Научная статья на тему 'Разработка концепции мотивации персонала посредством корпоративного стиля одежды'

Разработка концепции мотивации персонала посредством корпоративного стиля одежды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
349
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / КОРПОРАТИВНЫЙ СТИЛЬ / СТИЛЬ ОДЕЖДЫ / ДРЕСС-КОД / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИЯ / ТИПЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПО ГЕРЧИКОВУ / IMAGE / CORPORATE STYLE / CLOTHES STYLE / DRESS CODE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS OF MOTIVATION / TYPES OF MOTIVATION ACCORDING TO GERCHIKOV

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леонов М. Е., Карпов А. В.

Рассматриваются исторические аспекты влияния имиджа на трудовую мотивацию людей. Рассмотрены психологические аспекты влияния имиджа на окружающую среду и непосредственно на самого носителя. Предложена концепция мотивации персонала на основе типологии трудовой мотивации по В.Герчикову путём подбора корпоративного стиля для каждого из типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Леонов М. Е., Карпов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATING OF THE CONCEPT OF STAFF MOTIVATION THROUGH CORPORATE STYLE CLOTHING

The article considers historical aspects of the influence of image on work motivation of people. The psychological aspects of the influence of image on the environment and directly to the media. Proposed the concept of motivation-based typology of motivation for Vladimir Gerchikov via fitting the corporate style for each type.

Текст научной работы на тему «Разработка концепции мотивации персонала посредством корпоративного стиля одежды»

УДК 331.101.3

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПОСРЕДСТВОМ КОРПОРАТИВНОГО СТИЛЯ ОДЕЖДЫ

М. Е. Леонов, А. В. Карпов Научный руководитель - Л. И. Грацианова

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Российская Федерация, 125190, г. Москва, Ленинградский пр-т, 80г Е-mail: [email protected]

Рассматриваются исторические аспекты влияния имиджа на трудовую мотивацию людей. Рассмотрены психологические аспекты влияния имиджа на окружающую среду и непосредственно на самого носителя. Предложена концепция мотивации персонала на основе типологии трудовой мотивации по В.Герчикову путём подбора корпоративного стиля для каждого из типов.

Ключевые слова: имидж, корпоративный стиль, стиль одежды, дресс-код, социальные и психологические факторы мотивация, типы трудовой мотивации по В. Герчикову.

ELABORATING OF THE CONCEPT OF STAFF MOTIVATION THROUGH CORPORATE STYLE CLOTHING

M. Е. Leonov, А. V. Karpov Scientific Supervisor - L. I. Gratsianova

Moscow Financial-Industrial University "Synergy" 80g, Leningradsky prospect, Moscow, 125190, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The article considers historical aspects of the influence of image on work motivation of people. The psychological aspects of the influence of image on the environment and directly to the media. Proposed the concept of motivation-based typology of motivation for Vladimir Gerchikov via fitting the corporate style for each type.

Keywords: the image, corporate style, clothes style, dress code, social and psychological factors of motivation, types of motivation according to V. Gerchikov.

В современном обществе проблема мотивации персонала организации достаточно актуальна. В условиях нестабильности рыночной экономики предприятия вынуждены постоянно развиваться, внедряя изменения в тех или иных сферах деятельности организации. Какими бы ни были организационные изменения, их основная идея остается неизменной - повышение эффективности и производительности. При этом подразумевается, что персонал компании будет работать с той же производительностью, что и до преобразований, или даже еще более продуктивно. Но даже самые блестящие начинания рискуют остаться разработанным только на бумаге «памятником». Корень этой проблемы всегда кроется в причинах возможного сопротивления персонала компании организационным изменениям. Самая главная причина очень проста (что, однако не уменьшает ее последствий для организации): страх. Страх потери, страх перед неизвестным и непонятным. Это может быть боязнь потерять рабочее место вообще, лишиться в результате реорганизации определенного статуса или привычной дружной атмосферы внутри отдела, расстаться с любимыми коллегами, не суметь приспособиться к новым требованиям.

Для того чтобы эффективно осуществить организационные изменения руководителям необходимо знать не только технологические, но и психологические аспекты данного процесса.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров, академик, В.М.Шепель в своей книге «Че-ловековедческая компетентность менеджера» писал, что гуманизация управленческой деятельности является одной из важнейших тенденций современного общества. Он считает, что в России есть все шансы создать общество «гуманистической социоэкономики». Для этого требуется «новая философия и инновационные технологии менеджмента, в которых человекосберегатель-ный и личностно-возвышающий принципы стали бы основополагающими». Исследователь отмечает также, что «умный руководитель не увлекается командованием людей, а заботится об успешном решении проблемы оптимизации условий, необходимых для их трудовой деятельности» [4].

Однако не все современные менеджеры осознают это в должной степени.

В погоне за модой и собственной индивидуальностью среди огромного разнообразия конкурентов, организации внедряют корпоративный дресс-код. Но в большинстве случаев корпоративный стиль одежды ориентирован на приоритеты компании, а не на психологические предпочтения сотрудников. Для одних людей дресс-код невыносим, и они не способны работать с полной самоотдачей, а для других он просто необходим, потому что человек нуждается в дополнительных средствах самоорганизации. Любое вмешательство со стороны руководства в устоявшиеся традиции, в том числе и в корпоративный стиль одежды влияет на организационную культуру и мотивацию сотрудников.

С развитием общества на человека начали влиять не только физические факторы окружающей среды, но и социально-психологические факторы, порождаемые обществом. Все знают устойчивое выражение: «Жизнь - театр, а люди в нем актёры». Одежда, которую мы носим постоянно - это наши «костюмы», с помощью которых мы формируем свой имидж. Каждый из нас играет определённую роль, причём, за частую, даже не одну. В этой ситуации сказывается психологический фактор влияния одежды на человека и его восприятия самого себя.

В. М. Шепель отмечает ценностные и технологические функции имиджа [3].К ценностным он относит: личностно возвышающую, комфортизацию межличностных отношений и психотерапевтическую функцию. К технологическим: функцию межличностной адаптации, высвечивания лучших личностно-деловых качеств и пр. Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет невербальных средств на 55%, в то время как на все остальные средства приходится всего 45%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования и установил, что в среднем более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения [2]. Жесты, позы, пантомимика человека во многом определяются тем, во что одет человек в данный момент. Таким образом, визуальное впечатление от человека, с одной стороны, и его восприятие себя, с другой, напрямую связаны с его внешним видом.

В зависимости от того как воспринимает себя человек, чувствует ли он себя частью целого, зависит его уровень его вовлеченности в деятельность организации, к которой он принадлежит. Таким образом, имидж человека в деловой среде оказывает влияние как на организационное поведение и мотивацию отдельных сотрудников, так и на организационную среду (а значит, и на эффективность работы организации) в целом.

За всю историю развития управленческих наук было разработано множество теорий мотивации персонала. Одна из таких - концепция трудовой мотивации Владимира Исаковича Герчи-кова. Она основана на разделении сотрудников на 5 типов, каждый из которых характеризуется особыми ценностно-смысловыми ориентациями и специфическим поведением в процессе трудовой деятельности.

В. И. Герчиков предложил четко определенные возможности стимулирования сотрудников с разными типами трудовой мотивации. При этом он выделяет виды стимулирования: негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы; денежные - зарплата, премии, доплаты; натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.; патернализм (забота о работнике); организационные - содержанием, условиями и организацией работы; привлечение к совладению и участию в управлении [1].

По мнению авторов исследования, концепция В. Герчикова дает возможность дополнить уже известные методы мотивации новыми вариантами для каждой из групп. Объектом исследования являются особенности корпоративного стиля одежды, влияющие на трудовую мотивацию работников. Теоретической и методологической основой исследования стали: концепция типов

трудовой мотивации В. И. Герчикова, а также разработки В. М. Шепеля, А. Пиза и др. исследователей в области имиджелогии.

Гипотеза исследования. Сотрудники, относящиеся к разным типам трудовой мотивации имеют различные потребности относительно необходимых условий труда, в том числе и корпоративного стиля одежды. В связи с этим авторы предполагают, что выявление стилей одежды, отвечающих потребностям сотрудников с различными типами трудовой мотивации, позволит создать комфортную атмосферу в коллективе, снизит напряженность сотрудников в периоды изменений и будет способствовать достижению целей организации [5]. Предложенная автором исследования концепция сформулирована теоретически, но продолжает дорабатываться по мере получения новых практических данных.

Библиогафические ссылки

1. Михненко П. А. Теория Менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - 640 с.

2. Пиз А. «Язык телодвижений». М.: Эксмо Год, 2006. - C.5-8.

3. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.М.:Народное образование, 2002./ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.studfiles.ru/preview/5166508. ^ш1(дата обращения 12.12.2016)

4. Шепель В.М. Человековедческая компетентность мендежера. Управленческая антропология для менеджеров. М.:Народное образование, 1999. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://fanread.ru/book/10152343. html (дата обращения 10.12.2016)

5. Самсонова М.В., Кукарцев А.В., Харитонов М.М. Разработка версии образовательной программы с фокусированием на развитии личностной компетентности менеджера. Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. 2007. № 19. С. 194-199.

© Леонов М. Е., Карпов А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.