Научная статья на тему 'Разработка и внедрение электронной платформы как средства обеспечения комплексной безопасности'

Разработка и внедрение электронной платформы как средства обеспечения комплексной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
комплексная безопасность / безопасность образовательных организаций / безопасное поведение в образовательных организациях / электронные средства обучения. / comprehensive security / the safety of educational organizations / safe behavior in educational organizations / electronic teaching aids.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов Михаил Сергеевич, Саитов Айдар Ришатович

В статье рассмотрены основные аспекты обеспечения комплексной безопасности в образовательных организациях, а также содержание и анализ электронных средств обучения. Автор приходит к выводу, что безопасность образовательного учреждения выступает в качестве обязательного условия и одного из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения, а также обеспечения качества образования Рассматриваемая система должна иметь целью предотвратить различные угрозы, носящие социальный, антропогенный и природный характер. В качестве обязательного условия и одного из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения, а также обеспечения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AN ELECTRONIC PLATFORM AS A MEANS OF ENSURING INTEGRATED SECURITY

The article discusses the main aspects of ensuring integrated security in educational organizations, as well as the content and analysis of electronic learning tools. The author concludes that the safety of the educational institution is a prerequisite and one of the criteria for the effectiveness of the educational institution, as well as ensuring the quality of education. The system under consideration should aim to prevent various threats that are social, man-made and natural. As a prerequisite and one of the criteria for the effectiveness of the educational institution, as well as ensuring the quality of education.

Текст научной работы на тему «Разработка и внедрение электронной платформы как средства обеспечения комплексной безопасности»

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЫ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AN ELECTRONIC PLATFORM AS A MEANS OF ENSURING INTEGRATED SECURITY

УДК 004

Орлов Михаил Сергеевич, Магистрант, Сургутский государственный педагогический университет

Саитов Айдар Ришатович, Магистрант, Сургутский государственный педагогический университет

Orlov Mikhail Sergeevich, Undergraduate, Surgut State Pedagogical University,

E-mail: mixail_orlov 1996@mail.ru

Saitov Aidar Rishatovich, Undergraduate, Surgut State Pedagogical University, E-mail: aid.ja@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные аспекты обеспечения комплексной безопасности в образовательных организациях, а также содержание и анализ электронных средств обучения. Автор приходит к выводу, что безопасность образовательного учреждения выступает в качестве обязательного условия и одного из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения, а также обеспечения качества образования Рассматриваемая система должна иметь целью предотвратить различные угрозы, носящие социальный, антропогенный и природный характер. В качестве обязательного условия и одного из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения, а также обеспечения качества образования.

S u m m a r y

The article discusses the main aspects of ensuring integrated security in educational organizations, as well as the content and analysis of electronic learning tools. The author concludes that the safety of the educational institution is a prerequisite and one of the criteria for the effectiveness of the educational institution, as well as ensuring the quality of education. The system under consideration should aim to prevent various threats that are social, man-made and natural. As a prerequisite and one of the criteria for the effectiveness of the educational institution, as well as ensuring the quality of education.

Ключевые слова: комплексная безопасность, безопасность образовательных организаций, безопасное поведение в образовательных организациях, электронные средства обучения.

Key words: comprehensive security, the safety of educational organizations, safe behavior in educational organizations, electronic teaching aids.

По мнению Прокофьевой Е.Н. (2017) втечение всей своей жизнедеятельности человек подвергается разнообразным рискам. Круг опасностей и их характер меняются в зависимости от возраста и вида деятельности человека, образа жизни и многих других факторов, в связи с этим учет и анализ рисков должны быть непрерывными и определяющими по отношению к видам опасностей, с которыми сталкивается человек, а изучение рисков должно включаться во все ступени и уровни образования [15].

Обеспечение комплексной безопасности образовательных организаций в полной мере способствует решению задач безопасности личности, общества и государства, обусловливая защиту участников образовательных отношений от ценностно-субъектных, социальных и физических угроз в рамках образовательного пространства [9, с.17-19].

Актуальность вопросов безопасности образовательных организаций в комплексе очевидна - наряду с уже существующими многочисленными угрозами современного мира постоянно появляются новые, изменяется их характер и степень опасности, исходя из выше сказанного, речь должна идти о решении нескольких задач по безопасности одновременно. При анализе комплексной безопасности образовательных организаций необходимо ориентироваться на приемлемые уровни риска, которые, как правило, установлены федеральными законами, директивными документами, техническими регламентами и т.д. [2].

Рассматривать данные риски необходимо как максимально допустимые в реальных условиях технического, экономического и социального состояния общества. В данном случае критерием качества обеспечения комплексной безопасности можно считать степень снижения уровня риска по сопоставлению с максимально допустимым. Комплексная безопасность образовательной организации - это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование [5,7].

Система обеспечения комплексной безопасности образовательной организации определяется значительным рядом факторов, таких как:

1. организационные, технические и инженерные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, противодействию терроризму и экстремизму;

2. плановая работа по гражданской обороне;

3. защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4. мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;

5. обеспечение информационной безопасности, защита информационных ресурсов сферы образования и науки;

6. психолого-педагогическое обеспечение безопасности образовательной организации;

7. соблюдение норм охраны труда;

8. медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасности;

9. организация взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями в плане борьбы с криминальными правонарушениями (хулиганство, кражи, грабежу, применение насилия), экстремистскими проявлениями, массовыми беспорядками, распространением наркотиков;

10.включение в образовательный и воспитательный процессы аспектов культуры безопасности.

Модель комплексной безопасности образовательного учреждения представлена на рисунке 1. [12, 5].

Рис. 1. Модель комплексной безопасности образовательного учреждения (Прокофьева Е. Н. Модель управления комплексной безопасностью образовательных организаций // КПЖ. 2016. №3 (116)

Она не может являться окончательной и исчерпывающей, так как необходим периодический аудит комплексной системы безопасности и аналитические исследования по выявлению новых угроз современного мира. Для того, чтобы рассматривать и анализировать вопросы обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций необходимо для начала:

• оценить современное состояние безопасности образовательной организации;

• составить перечень ее имущественного комплекса;

• проанализировать состояние правового обеспечения комплексной безопасности, в том числе правовое обеспечение пожарной безопасности, правовое обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правовые основы террористической безопасности, правовые основы социальной безопасности;

• оценить состояние технического обеспечения безопасности.

В образовательных учреждениях действуют различные факторы, которые могут привести к снижению уровня безопасности и возникновению чрезвычайных ситуаций. Наибольшую угрозу представляют пожары и социально-криминальные чрезвычайные ситуации. Изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных, природных, техногенных) позволяет с высокой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации и последующие стадии ее развития.

На сегодняшний день, изучение проблем организация безопасности ОУ показывает необходимость комплексного и централизованного подхода — необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ — Комплексный план безопасности, в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по всем пунктам комплексной безопасности образовательного учреждения [10, 13].

В современных условиях обеспечение безопасности образовательных учреждений остается актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической безопасности ОУ и меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности [3, 13].

Данные требования нашли отражение в Комплексном плане безопасности образовательного учреждения, в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка и обеспечению безопасности, а также по обучению учащихся и сотрудников. На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентирован учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» [20].

В этих условиях актуализируется потребность в обучении школьников безопасному поведению как форме взаимодействия человека со средой, рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях. Под безопасным поведением мы понимаем систему взаимосвязанных действий и поступков, осуществляемых субъектом под влиянием факторов внутренней и внешней среды с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.

Безопасное поведение, включает в себя следующие компоненты:

• предвидение и прогнозирование опасности;

• систему действий по предотвращению опасной ситуации;

• опыт взаимодействия с опасными ситуациями [23].

Прогнозирование возможных опасных ситуаций осуществляется на основе

выявления их устойчивых связей и признаков и на базе жизненного опыта, который накапливает факты повторяющихся связей между признаками опасности и ее последующим развитием. Знания о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах и признаках позволяют распознать опасную ситуацию, спрогнозировать возможные последствия при взаимодействии с ней и на основе этого принять решение и выбрать ту или иную модель поведения. Система действий по предотвращению опасной ситуации включает наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, само регуляцию собственного поведения с целью недопущения или устранения причин и предпосылок возникновения опасности, адекватное поведение в соответствии со степенью опасности (уклонение, избегание),

применение способов защиты от опасности. Указанная система действий должна закрепиться в опыте, стать достоянием личности [20].

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков, позиций, установок. Под опытом взаимодействия с опасными ситуациями Т. С. Назарова и В. С. Шаповаленко (1996г.) понимают соответствующие знания, умения и навыки, наличие практики выхода из подобных опасных ситуаций, физическую и психологическую готовность к осуществлению выбранного варианта поведения [10].

Использование личностного опыта безопасного поведения проявляется в выборе поступка при взаимодействии с опасной ситуацией, принятии ответственности за свои действия, волевых усилиях по достижению поставленной цели, творческом подходе при поиске выхода из опасной ситуации, осуществлении рефлексии своего поведения.

Сегодня наблюдается глобальный вызов мировому образованию, который характеризуется, в первую очередь, широким внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой жизни.

Как отмечает А. Н. Тихонов (2009г.), в последние годы в России складываются благоприятные условия для дальнейшего развития информационного образовательного пространства. Растет потребность населения в продукции и услугах в области ИКТ, повышается его информационная грамотность, быстрыми темпами развивается инфраструктура для внедрения новых информационных технологий [17].

В настоящее время электронных средств обучения, предназначенные для обеспечения комплексной безопасности образовательной организации, содержат в себе базовые использования мультимедийных комплексов, которые представляют из себя: видео фильмы, презентации, текстовые брошюры на электронных носителях. К сожалению, подавляющее большинство из них являются электронными энциклопедиями и электронными учебными пособиями, которые ограничиваются только большим объемом текстовой информации, отсутствием анимации, качественных видео и фотоматериалами.

Электронные средства обучения с возможностями 3D-моделирования (трехмерного моделирования), применимые для более качественного получения информации отсутствуют. С нашей точки зрения, виртуальные модели (3D-модели) должны составлять основу комплексов дидактических материалов современных электронных средств обучения.

3D-моделирование (трехмерное моделирование) - это современная технология, позволяющая в точности воспроизвести реальный объект или некий прототип в виртуальном пространстве компьютера. При этом 3D-модель обладает всеми визуальными свойствами реального прототипа: форма, цвет, фактура, освещение. Технологии 3D-моделирования, анимация и мультимедиа тесно связаны с термином «виртуальная реальность». В научной и учебно-методической литературе авторы трактуют виртуальную реальность в различных вариантах. Например, А.К. Юсупова (1995г.) считает, что «виртуальная реальность - это отличный от реального мир, созданный человеком, в который можно проникнуть и существовать в нём, испытывая весь спектр ощущений, знакомых или малознакомых нам в мире настоящем» [24, с.48].

Л. и Э. Фон Швебер (1995г.) определяют виртуальную реальность «как то, что позволяет нам перемещаться в трёхмерном пространстве с шестью степенями свободы и обозревать его в реальном времени... Виртуальная реальность - посуществу как бы имитация физической реальности» [23, с.60]. А.С. Водолеев (1995г.) под виртуальной реальностью «понимает замену «стандартных» человеческих ощущений теми, что синтезируются специальным компьютером» [4]. Виртуальная реальность (по П. Г. Катыс, Г. П. Ктыс 2000г.) - «это технология трехмерного информационного взаимодействия человека и компьютера, которая реализуется с помощью комплексных мультимедиа-операционных средств» [6, с.2].

Наиболее полную трактовку термина, на наш взгляд, дает В. С. Бабенко (2005г.). Виртуальная реальность - «это некоторый искусственный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир технической системой, способной формировать соответственные совокупности стимулов в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле» [1].

Мы согласны с позицией В. А. Челухина (2004г.), который считает, что «с появлением компьютеров со значительным быстродействием процессоров и программного обеспечения, позволяющего создавать графические объекты высокого качества, все больше для целей исследования применяют информационно-виртуальное компьютерное моделирование.

Информационно-виртуальное компьютерное моделирование (по В. А. Челухину) - это создание виртуальной копии объекта, процесса или явления с помощью программного обеспечения. Эта виртуальная (абстрактная,

созданная на экране монитора) модель может в масштабе отражать реальный объект и его составляющие [22].

Использование BD-моделей, как средство электронного обучения, является инструментом обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений представляет собой новый и интерактивным способом подачи и усвоения информации. Интерактивность понимается нами как возможность активного взаимодействия учеников и педагогов с виртуальной моделью, с передачей первым ощущений и восприятий реальной действительности. К примеру, в отличие от различных статических изображений BD-модель мы можем рассмотреть в любой точке обзора, выполнить любые преобразования, приложив при этом минимум усилий.

По В. М. Розину, 2000г., к примеру, с помощью BD-модели можно создать ситуации, имитирующие разнообразные чрезвычайные ситуации в природной среде, а также возможные последствия при техногенных авариях и катастрофах и т.д. Тем самым появляется уникальная возможность визуализации опасности реального явления, позволяющая моделировать ситуации, реализовать которые экспериментально затруднительно либо невозможно. Такие виртуальные модели можно отнести к типу виртуальных реальностей как имитационные виртуальные реальности [11, 18].

При изучении одного из отдела комплексной безопасности, «Пожарная безопасность» целесообразно использовать BD-модель кабинета, в которой ученику в роли очевидца, необходимо обнаружить источники возгорания и выбрать правильную последовательность выполнения своих действий. Тем самым, ученик не только сможет ориентироваться в любом кабинете в школе, но и сможет самостоятельно найти безопасный путь эвакуации в сложно сложившихся ситуациях. На сегодняшний день, каждый обучающийся или работник образовательной организации должен владеть знаниями нахождения вещей первой необходимости при чрезвычайных ситуациях не только в школе, но и в каждом кабинете. Это необходимо для быстрого реагирования и использование нужного оборудования и знаний не только в теоретической, но и практической направленности.

Для повышения уровня компетентности, одной из наших основных задач, является полная визуализация не только кабинета образовательной организации, но и всех элементов, которые относятся к структуре безопасности, пример визуализации класса, можно наблюдать на рисунке 2,3. Программой для создания 3D модели послужила (SketchUp Pro 2017г.)

Рис.2. 3D-модель класса образовательно организации в разрезе.

Рис.3. Расположение предметов в классе ОБЖ.

Как мы можем заметить, такой способ визуализации имеет огромный потенциал в будущем, обучающийся, работники образовательной организации и проверяющие органы смогут в несколько раз сократить затраченное время на обучение обучающихся, но при этом информация будет получена в еще большем объеме.

Необходимо отметить, что ведущим видом восприятия информации является зрительное, что предполагает, как развитие традиционно-наглядных, так и инновационных средств, и приемов, позволяющих активизировать работу зрения в процессе обучения. Известно, что до 90 % информации

человек получает через зрительный канал восприятия [14]. Визуальное мышление, являясь разновидностью рационального постижения существенных связей и отношений вещей, способно отражать, преображать и воплощать любые категориальные отношения реальности (пространственно-временные, атрибутивные, каузальные), но не через обозначение этих отношений словом, а посредством их визуализации в трансформированную чувственную форму - в форму зримого явления сущности.

Одним из главных факторов восприятия информации, является точно спроектированная и работоспособная 3D-модель класса, а в дальнейшем и всего учебного заведения, которая сможет полноценно представить все объекты и будет повторять настоящую обстановку вокруг обучающегося во время обучения, так, например, на рисунке 4 представлена информация о мультимедийных средствах, а также различные учебники и дидактические материалы, которые в свою очередь могут менять свое местоположение.

Рис.4. Нахождение объектов в 3D пространстве

Рассматривая рисунок 3 и 5, мы можем наблюдать средства первой необходимости, которые могут понадобиться нам в чрезвычайной ситуации, их расположение и инструкция по использованию. На четвертом рисунке виден план эвакуации из данного кабинета. Например, человеку, который попадет в ситуацию, где его жизни или здоровью будет угрожать опасность, сможет незамедлительно найти безопасный выход из класса и образовательного учреждения, или найти огнетушитель, находящийся в его квадрате, что способствует помощи остальным, а в дальнейшем и возможному освобождение пути для отхода.

Процесс изучения материала можно представить, как восприятие и обработку информации путем ее соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся, посредством использования освоенных ими интеллектуальных операций. Поступающая в мозг по различным каналам информация концептуализируется и структурируется, образуя в сознании концептуальные сети. Новая информация встраивается в существующие когнитивные схемы, преобразует их и формирует новые когнитивные схемы и интеллектуальные операции. При этом устанавливаются связи между известными понятиями и новыми знаниями, что влечет за собой возникновение нового знания, которое прочно закладывается в памяти, и может быть использовано в дальнейшей жизнедеятельности [8].

Рис.5. План эвакуации образовательной организации.

Таким образом, применение электронных средств обучения с возможностями 3D-моделирования в образовательном процессе позволяет в значительной мере повлиять на качество и объем знаний, обучающихся по комплексной безопасности. Наша задача состоит в разработке и внедрение электронной платформы, как средства обеспечения комплексной безопасности, которая в полной мере сможет использовать современные технологии на должном уровне, что способствует не только повышению уровню знаний всех участником образовательной организации, но и повышение эффективного ощущения, восприятия и взаимодействия с виртуальной моделью реальной действительности.

Литература

1. Бабенко, В. С. Две книги о виртуальной реальности / В. С. Бабенко // Виртуальная реальность и современный мир. - М., 2005.

2. Балыхин Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. - М.: ИФ «Образование в документах», 2007.- 248 с.

3. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: начальная школа / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. М.: Просвещение, 2012. 127 с. Коджаспирова, Г. М. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова — М.: Экон-Информ, 2009.

4. Водолеев А. С. Бегство от реальности // Дисплей. - 1995. - Майский вып.

- С. 6.

5. Загребина Е. И. К вопросу комплексной безопасности образовательных организаций // КПЖ. 2015. №1.

6. Катыс П. Г., Катыс Г. П. Трехмерная виртуальная реальность // Прилож. к журналу «Информационные технологии». - 2000. - №7.- 24 с.

7. Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост.профессор В.Ф. Пилипенко - М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 160 с.

8. Лозинская А.М. Фреймовый способ структурирования содержания модульной. программы обучения физике // Известия Уральского государственного университета. - 2009.- № 3 (67). - 178 с.

9. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 17-19.].

10. Назарова Т. С., Шаповаленко В. С. «Экология экстремальных ситуаций»

- новый интегрированный курс для школы // Педагогика. 1996. № 6. С. 46-50

11. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. Прилож. 3 к вестнику «Аномалия». - М.: ИТАР-ТАСС ; Ассоциация «Экология Непознанного», 1996. - 160 с

12. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Настольная книга руководителя /(сост. Н.В. Андреева и др.; под общ. ред. Л.Н. Антоновой; отв. ред. Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко). - 2-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2006.- 248 с.

13. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: Теория и практика. (Методика)Пилипенко В. Ф., Ерков Н. В., Парфенов А. А., серия: «Методика», 2006 г., Изд.: Айрис — пресс.

14. Полякова Е. В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №10.

15. Прокофьева Е. Н. Анализ рискообразующих факторов комплексной безопасности образовательной организации // КПЖ. 2017. №5 (124).

16. Прокофьева Е. Н. Модель управления комплексной безопасностью образовательных организаций // КПЖ. 2016. №3 (116)

17. Реализация основных направлений информатизации образования и приоритеты развития (2009-2010) // Информатизация образования и науки. - 2009. - №1. - С. 3-12.

18. Розин В. М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. С. 56-74.

19. Сорокина Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №3.

20. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. Пособие для. Студ. Высш. Учеб. Заведений/Л. А. Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак и др.; под. ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 288с.

21. Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, 13-14 ноября 2014 г., г. Екатеринбург / Отв. ред. Патраков Э. В., УрФУ. - Екатеринбург, 2014

22. Челухин В. А. Основы современных информационных технологий: Учеб. пособие. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ»,2004. - 125 с.

23. Швебер Л. и Э фон. Виртуальная реальность - это реально? //PC Magazine, Russian Edition - 1995. - №6. - С. 60-79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Юсупова А. К. Нам не дано предугадать // Виртуальные миры. -1995. -№1. - С. 48-51.

Literature

1. Babenko, V. S. Two books on virtual reality / V. S. Babenko // Virtual reality and the modern world. - M., 2005.

2. Balykhin G.A. Ensuring the safety of the educational process: an integrated approach to solving the problem. In Sat: Integrated Security in the Education System. - M .: IF "Education in documents", 2007.- 248 p.

3. Bezrukikh, M. M. How to develop a program for the formation of a healthy and safe lifestyle culture in an educational institution: elementary school / M. M. Bezrukikh, T. A. Filippova. M .: Education, 2012.127 p. Kodzhaspirova, G. M. Safety of the educational environment of children's institutions: psychological and pedagogical aspect / G. M. Kodzaspirova, A. Yu. Kodzaspirova - M .: Econ-Inform, 2009.

4. Vodoleev A. S. Escape from reality // Display. - 1995. - May issue. - S. 6.

5. Zagrebina E. I. On the issue of integrated security of educational organizations // KPZh. 2015. No. 1.

6. Katys P. G., Katys G. P. Three-dimensional virtual reality // App. to the journal "Information Technology". - 2000. - No. 7.- 24 p.

7. Integrated security of an educational institution: conceptual framework, legal framework, system of security measures. Quick reference // Series: "Library of the deputy head of the educational institution for security" / Otv. editor E.S. Cough; Aut.-Prof. V.F. Pilipenko - M .: Center "School Book", 2007. - 160 p.

8. Lozinskaya AM The frame method of structuring the content of the modular. physics education programs // Bulletin of the Ural State University. - 2009.-No. 3 (67). - 178 p.

9. Mukhametzyanova F.Sh., Levina E.Yu. Concepts of ensuring personal safety in the educational space / F.Sh. Mukhametzyanova, E.Yu. Levina // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. - No. 6. - S. 17-19.].

10. Nazarova T. S., Shapovalenko V. S. "Ecology of extreme situations" - a new integrated course for the school // Pedagogy. 1996. No 6. S. 46-50

11. Virtual reality technology. Status and development trends. App. 3 to the messenger "Anomaly." - M .: ITAR - TASS; Association "Ecology of the Unknown", 1996. - 160 p.

12. Ensuring integrated security in an educational institution. The handbook of the leader / (compiled by N.V. Andreev and others; under the general editorship of L.N. Antonova; ed. By L.Ya. Oliferenko, V.F. Pilipenko ) - 2nd ed. - M .: Irispress, 2006 .- 248 p.

13. Ensuring integrated security in an educational institution: Theory and practice. (Methodology) Pilipenko V.F., Erkov N.V., Parfenov A.A., series: "Methodology", 2006, Publisher: Iris - press.

14. Polyakova E. V. Application of methods and methods of visual thinking in modern education // Bulletin of the Southern Federal University. Technical science. 2012. No. 10.

15. Prokofieva E. N. Analysis of risk-forming factors of the integrated safety of an educational organization // KPZh. 2017. No5 (124).

16. Prokofieva E. N. The integrated security management model of educational organizations // KPZh. 2016. No3 (116)

17. Implementation of the main directions of informatization of education and development priorities (2009-2010) // Informatization of education and science. - 2009. - No. 1. - S. 3-12.

18. Rozin V. M. Existence, reality, virtual reality // The concept of virtual worlds and scientific knowledge. St. Petersburg: RKHGI, 2000.S. 56-74.

19. Sorokina L. A. On the state of readiness of adolescents for safe behavior in everyday life // Innovative projects and programs in education. 2011. No3.

20. Theory and methodology of life safety training: textbook. Allowance for. Stud. Higher Textbook Institutions / L. A. Mikhailov, E. M. Kiseleva, O. N. Rusak and others; under. ed. L.A. Mikhailova. - M.: Publishing Center "Academy", 2009.- 288s.

21. Management of risks affecting the level of social security of childhood: a collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, November 13-14, 2014, Ekaterinburg / Otv. ed. Patrakov E.V., UrFU. - Ekaterinburg, 2014

22. Chelukhin V. A. Fundamentals of modern information technology: Textbook. allowance. - Komsomolsk-on-Amur: GOUVPO KnAGTU, 2004. - 125 p.

23. Schweber L. and E. von. Is virtual reality real? // PC Magazine, Russian Edition - 1995. - No. 6. - S. 60-79

24. Yusupova A. K. We are not given to predict // Virtual worlds. -1995. - No. 1. -S. 48-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.