Научная статья на тему 'Разработка математической модели БПЛА на базе квадрокоптера с рамой DJI f-450'

Разработка математической модели БПЛА на базе квадрокоптера с рамой DJI f-450 Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
760
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
QUADROTOR / UAV / KINEMATICS / DYNAMICS / 3D ENVIRONMENT / DJI F-450 / ENGINE / TRACTION / ROTATION MATRIX / VEHICLE / КВАДРОКОПТЕР / БПЛА / МОДЕЛЬ КИНЕМАТИКИ / МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ / ТРЕХМЕРНАЯ СРЕДА / ДВИГАТЕЛЬ / МАТРИЦЫ ПОВОРОТА / ТЯГА / ПОДВИЖНЫЙ ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Лазарев В. С., Лащев А. А.

В статье разрабатывается трехмерная математическая модель БПЛА на базе квадрокоптера как наиболее распространенного типа БПЛА на данный момент. Квадрокоптер базируется на раме DJI F-450. При разработке модели учитывались кинематические и динамические характеристики, тяга приводов и матрицы поворота в трехмерной системе координат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Лазарев В. С., Лащев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of UAV mathematical model on quadrotor frame DJI F-450 basis

In article the UAV three-dimensional mathematical model on the basis of the quadcopter as most the UAV widespread type at the moment is developed. The quadcopter is based on a frame of DJI F-450. The first part of article is devoted to the mathematical description of the quadrotor model, namely: to a kinematics and dynamics models; to forces and torques operating on the UAV; to rotation matrixes; to the assumptions simplifying mathematical expressions. For the description of location and movement of the quadrotor in space also the bound will be used inertial reference frame. Therefore transformation from one frame to another is necessary. The simulation of the operation of the motors 1-4, which are electric drives of direct current, has been performed. Rotation of engines is transferred to screws directly. Movement of the quadcopter in the bound frame is considered in the article by the accounting of the models of a kinematics and dynamics describing the vehicle movement.

Текст научной работы на тему «Разработка математической модели БПЛА на базе квадрокоптера с рамой DJI f-450»

Разработка математической модели БПЛА на базе квадрокоптера с

рамой БЛ Р-450

В.С. Лазарев, А.А. Лащев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье разрабатывается трехмерная математическая модель БПЛА на базе квадрокоптера как наиболее распространенного типа БПЛА на данный момент. Квадрокоптер базируется на раме БЛ Б-450. При разработке модели учитывались кинематические и динамические характеристики, тяга приводов и матрицы поворота в трехмерной системе координат.

Ключевые слова: квадрокоптер, БПЛА, модель кинематики, модель динамики, трехмерная среда, БЛ Б-450, двигатель, матрицы поворота, тяга, подвижный объект.

1. Введение

История применения БПЛА насчитывает более полувека. На сегодняшний день актуально использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для решения широкого круга задач: как военных, так и гражданских [1]. Например, в задачах, связанных с групповым управлением подвижных объектов [2,3].

Но при том, что в нашей стране и мире разрабатывается и исследуется большое число различных видов БПЛА [4], обычно объектом исследования зарубежных [5-7] и отечественных [8, 9] ученых выступает квадрокоптер. Этому есть несколько причин. Одна из них - дешевизна в производстве по сравнению с другими типами БПЛА. Например, расчетная стоимость при массовом производстве может достигать 10 долларов за единицу [10]. В том числе и снижение стоимости малоразмерных БЛА при их массовом производстве сделает экономически целесообразным их групповое применение. В работе [10] предложено выделять несколько этапов создания и применения БПЛА, первым из которых является разработка отдельных БПЛА. Создание таких систем невозможно без построения математических моделей каждого квадрокоптера.

2. Описание модели квадрокоптера и принятые допущения

Внешний вид квадрокоптера на базе рамы БЛ Б-450 представлен на рис. 1 а. Согласно рис.1 а, каждый двигатель создает тягу и момент вращения. Моменты двигателей 1 и 3, компенсируются моментами 2 и 4.

а б

Рис. 1- Квадрокоптер: а) с системой координат, б) углы ориентации

Приняты следующие допущения: рама квадрокоптера и его винты абсолютно жесткие; каждый двигатель располагается на концах лучей рамы; тяга, создаваемая каждым винтом, перпендикулярна плоскости OXY.

На рис. 1 б приведено изображение инерциальной системы координат, относительно которой будет вращаться связанная система координат квадрокоптера. В ней использованы углы Эйлера из рис.2. Связь между двумя системами координат осуществляется с помощью матрицы [4]:

сy • св су•sф• se-sy • сф су • сф^в+s^sy

Л(ф,в,у)= sy• св s^sy• se+сф-су sy• сф-se-су• sф , (1) - se sф■cв сф-св

Где sin- s и ms- с соответственно.

Двигатели 1-4 являются электроприводами постоянного тока.

Параметры двигателей: Jr - момент инерции вала; Ь - коэффициент вязкого

трения; К- коэффициент ЭДС; К^ - момент вращения двигателя; Я -

электрическое сопротивление цепи; L - индуктивность.

На основе 2-го закона Ньютона и закона напряжений Кирхгофа мы можем записать следующее матричное уравнение (2):

с Ж

Ж

-ь К1_

Jг,

г г

- Ке Я

г Тг

с + " 0 " 1 ■ и

1 _ •1г _

(2)

Находим тягу винтов квадрокоптера (3): р = ст -Р-А(с-ВгаЖ)2,

(3)

где Ст - коэффициент тяги; р - плотность воздуха; А - площадь диска, который образует пропеллер; ^ - радиус ротора.

З.Движение квадрокоптера в связанной системе координат

Уравнения кинематики(4) и динамики(5) в общем виде выглядят так: у = Я(ф,в,¥)х (4)

х = М-1 (( + ^ + ^) (5)

где, у = [рг вР]т - вектор внешних, базовых, неподвижных, земных координат (положение робота), х = [ут £оПг - вектор внутренних координат, ¥и - вектор управляющих сил и моментов, ^ - вектор внешних сил и моментов, ¥у - вектор гравитационных сил и моментов, М матрица массо-инерционных параметров. Раскроем модель кинематики (5), используя (1):

х0

У 0

¿0 ф

в V

~А(ф,в,¥) 0

0 А№ (ф,вV

К у.

Сх

С

с,

(5)

Где, А (ф,в,щ) =

1 8Шф- Щв 008 ф- Щв

0 008ф - 8Шф

0 8Шф 008 ф

008>в 008в Раскроем модель динамики квадрокоптера (6):

"V*"

Ку

V;

0 *

0 у

0 ;

тх

о

о

ту

о о

о о о о

о о

о о

о о

т2 о

о Jx

о о

о о

3

о

о о о о о о

о о о

- т{о>Уу -(уК )- С,

р*-

V2

/ \ V2

- Щ^хК ) + Су ря —

( \ V2

- т {сОуУх-®Уу) + С2 ря—

- 3у К( + тР,У-/ ч V2

-(х - )(х(; + ту ря — -(у - 3х К°у +

Г р 1 их

- тозЫзтф)

Ри Кх + - С05(9)с05(ф) о

Ку о

_ К; _ о

Тогда управляющие силы и моменты будут равны (7) и (8).

(7)

Р =

о о

СТ -р- АЯгас12(12 + ®22 + ®32 + (2)

Ыр =

СТ ■р-АЯГас1 21 008(рк )( СТ -р- АКШ2/вт(<рк%

ь(- (

2 2,2 2 \ ( -®4 +®2 -®1 j

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2222 ( -®1 + ( -®3 )

- ( + (о\ - (£>1 + 0)1

)

(8)

тщ

(6)

4. Заключение

В статье разработана трехмерная математическая модель БПЛА на базе квадрокоптера, с рамой БЛ Б-45о при некоторых допущениях. Для описания движения квадрокоптера в пространстве использовались 2 системы координат. При этом учитывались: кинематика и динамика движения; силы и моменты, действующие на БПЛА. Приведена математическая модель двигателей (электроприводов постоянного тока) 1-4. Разработанная математическая модель будет использована при разработке систем группового управления движением БПЛА.

+

Благодарности

Работа выполнена при поддержке проекта НИР СП-4658.2018.5 (Конкурс СП-2018).

Литература

1. Кульченко А.Е. Структурно-алгоритмическая организация автопилота робота-вертолета // Инженерный вестник Дона, 2011, №1 URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/330/.

2. Белоглазов Д.А., Гайдук А.Р., Косенко Е.Ю., Медведев М.Ю., Пшихопов В.Х., Соловьев В.В., Титов А.Е., Финаев В.И., Шаповалов И.О. Групповое управление подвижными объектами в неопределенных средах. М.: Физматлит, 2015. 304 с.

3. Иванов Д.Я. Пространственные формации в группах беспилотных летательных аппаратов // Материалы конференции «Управление в технических, эргатических, организационных и сетевых системах» (УТЭОСС-2012). СПб.: ГНЦ РФ ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2012. С. 1226-1229.

4. Кульченко А.Е., Лазарев В.С., Медведев М.Ю. Метод управления движением гексакоптера в трехмерной среде с препятствиями на базе динамических отталкивающих сил // Инженерный вестник Дона, 2016, №4 (43) URL: http:// ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3828.

5. Madani T., Benallegue A. Backstepping control for a quadrotor helicopter // Proceedings of the IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems, 2006. pp. 3255-3260.

6. Castillo P., Dzul A., Lozano R. Real-time stabilization and tracking of a four-rotor mini rotorcraft// IEEE Transactions on Control Systems Technology. -2004. № 12 (4). pp. 510-516.

7. Gong X., Hou Z.-C., Zhao C.-J., Bai Y., Tian Y.-T. Adaptive Backstepping Mode Trajectory Tracking Control for a Quad-rotor // International Journal of Automation and Computing, 2012. № 9 (5). pp. 555-560.

8. Огольцов И.И., Рожнин Н.Б., Шеваль В.В. Математическая модель квадрокоптера аэромобильного лидара // Известия ТулГУ. Технические науки. 2012. № 1. C. 47-55.

9. Петраневский И.В., Борисов О.И., Громов В.С., Пыркин А.А. Управление квадрокоптером с компенсацией ветровых возмущений // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. №6 С. 1045-1053.

10. Соколов В.Б., Теряев Е.Д. Беспилотные летательные аппараты: некоторые вопросы развития и применения (обзор по материалам публикаций в Интернете) // Мехатроника. Автоматизация. Управление. 2008. № 2. C. 12-23.

References

1. Kulchenko A.E. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/330/.

2. Beloglazov D.A., Gajduk A.R., Kosenko E.Ju., Medvedev M.Ju.,Pshihopov V.Kh., Solovjev V.V., Titov A.E., Finaev V.I., Shapovalov I.O. Gruppovoe upravlenie podvizhnymi objektami v neopredelennyh sredah[Vehicles group control in uncertain environments]. M.: Fizmatlit, 2015. 304 p.

3. Ivanov D.Ya. Materialy konferentsii «Upravleniye v tekhnicheskikh, ergaticheskikh, organizatsionnykh i setevykh sistemakh» (UTE0SS-2012). [Proc. Symp. Management in technical, ergatic, organizational and network systems -2012]. Saint-Petersburg, 2012. pp. 1226-1229

4. Kulchenko A.E., Lazarev V.S., Medvedev M.Yu. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3828.

5. Madani T., Benallegue A. RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems, 2006. pp. 3255-3260.

6. Castillo P., Dzul A., Lozano R. IEEE Transactions on Control Systems Technology. 2004. № 12 (4). pp. 510-516.

7. Gong X., Hou Z.-C., Zhao C.-J., Bai Y., Tian Y.-T. International Journal of Automation and Computing. 2012.№ 9 (5). pp. 555-560.

8. Ogolcov I.I., Rozhnin N.B., Sheval V.V. Izvestija TulGU. Tehnicheskie nauki. 2012. № 1. pp. 47-55.

9. Petranevskij I.V., Borisov O.I., Gromov V.S., Pyrkin A.A. Nauchno-tehnicheskij vestnik informacionnyh tehnologij, mehaniki i optiki. 2015. №6 pp.1045-1053.

10. Sokolov V.B., Teryayev Ye.D. Mekhatronika. Avtomatizatsiya. Upravleniye. 2008. № 2. pp. 12-23..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.