Научная статья на тему 'Разработка компетентностно ориентированных программ в области использования информационных технологий и информационных систем для подготовки выпускников экономического профиля'

Разработка компетентностно ориентированных программ в области использования информационных технологий и информационных систем для подготовки выпускников экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
616
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Овчаренко Ольга Игоревна

В данной работе рассмотрено, как специфика построения экономических задач влияет на выбор программного обеспечения и, как следствие, на качество разработанных компетентностно ориентированных программ для подготовки выпускников экономического профиля в области использования информационных технологий. Предложенный подход в совокупности с разработанными технологиями проверки компетенций позволяет обеспечить высокий уровень реализации целей обучения, сформулированных в стандартах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка компетентностно ориентированных программ в области использования информационных технологий и информационных систем для подготовки выпускников экономического профиля»

О.И. ОВЧАРЕНКО

РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ для ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В данной работе рассмотрено, как специфика построения экономических задач влияет на выбор программного обеспечения и, как следствие, на качество разработанных компетентностно ориентированных программ для подготовки выпускников экономического профиля в области использования

информационных технологий. Предложенный

подход в совокупности с разработанными технологиями проверки компетенций позволяет обеспечить высокий уровень реализации целей обучения, сформулированных в стандартах.

Информационные технологии, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, пакеты прикладных программ.

Поскольку информационные технологии (ИГ) являются одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, то задача подготовки квалифицированных специалистов, умеющих использовать современные информационные технологии в своей профессиональной деятельности, становится очень актуальной. Наличие квалифицированных специалистов, владеющих современными информационными технологиями и умеющих ориентироваться в современном информационном обществе, является одним из основных условий перехода к инновационной экономике.

Данный факт нашел отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения, отличительной особенностью которых является формирование компетентностной модели выпускника, аккумулирующей все результаты образования [1]. Анализ ФГОС ВПО по направлению 080100.62 «Экономика» показал, что сформулированный уровень целей обучения по дисциплинам, связанным с использованием информационных технологий и информационных систем в экономике, значительно выше, чем в предыдущих стандартах. Действительно, уровень компетенций, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», предполагает не прос-то ознакомление или получение представления и даже не просто владение основными приемами работы в используемом программном продукте, а умение использовать их для решения профессиональных задач. При этом результаты освоения базовой части цикла, сформулированные в терминах «знать», «уметь», «владеть», должны быть логически дополнены освоением вариативной части, которая в соответствии с ФГОС предназначена для расширения и углубления знаний, навыков и компетенций.

Очень важно, чтобыснижение уровнястандартиза-ции в новых ФГОС не повлияло на содержательную составляющую разрабатываемых рабочих программ по изучению информационных технологий в экономике. Разрабатываемые программы должны обеспечить формирование компетенций, направленных на исполь-

зование пакетов прикладных программ (ППП), различных технологических платформ, объединяющих прикладные решения для автоматизации учета и управления современным предприятием, а также на выработку практических навыков по применению данных приложений для решения конкретных задач предприятия.

Учебным планом по направлению 080100.62 «Экономика» предусмотрено изучение восьми дисциплин, напрямую связанных с освоением информационных технологий. При этом две дисциплины являются обязательными для изучения, а остальные - дисциплинами по выбору.

Поскольку практически ни для одной из дисциплин, направленных на изучение информационных технологий, ФГОС не диктует жесткие требования к выбору того или иного программного обеспечения, то возникает проблема: какое программное обеспечение выбрать для изучения в рамках конкретной дисциплины, чтобы в результате выпускник получил практический опыт работы с ППП различных групп и направленности и независимо от того, с решением каких профессиональных задач ему придется столкнуться, он мог выбрать именно тот инструментарий, который окажется наиболее эффективным для решения поставленной задачи (рис.1).

Специфика экономических задач формирует различ-ные требования к информационному обеспечению и обусловливает необходимость использования различю-го программного обеспечения. Например, отличие задач финансового менеджмента от задач бухгалтерского учета заключается в том, что они плохо структурируемы, зачастую носят нерегулярный характер и сочетают в себе одновременно вычислительный, информационно-поисковый и логический аспекты. Задачи бухгалтерского учета, напротив, характеризуются наличием четкого алгоритма и большого объема вычислений, что требует использования информационных технологий на всех этапах решения задачи. В аудиторской деятельности в основном используются текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, справочно-правовые системы, бухгалтерские программы, программыфинансовош анализа испециальное программное обеспечение [2].

Статистические и математические ППП

Элеоровюк

таблицы

Системы

искусственного

интеллекта

ППП финансового анализа

Финансовый

МАИДЖЖПТ

ППП хл* решения saдач технического анализа

Комплексные интегрированные системы управления предприятием

Справочно- 'ш. , СУБД

прамгые системы * - *

Специальное программное обеспечение аудиторской деятельности

Бухгалтерский

учет

Рис. 1. Выбор ППП для решения различных экономических задач

Рассмотрим специфику преподавания дисциплин, связанных с изучением современных ППП экономической направленности. В настоящее время существует огромное количество ППП, входящих в состав прикладного программного обеспечения и различающихся по своим функциональным возможностям и способам реализации. В свою очередь, существует довольно много способов разбиения существующих ППП на группы и классификации их по различным признакам. Условно разделим все существующие ППП, предназначенные для решения задач экономики и финансов, на три группы: ППП общего назначения, метод-ориентированные ППП и проблемноориентированные ППП (рис.2). Условным такое деление будем считать потому, что одни и те же ППП могут иметь возможности сразу нескольких групп. В первую группу отнесем ППП базового уровня, существенно различающиеся по типу реализуемых технологических операций. Эти ППП изучаются в основном в рамках курса «Поиск и обработка экономической информации средствами Интернет и офис -ных приложений», который призван заменить и качественно дополнить дисциплину «Информатика», которая формировала базовые знания в области информационных технологий в соответствии с предыдущими стандартами. В рамках этой дисциплины студент овладевает технологиями работы с текстовыми документами, обработки числовой информации средствами электронных таблиц, проектирования Web-сайтов, поиска информации в справочно-правовых системах и навигацией в Интернете.

Поскольку MS EXCEL является универсальным средством для решения огромного числа финансовых

и экономических задач, то курс «Финансово-экономические вычисления в MS EXCEL» призван расширить полученные знания по использованию таблич-ных процессоров и ориентирован на получение студентами знаний о возможности использования электронных таблиц для решения конкретных профессиональных задач. Несмотря на довольно расплывчатую формулировку компетенций в ФГОС, согласно которой выпускник должен быть «способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии», в рабочей программе учтен высокий уровень функциональности данного пакета: подробно детализируются все направления изучения возможностей MS EXCEL: от выполнения финансово-экономических расчетов с использованием встроенных функций до получения оптимальных решений с использованием надстройки «Поиск решения» и анализа полученных решений.

Логическим продолжением изучения программного продукта MS EXCEL являетсядисциплина «Информационные системы в экономике», которая позволяет студенту выйти на качественно новый профес -сиональный уровень владения ИГ: создание собственных приложений для решения конкретных финансов ых и экономических задач с использованием MS EXCEL и языка программирования высокого уровня Visual Basic for Application. Актуальность данного направления подчеркивает тот факт, что в настоящее время существует огромное количество приложений, выполненных в виде надстроек к Excel и предназначенных для решения широкого круга задач.

Пакеты прикладных программ для экономистов

Пакеты прикладных программ

ППП общего назначения (универсальные)

— Текстовые процессоры (MS Word)

— Электронные таблицы (MS Excel)

— СУБД (MS Access)

— Графические редакторы (MS Paint, Core Draw)

— Пакеты для создания презентаций (MS PowerPoint)

— Интегрированные пакеты (Ms Office)

— Офисные пакеты (органайзеры, переводчики)

— Информационно-поисковые системы

— Коммуникационные ППП

— Мультимедиа

Метод-ориентированные ППП

— Математического анализа (MathCAD PLUS (MathS о ft, США); Mathematica (Wolfram Research Inc., США), MathLab (MatliWorks Inc., США и др.)

— Сетевого планирования (MS Project; Primavera Project Planner; SureTrack, Business Plan Pro);

— Математической статистики (SPSS (SPSS Inc., США), Statistica (StatSoft, США); Эвриста (МГУ), ОЛИМП: СтатЭксперт (РОСЭКСПЕРТИЗА) и др.)

— Имитационного моделирования

— Исследования операций

Проблемно-ориентированные ППП

Банковские ППП («Диасофт-БАНК» (АО Диасофт), RS-BANK (R-Style), «Ва-Банк СТАРТ» (ФОРС))

ППП бухгалтерского учета («1C Бухгалтерия» (1C); «Инф о -бухгалтер», «Парус» и др.)

Комплексные интегрированные системы финансово-хозяйственной деятельно с ти предприятия (BAAN (США), SAP/R3 (Германия), 1C Предприятие (1C, Россия), БОСС (Ай-Ти), Галактика (Белоруссия).

СПС (Гарант, КонсультантПлюс)

ППП автоматизации документооборота(«ДЕЛО Предприятие», «БОСС-Референт» и др.)

ППП налоговой деятельности ППП аудиторской деятельности ППП финансового анализа

ППП анализа финансового состояния предприятия

(Audit Expert (Pro-Invest Consulting), Альт-Финансы (Альт), БЭСТ-Ф (Интеллект-Сервис), ЭДИП (ЦентринвестСофт) и др.)

— ППП оценки эффективное ти инвестиций (Project Expert; Альт-Инвест (Альт), FOCCAL (ЦентринвестСофт);

— ППП для финансового планировании и бюджетирования («БЭСТ-План» (Интеллект-Сервис), «Альт-Прогноз» (Альт);

«Интелев:Бюджетное управление» (Инталев) и др.)

— Интеллектуальные аналитические системы

— ППП решения конкретных задач

Рис. 2. Пакеты прикладных программ для экономистов

Важным направлением подготовки студентов по изучению ППП первой группы является дисциплина «Информационные системы и базы данных», в рамках которой студенты изучают принципы построения и функционирования информационных систем для обработки экономической информации, а также приобретают практические навыки по использованию баз данных с использованием MS ACCESS. Программа разработана с учетом того, что специалист экономического профиля должен не только уметь извлекать информацию из баз данных международной и отечественной деловой информации (по товарным рынкам, валюте, ценным бумагам и др.), но и самостоятельно проектировать базы данных, используя современный инструментарий. На этом изучение ППП базового уровня завершается и происходит переход к освоению программного обеспечения более высокого уровня сложности, которое представлено ППП второй и третьей групп.

Вторая группа метод-ориентированных ППП представлена, в первую очередь, программным обеспечением для сетевого планирования. Основной целью является изучение особенностей реализации основ -ных этапов управления проектами с использованием ППП Microsoft Project, процессов планирования, организации и управления работами и ресурсами, направленных на достижение поставленной цели в условиях ограничений на время, имеющиеся ресурсы или стоимость работ. Важным направлением является изучение программ статистического и математического анализа, которые, как правило, не используются для моделирования финансовых процессов, но являются важнейшим инструментом финансового менеджера для прогнозирования временных рядов, анализа рисков и исследования нелинейных зависимостей.

Особое место в подготовке специалистов экономического профиля занимают дисциплины, связанные с изучением комплекс ных интегрируемых сис -тем управления финансово-экономической деятельностью предприятия: «Информационная система 1C Предприятие», «Информационные системы в управлении фирмой» и «Информационные бухгалтерские системы», вошедшие в третью группу проблемноориентированных ППП. Базовыми программными продуктами, изучаемыми в рамках данных дисциплин, являются прикладные решения технологической платформы «1C Предприятие» для автоматизации учета и управления: «1С:Бухгалтерия», «1С:Управле-ние торговлей», «Ю:3арплата и Управление Персоналом» и «1СУправление производственным предприятием». Решающим аргументом при выборе ППП компании 1C послужили характеристики приложений данной платформы, к которым следует отнести масштабируемость, открытость и возможность интегрироваться практически с любыми внешними программами и оборудованием [3].

Опыт преподавания дисциплин, связанных с ис-пользованием комплексных интегрируемых систем, показал, что наиболее быстрое овладение необходимыми компетенциями достигается использованием методик, связанных с пошаговым выполнением заданий, подробно детализирующих каждый этап выполнения задания. При этом для отработки практических

навыков на занятии необходимо использование единого «сквозного» примера, позволяющего проиллюстрировать все особенности ведения автоматизированного учета. Однако одной методики недостаточно для формирования у студентов стройной системы знаний и навыков. Окончательно систематизировать все полученные знания и приобрести необходимые компетенции позволяет выполнение индивидуального самостоятельного задания, когда студент должен применить все полученные знания для решения задач «своего собственного предприятия», провести анализ полученных результатов, зафиксированных в выходных формах для принятия управленческого решения.

Завершает изучение ППП третьей группы программный продукт Project Expert в рамках дисциплины «Пакеты прикладных программ для экономис-тов», который представляет собой систему поддержки принятия решений, предназначенную для специалистов, проектирующих финансовую модель нового или действующего предприятия различных отраслевой принадлежности и масштабов.

Высокий уровень целей обучения по дисциплинам, связанным с использованием информационных технологий, предъявляет и более высокие требования к технологиям контроля компетенций и полученных практических навыков. Практика показала, что наилучшие результаты достигаются при использовании ситуационных заданий, к достоинствам которых следует отнести их экономичность, технологичность, возможность проверить навыки по установлению правильной последовательности технологических действий, операций или процессов [4].

По сравнению с традиционными ситуационными задачами схема выбора правильного ответа в разработанных ситуационных заданиях выглядит следующим образом: на каждом уровне содержится не один, а несколько правильных ответов [5, 6]. В результате получается множество «траекторий», по которым может проходить процесс обучения. Наличие нескольких траекторий связано не только с различными способами выполнения задания, но и с различными технологиями реализации каждого из этапов, что позволяет проверить не только знания, умения, кругозор, но и уровень алгоритмического мышления при принятии решений. После каждого шага программа производит проверку выбранного решения, и в случае правильно выбранного варианта происходит переход на следующий этап решения. В противном случае открывается окно, в котором приводятся разъяс-нения о возможных причинах неверного ответа и необходимые теоретические сведения для выбора верного варианта продолжения решения. При «прохождении^) такого ситуационного задания у студента развивается способность принимать решения, влияющие на изменение хода решения задачи. Опыт проведения практических занятий по дисциплинам, связанным с изучением информационных технологий показал, что предложенный подход позволил существенно повысить эффективность усвоения материала при самостоятельной работе студента, а также сформировать библиотеку заданий для проверки комплекс ных компетенций и практическихуменийстудентов [7, 8].

Поскольку в дальнейшем с развитием инновационной экономики ирынка информационных техно -логий потребность в специалистах экономического профиля, профессионально владеющих информационными технологиями, будет только расти, важной задачей становится качественная подготовка студентов с учетом требований и пожеланий работодателей. Это, несомненно, поднимет рейтинг таких учебных заведений и послужит гарантией для молодых людей получить интересную и хорошо оплачиваемую работу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http ://минобрнауки. рф/доку менгы/924.

2. Информационные системы в экономике: учебник / под ред. Г.АТиторенко. 2-е изд. М. :ЮНИГИ-ДАНА, 2008. 463с.

3. Официальный сайт компании 1C [Электронный ресурс]. URL: http://www.1C.ru.

4. Аванесов B.C. Системы заданий в тестовой форме // Педагогические Измерения. 2006. №2. С. 117.

5. Овчаренко О.И, Плаксиенко Е.А. Совершенствование методов формирования профессиональных компетенций с использованием ситуационных заданий: Ма!епа1у VII Miedzynarodowej naykowi-ргас1ус7пе) коПегешее Ргеешу81 Майка I studia, 2012. Р. 74-77.

6. Овчаренко О.И, Плаксиенко ЕА. Совершенствование системы проверки компетенций студентов на базе использования современных информационных технологий и ситуационных заданий //Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2012. №1(15). С. 84-87.

7. Овчаренко О.И., Плаксиенко Е.А. Создание обучающих систем на основе библиотек ситуационных заданий: материалы XIV Международной научно-технической конференции «Моделирование, идентификация, синтез систем управления». Донецк, 2011. С. 110-112.

8. Овчаренко О.И., Третъяченко ДМ. Повышение эффективности формирования профессиональных компетенций и практических навыков с использованием ситуационных заданий: материалы XIII Международной конференции «Информационные коммуникационные технологии в образовании». Борисоглебск: Изд-во ФГБОУ ВПО «БГПИ», 2012. С. 183-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.