Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройства аутистического спектра / РАС / виртуальная реальность / метод / autism specter disorders / ASD / virtual reality / method

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А.В. Брагин, Е.А. Малова

Так как детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) становится все больше, любые методы обучения будут полезны и востребованы. Предложенный в данной статье метод, основанный на примене-нии технологий виртуальной реальности, потенциально может помочь в реализации более эффективного по сравнению со стандартными подходами способа обучения, адаптации и социализации детей с РАС. Применение в данном методе технологий виртуальной реальности позволяет симулировать самые разные условия в динамической манере с возможностью адаптации виртуального окружения под конкретного ребенка в безопасных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А.В. Брагин, Е.А. Малова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD DEVELOPMENT FOR EDUCATING, ADAPTATING AND SOCIALIZING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS BASED ON VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES

Every day amount of children with autism spectrum disorder (ASD) increases. Therefore any educational methods will be useful and demanded. The method based on virtual reality technologies can help in creating more effective way of educating, adapting and socializing children with ASD. The use of virtual reality technolo-gies in this method allows to simulate a variety of conditions in a dynamic manner with the possibility of adapting the virtual environment to a specific child in safe conditions.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 371.315:376.5

А.В. Брагин, Е.А. Малова

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: malovaea09@gmail.com

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Так как детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) становится все больше, любые методы обучения будут полезны и востребованы. Предложенный в данной статье метод, основанный на применении технологий виртуальной реальности, потенциально может помочь в реализации более эффективного по сравнению со стандартными подходами способа обучения, адаптации и социализации детей с РАС. Применение в данном методе технологий виртуальной реальности позволяет симулировать самые разные условия в динамической манере с возможностью адаптации виртуального окружения под конкретного ребенка в безопасных условиях.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, виртуальная реальность, метод.

A.V. Bragin, E.A. Malova

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskiy, 683003 e-mail: malovaea09@gmail.com

METHOD DEVELOPMENT FOR EDUCATING, ADAPTATING AND SOCIALIZING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS BASED ON VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES

Every day amount of children with autism spectrum disorder (ASD) increases. Therefore any educational methods will be useful and demanded. The method based on virtual reality technologies can help in creating more effective way of educating, adapting and socializing children with ASD. The use of virtual reality technologies in this method allows to simulate a variety of conditions in a dynamic manner with the possibility of adapting the virtual environment to a specific child in safe conditions.

Key words: autism specter disorders, ASD, virtual reality, method.

Расстройство аутистического спектра (РАС) - название группы расстройств развития мозга, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами [1].

В среднем по миру на каждую 1 000 новорожденных детей около 1-2 детей имеют РАС [2]. Так как РАС не является заболеванием в привычном нам смысле, а скорее чем-то наподобие альтернативного развития, любые способы и методы обучения, адаптации и социализации детей с РАС будут востребованы и необходимы людям. Также крайне актуально создание метода обучения детей с РАС, обеспечивающего эффективное применение полученных навыков при помощи этого метода.

Постановка задачи. В общем виде задача состоит в необходимости разработки метода, подходящего для работы с детьми с РАС. При этом не стоит забывать, что при РАС восприятие работает иначе, чем у обычных людей, будь то особенности визуального, тактильного, аудиально-го восприятия с возможными нарушениями [3].

С учетом данных фактов появилась идея о методе обучения с применением сразу нескольких каналов информации, но в данном конкретном случае с большим упором на аудиовизуаль-

Одиннадцатая международная научно-практическая конференция

ную составляющую. Эта направленность проявляется в использовании технологий виртуальной реальности для работы с детьми с РАС.

Особенности метода. Из возможных вариаций методов были выделены основные: с использованием гарнитуры виртуальной реальности и без нее. У каждого способа есть свои особенности исполнения и реализации.

В случае при использовании гарнитуры виртуальной реальности достигается достаточная степень погружения, позволяющая выстраивать более наглядные причинно-следственные связи при получении знаний. Ограничениями является невозможность применения лежа и личная непереносимость надетых чужеродных объектов на голову.

При использовании вариации метода без гарнитуры степень «погружения» уменьшается, но, несмотря на это, проведение работы возможно. Также появляется вариант размещения ребенка не только сидя или стоя, но также лежа, что в некоторых случаях может быть достаточно критично при выборе вариации метода.

Также для каждой вариации перед началом работы необходимо пройти процесс исследования ребенка по факту возможности использования данного метода и его вариаций в принципе, так как в некоторых случаях применение метода может быть опасно для ребенка или абсолютно неэффективно из-за особенностей самого ребенка.

Предварительное исследование и подготовка ребенка. В рамках исследования необходимо выяснить путем тестирования о возможности работы с ребенком данным методом. Тестирование должно выявить следующие пункты: реакция на разные цвета, воспринимаемость анимирован-ных последовательностей, доступность каналов восприятия информации визуальным методом или аудиовизуальным методом, способность к спокойному нахождению на одном месте, отсутствие панических реакций на надеваемые объекты и т. д. Основной смысл теста - это выявление правильного подхода к настройкам симуляции и утверждение возможности использования метода с конкретным ребенком.

С большой вероятностью потребуется предварительная работа с ребенком для его ментальной подготовки к работе по данному методу. Основной целью данной подготовки является донесение до ребенка информации о безопасности всего происходящего и введение его в состояние пониженной тревожности. Без данного этапа реакция ребенка на все происходящее может быть непредсказуемой, так как при РАС все новое и неисследованное в большинстве случаев воспринимается в «штыки» и с явными паническими проявлениями.

Описание процесса. Перед началом занятия необходимо подготовить оборудование и помещение для работы. В том числе - установить начальную настройку симуляции под параметры конкретного ребенка, выявленные на этапе тестирования.

Ребенка проводят в комнату и одевают в гарнитуру виртуальной реальности, после чего он занимает стоячее или сидячее положение. Положение лежа рассматривается только в исключительных случаях в связи с возможными рисками как ухудшения здоровья ребенка, так и выхода из строя оборудования.

Так как применение конкретно гарнитуры виртуальной реальности может быть невозможно в связи с психологическим состоянием ребенка, возможно использование альтернативного варианта реализации методики с использованием комнаты, в которой с помощью проекторов симуляция выводится на специальный широкоформатный экран или заранее подготовленные стены помещения.

По завершении предварительных настроек ответственный за процесс (далее работник) занимает место у управляющего компьютера и запускает необходимую симуляцию. В зависимости от вида изучаемого материала и реакции ребенка на происходящее работник взаимодействует с условиями симуляции в реальном времени.

В процессе симуляции ребенка погружают в необходимую для изучения ситуацию и демонстрируют варианты взаимодействия и решения выбранных ситуаций. Во время погружения ребенок может крутиться и осматривать происходящее вокруг, в связи с чем рекомендуется предпринять меры безопасности в случае возникновения головокружений и вынужденных падений.

Работник контролирует проводимую симуляцию и в любой момент может изменять самые разные параметры для более лучшей адаптации под конкретного ребенка. Это может быть цветовая гамма, скорость воспроизведения, дополнение сцены элементами окружения и т. д.

В рамках проводимой работы необходимо постоянное наблюдение за состоянием ребенка на случай проявления эмоциональной нестабильности и бурного реагирования на происходящее.

Планируемый результат. В результате работы по данному методу планируется получение ребенком знаний, связанных с выбранной темой, и сформированные у него варианты решения вероятных проблем, связанных с темой.

Трудности реализации. На текущий момент существуют довольно важные проблемы в быстрой реализации этого метода на практике. Самой крупной из них можно назвать отсутствие самих симуляций и материалов для них. Для решения этой проблемы требуется привлечь к разработке материалов людей, которые имеют реальный опыт работы с детьми с РАС, а также имеющих профильные знания по тематике РАС. В том числе на каждом этапе реализации требуется тестирование на группах детей с РАС для выявления фатальных недочетов и целесообразности принимаемых решений.

Любые методы для работы с детьми с РАС будут полезны и востребованы, ведь детей с РАС меньше не становится. Данный метод обучения, адаптации и социализации имеет большой потенциал с точки зрения эффективности, что, в свою очередь, делает реализацию метода востребованной для всех, кто занимается детьми с РАС.

Литература

1. Всемирная организация здравоохранения Autism spectrum disorder [Электронный ресурс]: МКБ-11. - URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/437815624.

2. The Epidemiology of Autism Spectrum Disorders / Craig J. Newschaffer, Lisa A. Croen, Julie Daniels, Ellen Giarelli, Judith K. Grether, Susan E. Levy, David S. Mandell, Lisa A. Miller, Jennifer Pinto-Martin, Judy Reaven, Ann M. Reynolds, Catherine E. Rice, Diana Schendel, Gayle C. Windham // Annual Review of Public Health. - 2007. - Vol. 28: 235-258. - URL: https://www.annualreviews.org/doi/ 10.1146/annurev.publhealth.28.021406.144007.

3. Seungwon Chung, Jung-Woo Son. Visual perception in autism spectrum disorder: a review of neu-roimaging studies // Journal of korean Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 2020. - 31 (3): 105-120. - URL: https://www.jkacap.org/ journal/view.html?doi=10.5765/jkacap.200018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.