Научная статья на тему 'Перспективы применения тахографов с Глонасс в Российской Федерации'

Перспективы применения тахографов с Глонасс в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
682
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАХОГРАФ / ГЛОНАСС / РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА / ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / TACHOGRAPH / GLONASS / MODE OF WORK AND REST / TRANSPORTATION OF GOODS / TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Ю. И.

Проведен анализ ситуации с применимости тахографов в Российской Федерации, представлен зарубежный опыт в этой области, с экономической оценкой эффективности применения прибора. Рассмотрен российский опыт применения тахографа, оценена перспектива применения тахографа совмещенного с системой Глонасс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеев Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF USE OF TACHOGRAPHS WITH GLONASS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The situation analysis from applicability of tachographs in the Russian Federation is carried out, foreign experience in this area, with an economic assessment of efficiency of use of the device is presented. The Russian experience of use of the tachograph is considered, the prospect of use of the tachograph combined with system Glonass is estimated.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения тахографов с Глонасс в Российской Федерации»

УДК 656.1.053(075)

Ю.И. Моисеев

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАХОГРАФОВ С ГЛОНАСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведен анализ ситуации с применимости тахографов в Российской Федерации, представлен зарубежный опыт в этой области, с экономической оценкой эффективности применения прибора. Рассмотрен российский опыт применения тахографа, оценена перспектива применения тахографа совмещенного с системой Глонасс.

Тахограф, Глонасс, режим труда и отдыха, перевозки грузов, безопасность движения

Yu. I. Moiseev PROSPECTS OF USE OF TACHOGRAPHS WITH GLONASS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The situation analysis from applicability of tachographs in the Russian Federation is carried out, foreign experience in this area, with an economic assessment of efficiency of use of the device is presented. The Russian experience of use of the tachograph is considered, the prospect of use of the tachograph combined with system Glonass is estimated.

Tachograph, Glonass, mode of work and rest, transportation of goods, traffic safety

Актуальность вопросов безопасности дорожного движения растет с каждым годом, что является закономерностью связанной с ростом количества автомобильного транспорта и увеличением интенсивности коммерческих перевозок. Одним из важных факторов, влияющих на вышеуказанную безопасность является степень профессиональной подготовки водителя, его водительского стажа работы, психоэмоционального состояния и скорость реакции водителя на изменение ситуации на дороге, зависящей от соблюдения режима труда и отдыха. Согласно Федерального закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», водители также должны соблюдать временные интервалы работы. Кроме того, существует, положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 г. № 15, зарег. Минюстом РФ 01.11.2004 г. № 6094.

Обратимся к европейскому опыту, где для контроля режима труда и отдыха водителя, уже несколько лет используются на автомобильном транспорте электронные тахографы. Тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Тахографы в Российской Федерации, используемые на транспортных средствах, впервые начали применяться с 01 января 1998 года и регламентируются следующими документами постановление Правительства Российской Федерации № 922 «О повышении безопасности междугородних и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». В рамках вышеуказанного регламента

„ M2 M3 n2 n3

следующие транспортные средства категорий 2 , 3 , 2 и 3 , осуществляющие перевозки пас-

сажиров и грузов.

Опыт использования тахографов в странах Евросоюза показал следующий:

1. Количество ДТП с участием транспорта, оснащенного тахографами, снизилось на 22%;

2. Количество ДТП со смертельным исходом снизилось на 55%;

3. Межаварийный пробег вырос в 2,5 раза;

4. Затраты на ГСМ снизились на 15%;

Ниже приведены результаты некоторых европейских исследований эффективности использования тахографов:_____________

Исследование

Уменьшение количества ДТП, %

Сокращение расходов на техниче-_______ское обслуживание, %_______

1 2 3

Проект Батс^аг(Великобритания, Нидерланды, Бельгия) -28 -40

WKD Security ОтЬИ(частная транспортная компания, Германия) -30 -60

Полиция Вены (Австрия) -18 -40

Suedbaden Bus Co. (частная автобусная компания, Германия) -18 -59

Taxi Hatscher (частная компания, Германия) -66 Н. д.

Полиция Берлина (Германия) -20 -25

Пограничная служба (Германия) -g -34

Полиция Лондона (Великобритания) -25 Н. д.

Экономическая эффективность от использования тахографов в Евросоюзе представлена ниже.

Экономический эффект за год, млн. евро

Экономия средств в результате предотвращения ДТП, в том числе: 38,472

- сохранение человеческих жизней 26,996

- тяжкие увечья 42,936

- легкие увечья 68,540

Расходы на установку бортовых регистраторов -19,429

Чистая экономия 119,43

Коэффициент экономической эффективности 7:1

Ниже приведены модели тахографов, разрешенные к применению в РФ.

Фото Модель Производитель

ЦИФРОВЫЕ ТАХОГРАФЫ - только на территории Российской Федерации

МЕРКУРИЙ-ТА 001 Г руппа компаний ІІМСОТЕХ (Москва)

ШТРИХ-ТахоRUS Группа компаний «ШТРИХ-М» (Москва)

шшя КАСБИ DT-20 ОАО «Калужский завод телеграфной аппаратуры» (Калуга)

ЦИФРОВЫЕ ТАХОГРАФЫ - на территории стран ЕС, Восточной Европы, СНГ и РФ

шв EFAS-3 и EFAS-4 Intellic GmbH, Австрия

ш Siemens DTCO 1381 Continental Automotive GmbH, (Siemens VDO Automotive AG), Германия

АНАЛОГОВЫЕ ТАХОГРАФЫ - на территории стран ЕС, Восточной Европы, СНГ и РФ

ш KIENZLE 1318 Continental Automotive GmbH, (Siemens VDO Automotive AG), Германия

1g

Фото Модель Производитель

KIENZLE 1324 Continental Automotive GmbH, (Siemens VDO Automotive AG), Германия

Применение вышеуказанных приборов решает следующие задачи на транспорте:

Повышает безопасность дорожного движения путем соблюдения режимов труда и отдыха водителей.

Увеличивает ресурс двигателя, шин, тормозных механизмов и автомобиля в целом.

Исключает несанкционированные поездки, т.к. весь маршрут (скорость-пробег-время) непосредственно фиксируется на тахограмме или карточке водителя.

Объективная оценка профессиональных качеств водителя. Чем кривая ровнее, тем меньше водитель разгоняется и тормозит, реже переключает передачи, т.е. едет равномерно, меньше расходует топливо и экономит ресурс автомобиля.

Обеспечение социальной и правовой защиты водителей. Тахограмма является документом и может служить доказательством вины или не виновности в суде.

Введение на своем предприятии объективной системы подсчета заработной платы по фактическому объему выполненных работ, что достигается документированием на тахограммных дисках и картах водителей всего объема выполненных работ.

Объективный расчет с заказчиком за фактически выполненную работу по перевозке грузов и простоев по различным причинам.

На сегодняшний день, современный тахограф является цифровым электронным устройством, фиксирующим наличие перемещение транспортного средства с помощью определенного водителя. Уровень развития современных технологий позволил создать индивидуальные карты для водителя, где фиксируется информация о режиме труда и отдыха.

Вместе с тем процесс модернизации тахографа происходит и сегодня. Для повышения степени защищенности от манипуляций, в ЕС было принято решение фиксировать факт вождения из двух независимых источников информации, например датчик скорости и сигнал с АБС.

Российские производители тахографов применили кроме двух независимых сигналов систему криптографической записи данных в фискальный блок памяти тахографа, а второй дублирующий сигнал брать из данных полученных с помощью системы ГЛОНАСС. Кроме того, применение такой системы позволит в бедующем усовершенствовать тахограф, и при наличии GPRS модема в онлайн режиме отправлять данные о перемещении транспортного средства и соблюдении режима труда и отдыха водителем непосредственно работодателю через сеть интернет. Такая система также позволит отслеживать расход топлива, массу перевозимого груза, температуру двигателя, температуру в рефрижераторе и т. д., при наличии соответствующих датчиков.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что будущее - за комплексными едиными приборами, обеспечивающими многозадачность высокую функциональность, надежность и защищенность от манипуляций. Их применение позволит не только повысить безопасность движения, но и существенно сэкономит ресурсы, выделяемые на перемещение грузов, что, в свою очередь, повысит энергоэффективность транспортной отрасли в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Преимущества использования тахографов [Электронный ресурс] /

URL:http://tahograf76.ru/index.php/likbez.html.

2. Газизов В. А. К вопросу о «черном ящике» на транспорте / В. А. Газизов. С. 33-34.

Моисеев Юрий Игоревич - Yuri I. Moiseev -

кандидат технических наук, заведующий PhD., head of the department

кафедрой «Автомобильный транспорт» «Motor transport»

Волжского Политехнического института of the Volga Polytechnical institute

филиала Волгоградского государственного of branch Volgograd State

технического университета Technical Univesity

Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.