Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЕМИАС (ЕДИНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА) НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

РАЗРАБОТКА И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЕМИАС (ЕДИНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА) НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
554
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское учреждение / система / информационные / электронная запись / пациент.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рубес Матвей Антонович, Горлова Елена Анатольевна

В статье исследуются опыт реализации единой медицинской информационно-аналитической системы на территории города Москва, реализация данных мер на территории Краснодарского края, а также возможное дальнейшее усовершенствования системы с учетом особенностей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЕМИАС (ЕДИНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА) НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

РАЗРАБОТКА И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЕМИАС (ЕДИНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА) НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Рубес М.А., студент Горлова Е.А., к.э.н., доцент Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Ключевые слова: медицинское учреждение, система, информационные, электронная запись, пациент.

Аннотация. В статье исследуются опыт реализации единой медицинской информационно-аналитической системы на территории города Москва, реализация данных мер на территории Краснодарского края, а также возможное дальнейшее усовершенствования системы с учетом особенностей региона.

В современном обществе реализация каких-либо электронных государственных услуг или функций, является неоспоримым плюсом для граждан. С помощью различных сайтов или приложений местные власти решают многие ключевые проблемы, которые могут быть осуществимы без непосредственного предварительного контакта с сотрудником определенной деятельности. Благодаря этому уменьшаются очереди, снижаются затраты на уже ненужные отделы в организациях, увеличивается скорость реагирования на ту или иную проблему. К услуга таких сервисов относятся:

• Медицинская помощь;

• Оплата ЖКХ;

• Обработка и получение документов;

• Вызов аварийных служб;

• Взаимодействие с местными властями.

Зачастую такой функционал есть почти в каждом городе, однако есть уникальные системы, которые находятся только в Москве.

К одной из таких систем относится ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система). Она была разработана с целью повышения качества медицинского обслуживания и его доступности в государственных учреждениях здравоохранения, самым главным образом ускоряя процесс записи к какому-либо специалисту, а также собираю всю информацию о пациентах в общую базу данных по городу Москве [1].

Создание ЕМИАС происходит в рамках программы модернизации московского здравоохранения. На сегодняшний момент к системе подключены практически все государственные амбулаторно-поликлинические учреждения Москвы. Воспользовавшись сервисами ЕМИАС, пациенты в числе прочего могут быстро найти нужного

специалиста и записаться к нему на прием, не приходя для этого в поликлинику. В системе объединены, как взрослые городские поликлиники, так и детские больницы, стоматологические поликлиники, женские консультации, диспансеры, диагностические центры.

Проект разработан и реализуется Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы в рамках программы «Информационный город».

В начале 2012 года проект прошел техническое тестирование в 10 московских медучреждениях. После успешных испытаний он начал внедряться по всему городу. Для внедрения в поликлинику данной системы была проведена коммуникационная и инженерная сеть, установлены розетки и сетевые порты. До конца 2012 года СУПП ЕМИАС появился в 112 пилотных лечебно-профилактических медицинских учреждениях.

В 2013 году к ЕМИАС были подключены 557 медицинских учреждений, а услугой электронной записи воспользовалось почти 5 миллионов человек. В связи с этим было принято решение установить данную систему во всех медицинских организациях Москвы. В это же время появляется единая техническая служба поддержка по вопросам работоспособности системы непосредственно в самих больницах и телефон горячей линии для граждан.

К 2015 году к ЕМИАС подключены 660 государственных учреждений здравоохранения: городские поликлиники(детские и взрослые), женские консультации и стоматологии. В системе работает более 23 тысяч медицинских работников. Кроме того, ведутся работы по организации информационного взаимодействия между амбулаторно -поликлиническим звеном и стационарами с использованием ЕМИАС. ЕМИАС является региональным сегментом Единой государственной информационной системы в здравоохранении [2] .

Система позволяет:

• Управлять потоками пациентов;

• Содержит интегрированную амбулаторную медицинскую карту;

• Выписывать электронные рецепты;

• Позволяет внести консолидированный управленческий учет, а также персонифицированный учет медицинской помощи.

Помимо этого, система содержит информацию о загруженности медицинских учреждений и востребованности врачей в тот или иной момент, и позволяет управлять медицинскими регистрами, решая медико-организационные задачи применительно к различным категориям граждан, имеющих определённые заболевания, способствуя грамотному распределению медицинского персонала.

Также данный сервис постоянно развивается, путем создания приложения и его оптимизации. Проект оказался весьма успешным, так

как мобильное официальное приложение скачивают миллионы пользователей и, как показывает практика, пользуются медицинской помощью только из этого приложения. Однако все равно остается та прослойка населения, которым данная система не подходит в силу возраста. Сложность заключается в том, что престарелые люди не умеют обращаться с информационными технологиями, и только поэтому не стоит полностью устранять альтернативные методы обращения за медицинской помощью непосредственно в больницу.

Также отдельно существует, как дополнение, ПЭКЗ (Персональная электронная карта здоровья) электронное приложение, используемое пациентами для поддержания и управления медицинской информацией об их персональном здоровье в частном, безопасном и конфиденциальном порядке. Первоначальная информация, отражаемая в ПЭКЗ, заполняется самими пациентами, либо медицинскими специалистами со слов пациентов, а при дальнейших обращениях в медицинские учреждения, врачи вносят корректировки в систему.

ПЭКЗ помогает пациенту надежно и конфиденциально хранить и контролировать необходимую для него медицинскую информацию в стандартном виде, в том числе: историю болезней и обследования, даты посещения медицинских учреждений и госпитализации, оперативных вмешательств, хронические болезни, семейный анамнез, данные лабораторных анализов и обследований, диагнозы, данные страхового полиса, предписанную диету, данные из систем домашнего мониторинга, выписанные лекарства и схемы их употребления, данные генетического тестирования список аллергенов, побочные реакции на медикаменты, историю и план иммунизации, согласие или наоборот отказ пациента быть донором органов в случае смерти, контактные телефоны врачей, поликлиник и реабилитационных центров, тренажерных залов, косметолога, а также многое другое необходимое для поддержания здоровья [3]. Благодаря данным из этой базы в случае экстренной неотложной помощи или экстренного оперативного вмешательства, специалисты могут проверить, имеются ли у пациента, те или иные аллергические реакции.

В случае утраты карты пациентом и для исключения возможности подделывания данных, при каждой новой записи создается и сохраняется копия в Центральном (национальном) хранилище медицинской информационной системы после автоматической сверки и верификации предыдущих записей. При перераспределении этих данных используется инновационная биометрическая система аутентификации пациента, кодирование и дифференцированный доступ разных врачей к информации на ПЭКЗ. Централизованная система позволяет врачу в любом медучреждении и в машине скорой помощи быстро получить всю информацию о пациенте, независимо от того где ранее этот пациент

получал медицинскую помощь. Помощь во внедрении такой системы может оказать создание Единой государственной системы здравоохранения, хотя процесс идет с задержками.

Однако в Краснодарском крае не имеется каких-либо похожих на то систем, тем самым замедляя работу медицинских учреждений. Возникают длинные очереди в самих больницах, запись на прием к специалисту может быть осуществима только через несколько недель после обращения. И только в редких случаях наблюдается стабильная ситуация, с минимальным количеством затруднений. Поэтому и необходимо в Краснодарском крае создать и непрерывно развивать систему ЕМИАС. В первую очередь должны быть предприняты следующие меры:

• Составление плана и выделение денежных средств из местного бюджета для создания данной программы;

• Поиск специалистов по разработке сайта системы и в будущем мобильного приложения;

• Тестирование системы на нескольких небольших медицинских учреждениях;

• Запуск и распространение приложения по всей территорий Краснодарского края.

Так как край является обширным, и многие жители находятся в отделенной местности, необходимо это учитывать при развитии и разработке. К мерам уникального развития для субъекта стоит отнести:

• Включение функций распознания геолокации пациента;

• Зонирование медицинских учреждений по всему краю для эффективной обработки обращения граждан;

• Создание единой базы данных пациентов по всему краю.

Данные дополнительные функции помогут приоритетно помогать

тем гражданам, которые будут в большей степени нуждаться в оказании медицинской помощи из-за отдаленности и труднодоступности места жительства.

Охрана здоровья и развитие здравоохранения должна быть одной из приоритетных задач исполняемых местными властями. При включении информатизации в этот процесс можно будет говорить о положительной оценке среди граждан.

Также стоит отметить, что в будущем возможно подключение к данной системе и частных медицинских учреждений, однако в первую очереди необходимо решить особые правовые вопросы в рамках предоставления информации о пациентах коммерческим компаниям. И помимо этого вести четкий контроль и регулирование системы, чтобы государственные учреждения занимали приоритетные положения в системе.

Литература

1. Информация о проекте ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) / Электронный ресурс / https://www.mos.ru/news/item/87425073/?utm_source=search&utm_term=new s (дата обращения 08.03.2021).

2. История создания ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) / Электронный ресурс / https://www.medmis.ru/about/history (дата обращения 08.03.2021).

3. Информация о проекте ПЭКЗ (Персональная электронная карта здоровья) / Электронный ресурс / https://www.mos.ru/city/projects/medcarta/ (дата обращения 08.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.