Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВЫБОРА'

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВЫБОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
e-commerce / онлайн торговля / интернет-магазины / конкуренция / дефицит предложения / e-commerce / online commerce / online shopping / competition / supply shortage

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондраков Игорь Викторович, Торопчина Виктория Эдуардовна

Статья посвящена исследованию вопроса спроса и предложения товаров e сommerce рынка России в условиях ограниченности зарубежных товаров. Была проанализирована работа пяти торговых площадок, имеющих наибольшую популярность на российском рынке, после чего выделены критерии, по которым были выставлены баллы для каждого магазина и подведены итоговые результаты. Проведенное исследование дает возможность увидеть востребованность тех или иных площадок, предназначенных для онлайн-торговли, их удобство для потребителей с точки зрения наличия дефицитных товаров, их цены и качество, а также доступность этих товаров с точки зрения их получения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MECHANISM FOR MANAGING CONSUMER BEHAVIOR IN CONDITIONS OF LIMITED CHOICE

The article is devoted to the study of the issue of supply and demand of goods on the Russian market in conditions of limited foreign goods. The work of five trading platforms with the greatest popularity in the Russian market was analyzed, after which the criteria for which points were awarded for each store were highlighted and the final results were summed up. The conducted research makes it possible to see the demand for certain sites intended for online trading, their convenience for consumers in terms of the availability of scarce goods, their prices and quality, as well as the availability of these goods in terms of their receipt.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВЫБОРА»

широкого распространения и положительного опыта его использования. По прогнозам специалистов, тренд роста количества денежных переводов и объемов транзакций продолжится, в том числе благодаря новому функционалу системы.

Список литературы

1. Платежи АСН могут быть выгодными для всех. Посмотри, как это работает. URL: https://acatia.ru/how-ach-payments-work/ (дата обращения: 28.09.2022).

2. Погодина Т. В. Инновационный менеджмент: учебник / Т. В. Погодина, Т. Г. Попадюк, Н. Л. Удальцова. М. : ИНФРА-М, 2019. 343 с. URL: www.dx.doi.org/10.12737/ textbook_5ce3cd5adeee94.37640143 (дата обращения: 13.12.2022).

3. СПБ. Система быстрых платежей : [сайт]. URL: https://sbp.nspk.ru/ (дата обращения: 27.09.2022).

4. Уланова Е. С. Современные платежные системы: понятие, требования, тенденции // АНИ: экономика и управление. 2019. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-platezhnye-sistemy-ponyatie-trebovaniya-tendentsii (дата обращения: 29.09.2022).

5. Центральный банк Российской Федерации : [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 27.09.2022).

6. Capgemini Financial Services Analysis : [сайт]. URL: https://worldpaymentsreport.com/key-highlights.html (дата обращения: 14.10.2022).

7. European Central Bank : [сайт]. URL: https://www.ecb.europa.eu/home/html/index.en.html (дата обращения: 20.10.2022).

УДК 339.138

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВЫБОРА

Кондраков И.В.

кандидат экономических наук, доцент Торопчина В.Э.

студент бакалавриата

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Тамбов, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса спроса и предложения товаров e-œmmerce рынка России в условиях ограниченности зарубежных товаров. Была проанализирована работа пяти торговых площадок, имеющих наибольшую популярность на российском рынке, после чего выделены критерии, по которым были выставлены баллы для каждого магазина и подведены итоговые результаты. Проведенное исследование дает возможность увидеть востребованность тех или иных площадок, предназначенных для онлайн-торговли, их удобство для потребителей с точки зрения наличия дефицитных товаров, их цены и качество, а также доступность этих товаров с точки зрения их получения.

Ключевые слова: e-commerce, онлайн торговля, интернет-магазины, конкуренция, дефицит предложения.

DEVELOPMENT OF A MECHANISM FOR MANAGING CONSUMER BEHAVIOR IN CONDITIONS OF LIMITED CHOICE

Kondrakov I.V.

Candidate of Economics, Associate Professor Toropchina V.E. Undergraduate Student

Tambov State University named after G. R. Derzhavin Tambov, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of the issue of supply and demand of goods on the Russian market in conditions of limited foreign goods. The work offive trading platforms with the greatest popularity in the Russian market was analyzed, after which the criteria for which points were awarded for each store were highlighted and the final results were summed up. The conducted research makes it possible to see the demand for certain sites intended for online trading, their convenience for consumers in terms of the availability of scarce goods, their prices and quality, as well as the availability of these goods in terms of their receipt. Keywords: e-commerce, online commerce, online shopping, competition, supply shortage.

В 2021 году в связи с эпидемией коронавируса резко возросла цифровизация в сфере сервиса [2]. Это было связано с тем, что правительства стран начали вводить ограничения, призванные снизить распространение COVID-19. Сокращение возможности совершать покупки многих товаров непосредственно в магазинах привело к увеличению спроса на онлайн покупки.

Важно отметить, что онлайн-торговля не только не попала под ограничения, обусловленные борьбой с COVID-19, но и для многих стала единственным источником необходимых товаров в этот период [3]. В результате таких обстоятельств произошли сдвиги не только в части организации продажи товаров через интернет-площадки, но и активизировалась доставка товаров, трансформировались подходы к организации системы обслуживания. Пандемия оказала психологическое воздействие на потребителей, которое выражалось в нежелании посещать людные места. Это поспособствовало развитию автоматизации и цифровизации в сервисе и коммерческой деятельности. В связи с этим многие потребители взамен традиционной покупки товаров в магазинах, в поисках эффективных способов обеспечения полной удовлетворенности от покупки товаров стали чаще посещать интернет-магазины, меняя тем самым подходы к организации системы обслуживания и качества сервиса в целом.

В России в 2022 году сложилась следующая тенденция: общее число покупок в интернет пространстве выросло на 61 % в сравнении с 2021 годом, а их общая сумма -на 80 % [4]. Что касается общего числа потребителей, пользующихся услугами онлайн-шопинга, то на 2022 год 70 % населения России хотя бы раз в месяц посещают eCommerce-ресурсы [6]. Всё это говорит о большой заинтересованности потребителей в использовании онлайн-магазинов.

На сегодняшний день на рынке возникла проблема ограниченного выбора по причине введенных западными странами санкций. Это привело к снижению товарооборота. Многие компании покинули рынок, актуализируя для потребителей задачу поиска необходимых товаров и приобретения их на выгодных условиях. Данная проблема возникла в обращении таких товаров, как цифровая техника, детские товары, бытовая химия, бытовая техника и т.д. Правительство РФ в ответ на санкции ввело параллельный импорт, активизировало программу импортозамещения, в результате чего многие интернет-

магазины расширили товарный ассортимент, что положительно сказалось на поиске и выборе необходимых товаров.

На данный момент в России действует множество компаний, осуществляющих интернет-торговлю. В их числе находятся как отечественные компании (OZON, Wildberries, Яндекс.Маркет), так и зарубежные JOOM, AliExpress.

Российские интернет-магазины разрешили продажу на своих платформах товаров, ушедших из России, а иностранные, специализирующиеся в основном на зарубежных товарах, сейчас пользуются новыми путями доставки через соседние с Россией страны. Кроме того, такие платформы, как OZON и Яндекс.Маркет, сообщили о начале работы над полным импортозамещением уходящих и находящихся в дефиците товаров под маркой собственного бренда онлайн-магазинов [5]. В данный момент невозможно говорить о последующих плюсах и минусах подобного решения в связи с тем, что точных сведений о том, как будет выглядеть конечный результат, в данный момент нет. Однако вопрос создания собственных товаров, аналогов покинувших российский рынок товаров, на сегодняшний момент является актуальным и в будущем потребует рассмотрения по мере появления дополнительной информации. До тех пор, пока платформы не начали вводить собственно произведенные товары, следует рассматривать их сравнение без учёта данного пункта.

Основной проблемой потребителей в процессе поиска и выбора интересующего их товара выступает поиск наиболее удобного интернет-магазина, позволяющего удовлетворить все возможные запросы. В этой связи нами предложена методика оценки эффективности деятельности интернет-магазинов, действующих на территории России, позволяющая ускорить выбор товаров с минимальными затратами и максимальной выгодой для потребителя. Эта проблема стала особенно актуальной в сфере покупки цифровой, бытовой техники и т.д.

Нами был проведён анализ работы представленных интернет-магазинов и предложена методика выбора определённых товаров и онлайн-платформ, на которых они продаются, с точки зрения покупателей в условиях дефицита товаров на российском рынке. Для сравнения были выбраны следующие универсальные маркетплейсы: OZON, JOOM, Wildberries, AliExpress, Яндекс.Маркет. Параметры оценки были разделены на 4 категории: широта ассортимента (разнообразие представленных товаров), цена товаров (в сравнении с другими платформами), контроль за продавцами (насколько качественно магазин следит за тем, кто и что продаёт на платформе, борьба с мошенниками), удобство получения товаров (скорость доставки, удобство расположения точек доставки). Каждой категории была присвоена оценка по шкале от 1 до 5, где 5 - лучший из представленных онлайн-магазинов в данной категории, а 1 - худший из представленных. Сравнение было произведено на основе оценки интернет-источников и мнения потребителей.

По результатам исследования были получены данные, приведенные в таблице.

Таблица 1

Интернет-магазин Широта Цена Контроль за Удобство Итог

ассортимента товаров продавцами получения товаров

OZON 3 3 3 4 13

JOOM 4 4 2 1 11

Wildberries 2 2 4 5 13

AliExpress 5 5 1 2 13

Яндекс.Маркет 1 1 5 3 10

Нами была проанализирована работа представленных интернет-магазинов с точки зрения потребителей. Критерии выставлены по следующим принципам:

1. Широта ассортимента. Наивысший балл был отдан AliExpress как лидеру среди выбранных нами интернет-магазинов по числу представленных на площадке продавцов и товаров [1]. 4 балла было присвоено площадке JOOM как ближайшему конкуренту AliExpress на рынке азиатских товаров. OZON^ крупнейшему маркетплейсу в России -3 балла. Wildberriesкак «догоняющему» конкуренту OZON - 2 балла. Наконец, 1 балл -Яндекс.Маркету как начинающей интернет-площадки для торговли.

2. Цена товаров. AliExpress - 5 баллов как самой дешёвой из представленных площадок. JOOM - 4 балла, так как на данной интернет-площадке реже применяются акции на товары. 3 балла и 2 балла - OZON и Wildberries соответственно, так как у OZON установлены более низкие цены на дефицитные товары.

3. Контроль за продавцами. 5 баллов - Яндекс.Маркету как начинающему онлайн-магазину, сотрудничающему в основном с российскими продавцами. 4 Балла - Wildberries как относительно более популярному маркетплейсу, сотрудничающему с продавцами в России и на территории СНГ. 3 балла и 2 балла - OZON и JOOM соответственно, так как это площадки, на которых присутствуют продавцы с азиатского рынка, за работой которых потребителям сложнее проследить. Наконец, 1 балл - AliExpress - за включение в большинстве случаев продавцов с азиатского рынка, за отсутствие должной системы контроля мошенников на площадке, которая, возможно, связана с её размерами.

4. Удобство получения товаров. 5 баллов - Wildberries - площадка, содержащая наибольшее число собственных точек выдачи товаров в России, имеющая партнёрские соглашения с другими пунктами выдачи и возможность доставки в отделение Почты России. 4 балла - OZON как площадке, находящейся на втором месте по количеству собственных точек выдачи товаров в России, имеющей партнёрские соглашения с другими пунктами выдачи и возможность доставки в отделение Почты России. 3 Балла -Яндекс.Маркету, находящемуся на третьем месте по числу точек выдачи заказа, имеющему партнерские соглашения с другими предприятиями, предоставляющими пользование точками выдачи. 2 балла - AliExpress, не имеющему собственных точек выдачи, доставляющему товары исключительно через отделение Почты России бесплатно, но также имеющему партнерские соглашения с организациями доставки товаров, помогающими доставить их быстрее и надёжнее за дополнительную плату. JOOM- 1 Балл - за доставку только Почтой России без возможности отследить детальное перемещение заказа.

Таким образом, наименьшее количество баллов было набрано Яндекс.Маркетом как молодой площадкой, имеющей более сильных конкурентов. На втором месте - JOOM, онлайн-магазин, составляющий конкуренцию AliExpress, одному из числа набравших наибольшее количество баллов.

AliExpress, OZON и Wildberries получили равное число баллов, превосходящее оценки Яндекс.Маркета и JOOM. Однако баллы неравномерно распределились по всем показателям. Из составленной таблицы видно, что AliExpress получил наибольшее число баллов благодаря таким критериям, как «Широта ассортимента» и «Цена товаров», что можно считать его сильной стороной. Баллы Wildberries были набраны за счёт хорошего контроля продавцов на площадке и удобства получения товаров, и только у OZON баллы распределены более равномерно по всем критериям.

Проанализировав трёх лидеров, можно сделать вывод, что наилучшим интернет-магазином в нынешних условиях ограниченности товаров на рынке России можно назвать любой из представленных лидеров, если брать во внимание, на что в первую очередь будут ориентироваться российские потребители. Для потребителей, ориентированных на широту ассортимента и низкую цену в условиях санкций, лучшим выбором станет AliExpress. Wildberries, российский интернет-магазин, больше заинтересует потребителей, желающих

быстро и безопасно получить товар. Однако не стоит забывать, что при выставлении оценки в критерии «Цена товаров» была сделана оговорка - OZON получил на 1 балл больше, чем Wildberries благодаря более дешёвым ценам на дефицитные в настоящий момент товары (электроника, бытовая химия, детские товары и т.д.). Если проводить оценку без данного критерия, то в показателе «Цена товаров» Wildberries получит на один балл больше и станет абсолютным лидером среди выбранных маркетплейсов. Однако в условиях ограниченности товаров, на которые повлияли введённые санкции, именно у OZON сохраняется оптимальное соотношение между ценой, качеством и разнообразием представленных на площадке товаров, несмотря на то, что импортозамещение было разрешено и активно внедряется в работу других маркетплейсов. Можно сделать вывод, что на данный момент OZON чуть превосходит другие онлайн-магазины, особенно если рассматривать равномерность распределения баллов по всем показателям. Стоит также упомянуть, что OZON планирует начать собственное производство дефицитных товаров, однако в данный момент рано говорить о данном факторе как о дополнительном критерии оценки. В будущем общая оценка всех площадок может измениться, так как сейчас речь идет об образовании двух своеобразных «лагерей» - OZON и Яндекс.Маркет, планирующие начать собственное производство, и AliExpress и Wildberries, считающие более целесообразным сосредоточиться на параллельном импорте дефицитных товаров.

Список литературы

1. 8 самых больших компаний онлайн-торговли в мире // GeograFishka.ru : [сайт]. URL: https://geografishka.ru/8-samyh-bolshih-kompanij-onlajn-torgovli-v-mire/ (дата обращения: 28.11.2022).

2. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год - цифры и тренды в мире и России // Digital-агентство Web Canape : [сайт]. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej -na-2021 -god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 28.11.2022).

3. Интернет-магазины и коронавирус // modulkassa.ru : [сайт]. URL: https://modulkassa.ru/blog/base/internet-torgovlya-koronavirus (дата обращения: 28.11.2022).

4. Россияне в 2022 году стали больше тратить на покупки в интернете // ТАСС : [сайт] .URL: https://tass.ru/ekonomika/15172465. (дата обращения: 28.11.2022).

5. «Яндекс Маркет» и Ozon начали параллельный импорт товаров ушедших из страны брендов // Платформа для предпринимателей и высококвалифицированных специалистов малых, средних и крупных компаний vc.ru. URL: https://vc.ru/trade/446001-yandeks-market-i-ozon-nachali-parallelnyy-import-tovarov-ushedshih-iz-strany-brendov (дата обращения: 28.11.2022).

6. eCommerce-рынок России в 2022 году: данные Mediascope // Журнал об электронной коммерции E-PEPPER. URL: https://e-pepper.ru/news/ecommerce-rynok-rossii-v-2022-godu-dannye-mediascope.html (дата обращения: 28.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.