ЭКОЛОГИЯ И МОНИТОРИНГ ЛЕСА
ками листья и наконец самый нижний ярус - зеленый.
Судя по состоянию роста и развития, а особенно по декоративным свойствам, данный вид может быть вполне перспективным для использования в озеленении субтропической зоны Абхазии и всего ЧПК, а также для разведения в лесных культурах как быстрорастущая, ценная древесная порода.
Библиографический список
1. Бебия, С.М. Эколого-географические особенности голосеменных растений / С.М. Бебия, Ж. Дебреци, И.О. Рац. - Тайвань: Бюлл. МОИП. Отд. биология, 2000. - Т. 105. - Вып. 3. -С. 45-51.
2. Чжуан-да, У Тайвань Географический очерк / У Чжуан-да. - М.: 1959. - 329 с.
3. Flora of Taiwan. Taipei, Taiwan, Roc. - 2nd ed., Vol. 3. - 1993. - p. 594 - 598.
РАЗРАБОТКА КЛАССИФИКАЦИИ ЛАНДШАФТНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ
В.Д. ЖУРОВ, Главный ботанический сад им. Н.В. ЦицинаРАН
Слово экспозиция происходит от латинского «expositio» - выставлять и означает в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. В ботаническом саду под предметом, выставленным на обозрение, необходимо понимать как непосредственно растение, так и окружающее его пространство - особенно в случае ландшафтных экспозиций. Хотя и для коллекционных участков пространство вокруг растения имеет большое значение - солитер, группа и т.д. Экспозиционная работа - одно из направлений деятельности ландшафтного архитектора в ботаническом саду, основа которой в грамотном проектировании экспозиции и выработке методологии ее содержания. Также необходимо учитывать множество факторов, влияющих на создание и содержание оформляемой территории: экологические - климат, почвы, местная флора и т.д., антропогенные - потоки посетителей, рекреационная нагрузка, общая культура населения, экономические - бюджет, выделенный на создание экспозиции, затраты на содержание, окупаемость, возможность развития и т.д.
Классификация экспозиций до определенной степени условна, и в процессе создания ее нужно руководствоваться не только теоретической базой, но и реальными условиями местности, научными и общественными требованиями и т.д. В то же время данная классификация позволяет выделить определенные группы экспозиций, схожих как по
zhurov. [email protected] подходам к проектированию, так и по основам их содержания.
В качестве примера классификации предлагается следующая градация.
1. Ботанические экспозиции
Ботаническая экспозиция - это территория, на которой коллекция растений экспонируется по систематическому принципу в родовых комплексах, по возможности объединенных в семейства. Состав и строение таких экспозиции весьма многообразны в силу различных экологических и физиологических свойств каждой отдельной рассматриваемой группы растений. Такие экспозиции интересны как специалистам, так и простым посетителям сада.
Наибольшее распространение получили дендрарии и арборетумы, обычно они занимают значительную часть территории сада. Например, в ГБС РАН дендрарий составляет 43 % от общей площади экспозиций, в Никитском ботаническом саду 88 % от общей площади экспозиций. В них отводится основная площадь под участок местной флоры, остальную часть занимают коллекции различных систематических групп. Построение композиций в подобного рода насаждениях преимущественно выполнено с учетом общепринятых правил и норм проектирования больших парков - аллеи, поляны, солитеры, группы. Все эти приемы используются для демонстрации растений. Редкие интродуценты акцентируются с помощью композиционных решений. На-
142
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2012
ЭКОЛОГИЯ И МОНИТОРИНГ ЛЕСА
пример, солитер или группа, составленная из нескольких «фоновых» растений, и как акцент добавляется редкий интродуцируемый экземпляр. Важнейшим показателем, по которому размещаются растения, служит экологическая ниша, которую они занимают в природе. В ботаническом саду необходимо создавать эти условия для успешного произрастания интро-дуцируемых растений.
2. Опытно-селекционные экспозиции
Опытно-селекционная экспозиция
- это территория, отведенная под экспериментальные посадки растений, апробации научных исследований ботаников, селекционеров и др. Имеют в основном сугубо научный интерес, так как на них можно наблюдать исключительно научные процессы: выведение новых сортов, введение новых культур в условия той местности, где находится ботанический сад и т.д. Эти экспозиции необходимо отделить от основной территории сада
- ограничить доступ посетителей. Присутствие на подобной экспозиции посетителей без куратора может нанести существенный вред научно-исследовательской работе. Располагаться они должны вдали от прогулочных маршрутов.
3. Растениеводческие экспозиции
Растениеводческие экспозиции - это экспозиции, демонстрирующие достижения отечественной и зарубежной селекций растений. Коллекции создаются в основном по систематическому признаку. Имеют цель показать посетителю многообразие сортов и форм растений. Имеют по большей части научный интерес, а также пользуются популярностью у садоводов-любителей.
4. Ботанико-географические экспозиции
Ботанико-географическая экспозиция
- это территория, оформленная сообществами растений, произрастающих в границах одной географической зоны. Демонстрируют возможности интродукции растений из других условий в искомые. Например, в ГБС РАН успешно продемонстрированы ботанико-географические экспозиции: флора Кавказа, флора
Дальнего Востока и др. Вызывают большой интерес у посетителей всех категорий.
5. Экологические экспозиции
Экологическая экспозиция - это участок, оформленный с помощью определенных экологических групп растений (прибрежные, болотные растения и др.) Создаются определенные условия, свойственные экологической группе, либо условия, необходимые для развития определенных физиологических свойств экспонируемых растений. Например, для создания экспозиции Сад водных растений обязательно следует предусматривать специальные пруды, оборудованные деками, позволяющими подойти близко к растениям и оценить их красоту в полном объеме. Подобные экспозиции интересны как специалистам, так и широкому кругу посетителей.
5.1.1. Сад водных растений.
5.1.2. Сад прибрежных растений.
5.1.3. Теневой сад.
5.1.4. Альпинарий.
6. Ландшафтные экспозиции
Ландшафтная экспозиция - это территория, оформленная с помощью приемов ландшафтной архитектуры, имеющая цель продемонстрировать не только многообразие растительности ботанического сада, но и возможности их применения в различных композициях. В большей степени они по сравнению с другими экспозициями ориентированы на простых посетителей сада (неспециалистов). Наиболее перспективным мы считаем создание целостной системы из ландшафтных экспозиций, позволяющей отвести основные потоки посетителей от научного сектора и доступно показать посетителям возможности применения всего многообразия растений ботанического сада в ландшафте. Планировочная структура экспозиций должна отвечать как рекреационным нагрузкам, так и научным потребностям территории.
6.1. Историко-этнические экспозиции.
К таким экспозициям относятся участки ботанического сада, оформленные в классических канонах национальной архитектуры
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 1/2012
143
ЭКОЛОГИЯ И МОНИТОРИНГ ЛЕСА
и времени, определяющего стилистику пространства. Создание подобных экспозиции сопряжено с большой работой по тщательному подбору как растений, так и различных материалов, передающих имитируемое время или культуру. Большое значение имеет стилевая достоверность - сохранение пропорций основных планировочных элементов, малых архитектурных форм и т.д., подбор растений, успешно заменяющих имитируемые растения других климатических зон. Ведь далеко не всегда возможно использование растений из тех климатических зон, которые необходимо воспроизвести в условиях данной местности. Например, в ГБС РАН экспозиция «Японский сад» оформлена 30 % растений из японо-китайской климатической зоны, а 70 % растений - это грамотно подобранные аналоги, сохраняющие общую композиционную структуру экспозиции и не перетягивающие на себя внимание посетителей. Подобные экспозиции вызывают огромный интерес у посетителей. Особенно сильно рекреационная нагрузка на экспозицию возрастает в период максимальной декоративности. Во время цветения сакуры экспозицию «Японский сад» в ГБС РАН посещают до двух тысяч человек единовременно.
6.1.1. Японский сад.
6.1.2. Сад камней.
6.1.3. Китайский сад.
6.1.4. Французский сад.
6.1.5. Итальянский сад.
6.1.6. Русский сад.
6.2. Растительно-декоративные
К растительно-декоративным экспозициям следует отнести территории ботанических садов, оформленные с помощью растений с определенным морфологическим признаком или группой признаков. Например, «Сад пурпурных форм» - здесь предполагается создавать ландшафтные композиции с помощью растений, обладающих пурпурными листьями, стеблями и цветами.
6.2.1. Колористические
- Сад золотистых форм;
- Сад серебристых форм;
- Сад пурпурных форм;
- Сад пестролистных форм.
6.2.2. Габитуальные
- Сад шаровидных форм;
- Сад конических форм;
- Сад горизонтальных форм;
- Сад карликовых форм;
- Сад бонсай;
- Лианарий (сад лиан);
- Кониферетум.
6.3. Монокультурные
К монокультурным относятся экспозиции, составленные из растений одной систематической категории. В зависимости от конкретной ситуации и выбранной культуры планируется территория с учетом демонстрации максимальной декоративности растений. Но есть некоторые экспозиции, история которых уходит в прошлое, и определенные планировочные элементы являются необходимыми для их воспроизведения. Например, одна из первых ландшафтных экспозиций в истории человечества «Розарий», неразрывно связанная с христианством, имеет в основе регулярную планировочную структуру. Ведь еще в V-VI веках н.э. при монастырях начали создаваться розарии. Роза как символ чистоты Богоматери находилась в особом почете у служителей церкви и прихожан. В свою очередь Монастырские сады принято считать прообразом ботанических садов, а, следовательно, Розарий как экспозицию, носящую декоративно-культовый характер, можно определить как первую ландшафтную экспозицию в ботанических садах.
6.3.1. Сиренгарий (сад сирени).
6.3.2. Птеридарий (сад папоротников).
6.3.3. Розарий (сад роз).
6.3.4. Сад тюльпанов.
6.3.5. Сад георгин.
6.4. Тематические
К ним относятся оформляемые территории, воспроизводящие какой-нибудь поэтический замысел автора или имеющий в основании какой-то образ, обыгрываемый ландшафтным архитектором. Основываются подобные экспозиции на образном восприятии имитируемой цели. Грамотная передача
144
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2012