Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ QSSEC'

РАЗРАБОТКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ QSSEC Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая диагностика / методы диагностики / социальная компетент-ность / эмоциональная компетентность / социально-эмоциональная компетентность / IRT анализ / психометрический анализ / валидность / надежность / psychological diagnostics / diagnostic methods / social competence / emotional competence / social-emotional competence / IRT analysis / psychometric analysis / validity / reliability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васягина Наталия Николаевна, Горбунова Ирина Викторовна

Проблема компетентности является предметом исследования в зарубежной и отече-ственной психологической, педагогической и социологической литературе. Особое внимание мно-гие авторы уделяют рассмотрению социальной компетентности, эмоциональной компетентности, социально-эмоциональной компетентности, которые обозначаются как ключевые и связываются с успешностью в различных видах деятельности. Если экспериментальные психологические исследо-вания социальной и эмоциональной компетентности личности обеспечены необходимыми психо-диагностическими методиками, то для диагностики социально-эмоциональной компетентности та-кой инструментарий в настоящее время отсутствует. Данная статья посвящена проблеме диагностики социально-эмоциональной компетентности. В ис-следовании отражены результаты разработки и психометрического анализа психодиагностического инструментария, позволяющего экспериментально тестировать социально-эмоциональную компе-тентность и ее структурные характеристики. В процессе разработки предварительного варианта опросника «Опросник структуры социально-эмоциональной компетентности» (QSSEC) использует-ся Item Response Theory (IRT) методология, которая предоставляет возможность оценить его с точки зрения тестовых заданий, используемых для проектирования содержания теста. Дальнейший пси-хометрический анализ позволяет установить основной перечень вопросов, отражающих содержа-ние структурных характеристик социально-эмоциональной компетентности, а также определить валидность и надежность опросника. Представленные в статье результаты могут быть использованы в дальнейших психологических ис-следованиях для решения актуальных проблем формирования социально-эмоциональной компе-тентности. Настоящий опросник позволит реализовать изучение структуры социально-эмоциональной компетентности, механизмов ее формирования для повышения эффективности людей в различных сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васягина Наталия Николаевна, Горбунова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND PSYCHOMETRIC ANALYSIS OF A QUESTIONNAIRE FOR DIAGNOSING THE STRUCTURE OF SOCIAL-EMOTIONAL COMPETENCE QSSEC

The problem of competence is the subject of research in foreign and domestic psychological, pedagogical and sociological literature. Many authors pay special attention to the consideration of social competence, emotional competence, socio-emotional competence, which are designated as key and are as-sociated with success in various types of activities. If experimental psychological studies of the social and emotional competence of an individual are provided with the necessary psychodiagnostic methods, then such tools are currently missing for diagnosing socio-emotional competence. This article is devoted to the problem of diagnosing social-emotional competence. The study reflects the results of the development and psychometric analysis of psychodiagnostic tools that allow experimental testing of socio-emotional competence and its structural characteristics. The development of the preliminary version of the Questionnaire for the Structure of Social-Emotional Competence (QSSEC) questionnaire uses Item Response Theory (IRT) methodology, which provides the opportunity to evaluate it in terms of the test items used to design the test content. Further psychometric analysis makes it possible to establish a basic list of questions reflecting the content of the structural characteristics of socio-emotional competence, as well as to determine the validity and reliability of the questionnaire. The results presented in the article can be used in further psychological research to solve current problems in the formation of socio-emotional competence. This questionnaire will allow us to study the structure of socio-emotional competence, the mechanisms of its formation to improve the effectiveness of people in various fields of activity.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ QSSEC»

УДК 159.9.07:316.6

ББК Ю991+Ю95 ГРНТИ 15.21.51 Код ВАК 5.3.1

Васягина Наталия Николаевна,

SPIN-код: 2704-0840

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Горбунова Ирина Викторовна,

SPIN-код: 4694-8725

директор, лицей «Дельта»; 614051, Россия, г. Пермь, ул. Макаренко, 25; аспирант кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ QSSEC

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическая диагностика; методы диагностики; социальная компетентность; эмоциональная компетентность; социально-эмоциональная компетентность; IRT анализ; психометрический анализ; валидность; надежность

АННОТАЦИЯ. Проблема компетентности является предметом исследования в зарубежной и отечественной психологической, педагогической и социологической литературе. Особое внимание многие авторы уделяют рассмотрению социальной компетентности, эмоциональной компетентности, социально-эмоциональной компетентности, которые обозначаются как ключевые и связываются с успешностью в различных видах деятельности. Если экспериментальные психологические исследования социальной и эмоциональной компетентности личности обеспечены необходимыми психодиагностическими методиками, то для диагностики социально-эмоциональной компетентности такой инструментарий в настоящее время отсутствует.

Данная статья посвящена проблеме диагностики социально-эмоциональной компетентности. В исследовании отражены результаты разработки и психометрического анализа психодиагностического инструментария, позволяющего экспериментально тестировать социально-эмоциональную компетентность и ее структурные характеристики. В процессе разработки предварительного варианта опросника «Опросник структуры социально-эмоциональной компетентности» (QSSEC) используется Item Response Theory (IRT) методология, которая предоставляет возможность оценить его с точки зрения тестовых заданий, используемых для проектирования содержания теста. Дальнейший психометрический анализ позволяет установить основной перечень вопросов, отражающих содержание структурных характеристик социально-эмоциональной компетентности, а также определить валидность и надежность опросника.

Представленные в статье результаты могут быть использованы в дальнейших психологических исследованиях для решения актуальных проблем формирования социально-эмоциональной компетентности. Настоящий опросник позволит реализовать изучение структуры социально-эмоциональной компетентности, механизмов ее формирования для повышения эффективности людей в различных сферах деятельности.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Васягина, Н. Н. Разработка и психометрический анализ опросника для диагностики структуры социально-эмоциональной компетентности QSSEC / Н. Н. Васягина, И. В. Горбунова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 5. -С. 200-209.

Vasyagina Natalia Nikolaevna,

Doctor of Psychology, Professor Head of Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Gorbunova Irina Viktorovna,

Director, Lyceum "Delta", Perm, Russia; Postgraduate Student of Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

DEVELOPMENT AND PSYCHOMETRIC ANALYSIS OF A QUESTIONNAIRE FOR DIAGNOSING

THE STRUCTURE OF SOCIAL-EMOTIONAL COMPETENCE QSSEC

KEYWORDS: psychological diagnostics; diagnostic methods; social competence; emotional competence; social-emotional competence; IRT analysis; psychometric analysis; validity; reliability

ABSTRACT. The problem of competence is the subject of research in foreign and domestic psychological, pedagogical and sociological literature. Many authors pay special attention to the consideration of social competence, emotional competence, socio-emotional competence, which are designated as key and are associated with success in various types of activities. If experimental psychological studies of the social and emotional competence of an individual are provided with the necessary psychodiagnostic methods, then such tools are currently missing for diagnosing socio-emotional competence.

This article is devoted to the problem of diagnosing social-emotional competence. The study reflects the results of the development and psychometric analysis of psychodiagnostic tools that allow experimental testing of

© Васягина Н. Н., Горбунова И. В., 2023

socio-emotional competence and its structural characteristics. The development of the preliminary version of the Questionnaire for the Structure of Social-Emotional Competence (QSSEC) questionnaire uses Item Response Theory (IRT) methodology, which provides the opportunity to evaluate it in terms of the test items used to design the test content. Further psychometric analysis makes it possible to establish a basic list of questions reflecting the content of the structural characteristics of socio-emotional competence, as well as to determine the validity and reliability of the questionnaire.

The results presented in the article can be used in further psychological research to solve current problems in the formation of socio-emotional competence. This questionnaire will allow us to study the structure of socio-emotional competence, the mechanisms of its formation to improve the effectiveness of people in various fields of activity.

FOR CITATION: Vasyagina, N. N., Gorbunova, I. V. (2023). Development and Psychometric Analysis of a Questionnaire for Diagnosing the Structure of Social-Emotional Competence QSSEC. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 200-209.

B1

с

»ведение. В научном психологическом дискурсе понятие «компетентность» получило свое распространение во второй половине XX века [11]. Несмотря на большое количество проведенных исследований, до сих пор отсутствует единое определение компетентности, тем не менее предпринятый нами анализ существующих точек зрения позволяет выделить основные характеристики данного понятия: компетентность определяется как системное, ин-тегративное свойство личности (Дж. Равен, А. К. Маркова, И. Е. Елина, Г. В. Юсупова и др.); компетентность является результатом личностно-мотивационной деятельности. Большинство исследователей склонны говорить о мотивации, ценностном или эмоциональном отношении к процессу деятельности. Не может деятельность приобрести продуктивный характер без осознания смысла этой деятельности [5; 14]; компетентность - это возможность своевременно мобилизовать знания и применить нужный в конкретной ситуации набор средств деятельности; компетентность представляет собой открытую систему и находится в процессе постоянного развития [17; 23].

Исходя из вышесказанного, под компетентностью мы понимаем интегративное свойство личности, неразрывно связанное с деятельностью, позволяющее человеку своевременно и эффективно решать широкий круг жизненных задач. В этой связи особое значение приобретают исследования феномена компетентности, направленные на выявление ключевых компетентностей - фундаментальных характеристик личности [20]. Обращение к существующим в этом направлении исследованиям [2; 5; 11; 14; 17; 20; 21; 23] позволяет заключить, что практически в каждой из обсуждаемых классификаций присутствуют компетентности, связанные с социальным взаимодействием людей, и компетентности, отражающие эмоциональную сферу человека, что дает основание выделить социально-эмоциональную компетентность в качестве особой базовой компетентности, имеющей существенное значение для эффективной жизнедеятельности.

Активное изучение социально-

эмоциональной компетентности в зарубежной психологии приходится на конец XX -начало XXI вв. (S. A. Denham, S. A. Denham и M. Salich, T. Olthof, A. Kochanoff и S. Caverly, R. J. Collie, A. S. Kennedy, C. Webster-Stratton, J. E. Zins и M. J. Elias). Основной вывод, к которому приходят зарубежные коллеги, показывает, что социально-эмоциональная компетентность позволяет реализовывать эффективные межличностные и социальные отношения, не противоречащие нормам и ценностям общества, способствует осознанию своих эмоций и эмоций другого человека, позволяет управлять своими эмоциями и эмоциями других людей и на этой основе строить взаимодействие с окружающими. Социально-эмоциональная компетентность проявляется в различного вида отношениях: в семье, с друзьями, другими членами окружения и другими субъектами межличностного общения.

В отечественной психологии социально-эмоциональная компетентность попала в фокус внимания исследователей в последнее десятилетие. При этом накопленный российскими учеными опыт исследования социально-эмоциональной компетентности позволяет установить, что социально-эмоциональная компетентность развивается и усложняется в процессе социализации человека: с возрастом не только приобретаются навыки социального взаимодействия, необходимые формы поведения и моральные ориентиры, но и повышается уровень знаний о способах выражения эмоций и эмоциональных состояниях, увеличивается общая осведомленность о количестве эмоций, улучшается умение «читать» эмоции окружающих и выражать свое эмоциональное состояние (Е. А. Сергиенко, Е. И. Изотова); сложившаяся социально-эмоциональная компетентность является необходимым условием успешности и эффективности деятельности человека (Н. С. Ежкова, И. М. Первушина ) и важным фактором развития личности (И. Н. Андреева, Е. Л. Яковлева).

Обобщая представленные выше материалы, мы приходим к выводу, что социально-эмоциональная компетентность есть

интегративное свойство личности, неразрывно связанное с деятельностью, отражающее степень конструктивности человека как субъекта социального взаимодействия, обладающего совокупностью эмоциональных и социальных способностей, позволяющее своевременно и эффективно решать жизненные и профессиональные задачи.

Разработка проблем социально-эмоциональной компетентности является одним из новых направлений в исследованиях компетентности, поэтому встает вопрос о ее диагностике и измерении в экспериментальных исследованиях. Психодиагностические методики для измерения социальной компетентности и эмоциональной компетентности, разработанные в рамках различных психологических концептов, в полной мере не являются валидными для диагностики социально-эмоциональной компетентности [i]. Так, D. C. McClelland [23] высказывает обоснованную критику по отношению к практике применения тестов эмоционального интеллекта для диагностики компетентности. По его мнению, когнитивные способности, в отличие от ком-петентностей, слишком абстрактны, чтобы прогнозировать успех в реальной и конкретной деятельности [23, р. 12]. Диагностика как социальной компетентности, так и эмоциональной компетентности не может быть использована для диагностики социально-эмоциональной компетентности, в любом случае это будет диагностика конкретного варианта компетентности, что нарушает основные принципы психологического тестирования [1]. Исходя из этого, диагностика отдельно социальной компетентности и эмоциональной компетентности в рамках социально-эмоциональной компетентности теряет смысл. На сегодняшний день в отечественной психологии психодиагностических методик, позволяющих измерить социально-эмоциональную компетентность, и адаптированных зарубежных тестов нет. Социально-эмоциональная компетентность требует разработки собственного соответствующего психодиагностического инструментария, решению этого вопроса и посвящено настоящее исследование.

Разработка предварительного варианта опросника социально-эмоциональной компетентности. Для разработки опросника социально-эмоциональной компетентности был проведен контент-анализ исследований социальной, эмоциональной и социально-эмоциональной компетентности, в ходе которого были выделены компоненты, составляющие эти психологические характеристики [3; 4]. Выделенные в процессе контент-анализа компоненты социальной, эмоциональной и социально-

эмоциональной компетентности, на основе взаимосвязи и сходства, были объединены в группы (структурные характеристики), составляющие структуру социально-эмоциональной компетентности [3; 4]. Это позволило выделить основные составляющие структуры социально-эмоциональной компетентности (структурные характеристики): культурная, деятельностная, межличностная, личностная, психодинамическая, информационная, эмоционально-рефлексивная составляющие [3; 4]. Обращает на себя внимание тот факт, что структура социально-эмоциональной компетентности имеет разноуровневый характер, включая психодинамические компоненты, личностные компоненты и компоненты межличностных отношений [7]. Это позволяет рассматривать социально-эмоциональную компетентность не только как интегративную характеристику компетентности, состоящую из социальной и эмоциональной компетентности, но и как разноуровневую структуру.

Именно разноуровневые структурные характеристики социально-эмоциональной компетентности: психодинамические, личностные и межличностные, были положены в основу дальнейшей разработки опросника для диагностики социально-эмоциональной компетентности [3; 4]. Выделение этих структурных составляющих социально-эмоциональной компетентности и их содержания (компонентов) стало материалом для разработки опросника.

Для разработки опросника, позволяющего диагностировать социально-эмоциональную компетентность, была создана фокус-группа, состоящая из 22 специалистов-психологов, имеющих ученую степень кандидата психологических наук. В задачи фокус-группы входили проверка и оценка вопросов, отражающих содержание составляющих структуру социально-эмоциональной компетентности характеристик, на основе включенных в нее компонентов, выделенных в ряде исследований [3; 4].

На основе компонентов, составляющих структурные характеристики социально-эмоциональной компетентности, в рамках принципов, заложенных Я. В. ОаНеП [19] при составлении 16-факторного личностного опросника (l6PF), опирающегося на совокупность выделенных им свойств личности, были сформулированы вопросы, опирающиеся на компоненты каждой выделенной характеристики социально-эмоциональной компетентности, относящиеся к психодинамическому уровню, личностному уровню и уровню межличностных отношений социально-эмоциональной компетентности. На основе компонентов психодинамического уровня было составлено 29 вопросов, на ос-

нове компонентов личностного уровня -31 вопрос, на основе компонентов уровня межличностных отношений - 28 вопросов [3; 4]- Вопросы образовали шкалы будущего опросника: шкала психодинамической, личностной и шкала межличностной социально-эмоциональной компетентности.

Сформулированные вопросы по каждой структурной характеристике социально-эмоциональной компетентности (СЭК) после анализа фокус-группой на очевидную ва-лидность и валидность по содержанию были сокращены до 20 (по каждой структурной характеристике) и положены в основу шкал «Опросник структуры социально-эмоциональной компетентности» (QSSEC):

1. Шкала Психодинамическая СЭК.

2. Шкала Личностная СЭК.

3. Шкала Межличностная СЭК.

После выделения шкал опросника и их содержания были сформулированы определения каждой шкалы. Шкала Психодинамическая СЭК представляет собой характеристику формально-динамических особенностей социально-эмоциональной компетентности как составляющих поведения человека, которое проявляется в активности взаимодействия с окружающим миром: предметным и социальным, а также эмоциональное отношение к его процессу и результатам. Шкала Личностная СЭК характеризует качества личности человека, проявляющиеся в его способности и готовности к максимально полной реализации своего личностного потенциала, успешному решению широкого круга жизненных и профессиональных задач, продуктивной жизнедеятельности в целом и продуктивной профессиональной деятельности. Шкала Межличностная СЭК отражает способность человека работать в команде, согласовывая свои действия с другими людьми, выстраивать позитивные отношения в процессе взаимодействия, создавать положительную психологическую атмосферу в коллективе,

обладать необходимыми навыками межличностного общения.

При формировании шкал опросника социально-эмоциональной компетентности личности QSSEC были использованы ранговые шкалы, позволяющие оценить уровень выраженности соответствующей характеристики: «Почти всегда» - ранг 1, «Часто» -ранг 2, «От случая к случаю» - ранг 3, «Иногда» - ранг 4, «Крайне редко» - ранг 5.

IRT анализ опросника QSSEC. При дальнейшей работе по созданию опросника QSSEC была использована Item Response Theory (IRT) методология [18]. Теория тестовых заданий применяется для проектирования, анализа и оценки тестов, опросников и подобных измерительных инструментов. При разработке опросника QSSEC IRT анализ использовался для того, чтобы избавиться от плохих, неинформативных вопросов при составлении опросника и сохранить вопросы, составляющие его валидную и надежную основу.

В апробации опросника приняли участие 102 респондента, из них 73 женщины и 29 мужчин, средний возраст респондентов -46,5 лет. Заполнение опросника осуществлялось в индивидуальном формате. Полученные результаты послужили основой для IRT анализа (проверки на нормальное распределение, корреляционный и факторный анализ), психометрического анализа (проверки различных видов валидности и надежности).

После диагностики испытуемых предварительным вариантом опросника результаты исследования были подвергнуты психометрическому анализу. Статистический анализ результатов исследования производился с помощью статпакета IBM SPSS Statistics 26 for Mac OS Ventura 13.5 [10].

Были проверены дифференцирующие возможности каждого вопроса опросника [18] по каждой шкале путем гистографиче-ского исследования [9] (рис. 1).

Рис. 1. Гистограмма (пример на материале вопросов Шкалы Психодинамическая СЭК)

После проверки дифференцирующих возможностей каждого вопроса опросника [18] путем гистографического исследования

[9] из каждой шкалы опросника было исключено от 2 до 3 вопросов, не имеющих нормального распределения.

После того как из предварительного варианта опросника QSSEC были удалены вопросы, имеющие асимметричные или эксцессивные нарушения нормального распределения, шкалы опросника были прове-

рены на параметры нормального распределения по каждой шкале опросника (табл. 1) с помощью критерия Колмогорова-Смирнова [10].

Критерий Колмогорова-Смирнова

Таблица 1

Переменные Шк. 1 Шк. 2 Шк. 3

N 102 102 102

Параметры нормального распределения Среднее 15,31 13,96 16,48

Среднее квадр. отклонения 2,757 2,789 3,579

Наибольшие экстремальные расхождения Абсолютная ,112 ,111 ,106

Положительные ,093 ,082 ,082

Отрицательные -,112 -,111 -,106

Статистика критерия ,112 ,111 ,106

Асимптотическая значимость ,003 ,004 ,007

Асимптотический (достигаемый) уровень значимости Р < 0,05:

a) проверяемое распределение является нормальным;

b) коррекция значимости Лильефорса.

В рамках каждой шкалы с помощью корреляционного анализа [10] был определен уровень взаимосвязи вопросов, составляющих содержание каждой шкалы, что позволило из каждой шкалы удалить от 2 до 3 вопросов, не имеющих значимых корреляционных связей, и сохранить вопросы, связанные друг с другом.

IRT анализ шкал опросника QSSEC позволил оценить уровень участия каждого вопроса каждой шкалы в формировании результата измерения поименованных характеристик социально-эмоциональной компетентности личности. Это позволяет определить уровень конвенциональности входящих в каждую шкалу вопросов (в нашем случае переменных) данного опросника. Под кон-венциональностью в данном случае понимается уровень согласованности вопросов, отображающих содержание шкалы, что впоследствии должно способствовать повышению ва-лидности и надежности тестовой методики.

IRT анализ каждой шкалы данного

опросника позволяет изъять вопросы, снижающие уровень конвенциональности шкалы. На основании IRT анализа из шкал опросника были исключены вопросы, не дифференцирующие испытуемых, не соответствующие правилам нормального распределения, не коррелирующие с другими вопросами шкалы. В окончательном варианте опросника каждая шкала содержала 15 вопросов.

Окончательный вариант опросника QSSEC представлен в Приложении.

Психометрический анализ опросника QSSEC. С помощью окончательного варианта опросника была диагностирована выборка, состоящая из 143 директоров школ г. Перми, Пермского района и Крас-нокамска (город-спутник Перми).

Окончательный вариант опросника был проверен на надежность и валидность. Проверка надежности проводилась методами Альфа Кронбаха [1; 10; 21] и методом расщепления [1; 10; 22] по каждой шкале опросника (табл. 2 и 3).

Таблица 2

Проверка надежности методом Альфа Кронбаха

Шкалы Альфа Кронбаха Количество пунктов

Шкала 1 ,821 15

Шкала 2 ,784 15

Шкала 3 ,793 15

а > 0,500; р < 0,05

Следует отметить, значения Альфа Крон- гут быть использованы в качестве оценки

баха меньше или равно 0,500 считаются не- внутренней согласованности шкал теста.

достаточными. Значения а больше 0,500 мо-

Таблица3

Проверка надежности методом расщепления

Шкалы Общее количество пунктов Пропорция расщепления Корреляция расщепленных форм

Шкала 1 15 7/8 ,533

Шкала 2 15 7/8 ,479

Шкала 3 15 7/8 ,568

r = 0,324, P < 0,05

Проверка надежности опросника QSSEC методом Альфа Кронбаха и методом расщепления подтвердила надежность шкал: Психодинамической СЭК, шкала Личностной СЭК и шкала Межличностной СЭК.

Структурная валидность опросника [1] была проверена с помощью кластерного анализа. Кластерный анализ реализовывался с использованием иерархической модели в графическом варианте (дендрограмма) и ме-

О 5

Шкала Личностная СЭК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала Межличностная СЭК

Шкала Психодинамическая СЭК

Рис. 2. Дендрограмма различия-сходства шкал опросника

Структурная валидность опросника критериев для К переменных Фридмана и

QSSEC [1] была также проверена с помощью W Кендалла (табл. 4).

Таблица 4

Структурная валидность опросника QRSEC

тода «Наибольшей удаленности соседа» с интервалом квадрата Евклида [10]. Результаты кластерного анализа (рис. 2) характеризуют все шкалы опросника как соответствующие структурной валидности, о чем свидетельствует разрыв «различие-сходство» по шкале абсцисс в диапазоне от 0 до 10 единиц. На шкале ординат в соответствии с разрывом «различие-сходство» все шкалы опросника расположены равноудаленно.

10 15 20 25

—______ Шкалы Критерии - К - переменные: Шкала 1, Шкала 2, Шкала 3

Критерий Фридмана Асимптотическая значимость ,274

W Кендалла Асимптотическая значимость ,386

r = 0,166, P < 0,05

Представленные в таблице 4 результаты проверки структурной валидности опросника QSSEC позволяют заключить, что все шкалы опросника составляют конструкт из несвязанных между собой разноуровневых характеристик социально-эмоциональной компетентности, которые измеряют ее различные характеристики.

Проверка критериальной валидности опросника QSSEC проводилась с помощью критерия [1]. В качестве критерия валиди-зации опросника использовались показатели компонентов социально-эмоциональной компетентности, использованных в нашем диссертационном исследовании, шкал методик Психодинамическая СЭК: «Опросник структуры темперамента» (ОСТ) В. М. Руса-лова [13] (шкала «Социальная эргичность» (активность), шкала «Социальная пластичность», шкала «Социальный темп», шкала «Социальная эмоциональность»), Личностная СЭК: «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой [8] (шкала

«Гибкость», шкала «Самостоятельность»), «Социальный интеллект» (SQ) Н. Холла [12] (шкала «Самосознание», шкала «Саморегуляция», шкала «Эмпатия», шкала «Самомотивация»), «Самоактуализационный тест» (CAT) Э. Шострома [24] (шкала «Ценностные ориентации», шкала «Самоприятие»), «Эмоциональный интеллект» (ЭмИн) Д. В. Люси-на [6] (шкала «Восприятие и понимание своих эмоций», шкала «Управление своими эмоциями», шкала «Эмоционально-волевой контроль»), СЭК Межличностных отношений: «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири [15] (шкала «Альтруистичность», шкала «Дружелюбие», шкала «Подчиняемость»), «Социальный интеллект» (SQ) Н. Холла [12] (шкала «Навыки социального взаимодействия»), «Эмоциональный интеллект» (ЭмИн) Д. В. Люсина [6] (шкала «Управление чужими эмоциями»).

Результаты проверки критериальной валидности опросника QSSEC представлены в таблице 5.

Таблица 5

Валидность по критерию опросника QSSEC

—■—■—^^^ Шкалы Переменные ——^^ Шкала Психодинамическая СЭК Шкала Личностная СЭК Шкала Межличностная СЭК

Социальная активность ,318

Социальная пластичность ,264

Социальный темп ,183

Социальная эмоциональность ,244

Гибкость ,321

Самосознание ,175

Саморегуляция ,008

Эмпатия ,231

Самомотивация ,208

Ценностные ориентации ,253

Самоприятие ,181

Восприятие и понимание своих эмоций ,381

Управление своими эмоциями ,181

Альтруистичность ,321

Дружелюбие ,199

Подчиняемость ,053

Навыки социального взаимодействия ,343

Управление чужими эмоциями ,21,3

r = 0,166, P < 0,05; r = 0,217, P < 0,01; r = 0,275, P < 0,001

Из таблицы 5 следует, что все показатели компонентов психодинамического уровня статистически значимо связаны со Шкалой Психодинамическая СЭК, 89% показателей компонентов личностного уровня статистически значимо связаны со Шкалой Личностная СЭК (кроме показателя компонента Саморегуляция) и 80% показателей компонентов межличностного уровня статистически значимо связаны со Шкалой

Межличностная СЭК (кроме показателя компонента Подчиняемость). Это позволяет заключить, что все шкалы опросника QRSEC соответствуют общим требованиям критериальной валидности.

Основные характеристики шкал опросника QSSEC на основании диагностики выборки испытуемых из 143 человек представлены в таблице 6.

Характеристики шкал опросника QSSEC

Таблица 6

Шкалы Психодинамическая СЭК Личностная СЭК Межличностная СЭК

Среднее (Mean) 15,31 14,25 16,48

Среднее квадратичное (ст) 2,757 3,406 3,579

Минимум (Min) 10 8 8

Максимум (Max) 22 21 25

Приведенные в таблице 6 основные характеристики шкал опросника QRSEC позволяют определить нормы, характеризующие высокие, средние и низкие значения показателей по каждой шкале. Для определения нормы, характеризующей высокие, средние и низкие значения показателей по каждой шкале, использовалась стандартная процедура деления шкалы [1]:

Mean ± ст/2, где Mean - среднее значение показателей по шкале;

ст - среднее квадратичное отклонение.

Таким образом, по шкале Психодинамическая СЭК: низкие значения от 10 до 14, средние значения от 14, до 17, высокие от 17 до 22 баллов; по шкале Личностная СЭК: низкие значения от 8 до 13, средние значения от 13 до 16, высокие от 16 до 21 балла;

Межличностная СЭК: низкие значения от 8 до 15, средние значения от 15 до 18, высокие от 18 до 21 балла.

Низкие, средние и высокие значения показателей по шкалам опросника QRSEC получены математическим путем на выборке из 143 человек, в процессе дальнейшей диагностики и увеличения выборки эти значения будут корректироваться.

Из таблицы 6 следует, что шкала Межличностной СЭК имеет наиболее широкий диапазон индивидуальных значений (от 8 до 25 баллов) и более высокий уровень средних значений (16,48 балла), что характеризует ключевое значение межличностных отношений в разноуровневой структуре социально-эмоциональной компетентности.

Заключение. Разработка опросника, 1ЯТ и психометрический анализ опросника

QSSEC позволяют использовать его для дальнейших исследований социально-эмоциональной компетентности. Исследование развития разноуровневых характеристик социально-эмоциональной компетентности в разрезе шкал опросника позволяет установить, какие структурные особенности социально-эмоциональной компетентности более выражены и насколько они могут быть

эффективными в жизни и деятельности человека, а какие из них нуждаются в улучшении (корректировке). Полученные в ходе такого исследования результаты позволят создавать коррекционные программы, ориентированные на повышение уровня сформи-рованности социально-эмоциональной компетентности личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази, А. Психологическое тестирование : в 2 книгах. Книга 1 : пер. с англ. / А. Анастази. - М. : Педагогика, 1982. - 318 с. - Текст : непосредственный.

2. Варецкая, Е. В. Технологии медиаобразования и критического мышления как средства развития социальной компетентности учителя начальной школы в последипломном образовательном процессе / Е. В. Варецкая. - Текст : непосредственный // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве : сборник статей. - Могилев : Институт МВД, 2016. -

с. 54-63.

3. Горбунова, И. В. Контент-анализ структуры эмоциональной компетентности / И. В. Горбунова. -Текст : непосредственный // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. - 2022. - № 2. - С. 238-243.

4. Горбунова, И. В. Структура социальной компетентности личности, социально-эмоциональная компетентность личности / И. В. Горбунова. - Текст : непосредственный // Образование личности. -2021. - № 3-4. - С. 41-46.

5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект : пер. с англ. / Д. Гоулман. - М. : Астрель, 2011. - 478 с. -Текст : непосредственный.

6. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д. В. Люсин. - Текст : непосредственный // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

7. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М. : Просвещение, 1986. - 256 с. - Текст : непосредственный.

8. Моросанова, В. И. Стилевые особенности саморегулирования личности / В. И. Моросанова. -Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - C. 121-127.

9. Никитин, Я. Ю. Асимптотическая эффективность непараметрических критериев / Я. Ю. Никитин. - М. : Наука, 1995. - 238 с. - Текст : непосредственный.

10. Пациорковский, В. В. SPSS для социологов : учебное пособие / В. В. Пациорковский. - М. : ИСЭПН РАН, 2005. - 432 с. - Текст : непосредственный.

11. Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация : пер. с англ. / Д. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с. - Текст : непосредственный.

12. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки : учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2005. - 208 с. -Текст : непосредственный.

13. Русалов, В. M. Психологическое тестирование темперамента / В. M. Русалов, И. Г. Калашникова. -Текст : непосредственный // Журнал высшей нервной деятельности. - 1992. - № 42 (1). - С. 44-49.

14. Сергиенко, Е. А. Социально-эмоциональное развитие детей: теоретические основы / Е. А. Серги-енко. - М. : Дрофа, 2019. - 245 с. - Текст : непосредственный.

15. Собчик, Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири : метод. руководство / Л. Н. Собчик. - М., 1990. - 48 с. - Текст : непосредственный.

16. Чеховский, И. В. Метод фокус-групп: этапы реализации исследования / И. В. Чеховский. - Текст : непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2013. - № 4. - С. 145-155.

17. Шишов С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов. - Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. - № 2. - С. 58-67.

18. Asparouhov, T. IRT in Mplus. Version 2 / T. Asparouhov, B. Muthen. - Text : immediate / / Technical report. - 2016.

19. Cattell, R. B. The Description and measurement of personality / R. B. Cattell. - New York : World Book Company, 1946. - 602 p. - Text : immediate.

20. Collie, R. J. The development of social and emotional competence at school: An integrated model / R. J. Collie. - Text : immediate // International Journal of Behavioral Development. - 2020. - No. 44 (1). -P. 76-87.

21. Cortina, J. M. What is coefficient alpha? An examination of theory and practice / J. M. Cortina. - Text : immediate // Journal of applied psychology. - 1993. - Vol. 78, no. 1. - P. 98-104.

22. Cronbach, L. J. Coefficient alpha and the internal structure of tests / L. J. Cronbach. - Text : immediate / / Psychometrika. - 1951. - Vol. 16, no. 3. - P. 297-334.

23. McClelland, D. C. Testing for competence rather than for "intelligence" / D. C. McClelland. - Text : immediate // American Psychologist. - 1973. - Vol. 28. - P. 1-14.

24. Shostrom, E. L. Validation of the Personal Orientation Dimensions: an Inventory for the Dimensions of Actualizing / E. L. Shostrom, R. R. Knapp, L. Knapp. - Text : immediate // Educational and Psychological Measurement. - 1976. - Vol. 36, no. 2. - P. 491-494.

REFERENCES

1. Anastazi, A. (1982). Psikhologicheskoe testirovanie: v 2 knigakh [Psychological Testing, in 2 Books]. Book 1. Moscow, Pedagogika. 318 p.

2. Varetskaya, E. V. (2016). Tekhnologii mediaobrazovaniya i kriticheskogo myshleniya kak sredstva razvi-tiya sotsial'noi kompetentnosti uchitelya nachal'noi shkoly v poslediplomnom obrazovatel'nom protsesse [Technologies of Media Education and Critical Thinking as Development Tools of Social Competence of the Elementary School Teacher in Post Degree Educational Process]. In Mediasfera i mediaobrazovanie: spetsifika vzai-modeistviya v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve: sbornik statei. Mogilev, Institut MVD, pp. 54-63.

3. Gorbunova, I. V. (2022). Kontent-analiz struktury emotsional'noi kompetentnosti [Content Analysis of Structure of Emotional Competence]. In Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. No. 2, pp. 238-243.

4. Gorbunova, I. V. (2021). Struktura sotsial'noi kompetentnosti lichnosti, sotsial'no-emotsional'naya kom-petentnost' lichnosti [Structure of Social Competence of the Personality, Social and Emotional Competence of the Personality]. In Obrazovanie lichnosti. No. 3-4, pp. 41-46.

5. Goulman, D. (2011). Emotsional'nyi intellekt [Emotional Intelligence]. Moscow, Astrel'. 478 p.

6. Lyusin, D. V. (2006). Novaya metodika dlya izmereniya emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn [A New Technique for Measurement of Emotional Intelligence: Questionnaire Emin]. In Psikhologicheskaya diag-nostika. No. 4, pp. 3-22.

7. Merlin, V. S. (1986). Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti [Essay on an Integral Study of Individuality]. Moscow, Prosveshchenie. 256 p.

8. Morosanova, V. I. (1991). Stilevye osobennosti samoregulirovaniya lichnosti [Style Features of Self-regulation of the Personality]. In Voprosy psikhologii. No. 1, pp. 121-127.

9. Nikitin, Ya. Yu. (1995). Asimptoticheskaya effektivnost' neparametricheskikh kriteriev [Asimptotic Efficiency of Non-parametric Criteria]. Moscow, Nauka. 238 p.

10. Patsiorkovsky, V. V. (2005). SPSS dlya sotsiologov [SPSS for Sociologists]. Moscow, ISEPN RAN. 432 p.

11. Raven, D. (2002). Kompetentnost' v sovremennom obshchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizatsiya [Competence in Modern Society. Identification, Development and Implementation]. Moscow, Kogito-Tsentr. 396 p.

12. Rezapkina, G. V. (2005). Psikhologiya i vybor professii: programma predprofil'noi podgotovki [Psychology and Choice of Profession: Pre-vocational Training Program]. Moscow. Genezis. 208 p.

13. Rusalov, V. M., Kalashnikova, I. G. (1992). Psikhologicheskoe testirovanie temperamenta [Psychological Testing of Temperament]. In Zhurnal vysshei nervnoi deyatel'nosti. No. 42 (1)., pp. 44-49.

14. Sergienko, E. A. (2019). Sotsial'no-emotsional'noe razvitie detei: teoreticheskie osnovy [Social and Emotional Development of Children: Theoretical Bases]. Moscow, Drofa. 245 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Sobchik, L. N. (1990). Metody psikhologicheskoi diagnostiki. Vyp. 3. Diagnostika mezhlichnostnykh ot-noshenii. Modifitsirovannyi variant interpersonal'noi diagnostiki T. Liri [Methods of Psychological Diagnostics. Issue 3. Diagnostics of the Interpersonal Relations. The Modified Option of Interpersonal Diagnostics of T. Leary]. Moscow. 48 p.

16. Chekhovsky, I. V. (2013). Metod fokus-grupp: etapy realizatsii issledovaniya [Focus Groups Method: Stages of Realization of Research]. In Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya. No. 4, pp. 145-155.

17. Shishov, S. E., Agapov, I. G. (2002). Kompetentnostnyi podkhod k obrazovaniyu: prikhot' ili ne-obkhodimost'? [Competence-based Approach to Education: Whim or Need?]. In Standarty i monitoring v obra-zovanii. No. 2, pp. 58-67.

18. Asparouhov, T. (2016). IRT in Mplus. Version 2. In Technical report.

19. Cattell, R. B. (1946). The Description and Measurement of Personality. New York, World Book Company. 602 p.

20. Collie, R. J. (2020). The Development of Social and Emotional Competence at School: An Integrated Model. In International Journal of Behavioral Development. No. 44 (1), pp. 76-87.

21. Cortina, J. M. (1993). What is Coefficient Alpha? An Examination of Theory and Practice. In Journal of applied psychology. Vol. 78. No. 1, pp. 98-104.

22. Cronbach, L. J. (1951). Coefficient Alpha and the Internal Structure of Tests. In Psychometrika. Vol. 16. No. 3, pp. 297-334.

23. McClelland, D. C. (1973). Testing for Competence Rather Than for "Intelligence". In American Psychologist. Vol. 28, pp. 1-14.

24. Shostrom, E. L., Knapp, R. R., Knapp, L. (1976). Validation of the Personal Orientation Dimensions: an Inventory for the Dimensions of Actualizing. In Educational and Psychological Measurement. Vol. 36. No. 2, pp. 491-494.

Приложение

Инструкция. Вам будет предложен ряд вопросов, касающихся поведения в различных условиях и ситуациях. Внимательно прочитайте каждый вопрос и оцените, насколько это для Вас характерно: Почти всегда, Часто, От случая к случаю, Иногда, Крайне редко, поставив галочку в соответствующем столбце данного вопроса.

1. Как быстро Вы можете проанализировать цель и задачи деятельности, прежде чем приступить к исполнению?

2. Насколько быстро Вы продумываете приемы и способы деятельности перед ее реализацией?

3. Насколько быстро Вы справляетесь с большим объемом информации?

4. Вы жалеете о своих непроизвольных эмоциональных выплесках?

5. Насколько сильно Вы переживаете свои неудачи?

6. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

7. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

8. Быстро ли Вы становитесь раздражительны?

9. Нравится ли Вам работа, требующая высокого темпа деятельности?

10. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

11. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

12. Смена деятельности не причиняет Вам особых неудобств?

13. Любите ли Вы перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни?

14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. В какой мере Вас устраивают результаты собственной профессиональной деятельности?

17. В какой степени Вы мотивированы на достижение цели в любой ситуации?

18. Всегда ли Вы бываете уверены в своей позиции?

19. Насколько Вы инициативны и решительны в сложных ситуациях?

20. В какой мере Вам свойственна выдержка в критической ситуации?

21. Насколько Вы готовы брать инициативу на себя в любом деле?

22. В какой мере у Вас выражена потребность в самообразовании?

23. Трудно ли Вам отказаться от своих намерений?

24. В какой мере Вы избегаете принятия рискованных решений?

25. В какой мере Вы умеете ориентироваться в сложной ситуации?

26. В какой мере Вы находите в себе силы поступать так, как я считаете нужным?

27. Насколько Ваша самооценка зависит от результатов деятельности?

28. Насколько Вы руководствуетесь собственными представлениями, а не чужим мнением в решении возникающих проблем?

29. Способны ли Вы признать свою неправоту?

30. В какой мере Вы проявляете настойчивость в достижении цели?

31. В какой степени в процессе совместной деятельности у Вас получается выстроить межличностное взаимодействие?

32. Насколько у Вас получается согласовывать свои действия с действиями других людей в процессе совместной деятельности?

33. Насколько у Вас получается сохранить хорошие отношения с людьми в любой ситуации?

34. В какой мере Вам удается создавать положительную психологическую атмосферу в коллективе?

35. Насколько положительно Вы воспринимаете критику коллег?

36. Насколько успешно у Вас получается решать проблемы, возникающие в коллективе?

37. Насколько Вам удается разрешать конфликты, возникающие в коллективе?

38. Всегда ли коллектив полностью соглашается с вашей позицией?

39. В какой мере Вы ориентированы на получение информации от окружающих?

40. Чувствуете ли Вы себя комфортно, находясь в большой компании?

41. Насколько Вы стараетесь избегать конфликтов и затруднительных положений в общении?

42. Насколько Вы готовы к сотрудничеству и взаимопомощи?

43. В какой мере Вы дорожите мнением окружающих?

44. Насколько Вы чувствуете себя уверено при общении с незнакомыми людьми?

45. Легко ли вы сходитесь с людьми?

Содержание шкал опросника QSSEC:

1. Шкала Психодинамическая СЭК (Вопросы 1-15).

2. Шкала Личностная СЭК (Вопросы 16-30).

3. Шкала Межличностная СЭК (Вопросы 31-45).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.