Научная статья на тему 'Разработка и реализация целевых программ рационального и эффективного использования водных ресурсов Республики Бурятия'

Разработка и реализация целевых программ рационального и эффективного использования водных ресурсов Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
250
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА / ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / БАЙКАЛЬСКАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / WATER RESOURCES / TARGET PROGRAMMES / USE AND PROTECTION / PROGRAM ACTIVITIES / WATER UTILIZATION SYSTEM / BAIKAL NATURAL TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сангадиева И. Г., Сангадиев З. Г.

В статье рассматриваются проблемы рационального водопользования и охраны водной среды Республики Бурятия. Представлены мероприятия федеральных и республиканских целевых программ развития водохозяйственного комплекса, направления их эффективной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сангадиева И. Г., Сангадиев З. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND REALIZATION OF THE TARGET PROGRAMMES FOR RATIONAL AND EFFICIENT WATER RESOURCE CONSUMPTIVE USE IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The issues of rational water consumption and water environment protection in the Republic of Buryatia are considered in the article. The activities of federal and republican target programmes for the water utilization system development, the directions for their effective realization are given.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация целевых программ рационального и эффективного использования водных ресурсов Республики Бурятия»

УДК 338:556:502.4(571.54) И.Г. Сангадиева, З.Г. Сангадиев

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В статье рассматриваются проблемы рационального водопользования и охраны водной среды Республики Бурятия. Представлены мероприятия федеральных и республиканских целевых программ развития водохозяйственного комплекса, направления их эффективной реализации.

Ключевые слова: водные ресурсы, целевые программы, использование и охрана, программные мероприятия, водохозяйственный комплекс, Байкальская природная территория.

I.G. Sangadieva, Z.G. Sangadiev DEVELOPMENT AND REALIZATION OF THE TARGET PROGRAMMES FOR RATIONAL AND EFFICIENT WATER RESOURCE CONSUMPTIVE USE IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The issues of rational water consumption and water environment protection in the Republic of Buryatia are considered in the article. The activities of federal and republican target programmes for the water utilization system development, the directions for their effective realization are given.

Key words: water resources, target programmes, use and protection, program activities, water utilization system, Baikal natural territory.

В регионе на протяжении ряда лет прослеживается стабильная тенденция ухудшения состояния водных объектов: они мелеют и зарастают. В результате нарушается подача воды на питьевые нужды населения, испытывают серьезные трудности рыбохозяйственная отрасль и сельское хозяйство. В целях гарантированного обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Республики Бурятия, сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, защиту населения и объектов экономики от наводнений и негативного воздействия вод в республике разработаны ведомственные программы и предложены мероприятия в проекты федеральных целевых программ по данным направлениям.

В настоящее время в рамках проекта государственной программы Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и в целях реализации положений Водного кодекса Российской Федерации разрабатывается республиканская целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Бурятия на период 2012-2020 годы».

Программа направлена на консолидацию и координацию действий Федерального агентства водных ресурсов и Правительства Республики Бурятия по реализации полномочий в Республике Бурятия водных отношений и обеспечению целевого и эффективного использования средств бюджетов всех уровней.

По данным Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, в 2011 году общий объем водо-потребления в республике составил 633,0 млн. Основными источниками водоснабжения для экономики и населения области являются поверхностные водные объекты, из них забирается 69 % общего годового объема водопотребления. Обследование гидротехнических сооружений показало, что для нормального функционирования, обеспечения потребности в водных ресурсах и безопасности объектов необходим капитальный ремонт около 60 аварийных гидротехнических сооружений. Ежегодное финансирование на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений составляет более 30 млн руб. из консолидированного бюджета. Всего за период 2007-2011 годов отремонтировано 13 сооружений.

Одной из острых проблем, связанных с негативным воздействием вод, являются паводки, наводнения, подтопление и затопление земель, населенных пунктов и объектов экономики. На территории республики в зонах негативного воздействия вод проживает 196,3 тысяч человек. За период с 2007 по 2011 год в результате проведения противопаводковых мероприятий защищено более 27,16 тыс. человек.

Для решения проблем эффективного водопользования и охраны водных объектов необходимо осуществление согласованности управленческих решений при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти республики и органов местного самоуправления.

Необходимость решения проблемы рационального водопользования и охраны водной среды программно-целевым методом объясняется следующими факторами:

- государственная и региональная значимость проблемы рационального использования и охраны водных объектов;

- консолидация средств бюджетов всех уровней в связи с высокой ресурсоемкостью решения проблемы;

- необходимость учета экономических, производственных, социальных и других факторов в решении экологических проблем в водной сфере;

- передача с федерального уровня на уровень субъекта отдельных полномочий в области водных отношений;

- осуществление согласованных управленческих решений при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти республики и органов местного самоуправления.

Основными целями программы на период до 2015 года являются: сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Для сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, планируется решить задачи осуществления наблюдений за водными объектами для своевременного выявления и прогнозирования негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов в паводковый период; охраны, восстановления и экологической реабилитации водных объектов.

Достижение этих целей позволит обеспечить проведение своевременных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, установление на территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос специального режима хозяйственной и иной деятельности, направленных на охрану и восстановление поверхностных водных объектов.

Индикаторами обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод являются:

- увеличение доли населения, проживающего на территории, защищенной от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, с 14,0 % в 2012 году до 14,3 % к 2015 году;

- увеличение доли гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, с 21,0 % в 2012 году до 23,7 % к 2015 году.

Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Республики Бурятия и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод. Реализацию программы предлагается осуществить в 2013-2015 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.

Реализация программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов. Финансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов на условиях софинансирования (за исключением субвенций). Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 170,1 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 158,1 млн руб., средства республиканского бюджета - 9,0 млн руб., средства местных бюджетов - 3,0 млн руб.

Реализация мероприятий программы позволит снизить вероятность причинения ущерба вследствие повышения безопасности гидротехнических сооружений, создать надежную систему пропуска паводков на территории Республики Бурятия.

Разработка концепции ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» ввиду сложности проблемы охраны озера Байкал, противоречивости требований особого режима хозяйственной деятельности и социально-экономического развития Байкальской природной территории (БПТ) представляет собой сложную и трудоемкую задачу, которая требует всестороннего анализа проблемной ситуации в рассматриваемой области и глубокой проработки возможных путей и средств ее решения, а также различных вариантов стратегии развития региона в долгосрочной перспективе.

Сведения о современном состоянии окружающей среды на БПТ, основных источниках и уровне техногенного воздействия достаточно подробно приводятся в государственных докладах о состоянии озера Байкал и мерах по его охране. Отметим лишь наиболее важные моменты.

Воздействие со стороны Иркутской области на экосистему озера Байкал связано, прежде всего, с влиянием на колебание уровня озера ангарского каскада ГЭС и до последнего времени со сбросами сточных вод Байкальского ЦБК. Угрозу экологической безопасности БПТ создают также увеличивающиеся в последнее время объемы выбросов в атмосферу предприятий теплоэнергетики, алюминиевой, нефтеперерабатывающей и химической промышленности.

В водосборном бассейне озера Байкал располагаются почти все города, сельские поселения, промышленные и сельскохозяйственные предприятия Республики Бурятии. Социально-экономическая и экологическая ситуация характеризуется как достаточно напряженная.

За годы реформ объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции сократился более чем в два раза. Вместе с тем предприятия промышленности и жилищно-коммунального хозяйства республики остаются основными загрязнителями окружающей среды на БПТ и требуют модернизации, перевода на газоснабжение, внедрения новых технологий очистки сбросов сточных вод и выбросов загрязняющих веществ.

Помимо действующих предприятий значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают также закрытые предприятия горнодобывающей промышленности. Проблема ликвидации техногенных отвалов, закрытых без необходимой консервации горнодобывающих предприятий, остается одной из приоритетных экологических проблем Республики Бурятия, решение которой выходит далеко за рамки региона и требует федеральной поддержки.

В последнее время усилилась также неорганизованная рекреационная нагрузка на побережье озера Байкал, лесные и другие биологические ресурсы.

Как показывает практический опыт, решение всего спектра проблем охраны озера Байкал невозможно осуществить только за счет реализации природоохранных мероприятий. В последние десятилетия при отсутствии активного участия государства в формировании эффективной производственной и социальной инфраструктуры регионов, входящих в БПТ, произошло упрощение структуры их экономики, проявляющееся в развитии ресурсно-ориентированных отраслей при одновременном снижении степени переработки сырья.

Сохранение указанной тенденции приведет к прогрессирующему обострению экологической обстановки на БПТ и, вполне вероятно, утрате значения озера Байкал как уникального объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Решение этой проблемы невозможно без реализации соответствующей целевой программы федерального уровня, способной обеспечить максимальное достижение положительных результатов за счет комплексности и взаимосвязанности решения проблемы по задачам, ресурсам и срокам реализации.

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» должна была заработать с 2012 года. Документ предполагает выделение на три региона - Приангарье, Бурятию и Забайкалье - около 50 млрд руб. в течение восьми лет.

С учетом вышеприведенных позиций и на основе нормативно-правовых документов, определяющих цели, приоритеты, направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики в сфере охраны озера Байкал, Правительство Республики Бурятия предложило к включению в проект концепции ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие БПТ» перечень программных мероприятий по модернизации действующих производств и сокращению сбросов и выбросов загрязняющих веществ; объектов жизнеобеспечения поселений; модернизации и строительству объектов энергоснабжения и транспортного сообщения; мероприятия по ликвидации последствий деятельности экологически опасных хозяйственных объектов, предотвращению вредного воздействия вод.

По информации Управления водных ресурсов озера Байкал, предварительно в перечень мероприятий проекта ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» включено 6 мероприятий на общую сумму 6113,9 тыс. руб.

Реализация разрабатываемой ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012-2020 годах" позволит решить вопросы эффективного использования и охраны водных объектов. ФЦП разрабатывается в рамках Водной стратегия России до 2020 года, которая определила пути развития водохозяйственного комплекса страны.

Целью данной программы является гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики на территории нашей страны. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; создание надежных условий развития рыбной промышленности и сельского хозяйства за счет эффективного использования водных ресурсов;

- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от вредного воздействия вод;

- развитие системы государственного мониторинга водных объектов, в том числе развитие и модернизация государственной наблюдательной сети;

- экологическое просвещение и пропаганда среди населения рационального использования и охраны водных объектов.

Министерством природных ресурсов Республики Бурятия в перечень мероприятий проекта ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на период 2012-2020 годов направлены предложения по 63 мероприятиям на общую сумму 10 635,99 млн руб. По предварительным данным, приняты к рассмотрению материалы по 11 мероприятиям по строительству берегоукрепительных сооружений и защитных дамб по наиболее проблемным населенным пунктам республики на общую сумму 4 138,7 млн руб.

Эффективность реализации программ зависит от уровня организации контроля за выполнением мероприятий программы, от взаимодействия органов исполнительной власти и других организаций по изменению режимов работы гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии и их дальнейшему использованию, а также от работы органов местного самоуправления по выявлению незаконной застройки в зоне затопления паводковыми водами, а также хозяйственной деятельности предприятий, влияющей на снижение безопасности гидротехнических сооружений;

При этом важнейшими показателями эффективности реализации программ являются:

- гарантированное обеспечение водными ресурсами населения, проживающего в районах, испытывающих локальные вододефициты;

- создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики, внутреннего водного транспорта и сельского хозяйства;

- сокращение на 40% объемов сброса загрязненных сточных в поверхностные водные объекты;

- повышение защищенности населения (до 85%), проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущербов от опасных гидрологических явлений.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:

- обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развитие сферы услуг в области водного туризма и рекреации за счет значительного сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на водные объекты, повышения качества водных ресурсов, обеспечения комфортной среды обитания водных биологических ресурсов и сохранения видового биоразнообразия;

- повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной. Предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 960 млрд руб.

Реализация Программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» позволит создать условия для сохранения уникальной экологической системы озера Байкал как значимого фактора развития Байкальской природной территории. В ходе реализации Программы планируется достигнуть существенного сокращения поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод до 50 % к 2020 году по сравнению с 2010 годом.

Таким образом, перед Республикой Бурятия и другими регионами, входящими в БПТ, стоит непростая проблема реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий, связанных с решением задач социальноэкономического развития и охраны озера Байкал и его водных ресурсов. Единственно возможным способом решения этой проблемы является реализация программно-целевого подхода, способного обеспечить максимальное достижение положительных результатов за счет комплексности и взаимосвязанности решения проблемы по поставленным целям и задачам.

Литература

1. Бабич Б.И., Григорьев Е.Г. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. - М.: Наука,

2007.

2. Беличенко Ю.П., Швецов М.Н. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. - М.: Рос-сельхозиздат, 2006. - 312 с.

3. Зарубаев Н.В. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. - Л.: Стройиздат, 2006. - 223 с.

4. Концепция федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» / Утв. 20.08.11 постановлением Правительства Российской Федерации.

5. Скорняков В.С., Масленникова В.В., Нокелайнен Т.С. Водохозяйственный аспект устойчивого развития субъектов Российской Федерации // Вестн. Москов. ун-та. Сер. География. - 2003. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.