УДК 82
Ю.И. Моисеев, С.Ю. Стромов
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСТРОЙСТВА ПО КОНТРОЛЮ ЗА РЕЖИМОМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕВОЗОК
Статья посвящена вопросу разработки мероприятий по повышению эксплуатационной надежности транспортных средств с применением устройства по контролю за режимом труда и отдыха водителя с целью повышения эффективности перевозок.
Ключевые слова: тахограф, устройство по контролю за режимом труда и отдыха водителя, надежность транспортных средств, эффективность перевозок.
Устройство по контролю за режимом труда и отдыха водителя с целью повышения эффективности перевозок является тахограф. Он представляет собой техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителей транспортного средства [1, с. 68].
Применение данного устройства - это одно из мероприятий по повышению эксплуатационной надежности транспортных средств и главная цель внедрения тахографа повышение эффективности перевозок, а также безопасность на дорогах.
История вопроса показывает, что использования устройства по контролю за режимом труда и отдыха водителя получила свое распространение в Европе, начиная с Германии, с 60-х годов ХХ века [5].
Сейчас тахографы используются во многих странах, в том числе и в России.
Применение тахографа зарекомендовало себя в качестве эффективной меры по снижению дорожно-транспортных происшествий. Влияние его на безопасность дорожного движения осуществляется за счет фиксации параметров движения автомобиля для восстановления картины дорожно-транспортного происшествия и повышения дисциплины, и ответственности водителей транспортных средств в соблюдении законодательства в области РТиО [6].
Статистические данные указывают, что внедрение такого устройства благоприятно влияет на эксплуатационные характеристики транспортного средства, на техническое обслуживание и управление транспортным средством, на функцию контроля времени труда и отдыха водителя управляющего транспортным средством, что приводит к снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, оснащенных тахографами, на 20-30 % [4].
Статистика прошлого года свидетельствует о том, что не все водители и руководители грузопассажирских парков ответственно подходят к данной проблеме. Так, например, по данным Госавтоинспекции МВД РФ за 2015 г. было возбуждено 82 тысячи административных дел. Среди них:
- 68 % по причине отсутствия тахографа на транспортном средстве;
- 16 % по причине неисправности устройства по контролю за режимом труда и отдыха водителя;
- 14 % по причине нарушений правил использования вышеназванного устройства;
- 2 % по причине использования устройства, которое не соответствует необходимым требованиям
[2].
Исследование проблемы на основе статистических данных показало, что тахограф способен решить следующие задачи на транспорте:
- повысить безопасность дорожного движения путем соблюдения режимов труда и отдыха водителей;
- увеличить ресурс двигателя, шин, тормозных механизмов и автомобиля в целом;
- исключить несанкционированные поездки, т.к. весь маршрут непосредственно фиксируется на тахограмме или карточке водителя;
- дать объективную оценку профессиональных качеств водителя. Чем кривая ровнее, тем меньше водитель разгоняется и тормозит, реже переключает передачи, т.е. едет равномерно, меньше расходует топливо и экономит ресурс автомобиля;
- обеспечить социальную и правовую защиту водителей. Тахограмма является документом и мо-
© Моисеев Ю.И., Стромов С.Ю., 2016.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. I
жет служить доказательством вины или не виновности в суде;
- помочь ввести на предприятии объективную систему подсчета
заработной платы по фактическому объему выполненных работ, что достигается документированием на тахограммных дисках и картах водителей всего объема выполненных работ;
- согласовать объективный расчет с заказчиком за фактически выполненную работу по перевозке грузов и простоев по различным причинам.
Таким образом, исследовав проблематику внедрения тахографа можно с уверенностью утверждать, что данный процесс положительно влияет на эксплуатационные характеристики транспортного средства (ТС), на техническое обслуживание ТС, на управление ТС. Однако, не все специалисты так считают. Так, например П.Ерин утверждает: «Установка тахографа не оказывает непосредственного влияния на эксплуатационные качества автомобиля и не вносит изменения в его технические характеристики (в частности, не меняет параметры работы двигателя, грузоподъемность, расход топлива и т.д.)» [3].
Результаты исследовательской работы выражаются в следующих положениям.
Устройство по контролю за режимом труда и отдыха водителя (тахограф) - это контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Оно предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа.
Использование устройства по контролю за режимом труда и отдыха водителя позволит увеличить безопасность дорожного движения; позволит соблюдать скоростной режим движения, что увеличит ресурс двигателя, шин, тормозной системы и автомобиля в целом. Данные, полученные с помощью устройства по контролю за режимом труда и отдыха водителя, помогут снизить потребление топлива, расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию АТС; позволит оптимизировать маршруты перевозок и графики движения по результатам сравнительного анализа тахограмм. С помощью устройства по контролю за режимом труда и отдыха водителя можно дать объективную оценку профессиональных качеств водителей. Таким образом, устройство по контролю за режимом труда и отдыха водителя, как комплексный прибор, обеспечивает многозадачность и высокую функциональность, надежность и защищенность от манипуляций будут усовершенствоваться и развиваться. Их применение позволит не только повысить безопасность движения, но и существенно сэкономит ресурсы, выделяемые на перемещение грузов, что, в свою очередь, повысит энергоэффективность транспортной отрасли в целом.
Таким образом, не все так хорошо с внедрением и использованием устройства по контролю за режимом труда и отдыха водителя, главные проблемы, которые можно назвать - это должна быть личная заинтересованность и ответственность руководителей и водителей, а также применение тахографов в России требует более совершенной нормативной базы. На данный момент в правоприменительной практике остается проблема возможности использования устройства по контролю за режимом труда и отдыха водителя тахографов европейского производства на территории РФ, регламента контролирующих процедур, а также применение российских устройств, такими странами СНГ как Беларусь, Казахстан и т.д.
К основным разработкам мероприятий по повышению эксплуатационной надежности транспортных средств с применением устройства по контролю за режимом труда и отдыха водителя с целью повышения эффективности перевозок, автор научной статьи, отнес бы следующее:
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
- должна организовываться работа водителей на основании действующего международного и российского законодательства, а также в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- неукоснительно соблюдать, установленный в России законом, режим труда и отдыха водителей, а также обеспечивать соблюдение водителями установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха и не допускать к эксплуатации транспортные средства, не оснащенные тахографов, с неисправным или не соответствующим установленным требованиям тахографом;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других
работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- оснащать транспортные средства тахографами, обеспечивать ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и вывод из эксплуатации тахографов в мастерских, а также использовать карты тахографа при эксплуатации транспортных средств, оснащенных тахографом.
Исходя из изложенного, можно сказать, что внедрение тахографа безусловно положительно влияет на эксплуатационную надежность, на безопасность движения и сохраняет конструкцию автомобиля. Кроме того, с учетом внедрения дополнительных устройств (блок ГЛОНАСС/GPS- Scout) позволяет объ-
ективно оценивать работу водителя на маршруте.
Библиографический список
1. Введение в нашей стране цифровых тахографов [Текст] // Основные средства. 2012. № 8. С. 68-69.
2. Владельцев грузопассажирского автопарка призвали к ответственности [Электронный ресурс]. URL: http://to54.ru/uslugi/tahograf/ novosti-o-tahografah (дата обращения: 05.05.2016).
3. Ерин П. Правовой консалдинг [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/consult/account/ 637167/ (дата обращения 06.05.2016)
4. Моисеев Ю.И., Бадиков К.А. Тахограф как средство повышения безопасности на дороге [Электронный ресурс]. Волгоградский государственный технический университет ВолгГТУ). Волгоград. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3778.pdf (дата обращения: 05.05.2016).
5. http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=UA&search_mode=GeneralSearch&qid=2&SID=W2K7 4ZrGBJ1 hiVSmOa6&page= 1 &doc=1
6. http://www.kadrovik.ru/docs/pr.mintrans.20.08.04n15.htm
7. Моисеев Ю.И. Перспективы применения тахографов с Глонасс в Российской Федерации // Вестник Саратовского гос. техн. ун-та. 2013. № 2. Вып. 2. C. 18-21.
МОИСЕЕВ ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт», Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, Россия.
СТРОМОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ - студент, кафедра «Автомобильный транспорт», Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, Россия.