РАЗРАБОТКА МЕТОДА ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА КОМПРЕССОРНОГО ЦЕХА ПРИ ЭВАКУАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
УДК 622.691.4:614.841.345.6
A.Э. Кирилов, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (Барда, РФ), [email protected]
B.А. Трефилов, д.т.н., проф., Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, РФ), [email protected]
В статье представлен метод оценки безопасности персонала при эвакуации в случае пожара из помещения машинного зала газоперекачивающих агрегатов (ГПА). В основу положена математическая модель, учитывающая случайный характер изменения времени эвакуации. Предполагается, что время эвакуации людей зависит от скорости движения по эвакуационным маршрутам, в число которых входят не только стандартные эвакуационные пути, но и участки, пролегающие внутри пространств технологических отсеков ГПА: по вертикальным лестницам, средствам подмащивания и другим участкам, движение по которым по различным причинам затруднено. Кроме того, считается, что на продолжительность эвакуации влияют особенности поведения людей, скорость формирования очаговых признаков пожара, инерционность систем оповещения и управления эвакуацией, продолжительность оперативных действий персонала. Введен показатель, по которому оценивается безопасность условий эвакуации по конкретному маршруту, учитывающий вышеуказанные факторы. Составлена формула вероятности эвакуации людей из машинного зала, учитывающая показатели безопасности маршрутов движения и надежность систем защиты. Предложено реализовать принцип оценки безопасности персонала при эвакуации в формате компьютерной программы, с использованием методов имитационного моделирования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭВАКУАЦИЯ, ЭВАКУАЦИОННЫЙ МАРШРУТ, ВРЕМЯ НАЧАЛА ЭВАКУАЦИИ, ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА, ПРИЗНАКИ ПОЖАРА, ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА, КОМПРЕССОРНЫЙ ЦЕХ, ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ, ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ.
Производственные помещения компрессорных цехов (КЦ), где размещены ГПА, имеют разветвленную структуру маршрутов движения людей для обслуживания оборудования. При возникновении пожара эти маршруты могут быть использованы персоналом для эвакуации при условии, что их блокировка опасными факторами пожара (ОФП) произойдет после того, как помещение покинет последний эвакуируемый. Чтобы проверить это условие, для каждого маршрута движения используется методика оценки расчетных величин пожарного риска на производственных объектах [1]. Однако модель поведения людей, заложенная в аппарате методики, не отражает
реальные аспекты этого явления. Считается, что после обнаружения пожара люди сразу начинают двигаться по эвакуационным путям, направляясь к эвакуационному выходу. Но в реальности эвакуация персонала начинается не сразу, что подтверждается исследованиями поведения людей при возникновении пожара [2-5]. Как правило, перед эвакуацией персонал предпринимает действия, направленные на остановку технологического процесса, отключение электроэнергии, противодействие пожару средствами пожаротушения. Другими словами, люди пытаются локализовать очаг пожара. Кроме того, методика не позволяет учитывать движение людей внутри
технологических аппаратов, по вертикальным лестницам,средствам подмащивания и другим участкам эвакуационного маршрута, перемещение по которому может оказаться затруднительным по разным причинам (стесненные условия, недостаточная освещенность и др.). Поэтому для разработки методов эвакуационного планирования персонала КЦ требуется метод, который учиты -вал бы перечисленные замечания. В решении этой задачи предлагается использовать модель оценки безопасности рабочих мест [6-10], рассчитываемой по формуле (1),
где Ь . - показатель безопасно" мд/
сти /-го маршрута движения; тбл. -время блокировки /-го маршрута движения ОФП; I. = t . + т - вре-
" э/ мд/ нэ г
Kirilov A.E., Gazprom transgaz Tchaikovsky LLC (Barda, RF), [email protected]
Trefilov V.A., Doctor of Engineering, Professor, Perm National Research Polytechnic University (Perm, RF),
Approaches to the development of the method to assess safety of the compressor station personnel in case of fire using methods of simulation modelling
This paper described the methodology for an assessment of the personnel safety during the evacuation of the engine room of a gas compressor unit. The methodology is based on a mathematical model considering randomness of changes in the evacuation time. It is considered that the evacuation time depends on the speed of walking along escape routes, including not only standard escape paths but paths that may go through machinery rooms of gas compressor units, up or down the ladders, along scaffolds and through areas where the movement may be restricted for various reasons. Apart from that it is considered that the duration of the evacuation may be affected by people's behaviors, the speed at which a fire hazard appears, the delayed action of a fire alarm system and the evacuation management system, the duration of emergency actions taken by the personnel. The index has been introduced according to which the safety of the evacuation on a specific escape route is assessed, and which considers the above mentioned factors. Moreover, the probability formula for the evacuation of employees from the engine room has been created, that also considers the factors of the safety of the routes and reliability of a protection system. The methodology has been implemented by means of a simulation model of the evacuation of people, the structure and the basic idea of which were described in the paper.
KEY WORDS: EVACUATION, ESCAPE ROUTE, EVACUATION START TIME, FIRE SAFETY, FIRE HAZARDS, FIRE RISKS, FIRE PROTECTION, GAS COMPRESSOR STATION, GAS TURBINES, SIMULATION MODEL, STATISTICAL TESTING.
мя эвакуации людей из помещения по /-му маршруту движения, с; Ь - время движения по /-му маршруту, с; тнэ - время начала эвакуации, с; с, - коэффициент усечения Ьэ//; "- среднеквадратичное отклонение Ь .; и - со-
э/' :э
бытие случайного изменения Ьэ//;
М(Ц) - математическое ожидание
и ; Р . = : /24 - вероятность нал/ рм/ ~
хождения людей на /-м рабочем месте, : - время нахождения людей (человека) на /-м рабочем месте.
Считается, что началом каждого эвакуационного маршрута является рабочее место. Поэтому в дальнейших рассуждениях будет принято допущение о равенстве количества эвакуационных маршрутов и рабочих мест.
Величина параметра тбл/ устанавливается в ходе расчета времени нарастания ОФП на маршрутах движения к эвакуационному выходу до условия тбл = тт{:кр(Т), : , >, : т >, : , >), где : ,т. - крити-
кр(пв)' кр(О2) кр(тг^' " кр(Т) г
ческая продолжительность пожара по повышенной температуре; : - критическая продолжительность пожара по превышению предельной видимости в дыму; : - критическая продолжительность пожара по пониженно-
му содержанию кислорода; t к -критическая продолжительность пожара по содержанию токсичных продуктов горения. Критическая продолжительность пожара по каждому из опасных факторов определяется как время достиже -ния этим фактором критического значения на путях эвакуации на высоте 1,7 м от пола.
Критические значения по каждому из ОФП составляют [1]:
• по повышенной температуре - 70 °С;
• по тепловому потоку -1400 Вт/м2;
• по потере видимости - 20 м;
• по пониженному содержанию кислорода - 0,226 кг/м3;
• по каждому из токсичных газообразных продуктов горения: С02 - 0,11 кг/м3, СО - 1Д640-3 кг/ м3; HCL - 2340-6 кг/м3.
Величина тнэ рассчитывается по формуле (2) [5], где ^оуэ - время
срабатывания системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), с; : - время реакции человека, с; : - время принятия ре -шения, с; Ьп - время, необходимое на подготовку к эвакуации,с;: -продолжительность оперативных действий (сообщение о пожаре, отключение оборудования и др.), с; Кг(соуэ) - коэффициент готовности СОУЭ; :пп - время образования признака пожара, с.
Величина Ь определяется в
соуэ ~ "
ходе эксплуатационных испытаний или по выражению
t =ъи
соуэ j = 1 ¡'
где Ь. - время срабатывания .-го элемента СОУЭ, задействованного в алгоритме ее работы,с. Значение Ь принимается равным 0,6 с [11]. Параметры Ьп и : определяются хронометрическим методом при учебной анонси-
b .=-
МДI i
бл/
т. . - t .
бл/ э/
ь>/
о. ^/2л
'э/
ехр
(Ut3i-M(utw
2ö2
L31
Р .
=
t + t +t +t+t при if, >0,95
соуэ рч пр п од ~ г(соуэ)
t + t + t +t+t при К, .< 0,95
пп рч пр п од г г(соуэ) 7
(1)
(2)
Начало испытаний
2
Ввод данных (таблица 1)
3
Расчет по формуле (3): К, ., К, ,, К, ,, К,,, Р г(соуэ)' г(сау)' г(ш)' г(п)' л
4 о
Начало итерационного цикла оценке :э
5 л. }
Датчики псевдослучайных чисе Имитация ^ ^ ^ ^^ {
Датчик псевдослучайных чисел. Имитация и(
1
а, 1/2п
и/
ехр
Расчет
262
Параметры М(и:), 6(, из блока 6 э " Значение Р из блока 3
Коэффициент Кг( ) из блока 3 Расчет тнэ/ = по формуле (2) Расчет : = : + т
э/ мд/ нэ/
Формируется массив .} Расчет М(Ц), в(, С^ ''
Нет
(а1)
Проверка условия М0 > Мт) по формуле N ) > 0г /(е2(1 - Р)
Нет
©
Да
Начало интервального цикла по оценке Ьмд
11
Оценка Ьм . по формуле (1) мд
12
Формируются массивы {Ьмд/ * {Ьмд/ < °}
13 д)
Проверка условия N0 >
14 из
Оценка Рэ по формуле (4) Км^ициент Кг(сау), Кг(ш), Кг(п, блока 3
15
Вывод данных Р, {Ь , а 0} {Ьмд/ < 0} М^ 5у %'Кг(сау К , К г(ш) г(п)
16
Конец испытаний
Схема алгоритма статистических испытаний имитационной модели эвакуации персонала КЦ при пожаре
рованной эвакуации или в ходе противоаварийных тренировок. Коэффициент готовности Кг(соуэ) рассчитывается по формуле (3) [12], где - суммарное время исправной работы СОУЭ; ¿1„ - суммарное время вынужденного простоя СОУЭ; п - число отказов (ремонтов) СОУЭ. В случае К, . < 0,95 или же если СОУЭ от-
г(соуэ)
сутствует на объекте, считается, что человек обнаруживает пожар по задымлению или пламени [5, 13]. Принимая это во внимание,
К
/=1 Р
/=1 0 1=1 "
параметр :пп предлагается определять по времени образования конвективной колонки от очага пожара. Метод определения :пп указан в статье [5]. Эвакуация лю -дей по маршруту движения считается безопасной,если Ь .> 0.
мд
В качестве обобщенного показателя безопасности персонала принята величина вероятности эвакуации людей из помещения КЦ. Для ее оценки необходимо рассчитать показатель безопасности Ь всех маршрутов дви-
(3)
N (Ь < 0)
(4)
жения людей, при этом следует учесть влияние систем защиты на процесс возникновения и развития пожароопасной ситуации (пожара). Если источником пожароопасной ситуации является авария ГПА, следует учитывать надежность системы автоматического управления (САУ), контролирующей работу ГПА, надежность штатной автоматической установки пожаротушения (АУПТ(ш)) и автоматической установки пожаротушения помещения (или здания) КЦ (АУПТ(п)), в котором установлены ГПА - см. формулу (4), где Рэ - вероятность эвакуации из производственного помещения; N (Ь < 0) - число маршрутов
мд4 мд ' Г ГJ
движения, на которых Ь < 0; N -
" г мд мд
число всех маршрутов движения; Кг(сау) - коэффициент готовности САУ; К - коэффициент готовно -сти аУПт(ш); К - коэффициент готовности АУПт(п). Коэффициенты готовности К, ., К, . и К,.
г(сау) г(ш) г(п)
рассчитываются аналогично (3). В зависимости от сценария пожа -ра, который принимается экспертами за расчетный или проектный, могут учитываться и другие системы защиты (защита от статического электричества, защита от аварийного режима электросети, молниезащита, аварийно-вытяжная вентиляция, противодымная защита и др.), которые включены в состав противопожарной защиты объекта. Условия эвакуации персонала КЦ считаются безопасными, если Р > 0,95.
э
Рассмотренный метод оценки условий эвакуации может быть реализован на практике в виде компьютерной программы. Это значительно упростит его использование на производственном объекте руководителями и специалистами для решения широкого спектра задач в области безопасности - например, при разработке инструкций по охране труда и пожарной безопасности, планов ликвидации аварий и инцидентов, планов пожаротушения, мер безопасности при проведении работ повышенной
1
9
6
7
8
9
Исходные данные для реализации имитационной модели эвакуации персонала КЦ в виде компьютерной программы
Вводимые данные Характеристика данных
Мв - начальное число итераций; Р - доверительная вероятность; е - заданная точность Для того чтобы применить неравенство Чебышева для расчета числа итераций N , N ., задается их приблизительное число Мп; Р принимается равной 0,95; е принимается равной 0,1
7, - нижний интервал значений Ь ; 7, - Ьмпт|п| мл' Ьмптах| мд ^ и _ . *-я мд верхний интервал значений Ь ; / = 1...Я Каждый маршрут движения имеет верхний и нижний интервалы значений Ь мд
Т - нижний интервал значений т.; Т - тблт'т бл' Хблтах| верхний интервал значений тбл; / = 1...3 В модели реализована имитация трех сценариев возникновения и развития пожара. Для каждого сценария определены нижний и верхний интервалы значений тбл
Т, - нижний интервал значений Ь ; Т, - 'пп™п|„ к _ „. . »-¡Щ 'пп1™1" верхний интервал значений Ьпп; / = 1...3 В зависимости от количества пожарной нагрузки меняется величина Ьпп. Интервалы изменения величины Ьпп предусмотрены для каждого вида аварии
Т, - нижний интервал значений Ь ; Т - Ьпт|п| ~ п Ьптах| верхний интервал значений Ьп; / = 1...5 Верхний и нижний интервалы значений Ьп [14, 15]
Т, - нижний интервал значений Ь ; Т, - 'одт|п|„ к „ . »-Щ tолmax| верхний интервал значений Ь ; / = 1...3 Верхний и нижний интервалы значений Ь . Для каждого сценария возникновения и развития пожара предусмотрены оперативные действия
ЕЬ ИЬ р(соуэГ р(сауГ р(ш)' р(п) Суммарное время исправной работы СОУЭ, САУ, АУПТ(ш), АУПТ (п)
2tп(со»э), Stп(са»), ^пСшГ 2£п(п) Суммарное время вынужденных простоев СОУЭ, САУ, АУПТ(ш), АУПТ (п)
т . ., и , ., еЬ ,, ъг отк^оуэ)' отк(сау)' отк(ш)' отк(п) Число отказов СОУЭ, САУ, АУПТ(ш), АУПТ (з)
Ь , 1...А/ , N - число рабочих мест в машинном рм/' рм рм ' зале КЦ Время нахождения людей на рабочих местах и число рабочих мест, на которых находятся люди, можно определить из служебной документации производственного объекта
Ь = 0,6 с рч В данном случае значение «Время реакции человека» взято из научной литературы по инженерной психологии. Однако в других источниках имеются сведения, указывающие на то, что этот параметр может принимать значение, равное нескольким минутам и даже десяткам минут [16]
Т .. - нижний интервал значений, Ь , равный Ьпрт|п| г пр' г 7,82 с; Т . - верхний интервал значений, Ь , ' ' !пртах| г г ' пр' равный 11,11 с Время принятия решения является случайной величиной. В программе предлагается использовать верхнее и нижнее значение 95 % доверительного интервала [17]
опасности (огневые, газоопасные, пожароопасные). Программа может быть применена в виде учеб -но-методического материала или технического средства обучения при проведении занятий по по-жарно-техническому минимуму, инструктажей и т. п. Для разработки такой компьютерной программы следует воспользоваться методами имитационного моделирования, при котором процесс эвакуации персонала заменяется вероятностной моделью. Это позволит проводить статистические испытания, имитируя различные сценарии возникновения и развития пожара, показатели надежности систем защиты, расположение людей в пространстве помещения КЦ, их поведение при пожаре и другие данные. Принципиальная
имитационная модель эвакуации персонала КЦ при пожаре приведена на рисунке в виде алгоритма.
Принцип работы модели состоит в следующем. На начальном этапе вводятся исходные данные, представленные в таблице.
Далее начинаются основные этапы статистических испытаний. Сначала рассчитываются коэффициенты готовности К, ., К, .,
т ^ г(соуэ)7 г(сау)7
К , К , вероятности нахождения людей на рабочих местах Рл/. На следующем этапе формируется массив чисел {Ьэ/} и производится расчет статистических параметров М(и):, о£ ), С£) (блок 6). Для этого методом случайного выпадения имитируются значения : , :., : ., : ., т.., : . с учетом усло-
пг од/ ппг блг пр/ 3 3
вий таблицы (блок 5). Этот процесс обеспечивается оператором
Randon, генерирующим последовательность чисел с равномерным распределением. После каждого шага имитации производится операцияt. = t . + т , благодаря
~ ^ Э! мд/ ИЭ7 " ~
чему накапливается {tэ!}. Этот ите -рационный цикл повторяется до тех пор, пока не выполнится условие N0 > W^ где WM(t ) - количе-ство выполненных итерационных циклов по имитации ^ (блок 7). Для проверки условия W0 > NM(t) используется неравенство Чебы-шева W„(y > Dtэ/^2(1 - р)), где D^ -дисперсия t3. Если N0 меньше Nm), число итераций доводится до условия N ^ N,„,.. После этого начи-
0 И^э)
нается новый итерационный цикл, в котором с помощью оператора Randon имитируется случайное событие Ut, производится имитация Ьм . и (формируются массивы
{Ь , > 0}, {Ь , < 0} (блоки 8-12).
и мд/ * к мд/ л 4 _ '
Вычисление Ь ., где / = 1-Л/ , и
мд/' " рм'
формирование массивов {Ьмд/> 0}, {Ьмд, < 0} проводится до выполне -ния условия N0 > NИ(Ь } (блок 13). Принцип проверки М0 > N ) аналогичен предыдущему. Да-
лее производятся оценка Рэ по формуле (4) и вывод результатов статистических испытаний. После этого статистические испытания считаются завершенными.
Рассмотренная имитационная модель не является консерва-
тивной и может быть дополнена ветвями дополнительных вычислений в зависимости от особенностей производственного объекта, проектных сценариев развития пожара, действий персонала. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах. М.: ФГУП ВНИИПО МЧС России, 2009.
2. Самошин Д.А., Холщевников В.В. Проблемы нормирования времени начала эвакуации // Пожаровзрывобезопасность. 2016. Т. 25. № 5. С. 37-51.
3. Белосохов И.Р. К проблеме формирования продолжительности времени начала эвакуации людей при пожаре // Технологии техносферной безопасности. 2011. Вып. 2 (36). 9 с.
4. Холщевников В.В., Самошин Д.А., Белосохов И.Р. и др. Парадоксы нормирования обеспечения безопасности людей при эвакуации из зданий и пути их устранения // Пожаровзрывобезопасность. 2011. Т. 20. № 3. С. 41-51.
5. Кирилов А.Э. К проблеме оценки времени начала эвакуации людей на производственных объектах. Предложение по ее решению на примере компрессорного цеха // Вестник Пермского национального иссл. политех. ун-та. Геология. Нефтегазовое и горное дело. 2016. Т. 15. № 19.
С. 193-200.
6. Трефилов В.А. Теоретические основы безопасности человека: Курс лекций. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006. 100 с.
7. Трефилов В.А., Костров А.Е., Лонский В.О. Управление безопасностью на производстве // Геология. Геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений. 2009. № 10. С. 79-72.
8. Трефилов В.А. Проблемы исследования безопасности в системах различного уровня // Научные исследования и инновации. 2013. Т. 7. № 1-4. С. 4-7.
9. Калугин М.А., Трефилов В.А. Автоматизированная система состояния безопасности газовой котельной // Безопасность труда в промышленности. 2014. № 3. С. 59-61.
10. Костров А.Е., Трефилов В.А. Разработка автоматизированной системы управления безопасностью технологических трубопроводов // Геология. Геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений. 2010. № 12. С. 74-77.
11. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. 368 с.
12. Акимов В.А., Лапин В.Л., Попов В.М. и др. Надежность технических систем и техногенный риск. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2002. 368 с.
13. Шильдс Д.Т., Бойс К., Холщевников В.В. Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть II. Действия в смоделированной ситуации «Пожар в торговом комплексе» // Пожаровзрывобезопасность. 2005. Т. 14. № 3. С. 47-58.
14. Кирилов А.Э. Оценка времени движения людей по участкам эвакуации повышенной сложности // Вестник ПНИПУ. Безопасность и управление рисками. 2016. № 5. С. 34-41.
15. Шебеко Ю.Н., Гордиенко Д.М., Некрасов В.П. и др. Исследование процесса эвакуации людей при пожаре с этажерки технологической линии газоперерабатывающего завода // Пожарная безопасность. 2008. № 1. С. 83-88.
16. Холщевников В.В., Самошин Д.А., Парфененко А.П. и др. Эвакуация и поведение людей на пожарах: Учеб. пособ. М.: Академия МЧС России, 2015. 262 с.
17. Самошин Д.А. Применение концепции «человек - среда - пожар» для понимания поведения персонала торговых комплексов при пожаре. Ольстер, 2004.
REFERENCES
1. Method for the Calculation of Predicted Values of Fire Risk at Production Facilities. Moscow, Federal State Unitary Enterprise All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2009. (In Russian)
2. Samoshin D.A., Kholshchevnikov V.V. Evacuation Start Timing Issues. Pozharovzryvobezopasnost' = Fire and Explosion Safety, 2016, Vol. 25, No. 5, P. 37-51. (In Russian)
3. Belosokhov I.R. On the Issue of Forming the Duration of Evacuation Start Time of People in Cases of Fire. Tekhnologii tekhnosfernoi bezopasnosti = Technologies of Technosphere Safety, 2011, Issue 2 (36), 9 pp. (In Russian)
4. Kholshchevnikov V.V., Samoshin D.A., Belosokhov I.R., et al. Standardization Paradoxes of Ensuring People's Safety in Cases of their Evacuation from Buildings and Means of the Elimination of Such Paradoxes. Pozharovzryvobezopasnost' = Fire and Explosion Safety, 2011, Vol. 20, No. 3, P. 41-51.
(In Russian)
5. Kirilov A.E. On the Issue of Establishing the People's Evacuation Start Time at Production Facilities. A Propose to Solve the Issue as Exemplified by a Compressor Shop. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Geologiya. Neftegazovoe i gornoe delo = Bulletin of Perm National Research Polytechnical University. Geology. Oil and Gas and Mining Art, 2016, Vol. 15, No. 19, P. 193-200. (In Russian)
6. Trefilov V.A. Theoretical Fundamentals of Man's Safety: A Course of Lectures. Perm, Perm Publishing House, 2006, 100 pp. (In Russian)
7. Trefilov V.A., Kostrov A.E., Lonsky V.O. Production Safety Management. Geologiya, Geofizika i razrabotka neftyanykh i gazovykh mestorozhdenyi = Geology. Geophysics and Development of Oil and Gas Fields, 2009, No. 10, P. 72-79. (In Russian)
8. Trefilov V.A. Problems of the Study of Safety in Systems of Different Levels. Nauchnye issledovaniya i innovatsii = Research and Innovations, 2013, Vol. 7, No. 1-4, P. 4-7. (In Russian)
9. Kalugin M.A., Trefilov V.A. Automated Gas Boiler House Safety Condition System. Bezopasnost' truda v promyshlennosti = Labor Safety in the Industry, 2014, No. 3, P. 59-61. (In Russian)
10. Kostrov A.E., Trefilov V.A. Development of an Automated Process Pipeline Safety Managment System. Geologiya, Geofizika i razrabotka neftyanykh i gazovykh mestorozhdenyi = Geology. Geophysics and Development of Oil and Gas Fields, 2010, No. 12, P. 74-77. (In Russian)
11. Engineering Psychology Reference Book. Ed. by B.F. Lomov. Moscow, Machine Engineering, 1982, 368 pp. (In Russian)
12. Akimov V.A., Lapin V.L., Popov V.M., et al. Reliability of Engineering Systems and Technology-Related Risk. Moscow, Financial Publishing House Business Express CJSC, 2002, 368 pp. (In Russian)
13. Shields D.T., Boyce K., Kholshchevnikov V.V. Behavior of Trade Complex Personnel in Cases of Fire. Part II. Actions in a Simulated Situation «Fire in a Trade Complex». Pozharovzryvobezopasnost' = Fire and Explosion Safety, 2005, Vol. 14, No. 3, P. 47-58. (In Russian)
14. Kirilov A.E. Assessment of People's Movement Time in Evacuation Sections of Higher Complexity. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Bezopasnost' i upravlenie riskami = Bulletin of Perm National Research Polytechnical University. Safety and Risk Management, 2016, No. 5, P. 34-41. (In Russian)
15. Shebeko Yu.N., Gordienko D.N., Nekrasov V.P., et al. Research of the People's Evacuation Process in Cases of Fire from the Mezzanine of a Processing Line of a Gas Processing Plant. Pozharnaya bezopasnost' = Fire Safety, 2008, No. 1, P. 83-88. (In Russian)
16. Kholshchevnikov V.V., Samoshin D.A., Parfenenko A.P., et al. Evacuation and People's Behavior in Cases of Fire: Study Book. Moscow, Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2015, 262 pp. (In Russian)
17. Samoshin D.A. Use of the Concept «Man - Environment - Fire» in Order to Understand the Behavior of Trade Complex Personnel in Cases of Fire. Olster, 2004.