Научная статья на тему 'Разработка методических подходов при реализации инфраструктурного проекта при строительстве транспортно-пересадочных узлов с участием ГУП Московский метрополитен'

Разработка методических подходов при реализации инфраструктурного проекта при строительстве транспортно-пересадочных узлов с участием ГУП Московский метрополитен Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ / МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН / ИНФРАСТРУКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ПАССАЖИРОПОТОК / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / TRANSPORT HUB / MOSCOW METRO / INFRASTRUCTURE / URBAN PLANNING / PASSENGER FLOW / METHODOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ольмезова Аминат Хусеновна

В статье проводится обзор современных проблем строительства транспортно-пересадочных узлов и выделяются особенности разработки методических подходов при реализации инфраструктурного проекта при строительстве транспортно-пересадочных узлов с участием ГУП «Московский метрополитен». Рассмотрены аспекты создания и развития транспортно-пересадочных узлов на основе станций метрополитена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ольмезова Аминат Хусеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES FOR THE IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS IN THE CONSTRUCTION OF TRANSPORT HUBS WITH THE PARTICIPATION OF THE MOSCOW METRO STATE UNITARY ENTERPRISE

The article provides an overview of the current problems of the construction of transport hubs and highlights the development of methodological approaches for the implementation of the infrastructure project for the construction of transport hubs with the participation of Moscow Metro State Unitary Enterprise. Aspects of the creation and development of transport hubs based on metro stations are considered.

Текст научной работы на тему «Разработка методических подходов при реализации инфраструктурного проекта при строительстве транспортно-пересадочных узлов с участием ГУП Московский метрополитен»

Разработка методических подходов при реализации инфраструктурного проекта при строительстве транспортно-пересадочных узлов с участием гуп московский

метрополитен

Development of methodological approaches for the implementation of infrastructure projects in the construction of transport hubs with the participation of the moscow metro

state unitary enterprise

Ольмезова Аминат Хусеновна,

ООО МОГИКАН

Olmezova Aminat KHusenovna Аннотация. В статье проводится обзор современных проблем строительства транспортно-пересадочных узлов и выделяются особенности разработки методических подходов при реализации инфраструктурного проекта при строительстве транспортно-пересадочных узлов с участием ГУП «Московский метрополитен». Рассмотрены аспекты создания и развития транспортно-пересадочных узлов на основе станций метрополитена. Summary. The article provides an overview of the current problems of the construction of transport hubs and highlights the development of methodological approaches for the implementation of the infrastructure project for the construction of transport hubs with the participation of Moscow Metro State Unitary Enterprise. Aspects of the creation and development of transport hubs based on metro stations are considered.

Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, Московский метрополитен, инфраструктура, градостроительство, пассажиропоток, методический подход. Key words: transport hub, Moscow metro, infrastructure, urban planning, passenger flow, methodological approach.

На современном этапе развития городской транспортной инфраструктуры в любых городах мира можно определить основные тенденции улучшения качества жизни их жителей, повышения стандартов их оценки посредством изучения эффективности функционирования территорий города. Значимым элементом такой системы являются особенности экономического потенциала инфраструктуры транспортно-пересадочных узлов, так как именно транспортная система, равно как и проблемы градостроительства, в частности в больших городах, представляют множество проблемных аспектов

жизнедеятельности города [1]. Возникающие вопросы решаются в основном «точечно», когда уже происходит нарушение безопасности, перегрузка транспортных линий пассажирских и других перевозок, строительство (не всегда незаконное) достаточно крупных объектов без обеспечения соответствующих транспортных условий. И тогда они все равно не решаются моментно, так как требуют уже не только технической оценки, разработки новых инженерных проектов, согласования различных инстанций, но и больших вложений, в частности со стороны государства, при этом оценка эффективности таких проектов не всегда проводится по критерию необходимости или приоритетности. В этом мы согласимся с мнением доктора технических наук Д.Н. Власова, в части того, что «высокая стоимость инфраструктурных проектов диктует необходимость выделения приоритетных направлений развития транспортных систем, на которых необходима концентрация средств федеральных и муниципальных бюджетов» [3].

Все вышесказанное обосновывает актуальность методических подходов при реализации инфраструктурного проекта при строительстве транспортно-пересадочных узлов с участием ГУП Московский метрополитен.

В последние 20 лет особенно обострились проблемы транспортной инфраструктуры Москвы, поскольку с каждым годов возрастает количество автомобилей на душу населения, увеличивается спрос на пассажирские перевозки, строятся различные крупные объекты, не обеспеченные соответствующей транспортной системой и т.д. В Москве в последние годы активно протекают агломерационные процессы, целью которых является создание единой комфортной для проживания городской среды, основным фактором которой является формирование развитой транспортной инфраструктуры, объединяющей в единой целое систему разноуровневых ядер и подцентров. В связи с этим необходима современная транспортная система, способная удовлетворить постоянно увеличивающийся спрос на транспортные услуги [10].

Основу пассажирской транспортной системы составляет скоростной внеуличный транспорт, то есть метрополитен, железная дорога, легкорельсовый транспорт и различные варианты их сочетаний [7].

В этих условиях особенно актуальным является создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые должны стать ключевым компонентом транспортной инфраструктуры Москвы, обеспечивающим взаимодействие различных видов транспорта.

Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) является импульсом для развития прилегающих территорий и представляет собой интегрированную пересадочную систему между метрополитеном, наземными видами транспорта и железнодорожными

направлениями. Цель строительства ТПУ заключается в обеспечении комфортного и безопасного обслуживания пассажиров в местах пересадки с одного вида транспорта на другой. В Москве до 2020 г. запланировано строительство сети, включающей 175 ТПУ [15].

Большинство из существующих на сегодняшний день ТПУ не способны удовлетворить требования, связанные с обеспечением быстрой, удобной, безопасной и комфортной пересадки пассажиров с одних видов транспорта на другие. В связи с этим существует острая необходимость как комплексной реконструкции действующих ТПУ, так и строительство новых, отвечающих всем современным требованиям.

Следует отметить богатый опыт развития ТПУ, накопленный в зарубежных странах, например, в США, ряде европейских и азиатских государств. В то же время просто копирование зарубежной практики в российских условиях невозможно в силу многих факторов, например, организации функционирования пассажирского транспорта интенсивности пассажиропотока, особенностей законодательной базы и т.д. [11].

Развитие транспортной инфраструктуры требует создания современной системы пассажирского транспорта, состав которой включает три основных элемента:

1) система городского пассажирского транспорта, основным предназначением которой является быстрое и комфортное перемещение пассажиров внутри города. Сюда относятся разные виды скоростного внеуличного транспорта, а также наземный городской пассажирский транспорт;

2) система регионального транспорта, основным предназначением которой служит быстрой и комфортное перемещение пассажиров внутри региона. Это такие виды транспорта, как железная дорога, экспресс-метрополитен и т.д.;

3) система внешнего транспорта, обеспечивающая связи между регионами страны и с другими государствами. В ее состав входят авиационный, железнодорожный, водный виды транспорта [8].

Основу разработки методических подходов при строительстве ТПУ с участием Московского метрополитена должны составлять сведения о пассажиропотоках. Основные методические подходы следует объединить в схему, включающую четыре этап (рис. 1).

Определение зоны тяготения к ТГТУ

=

н—ч

в 3 1 <и 1ьстве ШУ — Изучение конфигурации улично-дорожной сети. маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования в зоне тяготения к ШУ. оценка предельных провозных возможностей всех видов транспорта, взаимодействующих в ТПУ

я

и р я я о — Генерация пассажиропотоков на всех видах транспорта и маршрутах, взаимодействующих в зоне тяготения к ТПУ

S Перераспределение пассажиропотоков между

маршрутами и видами транспорта в ГПУ

Рис. 1. Схема методических подходов при строительстве ТПУ

Сложность формирования и развития транспортной инфраструктуры заключается в том, что оно происходи в условиях различных ограничений, в числе которых можно выделить социальные ограничения, связанные с возникновением конфликта интересов между участниками перевозок (пассажирами, операторами перевозок); инфраструктурные ограничения, возникающие при градостроительном проектировании и связанные с конфигурацией уличной дорожной сети на подъезде к ТПУ, с пропускной способностью различных элементов ТПУ и провозной способностью отдельных видов пассажирского транспорта [13].

Таким образом, формирование и развитие современной транспортной инфраструктуры Москвы представляет собой сложный и крайне важный процесс, обеспечивающий социально-экономический рост города. Современная транспортная инфраструктура позволяет создать на территории города комфортную среду жизнедеятельности населения.

Список использованной литературы 1. Асирян М.А. Социально-экономические аспекты формирования транспортно-пересадочных узлов / М.А. Асирян, Е.С. Русаков // Евразийский научный журнал. — 2016. — № 5. — С. 485-486.

2. Владимирова И.Л. Оценка социальной эффективности проектов транспортно-пересадочных узлов / И.Л. Владимирова, В.А. Хлынов // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: сборник трудов научной конференции. — М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. — С. 44-49.

3. Власов Д.Н. Научно-методологические основы развития агломерационных систем транспортно-пересадочных узлов: на примере Московской агломерации: дис. ... д-ра тех. наук: 05.22.22 / Д.Н. Власов. — Москва, 2013. — 444 с.

4. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы: монография / Д.Н. Власов. — М.: МГСУ, 2017. — 192 с.

5. Гашков А.С. Транспортно-пересадочные узлы как важнейший элемент структуры городского общественного транспорта / А.С. Гашков, А.А. Таланкина, А.С. Гладких // Инновационный транспорт — 2016: специализация железных дорог: сборник трудов научной конференции. — Екатеринбург: УГУУПС, 2016. — С. 812-818.

6. Козлов П.И. Оценка параметров качества обслуживания пассажиров в транспортно-пересадочных узлах / П.И. Козлов, Д.Н. Власов // Вестник МГСУ. — 2017. — Т. 12. — № 5 (104). — С. 529-536.

7. Коротаев А.С. Координация и взаимодействие транспорта на транспортно-пересадочных узлах / А.С. Коротаев // Евразийский научный журнал. — 2016. — № 7. — С. 216-218.

8. Кудряшов М.А. Методические подходы к обследованию формирования и распределения пассажиропотоков в транспортно-пересадочных узлах / М.А. Кудряшов // Вестник МАДИ. — 2017. — № 2 (49). — С. 97-102.

9. Леонова С.А. Подходы и методы в области создания, развития и функционирования транспортно-пересадочных узлов / С.А. Леонова С.А. // Наука и образование транспорту.

— 2017. — № 1. — С. 99-101.

10. Ерофеев Ю.В. Дискурсивные особенности комических креолизованных текстов серии differenze linguistiche («языковые различия») Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 8 (141). С. 224-231.

11. Мороз Д.Г Особенности планирования и организации транспортно-пересадочных узлов / Д.Г. Мороз, С.С. Титова, А.С. Коротаев // Наука, техника и образование. — 2017.

— № 2 (32). — С. 39-42.

References

1. Asiryan M. A. Socio-economic aspects of forming transport and transfer hubs / M. A. Asiryan, E. S. Rusakov // Eurasian scientific journal, 2016, no. 5, Pp. 485-486.

2. Vladimirova I. L. Evaluation of social efficiency of projects of transport and transfer hubs / I. L. Vladimirova, V. A. Khlynov // Modern problems of project management in the investment and construction sphere and environmental management: proceedings of the scientific conference, Moscow: Plekhanov Russian University of Economics, 2017, Pp. 44-49.

3. Vlasov D. N. Scientific and methodological foundations for the development of agglomeration systems of transport and transfer hubs: on the example of the Moscow agglomeration: dis. ... doctor of technical Sciences: 05.22.22 / D. N. Vlasov. Moscow, 2013, 444 p.

4. Vlasov D. N. Transport and interchange nodes: monograph / D. N. Vlasov. — M.: MGSU, 2017. — 192 p.

5. Gashkov A. S. Transport and transfer nodes as the most important element of the structure of urban public transport / A. S. Gashkov, A. A. Talankina, A. S. Gladkikh // Innovative transport-2016: railway specialization: proceedings of the scientific conference. — Yekaterinburg: UGUUPS, 2016. — P. 812-818.

6. Kozlov P. I. Evaluation of parameters of passenger service quality in transport and transfer hubs / p. I. Kozlov, D. N. Vlasov // Vestnik MGSU. — 2017. — Vol. 12. — № 5 (104). — Pp. 529-536.

7. Korotaev A. S. Coordination and interaction of transport at transport and transfer hubs / A. S. Korotaev // Eurasian scientific journal, 2016, no. 7, Pp. 216-218.

8. Kudryashov M. A. Methodological approaches to the survey of the formation and distribution of passenger flows in transport and transfer hubs / M. A. Kudryashov // MADI Bulletin. — 2017.

— № 2 (49). — Pp. 97-102.

9. Leonova S. A. Approaches and methods in the field of creation, development and functioning of transport and transfer hubs / S. A. Leonova S. A. // Science and education of transport. — 2017. — № 1. — P. 99-101.

10. Erofeev Yu. V. Discursive features of comic creolized texts of the differenze linguistiche series («language differences») Proceedings of Volgograd state pedagogical University. 2019. No. 8 (141). Pp. 224-231.

11. Moroz D. G. Features of planning and organization of transport and transfer hubs / D. G. Moroz, S. S. Titova, A. S. Korotaev / / Science, technology and education. — 2017. — № 2 (32).

— Pp. 39-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.