Экономика и финансы
УДК 685. 87: 339. 16 ББК У((2)30
РАЗРАБОТКА МЕТОДА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
В.Г. Гурлев, Ю.А. Голиков
Комплексное социально-экономическое развитие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований невозможно без изменений на рынке труда «молодых специалистов». В статье представлена методика на основе математических моделей расчета обобщённых показателей оценки в диапазоне от 0 до 1 по мотивационному признаку принятия решений той или иной группы: выпускника, государства и общества. При этом обобщенные критерии максимально характеризуют качество объекта и функционально связаны с исследуемыми факторами.
Ключевые слова социально-экономическая мотивация, математическая модель, управление и оценка, обобщенный (интегральный) показатель, социальные факторы.
Комплексное социально-экономическое развитие Российской Федерации (РФ), субъектов РФ и муниципальных образований невозможно без изменений на рынке труда «молодых специалистов». Необходимость оценки современного рынка труда обусловливается тем, что в состоянии финансового экономического кризиса большинство предприятий частного и государственного сектора оказались в затруднительной ситуации, так как появился излишек одних специалистов, например, «офисного профиля» и недостаток других, например, специалистов с так называемой «узкой специализацией».
Данная ситуация осложнилась еще и тем, что на сегодняшний период возросла безработица, связанная с большим поступлением на рынок молодых специалистов без опыта работы. На рынке труда оказалось большое количество «опытного», невысоко квалифицированного персонала, который в свою очередь готов за меньшую заработную плату выполнять работу, на которую претендуют выпускники вузов. Основным фактором, определяющим возможности устойчивого развития социально-экономической системы на рынке труда для молодых специалистов, является сбалансированная система интересов групп, в частности выпускников высших учебных заведений.
В России первый анализ выпускников вузов как специфической общественной группы был предпринят во второй половине 30-х годов (Л. Алексеев, И.В. Кораковский, Н. Петрова, В. Полетаев и др.). Впоследствии в течение длительного времени, вплоть до конца 50-х годов, молодые специалисты не являлись объектом научного анализа. Отдельное изучение «качественно специфической» подгруппы советского общества не производилось. Считалось, что «серьезных проблем у
советской молодежи нет». Дискуссии о достоверности и обоснованности приоритетов, касающихся выпускников в последние годы стали одной из наиболее острых и актуальных проблем. Данному научному направлению посвящены работы многих исследователей. Наиболее значимые научные достижения в данном направлении опубликованы в трудах Б. Айзенкопом, Н. Герасименко, С. Глазьевым, О. Дмитриевой, А. Запесоцким, Ю. Зубкой, И. Ильинским, А. Исаенко, В. Кушлиным, А. Паи-ным, З. Селивановой, В. Чупровыми др. Результаты научных приоритетов обсуждались в политических и деловых кругах, на профессиональных кворумах, на страницах общеполитических изданий и в профессиональных журналах [1].
Таким образом, очевидно и бесспорно, что изучение мотивации интересов молодых специалистов на основе анализа актуальных и достоверных данных позволит принимать соответствующие решения в части обоснования соответствующих «интересов» молодых специалистов, государства и общества.
Исследования, направленные на разработку методов комплексной оценки совмещения интересов общества, государства и выпускников вузов относятся к наиболее приоритетным и актуальным научно-экономическим программам.
В рамках рассматриваемых исследований в поле зрения группа молодых специалистов - выпускников вузов - в течение нескольких лет после выпуска, в том числе и непрофильного трудоустройства. Эта группа является самой уязвимой, вступающей на рынок труда, так как не имеет достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособна.
Первая точка зрения гласит: интерес есть отражение объективного в сознании людей, и он мо-
Гурлев В.Г., Голиков Ю.А.
Разработка метода оценки социальноэкономической мотивации выпускников вузов на рынке труда
жет быть более или менее точным. Вторая точка зрения - интерес, побудительный мотив трудовой деятельности, и чем полнее он отражает потребности, тем действеннее. Отсюда вывод: «Материальные стимулы - это заинтересованность работников в получении за свой труд материальных и культурных благ» [2-4].
Целью работы является создание научно обоснованных теоретических, методических, организационных положений и практических рекомендаций по оценке социально-экономических интересов трех групп: государство, общество и выпускник вуза.
Группа «интересы государства» связана в первую очередь с целевым использованием средств, отдачей, суммой налоговых поступлений, реализацией экономического потенциала страны, решением нужд всей страны.
Рассмотрение процесса трудоустройства молодых специалистов должно быть неотрывно от рынка образования и рынка труда. Но, тем не менее, изучение этих рынков как единого целого, объединившего характеристики обеих рыночных структур, невозможно, так как неправомерно отрывать ключевые компетенции выпускника и делать их субъектом другого рынка [5, с. 69; 6].
Разница между общественными и государственными интересами заключается в их противоположных направленностях. Так как общественные интересы - это не просто совпадение индивидуальных заинтересованностей и интересов общества, это некая отдельная мотивация. Интерес государства связан с тем, что оно преследует реализацию своих направлений, а именно целевое использование денежных средств подготовки специалистов с высшим образованием, и вместе с этим улучшение общеэкономического состояния страны.
Государство выступает в роли инвестора или акционера и заинтересовано в прибыли, которую можно получить с предприятий. Государство также заинтересовано в снижении транзакционных издержек, связанных с процессом переподготовки и трудоустройства молодых специалистов [7].
Основная задача общества заключается в том, чтобы трудоустройство и получение образования совпадало с желанием реализовать потребности специалистов. Группа «интересы общества» связана с повышением общего культурного и интеллектуального уровня населения, с реализацией потребностей населения, снижением межклассовых и межнациональных напряжений, решения общественных задач и целей. Кроме того, общество может преследовать цель - решение социальных проблем, научно-технического прогресса и снижение преступности. В группу общественных интересов также входят желания предпринимателей и руководителей предприятий, заинтересованных в высококвалифицированных работниках [8].
К группе «мотивация выпускника» относятся: интерес к профессии, материальная заинтересо-
ванность, престижность профессии, её духовность (связанные с проявлением коммуникативных навыков). Непрофильный выбор специальностей в этом случае может быть связан с потерей интереса к профессии в ходе обучения, в связи с переоценкой ценностей [8].
Изучаемые закономерности влияния факторов, представленных в табл. 1, на эффективность взаимодействия изучаемых групп - выпускники вузов, государство и общество - в общем виде могут быть описаны функцией / Функция / представляет собой комплексную регрессионную модель соответствующих показателей [9-12]
/= Р(Хъ Х2, Хэ. -Х F, % где Х, Х2, Хэ, •••Хт - факторы, воздействующие на функцию / F и у- внутренние «шумы», т. е. факторы, которые влияют на показатели, но трудно определимые, например, погрешности в расчётах, скрываемые данные, искажения в данных отчётах, эмоциональный фон и т. п. [10, 11].
Выбор факторов производился по принципу экспертной оценки воздействия на параметры, ха-растеризующие выявленные закономерности мотивированного взаимодействия выпускников вузов, государства и общества. Выбрать фактор -значит определить способ воздействия на исследуемые параметры. Ранжирование факторов заключается в упорядочении и группировке по классификационному признаку «списка» факторов по ожидаемой степени их влияния на параметры.
Известно, что привлечение для ранжирования возможно широкого круга специалистов, позволяет уменьшить субъективизм ранговой оценки [11, 12]. Принятый список факторов (см. табл. 1) в сочетании с разработанными параметрами оптимизации по мотивационному признаку принятия решений той или иной группы, выпускника, государства и общества следующий.
1. ИКв(Тр.Ус) - индекс трудоустройства по соответствующей квалификации. Характеризует интерес государства - сочетание интересов выпускников во взаимодействии с государством
ИКвТрУс = ig. Овуз „ (Мвып-Пу<н/ТрУс)
где lg
ЗОбву
[ЗОбвуз(тт)] V пув(н/ТрУс) J
- логарифмический коэффициент
;(min)]
затрат на образование; ЗОбвуз - государственные бюджетные затраты на обучение в вузе по соответствующей отрасли; [ЗОбвуз(-т1п)] - государственные
бюджетные минимальные затраты на обучение в вузе по соответствующей отрасли (пороговая величина - «порог восприятия»); Мвып - количество выпускников вуза; пув(н/ТрУс) - количество уволившихся выпускников вузов или нетрудоустроенных по специальности (N^ = Nsbm - Пув(н/ТрУс)) •
2. ИКвЗПмс - индекс трудоустройства молодого специалиста (МС) по соответствующей «квалификации» заработной плате (ЗПМС) (удовлетворяющей или неудовлетворяющей - интерес выпу-
Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент»
м
-(Ь
Таблица 1
Уровни и интервал варьирования исследуемых факторов по группе отраслей
Принцип формирования фактора Наименование и обозначение факторов Ед. изм. Уровень (код) и интервал варьирования исследуемых факторов по отраслям
Транспорт Металлургия (черная и цветная) Строительство (в т. ч. пр-во строительных мат. и констр.) Сельское хозяйство
-1 0 +1 -1 0 +1 -1 0 +1 -1 0 +1
*Логарифмический коэффици-1 ЗПлмг ент lg применения [^Плмс(тт)] «пороговых величин» по «тах и min заработной платы MC -ЗПМС по отраслям. «Порог восприятия» - «ЗПтт», «ЗП „in» = Ю'еЗПлтах-^ «Болевой порог» - «ЗПтах», «ЗПгпя^» = Заработная плата МС Х1-1 ЗПМС $/чел. 482,8 966,3 1449,6 482,8 966,3 1449,6 482,8 966,3 1449,6 482,8 966,3 1449,7
Натуральные значения в долларовом эквиваленте Затраты государства на образование в вузе Х1-2 ЗОБ(вуз) $/чел. 968,5 1938,6 2908,7 1615, 9 3234,5 4853,3 752,7 1506,6 2260,6 1939,5 3882,4 5825,4
** Логарифмический коэффициент принятия «пороговых величин» по «тах и min ВВП» ВВП щ & [ВВПпв] Х1-3 - 1ёВВП Огн. вел/ 0,3327 0,5710 0,8092 0,3327 0,5710 0,8092 0,3327 0,5710 0,8092 0,3327 0,5710 0,8092
Натуральные значения Конкурс при поступлении в вуз, Х2-1 К(вуз) чел./ место 1,150 1,700 2,250 1,300 1,875 2,450 1,250 1,900 2,550 1,500 2,500 3,500
Эквивалент конкурса («резюме») Предложения молодых специалистов Х2-2 - Пр(МС) чел. 99454 186641 273828 115000 255000 395000 250000 375000 500000 250000 375000 500000
Натуральные значения Кол-во выпускников вузов Х2-3 №ып чел. 99896 199948 300000 145000 280000 415000 325000 425000 525000 35000 80000 125000
Экономика и финансы
2014, том 8, № 1
Окончание табл. 1
Принцип формирования фактора Наименование и обозначение факторов Ед. изм. Уровень (код) и интервал варьирования исследуемых факторов по отраслям
Транспорт Металлургия (черная и цветная) Строительство (в т. ч. пр-во строительных мат. и констр.) Сельское хозяйство
-1 0 +1 -1 0 +1 -1 0 +1 -1 0 +1
Натуральные значения Кол-во нетрудоустроенных (или уволившихся) МС ХЗ-1 пув(н/тр.ус) чел. 9500 12000 14500 12000 145000 17000 12000 16000 20000 7000 10500 14000
Рабочие места работодателей Предложения на рынке труда (вакансии) ХЗ-2 ЩВАК) чел. 40000 50000 60000 50000 57500 65000 50000 62000 75000 9000 17250 25500
Затраты на переподготовку Г осу дарственные затраты на переподготовку специалистов ЗПпод, Х4 Ппод $/чел. 866 1741,5 2616 1298 2605 3912 1729,9 3469,4 5208,9 2161,4 4333,3 6505,2
I
(D
CÖ
00
h
i
С
§
О
5
ь
о
а;
О
I
О
§
с
-с
ф
о
а;
О
с<
§
о
3
с
№
б)
■Е 'О
С 0)
С со
№ о- 73 0) о*
3 о
1
С §
5 (D
О О 3 о
сь 'S а 0)
о о
CÖ ä
0) а>
73 с
1г о
S о
5
(D с
5 §
(Г
о
0) ■
* Логарифмический коэффициент - показатель, учитьшающий реальные и минимальные (пип) граничные значения заработной платы МС. ЗПШ;П- так называемый, «порог восприятия» - минимальная заработная плата МС в условиях РФ по прожиточному минимуму. ЗПшах- так называемый, «болевой порог» - максимальная заработная плата, опре-
деляемая по формуле ЗП^и = lOI83m,min+1 , где величина «1» рассчитана как lg -
ЗПл
= 1, когда ЗПл = ЗПл^
[ЗПл,|1аЛ\1
“Логарифмический коэффициент, учитывающий реальные и минимальные (min) граничные значения ВВП («ВВП^п, так называемый, «порог восприятия» - минимальное значение ВВП в условиях РФ). В качестве «Болевого порога - максимальные значения ВВП - на душу населения» (на основе ППС - паритета покупательной способности валют на душу населения страны) приняты данные по Норвегии
м
сл
скника). Мотивации государства, выпускников и общества - взаимный интерес
ЗПлмс ґ^вьт~пув(н/ТрУс)'\
IV
ИКвЗ
= ід
ід
ЗПлмс
[ЗПлМС(шіп)]
Nв,
- логарифмический коэффициент,
\ЗПлМС(тт)\
учитывающий заработную плату молодых специалистов; ЗПлМС - заработная плата МС; \ЗПлМС(щ^П)'\ - минимальная заработная плата МС (пороговая величина - «порог восприятия», принята величина прожиточного минимума соответствующего оцениваемого периода РФ).
3. Интерес выпускников во взаимодействии с государством (работодателем) характеризует ИПрпроф - индекс «престижности» профессиональной деятельности МС
ТЛТГ 1 ВВП
ИПрпроф = ^7
/ Квуз(5) \ \Квуз(15)/
где 1д-
ввп
\ВВП(тт)\ \Квуз(15)
г - логарифмический коэффициент
\ВВП(тт)\
валового внутреннего продукта на человека (ВВП) РФ на оцениваемый период оценки; ВВП - валовой внутренний продукт РФ оцениваемого периода в долларовом эквиваленте; \ВВП(т;п)\ - минимально возможная величина ВВП РФ, так называемый «порог восприятия», определяемый как »ПВВВП» = 101§ВВЯтах _1, где ВВПтах - максимально возможная величина ВВП, «Болевого порога», установленного как постоянная величина ВВП на основе ППС - паритета покупательной способности валют на душу населения страны, (в работе приняты данные Норвегии); Квуз(5) - конкурс при поступления в вуз за последние 5 лет; Квуз(15)-конкурс при поступления в вуз (принят как постоянная максимально возможная величина за последние 15 лет).
4. Интерес государства (работодателя). Мотивация характеризуется индексом ИУдПрТрУс -удовлетворение предложений в трудоустройстве
ИУлПрТ У = 1д Шлмс п (ЫПред-ЫВАК\
ТРУс \ЗПлмс(т1п)Н мПред /
где МПред - предложения работодателю МС - эквивалент конкурса (эквивалент резюме); МВАК - предложение работодателем вакансий рабочих мест.
5. Интерес государства (работодателя). Мотивация характеризуется индексом ИВАКТрУс -индекс вакансий по трудоустройству
ИВАКТ
= ¡д ЗПлМС / Явак\
[ЗПлМС(тт)\\^Пред/
ТрУс и \ЗПлмс(т\а)]\ЫПред)
где НВАК - количество вакансий рабочих мест.
6. ИПроф - индекс заинтересованности в трудоустройстве (профессии). Характеризует интерес
«Выпускников» во взаимодействии с «обществом и государством»
Ит Ус = ^—ЗПлмс ( Пув(н/ТрУс)—\
Р \ЗПлМС(тш)\\^вьт~пув(н/ТрУс)/
7. ИЗОбвуз - индекс затрат на образование в вузе. Интерес государства и общества
ИЗОБ = 1 ЗОбву> (Мвып~Пув(н/ТРУс)^
\ЗОбвуз(тт)\ ' Мег
8. ИЗПпод - индекс затрат на переподготовку. Транзакционные издержки. Характеристика заинтересованности государства и общества в переподготовке и повышении квалификации персонала
ЗПподТрАкИз Ґ^ув(н/ТрУс)
ИЗПпод = 1----------ТрАкИз I увн/1р!'с) 1000),
под Ь\ЗПподтрАкИз{т{у1)\\ ^вып Г
ЗПподТрАкИз 1 ч 1 1
где щ----------------- - логарифмический коэффи-
\ЗПподТрАкИз (т£„)\
циент затрат на переподготовку (или повышение квалификации); ЗПподТрАкИз - государственные бюджетные затраты на переподготовку и повышения квалификации; \ЗПподТрАкИз^_^\ - государственные бюджетные минимальные затраты на транзакционные издержки; Сгув^/ТрУсс 1000) - коэффициент частоты переподготовленного персонала (количество переподготовленных специалистов, приходящихся на 1000 выпускников, которые имеют потребность в переквалификации).
Во многих задачах исследователь априорно предполагает [9], что при моделировании процесса (процессов) достаточно ограничиться линейной моделью или моделью с линейными членами и частью возможных взаимодействий. Особенно типична такая ситуация для многофакторных (более 4-х) задач. В этом случае уместно отметить следующее:
- чем больше величина п, тем меньше обычно объём априорной информации;
- маловероятно влияние тройных и более взаимодействий факторов;
- на первой стадии многофакторного эксперимента обычно только намечается направление движения к оптимуму и достаточно аппроксимировать исследуемую часть поверхности отклика у(х) плоскостью.
С ростом п быстро возрастают сроки и стоимость сбора информации (эксперимента). И при условии соблюдения адекватности показателей, определяющих сочетание интересов выпускников, государства и общества, функция показателей для случая модели второго порядка будет иметь вид:
Ь) = а0 + а1Ь1 + а2Ь2 + •••а^ + а2Ь| + ■■■ТГФ^ + ь^ + •, где а0, а1, а2 Ь, - коэффициенты функционального ряда при переменных (, .
После обработки результатов на ЭВМ с уровнем значимости а=0,05 по программе «Р1ап-ех», выявлены закономерности от исследуемых факторов в виде регрессионных уравнений параметров оптимизации по мотивационному признаку принятия решений исследуемых групп: выпускник, общество, государство.
При условии соблюдения адекватности моделей, определяющих параметры оптимизации, на рис. 1 представлен вариант графической их интерпретации в трёхмерном измерении металлургической отрасли в виде обобщённого показателя («интегральная оценка»).
2014, том 8, № 1
У406П-П0БВак
Ь.593
68750 ХЗ-2 И(ВАК
Гр.1 /УЮбП-ПКвЗПмс /X3-2
Г 3-х мерный график С Сечение (* Сечение в объеме
оздать ;| Удалить
Ыенить Параметры
Просмотр | Печатать
Угол оси ХхКЗ-2 N0 Угол оси шМ‘
Сдвиг по гориз. 1-^ ' Сдвиг по вертик. |Жт] 0сьХМ-2И(ВАК рЙ"т| 0сьУ«2-1-К[ВУЗ)Г® ¿| ОсьгЛЧОбП-ПОЕ!-281
Записать
6}
УБОбП ПВАКТр ус 0,694
Х2
!-1-К(ВУ^У
Г 3-к мерный график Г Сечение (* Сечение в объеме
ТоЛД Удалить | Изменить Параметры
Просмотр | Печатать
У™«™К
УголосиУЛ2-1-К([2Ю^ т] СДВИГ ПО ГИрН::: |-^
Сдвиг по вертик. |-^
□сь Х/ХЗ-2 М[ВАК 0сьУ«2-1-К(ВаЗ] □сьг/¥Э0бП ПВА1|
Записать
Рис. 1. Фрагменты построения графической интерпретации модели металлургической отрасли в виде поверхностей отклика при фиксированных значениях: затраты на образование в вузе - ЗОб(Вуз)= 929 $/чел. (эквивалент ВВП = 21500 $/чел.); затраты на переподготовку (транзакционные издержки) - ЗПпод(ТрАкиз) = 1030 $/чел.
го
-ч
Гурлев В.Г., Голиков ЮЛ. Разработка метода оценки социально-
экономической мотивации выпускников вузов на рынке труда
Поверхности откликов (см. рис. 1) характеризуют закономерности влияния исследуемых факторов: а - отклик по шкале ИКвЗПмс - индекс трудоустройства молодого специалиста (МС) по соответствующей «квалификации» заработной плате (ЗПмс); б - отклик по шкале ИВАКТрУс - индекс вакансий по трудоустройству. 1 - ИКвЗПмс; 2 -ИКвЗПмс; 3 - ИВАКтрУс; 4 - ИУдПртрУс - удовлетворение предложений в трудоустройстве.
Определение относительных значений показателей считают необходимым, так как состояние «объекта» характеризуется показателями, которые хотя и имеют одинаковую размерность (относительные величины), оцениваются в большом числовом диапазоне - от тысячных долей единицы до целых десятков единиц. Поэтому все показатели приводятся к единой системе измерения, в которой они могут быть сравнимы друг с другом. Одной из таких систем является система безразмерного (нормированного) относительного исчисления. В представленной работе для каждого показателя У1 (1 = 1...п) определены наилучшие значения (максимальные) - У1тах при достижении которого объект принимает наилучший (максимальный) критерий оценки [10].
Таким образом, в результате реализации планов многофакторных экспериментов представляется возможным получение регрессионных моделей всех критериев оценки, характеризующих влияние изучаемых факторов на выбор и реализацию решений выпускников вузов, государства и общества. Степень изменения показателей оценки изучаемых объектов выражена обобщёнными относительными («интегральными») критериями в пределах единицы:
оп = -^- ,
I у. >
!тах
где ОПь - обобщённый («интегральный») показатель; Yi - оцениваемая (исследуемая) величина функции отклика показателей оптимизации по мотивационному признаку исследуемых групп: выпускник, общество, государство; Yimax - максимальная величина функции отклика.
Обобщённый показатель при идеальных условиях наиболее успешного сочетания параметров оптимизации должен удовлетворять условию ОП1 < 1,0.
По разработанным математическим моделям обобщённых показателей произведен анализ мотивированного выбора групп по отраслям: транспорта, металлургии, строительства и сельского хозяйства.
Дальнейший анализ полученных моделей, которые имеют множество решений, удобно производить в сечениях плоскостей функций откликов, спроецированных на ось Мвып (эквивалентные оси Мпред и Квуз) и ось Пу<н/трУс) (эквивалент оси Мвак)
- номограммы изоуровней (рис. 2) при совместном решении системы всех уравнений.
На номограмме (см. рис. 2) точками 1, 2, 3, 4,
5 обозначены зоны (выделено тенью), где сочетание всех величин критериев оптимизации соответствуют условиям, удовлетворяющих все группы: выпускник, общество, государство.
Факторы, определяющие оптимальную взаимосвязь оцениваемых групп, имеют следующие значения. При фиксированных величинах ВВП/чел. = 17900 $/чел. (552617,8 руб./чел. - данные на февраль 2013 года по курсу валют 30,873 руб./$) и транзакционных издержек ИЗПпод = 380 $/чел., количество вакантных мест от работодателя составит №ЗАК = 18000-55000 чел. при соответствующей величине выпускников МВып = 44000-13000 чел. (точки 14* и 14** номограммы). Заработная плата МС в этом случае составит ЗПлМС = 17676 руб., (в долларовом эквиваленте - 573 $/чел.).
Если необходимо увеличить заработную плату МС больше 20000 руб., например до 21233 руб. (688 $/чел.) необходимо увеличение ВВП до 21500 $/чел. Тогда транзакционные издержки возможно увеличить до ИЗПпод = 1030 $/чел., при соответствующих затратах на образование 929 $/чел. (точки 15“ и 15““ номограмм). Существующие показатели индексов анализируемых отраслей расположены на номограмме вне оптимальной зоны.
Таким образом, разработанные модели позволяют не только анализировать взаимодействия интересов различных групп, но и осуществлять поиск решений, способствующий удовлетворять их интересы (государства, общества и выпускников вузов). По системе «интегральных величин», т. е. показателей, характеризующих современное состояние групп, произведено сопоставление отраслей по заданным обобщённым величинам (табл. 2).
По определённым (расчётным) величинам порога обобщённых показателей (см. табл. 2) произведена градация отраслей, для которых производится подготовка специалистов. Расчёт величин «порога» обобщённого показателя производился по математическим моделям при условии, когда отрасли функционировали при наиболее неблагоприятных сочетаниях параметров оптимизации по мотивационному признаку принятия решений, т. е. сочетания показателей удовлетворяли условию, когда ОП1 > 0.
Минимальная оптимальная величина обобщённого показателя составляет 0,08 для сельскохозяйственной отрасли (см. табл. 2). Для наиболее успешно функционирующей отрасли - строительной - обобщённая величина показателей равна
0,200.
Результаты исследования показали, что практические шаги, которые необходимо предпринять будут очевидны. В то же время может выявиться неполнота тех или иных практических действий или необходимость их пересмотра.
Тогда совершенно очевидно, что придётся корректировать модель и снова пройти какие-либо действия из завершённых этапов.
Количество нетрудоустроенных выпускников
го
о
ч
о
2
00
Вариант номограммы оптимизации при значениях: затраты на образование в вузе 30б(вуз)=929 $(при ВВП=21500 $) и затраты на переподготовку ЗПпод(Тр.акИ)=ЮЗО $
о
О
X
л
с
<п
Е
0)
с
и
0 с.
01 г
ж
2
О
ю
437502
437502
Количество выпускников Мвып, чел
-І*—1—1А----1£-1-г-н--4---—I)--------|П I 1^1 I
362500 ----1£--(-*-+-
1287498 -+*—\—ч-
1712555
I ™ ■ -'М I
862500 1287498 1712555
Количество предложений МС Мпрмс, чел г.*1 I |Т. Г ГЩ---Iе \-f-t--4---\-f-A—Ч------------|П І I
0,725
2,675
1,375 2,025
Конкурс при поступлении в ВУЗ т.т.1...4 -- оптимальная зона; т.т.8...13 - сществующие варианты решений; т.т. 15" и 15" - варианты изменений (рекомендации)
Вариант номограммы оптимизации при значениях: (БВП=17900 $) затраты на образование в вузе 30б(вуз)=773 $ и затраты на переподготовку ЗПпод(Тр.акИ)=380 $
247500 1а1» М» и 1| ¿1 Н—Р—I / I* 5—±—*-Н—I—I—I- 600000
82500
120829
458896 796962
Количество выпускников Мвып, чел
1135029
і / і
-НЄ-1----Ч----|П | І |
437502 862500 1287498 1712555
1-*\> і*—-------К—\-*-\—4——Ч----------|П | 1*11 |
437502 862500 1287498 1712555
Количество предложений МС Мпрмс. чел
Г-*1 I |/. Г ГЩ-К-\-f-t-4-\-f-~I—Ч-|П I І |
0,725
2,675
1,375 2,025
Конкурс при поступлении в ВУЗ т.т.1...5 -- оптимальная зона; т.т.8...13 ~ сществующие варианты решений; т.т. 14’ и 14“ - варианты изменений (рекомендации)
м
<£>
Рис. 2. Фрагмент номограммы оптимизации. Выделенные области на номограммах соответствуют условиям оптимизации.
Точки .14*, 14**, 15“ и 15““ - варианты изменений
Гурлев В.Г., Голиков ЮЛ. Разработка метода оценки социально-
экономической мотивации выпускников вузов на рынке труда
Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент»
CJ
о
Таблица 2
Оценка отраслей РФ по ОбП с вариантом оптимизации
Наименование отрасли Обобщённый показатель (ОбП) Оцениваемые факторы (реальные величины)
"Порог ОбП"* Расчётный «Optim»** ВВП, $/чел. ЗПл, $/чел. ЗОБ(вуз), $/чел. К(вуз) Пр(МС), чел. пув(н/тр.ус) N(BAK) ЗПпод, $/чел.
Экв. пор.ОбП Экв Optim ОбП Экв. пор.ОбП Экв Optim ОбП Экв. пор. ОбП Экв Optim ОбП Экв. пор.ОбП Экв Optim ОбП Экв. пор.ОбП Экв Optim ОбП Экв. пор.ОбП Экв Optim ОбП Экв. пор.ОбП Экв Optim ОбП Экв. пор.ОбП Экв Optim ОбП
1-я отр. 0,1224 0,236 17900 17900 573 573 1151 1151 1,150 1,440 99908 152606 14500 10190 40000 42760 2616 2616
Транспорт 17900 17900 573 573 1151 1151 1,150 1,634 99908 187917 14500 11867 40000 49468 2616 2616
2-я отр. 0,1370 0,200 17900 17900 573 573 1918 1918 1,310 1,550 147340 203690 17000 14500 50000 57500 3910 3913
Металлургия 17900 17900 573 573 1918 1918 1,310 1,750 147340 250647 17000 15500 50000 60500 3910 3913
3-я отр. 0,2000 0,3000 17900 17900 573 573 895 1733 1,250 1,621 324995 382073 20000 14400 5200 57500 5200 5200
Строительство 17900 17900 573 573 895 1733 1,250 1,555 324995 371950 20000 13600 5200 55000 5200 5200
4-я отр. 0,0800 0,1500 17900 17900 573 573 2301 4174 1,500 3,500 34998 125000 14000 11500 9000 19607 6500 6500
Сельское хозяйство 17900 17900 573 573 2301 4174 1,500 2,460 34998 78199 14000 14000 9000 25500 6500 6500
* Порог ОбП - минимальные значения обобщённого показателя, когда отрасли могли бы функционировать.
** Optimum- значение обобщённого показателя, характеризующего границу оптимальной величины, где отрасли могли бы функционировать
Экономика и финансы
Гурлев В.Г., Голиков Ю.А.
Разработка метода оценки социальноэкономической мотивации выпускников вузов на рынке труда
Если произвести ранжирование отраслей соответствующих групп по «порогу» ОбП, то из анализируемых отраслей к наиболее успешно функционирующим можно отнести строительную, металлургическую и транспортную, где величина ОбП = 0,200...0,120 (см. табл. 2).
К «стагнирующей» отрасли можно отнести с большой долей условности сельскохозяйственную, где величина ОбП = 0,080.
Кроме того, необходимо отметить и то, что разработанный метод позволяет определить (рассчитать) нормативные натуральные значения - «Натур Зн» факторов, оказывающих влияние на эффективность взаимодействия изучаемых групп - выпускник вуза, государства и общество (см. табл. 2).
Литература
1. Якуба, Л.О. Экономический эффект в системе высшего профессионального образования / Л.О. Якуба // Вестник ЧелГУ. - 2012. - № 9. - С. 120-122.
2. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).
3. Бортник, Е.М. Управление связями с общественностью / Е.М. Бортник. - М.: ФБК-Пресс, 2007. - С. 127.
4. Бияков, О.А. Региональные экономические интересы и проблемы их согласованности / О.А. Бияков, Н.Ю. Коломарова. - Кемерово: КГТУ. -2003. -116 с.
5. Состояние и развитие областной системы образования. Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области / под ред. А.И. Кузнецова. - Челябинск, 2012. - 80 с.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации. -М.: Омега-Л, 2011. - 186 с.
7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. - 1993. - № 237.
- 25 дек.
8. Что показал опрос Росстата об отноше-
нии россиян к труду // Российская газета. - Федеральный выпуск № 5857 (184). -
http://rg.ru/2012/08/13/laykam.html.
9. Гурлев, В.Г. Разработка и реализация программно-математического комплекса экономической оценки и управления жилищно-коммунальным хозяйством / В.Г. Гурлев, Т. С. Хомякова // Финансы и кредит. - 2011. - № 8.
10. Хомякова, Т. С. Использование матема-
тического моделирования в управлении развитием предприятия (на примере жилищно-
коммунального комплекса) / Т. С. Хомякова, В.Г. Гурлев // Управление развитием предприятия в условиях предпринимательской экономики: коллективная монография / под ред. С. И. Кухаренко, Т.А. Шиндиной. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,
2010. -160 с.
11. Хомякова, Т. С. Разработка организационно-математического моделирования при оценке экономического состояния и деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства / Т. С. Хомякова, В.Г. Гурлев // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 2. - C. 151-157.
12. Гурлев, В. Г. Оценка экономического состояния предприятий жкс на основе обобщенного (интегрального) показателя / В.Г. Гурлев, Т. С. Хомякова //Наука ЮУрГУ: материалы 64-й научной конференции. Секции экономики, управления и права. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ,
2011. - Т. 3. - С. 149.
Гурлев Владимир Геннадьевич. Доктор технических наук, профессор кафедры «Экономика фирмы и рынков», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Голиков Юрий Александрович. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика фирмы и рынков», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Gurlev2010@ уап-dex.ru.
Поступила в редакцию 3 июня 2013 г
Bulletin of the South Ural State University Series “Economics and Management” _______________________________________________________________________2014, vol. 8, no. 1, pp. 22-32
DEVELOPMENT OF THE METHOD FOR ESTIMATION OF SOCIAL AND ECONOMIC MOTIVATION OF THE GRADUATES AT LABOUR MARKET
V.G. Gurlev, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation Y.A. Golikov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
Integrated social and economic development of the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation and municipal entities is impossible without changes at labor market of “young specialists”. The article considers a method based on mathematical models of calculation of overall assessment index in the range from 0 to 1. It is based on a motivational characteristic of decision making in groups of the graduates, state and society. Moreover, overall criteria characterize the quality of the object and are functionally connected with the factors under analysis.
Keywords: social and economic motivation, mathematical model, management and estimation, overall (integrated) criterion, social factors.
References
1. Yakuba L.O. [Economic Effect in the System of Higher Professional Education]. Vestnik Chelyabinskogo go-sudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. 2012, no. 9, pp. 120-122. (in Russ.)
2. Federal’nyy zakon ot 13 yanvarya 1996 g. № 12-FZ «O vnesenii izmeneniy i dopol-neniy v Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii» (s izmeneniyami ot 16 noyabrya 1997 g., 20 iyulya, 7 avgusta, 27 dekabrya 2000 g.) [On Amendments and Alterations to the Federal Law of the Russian Federation “On Education” (as amended on November 16, 1997, July 20, August 7, December 27, 2000)].
3. Bortnik E.M. Upravlenie svyazyami s obshchestvennost’yu [Public Relations Management]. Moscow, FBK-Press Publ., 2007, pp. 127.
4. Biyakov O.A., Kolomarova N.Yu. Regional’nye ekonomicheskie interesy i problemy ikh soglasovannosti [Regional Economic Interests and Problems of their Consistency]. Kemerovo: Kuzbass St. Tech. Univ. Publ., 2003. 116p.
5. Kuznetsov A.I. (Ed.) Sostoyanie i razvitie oblastnoy sistemy obrazovaniya. Publichnyy dokladMinisterstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti [State and Development of the Regional Education System. Public Report of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region]. Chelyabinsk, 2012. 80 р.
6. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Labor Code of the Russian Federation]. Moscow, Omega-L Publ.,
2011. 186 p.
7. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12.12.1993 [Constitution of the Russian Federation dated December 12, 1993]. Rossiyskaya Gazeta, 1993, no. 237, 25 December.
8.«Chto pokazal opros Rosstata ob otnoshenii ros-siyan k trudu [Rosstat Survey Shows the Attitude of the Russians to Work]. Rossiyskaya gazeta - Federal'nyy vypusk, no. 5857 (184). Availably et: http://rg.ru/2012/08/13/ lay-kam.html/
9. Gurlev V.G., Khomyakova T.S. [Development and Implementation of Software and Mathematical Complex of Economic Assessment and Management of Housing and Communal Economy]. Finansy i kredit [Finance and Credit]. 2011, no. 8. (in Russ.)
10. Khomyakova T.S., Gurlev V.G. [The Use of Mathematical Simulation in Managing the Development of Enterprise (Based on the Housing and Public Utilities)]. Upravlenie razvitiem predpriyatiya v usloviyakhpredprinima-tel’skoy ekonomiki [Management of Enterprise Development in Terms of Entrepreneurial Economy]. Chelyabinsk: South Ural St. Univ. Publ., 2010. 160 p. (in Russ.)
11. Khomyakova T.S., Gurlev V.G. [Development of Organizational and Mathematical Simulation at Assessment of Economic Situation and the Operation of Enterprises of Housing and Public Utilities]. Audit i finansovyy analiz [Audit and Financial Analysis], Moscow, 2012, no. 2, pp. 151-157 (in Russ.)
12. Gurlev V.G., Khomyakova T.S. [Assessment of Economic Situation of Housing and Public Utilities Enterprises on the Basis of Overall (Integral) Index]. Nauka YuUrGU: materialy 64-y nauchnoy konferentsii. Sektsiya ekonomiki, upravleniya i prava [SUSU Science: Materials of the 64th Scientific Conference. Economics, Management and Law]. Chelyabinsk: South Ural St. Univ. Publ., 2011, vol. 3, pp. 149. (in Russ.)
Vladimir Gennadievich Gurlev, Dr.Sc. (Engineering), Professor of Company and Markets Economy Department, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].
Yuri Aleksandrovich Golikov, Candidate of Science (Economics), Associate Professor of Company and Markets Economy Department, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].
Received 3 June 2013