ю
о с^
сч о с^
со
О!
3
<
а о
Разработка механизма государственной поддержки инновационных секторов экономики (на примере цифрового производства)
В. Н. Андреев,
к. э. н., доцент, кафедра финансового менеджмента
andreevv85@mail.ru
Г. В. Красовский,
к. э. н., профессор,
кафедра производственного менеджмента
Ю. Я.Еленева,
д. э. н., профессор, проректор по постдипломному образованию, зав. кафедрой финансового менеджмента
aprelenv@inbox.ru
ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»
В настоящей работе представлены структура саморазвивающейся индустрии цифровых производств высокотехнологичных изделий и разработанный на ее основе механизм государственной поддержки инновационных секторов экономики. Определены элементы механизма и состав участников, которые его реализуют. Предложены возможные инструменты государственной поддержки формируемой индустрии цифровых производств.
Ключевые слова: цифровое производство, промышленная политика, инструменты государственной поддержки инновационных секторов экономики.
Современная экономико-политическая ситуация вынуждает ведущие страны пересматривать свое отношение к приоритету свободного рыночного регулирования экономики (отчасти это связано с «разочарованием в рынке» после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.) и возвращает к идее активного государственного вмешательства в экономику и государственного регулирования.
Также следует обратить внимание, что в ряде стран (прежде всего страны Европейского союза) вызывают тревогу слишком быстрое снижение доли обрабатывающей промышленности и связанная с этим невосполнимая потеря знаний и компетенций.
Страны, до недавнего времени не проводившие отчетливой промышленной политики (Великобритания), или никогда не имевшие формализованной промышленной политики (США), начали активно вмешиваться в рыночную среду для восстановления экономики после кризиса, и твердо обозначили приоритеты и определили ключевые сектора для будущей поддержки.
Подобное поведение государства обусловлено следующими обстоятельствами: • необходимостью придания первоначального импульса новым отраслям и сферам бизнеса (прежде всего инновационным, а, следовательно, высокорискованным), поддержку которым частный сектор не готов оказывать;
• необходимостью поддержки предприятий, обеспечивающих геополитическое положение государства, и имеющих для него стратегическое значение;
• необходимостью поддержки предприятий, поставляющих свою продукцию на экспорт и встречающих активное сопротивление на мировом рынке;
• необходимостью поддержки и защиты собственных производителей, столкнувшихся с агрессивной конкуренцией со стороны компаний-импортеров, поддерживаемых собственными странами, и наносящих непоправимый урон местным производителям.
В этой связи необходимо критическое рассмотрение такого понятия как промышленная политика, ее возможных направлений, а также инструментов государственной поддержки и стимулирования отдельных секторов экономики и компаний (в том числе инновационных).
Понятие промышленной политики
Отметим, что такое направление государственного воздействия на экономику, как промышленная политика, очень многогранно, сложно с точки зрения практической реализации, требует значительного времени для разработки и еще более значительного для претворения в жизнь, и, как следствие, вызывает
оживленные дискуссии и широкии спектр воззрении на данную проблему в научноИ среде. К настоящему моменту сформировались два основных направления исследовании. Представители первого направления рассматривают промышленную политику более широко, как политику, направленную на обеспечение экономического роста, что позволяет рассматривать существенно более широкии набор инструментов, включая денежно-кредитную политику, политику валютного курса, налоговую политику и т. д. Зачастую представителям этого направления «приписывают» указания на целесообразность прямоИ государствен-нои поддержки отдельных секторов и отраслеи.
При этом как справедливо отмечается в работе [1] «... слишком широкая трактовка затрудняет выделение собственно промышленной политики (отделяя ее, например, от политики обеспечения макроэкономической стабильности), что не позволяет анализировать структурные или отраслевые государственные приоритеты».
Представители второго направления, не отрицая целей традиционной промышленной политики — вмешательства государства в экономику для изменения ее структуры — обращают особое внимание на то, что недостатки промышленной политики связаны не с фактом вмешательства государства, а с тем, как именно оно вмешивается, какие инструменты использует для достижения структурных изменений.
Для характеристики их представлений о промышленной политике государства мы снова обратимся к работе [1]: «... соглашаясь с критиками традиционной промышленной политики в том, что прямые государственные интервенции в виде создания/поддержки государственного сектора, крупных государственных инвестиций в развитие определенных секторов и/или компаний и т. п. являются, как правило, неэффективными, сторонники новой промышленной политики полагают, что существует набор государственных институтов и инструментов промышленной политики, которые, если их «правильно» использовать, способны исключить или значительно снизить вероятность «провалов государства» и существенно ускорить прогрессивные структурные изменения, не нанося большого ущерба рыночным механизмам и развитию частного предпринимательства».
При этом в рамках настоящей работы нас будет особо интересовать тот постулат сторонников новой промышленной политики, что в выборе приоритетов государственной поддержки правительства должны опираться на выявленные конкурентные преимущества своей страны. То есть государство может и должно стимулировать только те структурные изменения, которые базируются на специфических активах экономики, дающих преимущество определенным секторам в конкурентной борьбе на мировых рынках. Учитывая, что цифровые производства планируется создавать в секторах, где у России имеется существенный научно-производственный задел и устойчивые позиции на мировом рынке — двигателестроение, а также вооружение и военная техника, выбор именно этого направления промышленной политики представляется более предпочтительным [2-5].
В этой связи, в рамках настоящего исследования мы будем использовать определение, сформулированное в работе [1]: «Промышленная политика — это комплекс действий государства, ориентированных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных (приоритетных) секторов и/ или видов деятельности».
Далее рассмотрим существующие в Российской Федерации в настоящее время инструменты государственной промышленной политики.
Инструменты государственной промышленной политики
В российской практике используются различные инструменты государственной промышленной политики. К основным из них относятся:
1) программные инструменты;
2) финансовые инструменты;
3) научно-технические инструменты;
4) государственный протекционизм;
5) инфраструктурные инструменты. Программные инструменты представляют собой
реализуемые целевые программы различного уровня: государственные программы (например, «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [6], «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.» [7]), региональные целевые программы, отраслевые целевые программы.
Финансовые инструменты. Основными финансовыми инструментами являются 1) налоговые инструменты и 2) кредитные и инвестиционные инструменты [8].
1. Налоговые инструменты. Действенным механизмом государственной промышленной политики, обеспечивающим стимулирование развития, является установление льготного порядка налогообложения.
Среди видов преимуществ особо оговорена (1) возможность не уплачивать налог или сбор и (2) возможность уплачивать их в меньшем размере.
Кроме налоговых льгот, среди мер налогового регулирования следует выделить специальные налоговые режимы, которые представляют собой установление особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени [8].
К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции [8].
Следующая группа мер налогового регулирования — изменение срока уплаты налога — характеризуется тем, что при их применении не происходит изменений порядка исчисления налоговых обязательств плательщика по сравнению со всеми остальными плательщиками данных налогов и сборов.
ю
о с^
о? о N
оо
<
СО
ю
о с^
о? о N
оо
<
со
Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие формы изменения срока уплаты налога и сбора: отсрочка платежа или рассрочка платежа, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.
2. Кредитные и инвестиционные инструменты. К числу основных инструментов относятся:
1) предоставление бюджетных кредитов за счет государственного бюджета;
2) субсидии и субвенции;
3) бюджетные инвестиции;
4) венчурные инвестиции.
3. Научно-технические инструменты. Основными инструментами государственной промышленной политики в этой области являются:
1) создание центров технического перевооружения машиностроительных предприятий;
2) поддержка создания научно-образовательных комплексов;
3) создание центров компетенций;
4) техническое регулирование.
4. Государственный протекционизм. Отдельным инструментом государственной поддержки отраслей является использование инструментов государственного протекционизма. Применительно к обрабатывающим отраслям промышленности наиболее действенными являются:
1) таможенное регулирование;
2) антидемпинговые меры;
3) предоставление государственных гарантий потребителям отечественной машиностроительной продукции;
4) государственные закупки машиностроительной продукции отечественного производства;
5) создание государственных корпораций.
5. Инфраструктурные инструменты. К инфраструктурным инструментам, являющимся элементом новой промышленной политики и создающим необходимые условия для широкого круга пользователей, относятся:
1) формирование условий для создания и развития региональных промышленных кластеров;
2) создание технологических платформ;
3) развитие информационной инфраструктуры. Проведя анализ опыта применения инструментов государственной поддержки (стимулирования) инновационных секторов экономики в Российской Федерации можно сделать однозначный вывод, что в настоящее время осуществляется «разворот» от активного прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов к созданию среды, способствующей проявлению предпринимательской активности, внедрению инноваций, честной конкуренции и ориентации на освоение и развитие новых рынков.
В этой связи должен измениться набор инструментов государственной поддержки. Необходимо оказывать поддержку спроса, развитию институциональной среды, выстраивать систему долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на «принуждение» предприятий к повышению эффективности.
Поддержка предприятий должна формироваться на том постулате, что государство не является ста-
ционарным, постоянным и «экстренным» источником финансирования расходов. Финансирование должно предоставляться на проектной основе, для реализации конкретных целей развития.
По нашему мнению, особо перспективным направлением для «приложения» государственных мер поддержки, способных в долгосрочной перспективе дать значительный социально-экономический эффект, является формирование индустрии цифрового производства.
Понятие цифрового производства
и структура саморазвивающейся индустрии цифровых производств
Совокупность научных теорий, формирующих новую методологию управления промышленными предприятиями, и практикоориентированных моделей интеграции разрозненных программных средств, функционирующих на предприятии, в единую информационную среду объединена в настоящее время в концепцию цифрового производства [9]. В научных работах под термином «цифровое производство» подразумевается «информационная (электронная) модель высокотехнологичного производства, охватывающая основные направления перспективных производственных технологий, новых материалов и информационно-коммуникационного обеспечения» [9].
Эта модель включает в себя информацию обо всех процессах, протекающих на производстве, а также весь объем информации об изделии, который можно распределить по этапам жизненного цикла изделия:
• конструкторские данные;
• технологические данные;
• производственные данные;
• данные о качестве;
• логистические данные;
• эксплуатационные данные;
• экономические данные.
Ключевой характеристикой предприятий, внедряющих цифровое производство, является активное создание, приращение и использование единой информационной среды для взаимодействия в процессе разработки и производства продукции, а также цифровых технических библиотек. Такая информационная среда играет роль своеобразного «информационного купола» для предприятия, обеспечивая новым проектам информационное прикрытие в начале реализации и встраиваемость в общее информационное пространство в процессе реализации [10-14].
Далее перейдем к рассмотрению структуры саморазвивающейся индустрии цифровых производств (рис. 1). Роль «информационного купола» здесь выполняет единая информационно-интегрирующая инфраструктура индустрии цифрового производства (индустрии ЦИПР). Данная инфраструктура призвана аккумулировать накопленный опыт и последние достижения в области производства роботов и сопряженных областях знания, доступные на сегодняшний день, а также обеспечивать участникам возможность эффективного обмена информационными продуктами и технологиями (рис. 1).
Рис. 1. Структура саморазвивающейся индустрии цифровых производств
Структурно рассматриваемый комплекс участников, разрабатывающих и производящих высокотехнологичные изделия (ВТИ), представляет собой следующую систему взаимодействующих элементов:
• конкурирующие узкоспециализированные кластеры, производящие ВТИ (например, кластеры, производящие наземных роботов; кластеры, производящие беспилотные самолеты; кластеры, производящие системы технического зрения и другие);
• конкурирующие информационно-технологические концерны, ответственные за разработку проектов ВТИ и стандартизированных узлов ВТИ, используемых при сборке, а также технологий производства узлов и изделий (в том числе информационных технологий);
• конкурирующие инновационные центры университетов, привлекаемых к исследованиям по проблематике ЦИПР, в том числе по дополнительной подготовке инженерных кадров и производственных менеджеров.
Управление функционированием и развитием индустрии ЦИПР предусматривает согласованное использование методов директивного планирования (госзаказ, выделение инвестиций, необходимых для выполнения госзаказа, утверждение технических и технологических стандартов на изделия и узлы ВТИ и ряд других мер), методов «совещательной» конкуренции (новая конкуренция, кластерная конкуренция) и методов экономической мотивации предприятий и организаций, привлекаемых к выполнению госзаказа, ориентация их на перевыполнение требований к
основным функциональным характеристикам ВТИ, на более эффективное использование производственных и проектных мощностей, создаваемых за счет госбюджета. Финансирование развития индустрии ЦИПР обеспечивают финансовые консорциумы, создаваемые на условиях частно-государственного партнерства.
Разработка механизма государственной поддержки долгосрочного развития цифрового производства в Российской Федерации
Как элемент системы государственного регулирования, механизм государственной поддержки долгосрочного развития цифрового производства в Российской Федерации должен иметь:
1) четко определенные цели;
2) органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
3) единую информационно-интегрирующую инфраструктуру индустрии ЦИПР, обеспечивающую эффективное взаимодействие участников, а также достаточную для реализации в полном объеме функций управления;
4) инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственной власти воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций. Формирование системы инструментов регулирования и поддержки индустрии ЦИПР осуществляется путем создания соответствующей законодательной базы, а также формирования инфраструктуры, реали-
ю
о си
сч о
N 00
<
со О
ю
о с^
о? о N
оо
<
со
зующей элементы государственной политики в области поддержки индустрии ЦИПР.
Целью механизма государственной поддержки долгосрочного развития цифрового производства в Российской Федерации является обеспечение условий (финансовых, материальных, информационных) для создания и развития предприятий, способных в долгосрочной перспективе удовлетворять потребности заказчиков (прежде всего государственных) в продукции цифрового производства, выпускаемой в минимально возможные сроки, по заранее установленным ценам и с требуемыми параметрами функциональности и качества.
По нашему мнению, субъект управления в рамках разрабатываемого механизма должен быть представлен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, реализующим промышленную политику в Российской Федерации и ряд соответствующих государственных программ. Одной из таких программ потенциально должна стать и государственная программа развития цифровых производств в Российской Федерации. В данной программе должны быть отражены:
1. Целевые индикаторы и показатели:
а) производство заданного количества высокотехнологичных изделий (беспилотные самолеты, наземные роботы, авиационные двигатели нового поколения), а также проектов ВТИ и стандартизированных узлов ВТИ в рамках индустрии ЦИПР;
б) запланированные показатели производительности труда (измеряемой выработкой на одного рабочего и одного работающего, а также трудоемкостью производства единицы продукции и трудоемкостью разработки одного проекта);
в) запланированные показатели фондовооруженности труда для предприятий, производящих ВТИ и стандартизированные узлы ВТИ, а также для проектных организаций, осуществляющих изыскательские работы, в рамках индустрии ЦИПР;
г) конкурентный уровень заработной платы и высокая эффективность финансового поощрения работников предприятий и организаций индустрии ЦИПР.
2. Этапы и сроки реализации:
а) на первом этапе (2016-2020 гг.) основной упор должен быть сделан на выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ВТИ и стандартизированных узлов ВТИ в рамках информационно-технологических концернов. На этом этапе также должно быть предусмотрено создание части узкоспециализированных кластеров, производящих ВТИ, и выполняющих государственный заказ. Параллельно должна формироваться единая информационно-интегрирующая инфраструктура индустрии ЦИПР, а также система государственной поддержки и стимулирования выпуска ВТИ. Государственные инвестиции должны направляться на закупку основных средств (машин и оборудования, персональных компьютеров с установленным специализированным программным обеспечением и т. д.) для информационно-
технологических концернов и промышленных предприятий, входящих в кластеры; б) на втором этапе (2021-2025 гг.) при продолжении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ планируются капитальные вложения, обеспечивающие создание новых кластеров, производящих ВТИ, за счет государственных средств, с возможным привлечением частного капитала. Должно быть запланировано дальнейшее развитие единой информационно-интегрирующей инфраструктуры индустрии ЦИПР, а также совершенствование государственной поддержки и стимулирования выпуска ВТИ. 3. Объемы и источники финансирования: для осуществления инвестиций планируется привлечение средств государственного бюджета, в объеме необходимом для закупки запланированных требующихся основных средств, с возможным привлечением частного капитала. При Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации должен быть создан Координационный Совет по развитию цифрового производства, ответственный за координацию работ по созданию и развитию индустрии цифрового производства. В функции данного Совета должно входить:
• осуществление научно-технического, экспертно-аналитического, информационно-методического и организационного сопровождения создания и развития индустрии цифрового производства в Российской Федерации;
• организация общественного (в том числе экспертного) обсуждения и согласования запланированных действий, принимаемых нормативно-правовых документов в сфере создания и развития индустрии цифрового производства в Российской Федерации;
• координация выделения бюджетных средств на инвестиционные цели и контроль за их расходованием;
• координация выделения средств в рамках государственного заказа на разработку проектов ВТИ и производство ВТИ и контроль за его выполнением;
• мониторинг эффективности мер государственной поддержки и стимулирования выпуска ВТИ, и по его результатам формулировка предложений по их совершенствованию;
• информирование Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о возникновении непредвиденных обстоятельств в деятельности и отклонении фактических показателей и результатов деятельности участников индустрии ЦИПР от запланированных.
Единая информационно-интегрирующая инфраструктура индустрии ЦИПР призвана аккумулировать накопленный опыт и последние достижения в области разработки и производства продукции ВТИ и сопряженных областях знания, доступные на текущий момент, а также обеспечивать участникам возможность эффективного обмена информационными продуктами и технологиями. Также данная инфраструктура облегчает установление тесных кооперационных связей
между участниками индустрии ЦИПР и эффективную внешнюю логистику.
Возможные инструменты поддержки и стимулирования, с помощью которых органы государственной власти могут воздействовать на предприятия и среду в рамках индустрии ЦИПР, были определены нами ранее. Отметим, что наиболее целесообразными среди перечисленных инструментов для разрабатываемого механизма, являются:
• бюджетные кредиты за счет государственного бюджета;
• субсидии и субвенции (в частности, субсидирование процентной ставки при получении кредитов в коммерческих банках, предоставление грантов на проведение фундаментальных исследований);
• бюджетные инвестиции;
• предоставление налоговых льгот (в частности, возможности не уплачивать налог или сбор и возможности уплачивать их в меньшем размере);
• предоставление государственной гарантии Российской Федерации по кредитам на реализацию инвестиционных проектов;
• государственный заказ;
• техническое регулирование.
Также следует отметить, что для разработки механизма государственной поддержки развития цифрового производства в Российской Федерации целесообразно разделить возможные инструменты государственной поддержки (стимулирования) на следующие условные группы:
1) инициирующие создание цифровых производств (бюджетные кредиты, предоставление грантов на проведение фундаментальных исследований, бюджетные инвестиции, государственный заказ);
2) поддерживающие развитие цифровых производств (субсидирование процентной ставки при получении кредитов в коммерческих банках, предоставление государственной гарантии Российской Федерации по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, предоставление налоговых льгот);
3) обеспечивающие необходимую инфраструктуру и организационную поддержку для развития индустрии цифровых производств (формирование госпрограммы по развитию ЦИПР; развитие кооперации научных учреждений и вузов с предприятиями в рамках ЦИПР; развитие инновационной инфраструктуры предприятий, внедряющих цифровое производство; привлечение ведущих ученых в высокотехнологичные предприятия с государственным участием; создание и развитие на базе предприятий и организаций в рамках индустрии ЦИПР инжиниринговых центров; техническое регулирование).
Разработанный механизм государственной поддержки долгосрочного развития цифрового производства в Российской Федерации представлен на рис. 2. Данный механизм должен функционировать следующим образом. Правительством Российской Федерации инициируется разработка государственной программы развития цифровых производств. В рамках данной программы должно быть предусмотрено создание конкурентоспособной индустрии цифровых
производств, ориентированной на удовлетворение внутреннего спроса на высокотехнологичные изделия (беспилотные самолеты, наземные роботы, авиационные двигатели нового поколения). Данный спрос первоначально формируют государственные заказчики (Министерство обороны Российской Федерации, МЧС России, ФСБ).
В целях обеспечения стратегического характера управления формируемой индустрией ЦИПР, Фондом перспективных исследований, при участии Координационного Совета по развитию цифрового производства, должна быть инициирована разработка долгосрочного прогноза развития цифровых производств в Российской Федерации. В рамках данного прогноза должна быть подготовлена соответствующая дорожная карта, определяющая критические для развития цифровых производств системные требования, продуктовые и процессные качественные показатели, а также альтернативные технологии и контрольные точки по достижению данных показателей.
Параллельно должно формироваться организационно-методическое обеспечение для проведения конкурсного отбора организаций-исполнителей проектных работ и предприятий-исполнителей государственного заказа на производство высокотехнологичных изделий. В частности, должны быть разработаны количественные критерии для выбора проектов высокотехнологичных изделий и предприятий-производителей, готовых осуществлять их выпуск; методы проведения экспресс-аудита предлагаемых на конкурс заявок; процедура проведения конкурсного отбора.
Получив необходимый инструментарий, Фонд перспективных исследований и Координационный Совет по развитию цифрового производства должны организовать конкурс на разработку, апробацию и сопровождение инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений, а также информационного обеспечения для производства высокотехнологичной продукции в рамках ЦИПР.
Организации-конкурсанты, обладающие соответствующими компетенциями в разработке проектов высокотехнологичной продукции в рамках ЦИПР, подают заявки с теоретическим и экспериментальным обоснованием возможности и целесообразности практического применения разработанных ими проектов, образуя доступный пул проектов. По итогам конкурса выбирается один, а в случае, если это экономически целесообразно и технически оправдано, несколько победителей-исполнителей проектов по каждому лоту. Победители конкурса получают по его итогам заказы на разработку проектов высокотехнологичных изделий и соответствующее финансирование.
Аналогично, на следующем этапе, подают свои заявки предприятия, готовые организовать производство (в том числе принципиально новое) высокотехнологичной продукции в рамках индустрии ЦИПР и обладающие соответствующими компетенциями в производстве высокотехнологичной продукции в рамках цифрового производства. Эти заявки также образуют доступный пул. Рассматривать данные заявки должны
ю
о с^
о? о N
оо
<
СО
Рис. 2. Механизм государственной поддержки долгосрочного развития цифрового производства
в Российской Федерации
ю
о см
с? о см
00
<
00 О X X
представители победивших проектных организаций, Фонда перспективных исследований, Координационного Совета по развитию цифрового производства, а также приглашенные независимые эксперты. Победитель/победители конкурса, которых также выбирается один, а в случае, если это экономически целесообразно и технически оправдано, несколько, получают по его итогам заказы на производство стандартизированных узлов и высокотехнологичных изделий по разработанным и одобренным ранее проектам и соответствующее финансирование.
В рамках отдельного конкурса рассматриваются заявки на разработку и поддержку функционирования отдельных элементов единой информационно-интегрирующей инфраструктуры индустрии ЦИПР, а также заявки на выполнение функций оператора данной информационной инфраструктуры в целом. Победители конкурса должны будут выстроить и в последующем обслуживать единую информационно-интегрирующую инфраструктуру индустрии ЦИПР, позволяющую ее участникам эффективно работать и осуществлять коммуникацию. Финансирование разработки и последующего обслуживания указанной информационной инфраструктуры должно осуществляться за счет федерального бюджета в рамках выполнения организациями-исполнителями государственного заказа.
Далее в рамках работы Координационного Совета по развитию цифровых производств выполняется общий анализ одобренных проектов и производственных возможностей предприятий с целью определения их потенциальной сочетаемости, подбора оптимального сочетания вариантов и установления конструкторско-
технологических, производственных, коммерческих и логистических взаимосвязей между участниками формируемой индустрии ЦИПР. В перспективе процессы специализации, концентрации и кооперирования, происходящие в рамках индустрии ЦИПР, должны привести к формированию кластеров проектных информационно-технологических компаний и узкоспециализированных кластеров, производящих высокотехнологичные изделия.
Также на данном этапе уточняются и фиксируются цены на разрабатываемые проекты и выпускаемые изделия и определяются размеры государственных субсидий, предоставляемых участникам индустрии ЦИПР. Для предприятий, выпускающих высокотехнологичные изделия в рамках выполнения государственного заказа, должны быть предусмотрены субсидии на приобретение проектов изделий, технологий и информационных продуктов, необходимых им для производства продукции и разрабатываемых проектными информационно-технологическими компаниями.
Финансирование разработки и производства высокотехнологичной продукции для организаций и предприятий, выбранных по итогам конкурса, будет осуществляться с использованием инструментов, описанных нами выше. При этом следует отметить, что применяемые инструменты государственной поддержки (стимулирования) будут различаться в зависимости от стадии жизненного цикла (инициирующие создание и поддерживающие развитие цифровых производств), а также от характера и значимости разработки. Так, для финансирования фундаментальных разработок, значимых для отдельной отрасли науки (или нескольких отраслей науки), а также для финансирования разработ-
ки отраслевых стандартов и прогнозов развития цифрового производства, должны использоваться гранты. Для финансирования опытно-конструкторских работ/ технического перевооружения, имеющих значение для конкретного государственного заказчика, а также производства соответствующей продукции, целесообразно использовать бюджетные кредиты (при этом ставка должна быть на уровне ставки рефинансирования ЦБ РФ, а в отдельных случаях ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ) и бюджетные инвестиции (при этом соотношение собственных средств предприятий, инвестируемых в проект, и государственных источников финансирования должно быть на уровне 50:50%). Для финансирования опытно-конструкторских работ/ технического перевооружения, имеющих значение для конкретного предприятия/проектной организации, входящих в индустрию ЦИПР, целесообразно использовать субсидирование процентной ставки при получении кредитов в коммерческих банках и предоставление государственной гарантии Российской Федерации при получении кредита на реализацию инвестиционных проектов. Помимо этого, предприятия/проектные организации, осуществляющие разработку проектов и производство продукции в рамках государственного заказа, должны иметь возможность получения налоговых льгот (налогового кредита, инвестиционного налогового кредита). При этом при недостижении предприятием/ проектной организацией-получателем государственной поддержки показателей эффективности, установленных при ее предоставлении, взимается штраф в сумме, эквивалентной предоставляемой поддержке.
Также важным источником финансирования разработки и производства продукции в рамках индустрии ЦИПР должны стать финансовые концерны, основанные на принципах частно-государственного партнерства. Возможность получения высокой доходности, вследствие создания благоприятных условий для инвестирования, высокая надежность индустрии ЦИПР, обусловленная поддержкой государства, а также софинансирование инвестиций в отрасль цифрового производства со стороны государства, должны привлечь частный капитал к финансированию мероприятий в рамках индустрии ЦИПР.
Заключение
Подводя итоги проведенному исследованию можно отметить, что цифровое производство в ближайшее время будет задавать тренды в производстве и организации производства высокотехнологичной продукции гражданских и военных секторов промышленности. В этой связи, отечественные предприятия, встроившись в этот тренд, получают возможность существенно нарастить свою конкурентоспособность и повысить прибыльность, а государство в целом — обеспечить свою безопасность и обороноспособность.
Предложенная структура саморазвивающейся индустрии цифровых производств, и разработанная в перспективе на ее основе модель взаимодействия участников в процессе разработки и выпуска высокотехнологичной продукции, должны позволить отечественным предприятиям перейти на выпуск
принципиально нового класса продукции, ориентируясь на новые принципы построения производства и взаимодействия его участников.
В свою очередь, разработанный механизм государственной поддержки долгосрочного развития цифрового производства позволит достичь цели и решить задачи промышленной политики страны, а также позволит обеспечить достижение результатов некоторых определяющих развитие промышленности в Российской Федерации государственных программ.
Список использованных источников
1. Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В. Эволюция государственной промышленной политики в России//Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 2 (22). С. 152-178.
2. Еленева Ю. Я., Просвирина М. Е., Можаровская А. А., Волкова А. В. Основные результаты и направления развития мониторинга подготовки кадров для организаций ОПК//Вестник МГТУ «Станкин». 2014. № 4 (31). С. 229-233.
3. Пополитова С. В., Тохунц Н. Б., Ушмодина Л. И. Принципиальная схема проведения мониторинга кадровой обеспеченности и определения перспективной потребности в подготовке специалистов для организаций ОПК//Вестник МГТУ «Станкин». 2014. № 4 (31). С. 225-228.
4. Еленева Ю. Я., Просвирина М. Е., Волкова А. В. Проблемы кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса// Вестник МГТУ «Станкин». 2014. № 3 (30). С. 107-110.
5. Еленева Ю. Я., Просвирина М. Е., Андреев В. Н., Бурункин Д. А. Дополнительное профессиональное образование преподавателей: модели эффективного взаимодействия с предприятиями оборонно-промышленного комплекса//Инновации. 2013. № 10 (180). С. 86-91.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 303.
8. Захарченко Д. В. Промышленная политика в области станкостроения/ Д. В. Захарченко. - М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2014. 216 с.: ил.
9. Григорьев С. Н., Кутин А. А., Долгов В. А. Принципы построения цифровых производств в машиностроении//Вестник МГТУ «Станкин». 2014. № 4 (31). С. 10-15.
10. Андреев В. Н., Конончук Т. В. Информационный капитал промышленного предприятия: идентификация категории, проблемы управления в условиях импортозамещения//Вестник МГТУ «Станкин». 2015. № 2 (33). С. 130-135.
11. Андреев В. Н. Концепция технологического капитала как развитие ресурсного подхода к управлению//Вестник МГТУ Станкин. 2014. № 4 (31). С. 214-219.
12. Еленева Ю. Я., Олейник А. В., Андреев В. Н. Технологический капитал: критерий инновационного развития и объект трансфера в современной экономике//Вестник МГТУ Станкин. 2013. № 4 (27). С. 127-131.
13. Григорьев С. Н., Еленева Ю. Я., Андреев В. Н. Рост стоимости технологического капитала как критерий и результат инновационного развития предприятия//Актуальш проблеми економжи. 2014. № 1. С. 150-162.
14. Grigoriev S. N., Yeleneva J. Y., Golovenchenko A. A., Andreev V. N. Technological capital: a criterion of innovative development and an object of transfer in the modern economy//Procedia CIRP. 2014. V. 20. pp. 56-61.
Development of the mechanism of state support for innovative sectors of the economy (on the example of digital manufacturing) J. Y. Yeleneva, Doctor of Economic Sciences, Professor, Vice-rector, head of the Financial Management Department, Moscow State Technological University «STANKIN».
G. V. Krasovsky, PhD in Economics, Professor of the Production Management Department, Moscow State Technological University «STANKIN».
V. N. Andreev, PhD in Economics, Associate Professor of the Financial Management Department, Moscow State Technological University «STANKIN».
This work presents the structure of the self-developing industry of high-tech digital products and the mechanism of government support for innovative sectors of the economy developed on its basis. The elements of the mechanism and composition of participants to implement it are defined. The possible instruments of government support for the emerging industry of digital productions are suggested.
Keywords: digital manufacturing, industrial policy, the instruments of government support for innovative sectors of the economy.
ю о
CN
cJ о N
oo
J <
CQ О