14. Ajay Kumar M., Khan M.S., Mishra S.B. Effect of machine parameters on strength and hardness of FDM printed carbon fiber reinforced PETG thermoplastics / Materials Today: Proceedings. 2020. Vol. 27. Part 2. P. 975-983. DOI: 10.1016/j.matpr.2020.01.291.
Загидуллин Радмир Салимьянович, аспирант, ассистент, Zagidullin Radmir@mail.ru, Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва,
Косенкова Анастасия Владимировна, канд. техн. наук, ведущий инженер-конструктор, Kosenkova.AV@yandex.ru, Россия, Москва, АО «НПО Лавочкина»,
Матвеев Виталий Александрович, аспирант, matveyev@inbox.ru, Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF THE FLOW COEFFICIENT INFLUENCE ON THE STRENGTH OF PRINTED PARTS AND UNITS FROM POLYMER COMPOSITE MATERIALS
R.S. Zagidullin, АУ. Kosenkova, V.A. Matveev
In this paper experimental investigation of the flow coefficient influence on the tensile strength ofprinted samples using FDM technology was carried out. Tensile tests of printed samples from a polymer composite material: nylon PA12 + glass fiber GF12 were carried out. Based on the results of experimental studies, diagrams of the dependence of the value of the maximum stress, geometric and mass characteristics on the value of the flux coefficient were constructed. Recommendations for leveling ("compensation") a high level of the diameter variation in a filament rod were given to improve the quality of aerospace engineering parts and assemblies made from polymer composite materials.
Key words: quality, FDM printing, polymer composite material, tensile strength, flow coefficient.
Zagidullin Radmir Salimyanovich, postgraduate, assistant, Zagidullin_Radmir@mail. ru, Russia, Samara, Samara National Research University, Joint Stock Company Space Rocket Centre Progress,
Kosenkova Anastasia Vladimirovna, candidate of technical sciences, lead design engineer, Kosenko-va.AV@yandex.ru, Russia, Moscow, Joint Stock Company Lavochkin Association,
Matveev Vitaly Aleksandrovich, postgraduate, matveyev@inbox.ru, Russia, Samara, Samara National Research
University
УДК 658.5
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-7-215-216
РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ДИСПЕТЧИРОВАНИЯ РАБОТ ПО СЕРВИСНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В МЕСТАХ
БАЗИРОВАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ АППАРАТА НЕЧЁТКИХ СИТУАЦИОННЫХ СЕТЕЙ
С.А. Васин, М.Е. Дьячков
В статье описывается процесс диспетчирования хода проведения работ по сервисному обслуживанию вооружения и военной техники в местах базирования. Представлен алгоритм работы диспетчера в части контроля хода производственного процесса и принятия оперативных мер в случае возникновения ситуаций, препятствующих его непрерывному функционированию. Представлена математическая модель процесса оперативного регулирования хода производственного процесса на основе аппарата нечетких ситуационных сетей. Рассмотрены правила формирования графов штатных и нештатных ситуаций, приведен пример их построения на примере отдельных операций сервисного обслуживания вооружения и военной техники в местах базирования.
Ключевые слова: сервисное обслуживание, диспетчирование, оперативное регулирование, нечеткая ситуационная сеть, граф штатных ситуаций, граф нештатных ситуаций.
Сервисное обслуживание вооружения и военной техники (далее - ВВТ) является эффективным инструментом поддержания боеготовности российской армии. Данное понятие объединяет в себе множество работ, выполняемых на изделиях ВВТ на этапе их эксплуатации (различные типы заводских ремонтов, доработки, гарантийный ремонт, ремонт в местах дислокации, номерное техническое обслуживание и т.д.). В данной статье рассматривается сервисное обслуживание ВВТ в местах базирования, осуществляемое бригадой специалистов предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) непосредственно в месте дислокации образца ВВТ.
Предприятие ОПК осуществляет работы по сервисному обслуживанию ВВТ в рамках государственных контрактов с МО РФ, что подразумевает необходимость выполнения запланированных работ с надлежащим качеством и в установленные сроки.
Предприятие, осуществляющее данный вид работ, представляет собой производственную систему, в которой функционирует производственный процесс, представленный на рис. 1.
Рис.1. Производственный процесс сервисного обслуживания ВВТ в местах базирования [1]
Любой производственный процесс не может нормально функционировать без наличия управляющих воздействий. При этом широко известным инструментом управления является оперативно - производственное планирование (далее - ОПП), позволяющее поддерживать ритмичное и непрерывное функционирование производственного процесса.
В зависимости от содержания работ и сроков действия ОПП подразделяется на два вида: оперативно-календарное планирование и оперативное регулирование (диспетчирование) работ. Первое заключается в формировании краткосрочного календарного плана выполняемых предприятием работ с учетом имеющихся трудовых ресурсов, оборудования, производственных площадей и т.д. Диспетчирование же, заключается в контроле за ходом производственного процесса и выполнении необходимых управляющих воздействий, необходимых для его непрерывного функционирования [9,10].
Исходя из вышеизложенного вытекает ряд следующих задач, стоящих перед диспетчером:
- непрерывный сбор и учет информации о ходе выполнения производственных заданий;
- контроль за ходом производственного процесса, выявление отклонений и нарушений, возникающих в ходе выполнения производственных заданий и анализ их причин;
- принятие оперативных мер по решению складывающихся проблемных ситуаций, препятствующих нормальному функционированию производственного процесса [2].
В рамках данной статьи рассматривается процесс диспетчирования хода выполнения работ по сервисному обслуживанию ВВТ в местах базирования, а также разработана математическая модель на основе аппарата нечетких ситуационных сетей (далее - НСС).
Процесс диспетчирования хода проведения работ по сервисному обслуживанию ВВТ в местах базирования. Диспетчирование - это комплекс мероприятий по осуществлению централизованного оперативного контроля и регулирования хода выполнения текущих производственных заданий согласно разработанных календарных план-графиков [2,10]. Данный процесс осуществляется как на межцеховом уровне ОПП (контроль за выполнением календарного плана и обеспечение слаженной работы структурных подразделений), так и на внутрицеховом (контроль и оперативное регулирование хода производственного процесса).
В данной статье подробно рассматривается диспетчирование хода работ по сервисному обслуживанию ВВТ в местах базирования, что подразумевает внутрицеховой уровень ОПП.
Процесс диспетчирования работ по сервисному обслуживанию в местах базирования на внутрицеховом уровне затруднен тем, что он осуществляется в дистанционном формате посредством взаимодействия с руководителем выездной ремонтной бригады. Исходя из этого, наилучшей формой контроля хода проводимых в эксплуатирующей организации работ является получение ежедневных отчетов от руководителя бригады о выявленных дефектах на обслуживаемых изделиях ВВТ и предлагаемых способах их устранения. Диспетчер при этом докладывает руководству производственного подразделения текущую обстановку, которое принимает решения для оперативного регулирования хода производственного процесса. Графически процесс внутрицехового диспетчирования представим в виде блок-схемы алгоритма на рис. 2.
Получив ежедневный отчет о ходе работ от руководителя выездной бригады, диспетчер планово-диспетчерского бюро (далее - ПДБ) производственного подразделения проводит его тщательный анализ и выявляет проблемные ситуации, которые могут повлиять на непрерывное и ритмичное функционирование производственного процесса и в последующем привести к невыполнению производственного задания. Далее после обсуждения с руководством производственного подразделения и принятия им управленческих решений проводится оперативное регулирование хода производственного процесса, которое может заключаться в оформлении заявки на срочную закупку запасных частей и материалов, в привлечении дополнительных трудовых ресурсов для обеспечения работ, в подготовке комплекта конструкторской и технологической документации для проводимых работ и т.д [3]. Действия по оперативному регулированию направлены на поддержание непрерывного течения производственного процесса, то есть предотвращают приостановку работ выездной ремонтной бригады в местах базирования ВВТ.
Анализируя данный алгоритм диспетчирования, можно сделать вывод о необходимости высокого уровня профессиональной подготовки кадрового состава ПДБ производственного подразделения и планово-диспетчерского отдела (далее - ПДО) предприятия. Диспетчеры должны знать все особенности протекания производственного процесса, иметь знания о составе и принципах функционирования обслуживаемых изделий ВВТ для осуществления анализа их технического состояния и возникающих проблем в ходе проведения работ. Это достижимо посредством снижения текучести кадров и тщательного выстраивания их деловой карьеры, а также повышения уровня ответственности рабочих за проделанную работу, чему может способствовать всестороннее совершенствование и развитие социальных процессов на предприятии [4].
Для организации работы диспетчера, прогнозирования возникновения различных ситуаций в ходе функционирования производственного процесса и определения алгоритма действий по устранению возникающих проблемных ситуаций необходима разработка математической модели процесса диспетчирования (в части оперативного регулирования) работ по сервисному обслуживанию ВВТ в местах базирования.
^ НАЧАЛО ^
G5
^ КОНЕЦ ^
Jfc tl/n Наименован»с -этапов работ/ действий
1 Исходные ланные: отчет руководителя выездной бригады о ходе выполнения работ« производственное задание на плановый период
2 Учет полученных данных, сбор проблемных вопросов для принятия решения руководством
3 Принятие решения руководством п ронзводстасн ного подразделения по оперативному регулированию ходом работ
4 Доведение до руководителя выездной бригады решений руководства
5 Формирование справки ■ отчета в ПДО о ходе выполнения производственного задания и предпосылках к срыву сроков его выполнения
6 Справка - отчет в ПДО о выполнении производственного задания
/'«¿с. 2. Алгоритм диспетчирования хода проведения работ по сервисному обслуживанию ВВТ
в местах базирования
Математическая модель процесса диспетчирования работ по сервисному обслуживанию ВВТ в местах базирования. Производственный процесс сервисного обслуживания ВВТ в местах базирования относится к классу слабоструктурированных объектов. Это означает, что в процессе его функционирования возникает множество нестандартных ситуаций, разрешать которые приходится диспетчеру ПДБ во взаимосвязи с руководителем выездной бригады.
Понятие слабоструктурированного объекта было дано академиком Д.А. Поспеловым в его книге «Ситуационное управление: теория и практика». Отличительными особенностями его являются уникальность, отсутствие формализуемой цели существования, отсутствие оптимальности, динамичность, неполнота описания [5]. Для управления слабоструктурированными объектами используется методология ситуационного управления, которая позволяет решать возникающие конфликтные и проблемные ситуации при помощи профессионального опыта и знаний, накопленных в конкретной области [6].
В нашем случае представить процесс оперативного регулирования в виде точной математической модели не представляется возможным из-за наличия множества нестандартных ситуаций, а описательная модель будет слишком громоздкой. Решением задачи может служить использование нечетких ситуационных моделей.
Наиболее широко используемым способом представления ситуационных моделей является нечеткая ситуационная сеть, которая описывает систему через набор её состояний, описываемых определенными параметрами, представленных в виде переменных нечеткой логики, и набором действий, определяющих переход из одного состояния в другое.
Основным элементом НСС является ситуация - структура, состоящая из состояния системы и совокупности переходов, переводящих систему из заданного состояния в другое. Математически НСС описывается графом G(S,V), вершинами которого являются состояния системы S, а дугами управляющие воздействия V, осуществляющие переход системы из одного состояния в другое [7] .
Анализируя производственный процесс сервисного обслуживания ВВТ в местах базирования можно построить граф штатных ситуаций G(S,V), используя опыт экспертов, руководителей выездных бригад и других работников предприятия. Однако, в произвольный момент времени система может перейти вместо запланированной ситуации Sn+1 в ситуацию S*, причем S*0G(S,V). Перед диспетчером ПДБ стоит задача в рамках процесса оперативного регулирования вернуть систему в одно из штатных состояний. Данная задача заключается в построении подграфа, ведущего от незапланированной ситуации к штатной ситуации минуя запрещенные ситуации Sзапр. Запрещенными ситуациями будем считать ситуации, приводящие к нарушению трудового или иного законодательства, срыву проведения работ и иному ущербу функционирования системы [7].
Математически исходные данные задачи построения НСС можно записать следующим образом:
3G(S,V);
3S*0G(S,V); (1)
{Shапр....Snзапр/',
3<p(Si,Ui)=f:S,U^S, где U={ui.....um} - множество управляющих воздействий.
Заданы граф штатных ситуаций G(S,V), возникшая нештатная ситуация S*, множество запрещенных ситуаций Sзапр, в которые нельзя попадать системе и функция перехода из одного состояния в другое (p(Si,Ui). Задача диспетчера заключается в поиске подграфа G* нештатных ситуаций, который бы включал в себя незапланированную ситуацию S*, не включал бы в себя запрещенные ситуации Sзапр, а дуги его посредством определенного набора управляющих воздействий возвращали бы процесс к одной из штатных ситуаций (т.е. у подграфа G* и графа штатных ситуаций G(S,V) должны быть общие вершины). Математически данная задача будет выглядеть следующим образом:
G(S,V)rG*0; S*eG*;
3U*=(ui*....ui*J; (2)
3F(S*, U*) =F:S*, U* eG*^SeG(S, V);
Sзапр0G(S,V)UЗ* [7,8].
Данная математическая постановка задачи позволит формализовано представлять её решение. Построим нечеткую ситуационную сеть процесса оперативного регулирования на стадии проведения работ по сервисному обслуживанию ВВТ в воинской части. Для начала построим граф штатных ситуаций, состоящий из десяти вершин, каждая из которых обозначает какое - либо состояние системы и девяти дуг, каждой из которых соответствует какое-либо управляющее воздействие переводящее систему из одного состояния в другое. Далее применяя опыт в проведении работ по сервисному обслуживанию ВВТ ПВО СВ в войсковых условиях, можно смоделировать возникновение нештатных ситуаций, тем самым построив соответствующие подграфы.
Рассмотрим пример построения подграфов внештатных ситуаций на стадиях приёма изделия ВВТ для проведения сервисного обслуживания и стадии технического диагностирования. Зададим следующие множества:
Б=(Б1,Б2,.....Бю} - множество штатных ситуаций, и={и1,и2,...ия} - множество штатных управляющих воздействий.
Значения каждой лингвистической переменной приведены в табл. 1.
Таблица 1
Значения лингвистических переменных графа штатных ситуаций__
№ п/п Индекс ситуации, управляющего воздействия Ситуация / управляющее воздействие Предыдущая ситуа-ция/упр.воздействие Последующая ситуация/упр. воздействие
1 Sl Начат приём изделия ВВТ на сервисное обслуживание - и1
2 и1 Проведение приёма изделия ВВТ на сервисное обслуживание Sl S2
3 S2 Изделие ВВТ принято для проведения сервисного обслуживания и1 и2
4 и2 Подготовка к техническому диагностированию S2 Sз
5 Sз Начато техническое диагностирование изделия и2 и3
6 и3 Проведение технического диагностирования изделия ВВТ Sз S4
7 S4 Техническое диагностирование изделия завершено и3 и4
8 и4 Подготовка к войсковому ремонту S4 S5
9 S5 Начат войсковой ремонт изделия ВВТ и4 и5
10 и5 Проведение войскового ремонта изделия ВВТ S5 S6
11 S6 Войсковой ремонт изделия ВВТ завершен и5 и6
12 и6 Подготовка к проведению номерного ТО S6 S7
13 S7 Начато номерное ТО изделия ВВТ и6 и7
14 и7 Проведение номерного ТО изделия ВВТ S7 S8
15 S8 Номерное ТО изделия ВВТ проведено и7 и8
16 и8 Подготовка актов выполненных работ S8 S9
17 S9 Начало процесса подписания актов выполненных работ и8 и9
18 и9 Подписание актов выполненных работ S9 Slo
19 Акты выполненных работ утверждены командиром воинской части и9 -
Как правило стадия выполнения работ в воинской части не протекает без каких-либо сбоев и возникновения проблемных ситуаций. Диспетчер в своей работе должен свести к минимуму количество отклонений от штатного течения производственного процесса, что в первую очередь достигается качественным планированием работ на стадии оперативно-календарного планирования, а во вторую очередь при помощи мастерства и опыта самого диспетчера.
Граф штатных ситуаций в совокупности с двумя подграфами нештатных ситуаций представлен на рис. 3. Теперь рассмотрим образовавшиеся подграфы нештатных ситуаций (табл. 2, 3).
Таблица 2
Значения лингвистических переменных графа нештатных ситуаций на этапе приёма изделия ВВТ __на сервисное обслуживание__
№ п/п Индекс ситуации, управляющего воздействия Ситуация / управляющее воздействие Предыдущая ситуа-ция/упр. воздействие Последующая ситуа-ция/упр. воздействие
1 Sl* Изделие некомплектно и1 и1
2 и1* Взаимодействие с руководством воинской части по вопросу скорейшего укомплектования изделия S1* Sl**, Sl****
3 Воинская часть не имеет возможности укомплектовать изделие и1* иГ
4 Sl**** Изделие укомплектовано силами воинской части и1* и1
6 иГ Взаимодействие с руководящим составом МО РФ (Заказчиком) по вопросам укомплектования изделия Sl***, Sl.....
7 S1..... Изделие укомплектовано при поддержке МО РФ иГ и1
8 Sl*** Изделие осталось неукомплектованным и будет снято с план-графика работ иГ -
Таблица 3
Значения лингвистических переменных графа нештатных ситуаций на этапе выполнения работ
№ п/п Индекс ситуации, управляющего воздействия Ситуация / управляющее воздействие Предыдущая ситуа-ция/упр. воздействие Последующая ситуа-ция/упр. воздействие
1 Sз* Отсутствует обеспечение источниками питания при проведении технического диагностирования из из*
2 и3* Взаимодействие с руководящим составом воинской части по вопросу обеспечения источником питания S3* Sз**
3 Вопрос с обеспечением источником питания решен силами воинской части из* из
4 Sз*** Вопрос с обеспечением источниками питания не может быть решен силами воинской части из* из**
6 и3** Взаимодействие с руководящим составом МО РФ по вопросу обеспечения источниками питания Sз*** Sз****
7 Sl**** Вопрос с обеспечением источником питания решен из** из
8 s1..... Работы приостановлены из-за необеспеченности источниками питания из** -
В образовавшихся подграфах нештатных ситуаций мы видим ситуации Б1***е01*(Б,¥) и Б"***е02*(Б,У), попадание в которые приводит систему в тупик. Данные ситуации можно считать запрещенными, так как из них нет перехода и какой-либо связи с графом штатных ситуаций 0(Б,У). Так как основным критерием оптимальности в нашем случае является скорость разрешения проблемного вопроса, приводящего к сбою в непрерывном и ритмич-
ном течении основного производственного процесса, то на языке теории графов задача сводится к поиску кратчайшего пути ведущего к ближайшей штатной ситуации. Математически данную задачу оптимизации можно описать следующим образом:
VG*(S*,V*)eG(S,V)3lo*eL:n^min; (3)
В данной задаче n - число дуг пути на графе, а lo* - кратчайший путь, ведущий к ближайшей штатной ситуации.
Естественным способом построения ситуационной сети является опрос экспертов. В связи со сложностью объектов управления нет надежды на то, что построенная ситуационная сеть будет являться полной. Поэтому она должна быть открытой и допускать возможность корректировки по мере накопления опыта.
Заключение. На основании описанного в статье примера построения графов нештатных ситуаций, используя накопившийся на предприятии опыт проведения работ, можно построить НСС, в которой наиболее полно будут смоделированы основные проблемы, препятствующие ритмичному и непрерывному функционированию производственного процесса в местах базирования ВВТ. Данная сеть позволит диспетчеру осуществить необходимые действия, позволяющие как можно быстрее разрешить сложившуюся проблемную ситуацию.
Таким образом создается система принятия решений при оперативном регулировании хода производственного процесса, которая может быть автоматизирована.
Оперативные и чёткие действия диспетчера при диспетчировании работ по сервисному обслуживанию ВВТ в местах базирования обеспечивают качественное выполнение заданий государственных контрактов в установленные сроки.
Список литературы
1. Дьячков М.Е. Повышение эффективности процесса оперативно-производственного планирования сервисного обслуживания вооружения и военной техники в местах базирования // Известия Тульского государственного университета: научное издание. 2023. Вып. 4. С. 440-447.
2. Калачанов В.Д. Внедрение систем диспетчирования производства на высокотехнологичных предприятиях (на примере предприятий авиастроения) / В.Д. Калачанов, Н.С. Ефимова, А.Н. Новиков, Н.Н. Панькин // Инновации и инвестиции: научно-аналитический журнал. 2019, №3. С. 269-273.
3. Дуболазов В.А. Система оперативного контроля регулирования производственных процессов на машиностроительных предприятиях / В.А. Дуболазов, З.Л. Симакова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2022. №1, Т.2. С. 45-53.
4. Голубь Н.Н. Оперативное управление производством сложной наукоёмкой продукции // Организатор производства: теоретический и научно-практический журнал. 2012, №2.
5. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука, 1986. 286 с.
6. Гюльмамедов Р.Г. Метод построения стратегии в системах ситуационного управления // Информационно-управляющие системы: научный журнал. 2011, №6. С. 36-39.
7. Андреев Д.А. Управление операционными процессами операторов сложных систем / Д.А. Андреев, А.Н. Панфилов, А.Н. Скоба // Инженерный вестник Дона: научный журнал. 2017, №3.
8. Астанин С.В. Управление бизнес-процессами на основе их моделирования нечёткими ситуационными сетями / С.В. Астанин, Н.К. Жуковская // Управление большими системами: сборник трудов. 2012, №37. С. 145-163.
9. Новицкий Н.И., Пашуто В.П. Организация производства и управление предприятием: Электронный учебно-методический комплекс для студентов технических специальности БГУИР дневной и заочной форм обучения. Минск, 2007. 417 с.
10. McKay K.N., Wiers V.C. Planning, scheduling and dispatching tasks in production control [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/220579402 (дата обращения: 10.05.2023).
Васин Сергей Александрович, д-р техн. наук, профессор, vasin_sa53@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Дьячков Максим Евгеньевич, начальник производства, ya max@inbox.ru, Россия, Рязань, АО «РПТП
«Гранит»
THE DEVELOPMENT OF DISPATCHING PROCESS MATHEMATICAL MODEL FOR WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT MAINTENANCE WORKS WITH THE HELP OF FUZZY SITUATIONAL NETWORKS MATHEMATICAL
APPARATUS
S.A. Vasin, M.E. Dyachkov
This paper describes the dispatching process for weapons and military equipment maintenance works in their locations. The algorithm of dispatcher's work in terms of controlling the progress of production process and taking the prompt action in case of situations that prevent its continuous functioning is presented. The mathematical model of operational regulation process for maintenance works based on the fuzzy situational networks mathematical apparatus is presented. The building rules for regular and emergency situations graphs are described and the example of their construction is given.
Key words: maintenance, dispatching, operational regulation, fuzzy situational network, graph of regular situations, graph of emergency situations.
Vasin Sergei Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, vasin sa53@mail.ru, Russia. Tula, Tula State University,
Dyachkov Maxim Evgenievich, production director, ya_max@inbox.ru. Russia, Ryazan, JSC «Ryazan Production and Teohnological enterprise «Granit»
УДК 004.451.2
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-7-221-222
ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕДУРЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
К.С. Пикалова, Л.Г. Варепо
Рассматривается процедура метрологического надзора на предприятии. Метрологического надзора в целом как процесса организации, а также требований нормативно-технических документов. В статье дается вариант исследования для составления графика метрологического надзора. В качестве инструментов для анализа используется: контрольный лист, диаграмма Парето. Представлен один из вариантов контроля исполнительской дисциплины с применением электронного документооборота.
Ключевые слова: метрологический надзор, диаграмма Парето, график, документооборот, комиссия по метрологическому надзору.
Метрологический надзор - это контрольная деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица, заключающаяся в систематической проверке соблюдения метрологических требований, как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования, в предотвращении нарушений, а также в принятии мер по устранению нарушений, выявленных в ходе надзорной деятельности.
Метрологический надзор, осуществляемый работниками метрологических служб организации, является одним из основополагающих элементов системы обеспечения качества выпускаемой предприятиями продукции, учета продукции и является гарантом строгого соблюдения предприятием метрологических норм и правил, установленных действующим законодательством.
Цель данной процедуры - максимально возможное устранение обнаруженного несоответствия силами руководителей подразделений, при этом провести ряд мероприятий для не повторения подобных нарушений.
Поиск решений задач, как сделать метрологический надзор более эффективным и как сделать подконтрольной исполнительскую дисциплину. является актуальным.
Объекты метрологического надзора показаны на рис. 1 [1].
При метрологическом надзоре необходимо обращать внимание на следующее:
- наличие оттисков поверочных клейм, свидетельств о годности и других знаков и документ о годности оборудования;
- целостность пломб;
-отсутствие механических повреждений на оборудовании приводящих к изменению характеристик;
- правильность монтажа, установки и настройки оборудования, полноту комплектации, согласно эксплуатационной документации.
При осуществлении метрологического надзора за выполнением требований, устанавливаемых нормативными документами и документами системы менеджмента качества в области обеспечения единства измерений, проверяется:
- условия и правильность хранения временно неиспользуемого оборудования;
- соблюдение требований, предъявляемых к законсервированному оборудованию;
- соблюдение условий окружающей среды при проведении измерений и хранении оборудования на рабочих местах;
- правильность ведения графиков метрологических работ;
- правильность ведения журнала проверки индикаторов;
- правильность ведения журнала регистрации температуры и влажности;
- наличие организационно-распорядительной документации о назначении ответственных;
- наличие нормативной документации для проведения метрологических работ,
- своевременное выполнение графиков технического обслуживания оборудования.
В [2-6] раскрываются различные подходы, направленные на повышение эффективности процедуры метрологического надзора, отмечается следующее:
- для совершенствования метрологического обеспечения производства необходимо осуществлять проведение метрологического надзора в 5 этапов: сбор информации, анализ, выявление слабых мест, разработка мероприятий по улучшению, предполагаемые результаты после улучшения;
- методика проведения метрологического надзора претерпела существенные изменения. Основной упор сделан на дистанционный формат, в рамках которого проводятся документарные проверки и самотестирование. При этом взаимодействие организуется посредством сети интернет и средств видеосвязи;
- при планировании метрологического надзора цклесообразно применять риск-ориентированный подход
т.д.
Для включения в комиссию по метрологическому надзору члены комиссии по метрологическому надзору
должны:
- иметь высшее образование;
- иметь стаж работы в области метрологии не менее трех лет;
- знать нормативные правовые и организационно-методические документы, регламентирующие деятельность в области обеспечения единства измерений;