Научная статья на тему 'Разработка методических пособий для графического дизайна на примере иллюстрации'

Разработка методических пособий для графического дизайна на примере иллюстрации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1446
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / КОМПОЗИЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / DESIGN / COMPOSITION / HANDBOOK / ILLUSTRATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Неженцев М. М.

В настоящее время в сфере учебно-методической деятельности недостаточно разработана графическая подача образовательного материала по проектированию. В работе предлагается решение данной проблемы средствами графического редактирования на примере книжной и коммерческой иллюстрации, а также постера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A METODICAL ALLOWANCES FOR GRAPHIC DESIGN ON THE EXAMPLE OF ILLUSTRATION

Currently in the fi eld of educational and methodical activity the lack of development of graphical supply educational material for design is observed. This paper proposes a solution to this problem by means of graphical editing, the example of book illustration and commercial, as well as a poster.

Текст научной работы на тему «Разработка методических пособий для графического дизайна на примере иллюстрации»

УДК 37.372.8

иЭС 37.372.8

М.М. НЕЖЕНЦЕВ

аспирант, кафедра декоративно-прикладного искусства, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

M.M. NEZHENTSEV

Graduate student, Department of decorative and applied

arts, Orel State University E-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИИ ДЛЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАИНА НА ПРИМЕРЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ DEVELOPMENT OF A METODICAL ALLOWANCES FOR GRAPHIC DESIGN ON THE EXAMPLE OF ILLUSTRATION

В настоящее время в сфере учебно-методической деятельности недостаточно разработана графическая подача образовательного материала по проектированию. В работе предлагается решение данной проблемы средствами графического редактирования на примере книжной и коммерческой иллюстрации, а также постера.

Ключевые слова: дизайн, композиция, проектирование, методическое пособие, иллюстрация.

Currently in the field of educational and methodical activity the lack of development of graphical supply educational material for design is observed. This paper proposes a solution to this problem by means of graphical editing, the example of book illustration and commercial, as well as a poster.

Keywords: design, composition, design, handbook, illustration.

Иллюстрация - это изображение, дополняющее или поясняющее текст, размещённое на страницах научного либо художественного издания. Иллюстрации можно классифицировать по нескольким признакам. По методу передачи реальности иллюстрации делятся на художественно-образные и научно-познавательные.

Художественно-образные иллюстрации применяются как для художественной литературы, так и в коммерческих целях, например, в рекламе или журнальной полиграфии. Данный вид иллюстраций существует для усиления эмоций от прочитанного посредством фантазии читателя.

Научно-познавательные иллюстрации являются изображениями предметов и явлений неживой или живой природы, результатов человеческой деятельности, человека, техники, математических или логических отношений. Данный вид иллюстраций требует безукоризненной точности, так как служит дополнением, а иногда и расшифровкой текстовых блоков, носящих сугубо научный характер. «Для таких иллюстраций на первый план выступает именно достоверность информации, а не художественная оригинальность»!!]. Классификация иллюстраций по значению и связью с текстом:

1. иллюстрация является предметом изучения (исключив иллюстрации, мы сделаем ненужным текст), например, атлас анатомии;

2. иллюстрация сопровождает текст (без иллюстрации усвоить авторскую мысль затруднительно);

3. иллюстрация расширяет информацию.

По способу подготовки иллюстрации классифицируются как:

1. оригинальные (специально созданные для данного издания);

2. заимствованные (взятые из других изданий);

3. документальные (исторически значимые изображения, воспроизводимые, как исторический документ, без переработки). «Такие иллюстрации чаще всего используются в научных, научно-популярных изданиях, особенно в изданиях по истории»[2].

Классификация иллюстраций по графическим средствам:

1. штриховые (состоящие из штрихов, линий, точек, пятен одного тона);

2. полутоновые (с различными переходами тона от света к тени);

3. реалистичные (выполненные максимально реалистично);

4. FLAT- иллюстрации ( двухмерные иллюстрации).

Классификация иллюстраций по цветам изображаемых элементов:

1. черно-белые;

2. цветные.

«Различаются иллюстрации и по способам расположения на полосе. Самый распространенный вид верстки текста с иллюстрациями - открытая верстка, при которой иллюстрация граничит с верхним или нижним краем полосы. При этом иллюстрация выглядит несколько обособленной от текста и более заметна. Глухая верстка (иллюстрация окружена текстом со всех сторон) и закрытая (иллюстрация ограничена текстом сверху и снизу или с трех сторон) встречаются сравнительно редко - в некоторых переводных изданиях и энциклопедиях с набором текста в три колонки»[3].

Иллюстрация может иметь множество функций, начиная с пояснения непосредственно текстового блока, заканчивая эмоциональным воздействием на чи-

© М.М. Неженцев © M.M. Nezhentsev

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

тателя. Данный жанр нисколько не потерял своей актуальности в пространстве художественной литературы. Напротив, он расширил своё влияние на немалое количество других областей графического дизайна. Помимо иллюстрирования художественной литературы и научно-образовательных и технических материалов, иллюстрация теперь используется в рекламировании разнообразных товаров, фильмов и даже фирменного стиля. Изучив материал, касающийся американских, европейских и российских художников, мы выявили некоторое отставание России от Европы и США по историческим причинам, сложившимся в XX веке, и малое количество отечественного программного обеспечения в сфере дизайна. За последние десять лет ситуация выровнялась, и на данный момент, в России действует множество талантливых иллюстраторов, способных соперничать с европейской и американской иллюстрацией. Российские художники-иллюстраторы работают в своей неповторимой стилистике и не останавливаются только лишь на академических методах рисования. Также было выявлено, что учебно-методический материал по теме нашего исследования разработан только на базе комикса, зародившегося в Соединённых Штатах Америки. Количество образовательного материала, переведённого на русский язык или созданного авторами, славянского происхождения, крайне мало. В данных пособиях творческий процесс делится на этапы, часть из которых относится к традиционному способу рисования, часть - к подготовке изображения к последующему сканированию и оцифровыванию, а часть к доработке с помощью различных средств редактирования графики.

Рассмотрим примеры работ профессионалов в области иллюстрирования. Jemma Corell - карикатурист, писатель, иллюстратор из Великобритании. Закончила школу исскуств в Норвиче (Англия) по направлению графического дизайна в иллюстрации. Свой оригинальный оттенок Jemma придает работам, сканируя свои рисунки в фотошопе, затем использует «уровни» и регулировку ч/б. То же самое, если изображение в цвете, хотя, тут немного сложнее найти правильный баланс. Для рисования Jemma обычно использует художественные ручки и рапидограф для контуров. Для раскрашивания использует акварель, тушь, кистевые маркеры Kuretake и кистевые ручки . Для фресок цветные ручки. Безусловно, работы данного автора вызывают интерес у большинства британских изданий. К достоинствам данной художницы нужно приписать неизменное применение графического редактора в дополнение к рисованию на бумаге. Но мы также видим некоторое однообразие в её работе.

Связано это с устоявшимися взглядами на применение средств графического редактирования во время творческого процесса. Jemma не использует графические планшеты в качестве помощников именно в рисовании, что дало бы ей новую пищу для творчества.

Jakup Rozalski - польский художник-иллюстратор. Работает в основном в Paint Tool Sai и Photoshop. Большой любитель работать кистью. В иллюстрациях

данного автора наблюдается некоторый отход от сухого реализма в пользу живописи. В его картинах в первую очередь в глаза бросается усиленная плановость и ощущение тумана. Отдалённо творчество этого художника напоминает живопись Алексея Саврасова, хотя и осуществляется посредством совсем другого метода.

Испанский художник-иллюстратор Roberto Nieto, безусловно, имеет свой неповторимый стиль. Его отличительной чертой является любовь к максимально выверенной последовательности перехода внимания зрителя от одного действующего лица его работы к другому. Стиль данного автора уникален и тем, что на начальных стадиях работы используется векторная графика, выполненная посредством программ CorelDraw и Adobe Illustrator. Фактически, в итоговых работах он периодически оставляет некоторые объекты в виде векторного силуэта, что привносит в его иллюстрациии особую живописность и не утомляет взгляд.

В исследовании инструментария по созданию иллюстрации следует отметить процесс обработки изображений в графических редакторах, таких как Adobe Photoshop, которые используются отечественными и зарубежными специалистами в профессиональной работе.

Главная задача в создании данного учебно-методического пособия - доступно рассказать о материалах, инструментарии, программном обеспечении и необходимой цифровой технике, применяющихся современными иллюстраторами. Необходимость показать универсальность данного подхода к иллюстрированию толкнула нас к рассмотрению в рамках пособия как рабочих материалов, программ, так и разнообразных способов технического исполнения рисунка. Также показана совместимость цифрового рисования с разными художественными литературными жанрами. К основным этапам относятся:

а) эскизирование;

б) выполнение контуровки;

в) обработка в Sketch Book Pro.

К дополнительным этапам относим:

г) граттаж;

д) финишная обработка в Photoshop.

В рамках разработки творческой концепции, учебно-методическое пособие мождет быть разделено логически, например на шесть основных глав:

а) классификация иллюстраций по технике исполнения;

б) материалы и инструментарий художника-иллюстратора;

в) программы для рисования;

г) эскизирование;

д) обработка в Sketch Book Pro;

е) финишная обработка в Adobe Photoshop.

Подобное строение учебно-методического пособия

призвано раскрыть как можно больше аспектов в работе художника-иллюстратора. В первой главе мы рассказываем о методах технического исполнения иллюстраций. Подобный подход позволяет определить основные вопросы, которые затем будут освещаться в пособии с

точки зрения основной концепции. Также в учебно-методическом пособии должна быть представлена общая информация о материалах и инструментарии из арсенала иллюстратора.

Из работы можно сделать вывод о том, что со-

четание основ академического рисунка с миром графических устройств и программ для рисования для художника-иллюстратора является наилучшим способом самореализации.

Библиографический список

1. АдамовЕ. Ритмическая структура книги. М.: Книга, 1974. С.10.

2. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 5.

3. Джейн Робертсон «Давайте нарисуем монстров, приведений, вампиров и демонов». Издательство «Поппури», Минск, 1997 г. С.64.

References

1. Adamov E. The rhythmic structure of the book. M .: Book, 1974 10 p.

2. GrosjeanD.V. Guidance for designer. Rostov-on-Don: Phoenix, 2004. P.5.

3. Jane Robertson "Let's draw monsters, ghosts, vampires and demons" "Potpourri". Minsk, 1997, 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.