DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_5_431 УДК 334.021
Ершова Ирина Геннадьевна,
доктор экономических наук, кафедра финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия, е-mail: [email protected]
Ганеев Руслан Раисович,
аспирант кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия, е-mail: [email protected]
Звягинцева Полина Юрьевна,
студентка кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия, е-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
В работе представлен процесс разработки критериев управления по выбору фулфилмент-опера-тора операционной логистической деятельности в условиях цифровой трансформации. В результате сформированы 18 групп критериев управления по выбору фулфилмент-оператора операционной логистической деятельности в условиях цифровой трансформации. По каждому критерию представлена группа элементов. Сделаны выводы о том, что работа логистических компаний по операционной деятельности становится многокомпонентной.
Ключевые слова: цифровая трансформация; логистика; операционная логистика; операционная деятельность.
UDC 334.021
Ershova Irina Gennadievna,
Doctor of Economics, Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia, e-mail: [email protected]
Ganeev Ruslan Raisovich,
postgraduate student of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia, е-mail: r.g98@ yandex.ru
Zvyagintseva Polina Yurievna,
student of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia, е-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF CRITERIA FOR INNOVATIVE MANAGEMENT BY CHOICE OF LOGISTICS ACTIVITIES IN CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION
The paper presents the process of developing management criteria for choosing a fulfillment operator for operational logistics activities in the context of digital transformation. As a result, 18 groups of management criteria were formed to select the fulfillment operator for operational logistics activities in the context of digital transformation. For each criterion, a group of elements is presented. Conclusions are drawn that the work of logistics companies in terms of operational activities is becoming multicomponent.
Keywords: digital transformation; logistics; operational logistics; operating activities.
За последние несколько лет рынок интернет-торговли увеличился минимум в 3 раза. Это значит, что данный вид торговли действительно очень удобен как продавцам, так и покупателям. С одной стороны, появилась альтернатива походам в магазин и поездкам в гипермаркеты, но, с другой стороны, появление онлайн-маркетплейсов и быстрое их развитие заставило бизнес по-новому взглянуть на внутренние и внешние логистические процессы, методы привлечения клиентов и работу с людьми.
Объяснить рост активности онлайн-поку-пателей можно рядом факторов. Во-первых, все большее количество людей в России начинают активно пользоваться Интернетом. Более 81 % населения имеет доступ в Интернет, а это более 118 млн человек. С другой стороны, рост активности покупательской способности обусловлен тем, как быстро, удобно и недорого сейчас можно приобрести практически любой товар. Вместо того, чтобы отправиться в ближайший супермаркет за хозтоварами или продуктами, пользователи Интернета предпочитают, чтобы необходимые вещи им доставили на дом. Как следствие, совокупный объем продаж через Интернет растет.
Термин «фулфилмент» встречается преимущественно на профессиональных интернет-ресурсах - на сайтах логистических компаний, в рекламных блоках и баннерах, в популярных статьях независимых авторов или в аналитических отчетах о состоянии рынка, и значительно реже - в статьях научных журналов и учебной литературе. По мнению автора, это отражает нередкую для стран с трансформационной экономикой ситуацию, когда теория экономической науки (в данном случае логистики) отстает от практики ведения бизнеса в этой сфере.
Фулфилмент-операторы - посредники, которые оказывают услуги оптовым и розничным продавцам, а также интернет-магазинам по хранению товара, приему и комплектации заказов, доставке товара покупателю, а также проведению расчетов и организации возвратных потоков.
Услуги фулфилмента для интернет-торговли могут предоставлять следующие типы компаний: специализированные фул-филмент-операторы; провайдеры 3PL-услуг (third-party logistics providers); курьерские
компании; интернет-магазины, которые выстроили логистические процессы самостоятельно и предлагают свои услуги по обработке заказов других магазинов. При этом компаниям, которые решили передать фулфилмент на аутсорсинг, надо иметь в виду: в логистике электронной коммерции часто взаимозаменяемо используют такие понятия, как «фулфилмент» и «3PL», что является ошибкой.
Основная причина этой путаницы заключается в том, что 3PL-логистика стала обобщенным ярлыком для целого ряда логистических услуг. 3PF- и 3PL- операторы по своей сути - это два разных посредника, имеющих отличные друг от друга подходы к оказанию услуг и специфику работы на рынке. Несмотря на то, что некоторые 3PL-провайдеры мо -гут оказывать услуги по исполнению заказов, фулфилмент не является их профильной деятельностью, рынок электронной коммерции для 3PL новый, и на старте нет отлаженных процессов работы и хранения поштучного товара.
3PL-логистика имеет более узкую специализацию, которая в основном связана с организацией заказов на мультимодальные перевозки больших партий грузов в рамках сложной сетевой структуры цепочек поставок. Тем временем фулфилмент-операторы сосредоточены на процессах и услугах, которые обеспечивают быстрое и прибыльное исполнение индивидуальных заказов для создания положительного опыта онлайн-по-купок конечных покупателей.
Выявив специфику фулфилмента, стоит остановиться на основных услугах, которые включаются в данное понятие. К ним относятся: приемка и хранение товаров, обработка, комплектация заказов, упаковка заказов, организация доставки, а также обработка недоставок и возвратов.
Приемка на склад может включать в себя осмотр и выбраковку, проверку качества, сортировку, идентификацию неопознанных товаров, внесение данных в систему управления складом, оформление документов. Товар могут принимать палетами, коробами или поштучно (это зависит от типа груза).
Отдельно тарифицируется прием товаров с какими-либо особенными характеристиками - например, крупногабаритных, а также товаров, которые не удалось опознать.
Дальше товары размещают в зоне хранения - в зависимости от выбранного типа и ре -жима хранения.
Фулфилмент-операторы предлагают разные виды хранения, в зависимости от размера и типа товаров:
- напольное или стеллажное хранение на палете. Оплата взимается либо за м куб., либо за одно палетоместо определенных размеров (например, 120*80*160);
- хранение на полке или стеллаже. Оплата взимается за полку или стеллаж определенных размеров (например, полка 100*40*60 или стеллаж 200*100*60);
- хранение в мелкоячеистой системе. Оплата за ячейку определенного размера (например, 100*40*50);
- хранение со специальными условиями, необходимыми для некоторых категорий товаров, например, в холодильнике, сейфе или выделенной комнате.
Сборка заказа может происходить разными способами, в зависимости от устройства склада и складских процессов.
Фулфилмент-операторы также осуществляют обработку недопоставок и возвратов. Недоставка - товар был возвращен от курьерской службы и не был довезен до клиента (тот отказался заранее). Отдельная случай - если покупатель отказался от товара после его вскрытия и/или примерки.
■Г1 пьгг р ао сты на рынке
^ТО и м о стъ \ слуг Модель ценообразования
В 01М 0Ж но стъ 5 |_н. Наличие персонального менеджер а для клиента Количество отправлений, который осушествля ет..
Наличие се ртифи кати в Условия хранения и/или услуги склада
Месторасположение и/или плошадь склада Наличие основньк способов до став км (курьерские..
Ср о ки до ста вки > в том числе, налтие экспресс-..
Наличие дополнительны* услуг (колл-центр, соадание...
В озм ож но стъ 1Т-и нтегр ации. н алич и е л ич но го као ин ет..
Регион доставки Сотрудничество со службами доставки
Товаиные категовии.с кото вы ми оаботаетопевагтов
Рисунок 1 - Результаты исследования мнений специалистов относительно параметров, которые следует учитывать при выборе фулфилмент-оператора
В таком случае оформляется возврат. Его стоимость, как и при комплектации заказа, зависит от количества единиц в заказе -плата взимается за обработку возврата и возвращение каждого товара в зону хранения. Сейчас практически все операторы обрабатывают и полные (когда покупатель вернул заказ целиком), и частичные (когда отказался только от какого-то одного товара) возвраты. Оплата взимается либо за заказ, либо за товар. Может различаться цена обработки выкупленного и невыкупленного заказа.
Разработка критериев по выбору фулфил-мент-оператора происходила на основе анализа профильных логистических сайтов и бизнес-порталов, аналитических агентств и официальных сайтов фулфилмент-операто-ров, на которых практикующие специалисты рассказывали о наиболее важных моментах при выборе оператора для каждой конкретной компании.
Были проанализированы мнения специалистов из следующих компаний:
- логистическая платформа Shiptor.ru;
- информационный ресурс render.ru;
- исследовательское агентство Data Insight;
- дропшиппинг-платформа для интернет-магазинов DROPO;
- бизнес-портал «ПроГрабли»;
- фулфилмент-оператор Tempoline;
- фулфилмент-оператор Catalog Express LTD;
- фулфилмент-оператор RitmZ;
- фулфилмент-оператор B2CPL;
- фулфилмент-оператор Бета ПРО.
Результаты исследования мнения специалистов относительно параметров, которые следует учитывать при выборе фулфилмент-оператора, представлены на рис. 1 (цифрами показано, сколько специалистов выделили этот критерий).
Самыми популярными ответами стали: модель ценообразования, опыт работы на рынке, стоимость услуг, сотрудничество со службами доставки, месторасположение и площадь склада, наличие дополнительных услуг (колл-центр, создание и поддержка сайта, страхование и др.).
Самыми несущественными критериями для экспертов стали: клиенты и процент заказов, выполненных в срок и без ошибок. Было принято решение исключить их из системы критериев.
Критерий «Процент заказов, выполненных в срок без ошибок» не будет включен, так как данные, которые будет указывать оператор, не будут являться объективными и не отразят реальной картины.
Критерий «Клиенты» также исключен, поскольку нужен компаниям электронной коммерции в большей степени для того, чтобы оценить, с компаниями какого масштаба и уровня работает фулфилмент-оператор. Однако для этой цели уже есть критерий «Количество отправлений типового клиента в день», который более четко отражает целевую аудиторию.
Также дополнительно к товарным категориям был добавлен критерий «Тип товара» (хрупкий, опасный и т.д.).
Так, путем обобщения и систематизации представленных данных удалось выделить следующие критерии (табл. 1).
На рынке фулфилмента нет единых стандартов в предоставлении услуг, ценообразовании и прозрачной схемы тарификации. Поэтому оценить и сравнивать стоимость можно только при получении коммерческого предложения от фулфилмент-операторов на конкретные услуги. В связи с этим значение данного критерия будет уникально для каждой отдельной компании.
Ввиду того, что формы отчетности у фул-филмент-операторов индивидуальны, значение критерия также будет не определено. Информацию компании могут получить, непосредственно связавшись с оператором.
Таблица 1 - Разработанные критерии по выбору фулфилмент-оператора
Год основания: до 2000 года; 2000-2009; 2010-2015; 2016 - наст. вр. Количество отправлений типового клиента в день: менее 100 посылок; 101-500 посылок; 501-1000 посылок Модель ценообразования: за каждую операцию; за процент от объемов; пакетные тарифы; индивидуальные решения
Наличие сертификатов: ISO 9001; ISO 14001; Стандарт GDPEU Наличие персонального менеджера - да; - нет Возможность SLA да; нет
Тип хранения: напольное; стеллажное; мелкоячеистое Услуги склада: утилизация; кросс-докинг; оптовые отгрузки Расположение склада: Москва; Московская область; Санкт-Петергбург
Способы доставки заказов: курьерские службы; почтовые службы; ПВЗ Сроки доставки: эконом (>1 дня ожидания); стандартная доставка Сотрудничество DPD; СДЭК; почта России
Способы доставки заказов: курьерские службы; почтовые службы; ПВЗ вечером (после 18:00) ; выходные; экспресс-доставка IML; Maxi-Post; Другое
Товарные категории: автозапчасти и электроника для автомобилей; крупная бытовая техника; мелкая бытовая техника Тип товара: негабаритный; хрупкий; ценный; опасный География доставки: весь мир; по всей России; российские города
Дополнительные услуги: IT услуги: Периодичность предостав-
колл-центр (свой или пар- API; ления отчетности:
тнерский); личный кабинет ежедневно;
привлечение продаж; просмотр остатков онлайн; еженедельно;
маркетинг; интеграция с логистическими компаниями; ежемесячно;
создание и поддержка сайта; WMS; ежеквартально;
создание карточек товаров; CMS ежегодно;
фото и видео товаров; другое
забор от поставщиков;
страхование
В результате работа логистических компаний становится многокомпонентной:
- необходимо заниматься созданием логи -стической инфраструктуры. Это расширение сетей ПВЗ и складов, развитие и улучшение региональных филиалов, а также работа над созданием новых партнерских соглашений, которые должны обеспечивать быструю работу и разнообразие каналов доставки;
- необходимо улучшать IT-сектор логистики и постоянно обновлять оборудование, чтобы клиентам было удобно заниматься кооперацией и интеграцией с их внутренними схемами работы необходимыми услугами, например, различные виды оплаты этих услуг или возможность отслеживания курьера с посылкой на карте в режиме реального времени;
- нужно развивать отдел «Human Recources», который отвечает за несколько необходимых в современном мире факторов. Это обучение сотрудников, в каких-то случаях с нуля, и разработка современных программ мотивации, например, для курьеров, условия работы которых улучшаются с каждым днем.
Вообще, профессия курьера оказалась чуть ли не ключевой во время пандемии коронавируса. Обороты компаний из сферы электронной коммерции увеличиваются, из-за этого поднимается спрос на услуги курьеров, параллельно с ним увеличивается и объем работы, необходимый к выполнению курьерами, при этом привлекать на данную работу людей все еще сложно и долго.
Отсутствие на рынке труда необходимого количества курьеров вынуждает крупные фирмы преобразовывать профессию курьера в более оплачиваемый и удобный для людей способ заработка. Помимо этого, различные образовательные площадки в партнерстве с курьерскими службами постоянно занимаются созданием обучающих программ и курсов повышения квалифика-
ции для курьеров и сотрудников, которые ими управляют. Для покупателя появилась возможность оставлять чаевые курьеру онлайн, чтобы также избежать лишнего контакта с самим курьером и наличными деньгами, что делает доставку безопаснее как для курьера, так и для самого заказчика.
Среди недавно внедренных в некоторые службы возможностей курьеров - распределение нагрузки и выбор времени в течение рабочего дня, обеспечение хорошего и непрерывного дохода, прохождение опросов, созданных курьерскими службами для улучшения качества и условий работы, то есть возможность повлиять на свою работу самостоятельно, что сейчас очень важно для мно -гих людей.
Логистические компании в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга представлены большим количеством служб, чем в регионах. Это в первую очередь связано с тем, что основной объем товаров проходит через столицы, которые вкладывают больше средств и в улучшение 1Т-технологий, и в оптимизацию бизнес-процессов, что, к сожалению, делает региональные компании менее конкурентоспособными на рынке, а это негативно сказывается на их развитии и развитии регионов в целом. Это также связано с тем, что в больших городах попросту гораздо больше покупателей, а их покупательская способность выше, чем в городах с небольшим населением.
С каждым днем растет спрос на доставку крупногабаритных грузов и товаров, но нынешнее предложение на рынке не способно удовлетворить его. Все больше людей хотят, чтобы их диван или холодильник доставили прямо к ним в дом, но компаний, которые готовы выделить сотрудников и их время для предоставления данной услуги, единицы.
Наблюдается создание партнерств и объединение логистических компаний в связи с тем, что клиенты хотят работать с одной
организацией и получать все необходимые им логистические услуги у партнера, на которого они могут рассчитывать, и с которым смогут построить долгое и плодотворное сотрудничество.
Ожидания покупателей от сроков доставки растут: в первом квартале 2021 года около 19 % всех интернет-заказов были доставлены срочной доставкой. Понятие срочной доставки постоянно изменяется: в 2021 году срочная доставка - это доставка, которая будет у покупателя на руках уже в день совершения заказа. Раньше же срочной могла считаться доставка на следующий день.
Специалисты считают, что в ближайшем будущем произойдет увеличение доли прямых межрегиональных доставок. Это возможно по нескольким причинам: региональные интернет-магазины, производители вслед за столичными понемногу увеличивают товарооборот и производственные мощности, вводят новые процессы и постепенно растут, также они занимаются улучшением инфраструктуры РРЦ, включая распределительные центры как самостоятельных, так и принадлежащих крупным интернет-компаниям. Развитие региональной логистической инфраструктуры и компаний, связанных с ней, должно привести к снижению тарифов, сокращению времени доставки товаров и появлению и трансформации новых логистических сервисов, в частности - фулфилмента.
Мы можем наблюдать большие изменения в деятельности логистических компаний. Теперь логистические посредники - это клиен-тоориентированные субъекты рынка, с высокими стандартами обслуживания клиентов, имеющие обученный, квалифицированный персонал и высокие стандарты работы.
Таким образом, рынок с каждым годом предъявляет все больше требований к логистическим операторам. Это, в свою очередь, отражается и на качестве оказываемых услуг - оно постоянно растет. В этой связи компаниям, желающим идти в ногу со временем в плане развития логистических услуг (использовать самые современные технологии и 1Т-решения) и оценить целесообразность финансовых вложений, стремящимся сделать логистику своим конкурентным преимуществом, необходимо ознакомиться с предложением на рынке логистических услуг, даже если отдавать исполнение заказа
на аутсорсинг онлайн-магазин пока не планирует.
Для такой страны, как Россия, обладающей огромной территорией, регионы которой могут сильно отличаться уровнем социально-экономических и географических условий, развитие и становление рынка логистических провайдеров имеет огромное значение.
Список литературы
1. Беляева О.В., Кирина М.С., Шуляк Н.Ю. Потенциал региональной банковской системы в обеспечении инвестиционной привлекательности развивающейся территории // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8. № 4(29). С. 121-128.
2. Беляева Е.С., Маркина С.А. Современные подходы к решению проблем повышения производительности труда // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 1. С. 40-47.
3. Журавлева О.В., Фалалеев К.В. Динамика развития фулфилмена // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 12. С. 1326-1330.
4. Колмыкова Т.С., Казаренкова Н.П. Современные стратегии роста конкурентоспособности коммерческого банка на зарубежных рынках // Маркетинговые стратегии компаний на рынках развитых и развивающихся стран. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2013. С. 180-191.
5. Титова Н.Ю., Сафронова Е.А. Применение новых технологий в торговле для улучшения эффективности использования запасов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 289-290.
6. Управление человеческим капиталом: региональные аспекты гармонизации рынков труда и образования / А.Д. Запольский, М.А. Юрьева, Е.В. Харченко [и др.]. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. 239 с.
7. Широкова Л.В., Запольский А.Д. Технологии «блокчейн» в развитии публичного управления // Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы IX Ежегод. междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч., Тамбов, 28 октября 2017 года / отв. ред. А.А. Бурмистрова; М-во образования и науки РФ ; Тамбов. гос. ун-т им. ПР. Державина. Тамбов: Тамбов. гос. ун-т им. ПР. Державина, 2017. С. 420-424.
8. Щанкина Т.А., Слепенкова Е.В. Специфика организации складских логистических услуг на рынке фулфилмента в Российской Федерации // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2020. № 2(32). С. 70-78.
References
1. Belyaeva O.V., Kirina M.S., Shulyak N.Yu. The potential of the regional banking system in ensuring the investment attractiveness of the developing territory. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2018. Vol. 8. No. 4(29). pp. 121-128.
2. Belyaeva E.S., Markina S.A. Modern approaches to solving problems of increasing labor productivity. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2012. No. 1. pp. 4047.
3. Zhuravleva O.V., Falaleev K.V. Dynamics of fulfilmen development. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. 2021. No. 12. pp. 1326-1330.
4. Kolmykova T.S., Kazarenkova N.P. Modern strategies for the growth of a commercial bank's competitiveness in foreign markets. Marketing strategies of companies in the markets of developed and developing countries. Moscow: Russian University of Friendship of Peoples, 2013. pp. 180191.
5. Titova N.Yu., Safronova E.A. Application of new technologies in trade to improve the efficiency of the use of reserves. Azimut of scientific research: economics and management. 2018. Vol. 7. No. 2(23). pp. 289-290.
6. Human capital management: regional aspects of the harmonization of labor and education markets / A.D. Zapolsky, M.A. Yurieva, E.V. Kharchenko [et al.]. Kursk: CJSC "University Book", 2020. 239 p.
7. Shirokova L.V., Zapolsky A.D. Blockchain technologies in the development of public administration. Problems of socio-economic development of Russia at the present stage: materials of the IX Annual. international Scientific and Practical conference: at 2 o'clock, Tambov, October 28, 2017 / ed. by A.A. Burmistrov; Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Tambov: Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2017. pp. 420-424.
8. Shchankina T.A., Slepenkova E.V. Specifics of the organization of warehouse logistics services on the fulfillment market in the Russian Federation. Human capital and vocational education. 2020. No. 2(32). pp. 70-78.