№4(22)2009
А. А. Фокин, В. В. Андреев
Разработка комплексной системы прогнозирования простоя банкоматов и устройств самообслуживания
В настоящее время сети банкоматов и платежных киосков получили широкое распространение. По многим признакам в ближайшее время их количество будет возрастать. Создание банком собственной сети самообслуживания (при небольшом фиксированном количестве банкоматов и отсутствии планов по активному развитию бизнеса в регионах) представляется весьма успешным шагом, при этом не требующим больших затрат.
Развитие бизнеса нередко предполагает активную розничную деятельность в десяти и более регионах по всей стране. Как правило, в этом случае приходится делать выбор: тратить деньги на открытие новых офисов и обслуживание клиентов, приходящих в банк, или делать ставку на самообслуживание и, соответственно, инвестировать в информационные технологии (1Т). В настоящее время второй путь является более востребованным. Сеть самообслуживания увеличивается, в связи с чем остро встает вопрос сопровождения.
Уменьшить время простоя, а следовательно, обеспечить доступность банкомата — одна из главных задач сопровождения. Для уменьшения времени реакции необходимо снизить нагрузку на персонал. Это возможно путем создания единого центра мониторинга, консолидирующего в своем составе данные о работе сети самообслуживания из различных автоматизированных систем. Но данные
системы мониторинга показывают состояние устройств самообслуживания (УС) только по физическому опросу датчиков, установленных на разных модулях УС. При этом состояние модулей УС отображается только на момент опроса. Система мониторинга не способна достаточно быстро предсказать переход УС в режим «Out of service» («Не обслуживает») также в связи с:
• близким завершением расходных материалов (журнальная или чековая лента);
• неполадками технического характера (отказ в работоспособности модулей и компонентов УС).
Перечисленные аспекты очень важны, так как, зная, какие устройства самообслуживания и в какой точке города в ближайшее время перейдут в режим «Out of service», можно обслуживать их более эффективно. При этом время реагирования значительно сокращается, что особенно актуально, когда в городе установлено большое количество УС.
Рис. 1. Блок-схема комплексной системы прогнозирования
125
№4(22)2009
§ §
«о
I
о
0
1
>а
о &
а «о
0
1
€ §
I §
о &
IS
is
«о
о ^
S3
о &
>а
0
с
1 §
S
£
0
1
Разработанная нами комплексная система прогнозирования(КСП)позволяет получить достоверный прогноз. Анализ результатов работы данного комплекса и «разбиение» города на «сектора реагирования» позволят более эффективно использовать человеческие, материально-технические и другие ресурсы, а также транспортную ситуацию на дорогах.
КСП разработана как дополнительный модуль к основной «Системе мониторинга и управления устройствами самообслуживания банка» ЗАО «СмартКард-Сервис» [1]. Комплекс состоит из нескольких модулей, каждый из которых выполняет отведенную ему функцию и взаимодействует с основной системой (см. рис. 1).
Программный модуль интерпретатора
Модуль представляет собой графическое диалоговое окно (рис. 2), предлагающее оператору выбрать устройство самообслуживания, его тип и тип модуля, по которому требуется прогноз. Далее модуль посылает в базу данных запрос о наличии необходимого устройства.
Система мониторинга банкоматов и устройств самообслуживания
Данный продукт позволяет с одного рабочего места, на котором установлено программное обеспечение (ПО) «АРМ Мониторинга», эффективно управлять множеством удаленных УС, непрерывно контролировать их работу, получать, обрабатывать и сохранять информацию о состоянии УС. Архитектура сети представлена на рис. 3.
Кроме того, система мониторинга выполняет:
• отображение логической структуры сети УС;
• визуализацию состояния отдельных УС и их групп;
• получение значений параметров состояния УС по запросу оператора (экспорт результатов в файл);
• формирование специализированных (финансовый, технический и т. п.) отчетов о текущем состоянии УС;
• отображение, экспорт, редактирование и хранение структуры отчета;
• оповещение оператора обо всех изменениях состояния (событиях) УС;
• ведение (хранение, отображение, экспорт) журнала событий;
• выборка записей из журнала событий с сортировкой и фильтрацией по важности, источнику, времени регистрации;
• удаленное управление УС (перевод в режим «Не обслуживает», инкассация и сверка итогов и т. д.);
• получение файлов журналов по сети (PRJ-, PRR-, PRF- и ERL-файлов).
Система мониторинга банкоматов и устройств самообслуживания является распределенной. ПО системы состоит из двух модулей: ПО «АРМ Мониторинга» на рабочей станции банка и ПО «Агент Мониторинга» на устройстве самообслуживания (см. рис. 3). Для взаимодействия модулей требуется наличие сетевого соединения между УС и компьютером, на котором установлено ПО «АРМ Мониторинга». Система функционирует в локальной и/или распределенной вычислительной сети банка. При этом требуется поддержка стека протоколов TCP/IP на маршруте соединения УС и АРМ Мониторинга.
Система мониторинга позволяет иметь несколько компьютеров с установленным ПО «АРМ Мониторинга», чтобы обеспечить иерархию контроля за состоянием УС банка — одно центральное АРМ в головном офисе банка и несколько АРМ в отделениях, обслуживающих конкретные УС.
ПО «Агент Мониторинга» устанавливается на управляющий компьютер УС в дополнение к единому гибридному ПО банкомата. На рис. 4 представлена система информационного обмена между АРМ Мониторинга и устройствами самообслуживания. Основные функции ПО «Агента Мониторинга» следующие:
• выполнение запросов ПО «АРМ Мониторинга» на сбор необходимой информации и передачу этой информации на адрес АРМ Мониторинга;
• прием и исполнение управляющих команд АРМ Мониторинга;
• отправка на адрес АРМ Мониторинга сообщений в случае изменения состояния УС.
126
№4(22)2009
оо оса
£
Рис. 2. Диалоговое окно модуля интерпретации
Устройство самообслуживания
(банкомат или платежный терминал с единым гибридным программным обеспечением)
Дополнительный модуль ПО «Агент Мониторинга»
Дополнительный модуль ПО «Агент Мониторинга»
Рис. 3. Архитектура системы
Устройство самообслуживания
(банкомат или платежный терминал с единым гибридным программным обеспечением)
127
№4(22)2009
Рабочее место администратора АРМ Мониторинга Контролируемые события Банкомат или платежный терминал
ПО «АРМ Мониторинга» Запросы о состоянии параметров Ответы на вопросы Управляющие запросы ПО «Агент Мониторинга»
Рис. 4. Схема информационного обмена между АРМ Мониторинга и УС Основная база данных
§ §
«о
1
о
0
1 «о
5
'3
о £
а «о
0
1
€ §
£ § £
о
6
§ §
«о
о &
2
0 &
1 §
>а
0
с
1 §
£
0
В базе данных сохраняется информация о состоянии устройств самообслуживания, а также о:
• количестве напечатанных чеках чековым принтером;
• количестве захваченных и принятых карт;
• количестве обслуженных клиентов;
• дате открытия и закрытия операционного дня;
• состоянии платежных систем;
• физическом состоянии модулей;
• состоянии линии связи;
• загрузке УС.
Обученная нейронная сеть
Данный модуль представляет собой многослойную обученную нейронную сеть, которая на основе анализа входных данных, полученных в процессе взаимодействия с другими модулями, выдает прогноз на выбранное устройство самообслуживания.
База данных нейронной сети
В базе данных нейронной сети сохраняется информация о процессе работы нейронной сети и степени ее обученности.
Программный модуль вывода результата
Модуль вывода результата на экран оператора — это программная оболочка, в которой
происходит графическое представление данных, полученных от нейронной сети. В данном модуле реализована возможность вывода результатов на печать либо запись в 1од-файл.
База !од-файлов
В данной базе сохраняются результаты работы КСП за предыдущее время. Хранится информация в виде М-файлов.
Специфика создания комплексной системы прогнозирования простоя банкоматов и устройств самообслуживания определяется стратегией банка на рынке предоставления услуг частным вкладчикам. Такая стратегия необходима банкам для лучшего и более экономичного обслуживания клиентов и призвана обеспечить бесперебойную работу устройств самообслуживания, что, в свою очередь, скажется на прибыли и имидже банка в условиях жесткой конкуренции. Ведь поддерживая бесперебойную работу УС, банк предоставляет клиенту услугу, а также экономит его время. Поэтому разработанная КСП представляет определенный шаг в решении перечисленных проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Система мониторинга и управления устройствами самообслуживания банка. М.:ЗАО «СмартКард-Сервис», 2006.
128