Научная статья на тему 'Разработка ландшафтноэкологической тропы в лагере «Березовая роща» для профильной смены «Преображение»'

Разработка ландшафтноэкологической тропы в лагере «Березовая роща» для профильной смены «Преображение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / ЗАГОРОДНЫЙ ОТДЫХ / ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ / ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ КРУЖОК / NATURAL HISTORY / LANDSCAPE ECOLOGICAL PATH / CHILDREN'S SANITARY CAMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Зинаида Васильевна, Семёнова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются аспекты природоведческой деятельности в профильной православной смене детского оздоровительного лагеря. Предлагается разработка ландшафтноэкологической тропы по территории лагеря силами детей. Приведены примеры конкретных маршрутов. Работа предназначена для организаторов летнего оздоровительного детского отдыха за городом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Зинаида Васильевна, Семёнова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working out a landscape ecological path in camp «Birch Grove» for special shift «Transfiguration»

The authors of the article consider different aspects of the activity of children (in a special Orthodox shift of the childrens sanitary camp) connected with natural history. The authors suggest working out of a landscape ecological path made by the children themselves on the territory of the camp. The examples of specific itineraries are given. The materials of the article are intended for organizers of the childrens summer sanitary rest out of town [in the country].

Текст научной работы на тему «Разработка ландшафтноэкологической тропы в лагере «Березовая роща» для профильной смены «Преображение»»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

НАУКИ

УДК 551.4:502.7(571.13):371.236 В751 З. В. ВОРОБЬЕВА

Т. В. СЕМЁНОВА

Омский государственный педагогический университет

РАЗРАБОТКА ЛАНДШАФТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ЛАГЕРЕ «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» ДЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»_____________________________________________

В статье рассматриваются аспекты природоведческой деятельности в профильной православной смене детского оздоровительного лагеря. Предлагается разработка ландшафтноэкологической тропы по территории лагеря силами детей. Приведены примеры конкретных маршрутов.

Работа предназначена для организаторов летнего оздоровительного детского отдыха за городом.

Ключевые слова: ландшафтно-экологическая тропа, загородный отдых, профильная смена, экологическая экскурсия, природоведческий кружок.

Самым эффективным детским отдыхом является загородный отдых. В последнее время смены в детских оздоровительных лагерях стали короче, всего 18 дней, появились профильные смены. Для каждой профильной смены разрабатывается своя насыщенная программа. Однако не стоит забывать, что все 18 дней детей окружает живая природа: леса, луга, водоемы и так далее. Каждый из этих объектов составляет природный комплекс, интересный для изучения и наблюдения.

Православная смена «Преображение» в лагере «Березовая роща» Саргатского района Омской области (рис. 1) дает большие возможности детям познакомиться с природным комплексом северной лесостепи, для чего следует организовать в лагере при-

родоведческий кружок, в рамках которого заняться разработкой ландшафтно-экологической тропы на территории лагеря. Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевой работы.

Впервые понятие природная, или экологическая тропа появилось в США. В начале прошлого века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» — проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова,

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (71), 2008 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (71), 2008

Условные обозначения

"}■ - место явления Божьей Матери & -*рам

Рис. 1. Саргатский район Омской области

длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев востока США.

В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство проводилось по указанию князя Л.С. Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться со многими природными объектами исключительной красоты и своеобразия. Широкое распространение учебно-познавательных троп на территории бывшего СССР началось с начала 60-х годов ХХ века. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохранное объединение.

В православной смене «Преображение» на работу кружков отводится время с 10.00 до 13.00, в это время дети могут пообщаться с природой, в частности, заняться разработкой ландшафтно-экологической тропы.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.

Экологическая тропа рассчитана на несколько возрастных групп:

1) дети с 7 до 9 лет;

2) дети с 10 до 12 лет;

3) дети с 13 до 15 лет.

В родительский день участие в экскурсии может принимать и старшее поколение.

В православной смене девочки и мальчики занимаются в разных отрядах, тем более что отношение к природе у девочек и мальчиков разное.

Обычно учебная экологическая тропа посещается организованно, под руководством экскурсовода. Экскурсоводами на экологической тропе будут выступать сами кружковцы. Однако существует вариант посещения тропы и без экскурсовода, для этого ребятам будет необходимо разработать и издать специальные буклеты-путеводители.

Провести полноценную по информативности экскурсию по природной тропе непросто даже квалифицированному экскурсоводу, поскольку природа весьма динамична, и демонстрация некоторых объектов или явлений требует от экскурсовода постоянной готовности к их появлению или исчезновению, широкой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий. При этом необходимо помнить, что изучение кем-то ранее составленной методики, даже очень подробной, дает только канву экскурсионного сценария, который воспроизвести в точности практически невозможно. Проведение даже коротких экскурсий по тропе дает экскурсантам несравненно больше, чем знакомство с тем же материалом по книге или телефильму.

Организация тропы силами школьников дает воспитателям и важатым возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически

Рис. 6

грамотного поведения, сознательное отношение к природе. Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие. Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

В лагере «Березовая роща» возможна организация следующих маршрутов.

Маршрут № 1.

Проходит вдоль берега Озера (рис. 2). Начальная точка — у пирса. Предполагается беседа о происхождении озера, его органическом мире, пойменной и водной растительности, о животных прибрежной полосы, об экологическом состоянии озера и проблемах его очистки. Знакомство с мерами предосторожности на воде. Заканчивается маршрут у старой танцплощадки.

Маршрут № 2.

От луга к березняку. Беседа о природе лесостепного ландшафта, растения и животные луга (рис. 3 4, 5, 6). В березовом лесу — рассказ о признаках коренного леса, о березе как символе России. Рассказ о животных и растениях, встречающихся в Библии. Сбор гербария. Заканчивается маршрут в сосняке, посаженном человеком.

Маршрут № 3.

Культурный ландшафт на территории лагеря. Рассказ о посадках вдоль дороги, клумбах, оформлении отрядных мест и административных зданий. Можно предложить детям творческое задание — оформить «церковную усадьбу».

Библиографический список

1. Воробьева З.В. Детский отдых и православие. Проблема географии туризма и географического образования. — ОмГПУ, Омск, 2008. - С. 62-63.

2. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания. — М, 1986. — 77 с.

3. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе : пособие для учителя. — М, 1984. — 157 с.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология : учеб. пособие для студентов вузов. — Ростов : Феникс, 1996. — 480 с.

5. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. — Биология в школе. — 2000. — № 6. — С.5-10.

6. Сидоров Г.Н., Еремеева В.Г. Шустова О.Б. Растительный и животный мир в Библии : учеб. пособие. — Омск : ОГПУ, 2000. — 110 с.

7. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. — М, 1984. — 136 с.

8. Чижова В.П. Петрова Е.Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) / Общество и природа. — М. : МГУ , 1981. — С. 35-46.

ВОРОБЬЕВА Зинаида Васильевна, кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии.

СЕМЁНОВА Татьяна Владимировна, аспирантка кафедры информатики и вычислительной техники.

Дата поступления статьи в редакцию: 29.12.2008 г.

© Воробьева З.В., Семёнова Т.В.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (71), 2008 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.