Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОУСТРОЙСТВО / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кутырин Дмитрий Олегович

В статье рассматриваются актуальные проблемы, возникающие в процессе планирования и реализации работ по созданию комфортной городской среды и благоустройства, причины их возникновения, а также возможные механизмы решения. В качестве одного из основных механизмов, позволяющих принимать управленческие решения для устранения проблем в данной сфере, рассматривается система оценки качества уровня городской среды. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт разработки аналогичных систем. На основе анализа представлены концептуальные положения системы оценки качества городской среды, которые включают в себя цели и задачи разработки системы оценки, принципы разработки, основные источники данных для расчета показателей, основные направления оценки, а также основные заинтересованные группы лиц. В качестве оцениваемого объекта выбраны крупнейшие города Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кутырин Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE SYSTEM FOR ASSESSING THE QUALITY OF THE URBAN ENVIRONMENT

The article deals with actual problems that arise in the process of planning and implementing work to create a comfortable urban environment and improvement, the reasons for their occurrence, as well as possible solution mechanisms. As one of the main mechanisms that allow making managerial decisions to eliminate problems in this area, a system for assessing the quality of the level of the urban environment is considered. Analyzed domestic and foreign experience in the development of similar systems. Based on the analysis, the conceptual provisions of the system for assessing the quality of the urban environment are presented, which include the goals and objectives of developing an assessment system, development principles, the main sources of data for calculating indicators, the main areas of assessment, as well as the main interested groups of people. The largest cities of the Russian Federation were selected as the estimated object.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

Разработка концептуальных положений системы оценки качества городской среды

Кутырин Дмитрий Олегович,

аспирант кафедра «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: dkoapps@yandex.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы, возникающие в процессе планирования и реализации работ по созданию комфортной городской среды и благоустройства, причины их возникновения, а также возможные механизмы решения. В качестве одного из основных механизмов, позволяющих принимать управленческие решения для устранения проблем в данной сфере, рассматривается система оценки качества уровня городской среды. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт разработки аналогичных систем. На основе анализа представлены концептуальные положения системы оценки качества городской среды, которые включают в себя цели и задачи разработки системы оценки, принципы разработки, основные источники данных для расчета показателей, основные направления оценки, а также основные заинтересованные группы лиц. В качестве оцениваемого объекта выбраны крупнейшие города Российской Федерации.

Ключевые слова: благоустройство, система оценки, качество городской среды, крупнейшие города, устойчивое развитие.

а. в

см см

С каждым годом проблемам низкого уровня качества городской среды на государственном уровне стало уделяться больше внимания. Развитие системы управления жилищным хозяйством и благоустройством городских территорий является одним из ключевых звеньев социально-экономического развития крупнейших городов Российской Федерации [3]. Был разработан национальный проект, на федеральном и региональном уровне реализуются соответствующие программы. Качественное благоустройство является составной частью развитой городской среды.

Тем не менее, на текущий момент существуют определенные проблемы как в части планирования работ по созданию комфортной городской среды, так и в части непосредственно проведения соответствующих работ. Так, в качестве одной из основных проблем в сфере создания комфортной городской среды можно выделить наличие в реализации программ по благоустройству города серьезных нарушений, что приводит к снижению качества выполняемых работ, экономии материальных и трудовых ресурсов. Это, в свою очередь, приводит и к дополнительным расходам бюджета, по устранению некачественно выполненных работ.

Так, в результате проведения проверок Федеральной антимонопольной службой закупок, осуществленных по программе благоустройства Москвы (в том числе и по программе «Моя улица»), были обнаружены серьезные нарушения. Критике со стороны регулятора подвергся процесс оценки работ по укладке плитки и бордюров, в соответствии с заявлениями представителей ведомства «оценка работ проводилась по субъективным критериям». При этом, на сайте госзакупок с нарушением сроков были размещены контракты. Таким образом, действия заказчика по принятию финансовых гарантий оказались неправомерными [2].

Большинство мероприятий по созданию комфортной городской среды проводятся в рамках реализации соответствующих программ. В данном контексте также целесообразно осветить некоторые проблемы в части планирования мероприятий по благоустройству и созданию комфортной городской среды.

Так, среди проблем, присущих реализации программно-целевого принципа управления (в том числе и в сфере благоустройства), целесообразно выделить отсутствие механизма оценки эффективности той или иной программы [2]. Зачастую, при составлении отчетов об исполнении мероприятий происходит подмена понятия эффективности на результативность. В результате этого зачастую

не удается оценить целесообразность проведения некоторых мероприятий.

Отметим, что, в ходе изучения зарубежного опыта планирования благоустройства и создания комфортной городской среды, определенные стандарты в сфере благоустройства и создания комфортной городской среды (ГОСТы и СНиПы) в некоторой степени утратили свою актуальность и требуют доработки и детализации [1]. Необходимо приведение действующих градостроительных нормативов к современным реалиям.

Эти и некоторые другие проблемы пока не нашли своего окончательного решения и требуют широкого профессионального обсуждения. Для дальнейшего развития системы благоустройства и создания комфортной городской среды, в том числе, на территории крупнейших городов Российской Федерации необходимо устранение основных проблем и создание эффективной системы управления благоустройством города.

Существуют возможности для решения данных проблем, однако текущая экономическая ситуация создает определенные проблемы и в последствии может привести к уменьшению финансирования соответствующих мероприятий. В частности, власти Москвы уже заявили о сокращении расходов на благоустройство улиц.

В условиях недостатка финансирования особую значимость приобретает оценка текущего состояния качества городской среды. Применение механизма системы оценки позволяет выделить направления, которые в наибольшей степени нуждаются в финансировании.

Так, в 2019 году Министерством строительства и ЖКХ совместно с КБ «Стрелка» и Дом.РФ был разработан и опубликован Индекс качества городской среды. Данный проект является частью национального проекта «Жилье и городская среда». Соответствующая методика расчета значения конкретных показателей, а также интегрального значения индекса была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации. Результаты расчета Индекса позволяют проанализировать уровень качества городской среды в городах Российской Федерации. Предполагалось, что соответствующий инструментарий будет использоваться для расчета субсидий регионам из федерального бюджета на поддержку государственных и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Качество городской среды городов было проанализировано в более чем тысячи городах Российской Федерации, разделенных разработчиками на 7 групп городов, разбитых по численности населения и климатическим зонам. При оценке учитывались 36 индикаторов, которые характеризуют жилье, улично-дорожную сеть, озеленение, общественно-деловую и социально-досуговую инфраструктуру, а также общегородское пространство. Оценивались показатели, связанные с количеством аварийного жилья, размером озелененной территории, дорожно-транспортными происше-

ствиями, количеством объектов культурного наследия, а также другие показатели.

Источниками данных для расчета показателей Индекса качества городской среды являются:

- данные Росстата;

- данные МВД;

- данные Роспотребнадзора;

- данные картографических и географических информационных систем;

- информация из социальных сетей, а также данные из других источников.

С целью проведения анализа преимуществ и недостатков данного Индекса, появляется необходимость в сравнении с зарубежными аналогами Таким образом, для сравнительного анализа были выбраны:

1. European Green City Index (оценка крупнейших городов стран Европейского союза по 30 показателям в сфере экологии, управления отходами, потребления воды и озеленении городского пространства) [5];

2. Metrics for sustainable urban development (методика оценки устойчивого развития городов, разработанная на базе обновляемых показателей) [6];

3. Australia. State of the environment (оценка состояния окружающей среды восьми крупнейших городов Австралии по различным направлениям, включая транспорт, городской комфорт, доступ к природной среде, качество воды и воздуха, качество жилья) [4].

Показатели, характеризующие соответствующие исследования отображены в таблице.

Таким образом, исходя из данных, представленных в таблице, появляется возможность выделить ключевые различия между анализируемыми инструментами. Так, зарубежные исследования в большей степени исследуют вопросы устойчивого развития, в то время как Индекс включает показатели по более широкому спектру направлений.

Тем не менее, на наш взгляд, недостатком Индекса является то, что одни и те же показатели используются при оценке разных групп городов, хоть они и разнесены и не сопоставляются напрямую. Также, в результате анализа методики, целесообразно заключить, что не для всех показателей выбраны наиболее корректные данные для расчета.

Так, для расчета некоторых показателей предлагается ввести иную типологию - площадь застроенной территории. Такая категория введена в Генеральные планы городов, что говорит о высоком потенциале для возможности расчета соответствующих показателей. Используя в расчете показатель площади застроенной территории, города будут иметь сопоставимую плотность, что имеет существенное значение для возможности проведения сравнительного анализа.

Также целесообразно отметить, что есть возможность существенно улучшить некоторые основополагающие аспекты Индекса. Так, при анализе показателей было выявлено, что на текущий мо-

сз о

со £

m Р

сг

от А

мент акцент сделан не на качественной, а на количественной оценке тех или иных направлений. Перечень направлений оценки также может быть пересмотрен, в частности отсутствует направле-

Таблица

ние, оценивающее эффективность мероприятий с точки зрения расходования средств из различных источников, что особенно актуально в текущих условиях.

Индекс Критерий Индекс качества городской среды European Green City Index Metrics for sustainable urban development Australia. State of the environment

Наличие критериев, оценивающих количество зеленых насаждений Да Да Да Да

Международный индекс/Локальный Локальный Международный Международный Локальный

Благоустройство рассматривается как отдельное понятие Да Нет Нет Нет

Количество сравниваемых городов 1114 30 32 8

Наличие критериев, оценивающих степень освещенности городской территории Да Нет Нет Нет

Наличие критериев, оценивающих транспортную доступность Да Да Да Да

Наличие критериев, оценивающих доступность территории города для маломобильных групп граждан Да Нет Да Да

Использование ГИС-технологий в качестве оценки и визуализации данных Да Нет Нет Нет

Оценка уровня вовлечения населения в процесс благоустройства Да Нет Да Нет

Оценка уровня автомобилизации Нет Да Да Да

Аналитическое обобщение статистики (в виде текстовой справки) Нет Да Да Нет

Источник: составлено автором на основании информации из открытого доступа

а. в

см см

Тем не менее, на данный момент наиболее детальной системой оценки качества городской среды также является анализируемый Индекс. Недостаток других систем оценки, с учетом вышеназванных недостатков Индекса, порождает необходимость разработке альтернативных механизмов.

Так, на основе проделанного анализа, предлагается рассмотреть основные концептуальные положения разрабатываемой системы оценки.

В первую очередь целесообразно отметить, что разрабатываемая система оценки предназначена для анализа уровня городской среды крупнейших городов Российской Федерации. Соответственно, одним из принципиальных положений разрабатываемой системы является отбор показателей с учетом специфики городов-миллионников.

Города-миллионники в качестве объекта оценки выбраны по нескольким причинам. В первую очередь крупнейшие города являются экономическими центрами притяжения, что соответствующим образом сказывается на внутренних процессах. Города-миллионники в определенном контексте являются центрами формирования трендов и тенденций, в том числе в сфере благоустройства и создания комфортной городской среды. При этом зачастую соответствующие практики в последствии перенимаются крупными и средними городами.

Целью разработки соответствующей системы оценки качества городской среды крупнейших городов Российской Федерации является содействие принятию управленческих решений, ориентированных на развитие качества жизни и окружающей среды городов-миллионников. В практические задачи соответствующей системы оценки входят:

- сопоставление крупнейших городов по уровню качества городской среды;

- выделение приоритетных направлений развития городской среды на государственном, региональном и муниципальном уровне;

- определение резервов роста в части экологического благополучия, а также безопасности и комфорта передвижения по территории крупнейших городов Российской Федерации.

В качестве принципов разработки системы оценки качества городской среды целесообразно выделить:

- достоверность (при расчете показателей и интегральных значений используются данные из официальных источников);

- объективность (информация, используемая при расчете, должна трактоваться однозначна и быть проверяемой);

- актуальность (данные, используемые для расчета, должны отображать текущий уровень ка-

чества городской среды крупнеиших городов Российской Федерации). В результате анализа отечественного и зарубежного опыта разработки систем оценки городской среды, целесообразно выделить следующие направления:

1. Умная городская среда;

2. Качество городского транспорта;

3. Качество пешеходной среды;

4. Система управления городской средой;

5. Качество озеленения городской среды.

По каждому из выделенных направлений формируется перечень показателей, что позволит оценить как общий уровень развития городской среды, так и соответствующие направления по отдельности. Перечень показателей сформирован из существующих индикаторов, а так же из показателей предложенным автором. Источниками данных для расчета интегрального значения системы оценки являются:

- данные Минстроя России;

- данные Росстата;

- данные Минцифры России;

- данные из социальных сетей;

- другие официальные данные из открытого доступа.

Таким образом, представлены концептуальные положения разрабатываемой системы оценки качества городской среды крупнейших городов Российской Федерации. В последствии предложенная система может использоваться несколькими группами заинтересованных сторон, включая органы государственной и муниципальной власти, а также граждан, проживающих на территории городов-миллионников.

Литература

1. Кутырин Д.О. Стандартизация в сфере благоустройства и создания комфортной городской среды // Самоуправление № 5 (122) 2020. С.292-294

2. Кутырин Д.О. Актуальные проблемы системы управления благоустройством (на примере г. Москвы) // РЕГИОНЫ, ВПЕРЕД! Сборник статей III межвузовской научно-практической конференции 2020. С. 88-93

3. Стадолин М.Е., Зуденкова С.А. «Развитие современной системы управления жилищным хозяйством и благоустройством территории районов Москвы» // Вестник университета. 2015. № 1. С. 66-69. (дата обращения: 12.09.2020)

4. Australia. State of the environment // [Электронный ресурс] URL: https://soe.environment.gov. au/ (дата обращения: 10.12.2022)

5. European Green City Index // [Электронный ресурс] URL: https://assets.new.siemens.com/ siemens/assets/api/uuid: fddc99e7-5907-49aa-92c4-610c0801659e/european-green-city-index.pdf (дата обращения: 10.12.2022)

6. Metrics for sustainable urban development // [Электронный ресурс] URL: https://datadriven-lab.org/wp-content/uploads/2018/12/2018_UESI_ Full_Report.pdf (дата обращения: 10.12.2022)

DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE SYSTEM FOR ASSESSING THE QUALITY OF THE URBAN ENVIRONMENT

Kutyrin D.O.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article deals with actual problems that arise in the process of planning and implementing work to create a comfortable urban environment and improvement, the reasons for their occurrence, as well as possible solution mechanisms. As one of the main mechanisms that allow making managerial decisions to eliminate problems in this area, a system for assessing the quality of the level of the urban environment is considered. Analyzed domestic and foreign experience in the development of similar systems. Based on the analysis, the conceptual provisions of the system for assessing the quality of the urban environment are presented, which include the goals and objectives of developing an assessment system, development principles, the main sources of data for calculating indicators, the main areas of assessment, as well as the main interested groups of people. The largest cities of the Russian Federation were selected as the estimated object.

Keywords: territory improvement, assessment system, quality of the urban environment, largest cities, sustainable development.

References

1. Kutyrin D.O. Standardization in the field of improvement and creation of a comfortable urban environment // Self-government No. 5 (122) 2020. P. 292-294

2. Kutyrin D.O. Actual problems of the beautification management system (on the example of Moscow) // REGIONS, FORWARD! Collection of articles of the III interuniversity scientific-practical conference 2020. P. 88-93

3. Stadolin M.E., Zudenkova S.A. "Development of a modern system of housing management and improvement of the territory of Moscow districts" // Bulletin of the University. 2015. No. 1. S. 66-69. (date of access: 12.09.2020)

4. Australia. State of the environment // [Electronic resource] URL: https://soe.environment.gov.au/ (date of access: 10.12.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. European Green City Index // [Electronic resource] URL: https:// assets.new.siemens.com/siemens/assets/api/uuid: fddc99e7-5907-49aa-92c4-610c0801659e/european-green-city- index. pdf (date of access: 10.12.2022)

6. Metrics for sustainable urban development // [Electronic resource] URL: https://datadrivenlab.org/wp-content/up-loads/2018/12/2018_UESI_Full_Report.pdf (date of access: 10.12.2022)

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.