Научная статья на тему 'Разработка механизмов элиминирования технико-экономической дифференциации регионов (на примере Республики Адыгея)'

Разработка механизмов элиминирования технико-экономической дифференциации регионов (на примере Республики Адыгея) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЭНЕРГЕТИКА / ИННОВАЦИИ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Л.А., Иосифова Л.В., Яворский Э.В.

В работе исследованы факторы, сдерживающие инвестиционное развитие некоторых регионов Южного федерального округа. Показано, что энергодефицит территории не позволяет эффективно развивать имеющиеся рекреационные зоны, а строительство и реконструкция инфраструктуры может разрушить экологическое равновесие уникальных природных систем, являющихся центрами притяжения туристских потоков. Изучены возможности развития альтернативной энергетики в Республике Адыгея, предложены механизмы привлечения инвестиционных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронина Л.А., Иосифова Л.В., Яворский Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка механизмов элиминирования технико-экономической дифференциации регионов (на примере Республики Адыгея)»

СТРАТЕГИЯ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА

УДК 330.341

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ЭЛИМИНИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ) *

Л. А. ВОРОНИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: lab@vectorplus. ru Кубанский государственный университет Л. В. ИОСИФОВА, кандидат технических наук, доцент кафедры теоретической механики E-mail: lv-iosifiva@mail. ru Кубанский государственный технологический университет

Э. В. ЯВОРСКИЙ, аспирант кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: worldimport@mail. ru Кубанский государственный университет

В работе исследованы факторы, сдерживающие инвестиционное развитие некоторых регионов Южного федерального округа. Показано, что энергодефицит территории не позволяет эффективно развивать имеющиеся рекреационные зоны, а строительство и реконструкция инфраструктуры может разрушить экологическое равновесие уникальных природных систем, являющихся центрами притяжения туристских потоков. Изучены возможности развития альтернативной энергетики в Республике Адыгея, предложены механизмы привлечения инвестиционных ресурсов.

Ключевые слова: инвестиции, энергетика, инновации, альтернативные источники энергии, энергоэффективность, региональные инновационные кластеры.

* Работа выполнена при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» и фонда РГНФ, проект № 10-02-38219а_ю.

Пространственная неравномерность социально-экономического развития достигает в России критических значений и является одним из главных факторов политической и социальной нестабильности в обществе. Дифференциация территориальных систем неизбежно возникает из логики объективных, стихийно действующих законов рыночной экономики, и для успешного противостояния этим тенденциям необходимы осознанные усилия государственной власти [4]. Однако, несмотря на различные программы регионального развития, принятые на федеральном уровне, Юг России до настоящего времени характеризуется крайней неравномерностью технико-экономического развития. Так, например, если в последние пять лет Краснодарский край производил более 30 % объединенного валового регионального продукта (ВРП) Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, то Республика Ингушетия — всего 0,5 %. Указанные

диспропорции способствуют дестабилизационным процессам в экономике макрорегиона, препятствуют межрегиональной хозяйственной интеграции.

В кризисные и посткризисные годы неравномерность развития отдельных субъектов Федерации не только сохраняется, но на фоне резкого спада экономики в некоторых регионах даже усиливается. Более развитые и быстрее развивающиеся территории сохраняют и даже получают еще более сильный импульс к развитию. Более консервативные, отдаленные и технологически отсталые районы еще сильнее отстают от соседних, ослабевают межрайонные связи, усиливаются тенденции по выводу части финансовых потоков «в тень». Так, объем производства пищевой промышленности в Ингушетии сократился за последние 5 лет на 31 %, сбор зерновых — на 55,7 %, подсолнуха — на 28 %, молока — на 14,5 %, сахарной свеклы — на 77 %, производство бензина — на 30,5 %. Здесь, по оценкам специалистов, основная масса сельскохозяйственной продукции производится и распределяется «в тени». Доля теневой экономики в сельском хозяйстве Юга России — самая высокая. Так, например, в Дагестане она достигает 82,1 %. Данные по Чечне и Ингушетии отсутствуют, но ясно, что и там они не могут быть меньше [2]. В любом случае это не только колоссальные потери для бюджета, но и чрезвычайно высокие социальные потери, ведущие к деградации инфраструктуры, снижению качества человеческого капитала, неконтролируемой миграции, разжиганию межэтнических конфликтов и т. д.

Одним из наиболее реальных потенциальных драйверов экономического развития республик Северного Кавказа является туризм, так как природно-климатические условия данного региона и целостность экологической системы являются сильными факторами притяжения не только для туристов из России, но и со всего мира. Однако практически во всех горных районах Юга России (помимо политических проблем и проблем безопасности, которые представляют собой отдельный круг факторов, нуждающихся в тщательном исследовании и последующем элиминировании) остро стоит проблема неразвитости инфраструктуры, в первую очередь энергетической.

Рассмотрим проблемы и перспективы развития энергетики Юга России на примере Республики Адыгея. Ее территория входит в состав СевероКавказского экономического района и Южного федерального округа (ЮФО). Географическое

положение Республики Адыгея обеспечивает благоприятные условия для ее хозяйственного развития. Железные и автомобильные дороги связывают республику со многими районами Краснодарского края, Российской Федерации и республиками ближнего зарубежья. Численность ее населения на 01.01.2010 составила 443,1 тыс. чел.

На территории Республики Адыгея площадью 7 791,8 км2 выделяются три геолого-экономические зоны широтного направления (с севера на юг): равнинная, предгорная и горная. Климат Республики Адыгея умеренно теплый и мягкий, который обеспечивает от 200 до 250 ясных дней в году; суммарная солнечная радиация составляет 115—120 ккал на см2. Такие климатические условия обеспечивают продолжительное сохранение снега в среднегорье и высокогорье, что способствует развитию горнолыжных курортов, делает очень перспективным туристско-рекреаци-онный потенциал территории и развитие сельского хозяйства.

Республика Адыгея богата различными видами минерального сырья, в том числе:

• углеводородами (природный газ, нефть, газовый конденсат);

• рудными полезными ископаемыми (молибден, вольфрам, свинец, цинк, медь, марганцевая руда);

• горно-техническим сырьем (глины керамические, кирпичные, черепичные, керамзитовые, известняки технологические, гипс разного назначения, глауконитовые песчаники, фосфориты, цеолиты, барит, кварцевый песок и доломиты);

• строительными материалами (строительный песок, известняк, гипс, валунно-гравийно-песчаные смеси, облицовочный и декоративно-поделочный камень);

• минеральной водой разного назначения и состава, лечебными глинами.

В последние годы Правительство Республики Адыгея проделало значительную работу по продвижению инвестиционного потенциала региона во внешней среде. Майкоп является активным участником многих российских и международных информационных мероприятий, а его имидж известен далеко за пределами Российской Федерации. Вместе с тем простое сравнение инвестиционных потоков Адыгеи и соседнего Краснодарского края, обладающего во многом схожими природно-климатическими условиями, указывает на огромную

разницу в инвестиционной привлекательности этих двух регионов.

Анализ развития ключевых отраслей экономики позволяет выявить ряд системных проблем, ослабляющих инвестиционную привлекательность Республики Адыгея, в том числе:

• большинство производственных предприятий региона используют устаревшие технологии и оборудование с высоким уровнем амортизационного износа, что не позволяет им выпускать конкурентоспособную продукцию как для внутреннего, так и для внешнего рынка;

• сложившаяся в республике система профессионального образования не в полной мере обеспечивает потребности экономики в специалистах сферы строительства и переработки, а также в квалифицированных кадрах рабочих специальностей, владеющих навыками работы с современными производственными и технологиями системами, информационными технологиями;

• недостаточный уровень развития местной транспортно-логистической инфраструктуры, наличие «узких мест» в автодорожной сети увеличивают транспортные издержки компаний, что сказывается на стоимости конечной продукции;

• высокий уровень износа объектов инженерной инфраструктуры, ограничения по энергоснабжению и высокие издержки при подключении к сетям вынуждают инвесторов нести дополнительные расходы;

• низкий уровень инновационной активности на производственных предприятиях свидетельствует о консервативности руководства в вопросах внедрения в производственные процессы новых технологических решений и экспериментирования с инновационными разработками;

• отсутствие современных технологических комплексов по индустриальной переработке твердых бытовых и промышленных отходов представляет угрозу для экологической безопасности региона и может привести к снижению инвестиционной привлекательности. Основной причиной сохранения в течение длительного времени низкой инвестиционной привлекательности региона является, по мнению авторов, неэффективность управления инвестиционными процессами в силу неадекватной оценки последствий инвестиций для развития территории, а также

неправильно выбранных приоритетов для осуществления избирательной поддержки осуществляемых инвестиций. Так, в Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 года в качестве приоритетных для инвестиций отраслей отмечены перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, туризм, лесное хозяйство, т. е. наиболее развитые на сегодняшний день виды экономической деятельности. В то же время характер переходных процессов, протекающих в национальной экономике и имеющих тенденцию к нарастанию значимости одних элементов за счет убывания других и существенно усиливающих нелинейные эффекты макро- и мезоэкономической динамики, совершенно не принят в расчет.

Оценка эффективности инвестиций (в том числе иностранных) в экономику региона предполагает учет и анализ не только прямой экономической эффективности, но и многочисленных внешних эффектов, важнейшими из которых являются:

1) мультипликационный эффект, связанный со стимулированием совокупного спроса;

2) технологический эффект, связанный с расширением производительных возможностей общества, с увеличением потенциального ВВП;

3) обучающий эффект, связанный с накоплением человеческого капитала, с повышением квалификации работников, создающих и использующих новые технологии [4].

Анализ социально-экономической ситуации в республике с учетом вышесказанного позволяет выделить несколько иные приоритеты инвестиционного развития. Сценарный анализ с использованием имитационной модели экономической динамики показал, что основной проблемой инвестиционного развития Адыгеи является недостаток электроэнергетических мощностей, необходимых для строительства и функционирования крупных объектов промышленного и сервисного назначения.

Республика Адыгея является одним из самых энергодефицитных регионов Северного Кавказа. Объем потребления электроэнергии (без учета технологических потерь на ее передачу по электрическим сетям) в период с 2001 г. в 5,0—7,3 раза превосходил объем ее собственного производства на территории республики.

Основными проблемами в сфере энергетики являются:

— недостаточное финансирование мероприятий

по развитию электроэнергетики;

600

1130

1М0

737

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 1. Динамика спроса на электроэнергию в Республике Адыгея в 2008—2015 гг., млн кВт^ч

— перегруженность трансформаторов на ряде подстанций;

— отсутствие требуемых мощностей;

— отсутствие резервных линий;

— изношенность основных фондов объектов электроэнергетики на 65—70 %.

В результате перечисленных проблем за последние 7 лет не осуществлялось подключение новых крупных потребителей к энергосистеме.

Республика Адыгея имеет 100 %-ное централизованное электроснабжение. Его обеспечивают два филиала ОАО «Кубаньэнерго» — Адыгейские и Краснодарские электрические сети. Теучежский и Тахтамукайский районы обслуживаются по территориальной принадлежности Краснодарскими электрическими сетями, остальные районы — Адыгейскими электрическими сетями. Электроснабжение г. Майкопа осуществляет МУП «Майкопские городские электрические сети».

В то же время по прогнозу в регионе ожидается постоянный рост спроса на электроэнергию: с 5 % — в 2008 г. до 8 % — в 2015 г. (рис. 1).

В Стратегии социально-экономического развития республики до 2025 г. упоминаются возможности развития нетрадиционной энергетики, в том числе использование геотермальных ресурсов. Однако конкретных мер, направленных на повышение энергоэффективности региона, развитие новых энергетических технологий в республике, предусмотрено не было. Такое голословное декларирование достаточно расплывчатых целей можно считать стратегическим просчетом, особенно в современных условиях, когда программы субъектов Федерации по энергосбережению имеют очень

высокие шансы на получение софи-нансирования из средств федерального бюджета и привлечение частных, в том числе иностранных инвестиций.

Согласно действующим правилам отбора субъектов РФ для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъект Федерации, претендующий на получение финансирования, должен провести предварительную работу по энергетическому аудиту зданий и сооружений, установке приборов учета электрической и тепловой энергии, разработке нормативно-правовоых актов, определяющих льготы для предприятий по налогам в зависимости от их энергоэффективности, программ обучения государственных служащих и населения основам энергосберегающей жизнедеятельности и т. д. Данные мероприятия, объединенные в систему управляющих воздействий, затрагивающих практически все сферы социально-экономической и общественной жизни региона, должны стать отправным пунктом скорректированной программы социально-экономического развития Республики Адыгея. Рациональное и эффективное использование средств федерального бюджета (до 500 млн руб. ежегодно) позволит создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в энергетику региона [1].

Однако развитие альтернативной энергетики и инвестиционные процессы в республике сдерживаются таким фактором, как низкий уровень человеческого капитала. Анализ научно-образовательной сферы Республики Адыгея показывает, что лучший вуз республики, находящийся в г. Майкопе, занимает лишь 311-е место в рейтинге государственных вузов России, составленном НИУ «Высшая школа экономики» по заказу Общественной палаты РФ, а Майкопский государственный технологический универсиитет — 427-е место из 476 возможных. Не удивительно, что наиболее подготовленная и талантливая молодежь региона предпочитает поступать в краснодарские вузы, которые предлагают гораздо более качественное образование и более надежные перпективы трудоустройства [3]. Подобная ситуация складывается и на элитарном рынке труда среди высококвалифицированных специалистов, ученых и представителей творческих профессий.

^Выдано патентов на изобретения

■ Выдано патентов на полезные модели

2005 2008 2009

Рис. 2. Динамика изобретательской активности в Республике Адыгея в 2005, 2008 и 2009 гг, тыс. шт.

Таким образом, г. Майкоп сталкивается с проблемой «утечки мозгов» в локальном масштабе: наиболее квалифицированные и конкурентоспособные на рынке труда специалисты предпочитают переезд в более крупные города России и Южного федерального округа. В результате показатели развития науки и инноваций в республике одни из самых низких в России. Прогнозировать улучшение ситуации в развитии высокотехнологичных отраслей, таких как альтернативная энергетика, согласно эконометричес-ким моделям по данным [10] можно только в случае значительного роста показателей инновационной и изобретательской активности, которые остаются пока на крайне низком уровне (рис. 2).

Ситуация осложняется тем, что процесс повышения качества человеческого капитала требует достаточно длительного времени и значительных институциональных изменений в сфере образования, науки и культуры (в том числе предпринимательской и управленческой). Однако последние теоретические исследования и практические разработки в сфере инновационного менеджмента убедительно доказали эффективность концепции «открытых инноваций» в решении подобного рода задач [5, 6]. Одним из механизмов реализации концепции «открытых инноваций» стали университетские бизнес-инкубаторы, работающие не только с проектами собственного вуза, но и активно привлекающие компетенции извне и сознательно увеличивающие потоки новых знаний, циркулирующих между инновационными агентами, работающими в подобных бизнес-инкубаторах [7, 8, 9]. Как показал опыт создания студенческих бизнес-инкубаторов соседнего с Майкопом г. Краснодара, на начальной стадии развития инновационного предпринимательства

наиболее предпочтительной формой их взаимодействия является сетевое, которое обеспечивает юридическую и финансовую независимость двух структур при общности предпринимательской культуры и информационного пространства[8, 9].

Интенсивному формированию сети способствует совместная реализация открытых долгосрочных образовательных программ с широким спектром различных форматов коммуникации. Положительный эффект образовательной программы необходимо закрепить посредством создания открытой виртуальной площадки для он-лайн общения и обмена знаниями и компетенциями — группы в социальной сети, открытого форума и т. д. Главным фактором успеха развития инновационной деятельности в бизнес-инкубаторе является не наличие зданий и помещений или источников финансовой поддержки, а разнообразие компетенций его участников и качество их социальных связей.

В заключение еще раз обратим внимание на основные результаты проведенного экономического анализа, а также предложенные меры для решения проблем развития энергетики региона и, как следствие, повышения инвестиционной привлекательности Республики Адыгея как одного из перспективных регионов Юга России:

1) благоприятные природно-климатические условия, высокий уровень политической стабильности и безопасности, а также хорошая транспортная доступность основных рекреационных зон Адыгеи позволяют обосновать туристический и санаторно-курортный сектор как основной приоритет инвестицонного развития данного региона;

2) сдерживающими факторами инвестиционного развития Адыгеи являются неразвитость энергетической инфраструктуры, высокая изношенность энергосетей и высокий энергодифицит. Элиминировать влияние перечисленных факторов предлагается за счет развития альтернативной энергетики в регионе, а именно за счет солнечной, термальной и биоэнергетики с децентрализованными и параллельными системами снабжения, предпосылки развития которых определяются природно-климатическими, экономическими и демографическими условиями;

3) перевод экономики республики на инновационный путь развития невозможен без повышения качества человеческого капитала. Ускорить решение данной проблемы возможно при активном использовании концепции «открытых инноваций» в разработке и реализации инновационных проектов и развитии сетевых форм сотрудничества между университетскими инновационными структурами Майкопа и Краснодара, являющегося в настоящий момент одним из региональных лидеров по формированию научно-инновационных сетей.

Предложенный комплекс мер может стать основой пилотного проекта по развитию инвестиционных процессов в дотационных регионах Юга России, а Республика Адыгея — своеобразной экспериментальной площадкой для социальных инноваций, поверка, отбор и последующее тиражирование которых возможно на всей территории страны.

Список литературы

1. Алексеенко А. А., Ратнер С. В. Проектное финансирование инновационной деятельности // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 4.

2. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России / под ред. акад. Г. Г. Матишова. Ростов н/Д: Изд. ЮНЦ РАН, 2006.

3. БабешкоВ. А., ТемердашевЗ.А., Ратнер С. В. К вопросу об активизации инновационной деятельности в вузе // Инновации № 1 (58), февраль 2003, С. 38—40.

4. Нижегородцев Р.М., Грибова Е. Н., Зень-кова Л. П., Хатько А. Ю. Нелинейные методы прогнозирования экономической динамики региона. Харьков: Изд. ИНЖЭК, 2008.

5. Ратнер С. В., Ушнов В. В. Анализ возможностей реализации концепции открытых инноваций на базе существующих институциональных систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 2. С. 80—85.

6. Ратнер С. В. Влияние мощности потока инновационного знания на эффективность функционирования научно-инновационной сети // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 2. С. 69—73.

7. Ратнер С. В., Малхасьян С. С., Аракелян Н.Р. Проектирование и управление научно-исследовательской сетью регионального инновационного кластера // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 4. С. 20—24.

8. Ратнер С. В., Филатова О. В. Сетевая модель развития университетских бизнес-инкубаторов // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 13. С. 2—10.

9. Ратнер С. В., Карлов А. В. Механизмы реализации сетевой модели бизнес-инкубирования // Инновации. 2011. № 7. С. 11—15.

10. Темердашев З. А., Ратнер С. В., ИвановаН. Е. Оценка состояния инновационной деятельности и принятие управленческих решений на региональном уровне на основе эконометрического моделирования // Инновации. 2010. № 9. С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.