Научная статья на тему 'Разработка методики формирования стандартизованной социальной отчетности для ПАО "Украинская железная дорога"'

Разработка методики формирования стандартизованной социальной отчетности для ПАО "Украинская железная дорога" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СОЦіАЛЬНА ЗВіТНіСТЬ / SOCIAL REPORTING / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / UKRAINIAN RAILWAY / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / ОТРАСЛЕВОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ЗАЛіЗНИЧНИЙ ТРАНСПОРТ / СОЦіАЛЬНА ВіДПОВіДАЛЬНіСТЬ / ГАЛУЗЕВИЙ СТАЛИЙ РОЗВИТОК / РЕСТРУКТУРИЗАЦіЯ / FINANCIAL REPORTING / NON-FINANCIAL REPORTING / JOINT STOCK COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкулипа Л.В.

Исследована поэтапная методика формирования стандартизированной социальной отчетности, рассмотрены ее составляющие, принципы и стандарты, которым она должна соответствовать. Приведены преимущества и недостатки социально ответственных действий других мировых компаний, которые позволяют перенять опыт и избежать негативных факторов в процессе внедрения ее в практическую деятельность ПАО «Украинская железная дорога». Спрогнозировано результат от внедрения исследованной методики в будущем, что будет способствовать повышению доверия сотрудников, дополнительной инвестиционной привлекательности и устойчивому развитию отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STANDARDIZED SOCIAL REPORTING FORMATION METHOD FOR PJSC "UKRAINIAN RAILWAY"

Phased method of forming a standardized social reporting, considered its components, principles and standards that it should conform was developed in this article. The ten basic steps were developed forpreparation of the social reporting of PJSC «Ukrainian Railway» that are divided into three cycles and have all-covering function of the preparation of the first social report to its not only preparation, but also the spread and expansion of boundaries and stakeholder groups that will ultimately get the trust clients and investors. A sample of primary structure with the components (content), which should be included in the social report of PJSC «Ukrainian Railway», is made based on the developed main stages of forming a social accountability for the PJSC «Ukrainian Railway». All data have to analyze not only the accounting figures, but also the financial, operational, statistical. The study of existing social reporting in the railway industry in other countries, as well as in the companies of other activities, their audit conclusions, have been allowed us to find and analyze the main disadvantages of this type of reporting. Also it have been allowed to define international standards of social responsibility that are suited to the industry, as well as consider all this while implementing standardized social reporting of PJSC «Ukrainian Railway». As a result, this article are shown the advantages and disadvantages of socially responsible actions of other international companies that allow to learn from and to avoid the negative factors in the implementation process into practical activity of PJSC «Ukrainian Railway».

Текст научной работы на тему «Разработка методики формирования стандартизованной социальной отчетности для ПАО "Украинская железная дорога"»

ISSN 2226-3780 ВОПРОСЫ МАКРОЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

19. Кириченко, Е. И. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века [Текст] / под общ. ред. Е. И. Кириченко. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — Кн. 2. — 560 с.

20. Гутнов, А. Э. Эволюция градостроительства [Текст] / А. Э. Гут-нов. — М.: Стройиздат, 1984. — 256 с.

21. Русанова, I. В. Транспортно-пересадочш вузли у плану-вальнш структурi найбшьшого мюта [Текст]: зб. наук. пр. / I. В. Русанова, I. В. Склярова // Досвщ та перспективи розвитку мют Украши. Проблеми розвитку найкрупшших мют Украши. — 2011. — № 20. — С. 259-268.

22. Чобан, О. Я. Принципи модершзаци та реконструкцп залiз-ничних вокзальних комплекав юторичних мют [Електронний ресурс] / О. Я. Чобан // Вюник Национального ушверсите-ту «Л^вська полггехшка». Серiя: Архiтектура. — 2013. — № 757. — С. 321-324. — Режим доступу: \www/URL: \www/ URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/VNULPARX_2013_757_51

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОКЗАЛОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ

Исследованы возможности современных вокзалов и вокзальных комплексов мира, что позволило обобщить принципы организации вокзалов, выявить мировые тенденции развития эффективного управления вокзалов, как среды предоставления дополнительных услуг, исследовать значение и роль вокзалов, как в пассажирском секторе железнодорожных перевозок, так

и в жизни общества. Это дает возможность разнообразить ассортимент дополнительных услуг, предоставляемых на вокзалах с целью получения дополнительных источников дохода.

Ключевые слова: железнодорожный вокзал, вокзальный комплекс, эффективное управление, ассортимент дополнительных услуг, доходность.

Кисть Свтлана BÎKmopiena, тженер, Регюнальна фтя «nie-денна залiзниця» Публiчного акщонерного товариства «Укр-залiзниця», Хартв, Украта.

Тройткова Олена Миколагвна, кандидат eKOHOMi4Hux наук, доцент, кафедра управлтня державними i корпоративними фтансами, Укра1нський державний утверситет залiзнuчного транспорту, Хартв, Украта, e-mail: ainalen@yandex.ua.

Кысиль Светлана Викторовна, инженер, Региональный филиал «Южная железная дорога» Публичного акционерного общества «Укрзализныця», Харьков, Украина.

Тройникова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления государственными и корпоративными финансами, Украинский государственный университет железнодорожного транспорта, Харьков, Украина.

Kysil Svetlana, Regional Branch of the «Southern Railway», Public Joint Stock Company «Ukrzaliznytsia», Kharkiv, Ukraine. Troinikova Helena, Ukrainian State University of Railway Transport, Kharkiv, Ukraine, e-mail: ainalen@yandex.ua

УДК 657.631:656.078 001: 10.15587/2312-8372.2016.87543

Шкулипа Л. В. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ

ФОРМИРОВАНИЯ СТАНДАРТИЗОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ПАО «УКРАИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Исследована поэтапная методика формирования стандартизированной социальной отчетности, рассмотрены ее составляющие, принципы и стандарты, которым она должна соответствовать. Приведены преимущества и недостатки социально ответственных действий других мировых компаний, которые позволяют перенять опыт и избежать негативных факторов в процессе внедрения ее в практическую деятельность ПАО «Украинская железная дорога». Спрогнозировано результат от внедрения исследованной методики в будущем, что будет способствовать повышению доверия сотрудников, дополнительной инвестиционной привлекательности и устойчивому развитию отрасли.

Ключевые слова: социальная отчетность, железнодорожный транспорт, социальная ответственность, отраслевое устойчивое развитие, реструктуризация.

1. Введение

Практика показывает, что финансовой отчетности становится недостаточно для отображения социального измерения и других эколого-экономических аспектов, которых требует современный капитализм. Сейчас развитие социальной (нефинансовой) отчетности в Украине существенно отстает от подобного развития в мире. На сегодняшний день наблюдается рост количества социальных отчетов среди зарубежных компаний (если в 1992 году таких отчетов было около 100, то в 2010 году — более 3000), большинство из которых отмечают,

что им удалось таким образом найти новых партнеров и инвесторов. Это подтверждается тем, что потенциальные инвесторы ищут две вещи — полную открытость и этическое поведение, которое может предоставить только социальный отчет. Если анализировать раскрытие информации о нефинансовыех аспектах деятельности предприятий в макроэкономическом разрезе Украины, то только 10 % компаний из 100 крупнейших по объемам чистого дохода готовят и публикуют нефинансовые отчеты. Для сравнения — в развитых странах такие отчеты готовят 80 % компаний из 250 крупнейших, в развивающихся странах — 45 % из 2200 компаний [1].

Актуализация вопроса социальной отчетности для ПАО «Украинская железная дорога» объясняется не только прогрессивным развитием национального стратегического менеджмента, корпоративной культуры, удовлетворения потребностей заинтересованных лиц, но и изменением его организационной формы правления от 21 октября 2015 на Публичное акционерное общество «Украинская железная дорога» (сокращенно — ПАО «Укрзализныця», далее — ПАО «УЗ»). Именно на этапе этих структурных изменений актуальной становится необходимость уделить внимание социальной составляющей в результатах деятельности отрасли и составлению стандартизованной социальной отчетности для выхода на международный уровень, повышения ее инвестиционной привлекательности в дальнейшем. Ведь в мире социальные выгоды реструктуризации являются открытыми, реформаторами-практиками осознанно, что любое изменение в деятельности влечет за собой не только экономические, но и моральные последствия. Забота о морали является прямой обязанностью руководства любого предприятия, а максимизация прибыли — необходимое, но недостаточное условие для устойчивого его развития. Поэтому, реструктуризация железнодорожного транспорта как система организационно-экономических, правовых, технических мероприятий должна базироваться на новых, социально-ответственных принципах и действиях, которые обязуются отчитываться за экологические, социальные, экономические последствия деятельности перед обществом.

2. объект исследования

и его технологический аудит

Объектом исследования является разработка методики формирования стандартизованной социальной отчетности, которая включает в себя обязательную информацию не только о результатах экономической деятельности, но и социальные, и экологические показатели. Социальная отчетность является «документально оформленной совокупностью данных коммерческой организации, отражает среду компании, принципы и методы сотрудничества с группами влияния, результаты деятельности компании в экономической, социальной и экологической сфере жизни общества» [2]. Иными словами, социальная отчетность является формой документального подтверждения социальной политики, проводимой бизнес-структурами в отношении внутренних и внешних групп заинтересованных сторон. К технологическому аудиту относим все поэтапные методы ее внедрения в практическую деятельность предприятий железнодорожного транспорта Украины. В основу даного исследования положены стандартизованные социальные отчеты предприятий железнодорожного транспорта России, Бельгии и США непосредственно с их веб-сайтов, раздел «Социальная ответственность».

3. цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в разработке собственной методики формирования стандартизованной социальной отчетности для ПАО «УЗ», для достижения которой в статье поставлены следующие задачи:

1. Разработать основные этапы формирования социальной отчетности для ПАО «УЗ».

2. Исследовать основные структуры и части (содержание), которые должны входить в социальную отчетность ПАО «УЗ».

3. Проанализировать существующие социальные отчетности на предприятиях железнодорожного транспорта других стран, их аудиторские выводы, в котором характерны собственные недостатки даного вида отчетности.

4. Раскрыть возможные пути внедрения полученных результатов в практическую деятельность ПАО «УЗ» в условиях развития корпоративной социальной ответственности (далее — КСО) с учетом собственных национальных особенностей отрасли.

4. Анализ литературных данных

В настоящее время в научных кругах идет процесс анализа накопленного за рубежом опыта в сфере внедрения социальной отчетности, предлагаются решения методологических и методических вопросов формирования социальной отчетности [3]. Исходя из практических апсектов, к сожалению, они не имеют универсального характера для украинских отраслей, а разработка методики формирования стандартизованной социальной отчетности для ПАО «УЗ» не была вообще исследована с точки зрения поэтапного ее внедрения на практике, и поэтому тема осталась открытой.

Из рассмотренных теоретико-методологических аспектов анализа процессов устойчивого развития автором работы [4] было подчеркнуто, что в данной ситуации единственным выходом на путь устойчивого развития железнодорожного транспорта является формирование системы социальной ответственности и обнародования социальной отчетности. Хотя, председатель наблюдательного совета ОАО «Концерн-Электрон», считает, что обязательность обнародования обширной информации об обществе, которую предусматривает ст. 78 Закона Украины «Об акционерных обществах» [5], может повредить профессиональной деятельности предприятия, «раскрыв» все коммерческие тайны. «По моему мнению, на странице должна находиться только общая информация об акционерном обществе. Нецелесообразно обнародовать отчетность, предусмотренную специальными подзаконными актами для государственных органов», — отмечает он [6]. Но среди ученых бытует иное мнение: «отчетность должна предоставляться не только органам статистики, но и трудовым коллективам» [7], с которого подтвержается, что следует детализировать социальные показатели не только в публичных документах и отчетности, предоставляемой государственным органам, но и работникам предприятия.

Акцент в социальном отчете делает на приоритетность безопасности и здоровья работников в области социальной ответственности Генеральный директор одной из ведущих компаний на рынке КСО, А. Попов. Этот акцент компания проявляет во вложении значительных средств в модернизацию производства, формирование культуры, безопасности труда и обучения работников необходимым навыкам [8]. Но, к сожалению, подавляющее большинство украинских предприятий не отмечают целью социальной отчетности — повышение социальных гарантий работников, для заботы о природе, социальной эффективности, поддержание достойного уровня СОБ. Хотя, существуют единичные компании, представляющие в нефинансовой отчетности

высокий уровень профессионализма своих работников и первопричиной его составления называют развитие человеческого капитала. Это, в частности, компании:

— «Фокстрот», которая отмечает «основной актив холдинга — персонал»;

— «Донецкая топливно-энергетическая компания» отмечает квалификацию работников, их умение быстро адаптироваться и накапливать новые знания и навыки;

— «Интерпайп» — долгосрочные инвестиции в персонал «Смарт-Холдинг» — профессиональное развитие сотрудников и совершенствования системы социальной защиты коллективов;

— «Астелит» (оператор life :)) наибольшую ценность видит в человеческом ресурсе [9]. Интересным фактом отметим, Голландский институт

стандартов качества (КЕМА) в свой годовой отчет за 1994 г. включил «баланс знаний», в котором попытался отразить стоимость знаний людей, работающих в компании. Для этого ими был использован метод расчета относительной стоимости нематериальных активов путем расчета затрат, связанных с приобретенными знаниями и навыками, обучением, образованием, накоплением опыта в компании и за ее пределами. Такой метод помог оценить знания данной компании в 700 млн. гол. гульденов при балансовой стоимости активов института в 180 млн. гол. Гульденов [10]. Как отмечает А. Данилюк, координатор Глобального договора в Украине: «Примерно 50 % рейтинга компаний Forbes имеют социальный отчет». Хотя, по данным KPMG, более 75 % компаний, которые публикуют социальные отчеты, называют первопричиной этого экономические соображения, другие компании причины связывают с собственной репутацией. Так или иначе, социальный отчет — это лицо предприятия, направленное в сторону общества, хотя может быть и со своими коммерческими целями. Но это «лицо» должно быть регламентированным. Умесно отмечает директор компании «Оболонь» А. Яцюк: «Мы с самого начала выбрали GRI, потому что это — максимальный социальный стандарт» [11].

Вследствие этого, необходимость разработки методики формирования стандартизованного социального отчета для ПАО «УЗ» остается актуальной, поскольку заостряется необходимость соответствия ее главным принципам социальной ответственности и международным требованиям GRI, АА 1000, адаптированных к украинским рыночным условиям согласно проекта Экспертного совета Форума СОБ Украины «Социальная ответственность: принципы и рекомендации по отчетности» [2], нормативных положений Устава железных дорог Украины и действующего законодательства Украины в целом.

5. материалы и методы исследований

В ходе исследования применены общенаучные и специальные методы и приемы познания. С помощью абстрактно-логического метода и причинно-следственной связи определено значимое место социальной составляющей в современной мировой экономике, учете, и роль социальной отчетности в новой экономической среде. Методы теоретического обобщения, группировки и сравнения позволили проанализировать существующие виды отчетностей по социальному контексту. Методы аналогии, диалектический метод и системный подход

использовались для разработки организационно-методического подхода к стандартизации социальной отчетности. С помощью методов индукции и дедукции обоснованы рекомендации по внедрению даной разработки в практическую деятельность предприятий ПАО «УЗ» в период реструктуризации железнодорожной отрасли. Диалектический метод познания в сочетании с наблюдением и сопоставлением позволил усовершенствовать существующую систему социальной ответственности в разрезе стандартизации социальной отчетности как главного инструмента ее реализации, исходя из существующих недостатков в других странах.

6. Результаты исследования

Отсталая тенденция в формировании и применении социальной отчетности в практической деятельности ПАО «УЗ» объясняется отсутствием осознания практической необходимости системы социальной ответственности (далее — КСО). Положительным сдвигом на пути к КСО в железнодорожной отрасли Украины следует отметить значимость осознания руководством области собственной ответственности. Так, по словам экс-министра инфраструктуры А. Пивоварского, структура управления «Укрзализныцей», что является естественной государственной монополией, представляет собой «полусистему коллективной безответственности» [12]. Осознание негативного фактора безответственной работы — это уже первый шаг навстречу КСО. Дальнейшая практическая реализация возможна через выбор социальной стратеги (в т. ч. инструментов реализации) и концептуальную разработку КСО. Как инструмент реализации выступает лучше всего именно стандартизированная форма социальной отчетности, которая требует особый научно-практический подход в разработке. В частности, методики формирования такого отчета для ПАО «УЗ», основанной на собственных принципах соблюдения и международных стандартах, что в дальнейшем может лечь в основу стандартизации отчетов на предприятиях других отраслей экономики страны.

На сегодня из 165 компаний, которые декларируют свою социальную ответственность в Украине, только 17 из них публикуют отчеты по КСО на основе рекомендаций Международной Инициативы по отчетности GRI (Global Reporting Initiative), и 2 — на основе АА 1000 (Accountability — пер. с англ. «ответственность»). К сожалению, сейчас на украинских железных дорогах применяется свободная форма социальной отчетности, которая не допускает проведения социального аудита — анализа эффективности социальных программ компании и проверки их на соответствие стандартам, регламентирующих ориентиры в процессе внедрения. Как результат, такая информация:

— во-первых, не является аналитической;

— во-вторых, не сопоставима с другими стандартизированными социальными отчетами;

— в-третьих, не способствует оценке и признанию со

стороны украинских и международных организаций.

Исходя из этого, актуализация вопроса стандартиза-

цованои формы социальной отчетности для ПАО «УЗ», возрастает не только в связи с изменением организационной формы правления, но и с переходом отрасли на международные стандарты финансовой отчетности. Это позволит на даном переходном этапе разработать

и внедрить стандартизированный социальный отчет, который будет также являтся официальным документом как и финасовая отчетность, и будет признан в международном корпоративном сообществе.

В процессе исследования было рассмотрено мно-жетсво социальных отчетностей, которые открыты для просмотра на веб-сайтах уважающих себя крупнейших прибыльных корпораций, и не только в пределах Украины. Так, в результате проведенного исследования Центром развития КСО в первую десятку по индексу прозрачности попали следующие украинские компании ДТЭК (80 %), Метинвест (73 %), Оболонь (70 %), АрселорМиттал Кривой Рог (61 %), Систем Кэпитал Менеджмент (59,5 %), Киевстар (58,5 %), Интерпайп (53 %), Эрнст энд Янг Украина (52,5 %), МЕТРО Кэш энд Керри Украина (52 %), Галнафтогаз (51,5 %) [13]. Индекс прозрачности по предприятиям железнодорожного транспорта составил: 1) Львовская железная дорога — 17,5 % (43 место среди 109 проверенных);2) Юго-Западная железная дорога — 15,5 % (53 место); 3) Приднепровская железная дорога — 13,5 % (67 место); 4) Одесская железная дорога — 11 % (77 место); 5) Донецкая железная дорога — 10 % (82 место); 6) Южная железная дорога — 5,5 % (101 место).

В то время, как российские железные дороги (ОАО «РЖД») занимают третье место среди 50 успешных предприятий с наиболее высокой степенью социальной ответственности [14]. Свою успешность руководитель ОАО «РЖД» В. И. Якунин объясняет тем, что «главный капитал Компании — ее сотрудники: это более одного миллиона специалистов, которые круглосуточно обеспечивают непрерывный процесс железнодорожных перевозок, а операционная деятельность ОАО «РЖД» затрагивает интересы сотен миллионов людей» [15]. Именно с этой целью распоряжением № 1341-р от 25.06.2008 г. была создана Рабочая група по подготовке корпоративного социального отчета и проведения социального аудита. Поэтому проанализируем перечень многих компаний, которые подают социальную отчетность уже не первый год (табл. 1).

Из табл. 1 отчетливо видно, что небольшая группа компаний использует у формировании собственного социального отчета международный стандарт АА 1000. Это в основном крупные прибыльные компании. Все остальные компании либо самостоятельно разрабатывают критерии для раскрытия информации (СоР), либо вообще составляют социальную отчетность не регулярно.

Целесообразность выбора социального отчета для ПАО «УЗ», ориентированного именно на стандарт АА 1000 и принципы Глобальной инициативы по отчетности GRI, объясняем тем, что деятельность железнодорожного транспорта существенно влияет на общество (это соответствует требованиям АА 1000), а стандарт GRI способен повысить инвестиционные шансы отрасли и обеспечить выход на международный уровень. При этом, первый стандарт требует от социального отчета быть исчерпывающим, полным, достоверным, сопоставимым, надежным, существенным и понятным для внедрения в повседневную практику железнодорожного транспорта системы постоянного диалога с заинтересованными сторонами, на которых деятельность отрасли может оказывать влияние или сами влияют на ее деятельность. Отчет, подготовленный с учетом принципов и рекомендаций Руководства GRI версии G3 (2006) в области устойчивого развития, ис-

пользуют крупнейшие мировые корпорации (Ford, ABB, Microsoft, General Motors) и некоторые наиболее прогрессивные отечественные компании (в частности, Киев-стар, СКМ, Эрнст энд Янг, Металлинвест, Оболонь [16]). Данный факт весомо объясняет предложенную методику составления стандартизованной социальной отчетности на ПАО «УЗ» в международном формате, что поможет придти к единому пониманию принципов и подходов, задачу совместимости отраслевой терминологии при представлении данных как в Украине, так и за ее пределами. Кроме того, одним из основных преимуществ GRI при составлении социального отчета является использование рекомендаций:

а) поэтапно;

б) с учетом специфики отрасли.

(А) В даном случае, регламентируемая поэтапность для ПАО «УЗ», которое только становится на путь отчетности об устойчивом развитии, является целесообразной, так как позволяет на первом этапе использовать общие принципы в подготовке данного документа по одной или нескольких областях деятельности с постепенным расширением на все остальные. Учитывая это преимущество стандарта GRI и опыта других отечественных и зарубежных предприятий, при составлении социальной отчетности ПАО «УЗ», предлагаем использовать следующие разработанные этапы (табл. 2).

(Б) В транспортном секторе отраслевых приложений Инструкции G3 содержатся рекомендации по применению в социальной отчетности показателей результативности в разрезе движения товаров и материалов, грузовых перевозок, человеческого фактора [18]. Хотя, данный сектор и предназначен в основном для услуг поставки, чем для пассажирских перевозок, в нем все же рассматриваются специфические особенности железнодорожных компаний, в частности, вагонный парк, загрязнение воздуха в городах, пробки, шум/вибрация, развитие транспортной инфраструктуры, безопасность дорожного движения, которые имеют дополненное обозначение — LTi, LT2, LT3...LTn.

В результате, данные стандартизированного социального отчета можно приравнять по существенности к учетным данным, а также выделить общность этих двух видов отчетов, в том числе пользователей и особенности: периодичность; разработка к условиям деятельности предприятия. При этом необходимость обнародования выступает как отличительная черта между ними, а также основанность на международных стандартах. Таким образом, учитывая вышеуказанные преимущества международных стандартов позволяет значительно облегчить процедуру составления стандартизованного социального отчета на ПАО «УЗ», который сможет являтся официальным документом и достойно представлять предприятие на рынке. Иными словами можно назвать это «гудвилом» компании. Для эффективного внедрения последнего на практике требует:

1) привлечение участников в основной деятельности отрасли; специалистов в области социальной ответственности, которые имеют соответствующую подготовку в нужном направлении и способны разработать стабилизационные показатели, включить их в широкий экономический контекст, представить так, чтобы руководитель мог оценить прогресс предприятия, сравнится с конкурентами;

2) организации постоянного диалога с деловыми партнерами, потребителями и другими общественными институтами.

таблица 1

Анализ украинских компаний, которые подают социальную отчетность за 2005-2011 гг.

№ Компания/дата присоединения, если является членом ГД ООН Стандарт отчетности Отрасль Года Процент прозрачности

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1 DTEK /24.05.2007/ GRI, СоР Электроэнергетика Х Х + Х + + Х 80

Корпоращя «Intel» СоР Х Х Х Х + Х Х Х

«SIEMENS Украина» /28.05.2006/ СоР Х Х Х + + Х Х Х

2 ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ» /23.02.2010/ GRI Металлургическая и горнодобывающая Х Х Х + + + Х 73

ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» - Х Х Х Х Х + + 61

ЗАО «СКМ» /11.08.2006/ CoP, GRI + Х Х + + + + 59,5

ОАО Дншровський меткомбшат Х Х Х Х + Х Х Х

ЗАТ «Кшвський завод вуглекислоти» /20.11.2006/ СоР Х Х Х + Х Х Х Х

ОАО «Запорожсталь» СоР Х Х + + + + Х Х

3 ЗАО «Оболонь» /14.06.2007/ GRI, СоР Производство пищевых продуктов Х Х + + + + + 70

ООО фирма «Астарта-Киев» /07.11.2007/ СоР Х Х Х + + + + 46

«Бритиш Американ Тобакко Украина» GRI, АА 1000 Х + + Х Х Х Х 45,5

«Славутич» Carlsberg Group /21.04.2010/ СоР, GRI Х Х Х Х Х + + Х

Henkel в УкраМ СоР Х Х Х Х Х + + Х

ТОВ «Кока-Кола Беверщж Украша» /15.09.2006/ СоР Х Х + + + + + Х

4 ЗАО «Киевстар Джи.Эс.Эм.» /09.05.2006/ СоР Телекоммуникации Х Х + + + + Х 58,5

ТОВ «Астелит Лтд» (Life) /14.06.2007/ СоР Х Х Х Х + (+) (+) Х

ВОЛЯ /19.11.2006/ СоР Х Х Х + + + + Х

«Майкрософт Украина» Х Х Х + Х Х Х Х

МТС Украша /14.06.2007/ СоР, GRI Х Х Х Х Х + + 29,5

5 ООО «Ernst&Young Ukraine» /03.03.2008/ СоР, GRI Аудиторская и консультационная Х Х Х Х + + + 52,5

6 ОАО «Концерн Галнафтогаз» /03.05.2007/ СоР Нафтогазовый сектор Х Х Х Х + Х Х 51,5

ООО «ТНК-ВР Украина» /08.05.2006/ СоР Х Х + + + + Х 39,5

ВАТ «1нститут транспорту нафти» /11.08.2006/ СоР Х Х Х + Х Х Х Х

7 PRICEWATERHOUSECOOPERS Украина - Образование, здравоохранение Х Х Х Х Х + Х 39

Фармацефтична корпорацiя Артерiум - Х + + + + + Х Х

8 METRO Cash & Carry Украина - Другие виды услуг Х Х Х Х + Х Х 52

ГК «ФОКСТРОТ» /14.12.2006/ СоР Х Х Х + + + + Х

ВиДы групп GRI + + + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТОВ «Лео Бернетт Украша» /09.05.2006/ СоР Х Х Х Х + Х Х Х

Мжнародна Маркетингова Група Украша /18.04.2008/ СоР, GRI Х Х Х Х + Х Х Х

«Гештальт Консалтшг Груп» /22.03.2005/ СоР Х Х Х + Х Х Х Х

9 Platinum Bank GRI Финансы и страхование Х Х Х Х Х + Х Х

Укрсоцбанк /19.11.2006/ СоР Х Х Х Х + Х Х Х

«НАДРА БАНК» /08.05.2006/ СоР Х Х + + Х Х Х Х

ЗАТ «ПРОСТО — страхування» СоР Х Х Х + Х Х Х Х

АО «Пласке» /28.11.2007/ СоР Х Х Х + + Х Х Х

10 «Бiтско Тревел» /08.05.2006/ СоР Транспорт и туризм Некомерческие Х Х Х + Х Х Х Х

«NIKO» /15.09.2006/ СоР Х Х + + + + + Х

Федерацiя роботодавцiв Украши /02.06.2006/ CoP, AA1000 Х Х + + Х Х Х Х

11 НВП «ОМiТех» /02.06.2006/ СоР Жилищно-комунальное хозяйство Х Х Х Х + Х Х Х

«ХХ1 столетие» /15.09.2006/ CoP, GRI Х Х + + Х Х Х Х

12 ТОВ «Едипресс Украина» /14.06.2007/ СоР Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная Х Х Х Х + Х Х Х

13 Interpipe /02.06.2006/ СоР, GRI Производство металлических труб и желез-нод. колесных пар Х Х + + + Х Х 53

14 BDO Украина СоР Другое Х Х Х Х Х + + 40,5

15 Тетра Пак Украина /09.05.2006/ - - Х Х + Х + Х Х 30

примечание: разработано на основе [9] и обновлено на основе информации с веб-сайтов этих компаний.

Таблица 2

Этапы составления социальной отчетности ПАО «Укрзализныця»

Этапи Описание процедуры составления социальной отчетности

Начальный цикл. Подготовка первого социального отчета

Этап 1 Руководство принимает решение о начале подготовки первого социального отчета в соответствии с требованиями стандарта, например, АА 1000

Этап 2 Создается Комитет по социальной отчетности (принцип интеграции)

Этап 3 Создается Совет, в состав которой приглашаются представители правоохранительных органов, экологических и других общественных организаций — лидеров гражданского общества)

Этап 4 Ведется активная подготовка первого социального отчета (открытость и качество процесса социальной отчетности)

Этап 5 Приглашается независимая организация-модератор

Этап 6 Избирается для внешнего аудита независимая аудиторская компания

Этап 7 Определяются регионы, которые охватывает отчетность

ВТОРОЙ ЦИКЛ. Составление и распространение социальной отчетности

Этап 1 Размещение на официальном сайте компании

Этап 2 Распрстранение социального отчета через офисы компаний заинтересованных сторон в деятельности предприятия: государство, физические лица, общественные организации

Этап 3 Презентация на публичных мероприятиях (конференции, круглые столы, встречи, в которых принимают участие деловые партнеры, представители органов государственной власти)

ТРЕТИЙ ЦИКЛ. Расширение границ отчета и групп заинтересованных сторон, которые привлекаются в процесс формирования социального отчета

Примечание: составлено автором вследсвии обработки источника [17].

Стоит учитывать, что при подготовке нефинансовой отчетности возникает проблема несоответствия данных внутреннего учета с требованиями международных практик (в частности, GRI). Например, в Украине расчет травматизма на производстве традиционно ведется в расчете на количество произведенной продукции, тогда как приемлемой практикой в мире является количество травм на тысячу работников или отработанных человеко-часов. Перерасчет показателей может потребовать новой информации, поэтому реформаторы ПАО «УЗ» должны учесть данную потребность согласования показателей и сбора данных, которая может существенно повлиять на время, необходимое для подготовки отчета. В связи с этим на рис. 1 приведен фрагмент обобщения одного из 39-ти показателей Инструкции GRI и отраслевого приложения транспортного сектора, с финансовыми (учетными) данными для постановки целей и оценки результатов деятельности организации в экономике, экологии и социальной сферах, включая экономические, экологические показатели, организации труда, соблюдение прав человека, взаимодействия с обществом и ответственности за продукщю [19].

Отражена в экономической результативности (рис. 1), рационализация расходов нуждается в понимании необходимости всяческого содействия развитию в Украине систем безопасного общественного транспорта, особенно в крупных городах. К сожалению, в государстве предусматриваются бюджетные ассигнования на развитие автомобильного транспорта, который и так является большой нагрузкой на общество. В то время, как автомобильные удельные затраты при пассажирских и грузовых перевозках превышают железнодорожные в 4,5 раза [20].

* политика, инструменты реализации, система управления результативное тью (включает риски и возможности, стратегию и программы), соблюдение нормативной базы

| Составляющие, присущие исключительно

соответствующему разделу социальной отчетности

** учетная информация экономическим, социальным показателям GRI

разбивкой по экологическим

Кадровая политика ! Оплата труда и мотивация Корпоративная политика Охрана и безопасность труда

LT1

/СОЦИАЛЬНАЯ

РАЗДЕЛ 3.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами (описание, формы, результаты)

РАЗДЕЛ 6*. Взаимодействие с перс | РАЗДЕЛ 7. Соблюдение прав человека

РАЗДЕЛ 8*. Взаимодействие с обществом

РАЗДЕЛ 9*. Ответственность перед пользователями

РАЗДЕЛ 4*. Инвестиционная

деятельность__

Показатели экономической результативности (пассажирские, грузовые перевозки, международное взаимодействие)

Элементы бухгалтерской отчетности

Элементы социальной отчетности

Бла^^ворительная деятельность Государственная поддержка Информ^ирнная прозрачность

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Присутствие на рынках

РАЗДЕЛ 1, 2. Общая информация компании

** РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Рис. 1. Разработанная взаимосвязь интегрированной отчетности для предприятий железнодорожного транспорта

При разработке методики стандартизации социального отчета ПАО «Укрзализныця» в данной работе, использованы следующие структурные элементы (табл. 3), которые соответствуют принципам доступности, сбалансированности, точности и сопоставимости информации, и направлены на понятность для тех, кто принимает финансовые решения. Но, следует заметить, что при составлении социального отчета в практической деятельности ПАО «УЗ», необходимо, кроме теоретической части, учитывать опыт компаний-практиков, которые уже не первый год ведут такую отчетность и могут указать на главные недостатки в процессе ее составления. Например, негативным моментом для современной ситуации на железнодорожном транспорте, следует отметить то, что все компании Украины, которые начинают подготовку собственных социальных отчетов, имеют недостаточное количество украинских примеров для сравнения. Поэтому, украинским железным дорогам, следует обратить внимание на ев-

ропейские отраслевые ассоциации, большинство из которых либо имеют рабочие группы по вопросам КСО, или обнародуют отчеты по КСО уже длительное время [21].

Учитывая опыт предприятий-практиков в сфере составления социальной отчетности и толкования социального отчета, предлагаем создание следующего базиса для подготовки успешного социального отчета для украинских предприятий, в том числе для ПАО «УЗ» (рис. 2).

На начальном этапе подготовки и составления социального отчета, предложенный базис-основа (рис. 2) может выступать основой, ориентируясь на которую желательно акцентировать внимание на:

1) четком понимании важности и необходимости социального отчета, иначе ожидание содействия в его подготовке будет напрасным;

2) вовлечении в процесс участников, которые оценивают собственную роль в нем, ответственность и последствия;

таблица 3

Структурные элементы социальной отчетности для ПАО «Укрзализныця»

Название раздела Содержание

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Содержит обращение руководства о значимости устойчивого развития для железнодорожного транспорта Украины и общую информацию об отчете (веб-сайт, электронная почта, календарный год, за который отчитывается), программу реформирования, нормативно-правовую базу его подготовки и обранные принципы в реализации социальной отчетности; общую оценку отчета, область, границы, которые он охватывает

Раздел 1 «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ» Содержит общую характеристику Общества: полное название, дата создания, местонахождение, информацию об основной деятельности и ее масштабы, структуру управления, подразделения, форму собственности (организационно-правовую форму), характер рисков, количество сотрудников, цель и международную деятельность, существенные изменения в ее структуре, стратегическое отношение к устойчивому развитию (включая стратегические цели реформирования отрасли) и общественную оценку, процедуру управления

Раздел 2 «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ» Содержит информацию о влиянии деятельности ПАО «Укрзализныця» на устойчивое развитие страны, стратегические задачи Общества по обеспечению устойчивого развития и ожидаемые результаты от их реализации на железнодорожном транспорте; планы будущих циклов процесса; основные направления и нормативную базу КСО Общества; возможные риски в области социальной ответственности отрасли и пути управления ими

Раздел 3 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ» Взаимодействие Общества с заинтересованными сторонами; рассмотрение заинтересованных сторон в деятельности украинских железных дорог и составления карты их охвата; определение направлений, форм и результатов взаимодействия с основными группами стейкхолдеров ПАО «Укрзализныця»

Раздел 4 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ» Соответственно содержат экономическую и экологическую результативность деятельности Обще-

Раздел 5 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ» ства: политику и ее нормативную базу, систему управления результативностью и показателями за отчетный период, возможные риски в отрасли и способы их преодоления

Раздел 6 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕРСОНАЛОМ» Внутренняя социальная политика Общества — взаимодействие с персоналом по социальной стратегии Общества и программами взаимодействия с работниками железнодорожного транспорта; содержит характеристику кадрового состава общества и раскрывает важную для отрасли корпоративную социальную политику в разрезе таких показателей как жилищная программа, здравоохранение, оплата труда и мотивация персонала, охрана труда и безопасность на рабочем месте, молодежная политика и пенсионная система

Раздел 7 «СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» Соблюдение прав человека носит характер принципа ГД ООН и раскрывает политику в области в социально-трудовых отношениях

Раздел 8 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВОМ» Содержит социальное обоснование деятельности Общества, социальную результативность, структуры и процессы, связанные с управлением социальными и этическими вопросами

Раздел 9 «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАО«УКРЗАЛИЗНЫЦЯ» ЗА ТОВАРЫ И УСЛУГИ» Содержит все возможности и риски, стратегии, структуру управления в области ответственности перед потребителями, направления инновационной политики

Додаток 1. Таблица соответствия разделов и подразделов отчета с элементами отчета по GRI

Додаток 2. Таблица соответствия разделов и подразделов индикаторам результативности

Додаток 3. Таблица соответствия разделов и подразделов отчета принципам Глобального договора ООН

примечание: здесь приведен сокращенный вариант авторской разработки, которая имеет образец социального отчета для ПАО «УЗ», составленный в полном объеме в соответствии с приведенными здесь структурными элементами, международными стандартами и принципами, которые описываются в [9].

3) своевременности получения проанализированной информации о состоянии выполнения от сотрудника, который отвечает за конкретное направление деятельности (социальная защита, охрана труда, окружающей среды);

4) четком понимании сотрудниками компании задач, которые от них требуются;

5) на равномерном раскрытии в отчете сути деятельности по проблемам и достижениям компании;

6) привлечении внешних консультантов;

7) обязательности оценок и контроля всех возможных рисков.

Еще одну важную часть социальной отчетности наряду с финансовыми показателями подтверждает гибкость стандартов международной социальной отчетности и возможность маневра для проведения аудита социальной деятельности и отчетности предприятия. Аудит социальной деятельности и отчетности — это не только подтверждение достоверности приведенной информации, но и степень существенности данных о предприятии, указанных в отчете, а кроме того, выявление тех управленческих проблем, подлежащих корректировке в будущем. На практике достоверность информации и выводов, которые содержит настоящий социальный отчет ПАО «УЗ» как юридическое лицо, в соответствии с общемировой практикой, может быть подтверждена независимой аудиторской или экспертной организацией. Например, согласно экспертной оценки одного из социальных отчетов ОАО «РЖД», которая подтверждает, что отчет в достаточной мере демонстрирует всем заинтересованным сторонам социальные приоритеты компании в развитии бизнеса и уровень социальной ответственности в экономической, экологической и социальной сферах. При составлении социального отчета на ПАО «УЗ» следует учесть указанные недостатки или недоработки в подобном экспертном заключении. Например, в оценке экспертами не упомянуты ЦТ-показатели отраслевого приложения Инструкции G3 сектора логистики и транспорта. Таким образом, возможный аудит социальной деятельности и отчетов ПАО «УЗ» подводит к тому, что его социальная ответственность и программы становятся разновидностью инвестиций. С одной стороны, существуют государство и общество, заинтересованное в социальной и экономической стабильности отрасли, в увеличении финансирования программ и эффективности ее социальной политики. С другой стороны, существует железнодорожное пред-

приятие, которое заинтересовано в повышении доходов и покупательской активности населения, общественном признании предприятия, росте его деловой репутации на основе соблюдения стандартов социальной ответственности и привлечения социальных инвестиций.

7. SWOT-анализ результатов исследований

Сильными сторонами внедрения в практическую деятельность ПАО «УЗ» стандартизованной социальной отчетности являются выход на международный уровень корпоративной привлекательности отрасли, повышение ее инвестиционной привлекательности в дальнейшем и увеличение прибыли. Как показывают мировые исследования: в компаниях, внедряющих КСО, доходность продаж растет на 3 %, активов — на 4 %, а капитала и акций — более чем на 10 % [6, С. 10].

Слабые стороны — большие трудозатраты, трудоемкость вычисления, охват всех сфер деятельности и всего персонала, необходимость наема про-фиссиональных работников в системе КСО, существенная кадровая политика, направленная на взаимодействие и взаимопонимание с персоналом в области КСО, серйозный подход и осознание каждого учасника.

Ведь при внедрении даной разработки расширяются возможности компании совместить свои интересы и потребности заинтересованных сторон, найти баланс между ними, учесть ресурсы, которые могут быть использованы для дальнейшего совершенствования социально-ответственных мероприятий и закрепления их в будущей стратегии отрасли.

К угрозам в данном вопросе, которые следует учесть, это:

1) несерьезное отношение управленческого персонала к социальной составляющей в деятельности их компании, ведь они должны выступать примером и главным индикатором ведения КСО;

2) игнорирование развитие КСО подобных компаний-конкурентов, а также партнеров в среде социально ответственного бизнеса;

3) узкое представление о социальном отчете как о «имиджевой брошюрке», а не как о серйозном официальном стандартизированном отчете в КСО.

8. Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Разработаны десять основных этапов составления социальной отчетности ПАО «УЗ», разделенные на три цикла, которые имеют всеоохватывающую функцию от подготовки первого социального отчета до его не только составления, но и распространения и расширения границ и групп заинтересованных сторон, которые позволят в конечном счете получить больше клиентов и инвесторов.

2. Необходимым элементом в разработке формирования социальной отчетности ПАО «УЗ» является полученная детальная характеристика основного контекста такого отчета, иными словами, его содержание. Каждому разделу посвящена конкретная результатив-

Рис. 2. Базис-основа подготовки успешного социального отчета для украинских предприятий

ность деятельности ПАО «УЗ», а также расширена кадровая и социальная политика. Все данные обязательно должны анализировать не только учетные показатели, но и финансовые, производственные, статистические. Это огромная объемная работа — создать настоящий стандартизированный социальный отчет не только для ПАО «УЗ», но и для любого другого КСО предприятия.

3. Изучение существующих социальных отчетнос-тей в железнодорожной отрасли других стран, а также в компаниях иных видов деятельности, их аудиторских выводов, позволило найти и проанализировать главные недостатки даного вида отчетности, определить международные стандарты, подходящие именно даной отрасли, а также учесть все это при внедрении стандартизованной социальной отчетности для ПАО «УЗ».

4. Исходя из предложенных в работе этапов формирования (табл. 2) и базиса для успешной подготовки социального отчета (рис. 2) позволяют руководству ПАО «УЗ» найти свой путь внедрения полученных результатов в практическую деятельность корпорации в условиях развития корпоративной социальной ответственности с учетом собственных национальных особенностей отрасли.

Литература

1. Воробей, В. Сощальна звгтщсть: стан та перспективи [Текст] / В. Воробей // Матерiали Зборiв мережi Глобального Договору ООН. — Кшв, 2009. — 11 с.

2. Проект Експертно! ради Форуму сощально вщповщального бiзнесу Украши «Сощальна вщповщальшсть: принципи та рекомендацп щодо звгтносп» (4 липня 2006 р.) [Електронний ресурс]. — Режим доступу: \www/URL: http://www.auc.org.ua/ files/f1152089376.doc. — 11.10.2012.

3. Ворона, О. В. Сощальна вщповщальшсть як сучасна кон-цепщя бiзнесу [Текст] / О. В. Ворона // Вюник економжи транспорту i промисловосп. — 2010. — № 29. — С. 410-417.

4. Шевчук, В. О. Теоретико-методолопчн аспекти аналiзу про-цеав сталого розвитку [Електронний ресурс] / В. О. Шевчук. — Режим доступу: \www/URL: http://www.nam.kiev.ua/ ape/n_01_5-6/Shevchyk.htm

5. Про акцюнерщ товариства [Електронний ресурс]: Закон Украши вщ 17.09.2008 № 514-VI. — ст. 52, Ч. 2. — Пункт 17. — Режим доступу: \www/URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/514-17/page4

6. Вюник Украшського союзу промисловщв i щдприемщв [Електронний ресурс]. — 2013. — № 36. — Режим доступу: \www/ URL: http://uspp.ua/newwisnuk/uspp-36-gruden-2013.pdf

7. Бутинця, Ф. Ф. Альфа i омега бухгалтерського облжу або моя болюна не сповщь [Текст] / за ред. Ф. Ф. Бутинця. — Житомир: ПП «РУТА», 2007. — 328 с.

8. Головний анал™чний медiа-портал про корпоративну со-щальну вщповщальнють [Електронний ресурс]. — Режим доступу: \www/URL: http://www.csr-review.net/. — 01.02.2013.

9. Шкулша, Л. В. Бухгалтерський облж та аналiз операцш з со-щального захисту пращвнигав щдприемства: теорiя i методика [Текст]: дис. ... канд. екон. наук: 08.00.09 / Л. В. Шкулша. — Кшв: НАСОА, 2014. — 240 с.

10. Шюллер, А. Анализ экономических систем: основные понятия теории хозяйственного порядка и политической экономики [Текст]: пер. с нем / под общ. ред. А. Шюллера, Х.-Г. Крюссельберга. — М.: Экономика, 2006. — 338 с.

11. Глобальный договор ООН: кандидаты на отчисление [Электронный ресурс]. — Режим доступа: \www/URL: http:// www.csr-review.net/politika-okazyivaet-bolshoe-vliyanie-na-nefinansovuyu-otchetnost-statistika-globalnoy-initsiativyi-po-otchetnosti. — 01.02.2013.

12. Пивоварський, А. Переваги корпоратизацп Укрзалiзницi вщчують i пращвники, i кл!енти [Електронний ресурс] / А. Пивоварський // Украшська залiзниця. — 04.09.2015. — Режим доступу: \www/URL: http://www.uz.gov.ua/press_center/ up_to_date_topic/408458/

13. Визначено найпрозор^ компанп в Укра'н [Електронний ресурс] // Розвиток корпоративно! сощально! вщповщальнос-т (КСВ). — Режим доступу: \www/URL: http://csr-ukraine.org

14. Орлов, Д. РЖД в тройке лучших компаний [Электронный ресурс] / Д. Орлов // Труд. — 2010. — № 67. — Режим доступа: \www/URL: http://www.trud.ru/article/18-04-2010/240375_ rzhd_v_trojke_luchshix_kompanij.html

15. Социальная ответственность [Электронный ресурс] // ОАО «РЖД». — Режим доступа: \www/URL: http://rzd.ru/ static/public/rzd?STRUCTURE_ID=5085

16. Нефшансова зв^щсть: шструмент сощально вщповщального бiзнесу. Шщатива Глобального договору в Укра'н [Текст]. — К.: Представництво ООН в Укра'ш, 2010. — 84 с.

17. Монден, Я. Как работают японские предприятия [Текст]: сокр. пер. с англ / под ред. Я. Мондена и др. — М.: Экономика, 1989. — 262 с.

1S. Руководство по отчетности в области устойчивого развития и Отраслевое приложение для сектора финансовых услуг [Электронный ресурс]: RG & FSSS. — GRI, 2000-2008. — Версия 3. — Режим доступа: \www/URL: https://www. globalreporting.org/resourcelibrary/G3-Russian-Financial-Services-Sector-Supplement.pdf

19. Федосеев, В. И. Управление ответственностью [Текст]: уч.-метод. пособ. для руковод. / В. И. Федосеев, С. П. Кретов, С. С. Шибаева; отв. ред. В. А. Грищенко. — Новосибирск: СГУПСа (НИИЖТа), 2001. — 114 с.

20. Бараш, Ю. С. Роль залiзничного транспорту Украши в забез-печенн сталого розвитку суспшьства [Текст] / Ю. С. Бараш, I. П. Корженевич // Д11Т. — 2008. — № 24. — С. 201-206.

21. Зшченко, А. Г. Сощальна вщповщальнють в Украшк Погляди рiзних стейкхолдерiв. Регюнальний аспект [Текст] / А. Г. Зшченко, М. А. Саприкша. — К., 2008. — 60 с.

РОЗРОбКА МЕТОДИКИ Ф0РМУВАННЯ СТАНДАРТИЗОВАНО! СОЩАЛЬНО! ЗВГТНОСП ДЛЯ ПАТ «УКРА1НСЬКА ЗАЛ1ЗНИЦЯ»

Дослщжена поетапна методика формування стандартизовано! сощально! зв1тност1, розглянут ii складов!, принципи та стандарти, яким вона повинна вщповщати. Наведено переваги та недолши сощально вщповщальних дш шших свПових ком-панш, яю дозволяють перейняти досвщ i уникнути негативних фактор1в в процес впровадження ii в практичну д!яльшсть ПАТ «Укра!нська зашзниця». Спрогнозовано результат вщ впровадження дослщжено! методики в майбутньому, що сприятиме пщвищенню дов!ри сшвроб^ниюв, додатково! швестицшно! привабливост та сталого розвитку галузг

Ключовi слова: сощальна зв^шсть, зашзничний транспорт, сощальна вщповщальнють, галузевий стадий розвиток, реструк-туризащя.

Шкулипа Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра теории бухгалтерского учета, Национальная академия статистики, учета и аудита, Киев, Украина, e-mail: flp_slv@mail.ua.

Шкулта Людмила Володимирiвна, кандидат економiчних наук, доцент, кафедра теорп бухгалтерського облжу, Нацю-нальна академ1я статистики, облжу та аудиту, Кшв, Украта.

Shkulipa Ljudmyla, National Academy of Statistics, Accounting and Auditing, Kyiv, Ukraine, e-mail: flp_slv@mail.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.