Научная статья на тему 'Использование различных форм тестирования при изучении биохимии'

Использование различных форм тестирования при изучении биохимии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОХИМИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ / ТЕСТИРОВАНИЕ / BIOCHEMISTRY / ORGANIZATION OF KNOWLEDGE COMPUTER CONTROL / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрусенко Светлана Федоровна, Бирюкова Ирина Владимировна

В статье отражен один из подходов к закреплению и контролю полученных знаний по дисциплине «Биохимия» в форме тестирования. Рассмотрены все формы общепризнанных тестовых заданий на конкретных примерах и приведена система оценивания ответов по пятибалльной шкале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the approaches to fixation and control of knowledge in the "Biochemistry" discipline in the form of testing is analyzed in the article. All forms of admitted test tasks on concrete examples are considered; the five-grade system of answer assessment is given.

Текст научной работы на тему «Использование различных форм тестирования при изучении биохимии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

БИОХИМИИ

С. Ф. Андрусенко, И. В. Бирюкова

USE OF DIFFERENT TEST FORMS WHEN STUDYING BIOCHEMISTRY

Andrusenko S. F., Biriukova I. V.

One of the approaches to fixation and control of knowledge in the "Biochemistry" discipline in the form of testing is analyzed in the article. All forms of admitted test tasks on concrete examples are considered; the five-grade system of answer assessment is given.

Key Words: biochemistry, organization of knowledge computer control, testing.

В статье отражен один из подходов к закреплению и контролю полученных знаний по дисциплине «Биохимия» в форме тестирования. Рассмотреныi все формыi общепризнанных тестовых заданий на конкретных примерах и приведена система оценивания ответов по пятибалльной шкале.

Нлючевы/е слова: биохимия, организации компьютерного контроля знаний, тестирование.

УДК 372.854 / 378.147.227

Изучение курса биологической химии ставит своей задачей дать студентам сведения о химической природе превращения веществ, входящих в состав организма человека, животных и растений. На базе классической биохимии возникли такие научные направления, как: молекулярная биология, биоорганическая и бионеорганическая химия, биофизхимия, физическая биохимия, физико-химическая биология, химическая энзимология и другие (5). Знание биологической химии поможет студентам при изучении других дисциплин (гистологии, физиологии, фармакологии, клинической диагностики, иммунологии, генной инженерии, биотехнологии и др.). В связи с этим необходим контроль за полнотой освоения пройденного материала на каждом из его этапов изучения.

Целью данной работы являлось исследование внедрения в учебный процесс различных форм тестовых заданий для подготовки студентов к занятиям, зачетам и экзаменам по дисциплине «Биохимия».

Информационные технологии позволяют более эффективно организовать образовательный процесс, в том числе и текущий и итоговый контроль знаний по биохимии, посредством использования автоматизированного компьютерного тестирования.

Актуальность тестового метода объясняется его преимуществами перед другими методами. Выделяют пять основных преимуществ (2):

1) высокая научная обоснованность самого теста, позволяющая получать объективные оценки уровня подготовленности испытуемых;

2) технологичность тестовых методов;

3) точность измерений;

4) наличие одинаковых для всех пользователей правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов;

5) сочетаемость тестовой технологии с другими современными образовательными технологиями.

Тесты должны отражать диапазон программных вопросов, которые представлены в лекциях, и учитывать специфику преподавания дисциплины (для студентов разных специальностей). Тестирование возможно проводить одновременно у всего курса. При этом можно получать результаты сразу после его окончания (баллы, число и процент правильных ответов, оценку).

Тестирование в течение учебного процесса целесообразно проводить при переходе от одной изученной темы к другой. При этом осуществляется обратная связь преподавателя с обучающимся, позволяющая повысить эффективность процесса изучения, так как компьютерное тестирование помогает студенту проанализировать результаты выполнения теста. Итоговое тестирование, проводимое по окончании изучения курса, позволяет как преподавателю, так и студенту сделать вывод об успешном или недостаточно успешном освоении курса.

Тестирование исключает формальный подход к усвоению материала и способствует более успешному изучению курса биохимии. Выполнение тестовых заданий не только помогает реализовать самоконтроль, но и позволяет самостоятельно совершенствовать и углублять знания, что в свою очередь способствует развитию интереса к предмету.

При организации компьютерного контроля знаний по биохимии можно использовать различные формы тестовых заданий. Закрытую (с выбором одного или нескольких заключений), открытую, на установление правильной последовательности и на установление соответствия.

Каждая форма может иметь варианты. Например, в заданиях с выбором одного или нескольких правильных ответов определены три варианта: задания с выбором одного правильного ответа, с выбором одного наиболее правильного ответа и задания с выбором нескольких правильных ответов.

1) Открытая форма - эта форма имеет вид незаконченного суждения; задача тестируемого - его завершить, правильно подставив слово (цифру).

Например:

Белки - это высокомолекулярные соединения, построенные из остатков альфа-

Для организации самостоятельной работы полезны текстовые задания. В них даются фрагменты текста, где используются ключевые слова. Кто изучил текст, сможет восполнить пропущенное слово, остальным придется изучать текст заново - до тех пор пока текст не будет усвоен (3).

2) Закрытая форма предполагает один или несколько ответов, которые тестируемый должен выбрать из предложенных. Например:

Эти химические соединения являются аминокислотами:

1. Пролин 2. Кератин

3. Хитин 4. Урацил

5. Миозин Вместо задания с выбором одного правильного ответа из нескольких в некоторых случаях есть смысл перейти к заданиям с выбором нескольких правильных ответов из более большого числа ответов (1). При, например, четырех правильных ответах из 12 вероятность угадать именно эти четыре нужные ответа 1:1000. Кроме невозможности угадывания повышается трудность и технологичность заданий с выбором нескольких правильных ответов. За ответы на подобные задания можно получить от 0 до 4 баллов, в зависимости от числа правильных ответов, что повышает вариацию результатов и точность педагогического измерения знаний студентов. Например:

Эти химические соединения являются аминокислотами:

I. Пролин 3. Лизин 5. Хитин 7. Урацил 9. Цитозин

II. Миозин

2. Цистеин 4. Кератин 6. Аланин 8. Тимин 10. Триптофан 12. Лизоцим

3) При выборе правильных соответствий выполняющему тестовое задание предлагается сопоставить элементы разных групп, причем так, чтобы каждому элементу одной группы соответствовал один или несколько элементов из другой группы.

Например:

Выберите правильные парные сочетания ключевых слов или фрагментов фраз и смысловых завершающих предложений: Ь1: Радикал аминокислоты Ь2: Изоэлектрическая точка белка Ь3: Пептид Ь4: Глутатион

Я1: пептид у-глутаминилцистеинилглицин Я2: группа атомов в молекуле аминокислоты, не принимающая участия в формировании полипептидной цепи Я3: продукт поликонденсации нескольких аминокислот или гидролиза белков Я4: рН среды, при которой отсутствует перенос белка в электрическом поле.

4) Установление правильной последовательности - тестируемый должен выстроить единственно верную последовательность из предложенного набора элементов.

Например:

Установите последовательность этапов в орнитиновом цикле мочевинообразования: 1: синтез аргининосукцината 2: образование мочевины 3: синтез аргинина 4: синтез карбамоилфосфата 5: синтез цитруллина

После прохождения теста учащийся получает результат. Заранее устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки. Тест оценивается по пятибалльной шкале в следующих диапазонах:

"2" - менее 50% "3" - 50%-65% "4" - 65%-85% "5" - 85%-100%

Можно использовать задания в сдвоенной форме, которые позволяют укрупнить проверенную дидактическую единицу знаний, проверить знания шире, глубже, прочнее (4).

В нашем случае при тестировании по биохимии нами также были разработаны задания в сдвоенной форме, например: Авторы теории орнитинового цикла Кребс Х. и Джонсон У. Уотсон Д. и Крик Ф. Браунштейн А. и Крицман М. По их мнению, в этом цикле образуется Гликоген Крахмал Мочевина Углекислый газ Целесообразно применять адаптивное тестирование, сущность которого в том, что при ответе на задание среднего уровня трудности тестируемому предоставляется задание более высокого уровня, и, наоборот, при неудовлетворительном ответе предоставляется задание более низкого уровня трудности. Использование такой формы контроля знаний позволит снизить вероятность возникновения ситуации, при которой все предложенные задания для тестирования будут сложными или простыми. В этом случае тестирование будет более объективным. Использование слишком сложных заданий может снизить учебную мотивацию, а использование слишком простых заданий может привести к тому что почти все студенты получат примерно одинаковые баллы, и следовательно, измерение не состоится по причине несоответствия уровню трудности заданий уровню подготовленности тестируемых студентов (6). При отсутствии предварительных оценок всем испытуемым дается задание средней трудности, и затем, в зависимости от ответа, каждому испытуемому дается задание легче или труднее.

В соответствии с принципом адаптивного тестирования разработанные тесты по биохимии имеют несколько уровней сложности.

Студенты могут использовать тестовые задания при подготовке к занятиям, зачетам и экзамену в режиме самоконтроля. Особенно важно использовать такую форму самоконтроля при подготовке к тестовому экзамену, так как при этом не только прове-

ряется степень подготовленности, но и совершенствуются навыки решения тестов, что позволяет уложиться в строго определенное время тестового экзамена (7).

Все тесты апробированы в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов В. С. Применение заданий в тестовых образовательных технологиях // Школьные технологии. — 2007. — № 3. — С. 146-163.

2. Аванесов В. С. Проблема качества педагогических измерений // Педагогические измерения. — 2004. — № 2. — С. 3—27.

3. Аванесов В. С. Система заданий в тестовой форме // Педагогические измерения. — 2006. — №2. — С. 117.

4. Баев Л. В. Задания в тестовой форме // Педагогические измерения. — 2006. — № 3. — С. 101.

5. Березин И. В., Савин Ю. В. Основы биохимии: учебное пособие. — М.: МГУ, 1990. — 254 с.

6. Минко Н. Адаптивное тестирование в медицинском образовании // Педагогические измерения. — 2007. — № 1. — С. 85—88.

7. Сборник тестов и задач по биохимии: учебное пособие / под ред. И. П. Ашмарина и А. Я. Николаева. — М.: МГУ, 1996. — 233 с.

Об авторах

Андрусенко Светлана Федоровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент кафедры биологической и медицинской химии медико-биолого-химического факультета. Сфера научных интересов - биотехнология: получение и переработка биологически активных веществ; педагогика: развитие научно-исследовательского потенциала студентов и школьников. [email protected]

Бирюкова Ирина Владимировна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат технических наук, учитель химии высшей категории, доцент кафедры биологической и медицинской химии медико-биолого-химического факультета. Сфера научных интересов - биотехнология: исследование процессов пенообразования при технологической обработке белоксодержащего сырья; педагогика: исследование возможности адаптации и внедрения в учебный процесс наукоемких информационных технологий преподавания дисциплин кафедры. Ыоте>1сЬет@,81аУ8и. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.