Научная статья на тему 'Разработка методики картирования учреждений независимого сектора культурного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры'

Разработка методики картирования учреждений независимого сектора культурного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Есипова С. А., Родь Ю. С., Хромцова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методики картирования учреждений независимого сектора культурного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры»

ИС ТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРА ЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 182-192

УДК 338.467.6

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КАРТИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НЕЗАВИСИМОГО СЕКТОРА КУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

С. А. Есипова, Ю. С. Родь, Л. С. Хромцова

Стремление России не отставать от общемирового тренда перехода к постиндустриальной экономике заставляет сегодня переосмысливать и высоко оценивать роль культурных факторов территориального развития. Поэтому в настоящее время более чем актуальны процессы культурного планирования.

Культурное планирование на региональном уровне представляет собой концепцию направлений культурного развития на среднесрочную перспективу с разработкой проектов и мероприятий, направленных на сохранение актуальности данных о культурных ресурсах и потребностях местного сообщества. Организация и реализация культурного планирования - фундамент самостоятельной культурной политики муниципальных и региональных органов управления.

Целесообразность процедур культурного планирования обосновывается, во-первых, необходимостью поддержания социально-экономического уровня региона, во-вторых, повышением эффективности принятия управленческих решений в сфере культуры, и, в-третьих, улучшением интеграции культурных ресурсов внутри территории.

Культурное картирование рассматривается как составная часть культурного планирования и означает не только способ каталогизации культурных ценностей округа, но и инструмент взаимодействия общественности, бизнес-сообществ и государственного (культурного) сектора. Оно способно обеспечить не только понимание культуры, истории и уникальной самобытности региона, но и позволят создавать списки потенциальных партнеров, общественных ресурсов и инструментов, необходимых для успешной реализации проектов в сфере культуры и социальной политики.

Культурное картирование выполняет три важнейшие функции:

1) планирование: определение и отображение культурных ценностей формирует базу информации, которая может быть использована в целях планирования и принятия стратегических решений на уровне государственной власти (культурное планирование и развитие, планирование землепользования, экономического развития, туризма, спорта);

2) повышение культурной мобильности населения: картирование призвано создавать сводные базы данных активов, которые могут быть использованы для поддержки продвижения этих активов;

3) развитие сектора культуры (как коммерческого, так и государственного): построение прочной базы информации будет способствовать расширению сотрудничества культурных групп и распространению новых видов деятельности.

В целом под сущностью культурного картирования следует понимать процедуры сбора информации о культурной среде округа и привлечения заинтересованных сторон для отображения такой информации.

Практика муниципального культурного планирования и картирования появилась из исследований тенденций развития социокультурных процессов середины 1980-х годов, проводимых в странах Канады, Западной Европы, Австралии, Соединенных Штатов. Особенное развитие получило культурное картирование в Канаде.

В 1995г. созданный Колином Мерсером «Справочник культурного сообщества», представляющий собой систему культурных ресурсов Канады и описывающий три инструмента -культурное планирование, культурное картирование и публичное искусство - стал бесценным информационным ресурсом для работников культуры. С тех пор культурное картирование определяется в Канаде через системный подход к выявлению, записи, классификации и анализу культурных ресурсов территориальных сообществ.

Российский опыт культурного картирования только набирает обороты. Так, Кузовникова Л.И. в своей работе «Картирование культурных ресурсов как этап развития творческих индустрию» определяет картирование как процесс составления карты культурного сектора, которая раскрывает его «широту» и «глубину», его потребности и возможности, является базой для формирования культурной политики, а также создает предпосылки для интеллектуального вмешательства с целью стимулирования роста и развития сектора.

Попов А.В. в докладе, озвученном на VIII Пермском Форуме о культурном картировании (2012 г.), приводит следующее определение понятия «культурное картирование»: «... это технология учета (инвентаризации, систематизации, оценки и мониторинга) культурных объектов территории». Культурное картирование автор представляет, как аналитический инструмент процедуры культурного планирования. В авторской формулировке «культурное планирование» представляет собой «.стратегический и интегрированный процесс долгосрочного планирования использования культурных ресурсов территории в целях развития культурного сообщества и среды его жизнеобитания».

Автор (Попов А.В.) определяет следующие формы культурного картирования: 1) исследовательскую - набор исследовательских методов, процедур и технических решений, связанных с систематизацией, инвентаризацией и обеспечением актуальности информационной базы культурных ресурсов; 2) общественно-практическую - набор технологий взаимодействия с различными группами местного сообщества по вопросу о приложении общих усилий, технологий вовлечения и участия в исследовательских процедурах.

Изучение методик картирования культурных объектов, а также их содержания, позволило выработать собственную методику культурного картирования. Особенность данной методики заключается в максимальной детализации этапов.

Таблица 1

Методика картирования коммерческого культурного сектора региона

Этап Стадии Содержание работ Мероприятия

1. Подготовительный 1.1 Планирование Установление целей и задач картирования Проведение инициаторами проекта открытых заседаний

Оценка имеющихся ресурсов: трудовых, финансовых, технических, коммуникационных Поиск партнеров проекта по культурному картированию, произведение расчетов по финансовому обеспечению проекта

1.2 Организация работ Оценка потенциала культурного развития территории Социологические исследования, внутренний аудит, SWOT-анализ

Разработка технического задания по проекту Подготовка документации по проекту культурного картирования

2. Организационный 2.1 Разработка инструментария Разработка категорий культурных ресурсов Проведение работ участниками проектной группы

Составление реестра культурных ресурсов

2.2 Сбор и обработка данных Выбор вариантов представления культурной карты, а также форм доступа к ней Поиск программно-технических комплексов, необходимых для реализации проектов картирования

Создание информационной базы данных проекта Планирование графиков и маршрутов реального или виртуального доступа к культурным ресурсам

Этап Стадии Содержание работ Мероприятия

3. Маркетинговый 3.1 Презентация проекта Представление результатов конечным пользователям Организация семинаров для информирования общественности о культурной карте

3.2 Завершение проекта Подведение итого в картирования Подготовка отчетной документации о завершении проекта

4. Обеспечительный Запуск информационной системы в сети Интернет Проведение коммерческих операций по приобретению домена в сети интернет и созданию сайта

Поддержка и обновление информационной системы Создание постоянно действующего органа по управлению проектом

Рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, работы по реализации проекта культурного картирования.

Устаровлерие целей р задач рартрровария культуррого сектора. Культурное картирование территории необходимо, т.к. оно, как было показано выше, является тем инструментом оценки региональных культурных ресурсов, который необходим для последующей разработки концепций и программ стратегического развития территории.

Джон П. Крецман и Джон Л. Мак-Найт отмечают, что методика культурного картирования должна в первую очередь опираться на организационные цели участников культурного сообщества и только после этого - на классификацию культурных объектов.

Поэтому на данном этапе предстоит определить, на внутренние или на внешние целевые аудитории будет направлена созданная культурная карта, от чего зависит схема дальнейшего взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Оцерка имеющихся ресурсов. От наличия достаточного ресурсного обеспечения зависит ряд вопросов: каков будет территориальный охват картирования, какие целевые группы могут быть привлечены к реализации проекта, какие технические средства будут использованы для выполнения проектных работ и т.д. Осуществление картирования дает возможность представителям культурного сектора (как государственного, так и коммерческого) открыть новые пространства взаимодействия с различными партнерами: а) другими департаментами органа власти (обычно - отделом стратегического планирования или отделом социального развития); б) университетами и прочими исследовательскими учреждениями, работающих в области территориального планирования, социально-экономической географии, исследований городской среды; в) некоммерческими и общественными организациями; г) независимыми профессионалами; д) представителями крупного, среднего и малого бизнеса, медиа-сферы.

Партнерами проекта по картированию коммерческого культурного сектора являлись: Правительственные структуры - Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры (обеспечение технической информацией о маршрутах); Департамент социального развития ХМАО-Югры (обеспечение информацией о демографической ситуации); Департамент информационных технологий ХМАО-Югры (обеспечение программно-технической помощи). Общественные, частные структуры - Образовательные учреждения (технологическая помощь в картировании); Некоммерческие организации (помощь в организации социологических исследований (волонтерство); Организации культурного сектора (взаимодействие государственных учреждений и коммерческих организаций).

Оцерка потерциала культуррого развития территории. Информация, которую предстоит собирать, должна быть объединена в систему культурных ресурсов. Под категорией «культурные ресурсы» понимают:

1) инфраструктуру сферы культуры и досуга (элементы градостроительной среды, функциональные пространства внутри них);

2) элементы культурно-символического пространства и идентичности места: культурные ценности и нормы, уникальные архетипы, культурно-географические доминанты и активные культурные бренды, семиотические контексты и взаимосвязи, опосредующие их;

3) пространство значимых событий и мероприятий.

Изначально целесообразно провести SWOT-анализ коммерческого культурного комплекса региона, а затем сопоставить выявленные в квадрантах позиции с результатами социологических исследований. Таким образом, может быть построена система потребностей культурного сектора.

Таблица 2

SWOT-анализ независимого (коммерческого) культурного комплекса

Сильные стороны Возможности

- культурная самобытность и разнообразие народов; - возможность проведения масштабных международных мероприятий; - рост расходов консолидированного бюджета на развитие культуры; - наличие форм государственной поддержки реализации проектов в сфере культуры в рамках целевых программ; - развивающаяся система этнотуризма - сотрудничество с учреждениями государственного культурного сектора; - установление как кооперационных, так и конкурентных взаимодействий между участниками сектора

Слабые стороны Угрозы

- недостаточная инфраструктурная обеспеченность; - кадровая проблема; - низкий уровень информационной обеспеченности - риск отсутствия механизмов взаимодействия государственного и коммерческого культурных секторов (разность целевых ориентиров)

Разработка категорий культурных ресурсов. Канадские специалисты в этой области, культурное картирование разделяют в первую очередь на: 1) картирование материальных культурных ресурсов, и 2) картирование нематериальных культурных ресурсов (трудноизмеримых культурных ресурсов, связанных с идентичностью места и местного сообщества: уникальных историй, ценностей, традиций, символов и других элементов, составляющих содержание идентичности и качественной специфики места).

Далее, считая под культурными ресурсами именно материальную, формально измеримую сторону социокультурного потенциала территории, канадцы делят их на такие категории, как: а) творческие и культурные индустрии; б) культурные институции местного сообщества; в) объекты культурной инфраструктуры и публичные пространства; г) элементы культурно-исторического наследия; д) элементы природного наследия; е) фестивали и значимые события.

Стоит особо отметить, что данные подкатегории выбраны неслучайно. Каждая из них опирается на специально разработанную Канадскую систему статистики в сфере культуры (Canadian Framework of Cultural Statistics).

На уровне мира в целом недавно была принята не менее значимая Система статистики культуры ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).

В России, в настоящий момент, система классификации культурного сектора отсутствует. Учитывая, что культурное картирование было проведено авторами, главным образом, для систематизации данных о коммерческом культурном секторе, то нами за основу была взята классификация видов экономической деятельности в сфере культуры.

Основываясь на российском и зарубежном опыте картирования, данным полученным в ходе социологического исследования административно -управленческих органов муниципальных образований округа, а также информации, полученной от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра «Музей геологии нефти и газа», Бюджетного учреждения «Государственная библиотека Югры» нами была разработана карта, дающая представление о распределении учреждений и организаций независимого (коммерческого) сектора культурного комплекса Югры (Рис. 1).

Рис. 1. Распределение учреждений и организаций независимого (коммерческого) сектора культурного комплекса Югры

Анализируя полученный материал можно сделать следующие выводы:

Производство изделий народных художественных промыслов представлены в следующих муниципальных образованиях ХМАО-Югры: город Сургут; город Нижневартовск; город Ханты-Мансийск; Сургутский район п. Солнечный; Ханты-Мансийский р-н: п. Горно-правдинск, п.Кышик, п. Цингалы, п. Бобровский, п. Кирпичный, п. Ягурьях.

Независимый (коммерческий) сектор в области дополнительного образования детей (в сфере культуры) активно развивается в городах Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Радужный, Урай. Общее количество 22 предприятия (Рис. 2).

Урай Нефтеюганск Радужный Ханты-Мансийск Нтглттрияртптшт,- -(

Сургут 1 0 2 4 6 8 10 1 12

Рис. 2. Муррципальрые образовария, в которых действуют коммерческие (резависимые) предприятия дополрительрого образовария детей (в сфере культуры).

Производство фильмов как коммерческая отрасль присутствует в городах Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Советский, Радужный, Мегион. Общее количество 12 предприятий (Рис. 3).

Рис. 3. Муррципальрые образовария, в которых действуют коммерческие (резависимые)

предприятия по производству фильмов.

Прокатом фильмов занимаются коммерческие (независимые) 6 предприятий городов: Пыть-Ях, Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск (Рис. 4).

Рис. 4. Муррципальрые образовария, в которых действуют коммерческие (резависимые) предприятия заримающиеся прокатом фильмов.

Показ фильмов: 11 предприятий в таких городах как Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Югорск (Рис. 5).

Рис. 5. Муррципальрые образовария, в которых действуют коммерческие (резависимые)

предприятия по показу фильмов.

Коммерческая деятельность в области искусства присутствует в городе Сургуте, городе Нижневартовске, городе Ханты-Мансийске и в Сургутском районе п. Солнечный, всего 12 предприятий (Рис. 6).

Рис. 6. Муррципальрые образовария, в которых действуют коммерческие (резависимые)

предприятия в области искусства.

Деятельность в области создания произведений искусства, всего 3 предприятия, представлена в городах: Нефтеюганск, Сургут, Радужный (Рис. 7).

Рис. 7. Муррципальрые образовария, в которых действуют коммерческие (резависимые) предприятия в области создария произведерий искусства

Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества развита в 4 городах: Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск и Мегион, всего 7 предприятий (Рис. 8).

Рис. 8. Муниципальные образования, в которых действуют коммерческие (независимые) предприятия в области художественного, литературного и исполнительского творчества

Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений присутствует в городах: Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Нягане, а также в поселке Барсова гора Сургутский района, всего 18 обществ с ограниченной ответственностью (Рис. 9).

Рис. 9. Муниципальные образования, в которых действуют коммерческие (независимые) предприятия по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений

Деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе -

это города Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, всего 4 ООО и 1 некоммерческое партнерство (Рис. 10).

Рис. 10. Муниципальные образования, в которых действуют коммерческие (независимые) предприятия по деятельности актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе

Деятельность коммерческих (независимых) концертных и театральных залов: город Нижневартовск, город Нефтеюганск, город Сургут, город Ханты-Мансийск и город Ня-гань, всего 10 предприятий (Рис. 11).

Рис.11. Муррципальрые образовария, в которых действуют коммерческие резависимые)

корцертрые р театральрые залы

Деятельность ярмарок и парков с аттракционами: город Мегион, город Нефтеюганск, город Сургут, город Ханты-Мансийск, город Нижневартовск, всего 17 предприятий (Рис.12).

Рис. 12. Муррципальрые образовария, в которых действуют коммерческие (резависимые) предприятия ярмарки р парки с аттракциорами

Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев: Мегион, Пыть-Ях, Лянтор, Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, 11 предприятий (Рис. 13).

Рис. 13. Муррципальрые образовария, в которых действуют коммерческие (резависимые) предприятия: тарцплощадки, дискотеки, школы тарцев

Прочая зрелищно-развлекательная деятельность, не включенная в другие группировки: Сургут, Нижневартовский р-н р.п. Излучинск, Нягань, Мегион - 7 предприятий (Рис. 14).

Рис. 14. Муниципальные образования, в которых действуют коммерческие (независимые) предприятия, занимающиеся прочей зрелищно-развлекательной деятельностью, не включенной в другие группировки

Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа присутствует в городах: Урай, Нижневартовск, Радужный, Нефтеюганск, Сургут, Ханты-Мансийск, Югорск, Ко-галым, Советский, Лянтор, а также в районах: Кондинском п. Междуреченский, Березовском п. Игрим, Сургутском п. Федоровский, всего 19 предприятий (Рис. 15).

Рис. 15. Муниципальные образования, в которых действуют коммерческие (независимые) предприятия: библиотеки, архивы, учреждения клубного типа

Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий: Сургут, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, всего 5 предприятий (Приложение 16) (Рис. 16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.