Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В СИТУАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ'

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В СИТУАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / АНАЛИЗ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Павлюкович Д.С., Маегов С.Е., Матюхина А.А., Кошелева А.А.

На базе систем business intelligence создаются системы поддержки принятия решений, которые, в свою очередь, являются основой для создания таких структур, как ситуационные центры. В статье предлагается оригинальная схема настройки правил для работы ситуационного центра. Схема предполагает настройку порядка проверки объектов контроля ситуационным центром, что позволяет строить реагирование ситуационного центра по сложным правилам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Павлюкович Д.С., Маегов С.Е., Матюхина А.А., Кошелева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В СИТУАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ»

As we can see in Fig. 2. 2/3 of graduates already have a job. Question 3: Do you work in your specialty?

1. Yes, I work in my specialty

2. No, I do not work in my specialty

3. I don't work at all

11,84 38,16

50,00

■ Ответ №1 ■ Ответ №2 ■ Ответ №3

Picture 3 - Diagram of the quantitative ratio of the respondents' answer options to question 3.

As we can see in Fig. 3. half of the graduate students have chosen to work in their specialty. The further advancement of undergraduate graduate students already depends directly on them. The better an employee shows himself in his field and the more experience he has, the faster he will move up the career ladder [4]. Particular attention should be paid to such a direction as a BIM coordinator / manager. As we can see from Table 1, the highest labor cost is for a BIM Coordinator / Manager vacancy. This is due to the fact that in recent years BIM technologies [3] are gaining popularity at an extensive pace, but there are not so many proposals from the point of view of high-quality specialists. As a result, we can observe these values of wages.BIM te chnologies allow you to control construction at all its stages, and the BIM model contains detailed documentation, which allows builders, using one model, to observe the process from different angles.

In conclusion, I would like to note only the fact that in the future I would like universities to pay more attention to the issue of internships. Reference:

1. Klokov I.A., Andreeva K.A., Davydova T.E. Employment of students in the field of housing and communal services: theory and practice / Klokov I.A., Andreeva K.A., Davydova T.E. // Economy in the investment and construction complex and housing and communal services. 2019. No. 2 (17). S. 138-144.

2. Klokov I.A., Andreeva K.A. The practice of a university student and the development of his professional potential / Klokov I.A., Andreeva K.A. // XI International Youth Forum "Education. Science. Production". Forum materials. Belgorod, 2019.S. 2035-2041.

3. Ponyavina N.A. The introduction of BIM technologies as the main way to improve the construction industry / Ponyavina N.A., Popova M.E., Andreeva K.A., Mishchenko A.V. // Construction and real estate. 2020. No. 3 (7). S.115-119.

© Клоков И.А., Харина А.О., Стукалин А.А., Полушкина И.А., 2021

УДК 004.021

Павлюкович Д.С., Маегов С.Е., Матюхина А.А., Кошелева А.А.

студент СибГУ г. Красноярск, РФ

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В СИТУАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ

Аннотация

На базе систем business intelligence создаются системы поддержки принятия решений, которые, в

свою очередь, являются основой для создания таких структур, как ситуационные центры. В статье предлагается оригинальная схема настройки правил для работы ситуационного центра. Схема предполагает настройку порядка проверки объектов контроля ситуационным центром, что позволяет строить реагирование ситуационного центра по сложным правилам.

Ключевые слова: Визуализация данных, ситуационный центр, анализ данных.

С необходимостью адаптироваться под развивающийся мир сталкиваются управленцы по всему миру. Проблемы в первую очередь связаны с экспоненциальным ростом объёма информации, который, в свою очередь, эквивалентен росту информационного шума. Кроме проблем увеличения информационных потоков, сложности в управлении вызывают иерархически сложные организационные структуры организаций. Современным решением вышеописанных проблем является внедрение вычислительных информационных технологий, теории ситуационного управления, моделей и методов принятия решений.

Ситуационный центр - программно-технический комплекс, включающий защищенную виртуальную корпоративную сеть, единый территориально-распределенный информационный фонд, систему поддержки принятия решений, средства моделирования и визуализации, предназначенный для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

Задачами ситуационных центров являются:

-мониторинг состояния объекта управления с прогнозированием развития ситуации на основе анализа поступающей информации;

-моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем;

- экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация;

- управление в кризисной ситуации.

К настоящему времени в России создано порядка двухсот СЦ, которые по большей части служат нуждам государственного управления как на федеральном (ИАС «Федерация», ИС «Обстановка», ИАС «ФЦП»), так и на региональном уровне (ИАС «Северный Кавказ», СЦ Вологодской и Воронежской областей, г. Санкт-Петербурга). Успешно ведут деятельность ситуационные центы федеральных округов РФ, центры крупных госкорпораций - Газпром, Росатом, Роснефть, ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот» [1]. Нельзя не отметить тенденцию распространения СЦ и в сферу образования и науки [2].

В данной работе организация работы ситуационного центра будет рассматриваться на примере системы оперативного управления (СОУ) «Эталон», имеющей ситуационный центр, как отдельный модуль системы.

СОУ «Эталон» применяется в органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях и частных компаниях для повышения эффективности оперативного управления. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» СОУ «Эталон» внедрена в органах исполнительной власти всех субъектов РФ, и используется для контроля над реализацией национального проекта «Комплексный план развития магистральной инфраструктуры». Также СОУ «Эталон» используется для контроля объектов Администрацией города Красноярска, Краевым государственным казенным учреждением «Управление капитального строительства» и Министерством цифрового развития Красноярского края.

Простейшая модель ситуационного центра состоит из источников данных, единого хранилища данных, информационного аналитического модуля, и соответственно из интерфейса представления конечной информации её потребителю. Под источниками данных может пониматься как ввод информации в ситуационный центр вручную с помощью встроенного модуля пообъектного контроля, так и различные интеграционные API с бухгалтерскими системами, электронным бюджетом, информационными системами в сфере закупок, с системами экспертной и нормативной информации, ERP-системами и др.

Информационно-аналитической модуль внутри себя может содержать различное количество вычислительно-аналитических инструментов, но его основная цель в реальном времени рассчитывать и отражать набор агрегированной информации по объектам наблюдения (контроля) на рабочих экранах пользователей в соответствии с настроенными признаками. Под объектом наблюдения понимается сущность ситуационного центра, которая в жизни может являться как реализуемым конкретным объектом строительства, ремонта, проектом, мероприятием, которая хранит в себе значения показателей на даты, а также признаки и зависимость от родительского объекта наблюдения.

Показатели в ситуационном центре могут иметь разные типы: интервальные, моментные, вычислимые и, по необходимости, могут применяться другие типы. Обычно инструмент управления по отклонениям может выполнять следующие функции:

- выявлять отклонения, дату и время отклонения, согласно преднастроенным правилам;

- запускать анализ отклонений с разными параметрами запуска;

- определять ответственных лиц за отклонение;

- определять группы лиц, которые должны быть уведомлены об отклонениях, согласно преднастроенным правилам;

- хранить отклонения, давая возможность получать сводную информацию об отклонениях за выбранные периоды.

Рисунок 1 - Порядок анализа в режиме «По дереву дочерних объектов наблюдения»

На рисунке 1 продемонстрирована стандартная схема анализа объекта наблюдения. Каждый дочерний объект наблюдения может содержать множество контролируемых показателей. При этом структура и иерархия дочерних объектов контроля задается логикой самого объекта контроля. Например, это может быть календарный план выполнения регионального проекта. При этом каждый дочерний объект подчинен только своему оператору, а сами операторы одного уровня связаны только с вышестоящим оператором, но не между собой. То есть, при невыполнении какого-либо показателя дочернего объекта оповещение получает только его собственный оператор и вышестоящий.

Предлагаемая схема контроля отклонений показателей позволяет настраивать сложные правила, при которых происходит уведомление вышестоящих операторов при срабатывании группы выбранных дочерних объектов, минуя всю иерархию объектов. Например, на рисунке 2 при невыполнении показателей дочерних объектов четвертого уровня уведомления получают не только их непосредственные и вышестоящие операторы, но и выбранные ЛПР - верхний уровень.

Рисунок 2 - Режимы уровня важности правила

Предложенная модель управления по отклонениям способна заменить аналитика в процессе анализа информации, если заранее известны критерии оценки показателей для нахождения отклонений. Кроме того такая модель, согласно преднастроенным правилам, самостоятельно подскажет ответственного за отклонение и эскалирует значимое отклонение. Но в то же время модель не способна работать с заранее не определенными отклонениями, то есть с теми отклонениями, которые не занесены в правила анализа. Список использованной литературы:

1. Григорьев П. В. Ситуационные центры: история и современность // Искусственные общества. - 2018. -T. 13. - Выпуск 4 [Электронный ресурс].

2. Филиппович А.Ю. Интеграция систем моделирования ситуационных центров // Информационные и телекоммуникационные технологии. 2011. № 13. С. 74.

© Павлюкович Д.С., Маегов С.Е., Матюхина А.А., Кошелева А.А., 2021

УДК62

Фозилов Р.Б.

студент 3 курса, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ),

г. Москва, РФ Шепелин Г.И.

канд. экон. наук, доцент, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ),

г. Москва, РФ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД ЧЕРЕЗ ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО В 1941

Аннотация

В статье рассматривается обеспечение перевозки через Ладожское озеро в период блокады Ленинграда, а также проводится анализ уровня перевозок осенней навигации 1941 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.