнота соблюдения условий контракта. К дополнительным факторам отнесены: условия оплаты (возможные скидки и т.п.), соблюдение гигиенических требований и требований безопасности, территориальное расположение поставщиков услуг относительно потребителей.

Предлагаемая методика позволяла структурировать и выделить услуги, которые возможно и целесообразно передать на аутсорсинг. Важно отметить, что на практике количество потенциальных поставщиков услуг и их оценочных показателей велико, поэтому предлагаемый способ обос-

40

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

нования выбора поставщика позволяет ми- оценки качества передачи государственных нимизировать затраты на функционирова- услуг на аутсорсинг. ние бюджетных учреждений с учетом

Выводы

Разработан алгоритм передачи на аутсорсинг государственной услуги.

Посредством метода экспертных оценок выявлена приоритетность факторов (качество услуг, цена, возможность осуществлений услуги с использованием собственных производственных мощностей, полнота соблюдения условий), определяющих целесообразность привлечения организации к оказанию бюджетных услуг с учетом оценки качества реализации государственного заказа при передаче на аутсорсинг.

Библиографический список

1. Кузнецова Ю.В. Различные формы взаимодействия в рамках модели аутсорсинга // Экономический анализ: теория и практика. - М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2010. - №38. - С. 51-55.

2. Кузнецова, Ю.В. Модель оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг / Ю.В. Кузнецова, Б.И. Вайсблат // Вестник УМО. Экономика, статистика и информатика. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2012. - №2. - С. 101-104.

к к к

Джупарова Ирина Алексеевна - доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения Новосибирского государственного медицинского университета Минздрава России. Область научных интересов: фармацевтический маркетинг, фармацевтический менеджмент. E-mail: uefarm@mail.ru

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.