Научная статья на тему 'Методика организации природоведческой работы в детском оздоровительном лагере «Березовая роща»'

Методика организации природоведческой работы в детском оздоровительном лагере «Березовая роща» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ КРУЖОК / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / CHILDREN'S HEALTH-IMPROVING CAMP / A CIRCLE OF NATURAL RESEARCHES / FIELD STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва З. В., Семёнова T. В.

В статье рассматривается природоведческая работа в детском оздоровительном лагере. Предложена программа, включающая организацию, полевые исследования, методику их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of organization of natural research in the children's health-improving camp «Birch grove»

The authors describe in the article naturals research in the children's healthimproving camp, offer they program which includes the organization and the methods of different types of field studies.

Текст научной работы на тему «Методика организации природоведческой работы в детском оздоровительном лагере «Березовая роща»»

УДК 371.3 : 502 : 681.142 : 371.236

3. В. ВОРОБЬЁВА Т. В. СЕМЁНОВА

Омский государственный педагогический университет

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»

В статье рассматривается природоведческая работа в детском оздоровительном лагере. Предложена программа, включающая организацию, полевые исследования, методику их выполнения.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, природоведческий кружок, полевые исследования.

Актуальность экологического воспитания в настоящее время не вызывает сомнений. Формирование экологической культуры личности является одним из приоритетов на всех уровнях образования.

Наиболее благодатным местом для привития детям интереса, любви и бережного отношения к природе являются детские оздоровительные лагеря, расположенные за городом. Все чаще в таких лагерях функционируют профильные смены, для которых разрабатывается своя насыщенная программа, однако в каждой из таких смен можно уделить внимание экологическому воспитанию, так как именно в загородном лагере ребенок как никогда близок к природе [1].

В Саргатском районе Омской области расположен детский оздоровительный лагерь «Березовая роща», в котором с 2006 года регулярно проводится профильная православная смена «Преображение». Основной целью смены является приобщение детей к православной культуре и привитие нравственных ориентиров на основе традиционной русской духовности и патриотизма. Здесь можно уделить внимание и эко-лого-географическому воспитанию детей. Лагерь расположен на побережье пойменного озера в живописных местах Саргатского озерно-гривного ландшафта. Именно поэтому мы решили разработать специальную программу организации природоведческой работы на базе этого лагеря.

Программа включает две части: организационную и методическую. Организационная затрагивает основные моменты реализации на практике природоведческой работы в детском оздоровительном лагере.

В своей программе мы предлагаем организацию природоведческого кружка с тремя секциями (табл. 1).

На протяжении нескольких лет в «Березовой роще» проводятся природоведческие занятия с детьми, подготовлен и проведен семинар для вожатых [3]. Однако краткость пребывания в лагере — всего 18 дней — и насыщенная профильная программа не позволяют вожатым самостоятельно организовать природоведческую работу на должном уровне. Отсюда можно сделать вывод: для эффективной работы кружка необходим специалист — координатор, имеющий естественно-географическое образование и опыт полевых исследований.

Для организации работы кружка нужна материально-техническая база, особенно для секций «Юный географ» и «Юный эколог». Возможные виды исследований и необходимое оборудование представлены в таблице (табл. 2). Количество проводимых исследований и их сложность определяются в зависимости от условий конкретной смены (количества дней, количества детей в секциях, погодных условий). Представленные в статье виды исследований были выбраны нами, как наиболее простые в реализации, понятные и интересные для ребят школьного возраста.

Вторая часть разработанной нами программы является методической основой для организации природоведческой работы. В этой части мы подготовили краткий теоретический материал по каждому исследованию [4, 5] и составили к каждому из них четкий, адаптированный для школьников алгоритм действий. Правильность и понятность алгоритмов проверена в период ландшафтной и полевой практики студентов третьего курса географического факультета Омского государственного педагогического университета в 2008 и 2009 годах.

Таблица 1

Секции природоведческого кружка

Название секции Исследовательская задача Практическая работа

«Юный эколог» Изучение растительного и животного мира на территории лагеря «Березовая роща» Гербарий «Красная книга Саргатского района». Экологическая карта. «Памятники природы» на территории лагеря.

«Юный географ» Изучение ландшафта Карта природных комплексов. Комплексный профиль. Календарь погоды.

«География и экология по Библии» Изучение растительного и животного мира в Библии [2]. Творческие работы: рисунки, рассказы о растениях и животных, упоминаемых в Библии.

Таблица 2

Возможные виды исследований в природоведческом кружке для секций «Юный эколог» и «Юный географ»

№ п/п Исследование Оборудование

1 Изучение космических снимков территории лагеря из Google Earth. Космические снимки из Google Earth.

2 Определение по картам и космическим снимкам примерной площади водного зеркала озера и территории лагеря. Космические снимки, почвенная и ландшафтная карты местности.

3 Составление плана территории лагеря. GPS-навигатор или планшет с компасом, миллиметровая бумага, визирная линейка, измерительная рулетка, вешки.

4 Наблюдение за погодой. Соответствующие термометры, барометр, флюгер, анемометр Фусса, психрометр Асмана и специальные журналы.

5 Составление комплексного физико-географического профиля территории лагеря. GPS-навигатор или барометр-анероид, измерительная рулетка, специальные бланки.

6 Изучение озера: температурный режим воды, прозрачность воды, цвет воды, запах воды, измерение профиля дна озера. Водные термометры, диск Секки, белый диск и стандартный набор цветов, стеклянная колба, лодка, эхолот или лот, GPS-навигатор или компас, специальные бланки.

7 Изучение растительного мира. Ботанические определители, гербарные папки, специальные бланки.

8 Изучение животного мира. Зоологические определители, специальные бланки.

9 Составление тематических карт территории лагеря с использованием геоинформационных систем. Персональный компьютер, сканер, геоинформационные системы (Easy Trace, ENVE, Mapinfo Professional, Surfer8), карта местности на бумажном носителе.

Рис. 1. Панорама территории лагеря «Березовая роща» Саргатского района Омской области со смотровой вышки

Особое внимание в методической части программы уделено методике изучения природных комплексов территории лагеря с помощью космических снимков и составлению тематических карт местности с использованием геоинформационных систем. В настоящее время довольно легко получить космические снимки любой территории в программе Google Earth. Программа позволяет получить спутниковые фотографии высокого разрешения любой территории. Взгляд из космоса дает исследователю широкую глобальную картину явлений в целом, выявляет его истинную величину, устраняет ненужные затемняющие детали. В Интернете есть сайты, где бесплатно выкладываются архивы спутниковых снимков Земли за несколько лет, пользуясь которыми можно проследить динамические изменения природных явлений.

Исследовательская работа ребят заключается в дешифровке космических снимков, выделении элементов ландшафта и привязке их к местности. Еще одна исследовательская работа с применением ряда космических снимков территории лагеря, сделанных в разное время, позволяет ребятам увидеть изменения границ озера с течением времени.

Не менее интересным для школьников будет обучение работе с геоинформационными системами.

Этот вид исследования предполагает как работу на территории лагеря для сбора данных по заданной тематике, так и занятия на компьютере при составлении своей тематической карты.

Уже на первом занятии необходимо познакомить ребят с природой Омской области, Саргатского района, познакомить с имеющимися источниками: фотографиями (рис. 1), космическими снимками (рис. 2), картами (рис. 3) и так далее. Если для исследований нужны специальные приборы или пособия, то школьники заранее изучают инвентарь и учатся работать с ним.

Все кружковцы должны быть задействованы, при этом они могут меняться ролями, проводя те или иные исследования. Впрочем, каждый может в течение всей смены заниматься определенным направлением: гидрологическими, ландшафтно-экологическими, наблюдениями за погодой. В результате все исследования сводятся в одну брошюру, которая в дальнейшем презентуется остальным участникам профильной смены.

Новизна разработанной нами программы заключается в том, что она учитывает организацию природоведческой работы, методику ее проведения и рассчитана на реализацию в короткий период отдыха

HI

1-

Рис. 2. Космический снимок территории лагеря «Березовая роща» Саргатского района Омской области с сайта Google Earth

Рис. 3. Фрагмент почвенной карты. Условные обозначения почв: 1 — луговая солончаковая маломощная среднегумусная в комплексе от 10 до 25 % с солонцом черноземно-луговым солончаковым корковым, 2 — лугово-болотная перегнойная солончаковая, 3 — солончак луговой, 4 — светло-серая лесная среднемощная

детей в летних оздоровительных лагерях. Для всех исследовательских работ предложены алгоритмы, адаптированные для детей школьного возраста. Особое внимание уделено современным исследованиям с применением космических снимков и геоинформационных систем. И хотя данная программа разрабатывалась для лагеря «Березовая роща», она может быть успешно реализована и на базе других детских оздоровительных лагерей Омска и Омской области.

Библиографический список

ва // Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня рождения А. А. Кожухаря, исследователя-географа, ученого и педагога ; отв. ред. проф., д-р биол. наук А. И. Григорьев. - Омск : ОмГПУ, 2009. - С. 208-212.

5. Воробьёва, З. В. Исследование озера в рамках работы природоведческого кружка в лагере «Березовая роща» / З. В. Воробьёва, Т. В. Семёнова // Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня рождения А. А. Кожухаря, исследователя-географа, ученого и педагога ; отв. ред., проф., д-р биол. наук А. И. Григорьев. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - С. 205-208.

1. Воробьёва, З. В. Детский отдых и православие / З. В. Воробьёва // Проблема географии туризма и географического образования. - Омск : ОмГПУ, 2008. - С. 62-63.

2. Сидоров, Г. Н. Растительный и животный мир в Библии : учеб. пособие / Г. Н. Сидоров, В. Г. Еремеева, О. Б. Шустова. -Омск, 2000. - С. 6-107.

3. Воробьёва, З. В. Программа подготовки вожатых детских, летних оздоровительных лагерей / З. В. Воробьёва, Т. В. Семёнова, О. С. Фёдорова // Проблема географии туризма и географического образования. - Омск : ОмГПУ, 2009. - С. 77-79.

4. Воробьёва, З. В. Геоботанические исследования на территории лагеря «Березовая роща» / З. В. Воробьёва, О. С. Фёдоро-

ВОРОБЬЁВА Зинаида Васильевна, кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии.

СЕМЁНОВА Татьяна Владимировна, аспирантка кафедры информатики и вычислительной техники Омского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.02.2010 г. © З. В. Воробьёва, Т. В. Семёнова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.