Научная статья на тему 'Ситуационный центр как инструмент управления сферой образования в регионе'

Ситуационный центр как инструмент управления сферой образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / SITUATIONAL CENTER / EDUCATION / MODEL / REGION / INFORMATION SYSTEMS / MANAGEMENT / DIGITALIZATION / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимутина А.А.

В статье рассматриваются действующие на территории России ситуационные центры в образовательной сфере, предложена их классификация и выявлена необходимость расширения функционала их деятельности. Разработана структурная модель инновационного ситуационного центра в рамках отдельного региона, позволяющего проводить обработку больших массивов данных, что повысит эффективность процесса принятия решений в кризисных ситуациях. Данная модель универсальна и применима к любому региону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The situational center as the instrument of management of education in the region

In article the situational centers operating in the territory of Russia in the educational sphere are considered, their classification is offered and need of expansion of functionality of their activity is revealed. The structural model of the innovative situational center within the certain region allowing to carry out processing of big data arrays that will increase efficiency of decision-making process in crisis situations is developed. This model is universal and applicable to any region.

Текст научной работы на тему «Ситуационный центр как инструмент управления сферой образования в регионе»

Ситуационный центр как инструмент управления сферой

образования в регионе

А.А. Акимутина Брянский государственный технический университет, г.Брянск

Аннотация: В статье рассматриваются действующие на территории России ситуационные центры в образовательной сфере, предложена их классификация и выявлена необходимость расширения функционала их деятельности. Разработана структурная модель инновационного ситуационного центра в рамках отдельного региона, позволяющего проводить обработку больших массивов данных, что повысит эффективность процесса принятия решений в кризисных ситуациях. Данная модель универсальна и применима к любому региону.

Ключевые слова: ситуационный центр, образование, модель, регион, информационные системы, управление, цифровизация, информационная система.

В условиях перехода к цифровой экономике все регионы и предприятия испытывают острую потребность в создании различных видов информационно-аналитических центров, среди которых особая роль отводится ситуационным центрам (СЦ), как современному инструменту управления предприятиями или организациями. Актуальность их создания применительно к сфере образования обусловлена многими факторами, в числе которых необходимость комплексного подхода к вопросам управления, сбалансированного сочетания федеральных и региональных интересов при решении экономических и социальных проблем, необходимость принятия решений в условиях дефицита времени и кадров. Поэтому особое внимание следует уделить процессу управления человеческими ресурсами с позиций обеспечения высокого кадрового потенциала предприятия [1]. Для обеспечения успешной деятельности СЦ в сфере образования должен развиваться в процессе функционирования организации, которая может менять свои размеры, предметную деятельность, формы собственности и другие параметры. Поэтому востребованы и актуальны подходы, обеспечивающие технологию динамичной «пересборки» моделей организации и СЦ на всех этапах жизненного цикла от создания до работы в режиме полной функциональности [2].

Ситуационный центр в сфере образования - это инструмент информационно-аналитической системы поддержки принятия решений в образовательной деятельности, интегрирующий разные ресурсы и возможности и позволяющий проводить обработку больших массивов данных с целью реализации стратегического планирования.

Целью создания ситуационных центров в сфере образования является повышение эффективности процесса принятия решений в области управления сферой образования на основе предоставления экспертной группе комплексного инструментария, обеспечивающего анализ, адекватную оценку и прогнозирование развития конкретных ситуации.

Основные функции, возлагаемые на СЦ в сфере образования, связаны с решением следующих задач:

1. Совершенствование информационного взаимодействия между действующими (функционирующими) ситуационными центрами.

2. Мониторинг образовательных учреждений региона (финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, учащиеся, информатизация и т.д.).

3. Обеспечение информационной поддержки и принятия решения в сфере образования.

4. Оценка, анализ и прогноз возможного развития сферы образования региона.

5. Моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем.

6. Быстрая оценка и принятие решений в кризисных ситуациях.

7. Оценка принимаемых решений.

Наиболее важными видами услуг, предоставляемых СЦ в области информационного обеспечения образовательной деятельности являются: информационно-справочное обслуживание, предоставляющее возможность распределённого сбора, систематизирования и анализа разноформатных данных, их обобщения и предоставления полученных результатов в

требуемом формате для руководства; информационно-аналитическое обслуживание, предоставляющее возможность распределённого сбора разноформатных данных, проведения с ними сложных модельных расчетов с целью получения новых данных в наглядной форме; удаленный и локальный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам; информационный обмен данными. Ситуационный центр в сфере образования является высокотехнологичной, сложной организационно-технической и интеллектуально-информационной системой, которая позволяет наиболее полно, оперативно и наглядно представлять информацию о состоянии и прогнозе развития ситуации для своевременного принятия решения по требуемой проблеме. Он включает комплекс информационных и аппаратно-программных средств, предназначен для работы руководителей, менеджеров и экспертов в целях быстрой оценки проблемной ситуации на основе методов обработки больших объемов знаний и информации, а также оперативного построения и «проигрывания» сценариев развития ситуации [3]. Под реализацией информационной системы в СЦ понимают совокупность подсистем организационного, информационного, материально-технического, программного обеспечения [4]. СЦ состоит из организационной, технической и программной подсистем [3]. Основные научные и технические сложности его синтеза и затраты на функционирование и сопровождение связаны с программным обеспечением, особенно с той его частью, которая связана с прогнозированием параметров, моделированием организации (объекта управления) и воздействий внешней среды. Практика показывает, что наличие модели организационной структуры является необходимым, но недостаточным звеном эффективного его использования [5]. Цифровизация общественной среды и экономики говорит о том, что СЦ такого класса как информационно-аналитические системы поддержки принятия решений (ИАСППР) являются необходимым элементом управления. СЦ предполагает решение ряда значительных вышеперечисленных задач, что в свою очередь

позволит принимать взвешенные управленческие решения, основанные на грамотном анализе, прогнозирования развития ситуации и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Предлагается следующая модель функциональной структуры нновационного ситуационного центра при Департаменте образования и науки в рамках отдельного региона с целью усовершенствования механизма управления СЦ в сфере образования и расширения его возможностей (рисунок 1).

Основные компоненты инновационного СЦ в сфере образования будут обеспечивать распределенный сбор, обработку, хранение и предоставление руководству департамента образования необходимой информации, а также эффективное его использование в рамках подсистем с другими системами на основе современных информационно-коммуникационных технологий, средств и методов обеспечения информационной безопасности. Данная модель универсальна и применима к любому региону.

Основные компоненты инновационного ситуационного центра Департамента образования и науки региона должны относиться:

1. Информационная подсистема:

- ИАС - информационно-аналитические системы,

- ИСП - информационно-справочные подсистемы,

- Модель хранения данных «Категории сущностей и связей» (КСС) [6] в виде баз данных и баз знаний.

2. ИТС - информационно-телекоммуникационная подсистема.

3. ПИБ - подсистема информационной безопасности.

4. Кадровое обеспечение работ - руководство, операторы, аналитики, пользователи.

Экспертная группа: ректоры вузов, директора школ и колледжей, руководство и сотрудники департамента образования и науки региона

Инструментально -математический аппарат

ЛВС

Исходные данные для анализа

I

Готовый отчет

ИАС

Мониторинг процессов

Пользователи

ет

Система анализа и оценки данных

Система прогнозирования

Система поддержки

Контроль

1

Операторы

Подсистема отображения и озвучивания информации

Подсистема видеоконфе ренцсвязи

База данных на основе модели КСС

ИСП

ИСА «Контроль УРП», ИАС «Мониторинг», ИАС «Паспорта регионов», Единая межведомственная информационно-статистическая система,

Информационно-аналитические материалы

по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности, ИАС «ФЦП», ИП «ПНП», ИАС «Рынок труда», ИАС «Федерация», ИС «Календарь»

Рис. 1. - Функциональная структура инновационного ситуационного центра Департамента образования и науки региона

В процессе создания модели СЦ в сфере образования необходимо учесть три основных аспекта: процессы управления, функциональные задачи управления и инструментально-математический аппарат. Под процессами управления мы будем понимать перечень действий, которые требуется автоматизировать для выработки и принятия решений. Функциональные задачи управления - это детализация происходящих в процессе деятельности департамента процессов, которые планируется решать в создаваемом центре с учетом применения инструментально-математического аппарата, к которому относится математическая статистика, теория вероятностей, теория игр, имитационное моделирование, ситуационный анализ, экспертные методы и многие другие [7]. Функционирование подсистемы информационного обеспечения Ситуационного центра предлагается осуществлять на основе использования информационных ресурсов департамента, а также информационных ресурсов внешних источников. Основу информационного фонда подсистемы должны составлять информационно-аналитические материалы подразделений центрального аппарата Министерств и ведомств, федеральных органов исполнительной власти и других документов. Без локально вычислительной сети (ЛВС) не обходится в процессе деятельности на одна организация, поскольку она используется для обработки, хранения и передачи данных.

Информационно-аналитическая система (ИАС) предназначена для выявления, анализа, оценки, прогнозирования информации и развития ситуации в сфере образования. Информационно-справочные подсистемы (ИСП) предназначены для обеспечения информационной поддержки повседневной деятельности департамента образования субъекта и реализуют следующие функции: справочное обеспечение (различные виды справочников); планирование деятельности (электронное расписание), информирование (ИС Календарь), ИАС «Федеральные целевые программы»

и др. Модель хранения данных «Категории сущностей и связей» (КСС) -высокоуровневая модель хранения данных, обеспечивающая проектирование предметных областей без перепрограммирования базы данных. Модель организации предлагается реализовать в базе данных на основе модели данных «Категории сущностей и связей», основными понятиями которой являются сущности и связи между ними. Системы хранения данных предназначены для консолидации информации и ее хранения. Система управления базой данных (СУБД) предполагается на базе MS SQL Server и модели данных. При создании ситуационных центров в различных предметных областях необходимо разрабатывать информационные модели предметных областей, представляющие собой конкретную базу данных (БД). Следовательно, необходимо определиться с системой управления базой данных (СУБД) и модели данных, которая представляет собой понятийный аппарат и методологию для разработки моделей предметных областей. Наибольшее распространение получили следующие модели данных: навигационные; иерархическая; сетевая; реляционная; сущность-отношение (entity-relationship, ER); ассоциативная, объектная [8] и объектно-реляционная [9] и т.д. СУБД (система управления базами данных) -совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных. MS SQL - система управления реляционными базами данных, разработанная корпорацией Microsoft. В качестве базы данных могут также использоваться любые базы данных с кластеризованными индексами (Oracle, MySQL, с определенными ограничениями PostgreSQL) и другие. Цель создания хранилищ данных -поддержка управления, обеспечение экспертной группы и аналитиков достоверной информацией, необходимой для оперативного анализа и принятия решений. Сбор, обслуживание и анализ больших объемов данных -это гигантские задачи, которые требуют преодоления серьезных технических

трудностей, огромных затрат и адекватных организационных решений [4]. Большинство основных механизмов сбора данных предполагает периодический режим функционирования, что достигается фиксированием временных срезов состояния проблемы. В результате получается привязанное ко времени и неизменяемое собрание данных для поддержки принятия управленческих решений. Данные, полученные в результате работы пользователей в среде, регистрируются в хранилище данных [10].

Информационно-телекоммуникационная подсистема (ИТС) обеспечивает качество телекоммуникационного взаимодействия подсистем и пользователей инновационного СЦ в сфере образования между собой, а также с внешними системами с учетом гарантированного уровня информационной безопасности. Подсистема информационной безопасности (ПИБ) предназначена для защиты информации от несанкционированного доступа, случайных и непреднамеренных воздействий, что может привести к нарушению целостности системы.

И последний главный компонент - кадровое обеспечение. Не предполагается создание отдельного органа управления. В экспертную группу СЦ для принятия решения будут входить руководители департамента образования, ректора вузов, директора колледжей и школ. Пользователи, аналитики и операторы будут задействованы из числа сотрудников департамента и научно-исследовательских работников вузов. Схема функционирования представляется следующим образом. В инновационный СЦ департамента образования и науки поступила информация для анализа и принятия на ее основе грамотных управленческих решений в сфере образования и науки. Потоки данных обрабатываются аналитиками в блоке ИАС, проходя все стадии от мониторинга процессов до системы поддержки принятия решений, при условии, что данные верны. Если же в процессе анализа выявляются погрешности, то процесс приостанавливается, и информация возвращается на предыдущие этапы для исправления ошибок.

Если все верно, то она формируется на выходе в виде готового отчета и операторы визуализируют ее на экране и ее могут применять в работе руководство и пользователи системы. Подсистема информационной безопасности защищает весь поток информации в системе, а также обеспечивает ее сохранность в базе данных.

Социально-экономический эффект от внедрения СЦ в сфере образования заключается в: повышении эффективности информационного взаимодействия; улучшении качества принимаемых управленческих решений; снижении трудозатрат на выполнение операций по сбору, обработке и хранению данных; получении адекватного представления об оценки деятельности руководства.

В результате реализации данной модели инновационного СЦ появится возможность в процессе проведения совещаний наиболее полно и оперативно визуализировать на экранах информацию о ситуации, анализировать в режиме реального времени возникающие проблемы и последствия управленческих решений, что в свою очередь приведет к повышению конкурентоспособности экономики и инновационно-инвестиционной привлекательности и как следствие повышению уровня и качества жизни населения за счет создания дополнительных рабочих мест [11]. Информационно-аналитическая система поддержки принятия решений в сфере управления образования позволит контролировать все ключевые показатели его деятельности.

Таким образом, человеческий капитал рассматривается как инструмент решения множество проблем в любой сфере общества. Принятие оперативных и грамотных управленческих решений в современных условиях без использования передовых информационных технологий невозможен. Наиболее эффективное принятие управленческих решений может быть достигнуто в среде СЦ с активным использованием интеллектуальных информационно-коммуникационных технологий.

Литература

1. Макарова Л.В., Тарасов Р.В., Гусарова Е.А. Анализ эффективности управления кадровыми ресурсами (на примере ООО «Бековский РПК «Октябрь»») // Инженерный вестник Дона, 2019, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5482

2. Колесников А.В., Меркулов А. А. Универсальный паттерн организации ситуационных центров // Системы и средства информатики, Т. 23, № 2, 2013. С. 198-222.

3. Ильин Н.И., Демидов Н.Н., Новикова Е.В. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития. М.: МедиаПресс, 2011. - 336 с.

4. Попков В.И., Шалимов П.Ю., Гулаков В.К., Стриженок Т.А. Информационная система для мониторинга состояния качества образования вуза // Вестник Брянского государственного технического университета // №2 (2), 2004. с. 110-116.

5. Меркулов А.А. Ситуационный центр VSM Cenóse / А.А. Меркулов. Калининград: Техноценоз, 2014. 330 с.

6. Дмитровский В.А., Майтаков Ф. Г., Меркулов А. А. Модель данных «Категории сущностей и связей». Калининград: БФУ им. Канта, 2014. 84 с.

7. Акимутина А.А. Повышение качества образовательного потенциала региона в среде ситуационного центра // ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КАРЬЕРА: Сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции (22 января 2019 года) / ред.кол: Горохов А. А. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», в 2-х томах. Том 21, 2019. - 247.

8. The Object Data Standard: ODMG 3.0 / Ed. by Cattell R.G.G., Barry Douglas K. San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 1999. p.288.

9. Stonebraker M., Moore D. Object-Relational DBMSs: The Next Great Wave / San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 1996. p. 216.

10. Попков В.И., Шалимов П.Ю. Подсистема менеджмента государственной и общественной ценности вуза средствами информационной среды // Вестник Брянского государственного технического университета, №3 (11), 2006. С. 112-115.

11. Романенко И.И., Романенко М.И. Стратегия развития региональной экономики через кластерные образования // Инженерный вестник Дона, 2018. №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2018/4818.

References

1. Makarova L.V., Tarasov R.V., Gusarova E.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2019, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5482

2. Kolesnikov A.V., Merkulov A.A. Sistemy i sredstva informatiki, T. 23, № 2, 2013. pp. 198-222.

3. Il'in N.I., Demidov N.N., Novikova E.V. Situacionnye centry. Opyt, sostoyanie, tendencii razvitiya. [Situational centers. Experience, state, development trends]. M.: Media press, 2011, 336 p.

4. Popkov V.I., Shalimov P. Yu., Gulakov V.K., Strizhenok T.A. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, №2 (2), 2004. pp. 110-116.

5. Merkulov A.A. Situacionnyj centr VSM Cenose [Situational center VSM Cenose]. Kaliningrad: Tekhnotsenoz, 2014. 330 p.

6. Dmitrovsky V. A., Maytakov F. G., Merkulov A. A. Model' dannyh «Kategorii sushchnostej i svyazej». [Data model of "Category of entities and communications"]. Kaliningrad: BFU of Kant, 2014. 84 p.

7. Akimutina A.A. OBRAZOVANIE. NAUKA. KAR'ERA: Sbornik nauchnyh statej 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii (22 yanvarya 2019 goda). Red. kol: Gorohov A.A. (otv. red.); YUgo-Zap. gos. un-t. Kursk: Izd-vo ZAO «Universitetskaya kniga», v 2-h tomah. Tom 21, 2019. 247 p.

8. The Object Data Standard: ODMG 3.0. Ed. by Cattell R.G.G., Barry Douglas K. San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 1999. p.288.

9. Stonebraker M., Moore D. Object-Relational DBMS s : The Next Great Wave. San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 1996. p. 216.

10. Popkov V.I., Shalimov P. Yu. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, №3 (11), 2006. pp. 112-115.

11. Romanenko I.I., Romanenko M.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2018. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2018/4818.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.