Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЙ'

РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОРТАЛ / КОНТЕНТ / МУЛЬТИМЕДИА / ПРОГРАММА ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боранбаев А.С., Боранбаев С.Н., Сагидолда Б.

В настоящее время в условиях пандемии COVID-19 школы Казахстана перешли на дистанционную форму обучения. В связи с этим возросла роль информационных технологии, различных компьютерных приложений и программ для онлайн обучения. В статье описано создание и функционирование интеллектуальной информационной технологии для онлайн обучения в условиях пандемий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боранбаев А.С., Боранбаев С.Н., Сагидолда Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЙ»

При этом достаточно иметь одну ДГУ с маховиком. Маховик может размещаться на валу между генератором и возбудителем или каким-либо другим способом (например, отдельно от вала генератора и быть связанным с ним цепной или клиноременной передачей).

Литература

1.Numata Respouse of Exhaust Turbolower by sudden Load Change Mitsubishi Nippon Heavy Industries Technical Review, 1981,vol.2N1.

2.Антонович С.А. Динамические характеристики объектов регулирования судовых дизельных установок - Л.:Судостроение, 1986. -277с.

3.Крутов В.И. Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания. Москва: Машиностроение, 1968. - 535с.

4.Пронина А.К. Моделирование дизель-генераторной установки в режимах резких изменений нагрузок / А.М. Олейников // сб. науч. тр. / СНУЯЭ и П - Севастополь, 2014. - Вып. 2(50). - С.169-175.

5.Мелешкин Г.А. Переходные режимы судовых электроэнергетических систем / Г.А. Мелешкин. Ленинград: Судостроение, 1971 - 344с.

б.Запальский В.Н. Влияние отклонения напряжения и частоты на качество электроснабжения морского подвижного объекта / В.Н. Запальский, К.Н. Запальский //Вестник -

Энергетика и энергоресурсосбережение: сб. науч. тр. / КДПУ им. Михайло Остроградского, 2009. -Вып.3(56). - С. 187-190.

7.Жежеленко И.В. Показатели качества электроэнергии и их контроль на промышленных предприятиях И.В. Жежеленко. - 3-е изд., доп. -Москва: Энергоатомиздат, 2000. - 190с.

8.Воршевский А.А. Электромагнитная совместимость судовых технических средств / Воршевский А.А , Гальперин В.Е. СПбГМТУ. -СПб 2006. - 317с.

9.Савенко А.Е. Разработка и исследование методов и средств устранения обменных колебаний мощности в судовых электротехнических комплексах. Автореферат диссертации соиск. Степ. к.т.н. ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет. г.Керчь, 2015 - 24с.

Сведения об авторах

Пронина Анна Константиновна - старший преподаватель кафедры «Судового

электрооборудования» Морской институт Севастопольский государственный университет, г. Севастополь. Information about authors

Pronina Anna Konstantinova - senior lecturer in the Department of Ship Electrical Equipment of the Maritime Institute of Sevastopol State University, Sevastopol

РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОНЛАЙН

ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЙ_

]Боранбаев А.С., 2Боранбаев С.Н., 3Сагидолда Б.

2,3 Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева,

1 Назарбаев Университет, г. Нур-Султан, Казахстан

АННОТОЦИЯ

В настоящее время в условиях пандемии СОУГО-19 школы Казахстана перешли на дистанционную форму обучения. В связи с этим возросла роль информационных технологии, различных компьютерных приложений и программ для онлайн обучения. В статье описано создание и функционирование интеллектуальной информационной технологии для онлайн обучения в условиях пандемий.

Ключевые слова: Образование, портал, контент, мультимедиа, программа, информационные технологии, система.

1. ВВЕДЕНИЕ

Пандемия СОУГО-19 внесла свои корректировки в образовательный процесс в Казахстане. Свою роль сыграли также маленькая плотность населения в Казахстане - 6,84 человек на один квадратный километр (большая площадь территорий страны при относительно небольшом количестве проживающих в ней людей).

В связи со сложившейся ситуацией, школы Казахстана были вынуждены перейти на новые формы обучения:

•обучение через Интернет; •обучение через телевизионные каналы и радио;

•обучение в штатном режиме в отдаленных селах, а также направление учебных материалов по почте в отдаленные малонаселенные пункты.

Именно по такому формату была начата учеба в школах страны. Подавляющее большинство школьников, а именно 2,4 млн. человек, обучаются через Интернет. Для обучения доступны интернет-платформы <Юагуп.Оп1ше», «^нделт> и «ВШтЬаМ». На данных платформах школьники находят видео уроки, которые соответствуют учебной программе школы. После просмотра видео уроков учащиеся получают задания от своих учителей и отвечают на вопросы по пройденному материалу. При необходимости можно пересматривать видео урок и обсуждать имеющиеся вопросы с учителями. В некоторых

школах педагоги проводят уроки через зарубежные системы. К примеру, Microsoft Teams, Meet by Google Hangouts и др. Учащиеся этих онлайн-платформах могут самостоятельно выполнять задания и просматривать результаты. Однако контент платформ не всегда позволяет найти нужную тему.

В настоящее время многие учащихся получают образование в образовательных центрах, где основное внимание уделяется «качественному образованию и разумному воспитанию». Они готовятся к поступлению в лучшие школы страны,

такие как Назарбаев интеллектуальная школа, Республиканская физико-математическая школа, Образовательно-инновационная школа, школа-лицей «Зерде» и др. Подготовка к поступлению в школы и лицеи для одаренных детей ведется в двух формах. Три дня в неделю занятия проводятся онлайн в форме лекций. Остальные два дня практические занятия проводятся в офлайн режиме. На шестой день ученики могут пройти тесты на портале и проверить свой знания. На рисунке 1 приведена динамика роста числа учащихся в образовательном центре «Zerdeli».

количество учащихся количество учителей

2014 2017

2019

Рисунок 1 - Количество учащихся и предподавателей

Основным направлением образовательного центра является подготовка к олимпиадам высокого уровня, выявление особо способных детей по математике и другим дисциплинам естествознания, повышение профессиональной квалификации учителей естествознания. Образовательный центр проводит большую работу и вносит существенный вклад по подготовке призеров республиканских и международных олимпиад. В результате систематической

подготовки в образовательном центре, учащиеся поступают в различные школы для одаренных детей: «Назарбаев интеллектуальные школы» (НИШ), «Зерде», «Республиканская физико-математическая школа» (РФМШ),

«Образовательно-инновационный лицей» и др. Успешно сдают Единое национальное тестирование (ЕНТ). Поступают в известные отечественные и зарубежные университеты (Рисунок 2).

ПОБЕДИТЕЛИ ОЛИМПИАДЫ

91

52

m

24

городской республиканский международный

M

2016 2017

2018 2019

i

статистика поступивших в НИШ

ф I

2016 2018

(ЗЕРДЕ—)

ЕНТ 2017

m

121 балл П балл

111

балл балл

102 98 балл

Рисунок 2 - Статистика до 2019 года

Образовательный портал помогает улучшить знания обучающихся, обучающиеся могут значительно повысить уровень знаний, используя эту платформу самостоятельно. Учебный материал на портале доступен в трех языковых версиях: казахском, русском и английском языках. Учащийся получает необходимую информацию для поступления в университет, для подготовки к обучению в вышеупомянутых ведущих школах и

др.

2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОРТАЛА

Портал - web-сайт, предоставляющий пользователям прямой доступ к ряду наиболее востребованных ресурсов, приложений и сервисов, подобранных по определенному тематическому признаку. Как правило, порталы содержат поисковые службы, каталоги, форумы, блоки тематических статей и предоставляют персональный доступ, открывающий

дополнительные возможности для пользователей. Часто подобные порталы называют web-порталами.

Применительно к образованию портал рассматривается как многофункциональное средство получения знаний, обладающее значительным педагогическим потенциалом, реализация которого обеспечивает формирование информационной компетентности учащихся в информационной среде.

Разработка портала по дистанционному обучению включает в себя выполнение следующего комплекса задач:

1) Проектирование и разработка интернет ресурса позволяющего 24 часа в сутки 7 дней в неделю дистанционно осуществлять доступ к обучающим материалам.

2) Выбор аппаратной и программной платформы портала.

3) Разработка графического дизайна, структуры базы данных и функциональной оболочки портала.

4) Настройка и внедрение системы дистанционного обучения;

5) Проектирование пользовательского и административного интерфейса панели управления порталом.

Для решения указанных выше задач была внедрена интегрированная система управления порталом. Интегрированная система управления порталом строится на основе использования ряда современных информационных технологий.

На портале реализован диалог с пользователем перед выполнением любых манипуляций связанных с изменением или получением информации. Пароли и личные данные пользователей хранятся в отдельных таблицах, к которым имеет доступ только система и, в исключительных случаях, администратор. Пользователь становится полноправным членом портала по дистанционному обучению после

прохождения и подтверждения регистрации. В случае возникновения проблем с паролем учётной записи пользователю предоставляется сервис восстановления пароля и логина по указанному адресу электронной почты. После авторизации на портале пользователь становится полноправным авторизованным участником дистанционного обучения. Он может отредактировать свои личные данные, загрузить свои данные или добавить других пользователей портала в друзья.

Система дистанционного обучения портала также включает в себя пользовательский интерфейс более расширенного характера. Здесь пользователь имеет пакет прав на манипуляцию своим публичным профилем в соответствии со своей ролью на портале (администратор, учащийся, автор курса, преподаватель и т.д.). Информация профиля может быть доступна в расширенном и сокращённом варианте, существуют обязательные и необязательные поля профиля. На портале функционирует сервис онлайн переписки между авторизованными пользователями, сообщения хранятся в отдельном архиве у каждого члена переписки. Также доступен сервис хранения файлов на сервере портала, для этого реализован специальный пользовательский интерфейс добавления и удаления файлов. Отдельным пунктом профиля системы дистанционного обучения является разработка модуля мультиязычности портала. Каждый пользователь имеет возможность выбрать из списка предложенных языков предпочтительный язык для меню и непосредственно для самого обучения. Для удобства изучения лекций и курсов, главная страница портала полностью настраиваемая, все пункты меню, профиля и поиска можно скрыть как панель вкладок.

Информационная архитектура - понятие, которое неразрывно связано с контентом, структурой и оптимизацией. Под архитектурой понимается система организации файлов, страниц и другой информации, содержащейся на портале. Главная цель информационной архитектуры портала - это создание ресурса, который бы позволил пользователю быстро найти необходимую информацию. Для увеличения максимального удобства и эргономичности web-портала архитектура портала была поделена на три элемента, которые в сумме образуют единую систему. Система успешно решает задачи изложенных концепций благодаря работе CDN (Content Delivery Network), позволяющей оптимизировать доставку и дистрибуцию контента конечным пользователям в сети Интернет. Использование CDN способствует увеличению скорости передачи и загрузки пользователями аудио, видео и других видов цифрового контента. На рисунке 3 приведена структура информационной архитектуры с использованием CDN.

Клиенты База данных

Рисунок 3 - Структура информационной архитектуры с использованием СБЫ

Оптимальное планирование и распределение ресурсов портала включает в себя оптимизацию информационной архитектуры портала, систематизацию страниц, распределение внутренних ссылок, проставление различных тегов, необходимых для поискового продвижения. Это достигается использованием ориентированной на эти процессы системы управления контентом, в которой предусмотрен процесс систематизации всего контента портала. Каждая статья принадлежит определённому разделу, каждый раздел структурно входит в определённую категорию, процесс оптимизации достигается за счёт присвоения каждой структурной единице данной иерархии индивидуального номера, который вносится в реестр базы данных. Схожие статьи из одной общей родственной категории заносятся в одну таблицу, что позволяет оптимизировать и время поиска, и время загрузки

необходимого web-контента. Реализация расширенного интеллектуального поиска контента по порталу выполнена отдельного для каждого составного элемента портала. Так, свой поиск имеет как файловое хранилище, так и система дистанционного обучения и другие элементы. Формат поиска выполняется двумя способами, либо непосредственным входом на web-страницу поиска, либо через форму на главной странице.

При создании портала применяются специальные методы и технологии по его оптимизации и обеспечению надежности и отказоустойчивости [1-6]. На первой странице портала размещен короткий двухминутный видеоролик для ознакомления учащихся с онлайн-платформой (Рис. 4) Также внизу этой страницы содержатся статистические данные о образовательном центре «2еМеИ».

Питая Тепы -• Курсы Войти Рыиеграцим RU -

ZERDELI ONLINE

В школы, км НИШ, БИЛ и РФМШ К ЕНТ. SAT и NUFYPET Для мнятмй по шпале ной программа Подготовка к предметным олимпиадам

Рисунок 4 - Страница для ознакомления с платформой

Уроки проводят высоко квалифицированные преподаватели в специальной студии с помощью инновационных интерактивных досок в режиме реального времени. Во время урока преподаватели, наряду со своим многолетним опытом работы, используют современные технологии, чтобы объяснять сложные темы интересно и просто.

Также применяются анимация и иллюстрация для более лучшего усвоения уроков учащимся. Эта система обучения помогает сократить общую продолжительность онлайн-уроков, так как длительные онлайн уроки могут утомить учащихся, и теряется их интерес к учебе. Уроки одновременно записываются на видео, а затем редактируются и

загружаются на онлайн-платформу. Студия предоставляет такие возможности: интерактивное взаимодействие с объектами презентации во время записи лекции; готовое видео сразу после окончания съемки; проведение онлайн видеотрансляций лекций и вебинаров. Для видеозаписи и вебинаров используется программа Jalinga Studio. С его помощью можно записывать видеолекции и видеоинструкции, видеоуроки, видеоконференции. А также можно использовать уникальные возможности по включению в презентацию видео, аудио и др. Можно создать презентацию в программе Jalinga Studio или импортировать из PDF. Презентацию в формате PDF можно выгрузить из большинства специализированных программ.

Презентацию можно создать в программе Jalinga Studio или PowerPoint. Для записи в студии презентацию, созданную в PowerPoint, необходимо сохранить в формате PDF. На презентации спикер является частью слайда, поэтому контент презентации должен окружать, а не перекрывать его. При создании презентации в PowerPoint можно

использовать специальные шаблоны. При создании презентации в PowerPoint не рекомендуется использовать анимацию, так как она пропадет после сохранения в PDF. Анимацию возможно сделать в редакторе Jalinga Studio. Не рекомендуется перегружать слайды информацией и использовать на одном слайде более двух шрифтов.

Технические возможности Jalinga Studio.

1. Дистанционное управление презентацией. Управление презентацией осуществляется дистанционно с помощью презентера. Некоторые кнопки презентера могут выполнять несколько функции.

2.Петличная микрофонная система.

3.Настройка записи звука.

4.Настройка трансляции и записи.

5. Алгоритмическое улучшение фона. Улучшение фона необходимо в случае, если цвет фона в кадре становится неравномерным, что может быть связано с расстановкой света.

6.Калибровка системы распознавания жестов.

Интерактивная студия «Jalinga» представлена

на рисунке 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5 - Интерактивная студия «Jalinga».

С помощью Adobe Premier Pro делается сборка готовых видеоуроков, mp4 видео конвертируется в

форматы 1080p Full HD, 720 и 480, затем каждое видео сохраняется в отдельной папке (рисунок 6).

Рисунок 6 - Этап конвертации форматов видео.

Затем размер видео уменьшается с помощью программы «НапйВгаке» и загружается на портал «online.zerdeli.kz». Размер загружаемого на портал видеоролика не должен превышать 1 ГБ. Чтобы загрузить видеоуроки на портал, нужно перейти в раздел «Курсы» и выбрать там нужный курс. Из

курса выбирается тема урока, соответствующее данному видео, далее видео добавляется в помощью кнопки «Добавить видео материал». Выбирается раздел, к которому относится материал, вводится название видео и указывается продолжительность в часах и минутах, затем

отредактированное видео выкладывается в разных представлен процесс загрузки видео на платформу

форматах. Также, здесь можно указать, будет ли в разных форматах. видео платным или бесплатным. На рисунке 7

© Д ||11|и //ииДт ? щк! ^ |0Г| и и и Г| |1|~11 | п И|Г| |>_|7Т~| I пц ||| 11|| <П||||ц н Ы 1ГЦ| ицпиТ^и 7 © ытк

2гЕНОЕН Гласим Теиы ■ Кпп* Б^ырлан ~ .¿длин V ри V

Г- ЧМпЛг^ЩГп

Редактирование урокам Новый урок

Рисунок 7 - Процесс загрузки видео на платформу в разных форматах.

В разделе учебных курсов учащиеся могут найти необходимый им предмет. Например, при выборе математики, учащийся приобретает по этому предмету все уроки, связанные с этим курсом. По каждой теме есть видеоуроки. После сдачи тестов, учащиеся сразу получает результат тестирования.

На образовательном портале используются следующие формы контента.

1. Текстовый контент - тесты, отчеты, информация и др. Контент охраняется законом об авторском праве, так как контент является продуктом интеллектуального труда. Объем контента выражается в единицах измерения количества информации (Кб, Мб). Особую важность имеет актуальность контента, его

значимость в настоящее время, достоверность предоставленных данных. А также соответствие контента целям, поставленным пользователем при его поиске.

2.Видео контент - позволяет легче воспринимать и усвоить учебный материал. Он также важен как и текстовый контент.

Портал имеет собственную базу данных, в котором в частности хранится контент. Для проверки уровня своих знаний, у учащихся есть возможность перейти в раздел «Тесты» и сдать нужный тест. Чтобы заполнить содержание тестов, надо перейти в раздел «Тесты» и выбрать нужную тему и язык, нажать кнопку «База вопросов» и выбрать нужную тему и варианты. Далее надо следовать инструкциям программы (рисунки 8-9).

© Л ' )1'.,.' ми1ин л:м)Н .к/ *7! , Ми Л 8М ... ® о

Я ЫЬфлтМЬ Г> -7(778)109 11 11 § га £

Т^ЕРОЕН пимя Тесты - Курсы Бвуырвюм - АДММН V ии V

1 и'-, п ейдамгг VI«-»

Для казахских Дли русских

ни с сов классов

Выбор теста ЕНТ ЕНТ

Главная » КЗМ Гкшахыме классы) > Выбор геста НИШ НИШ

тестов найдено ЬИ» ЫМ1

НИМИ »«ФМШ

| Ю «лассам Но «пассам

Поиск по тестам:

1|.Гк:(]М1г и|х',ч».чт;

2Е(1рЕи

¡лавная 1©сты V Курсы муырквн V Адм*н V ки V

База вопросов

НЙ18ЯННР

Тима

Ьэривнг 11ИШ К1 иссы)

Тою

Н Допвеит

К) ^ Ьг.

Ш 0 1е (л

У1С О М€

1, РНТ |руг.г>:иг -«гиггь I

I дао

¿1 2023-10-ннржш лЕ-иший 202и 1У мриант(Ь етвсс) • 202.1-1 -чИ|А1.ип |;3-иии:) 202111 варианту <пасс)

ьк текэеугеэ жъйеа о)

Ьаокамт Млп

Да Приемы р

20191111 Нет П|юсмиф

Рисунок 8 - Ввод вопросов в базу в разделе «Тесты».

Рисунок 9 - Ввод вариантов ответов.

В разделе «Тесты» учащиеся могут выбрать и пройти нужный им тест. Например, школьник, готовящийся к поступлению в какую-то специализированную школу, может выбрать эту школу и пройти тест по нужному ему предмету. По завершению теста, можно сразу увидеть

результаты. При необходимости можно посмотреть нужный учебный материал, а затем пройти тест еще раз. База данных тестов большая, и варианты ответов указаны в случайном порядке.

На рисунках 10 и 11 приведены результаты тестов учащихся 6-х классов.

Н Магтематпка □ Мат. сауаттылыц Щ^азак [ ОрыстГл! ВАгылшын

Рисунок 10 - Результаты подготовительного теста 6-го класса для поступления в НИШ

Keyword Active Users

There is no data for this view.

Рисунок 11 - График мониторинга участников теста.

Учащийся может подготовиться к поступлению в университет, пройти онлайн-тестирование по предметам единого национального тестирования и др. Система постоянно совершенствуется. Подготовка учебных материалов по каждому предмету выполняется высоко квалифицированными преподавателями. Преподаватель готовит по своему предмету

учебные материалы и тесты. Затем администраторы загружают готовый контент на сайт.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в Казахстане, 2020-2021 учебный год начался в дистанционном формате обучения для 111 классов во всех школах страны с строгим соблюдением всех санитарных норм, кроме малокомплектных сельских школ в отдаленных

районах и «дежурных» классов начальных школ. В этом учебном году в 7391 школах Казахстана обучается более 3,3 млн человек, в том числе в 1 классе - более 396 тыс. детей. В обычном штатном формате в школах обучаются некоторые ученики начальных классов, из которых сформированы так называемые «дежурные» классы. Отбор школьников в «дежурные» классы проходил по заявлениям родителей. Количество детей в этих классах не должно превышать 15 человек. В «дежурных» классах обучается более 530 тысяч детей, а в штатном режиме обучается более 157 тысяч учащихся. Остальные школьники обучаются онлайн. В этих условиях важно применять современные информационные технологии для обучения школьников. Можно выделить три основные особенности онлайн-занятий, проводимых на мультимедийном образовательном портале: учебные материалы составлены опытными и квалифицированными специалистами и по содержанию соответствуют школьной учебной программе; интерактивная доска позволяет объяснять ученику тему с помощью различных анимации, графиков и рисунков; есть возможность одновременно проводить занятия с помощью специальных программ и по каналу YouTube. Образовательный портал дает краткое и понятное объяснение тем: интересные видео уроки с анимацией; каждая тема объясняется с помощью нескольких коротких видео уроков; каждый видео урок длится 6-12 минут; каждая тема содержит практические интерактивные задания; видео уроки направлены на самостоятельное обучение.

Подтверждение. Исследование

финансировалось Комитетом науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (грант № AP09261118).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Seilkhan Boranbayev, Askar Boranbayev, Bahtiyar Mukashev, Sanzhar Altayev. The

УДК 621.22-253

ГРНТИ 81.01.07

development of technology of creation and optimum planning and distribution of resources of integrated educational portal. The 2014 International Conference on e-Learning, e-Business, Enterprise Information Systems, and e-Government (EEE'14), Las Vegas, Nevada, USA, 2014. -P. 47-51.

2. Боранбаев С.Н., Мукашев Б.С. Технология разработки интегрированной системы управления информационным образовательным порталом. Труды III Международной научно-практической конференции Информатизация общества. -Астана, 2012, с.122-124.

3. Боранбаев С.Н., Мукашев Б.С. Разработка технологии создания и оптимальное планирование и распределение ресурсов интегрированной системы управления информационным образовательным порталом. Вестник ЕНУ имени Л.Н.Гумилева. 2012, №4, с.58-65.

4. Боранбаев С.Н., Мукашев Б.С. Оптимизация ресурсов интегрированного образо-вательного портала для дистанционного обучения. Труды международной научно-практической конференции «Информационные и телекоммуникационные технологии: образование, наука, практика», посвященная 50-летию Института информационных и телекоммуникационных технологий. Том 1. -Алматы, 2012, с. 61- 64.

5. Боранбаев С.Н., Мукашев Б.С. Разработка технологии создания и оптимальное планирование и распределение ресурсов виртуальной образовательной среды. Труды 1 международной научно-практической конференции «Интеллектуальные информационные и коммуникационные технологии - средство осуществления третьей индустриальной революции в свете стратегии Казахстан - 2050». -Астана, 2013. -С. 469-472.

6. Boranbayev S.N., Sagidolda B. Technology of developing a multimedia learning portal. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - № 4(73). - 2020, с. 59-64.

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА С УЧЕТОМ _ДЕСЯТИЛЕТНЕГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ_

РР1: 10.31618/ЕБи.2413-9335.2021.7.84.1306 Ефремов Сергей Николаевич1

Канд. техн. наук, доцент Тимофеев Вячеслав Алексеевич2

Старший преподаватель Гончар Артур Бореславович3

Канд. техн. наук, начальник лаборатории 1,2. ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь

3. Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училища имени П.С. Нахимова,

г. Севастополь

АННОТАЦИЯ

Выполнен анализ температурно-влажностных характеристик воздуха в городе Севастополь за период 2009...2019 годы. По результатам среднемесячных показаний восьми параметров выявлено смещение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.