Психология человека в образовании, 2022, т. 4, № 4 Psychology in Education, 2022, vol. 4, no. 4 _www.psychinedu. ru
Щ Check for updates
УДК 159.9+316.6
Психологические технологии в образовании
EDN IAHITF
https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-521-545
Научная статья
Разработка и психометрическая проверка методики измерения ценностей через актуализированные страхи
В. И. Пищик1
Н1
1 Донской государственный технический университет, 344000, Россия, Ростовская обл.,
г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1
Сведения об авторе
Влада Игоревна Пищик, SPIN-код: 3144-3020, Scopus AuthorlD: 24473186900, ResearcherlD: 0-6154-2015, ORCID: 0000-0002-3909-3895, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Пищик, В. И. (2022) Разработка и психометрическая проверка методики измерения ценностей через актуализированные страхи. Психология человека в образовании, т. 4, № 4, с. 521-545. https://www.doi. org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-521-545 EDN IAHITF
Получена 12 июня 2022; прошла рецензирование 20 июня 2022; принята 20 июля 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © В. И. Пищик (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация
Введение. Методическая актуальность работы обусловлена трудностью операционализации конструкта ценностей. Анализируя компоненты ценностей, можно отметить, что большинство методик опирается на мотивационный и когнитивный компоненты, при этом не задействуя эмотивный компонент. Мы акцентировали внимание на эмотивном компоненте посредством обращения к страхам. В основу разработки методики положены представления Л. С. Выготского о взаимосвязи «переживаний» и «значений» и развитые современными авторами идеи о ценностях и страхах. Страх взаимосвязан со значимыми ценностями личности как ее жизненными принципами. Цель работы: психометрическая проверка нового инструмента для оценки ценностей через актуализируемые страхи. Приводятся результаты апробации методики, которые дают доказательства содержательной, критериальной и конструктной валидности методики. С помощью представленной методики можно получить информацию об иерархии ценностей и содержании ценностных предпочтений. Материалы и методы. Для психометрической проверки инструмента было обследовано 300 респондентов в возрасте 18-25 лет (М = 19,03; SD = 0,42) из которых 60% женского пола. Использовались опросник ценностей Ш. Шварца, опросник иерархической структуры актуальных страхов Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлевой, методика измерения типа ментальности В. И. Пищик, опросник веры, разработанной Harris Interactive, методика «Развитость моего экологического сознания» А. П. Сидельковского. Статистические методы обработки данных: для проверки согласованности, надежности использовали корреляционный анализ по Спирмену, а Кронбаха; для определения факторной валидности применяли эксплораторный факторный анализ, критерий W Кендалла.
Результаты. Показано, что методика относительно внутренне непротиворечива. Наблюдается внутренняя согласованность пунктов методики. Лежащий в ее основе теоретический конструкт связан с аналогичным конструктом ценностей по Ш. Шварцу и может предсказывать релевантные переменные, включая отношение к себе, другим, природе, технологиям, мистическому и культуре. Связанные с ценностями страхи сочетались со страхами, измеренными с помощью иных методик. Выводы. Методика может применяться в педагогических, психологических контекстах изучения ценностей. Психометрическую проверку методики необходимо продолжить на большей выборке с учетом возраста, пола и ситуативных факторов.
Ключевые слова: ценности, диагностика ценностей, биологические страхи, социальные страхи, экзистенциальные страхи, психометрическая проверка, надежность, валидность, методика, студенты
Research article
Development and psychometric verification of a technique for measuring values through actualized fears
V. I. Pishchik™
1 Don State Technical University, 1 Gagarin Sq., Rostov-on-Don 344000, Russia
Author
Vlada I. Pishchik, SPIN: 3144-3020, Scopus AuthorlD: 24473186900, ResearcherlD: 0-6154-2015, ORCID: 0000-00023909-3895, e-mail: [email protected]
For citation: Pishchik, V. I. (2022) Development and psychometric verification of a technique for measuring values throuj actualized fears. Psychology in Education, vol. 4, no. 4, pp. 521-545. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-521-545 EDN IAHITF
Received 12 June 2022; reviewed 20 June 2022; accepted 20 July 2022. Funding: The study did not receive any external funding.
Copyright: © V. I. Pishchik (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY NC License 4.0.
Abstract
Introduction. The methodological relevance of the article stems from the difficulty of operationalizing the value construct. Most techniques rely on the motivational and cognitive components and do not involve the emotive component. The article turns to the emotive component and provides a psychometric verification of a new tool for assessing values through actualized fears. The technique is based on L. S. Vygotsky's ideas about the relationship between "experiences" and "meanings', as well as on the ideas about values and fears developed by modern authors. Fear (the strongest emotion) is interconnected with a person's significant values viewed as his/her life principles. The technique makes it possible to obtain the information about the hierarchy of values, priorities of fears and the content of value preferences.
Materials and Methods. For psychometric verification of the technique, N = 300 respondents aged 18-25 years were examined, of which 60% were female. The following methods were used: Schwartz's values questionnaire, the questionnaire of the hierarchical structure of actual fears (Yu. V. Shcherbatykh, E. I. Ivleva), the author's methodology for measuring the type of mentality (V. I. Pishchik), the questionnaire of faith (Harris Interactive), the methodology "The development of my ecological consciousness" (A. P. Sidelikovsky). Statistical methods of data processing included Spirman correlation analysis, Cronbach's alpha, exploratory factor analysis, Kendall's W criterion.
Results. It is shown that the technique is relatively internally consistent. There is an internal consistency of the points of the technique. The technic is based on a theoretical construct which is associated with a similar construct of values proposed by S. Schwartz. Value-related fears were combined with fears measured by other methods.
Conclusions. The technique can be used in pedagogical and psychological contexts of study of values. Psychometric verification of the technique should be continued on a larger sample taking into account age, gender and situational factors.
Keywords: values, diagnostics of values, biological fears, social fears, existential fears, psychometric verification, reliability, validity, methodology, students
Введение
Ценности являются латентным образованием, которое слабо поддается измерению. Поэтому их изучают опосредованно, например, через представления о том или ином явлении жизни человека. На этом построено большинство методик измерения ценностей. Анализируя компоненты ценностей, можно отметить, что эти методики опираются, прежде всего, на мотива-ционный и когнитивный компоненты, в то время как эмотивный компонент ценностей ими не задействуется. Мы обратились к эмотивному
компоненту, опираясь на представление о страхах, поскольку они являются самыми сильными эмоциями. В более раннем исследовании мы начали обосновывать эту точку зрения (Пищик 2019а; 2019Ь). Были рассмотрены различные подходы к проблеме страхов. В частности, мы обратились к экзистенциальной психологии, где впервые понятие страха было отделено от тревоги, и страх был определен в своем предмете как расположенность перед «ничто». Стало очевидным, что в отличие от тревоги, страх конкретен в своем объекте, страх — это переживание своей конечности. Причины и аспекты
конечности многообразны, как и разнообразно количество страхов.
В психоаналитическом подходе впервые был представлен психологический механизм возникновения страхов. З. Фрейд указывает, что страхи сопровождают вытесненные желания и подразделяются на реальные и невротические (Фрейд 1989). В. Лейбин описывает страх как мучительное состояние, направленное на самосохранение (Лейбин 1990). Это всегда переживание чего-то нежелательного.
Представитель российской психологии А. И. Захаров понимает страх как аффективное восприятие, предчувствие угрозы и вызываемое чувство волнения и беспокойства (Захаров 2000). Страхи подразделяются им на: личностные и ситуативные; мнимые и реальные; острые и хронические; естественные и патологические и т. д.
В нашем контексте рассматривались личностные, непатологические страхи. Ю. В. Щербатых и Е. И. Ивлева показали, что в сложной ситуации под воздействием иррационального представления, которое даже может быть вытеснено, возникает мучительное переживание (Щербатых, Ивлева 1998). Субъективное переживание угрозы личному благополучию, которое оценивается как страх, имеет системный характер (Падун 2019) и обычно измеряется вербальными и невербальными самоотчетами испытуемых (ЬеЭоих, Ио1шапп 2018).
Фактически в рассматриваемом вопросе скрыта проблема взаимосвязи «переживания» и «значения», которая впервые была обозначена поставлена в работе Л. С. Выготского (1984) и вновь актуализировалась в работах Дж. Мак-дугалл (2017), Е. И. Изотовой и Т. Д. Марцин-ковской (2016) и др. В подростковом возрасте переживания соединяются с понятиями, благодаря чему происходит интеллектуализация переживаний, отмечает Л. С. Выготский (1984). Это связывает психологическую составляющую с телесными проявлениями (Макдугалл 2017) и в подростковом возрасте переживания начинают сочетаться с жизненными принципами человека, с его ценностями. У подростков проявляются следующие страхи: фобии, учебные, социальные, криминальные, мистические (Шкуратова, Ермак 2004). Ю. В. Шербатых и Е. И. Ивлева разделил страхи на биологические, социальные и экзистенциальные (Щербатых, Ивлева 1998). Степень выраженности страха определяется оценкой его значения для подростка. Значения страхов закрепляются в социуме.
Социокультурный подход открывает нам социальный механизм страхов. У. Бек и Д. Леви
полагали, что в обществе рисков, обществе без гарантий общие страхи могут способствовать сплоченности населения и порождать общество страхов (Beck, Levy 2013). Это отражено в исследовании современного российского общества (Юревич 2019).
Из вышеизложенного мы сделали вывод, что страх является психическим состоянием, которое связано с представлениями и диспозициями личности, подкрепляемыми социальными, культурными, политическими институтами. Страх как психическое состояние связан с отношением к миру. Обычно в страхе анализируется степень угрозы (Raber, Arzy, Bertolus et al. 2019), но редко обращается внимание на ценность того, чему угрожают (Иосифян, Арина, Николаева 2019). Страх является удвоенной иллюзией, иллюзорным отношением. Изначально мы можем иметь ошибочные представления о событиях, ситуациях, объектах, предметах как угрожающих. Здесь может быть две позиции: угроза извне и угроза изнутри. Мы допускаем ошибки в оценках этих угроз довольно часто, в силу описанных социально-психологических феноменов, таких как стремление к точности, предрасположенность в пользу своего Я, ложные корреляции, эвристики и т. д. Затем, начиная верить в эти представления, мы испытываем эмоции, перерастающие в чувство страха. Схема страха как иллюзии такова: мы сталкиваемся с объектом или предметом, который может породить у нас ложное представление о нем как угрожающем, далее оцениваем ситуацию (представление о ложном представлении), что порождает чувство в связи с представлением об объекте, т. е. отношение к нему, выражающееся в ценности (рис. 1).
Высшие диспозиции личности (Олпорт 2002; Саморегуляция... 2013) — это концепция жизни, направленность личности, социальные установки на типичные объекты и ситуации. Именно с направленностью связан страх. Страх маркирует значимость события, объекта, предмета в жизни человека.
Значимость мы связали с представлениями о ценностях и ценностных ориентациях в психологии. Мы рассмотрели подходы к ценностям и основные идеи следующих авторов: о ценностях как устойчивых убеждениях М. Рокича (Rockeach 1973); о высшей диспозиции ценностных ориен-таций В. А. Ядова (1979); о тренде постматериалистических ценностей в самовыражении по Ингельхарту (Inglehart 2000); о современных тенденциях в изменениях ценностей, которым приписывалась важность в жизни — росте ценностей самосовершенствования и открытости к изменениям, самонаправленности и гедонизма,
Рис. 1. Схема порождения страха
Fig. 1. The process of fear generation
при снижении значимости традиции, зафиксированных у младших подростков, в исследовании М. Веккионе, Ш. Шварца и др. (Vecchione, Schwartz, Davidov et al. 2020); о принципиальной мотиваци-онной основе ценностей и возможности их дальнейшей дифференциации (Ш. Шварц и др.); о ценностно-нормативной неопределенности молодежи в информационной среде, отражаемой в исследовании А. В. Микляевой и соавт. (Микля-ева, Проект, Хороших 2022). Во многих концепциях прослеживается идея связи ценностей с целе-полаганием человека. Это ценности цели М. Рокича (Rockeach 1973), идея М. Вебера о том, что ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни (Вебер 1990). Ценности направляют жизнедеятельность человека (Bask, Halme, Kallio, Kuula 2020). Ценности как мотивационные цели, занимающие центральное место в самости, направляют постоянный поиск в окружающей среде и помогают определить, что потенциально полезно или угрожает. Сложив дихотомии ценностей «Я — Другие», «Природа — Культура», «Мистическое — Технологии», мы смогли связать с ними страхи. Страхи обозначают, эмоционально окрашивают объекты, значимые для человека в обществе (Нар-бут, Троцук 2017).
Опираясь на данную идею, нами был составлен общий перечень страхов, сопряженных со следующими угрозами современного общества: антропологические, техногенные, природные, культурные, социальные, экзистенциальные. Этому способствовало осмысление работы, посвященной глобальным проблемам человечества (von Weizsäcker, Wijkman 2018). В список мы не включили экономические, политические, гендерные и др. страхи, поскольку мы предполагаем, что они являются вторичными по отношению к тем, которые мы уже обозначили.
В перечень страхов были включены страхи, связанные: со своим «Я»; с другими людьми; с природными катаклизмами; с современными технологиями; с утратой культуры; с мистическим опытом. В ценностях сочетались биологические страхи (страх стихийных бедствий, техногенные страхи), социальные страхи (страх унижения от других, страх утраты), экзистенциальные страхи (утрата смысла жизни, утрата идеалов).
Таким образом, гипотетически был выстроен конструкт, в котором сочетались определенные страхи с общими, высшими ценностями человека (табл. 1).
Табл. 1. Конструкт измерения ценностей через страхи
Сферы Страхи Категории страхов Ценность — значимость
Самость Я Потери себя Своей самости
Потери любви Любви
Потери смыслов Осмысленности
Потери телесной чувствительности Телесности
Страх выбора Принятия
Другие От других Угроза Бытийности
Утрата Другого
Унижение Достоинства
Утрата идеала Идеалов
Одиночество Дистанции
Природа Связанные с природными катаклизмами Угроза климатических изменений Климатической безопасности
Угроза окружающей среде Окружающей среды
Угроза стихийных бедствий Физической безопасности
Угрозы экологии Экологии
Эпидемий Здоровья
Информация Связанные с современными технологиями Избыток информации Информации
Нехватка информации
Увеличение миров Глобальность
Возможности роботов Робототехники
Несовершенство технологий Ошибки
Культура Связанные с культурой Культура исчезает Культуры
Утрата традиции Традиций
Приход инноваций Инноваций
Растворение во множестве культур Неопределенности
Антикультуры Культуры
Мистическое Связанные с мистическим опытом Божественное наказание Бога
Вред от темных сил Наказания
Нереальность Реальности
Бессмертность души Души
Мистический опыт Опыта
Table 1. The construct of measuring values through fears
Spheres Fears Categories insurance Values (significance of)
The Self I Loss of oneself One's Self
Loss of love Love
Loss of meanings Meaningfulness
Loss of bodily sensitivity Physicality
Fear of choice Acceptance
Others From others Threat Emtmmhoctm
Loss Beingness
Humiliation Dignity
Loss of the ideal Ideals
Loneliness Distance
Nature Related to natural disasters The threat of climate change Climate
Threat to the environment Environment
The threat of natural disasters Elements
Environmental threats Ecology
Epidemics Health
Technology Related to modern technologies Excess of information Information overload
Lack of information Information overload
Increasing Worlds Globality
Robot capabilities Robotics
Imperfection of technology Mistake
Culture Related to culture Culture is disappearing Nothing
Loss of tradition Traditions
The arrival of innovation Innovations
Dissolving in a multitude of cultures Uncertainty
Anti-culture Culture
The mystical Related to mystical experiences Divine punishment God
Harm from the dark forces Punishment
Unreality Reality
Immortality of the soul Soul
Mystical experience Experience
Опираясь на данный конструкт, нами была построена методика, которая в своем первичном варианте была представлена в нашей предыдущей публикации (Пищик 2019a). Цель данной работы заключается в психометрической проверке инструмента для оценки ценностей через актуализируемые страхи. Решались следующие задачи: 1) проверка внутренней согласованности пунктов методики; 2) проверка надежности; 3) проверка внутренней согласованности объекта исследования; 4) проверка содержательной, критериальной и эмпирической валидности; 5) проверка факторной и конструктивной валидности.
Организация и методы исследования
Выборка: студенты 300 чел., возраст от 18 до 25 лет, из которых 60% женского пола. Применяемые методики: методика измерения ценностей через актуализируемые страхи (Пищик 2019a); экспертная оценка; методика изучения ценностных ориентаций Ш. Шварца (2012); опросник измерения страхов Ю. Щербатых и Е. Ивлевой; методика измерения типа ментальности (Пищик 2019b); опросник Веры (Пищик 2019b); методика А. П. Сидельковского «Развитость моего экологического сознания». Статистические методы обработки данных: для проверки согласованности, надежности — проверка нормальности распределения, корреляционный анализ по Спирмену, а Кронбаха; факторной валидности — эксплораторный факторный анализ, критерий W Кендалла. Использовали пакет прикладных программ SPSS Statistics 22.
Методика измерения ценностей через актуализируемые страхи состоит из двух частей: в первой представлен перечень ценностей (Я, Другие, Природа, Технологии, Мистическое, Культура); во второй части для категорий ценностей, представленных в первой части, предложены пять утверждений, отражающих отношение к тому или иному страху (всего 30 утверждений). Процедура проведения методики включает два этапа. Сначала респондент упорядочивает ценности по значимости, присваивая им баллы от 6 (самый высокий) до 1 (самый низкий). Самый меньший ранг указывает на меньшую значимость ценности. Далее респонденту предлагается упорядочить страхи по категориям ценностей. Следовательно, каждая ценность привязывается к наиболее значимым страхам, указанным из пяти возможных (1 ранг — самый значимый страх, 5 — самый незначимый страх). Обработка
результатов заключается в расчете средних баллов по каждой категории, соответствующей ценностям. В результате выстраивается рейтинг ценностей, и каждая ценность оказывается отнесена к страхам, которые ее определяют.
Результаты и их обсуждение
На следующем этапе исследования мы поставили задачу психометрической проверки формируемого конструкта методики.
Внутренняя надежность методики определялась методом оценки внутренней согласованности посредством корреляции ценностей и индикаторов ценностей между собой (табл. 2). Распределение значений является нормальным, но не по всем шкалам, поэтому применяли коэффициент корреляции Спир-мена.
Обобщая, можно прийти к выводу, что высоких показателей корреляции > 0,6 между переменными методики внутри одной категории ценностей довольно много. Была получена высокая согласованность методики по основным категориям ценностей. Ценностная согласованность представляет собой важный фактор, выражающийся в ценностно-интенциональной согласованности, как показано в работе В. М. Го-лянича и коллег (Голянич, Бондарук, Шаповал, Тулупьева 2018).
Следующей задачей выступала проверка методики на надежность — стабильность измеряемых свойств (Митина 2011) с использованием метода «тест-ретест». С этой целью мы провели методику на одной (300 чел.) и той же выборке студентов (287 чел.) повторно, через месяц. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Выявились низкие значения корреляций по некоторым переменным. Эти же результаты подтвердились проверкой одномоментной надежности, когда по некоторым пунктам (У,3; 1У,3) были обнаружены высокий положительный эксцесс и отрицательная асимметрия.
В результате мы заменили данные выражения в следующих категориях ценностей:
Другие:
2. Меня страшит, что я могу потерять значимого, близкого человека.
3. Меня страшит то, что меня могут унижать.
5. Меня страшит возможность испортить
хорошие отношения с другими людьми.
Табл. 2. Значение корреляций по Спирмену между переменными
Переменные Я Другие Природа Культура Мистическое Технологии
Другие 0,83**
Я озадачен утратой смысла во многих аспектах своей жизни 0,71**
Мне нехорошо, когда я не чувствую своего тела 0,65**
Природа 0,64** 0,59**
Самое страшное — это стихийные бедствия 0,47**
Страшит, что утрачивается традиция 0,58**
Культура 0,67** 0,70**
Мистического 0,53* 0,51*
Меня унижают и это меня тревожит 0,74**
Роботы опасны 0,45* 0,53*
Тревожит, что культур много и нет границ между ними 0,70**
Технологии 0,48*
Приходит инновация — это небезопасно 0,73** 0,67** 0,79** 0,53**
Я имею мистический опыт в жизни — это страшно 0,57**
Душа бессмертна — это неотвратимо 0,51* 0,72**
Меня страшит, что я потерял значимого и близкого человека 0,59**
Я не различаю реальность и нереальность — это пугает 0,71**
Темные силы могут мне причинить вред 0,62**
Бог может меня наказать 0,52**
Технологии несовершенны и они угрожают 0,60**
Я тревожусь, когда информации не хватает 0,67**
Примечание: здесь и далее * — р < 0,05; ** — р < 0,01.
Table 2. The value of Spearman correlations between variables
Variables I Others Nature Culture The Mystical Technology
Others 0.83**
I am puzzled by the loss of meaning in many aspects of my life 0.71**
I feel bad when I can't feel my body 0.65**
Nature 0.64** 0.59**
The worst thing is natural disasters 0.47**
It scares me that tradition is being lost 0.58**
Culture 0.67** 0.70**
The Mystical 0.53* 0.51*
I am being humiliated and it worries me 0.74**
Robots are dangerous 0.45* 0.53*
It is disturbing that there are many cultures and there are no borders between them 0.70**
Technology 0.48*
Innovation comes — it's not safe 0.73** 0.67** 0.79** 0.53**
I have a mystical experience in life — it's scary 0.57**
The soul is immortal — it is inevitable 0.51* 0.72**
It scares me that I have lost a significant and close person 0.59**
I don't distinguish between reality and unreality — it scares me 0.71**
Dark forces can harm me 0.62**
God can punish me God can punish me 0.52**
Technologies are imperfect and they threaten 0.60**
I worry when there is not enough information 0.67**
Note: hereafter *—p < 0.05; **—p < 0.01.
Табл. 3. Значение корреляций по шкалам методики через месяц
№ Шкалы Коэффициент корреляции по Спирмену
I Ценность Я 0,73**
1 Я боюсь быть потерянным для самого себя 0,77**
2 Я пугаюсь того, что никого не люблю 0,80**
3 Я испуган утратой смысла во многих аспектах своей жизни 0,82**
4 Мне страшно, когда я не чувствую своего тела 0,81**
5 Я боюсь сделать выбор 0,71**
II Ценность Другие 0,84**
1 Мне угрожают — это опасно 0,72**
2 Меня страшит, что я потерял значимого и близкого человека 0,45
3 Меня унижают и это меня тревожит 0,39
4 У меня нет идеалов, не опасно ли это? 0,48
5 Самое опасное терять хорошие отношения с другими людьми 0,54*
III Ценность Природы 0,73**
1 Меня пугает потепление климата 0,80**
2 Меня пугает загрязнение окружающей среды 0,61*
3 Самое страшное — это стихийные бедствия 0,33
4 Я понимаю, что экологический кризис — это самое опасное в мире 0,75**
5 Меня пугают эпидемии 0,73**
IV Ценность Технологии 0,86**
1 Я опасаюсь, когда информации не хватает 0,70**
2 Я опасаюсь, когда информации слишком много 0,75**
3 Множественность миров — это угроза 0,66**
4 Роботы опасны 0,81**
5 Технологии несовершенны и они угрожают 0,63**
V Ценность Мистического 0,34
1 Бог может меня наказать 0,675**
2 Темные силы могут мне причинить вред 0,574*
3 Я не различаю реальность и нереальность — это пугает 0,250
4 Душа бессмертна — это неотвратимо 0,24
5 Я имею мистический опыт в жизни — это страшно 0,11
VI Ценность Культуры 0,76**
1 Культура исчезает — это небезопасно 0,54*
2 Страшит, что утрачивается традиции 0,51*
3 Приходит инновация — это небезопасно 0,32
4 Тревожит, что культур много и нет границ между ними 0,21
5 Страшит преобладание антикультуры 0,72**
Table 3. The value of correlations on the scales of the technique after one month
No. Scales Coefficient Spearman Correlations
I The value "I" 0.73**
1 I'm afraid of being lost to myself 0.77**
2 I'm scared that I don't love anyone 0.80**
3 I am afraid of the loss of meaning in many aspects of my life 0.82**
4 I'm scared when I can't feel my body 0.81**
5 I'm afraid to make a choice 0.71**
II The value "Others" 0.84**
1 I'm being threatened — it's dangerous 0.72**
2 It scares me that I have lost a significant and close person 0.45
3 I am being humiliated and it worries me 0.39
4 I have no ideals, isn't it dangerous? 0.48
5 The most dangerous thing is to lose good relationships with other people 0.54*
III The value "Nature" 0.73**
1 Climate warming scares me 0.80**
2 Environmental pollution scares me 0.61*
3 The worst thing is natural disasters 0.33
4 I understand that the ecological crisis is the most dangerous thing in the world 0.75**
5 Epidemics scare me 0.73**
IV The value "Technology" 0.86**
1 I am afraid when there is not enough information 0.70**
2 I am afraid when there is too much information 0.75**
3 The multiplicity of worlds is a threat 0.66**
4 Robots are dangerous 0.81**
5 Technologies are imperfect and they threaten 0.63**
V The value "The mystical" 0.34
1 God can punish me 0.675**
2 Dark forces can harm me 0.574*
3 I don't distinguish between reality and unreality — it scares me 0.250
4 The soul is immortal — it is inevitable 0.24
5 I have a mystical experience in life — it's scary 0.11
VI The value "Culture" 0.76**
1 Culture is disappearing — it's not safe 0.54*
2 It scares me that traditions are being lost 0.51*
3 Innovation comes — it's not safe 0.32
4 It is disturbing that there are many cultures and there are no borders between them 0.21
5 The predominance of anti-culture is frightening 0.72**
Природа:
3. Я опасаюсь возможности стихийных бедствий.
Мистическое:
3. Для меня опасно не различать реальность и нереальность.
4. Я порой верю, что душа бессмертна, и опасаюсь этого.
5. Может быть, я имел мистический опыт, и это меня страшит.
Культура:
3. Я опасаюсь, что инновации могут разрушать устоявшийся порядок.
4. Меня может пугать неопределенность в развитии культуры (размывание границ).
Повторное проведение подтвердило верность изменений, что проявилось в показателях ре-тестовой надежности новых пунктов методики, оцененной на выборке 287 человек через две недели (табл. 4).
В итоге методика приобрела следующую форму (см. Приложение).
Следующим шагом было определение внутренней согласованности шкал методики. Для этого произведен расчет показателя Крон-баха. В таблице 5 представлен результат. Как мы видим, значение демонстрирует внутреннюю
согласованность характеристик, описывающих объект исследования.
Альфа Кронбаха для всей методики составила 0,846, что свидетельствует о согласованности пунктов методики.
Далее мы определяли валидность методики.
Содержательная валидность выявлялась методом экспертной оценки. Методика была оценена независимыми экспертами: 5 психологов-практиков и 5 психологов-преподавателей (всего 10 экспертов). Критериями оценки выступили следующие показатели: адекватность инструкции, точность измерения, релевантность содержательной наполняемости категорий ценностей, простота использования, охват сфер человеческой жизни, новизна и корректность формулировок. Коэффициент согласия критерий Ж Кендалла составляет 0,390 (уровень значимости 0,00). Результаты оценок в достаточной степени согласованы. Оценки экспертов помогли нам несколько переосмыслить содержание шкал методики.
Далее мы проверяли конструктную валидность методики. Для этого сопоставлялись результаты по нашей методике с результатами по другим методикам, измеряющим ценности и страхи (табл. 6).
Табл. 4. Значение корреляций по новым шкалам методики через 2 недели
№ Шкалы Коэффициент корреляции по Спирмену
I Ценность Я -
3. Я испуган утратой смысла во многих аспектах своей жизни 0,67*
4. Мне страшно, когда я не чувствую своего тела 0,73**
II Ценность Другие -
2. Меня страшит, что я могу потерять значимого, близкого человека 0,70*
3. Меня страшит то, что меня могут унижать 0,82**
5. Меня страшит возможность испортить хорошие отношения с другими людьми 0,62*
III Ценность Природы 0,73*
3. Я опасаюсь возможности стихийных бедствий 0,58**
V Ценность Мистического 0,76*
3. Для меня опасно не различать реальность и нереальность 0,70*
4. Я порой верю, что душа бессмертна и опасаюсь этого 0,73*
5. Может быть, я имел мистический опыт, и это меня страшит 0,72**
VI Ценность Культуры 0,68*
3. Я опасаюсь, что инновации могут разрушать устоявшийся порядок 0,57**
4. Меня может пугать неопределенность в развитии культуры (размывание границ) 0,75*
Table 4. The value of correlations on the new scales of the technique after two weeks
No. Scales Spearman ^^elation ^efficient
I The value "I" -
3. I am afraid of the loss of meaning in many aspects of my life 0.67*
4. I'm scared when I can't feel my body 0.73**
II The value "Others" -
2. I am afraid that I may lose a significant, close person 0.70*
3 I am afraid that I may be humiliated 0.82**
5 I am afraid of the possibility of spoiling good relationships with other people 0.62*
III The value "Nature" 0.73*
3. I am afraid of the possibility of natural disasters 0.58**
V The value "The mystical" 0.76*
3. It is dangerous for me not to distinguish between reality and unreality 0.70*
4. I sometimes believe that the soul is immortal and I am afraid of it 0.73*
5. Maybe I had a mystical experience, and it scares me 072**
VI The value "Culture" 0.68*
3. I am afraid that innovations can destroy the established order 0.57**
4. I may be afraid of the uncertainty in the development of culture (blurring of boundaries) 0,.75*
Табл. 5. Расчет одномоментной надежности методики
Статистика надежности
№ Шкалы Альфа Кронбаха Альфа Кронбаха на основе стандартизованных элементов
1 Я 0,870 0,857
2 Другие 0,619 0,656
3 Природа 0,557 0,503
4 Технологии 0,644 0,601
5 Мистическое 0,730 0,723
6 Культура 0,586 0,570
Table 5. Calculation of the one-time reliability of the method
No. Scales Scales reliability statistics
Cronbach's Alpha Cronbach's Alpha based on standardized elements
11 I 0.870 0.857
22 'm Different 0.619 0.656
33 Nature 0.557 0.503
44 Technologies 0.644 0.601
55 The mystical 0.730 0.723
66 Culture 0.586 0.570
Табл. 6. Значение корреляций по Спирмену между переменными по методике Шварца и проверяемой
методике
Ценности по Шварцу Конформность Традиция Без-опасность Власть Самосто-ятель-ность Сти-муля-ция Уни-верса-лизм Добро-та Гедонизм
Ценности и страхи
Ценность природы 0,45* 0,52*
Я понимаю, что экологический кризис — это самое опасное в мире 0,51**
Меня страшит то, что я могу потерять значимого и близкого человека 0,56*
Я боюсь сделать выбор 0,48* -0,52*
Меня страшит то, что меня могут унижать 0,56** -0,47* 0,49*
Ценность мистического 0,51* 0,47* 0,49*
Ценность культуры 0,46*
Для меня опасно не различать реальность и нереальность 0,47*
Культура исчезает — это небезопасно -0,46*
Я опасаюсь, когда информации не хватает -0,57*
Ценность Других 0,70** 0,48* 0,56* 0,48* 0,56*
Бог может меня наказать 0,63** 0,45*
Страшит, что утрачивается традиция 0,62** 0,67** 0,54* 0,54*
Я опасаюсь, что инновации могут разрушать устоявшийся порядок 0,58* 0,56* 0,56** 0,51* 0,57**
Я порой верю, что душа бессмертна и опасаюсь этого 0,63**
Меня страшит возможность испортить хорошие отношения с другими людьми 0,48*
Меня пугают эпидемии 0,52*
Страшит преобладание антикультуры 0,48*
Table 6. The value of Spearman correlations between variables according to the Schwartz method and the technique
being tested
Values Conform- ity Tradition Security Power Self-direction Stimula-tion Universal-ism Be-nevo-lent He-don-ism
Values and fears
The value of nature 0.45* 0.52*
I understand that the ecological crisis is the most dangerous thing in the world 0.51**
I am afraid that I may lose a significant and close person 0.56*
I'm afraid to make a choice 0.48* -0.52*
I am afraid that I may be humiliated 0.56** -0.47* 0.49*
The Value of the Mystical 0.51* 0.47* 0.49*
The value of culture 0.46*
It is dangerous for me not to distinguish between reality and unreality 0,47*
Culture is disappearing — it's not safe -0.46*
I am afraid when there is not enough information -0.57*
The Value of Others 0.70** 0.48* 0.56* 0.48* 0.56*
God can punish me 0.63** 0.45*
It scares me that tradition is being lost 0.62** 0.67** 0.54* 0.54*
I am afraid that innovations can destroy the established order 0.58* 0.56* 0.56** 0.51* 0.57**
I sometimes believe that the soul is immortal and I am afraid of it 0.63**
I am afraid of the possibility of spoiling good relationships with other people 0.48*
Epidemics scare me 0.52*
The predominance of anti-culture is frightening 0.48*
Было обнаружено, что шкала «Конформность» положительно связана с ценностями и страхами Мистического и Другого; «Меня страшит то, что я могу потерять значимого и близкого человека»; «Я боюсь сделать выбор»; «Меня страшит то, что меня могут унижать». По Ш. Шварцу конформность определяется как стремление человека к сдерживанию и не причинению вреда другим. Речь идет о социально-психологической природе ценности. Конформность обычно проявляется в большей степени в традиционных культурах, в которых утверждается единение с определенным миропорядком.
Шкала «Традиция» связана с ценностями и страхами Природы, Других, Мистического; «Я опасаюсь, что инновации могут разрушать устоявшийся порядок», «Я понимаю, что экологический кризис — это самое опасное в мире», «Бог может меня наказать». Традиция опирается на отношения с другими, опору на природу и веру.
Ценность Мистического связана со шкалами «Конфорность», «Традиция» и «Доброта». Действительно, принятие мистического опыта определяется стабильностью в окружении человека. Представленные результаты показывают значимые связи шкал методики Ш. Шварца и нашей методики, что может косвенно свидетельствовать о том, что они измеряют одно и то же психологическое качество. Страхи, входящие в ценность Другие, были связаны со шкалой «Безопасность»; страхи утраты традиции и вхождения инновации были связаны со шкалой «Самостоятельность» по методике Ш. Шварца. Аналогичные результаты получены в исследовании религиозной идентичности (Шорохова, Хухлаев, Дагбаева 2016).
Представленный результат также демонстрирует, что ценность Природа попадает в ценностную тенденцию консерватизма по Ш. Шварцу.
Шкала «Стимуляция» положительно взаимосвязана с ценностью Другие, страхом «Я опасаюсь, что инновации могут разрушать устоявшийся порядок». Стимуляция предполагает стремление к новизне, к глубоким переживаниям, что отражается в данной шкале нашей методики.
Перечисленные шкалы относятся к ценностной тенденции «Открытость изменениям» по Ш. Шварцу, и они объединяют утверждения по нашей методике, относящиеся к шкалам Другие и Мистическое.
Шкала «Доброта» была взаимосвязана с ценностями Природы, Культуры, с утверждением «Меня страшит то, что меня могут унижать».
Доброта — это направленность на благополучие другого. Обнаруженная связь подчеркивает значимость благополучия с идеализацией. По Ш. Шварцу, данная шкала относится к ценностной тенденции самотрансцендентности.
Шкала «Гедонизм» связана со страхом «Страшит преобладание антикультуры», что относится к ценности Культуры. Может быть, именно удовольствие связывает эти две ценности. По Ш. Шварцу, это ценностная тенденция самовозвышения. Результат сочетается с исследованиями других авторов (Изотова, Марцинковская 2016), где показано, каким образом переживания формируют культурную идентичность. Как видно, многие шкалы нашей методики сочетаются с методиками измерения ценностей других авторов.
Затем мы сопоставили данные по нашей методике и опроснику иерархической структуры социальных страхов. Полученные результаты были сгруппированы в таблице 7.
Сопоставив результаты, мы видим, что шкалы страхов сделать выбор сочетаются со страхами ответственности; страх потери себя соотносится со страхом за близких. Ценность Других раскрывается палитрой страхов возрастных, перед болезнью. Страх за исчезновение культуры коррелирует со страхами за будущее, настоящее. Интересно, что страх перед роботами сочетается со страхом брать на себя ответственность. Страх за экологию сочетается со страхом смерти. Представленные результаты открывают определенные тренды в понимании осознанности своей жизни у студентов. Эти результаты подтверждают конструктивную валидность нашей методики.
Факторную валидность мы оценивали посредством эксплораторного факторного анализа. Применяли метод главных компонент и вращения Квартимакс с нормализацией Кайзера. Результаты представлены в таблице 8.
Была проанализирована оценка вклада каждого из шести выделенных компонентов в общую дисперсию. Было выявлено, что вклад 6 компонентов составляет около 91,95% дисперсии. Первый компонент мы назвали «Ценность Я», учитывая коррелирующие с ним переменные; второй компонент — «Мистический»; третий компонент — «Ценность культуры»; четвертый компонент — «Ценность других»; пятый компонент — «Ценность технологий»; шестой компонент — «Ценность природы»; как видим, количество значимых компонентов соответствует числу шкал методики (Я, Мистическое, Культура, Другие, Технологии, Природа).
Табл. 7. Значения корреляций между шкалами методик
№ Методика авторская «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС) Значение корреляции по Спирмену
1 Ценность Я: Я боюсь сделать выбор Fear of responsibility 0,53*
Я боюсь быть потерянным для самого себя Fear of illness of loved ones 0,43*
Fear of public speaking 0,30*
Fear of getting sick with any disease 0,42*
2 Ценность Другие Fear of responsibility 0,41*
Fear of old age 0,52*
Fear of madness 0,50*
Fear of the future -0,44*
3 Ценность Культуры: Культура исчезает — это небезопасно Fear of poverty -0,51*
Fear of crime -0,54*
Страшит преобладание антикультуры Fear of death 0,48*
4 Ценность Технологий Fear of death -0,36*
Роботы опасны Fear of responsibility 0,42*
5 Ценность Природы: Я понимаю, что экологический кризис — это самое опасное в мире Fear of death -0,53*
Table 7. Values of correlations between the scales of the methods
No. The author's methodology "Questionnaire of the hierarchical structure of actual personal fears" (Y. Shcherbatykh and E. Ivleva, ISAS) The value of correlation according to Spearman
1 The value "I": I'm afraid to make a choice Fear of responsibility 0.53*
I'm afraid of being lost for myself Fear of illness of loved ones 0.43*
Fear of public speaking 0.30*
Fear of getting sick with any disease 0.42*
2 The value "Others" Fear of responsibility 0.41*
Fear of old age 0.52*
Fear of madness 0.50*
Fear of the future -0.44*
3 The value "Culture": Culture is disappearing—it's not safe Fear of poverty -0.51*
Fear of crime -0.54*
The predominance of anti-culture is frightening Fear of death 0.48*
4 The value "Technology" Fear of death -0.36*
Robots are dangerous Fear of responsibility 0.42*
5 The value "Nature": I understand that the ecological crisis is the most dangerous thing in the world Fear of death -0.53*
Табл. 8. Повернутая матрица компонентов
Переменные Компоненты
1 2 3 4 5 6
Ценность Я 0,76
Роботы опасны 0,73
Темные силы могут мне причинить вред 0,66
Мне угрожают — это опасно 0,63
Мне страшно, когда я не чувствую своего тела 0,63
Меня пугает все новое 0,62
Бог может меня наказать 0,58
Культура исчезает — это небезопасно 0,54
Множественность миров — это угроза 0,64
Я испуган утратой смысла во многих аспектах своей жизни 0,63
Ценность мистического 0,73
Я порой верю, что душа бессмертна и опасаюсь этого 0,65
Я опасаюсь, когда информации не хватает 0,57
Ценность культуры 0,63
Страшит, что утрачивается традиция 0,66
Страшит преобладание антикультуры -0,55
Ценность других 0,51
Ценность технологий 0,61
Меня может пугать неопределенность в развитии культуры 0,50
Технологии несовершенны и они угрожают 0,57
Ценность природы 0,76
Я не могу находиться в хаосе, поскольку это пугает 0,54
Я опасаюсь возможности стихийных бедствий 0,57
Table 8. Rotated matrix of components
Variables Components
1 2 3 4 5 6
The value "I" 0.76
Robots are dangerous 0.73
Dark forces can harm me 0.66
I'm being threatened—it's dangerous 0.63
I'm scared when I can't feel my body 0.63
Everything new scares me 0.62
God can punish me 0.58
Culture is disappearing—it's not safe 0.54
The multiplicity of worlds is a threat 0.64
I am afraid of the loss of meaning in many aspects of my life 0.63
The value "The mystical" 0.73
I sometimes believe that the soul is immortal and I am afraid of it 0.65
I am afraid when there is not enough information 0.57
The value "Culture" 0.63
It scares me that tradition is being lost 0.66
The predominance of anti-culture is frightening -0.55
The value "Others" 0.51
The value "Technology" 0.61
I may be afraid of the uncertainty in the development of culture 0.50
Technologies are imperfect and they are a threat 0.57
The value "Nature" 0.76
I can't be in chaos because it scares me 0.54
I am afraid of the possibility of natural disasters 0.57
Для углубления анализа конструктной валид-ности мы провели корреляционный анализ данных по нашей методике и методикам, которые могут проверить сам конструкт. Применили методику измерения типа ментальности (Пищик 2019Ь). Методика измерения типов ментальности состоит из шести блоков: «Архетипы», «Образ мира», «Образ жизни», «Стиль мышления», «Отношения», «Взаимодействия». Результаты представлены в таблице 9.
Кроме того, мы провели анализ корреляций данных шкалы Мистическое по проверяемой методике и по опроснику Веры (авторская шкала ранжирования объектов веры). Ценность мистического коррелирует со шкалой «Душа бессмертна» (0,674). В дополнение отметим, что шкала Природа связана с показателем экологического сознания (0,89) по методике А. П. Си-дельковского «Развитость моего экологического сознания».
Поскольку проверка методики проведена только на студенческой выборке, то в дальнейшем представляется необходимым расширить выборку на другие группы населения, прежде всего потому, что страхи, ценности тесно кор-
релируют с возрастом человека (Баева, Гаязова, Кондакова, Лактионова 2020). Также А. И. Захаров отмечает необходимость разделения страхов на личностные и ситуационные. Однако в исследовании методики М. Веккионе, Ш. Шварца и др. показано, что лишь небольшая часть участников испытала заметное изменение за два года в относительной важности, которую они приписывали десяти ценностям (Vecchione, Schwartz, Davidov et al. 2020). Следовательно, страхи более изменчивы, чем значимость ценности. Это нас наводит на мысль о том, что если мы измеряем ценности через страхи, то необходимо будет учесть личностные и социальные контексты их предъявлений.
Выводы
В статье рассматриваются результаты психометрической проверки методики измерения ценностей через актуализируемые страхи. Обобщаются представления о связи ценностей и страхов посредством их значений. Обосновывается замысел перечня утверждений методики. На репрезентативной выборке демонстрируется
Табл. 9. Значение корреляций между переменными по методике измерения ментальности и проверяемой
методике
Ценности и страхи Меня может пугать неопределенность в развитии культуры Я не могу находиться в хаосе, поскольку это пугает Меня страшит возможность испортить хорошие отношения с другими людьми Технологии
Составляющие ментальности
Архетипы -0,54* 0,52* -0,52*
Отношения 0,52* 0,48*
Values and fears It is disturbing that there are many cultures and there are no boundaries between them I can't be in chaos because it scares me The most dangerous thing is to lose good relationships with other people Technologies
Components of mentality
Archetypes -0.54* 0.52* -0.52*
Relationships 0.52* 0.48*
Table 9. The value of correlations between variables according to the method of measuring mentality and the
technique being tested
внутренняя надежность методики, надежность (стабильность) измеряемых свойств. Высокие корреляционные коэффициенты связи между пунктами методики интерпретируются как показатели ее внутренней согласованности. По результатам проведения «теста-ретеста» подтвердилась стабильность измеряемых признаков. В результате экспертной оценки характеристик методики были скорректированы ее шкалы и определена ее содержательная валид-ность. Внутреннюю согласованность пунктов методики демонстрируют высокие коэффициенты Кронбаха. Факторизация данных, полученных с применением методики, показала, что компоненты включили в себя шкалы методики и их подпункты. Сопоставив показатели отдельных шкал с рядом близких по смыслу методик, мы подтвердили конструктную валидность методики.
Посредством методики возможно выстроить иерархию ценностей человека по значимости в жизни. Методика позволяет связать страхи и ценности, что может быть полезно в коррекци-онной и психотерапевтической работе психолога.
Дальнейшая работа по психометрической проверке методики будет направлена на дифференциацию получаемых с ее помощью результатов
по параметрам пола и возраста испытуемых. Мы планируем привлечь респондентов с явно выраженными страхами и проанализировать, насколько их ценностная структура соответствует их страхам.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Соответствие принципам этики
При проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.
Ethics Approval
The author declares that the study complies with all ethical principles applicable to human and animal research.
Литература
Баева, И. А., Гаязова, Л. А., Кондакова, И. В., Лактионова, Е. Б. (2020) Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи. Психологическая наука и образование, т. 25, № 6, с. 5-18. https://www.doi.org/10.17759/pse.2020250601
Вебер, М. (1990) Избранные произведения. М.: Прогресс, 808 с.
Выготский, Л. С. (1984) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 368 с.
Голянич, В. М., Бондарук, А. Ф., Шаповал, В. А., Тулупьева, Т. В. (2018) Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта. Экспериментальная психология, т. 11, № 3, с. 120-139. https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110309
Захаров, А. И. (2000) Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: СОЮЗ, 448 с.
Изотова, Е. И., Марцинковская, Т. Д. (2016) Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст. Культурно-историческая психология, т. 12, № 4, с. 4-13. https://www.doi. org/10.17759/chp.2016120401
Иосифян, М. А., Арина, Г. А., Николаева, В. В. (2019) Ценности и страхи: связь между ценностными предпочтениями и страхом перед нарушениями здоровья. Клиническая и специальная психология, т. 8, № 1, с. 103-117. https://www.doi.org/10.17759/cpse.2019080107
Лейбин, В. М. (1990) Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 397 с.
Макдугалл, Д. (2017) Театры тела: Психоаналитический подход к лечению психосоматических расстройств. М.: Когито-Центр, 215 с.
Микляева, А. В., Проект, Ю. Л., Хороших, В. В. (2022) Трансформация социокультурных ценностей и традиций в информационную эпоху как предпосылка изменения гражданской и политической активности российского студенчества. Психология человека в образовании, т. 4, № 1, с. 76-90. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-76-90
Митина, О. В. (2011) Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 235 с.
Нарбут, Н. П., Троцук, И. В. (2017) Ценностные ориентации и социальное самочувствие студенчества: результаты исследовательского проекта: монография. М.: Российский университет дружбы народов, 400 с.
Олпорт, Г. (2002) Становление личности. М.: Смысл, 462 с.
Падун, М. А. (2019) Регуляция эмоций и психологическое благополучие: индивидуальные, межличностные и социокультурные факторы. Психологический журнал, т. 40, № 3, с. 31-43. https://www.doi.org/10.31857/ S020595920004052-3
Пищик, В. И. (2019a) Ментальность поколений в текучей современности (монография). М.: ИНФРА-М, 150 с.
Пищик, В. И. (2019b) Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи. Социальная
психология и общество, т. 10, № 2, с. 67-81. https://www.doi.org/10.17759/sps.2019100206 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. (2013) М.: ЦСПиМ, 376 с.
Сидельковский, А. П. (1988) Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников
к природе: методические рекомендации и разработки. Ставрополь: Пятигорский ГПИ, 98 с. Фрейд, З. (1989) Анализ фобии пятилетнего мальчика (Маленький Ганс). М.: Просвещение, 70 с. Шварц, Ш., Бутенко, Т. П., Седова, Д. С., Липатова, А. С. (2012) Уточненная теория базовых индивидуальных
ценностей: применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 9, № 2, с. 43-70. Шкуратова, И. П., Ермак, В. В. (2004) Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. В кн.: Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону: Фолиант, с. 283-299.
Шорохова, В. А., Хухлаев, О. Е., Дагбаева, С. Б. (2016) Взаимосвязь ценностей и религиозной идентичности у школьников буддистского вероисповедания. Культурно-историческая психология, т. 12, № 1, с. 66-75. https://www.doi.org/10.17759/chp.2016120107 Щербатых, Ю. В., Ивлева, Е. И. (1998) Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги
и фобий. Воронеж: Истоки, 281 с. Юревич, А. В. (2019) Опыт эмпирической оценки психологического состояния современного российского общества (анализ данных статистики). Психологический журнал, т. 40, № 5, с. 84-96. https://www.doi. org/10.31857/S020595920006077-0 Ядов, В. А. (1979) Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 264 с. Bask, A., Halme, M., Kallio, M., Kuula, M. (2020) Business students' value priorities and attitudes towards sustainable development. Journal of Cleaner Production, vol. 264, article 121711. https://www.doi.org/10.1016/j. jclepro.2020.121711
Beck, U., Levy, D. (2013) Cosmopolitanized nations: Re-imagining collectivity in world risk society. Theory, Culture
and Society, vol. 30, no. 2, pp. 3-31. https://doi.org/10.1177/0263276412457223 Inglehart, R., Baker, W. E. (2000) Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values. American
Sociological Review, vol. 65, no. 1, pp. 19-51. https://doi.org/10.2307/2657288 LeDoux, J. E., Hofmann, S. G. (2018) The subjective experience of emotion: A fearful view. Current Opinion
in Behavioral Sciences, vol. 19, pp. 67-72. https://www.doi.org/10.1016/j.cobeha.2017.09.011 Raber, J., Arzy, S., Bertolus, J. B. et. al. (2019) Current understanding of fear learning and memory in humans and animal models and the value of a linguistic approach for analyzing fear learning and memory in humans. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, vol. 105, pp. 136-177. https://www.doi.org/10.1016/j.neubiorev.2019.03.015 Rokeach, M. (1973) The nature of human values. New York: Free Press Publ., 455 p.
Vecchione, M., Schwartz, S. H., Davidov, E. et al. (2020) Stability and change of basic personal values in early adolescence: A 2-year longitudinal study. Personality, vol. 88, no. 3, pp. 447-463. https://www.doi.org/10.1111/ jopy.12502
Von Weizsäcker, E. U., Wijkman, A. (2018) Come On! Capitalism, short-termism, population and the destruction of the planet. A report to the Club of Rome. New York: Springer Publ., 232 p. https://www.doi.org/10.1007/978-1-4939-7419-1
References
Baeva, I. A., Gayazova, L. A., Kondakova, I. V., Laktionova, E. B. (2020) Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti i tsennosti podrostkov i molodezhi [Psychological security and values in adolescents and young people]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 25, no. 6, pp. 5-18. https://www.doi.org/10.17759/pse.2020250601 (In Russian) Bask, A., Halme, M., Kallio, M., Kuula, M. (2020) Business students' value priorities and attitudes towards sustainable development. Journal of Cleaner Production, vol. 264, article 121711. https://www.doi.org/10.1016/j. jclepro.2020.121711 (In English) Beck, U., Levy, D. (2013) Cosmopolitanized nations: Re-imagining collectivity in world risk society. Theory, Culture
and Society, vol. 30, no. 2, pp. 3-31. https://doi.org/10.1177/0263276412457223 (In English) Freud, S. (1989) Analiz fobii pyatiletnego mal'chika (Malen'kij Gans) [Five-year-old boy phobia analysis (Little
Hans)]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 70 p. (In Russian) Golyanich, V. M., Bondaruk, A. F., Shapoval, V. A., Tulup'eva, T. V. (2018) Tsennostnye protivorechiya kak psikhodiagnosticheskie kriterii professional'noj kompetentnosti i vnutrilichnostnogo konflikta [Value contradictions
as psycho-diagnostic criteria of professional competence and an intrapersonal conflict]. Eksperimental'naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 11, no. 3, pp. 120-139. https://www.doi.org/exppsy.2018110309 (In Russian)
Inglehart, R., Baker, W. E. (2000) Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values. American
Sociological Review, vol. 65, no. 1, pp. 19-51. https://doi.org/10.2307/2657288 (In English) Iosifyan, M. A., Arina, G. A., Nikolaeva, V. V. (2019) Tsennosti i strakhi: svyaz' mezhdu tsennostnymi predpochteniyami i strakhom pered narusheniyami zdorov'ya [Values and fears: Value priorities and fear of health impairments]. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya — Clinical Psychology and Special Education, vol. 8, no. 1, pp. 103-117. https://www.doi.org/10.17759/cpse.2019080107 (In Russian) Izotova, E. I., Martsinkovskaya, T. D. (2016) Problema perezhivaniya v kontseptsiyakh Vygotskogo i Teplova: sovremennyj kontekst [The problem of experience in the concepts of Vygotsky and Teplov: A Modern context]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 12, no. 4, pp. 4-13. https://www.doi.org/10.17759/chp.2016120401 (In Russian) LeDoux, J. E., Hofmann, S. G. (2018) The subjective experience of emotion: A fearful view. Current Opinion
in Behavioral Sciences, vol. 19, pp. 67-72. https://www.doi.org/10.1016/j.cobeha.2017.09.011 (In English) Lejbin, V. M. (1990) Frejd, psikhoanaliz i sovremennaya zapadnaya filosofiya [Freud, psychoanalysis and modern
western philosophy]. Moscow: Politizdat Publ., 397 p. (In Russian) McDougall, D. (2017) Teatry tela: Psikhoanaliticheskij podkhod k lecheniyu psikhosomaticheskikh rasstrojstv [Theaters of the body: A psychoanalytic approach to the treatment of psychosomatic disorders]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 215 p. (In Russian)
Miklyaeva, A. V., Proekt, Yu. L., Khoroshikh, V. V. (2022) Transformatsiya sotsiokul'turnykh tsennostej i traditsij v informatsionnuyu epokhu kak predposylka izmeneniya grazhdanskoj i politicheskoj aktivnosti rossijskogo studenchestva [Transformation of socio-cultural values and traditions in the information age as a prerequisite for changing the civic and political activity of Russian students]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 4, no. 1, pp. 76-90. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-76-90 (In Russian) Mitina, O. V. (2011) Razrabotka i adaptatsiya psikhologicheskikh oprosnikov [Development and adaptation
of psychological questionnaires]. Moscow: Smysl Publ., 235 p. (In Russian) Narbut, N. P., Trotsuk, I. V. (2017) Tsennostnye orientatsii i sotsial'noe samochuvstvie studenchestva: rezul'taty issledovatel'skogo proekta: monografiya [Value orientations and social well-being of students: Research project results: Monograph]. Moscow: RUDN University Publ., 400 p. (In Russian) Olport, G. (2002) Stanovlenie lichnosti [Personality formation]. Moscow: Smysl Publ., 462 p. (In Russian). Padun, M. A. (2019) Regulyatsiya emotsij i psikhologicheskoe blagopoluchie: individual'nye, mezhlichnostnye i sotsiokul'turnye faktory [Emotion regulation and psychological well-being: Individual, interpersonal and cultural factors]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 40, no. 3, pp. 31-43. https://www.doi. org/10.31857/S020595920004052-3 (In Russian) Pishchik, V. I. (2019a) Mental'nost'pokolenij v tekuchej sovremennosti (monografiya) [The mentality of generations
in the fluid modernity (monograph)]. Moscow: INFRA-M Publ., 150 p. (In Russian) Pishchik, V. I. (2019b) Tsennostnye izmereniya pokolenij cherez aktualiziruemye strakhi [Value measurements of generations through actualized fears]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 10, no. 2, pp. 67-81. https://www.doi.org/10.17759/sps.2019100206 (In Russian) Raber, J., Arzy, S., Bertolus, J. B. et. al. (2019) Current understanding of fear learning and memory in humans and animal models and the value of a linguistic approach for analyzing fear learning and memory in humans. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, vol. 105, pp. 136-177. https://www.doi.org/10.1016/j.neubiorev.2019.03.015 (In English)
Rokeach, M. (1973) The nature of human values. New York: Free Press Publ., 455 p. (In English) Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogopovedeniya lichnosti: dispozitsionnaya kontseptsiya [Self-regulation and prediction of social behavior of a person: Dispositional concept]. (2013) Moscow: Center for Social Forecasting and Marketing Publ., 376 p. (In Russian) Shcherbatykh, Yu. V., Ivleva, E. I. (1998) Psikhofiziologicheskie i klinicheskie aspekty strakha, trevogi i fobij [Psychophysiological and clinical aspects of fear, anxiety and phobias]. Voronezh: Istoki Publ., 281 p. (In Russian) Shkuratova, I. P., Ermak, V. V. (2004) Strakhi podrostkov i ikh obuslovlennost' trevozhnost'yu, nejrotizmom i agressivnost'yu [Fears of adolescents and their conditioning anxiety, neuroticism and aggressiveness]. In: Prikladnaya psikhologiya: dostizheniya i perspektivy [Applied Psychology: Achievements and Prospects]. Rostov-on-Don: Foliant Publ., pp. 283-299. (In Russian) Shorokhova, V. A., Khukhlaev, O. E., Dagbaeva, S. B. (2016) Vzaimosvyaz' tsennostej i religioznoj identichnosti u shkol'nikov buddistskogo veroispovedaniya [Relationship between values and religious identity in Buddhist adolescents]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 12, no. 1, pp. 66-75. https://www.doi.org/10.17759/chp.2016120107 (In Russian) Shvarts, Sh., Butenko, T. P., Sedova, D. S., Lipatova, A. S. (2012) Utochnennaya teoriya bazovykh individual'nykh tsennostej: primenenie v Rossii [Theory of basic personal values: Validation in Russia]. Psikhologiya. Zhurnal
Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 9, no. 2, pp. 43-70. (In Russian)
Sidel'kovskij, A. P. (1988) Kriterii, metody i metodiki izucheniya i formirovaniya otnoshenij shkol'nikov k prirode: Metodicheskie rekomendatsii i razrabotki [Criteria, methods and methods of studying and forming the relations of schoolchildren to nature: Methodological recommendations and developments]. Stavropol: Pyatigorsk State Pedagogical University Publ., 98 p. (In Russian) Veber, M. (1990) Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow: Progress Publ., 808 p. (In Russian) Vecchione, M., Schwartz, S. H., Davidov, E. et al. (2020) Stability and change of basic personal values in early adolescence: A 2-year longitudinal study. Personality, vol. 88, no. 3, pp. 447-463. https://www.doi.org/10.1111/ jopy.12502 (In English)
Von Weizsäcker, E. U., Wijkman, A. (2018) Come On! Capitalism, short-termism, population and the destruction of the planet. A report to the Club of Rome. New York: Springer Publ., 232 p. https://www.doi.org/10.1007/978-1-4939-7419-1 (In English)
Vygotskij, L. S. (1984) Sobranie sochinenij: v 61. T. 4. Detskaya psikhologiya [Collected works: In 6 vols. Vol. 4. Child
psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 368 p. (In Russian). Yadov, V. A. (1979) Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniya lichnosti [Self-regulation and
prediction of a person's social behavior]. Leningrad: Nauka Publ., 264 p. (In Russian) Yurevich, A. V. (2019) Opyt empiricheskoj otsenki psikhologicheskogo sostoyaniya sovremennogo rossijskogo obshchestva (analiz dannykh statistiki) [The experience of empirical estimate of psychological state of modern Russian society (statistical data analysis)]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 40, no. 5, pp. 84-96. https://www.doi.org/10.31857/S020595920006077-0 (In Russian) Zakharov, A. I. (2000) Dnevnye i nochnye strakhi u detej [Children' day and night fears]. Saint Petersburg: Soyuz Publ., 448 p. (In Russian)
Приложение
Методика измерения ценностей через актуализированные страхи (В. И. Пищик) Уважаемый участник опроса!
Вы выступаете в качестве эксперта, оценивающего разнообразные ценности Вашего поколения. Вам надо постараться воссоздать максимально точный выбор ценностей. Важнейший критерий качества Вашей работы, который мы будем использовать, — это балльная оценка, которую Вы дадите разным ценностям и страхам, актуальным для Вас.
А. Предлагаем Вам присвоить баллы от самого ценного (6 баллов) до самого малоценного в жизни (1 балл) для следующих ценностей (таблица 1).
Табл. 1. Перечень ценностей
Ценности Балл
Я
Другие
Природа
Технологии
Мистическое
Культура
Обработка данных — выстраивается иерархия ценностей от самых значимых и ценных до самых незначимых.
B. Ознакомьтесь с высказываниями, представленными в таблице 2 и присвойте им баллы: от самого значимого в Вашей жизни (5 баллов) до самого малозначимого (1 балл) для Вас (в каждой категории отдельно).
Табл. 2. Перечень страхов в категории ценностей
Категория: Ценность Я
1. Я боюсь быть потерянным для самого себя
2. Я пугаюсь того, что никого не люблю
3. Я испуган утратой смысла во многих аспектах своей жизни
4. Мне страшно, когда я не чувствую своего тела
5. Я боюсь сделать выбор
Категория: Ценность других
1. Мне угрожают — это опасно
2. Меня страшит то, что я могу потерять значимого и близкого человека
3. Меня страшит то, что меня могут унижать
4. У меня нет идеалов, не опасно ли это?
5. Меня страшит возможность испортить хорошие отношения с другими людьми
Категория: Ценность природы
1. Я не могу находиться в хаосе, поскольку это пугает
2. Меня пугает все новое
3. Я опасаюсь возможности стихийных бедствий
4. Я понимаю, что экологический кризис — это самое опасное в мире
5. Меня пугают эпидемии
Категория: Ценность технологий
1. Я опасаюсь, когда информации не хватает
2. Я опасаюсь, когда информации слишком много
3. Множественность миров — это угроза
4. Роботы опасны
5. Технологии несовершенны и они угрожают
Категория: Ценность мистического
1. Бог может меня наказать
2. Темные силы могут мне причинить вред
3. Для меня опасно не различать реальность и нереальность
4. Я порой верю, что душа бессмертна и опасаюсь этого
5. Может быть, я имел мистический опыт, и это меня страшит
Категория: Ценность культуры
1. Культура исчезает — это небезопасно
2. Страшит, что утрачивается традиция
3. Я опасаюсь, что инновации могут разрушать устоявшийся порядок
4. Меня может пугать неопределенность в развитии культуры
5. Страшит преобладание антикультуры
Обработка данных: в каждой группе выстраивается иерархия страхов от самых значимых и волнующих до самых незначимых.