Научная статья на тему 'Разработка контролирующих тестов для контроля знаний студентов по коллоидной химии при защите лабораторных работ'

Разработка контролирующих тестов для контроля знаний студентов по коллоидной химии при защите лабораторных работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Н. Н.

На основе имеющегося банка тестовых заданий были разработаны контролирующие тесты по коллоидной химии для проверки знаний студентов при защите лабораторных работ. По результатам апробации были внесены необходимые изменения в тестовые задания. Созданы компьютерные тестовые задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colloid chemistry computer control test for knowledge control during defenses of laboratory works were developed. For tests creation was used the bank of tasks. The approbation of test was held.

Текст научной работы на тему «Разработка контролирующих тестов для контроля знаний студентов по коллоидной химии при защите лабораторных работ»

учебное заведение может реалнзовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7до 10 недель в год.

Примерный учебный план разрабатывается в строгом соответствии с компетентностным подходом к образованию, и все дисциплины указанные в нем расположены в порядке усвоения компетенций, присущих профилю «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Структурная матрица компетенций, составляемая отдельно для каждой основной образовательной программы подготовки бакалавра, дает возможность наглядно представить предметное поле каждой из компетенций, приведенной в учебном плане и, с одной стороны, сопоставить отдельные элементы каждой компетенции выпускника с формирующей ее элементами ООП, а, с другой стороны, показать совокупность оценочных средств на каждом этапе аттестации -от текущего контроля до итоговой государственной аттестации.

Матрица компетенций разрабатываемого учебного плана показывает грамотное распределение предметного поля дисциплин и модулей ООП различного уровня в соответствии с содержанием каждой компетенции. При этом, казалось бы, несвязанные между собой отдельные знания, умения, владения и навыки, порождаемые несогласованностью изучения отдельных учебных дисциплин, структурируются в рамках матрицы, представляя разрабатываемый учебный план, как единый образовательный процесс, приводящий к достижению целей и задач основной образовательной программы.

Примерный учебный план профиля «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», разработанный на основании требований ФГОС третьего поколения, позволяет при помощи профессиональной карты регионов учитывать образовательные потребности региональных ВУЗов, без искажения результатов освоения основной образовательной программы, в планирования дисциплин учебного плана за счет введения в вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.З учебного плана дисциплин, разработанных в тесном сотрудничестве с предприятиями. Построение учебного плана представляется гибким и позволяет учитывать ВУЗам специфику потребностей регионов и готовить профессионально ориентированных выпускников.

УДК 378.16:681.327:544.7 H.H. Гаврилова

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия

РАЗРАБОТКА КОНТРОЛИРУЮЩИХ ТЕСТОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ ПРИ ЗАЩИТЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

На основе имеющегося банка тестовых заданий были разработаны контролирующие тесты по коллоидной химии для проверки знаний студентов при защите лабораторных работ. По результатам апробации были внесены необходимые изменения в тестовые задания. Созданы компьютерные тестовые задания.

Colloid chemistry computer control test for knowledge control during defenses of laboratory works were developed. For tests creation was used the bank of tasks. The approbation of test was held.

Тестирование - является современным инструментом получения педагогической информации и считается одним из объективных способов контроля знаний, умений и навыков, так как позволяет создавать равные для всех условия и предлагает единые критерии оценки и интерпретации результатов. Именно эти преимущества способствовали широкому распространению тестирования, а в последнее время выдвинули данную форму контроля как приоритетную при проведении проверки знаний учащихся.

Необходимость внедрения системы компьютерного тестирования диктуется введением с 2004 г. обязательной процедуры тестирования оценки качества подготовки студентов по дисциплинам федерального компонента при Аттестационной экспертизе вузов Министерством образования и науки РФ.

Коллоидная химия является дисциплиной федерального компонента, и на данный момент по дисциплине имеются только варианты обучающих тестовых заданий, а контролирующие, которые можно было бы использовать для проверки знаний, отсутствуют. Данный курс в РХТУ представлен лекциями и лабораторным практикумом и одним из вариантов контроля знаний является использование тестовых заданий при защите лабораторных работ.

Цель данной работы заключается в разработке компьютерных тестов для контроля знаний в процессе защиты лабораторных работ по коллоидной химии. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи: выбрать из имеющегося банка тестовые задания, соответствующие тематике лабораторных работ, разделить тестовые задания по группам, соответствующие различным понятиям и определениям темы лабораторной работы, провести апробацию тестовых заданий, на основании полученных результатов провести корректировку тестовых заданий и составить их окончательный вариант.

Для создания контролирующих тестов использовался банк тестовых заданий, разработанных ранее на кафедре коллоидной химии. Данный банк включает в себя более 300 заданий, охватывающие все разделы данной дисциплины. В основном тестовые задания являются заданиями закрытого типа, которые предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов.

Первый этап разработки контролирующих тестов заключался в анализе содержательной части лабораторных работ, который позволил выделить разделы дисциплины, по которым необходимо провести проверку знаний студентов. Затем из банка тестовых заданий были выбраны задания, соответствующие основным понятиям и определениям каждой лабораторной работы. Данные задания позволят определить, владеет ли студент основными понятиями, закономерностями, умеет ли правильно записывать формулы, а также как полученные знания помогут ему при решении задач. В качестве примера, в табл. 1 представлены результаты такого анализа для лабораторной работы (л.р.) № 2.

Табл. 1. Разделы курса, входящие в теоретическую часть лабораторной работы №2 и соответствующие им тестовые задания

Типы тестовых заданий

Разделы курса, Кол-во Закрытого типа Закрытого типа с

Название и № входящие в данную тестовых с одним прав. несколькими прав.

л.р. л.р. заданий ответом ответами

№2. Исследова- Поверхностное

ние смачивания натяжение;

поверхности Адгезия, смачива-

твердых тел и ние и растекание

определение жидкостей; 41 37 4

работы адгезии Капиллярные явления; Адсорбция поверхностно-активных веществ.

Созданные контролирующие тесты, соответствующие темам восьми лабораторных работ, были использованы для проверки знаний студентов при защите лабораторных работ. Тестирование проводилось на бумажных носителях в группах различных специальностей (С-27, 0-35, П-36, И-34) в весеннем семестре текущего учебного года. Время тестирования не превышало 60 мин. В ходе проведения тестирования были опрошены 49 студентов. За основу расчета показателей оценки была взята методика рейтинговых оценок, принятая в РХТУ.

Полученные результаты проверялись двумя способами. В одном случае положительно оценивались только полные ответы, что происходит в случае прохождения теста на компьютере. Т.е., если в задании подразумевается три правильных ответа, а вы отметили только один из них, то задание считается не выполненным. Во втором случае оценивались и неполные ответы, что обычно и происходит при устной защите лабораторных работ преподавателю.

В результате проведенных исследований были получены следующие результаты тестирования: Оценка - «преподаватель»

Отлично (100-85) - 9 чел. (18 %). Хорошо (84-70) - 9 чел. (18 %). Удовлетворительно (69-55) - 11 чел. (22 %). Неудовлетворительно (менее 55) - 20 чел. (42 %). Оценка - «ПК»

Отлично (100-85) - 4 чел. (8 %). Хорошо (84-70) - 7 чел. (14 %). Удовлетворительно (69-55) - 13 чел. (27 %). Неудовлетворительно (менее 55) - 25 чел. (51 %). Как видно из представленных данных, тестирование дает более заниженную оценку. И более половины - составляют неудовлетворительную оценку.

Представляло интерес сопоставить полученные результаты со средним рейтингом, полученным опрашиваемыми студентами в течение семестра по коллоидной химии. На рис. 1 представлены данные по результатам

тестирования и среднему рейтингу студентов, тестировавшихся по лабораторным работам №2, 19,и 25.

Как видно из представленных данных, при защите лабораторных работ в среднем результаты тестирования отличались на 10-20% от среднего рейтинга студента по данному предмету. Студент - отличник по результатам теста получал оценку хорошо, студент-хорошист - оценку удовлетворительно. Студенты с минимальными баллами по результатам тестирования получали оценку неудовлетворительно. Наибольшее расхождение наблюдалось при сравнении результатов, полученных при защите лабораторной работы №25. Независимо от текущего рейтинга по предмету, только двое из 14 тестируемых ответили на положительную оценку.

Полученные результаты тестирования были сопоставлены с типом тестовых заданий. Данное сравнение показало, что наилучшие результаты тестирования наблюдались в тех тестах, где преобладали закрытые тестовые задания с одним правильным ответом (л.р.№2). В основном, данные вопросы требуют знания терминологии. И студенты хорошо справляются с подобными заданиями. При увеличении доли заданий с двумя правильными заданиями количество неудовлетворительных результатов увеличивалось. При преобладании заданий с многовариантными ответами, как показали результаты тестирования лабораторной работы №25, студенты не набирают необходимого количества правильных ответов для получения положительной оценки.

Л.р. № 25

Синтез гидрозоля гидроксида железа, изучение его коагуляции и стабилизации

100 80 60 40 20 0

|_ I

1ПШ11Г

11 11114

III

II №4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

рейтинг по К.Х. I Сдача л.р.преподавателю ИТест-оценка ПК

Рис. 1. Сопоставление результатов тестирования с рейтингом студентов по

коллоидной химии

При тестировании помимо тестовых заданий студентам было предложено ответить анонимно на ряд вопросов, чтобы выяснить, как они относятся к оценке знаний с помощью тестирования, на каком этапе изучения предмета они бы хотели использовать тестирование и какие трудности у них вызывает решение тестовых заданий.

Большая часть опрошенных студентов предпочла бы тестирование вместо устной беседы с преподавателем на доборе баллов, при допуске к экзаменам или допуске к лабораторной работе. При этом среди аргументов, почему не стоит заменять устную защиту лабораторных работ, наиболее часто встречался ответ - беседа с преподавателем позволяет лучше разобраться в теме, помогает исправить ошибочные представления и узнать что-то новое.

Среди трудностей помимо недостаточной подготовленности и отсутствие подсказок студенты выделяли сложное визуальное восприятие некоторых тестов, не всегда понятную формулировку вопроса и наличие вопросов с несколькими правильными ответами.

На основании полученных результатов тесты были модифицированы, были внесены изменения в формулировку некоторых заданий, скорректировано количество закрытых тестовых заданий с одним и несколькими правильными ответами.

На заключительном этапе работы были созданы компьютерные контролирующие тесты. Создание компьютерного теста можно условно разделить на следующие этапы. На первом - создается банк тестовых заданий, из которого произвольным образом будет формироваться итоговый тест. Затем создается ИТМЬ-страница, которая в своем сценарии содержит определенные функции, отвечающие на выбор заданий из текстового банка, проверку правильности ответа, вывод результатов тестирования, а также таймер времени.

Объединение этих файлов в одном каталоге с необходимым иллюстративным материалом завершает создание компьютерного теста. Разработанные компьютерные тесты можно использовать для проверки знаний, как на локальных компьютерах, так и разместив их в сети интернет.

Итоговые варианты контролирующих тестов содержали 20 тестовых заданий, на решение которых предоставляется 30 мин. Начало тестирование

сопровождается подробной инструкцией, затем последовательно появляются задания, многие из них сопровождены иллюстративным материалом, а по окончанию - выдается оценка, с указанием числа правильных ответов. По окончании тестирования приводятся правильные ответы на задания, в которых была допущена ошибка. При создании теста была учтена возможность возвращения к пропущенному вопросу в конце теста.

Таким образом, на основании имеющегося банка были выбраны тестовые задания, соответствующие тематике лабораторных работ. Проведена апробация тестовых заданий, и по ее результатам были внесены необходимые изменения в тестовые задания. Созданы компьютерные тесты для контроля знаний студентов при защите лабораторных работ.

УДК547.587.51:[547.553+547.556.8] Н.А. Кондратова, Н.С. Ефимова

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

В статье рассмотрены проблемы учебной мотивации студентов с учетом специальности и специфики органической химии. Определены мотивы, влияющие на поведение студентов неорганических специальностей в процессе обучения. Даны рекомендации преподавателям для повышения эффективности преподавания органической химии.

In paper educational motivation problems of students taking into account specialty and specifics of organic chemistry are considered. The motives influencing behavior of students of inorganic specialties in the course of training are defined. Recommendations to teachers for increase of efficiency of teaching of organic chemistry are made.

Переход отечественной высшей школы, в соответствии с Болонским соглашением, на модульно-рейтинговую систему поставил преподавание фундаментальных дисциплин в весьма сложное положение. Особенно трудно решать возникшие проблемы кафедрам, где преподаются такие дисциплины как химия, физика и т.п., где овладение основами требует не только формирование у студентов теоретических компетенций, но и выработки навыков экспериментальной работы. Не достаточный уровень усвоения дисциплины химия в школе приводит к несоответствию между запросом на качественное образование и недостаточной мотивацией студентов на получение данного образования. Таким образом, очевидно, что одной из задач современного преподавателя становится мотивация студентов на получение качественного образования.

Выделяют следующие мотивы обучения:

■ социальные - (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);

■ познавательные - (стремление больше знать, стать эрудированным);

■ профессионально-ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.