УДК 37.372.8
иЭС 37.372.8
М.М. НЕЖЕНЦЕВ
аспирант, кафедра декоративно-прикладного искусства, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
M.M. NEZHENTSEV
Graduate student, Department of decorative and applied
arts, Orel State University E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИИ ДЛЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАИНА НА ПРИМЕРЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ DEVELOPMENT OF A METODICAL ALLOWANCES FOR GRAPHIC DESIGN ON THE EXAMPLE OF ILLUSTRATION
В настоящее время в сфере учебно-методической деятельности недостаточно разработана графическая подача образовательного материала по проектированию. В работе предлагается решение данной проблемы средствами графического редактирования на примере книжной и коммерческой иллюстрации, а также постера.
Ключевые слова: дизайн, композиция, проектирование, методическое пособие, иллюстрация.
Currently in the field of educational and methodical activity the lack of development of graphical supply educational material for design is observed. This paper proposes a solution to this problem by means of graphical editing, the example of book illustration and commercial, as well as a poster.
Keywords: design, composition, design, handbook, illustration.
Иллюстрация - это изображение, дополняющее или поясняющее текст, размещённое на страницах научного либо художественного издания. Иллюстрации можно классифицировать по нескольким признакам. По методу передачи реальности иллюстрации делятся на художественно-образные и научно-познавательные.
Художественно-образные иллюстрации применяются как для художественной литературы, так и в коммерческих целях, например, в рекламе или журнальной полиграфии. Данный вид иллюстраций существует для усиления эмоций от прочитанного посредством фантазии читателя.
Научно-познавательные иллюстрации являются изображениями предметов и явлений неживой или живой природы, результатов человеческой деятельности, человека, техники, математических или логических отношений. Данный вид иллюстраций требует безукоризненной точности, так как служит дополнением, а иногда и расшифровкой текстовых блоков, носящих сугубо научный характер. «Для таких иллюстраций на первый план выступает именно достоверность информации, а не художественная оригинальность»!!]. Классификация иллюстраций по значению и связью с текстом:
1. иллюстрация является предметом изучения (исключив иллюстрации, мы сделаем ненужным текст), например, атлас анатомии;
2. иллюстрация сопровождает текст (без иллюстрации усвоить авторскую мысль затруднительно);
3. иллюстрация расширяет информацию.
По способу подготовки иллюстрации классифицируются как:
1. оригинальные (специально созданные для данного издания);
2. заимствованные (взятые из других изданий);
3. документальные (исторически значимые изображения, воспроизводимые, как исторический документ, без переработки). «Такие иллюстрации чаще всего используются в научных, научно-популярных изданиях, особенно в изданиях по истории»[2].
Классификация иллюстраций по графическим средствам:
1. штриховые (состоящие из штрихов, линий, точек, пятен одного тона);
2. полутоновые (с различными переходами тона от света к тени);
3. реалистичные (выполненные максимально реалистично);
4. FLAT- иллюстрации ( двухмерные иллюстрации).
Классификация иллюстраций по цветам изображаемых элементов:
1. черно-белые;
2. цветные.
«Различаются иллюстрации и по способам расположения на полосе. Самый распространенный вид верстки текста с иллюстрациями - открытая верстка, при которой иллюстрация граничит с верхним или нижним краем полосы. При этом иллюстрация выглядит несколько обособленной от текста и более заметна. Глухая верстка (иллюстрация окружена текстом со всех сторон) и закрытая (иллюстрация ограничена текстом сверху и снизу или с трех сторон) встречаются сравнительно редко - в некоторых переводных изданиях и энциклопедиях с набором текста в три колонки»[3].
Иллюстрация может иметь множество функций, начиная с пояснения непосредственно текстового блока, заканчивая эмоциональным воздействием на чи-
© М.М. Неженцев © M.M. Nezhentsev
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
тателя. Данный жанр нисколько не потерял своей актуальности в пространстве художественной литературы. Напротив, он расширил своё влияние на немалое количество других областей графического дизайна. Помимо иллюстрирования художественной литературы и научно-образовательных и технических материалов, иллюстрация теперь используется в рекламировании разнообразных товаров, фильмов и даже фирменного стиля. Изучив материал, касающийся американских, европейских и российских художников, мы выявили некоторое отставание России от Европы и США по историческим причинам, сложившимся в XX веке, и малое количество отечественного программного обеспечения в сфере дизайна. За последние десять лет ситуация выровнялась, и на данный момент, в России действует множество талантливых иллюстраторов, способных соперничать с европейской и американской иллюстрацией. Российские художники-иллюстраторы работают в своей неповторимой стилистике и не останавливаются только лишь на академических методах рисования. Также было выявлено, что учебно-методический материал по теме нашего исследования разработан только на базе комикса, зародившегося в Соединённых Штатах Америки. Количество образовательного материала, переведённого на русский язык или созданного авторами, славянского происхождения, крайне мало. В данных пособиях творческий процесс делится на этапы, часть из которых относится к традиционному способу рисования, часть - к подготовке изображения к последующему сканированию и оцифровыванию, а часть к доработке с помощью различных средств редактирования графики.
Рассмотрим примеры работ профессионалов в области иллюстрирования. Jemma Corell - карикатурист, писатель, иллюстратор из Великобритании. Закончила школу исскуств в Норвиче (Англия) по направлению графического дизайна в иллюстрации. Свой оригинальный оттенок Jemma придает работам, сканируя свои рисунки в фотошопе, затем использует «уровни» и регулировку ч/б. То же самое, если изображение в цвете, хотя, тут немного сложнее найти правильный баланс. Для рисования Jemma обычно использует художественные ручки и рапидограф для контуров. Для раскрашивания использует акварель, тушь, кистевые маркеры Kuretake и кистевые ручки . Для фресок цветные ручки. Безусловно, работы данного автора вызывают интерес у большинства британских изданий. К достоинствам данной художницы нужно приписать неизменное применение графического редактора в дополнение к рисованию на бумаге. Но мы также видим некоторое однообразие в её работе.
Связано это с устоявшимися взглядами на применение средств графического редактирования во время творческого процесса. Jemma не использует графические планшеты в качестве помощников именно в рисовании, что дало бы ей новую пищу для творчества.
Jakup Rozalski - польский художник-иллюстратор. Работает в основном в Paint Tool Sai и Photoshop. Большой любитель работать кистью. В иллюстрациях
данного автора наблюдается некоторый отход от сухого реализма в пользу живописи. В его картинах в первую очередь в глаза бросается усиленная плановость и ощущение тумана. Отдалённо творчество этого художника напоминает живопись Алексея Саврасова, хотя и осуществляется посредством совсем другого метода.
Испанский художник-иллюстратор Roberto Nieto, безусловно, имеет свой неповторимый стиль. Его отличительной чертой является любовь к максимально выверенной последовательности перехода внимания зрителя от одного действующего лица его работы к другому. Стиль данного автора уникален и тем, что на начальных стадиях работы используется векторная графика, выполненная посредством программ CorelDraw и Adobe Illustrator. Фактически, в итоговых работах он периодически оставляет некоторые объекты в виде векторного силуэта, что привносит в его иллюстрациии особую живописность и не утомляет взгляд.
В исследовании инструментария по созданию иллюстрации следует отметить процесс обработки изображений в графических редакторах, таких как Adobe Photoshop, которые используются отечественными и зарубежными специалистами в профессиональной работе.
Главная задача в создании данного учебно-методического пособия - доступно рассказать о материалах, инструментарии, программном обеспечении и необходимой цифровой технике, применяющихся современными иллюстраторами. Необходимость показать универсальность данного подхода к иллюстрированию толкнула нас к рассмотрению в рамках пособия как рабочих материалов, программ, так и разнообразных способов технического исполнения рисунка. Также показана совместимость цифрового рисования с разными художественными литературными жанрами. К основным этапам относятся:
а) эскизирование;
б) выполнение контуровки;
в) обработка в Sketch Book Pro.
К дополнительным этапам относим:
г) граттаж;
д) финишная обработка в Photoshop.
В рамках разработки творческой концепции, учебно-методическое пособие мождет быть разделено логически, например на шесть основных глав:
а) классификация иллюстраций по технике исполнения;
б) материалы и инструментарий художника-иллюстратора;
в) программы для рисования;
г) эскизирование;
д) обработка в Sketch Book Pro;
е) финишная обработка в Adobe Photoshop.
Подобное строение учебно-методического пособия
призвано раскрыть как можно больше аспектов в работе художника-иллюстратора. В первой главе мы рассказываем о методах технического исполнения иллюстраций. Подобный подход позволяет определить основные вопросы, которые затем будут освещаться в пособии с
точки зрения основной концепции. Также в учебно-методическом пособии должна быть представлена общая информация о материалах и инструментарии из арсенала иллюстратора.
Из работы можно сделать вывод о том, что со-
четание основ академического рисунка с миром графических устройств и программ для рисования для художника-иллюстратора является наилучшим способом самореализации.
Библиографический список
1. АдамовЕ. Ритмическая структура книги. М.: Книга, 1974. С.10.
2. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 5.
3. Джейн Робертсон «Давайте нарисуем монстров, приведений, вампиров и демонов». Издательство «Поппури», Минск, 1997 г. С.64.
References
1. Adamov E. The rhythmic structure of the book. M .: Book, 1974 10 p.
2. GrosjeanD.V. Guidance for designer. Rostov-on-Don: Phoenix, 2004. P.5.
3. Jane Robertson "Let's draw monsters, ghosts, vampires and demons" "Potpourri". Minsk, 1997, 64 p.