Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 3. С. 75-77.
© А.И. Елкин, 2007 УДК 338.0
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ
А.И. Елкин
Омский филиал ОАО Банк ВТБ
In the article particularities of the use for estimation variant investment some aspect to new theory, which carries the name a concept control business cost are researched. Address to this theories is an answer to change in business.
Создавая и развивая бизнес, инвестор и менеджеры должны иметь ясную оценку имеющихся вариантов использования капитала. Нарастание темпов перемен в бизнесе выражается в том, что спектр возможных альтернатив для инвестора расширяется, при этом скорость изменений заложенных в них параметров нарастает. Ответом на объективные запросы предпринимательской мобильности и стала концепция управления стоимостью бизнеса (value based management - VBM), которая объединила бизнес-стратегию и корпоративные финансы, дав интегрированную экономическую основу для анализа инвестиций. Она позволила практикам понять и объяснить, что движет финансовыми результатами, и дала основу для финансовых прогнозов.
Смещение акцентов в финансовом анализе. Показателем, характеризующим эффективность бизнеса, традиционно считалась прибыль. Однако прибыль является «бухгалтерским» показателем и зависит от применяемой в компании учетной политики и определяется по итогам конкретных периодов (квартал, год), а значит, не учитывает эффекта от управленческих решений, который ожидается в долгосрочной перспективе.
Прибыль не учитывает стратегических решений, результат которых будет виден только через 3-5 лет, но именно такие решения в конечном счете определяют успешность компании и увеличение ее стоимости для владельцев. Тем не менее оценка работы менеджеров производится ежегодно, поэтому у них появляется соблазн принимать решения, которые положительно повлияют в основном на текущие результаты деятельности компании, зачастую в ущерб долгосрочному развитию бизнеса.
Еще одной причиной, по которой нужно оценивать именно стоимость компании, является необходимость эффективного управления стоимостью капитала. С точки зрения бухгалтера, увеличение заемных средств повышает сумму процентных платежей и, соответственно, может снизить прибыль. Однако с точки зрения собственников, привлечение заемных средств -
более дешевый источник финансирования бизнеса, чем акционерный капитал, и должен максимально использоваться компанией.
Увеличение стоимости бизнеса - это то, к чему стремятся акционеры, поэтому неудивительно, что в странах с развитыми финансовыми рынками менеджеров часто мотивируют принимать такие решения, которые увеличат стоимость компании, а не только текущую прибыль.
В системе управления стоимостью компании можно выделить пять составляющих управления стоимостью:
- стратегическое планирование инвестиционной стоимости капитала владельцев, внедрение стоимостного мышления в стратегические решения;
- создание системы показателей оценки оперативной деятельности внутренних подразделений компании на разных этажах управления, в которой будут учтены распределение ответственности, масштабы полномочий менеджеров разного уровня организационно-управленческой структуры;
- мониторинг ведущих факторов стоимости, система раннего предупреждения негативных, разрушительных процессов, воздействующих на ключевые факторы, определяющие инвестиционную стоимость;
- система мотивации и вознаграждения, увязывающая вознаграждения персонала (прежде всего управленческого) с выбранными показателями экономической прибыли, адекватными данному уровню иерархии;
- изменения в коммуникациях с заинтересованными сторонами компании, и прежде всего с ее инвесторами, создание стратегической публичной отчетности [1].
Создание системы управления стоимостью компании предполагает определенную последовательность управленческих действий.
1. На уровне создания общей концепции: признание управления стоимостью компании ключевой задачей, анализ стоимости компании и ее подразделений, анализ факторов разрушения стоимости, определения плана внедрения управления стоимостью.
Для анализа стоимости компании и ее подразделений используются следующие методы:
• метод дисконтированного денежного потока;
• метод экономической добавленной стоимости (EVA - Economic Value Added);
• метод «акционерной» добавленной стоимости (SVA - Shareholder Value Added);
• сравнительный метод;
• модели оценки опционов;
• формула Модильяни-Миллера [3].
2. Стратегическое планирование: определение стратегических целей (разработка долгосрочных целевых заданий), анализ возможностей роста стоимости компании, программа инвестиций.
3. Оперативное управление: разработка новых оперативных показателей, внедрение этих показателей в бизнес-планирование и бюджетирование.
Все финансовые факторы стоимости условно можно разделить на 4 группы показателей: показатели, отражающие стратегическую эффективность компании; эффективность операционной деятельности; инвестиционной деятельности и финансовой деятельности (см. рис.). Рассмотрим их по порядку.
Эффективность операционной деятельности отражает результаты основной деятельности компании по увеличению продаж, снижению издержек или повышению производительности. Предполагается, что улучшение данных показателей может быть достигнуто без существенных дополнительных инвестиций.
Эффективность инвестиционной деятельности отражает эффективность инвестицион-
ных проектов, осуществляемых компанией. Под инвестиционными проектами в данном случае понимаются любые проекты, связанные с инвестированием денежных средств (не меньше заранее оговоренной суммы) в реальные активы на срок более 1 года. Как правило, данная группа показателей закрепляется за директором по стратегии или директором по маркетингу, поскольку именно они часто принимают решения о расширении бизнеса и стимулировании продаж.
Эффективность финансовой деятельности. Данная группа показателей фактически представляет собой прерогативу финансового директора и отражает эффективность его работы по привлечению различных источников финансирования компании, размещению свободных денежных средств на фондовом рынке и управлению оборотным капиталом [2].
Однако необходимо отметить, что внедрение системы управления стоимостью невозможно без определения нефинансовых факторов стоимости. Финансовые показатели отражают исключительно результаты деятельности компании, однако не раскрывают пути их достижения. Кроме того, с помощью одних лишь финансовых показателей невозможно проконтролировать эффективность инвестирования в нематериальные активы (брэнд, репутация, персонал), между тем именно от них во многом зависит успех компании на рынке.
4. Институциональные изменения: адаптация корпоративной культуры, изменения в мотивации персонала, адаптация структуры, внедрение новых систем отчетности.
Факторы стоимости компании
Таким образом, целесообразно прервать инерцию традиционных аналитических подходов, глубоко укоренившихся в управлении еще во времена административного хозяйствования и до сих пор доминирующих в российском бизнесе. Это первый шаг на пути к созданию стоимости и освоению современных управленческих концепций.
1. Ивашковская И. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту //
Российский журнал менеджмента. 2004. № 4. С.113-115.
2. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 1999. 576 с.
3. Щербакова О.Н. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции добавленной стоимости // Финансовый менеджмент. 2003. № 6 // finman.ru/ аГМе8/2003/6/1767/Ь1т1