Научная статья на тему 'Разработка интегрированной системы информационного сопровождения'

Разработка интегрированной системы информационного сопровождения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Недорез Юрий Иванович, Малашенко Анатолий Емельянович

На основе результатов научно-исследовательских и конструкторских разработок Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН рассматриваются научно-технические и организационные возможности создания в Дальневосточном регионе России интегрированной системы информационного сопровождения. Обосновывается необходимость нового нетрадиционного организационного подхода к решению этой насущной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Недорез Юрий Иванович, Малашенко Анатолий Емельянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка интегрированной системы информационного сопровождения»

Вестник ДВО РАН. 2004. № 1

Ю.И.НЕДОРЕЗ, А.Е.МАЛАШЕНКО

Разработка интегрированной системы информационного сопровождения

На основе результатов научно-исследовательских и конструкторских разработок Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН рассматриваются научно-технические и организационные возможности создания в Дальневосточном регионе России интегрированной системы информационного сопровождения. Обосновыгвается необходимость нового нетрадиционного организационного подхода к решению этой насущной проблемы.

Development of the integrated system of the information support. Yu.I.NEDOREZ, A.E.MALASHENKO (Special Design Office of the Means of Marine Research Automation, FEB RAS, Yuzhno-Sakhalinsk)

Based on results of research and design developments of the Special Design Office of the Means ofMarine Research Automation of FEB RAS, the scientific, technical and organizational possibilities offormation of the integrated system of the information support in the Russian Far East have been considered. The necessity of new untraditional organizational approach to solution of this important problem has been grounded.

Акватории Берингова, Охотского и Японского морей, а также северо-западной части Тихого океана, омывающей Курильскую островную гряду, — это зона интенсивных морских транспортных коммуникаций, океанического и прибрежного рыболовства, все более активизирующейся морской нефтегазодобычи, а также театр напряженного исторического соперничества главных геополитических оппонентов России за перехват экономической и военно-морской инициативы. Подавляющая часть этой акватории находится в границах исключительной экономической зоны России, что в потенциале является весьма выигрышным для страны геополитическим фактором. Однако отсутствие единой интегрированной системы мониторинга морской акватории и прилегающих территорий, информационного сопровождения проводимой на море и суше деятельности существенно ослабляет этот потенциал и даже — по ряду экономических и военно-стратегических аспектов — превращает его в негативную противоположность.

СКБ САМИ ДВО РАН при проведении своих исследований и конструкторских разработок по локальным морским тематикам всегда стремилось учитывать указанные геополитические обстоятельства и строило свою работу с расчетом на оптимистичный прогноз о наличии в России и ее дальневосточных регионах технологических и экономических возможностей, а также политической воли, требуемых для создания такой информационной системы уже в обозримом будущем.

НЕДОРЕЗ Юрий Иванович, МАЛАШЕНКО Анатолий Емельянович (СКБ средств автоматизации морских исследований ДВО РАН, Южно-Сахалинск).

Как показало время, политическая воля самого высокого уровня уже нашла свое отражение в соответствующих документах (Указ Президента РФ от 4 марта 2000 г. № 471с «О совершенствовании морской деятельности РФ»; Поручение Президента РФ от 6 мая 2000 г. № К 416).

В числе разработок, которые СКБ САМИ ДВО РАН готово предложить для интегрирования в архитектуру будущей информационной системы (назовем ее условно Единая Дальневосточная система информационного сопровождения — ЕД СИС), следующие.

1. Единственная на Дальнем Востоке стационарная гидроакустическая трасса Сахалин-Итуруп, введенная в эксплуатацию в 1986 г. За период с 1986 г. по настоящее время на трассе проведен значительный объем экспериментов, в том числе международных. Построена шкала сезонных распределений температуры и солености; проведено районирование скоростей приливных течений у границ шельфа юго-восточного побережья о-ва Сахалин и в западной части Курильской глубоководной котловины. В Охотском море обнаружен район образования постоянного антициклонического вихря. Анализируется влияние техногенных объектов на характеристики принятого акустического сигнала, исследуются возможности использования сейсмических источников в качестве зондирующего акустического сигнала. Лаборатория гидрофизики завершает этап создания электронной базы данных, полученных за период эксплуатации трассы. Имеющийся банк экспериментальных данных и возможность осуществления новых необходимых полевых экспериментов позволяют ставить весьма широкий круг задач в области фундаментальных и прикладных научных исследований.

2. Позиционные гидроакустические средства (ПГАС) освещения морской обстановки. Их разработка ведется с учетом специфических, присущих дальневосточным морям характеристик подводных звуковых каналов, обеспечивающих дальнее распространение звука. Используется, например, эффект обнаружения неоднородностей морской среды, находящихся на удалении в сотни километров, путем установления антенн вблизи оси звукового канала. Это стало возможным, в частности, благодаря созданию автономных приемных модулей, в которых вся аппаратура тракта обнаружения, сигнальной обработки и связи устанавливается в прочных сферических корпусах. Связь с модулями осуществляется через спутниковую систему «Гонец» в комплексе с корабельными и береговыми средствами связи. Используются наиболее передовые достижения в области методов и средств обработки сигналов. Изготовление аппаратных средств ПГАС предусматривает широкое использование элементной базы коммерческого исполнения.

3. Гидроакустическая охранная система, которая найдет свое применение на многочисленных морских инженерно-технических объектах нефтегазовых разработок шельфа о-ва Сахалин. Основные требования к таким системам сводятся к тому, чтобы на отдаленном рубеже обнаружить цель с заданной вероятностью.

4. Разработка научно-технических основ и измерительных технологий низкочастотного «просветного» (активно-пассивного и параметрического) метода гидролокации морских акваторий, дальнего обнаружения акустически слабозаметных морских объектов по признакам их полей различной физической природы, а также зондирования структуры морского дна. Предусматривается внедрение «просветного» метода в стационарных, мобильных и быстроразворачиваемых системах мониторинга, освоения и охраны Охотоморского региона (преимущественно на основе реализации метода томографии протяженных морских акваторий) с использованием пространственно развитых вертикальных цифровых гидроакустических антенн и пространственных антенных решеток.

5. Научно-технические и конструкторские разработки автономных необслуживаемых метеостанций с использованием специального программного обеспечения по первичной обработке измерительной информации. Проведена экспериментальная проверка работоспособности метеостанций и канала передачи данных через спутниковую систему «Гонец» в различных метеоусловиях. Создано специальное программное обеспечение терминала связи, предназначенного для работы в составе автономной метеостанции. Выполненный объем работ и полученные экспериментальные результаты достаточны для проведения сертификационных метрологических исследований и исследований на надежность опытного образца автономной метеостанции и проверки на нем принятых технических и конструктивных решений в условиях реальной эксплуатации.

6. Создание по заказу администрации Сахалинской области архитектуры Сахалинского оперативного информационного центра (СОИ Центра) и Единой системы государственного мониторинга сахалинского шельфа. Результаты исследований, проведенных СКБ САМИ во взаимодействии с Госсахэкологией, Сахалинским управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (СахУГМС) и Сахалинским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (СахНИРО), опубликованы в книге «Пути создания системы мониторинга шельфа Сахалинской области» (Южно-Сахалинск: Сах. кн. изд-во, 1998. 208 с.). В настоящее время СКБ САМИ по заданиям ДВО РАН, в рамках ФЦП «Мировой океан» (подпрограмма «Комплексные исследования океанов и морей, Арктики и Антарктики») продолжает исследования по указанным и смежным тематикам:

— осуществляется разработка государственной системы мониторинга и контроля морских акваторий сахалинского шельфа, ее базовых технических решений, строятся ГИС, предназначенные для анализа экологической обстановки на сахалинском шельфе, проводятся полевые и экспедиционные исследования;

— основной объем работ по внедрению информационно-картографической системы экспертной оценки экологического состояния акватории северо-восточного шельфа о-ва Сахалин связан с созданием слоев карты, отражающих анализ постоянно меняющейся экологической обстановки на акваториях шельфа, а также в городах и районах области;

— разрабатываются эффективные методы заблаговременного предупреждения об опасных морских явлениях в целях обеспечения безопасности мореплавания и защиты береговых инженерных сооружений. Осуществляются экспериментальные исследования и численное моделирование длинноволновых процессов на морских акваториях сахалинского шельфа и районирование участков побережья по проявлениям опасных морских наводнений.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки СКБ САМИ ДВО РАН в области создания необслуживаемых гидроакустических аппаратных комплексов (в том числе с космической компонентой связи), его лабораторная и приборная база, экспериментальный полигон (гидроакустическая трасса), опыт эксплуатационно-диспетчерского обслуживания Сахалинской региональной станции спутниковой системы связи «Гонец» могут быть достаточно эффективно использованы при создании ЕД СИС.

При этом, однако, следует констатировать, что практическая реализация этого проекта, несмотря на значительное число разработок и предложений от научных, производственных и административных структур, принципиально невозможна без формирования межведомственной управляющей исполнительной структуры. Необходимость такого подхода к формированию организационно-управленческой

структуры ЕД СИС обусловлена следующими обстоятельствами, находящимися в противоречивом единстве.

С одной стороны, ни одно федеральное ведомство (а тем более региональная администрация или ее структура) не в состоянии даже сугубо для своих собственных локальных нужд создать такую архитектуру информационной системы, которая могла бы нормально функционировать без активного использования баз данных и технологических элементов других ведомств и структур.

С другой стороны, налицо принципиальная невозможность консенсуса или компромисса между отраслевыми ведомствами и региональными администрациями по вопросам иерархии приоритетов, ответственности, заинтересованности и степени материального вклада в создание и дальнейшее обеспечение эксплуатации системы.

Выход из этой противоречивой ситуации представляется, во-первых, в создании Дирекции ЕД СИС, в которую целесообразно включить представителей соответствующих заинтересованных (практически всех имеющихся) ведомств и регионов. Во-вторых, бюджет ЕД СИС должен формироваться путем специальных целевых отчислений из бюджетов заинтересованных ведомств и регионов, определяемых еще на стадии формирования и принятия цифр госбюджета в Федеральном собрании РФ.

Представляется также, что ответственным организатором научно-исследовательского сопровождения ЕД СИС должно стать ДВО РАН, как научная организация, имеющая большой опыт и наиболее предпочтительную мотивацию для адекватной селекции и адаптапции передовых достижений науки и техники к уникальным природным и геополитическим особенностям Дальневосточного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.