Решетневскце чтения
УДК 621.396.67
Н. М. Боев
Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
РАЗРАБОТКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БОРТОВОГО АНТЕННО-ФИДЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МАЛЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Описывается подход к выбору антенно-фидерного оборудования малых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Сформулированы требования к антенне, предложена практическая реализация.
К бортовой антенно-фидерной системе малых БПЛА предъявляется ряд особых требований по мас-согабаритным параметрам. При взлетной массе летательного аппарата (ЛА) до 5 кг масса антенны и фидера не должна составлять более 100 г. Это требование делает невозможным установку на ЛА поворотных устройств для антенны и сканирующих антенных решеток.
Антенно-фидерная система БПЛА должна обладать следующими характеристиками:
- иметь круговую диаграмму направленности;
- иметь рабочий диапазон частот 2,4 ГГц;
- иметь коэффициент стоячей волны менее 1,2 для частот 2,4-2,4835 ГГц (нагрузка 50 Ом);
- быть неукороченной;
- быть короткозамкнутой;
- иметь малый габарит и массу.
Поясним некоторые требования. Антенна ЛА должна быть неукороченной. Известно, что с укорочением антенны растут реактивные токи в ближнем поле антенны. Любые предметы, попавшие в ближнее поле, оказывают сильное влияние на ее параметры. Так как антенна устанавливается в крыле ЛА, невозможно обеспечить полное отсутствие каких-либо частей конструкции ЛА в ближней зоне. Как правило, композиционные материалы имеют коэффициент диэлектрической проницаемости, отличный от коэффициента диэлектрической проницаемости воздуха, что приводит к смещению резонансной частоты антенны и ухудшению ее характеристик. Поэтому является целесообразным свести влияние окружающих предметов до минимума.
Поскольку антенна эксплуатируется в условиях полета ЛА, необходимо предусмотреть меры защиты от электростатических зарядов. Идеальным способом такой защиты является выполнение короткозамкнутой антенны.
Так как силовая установка малого ЛА работает от электрической энергии, необходимо свести к минимуму потери энергии на рассогласование антенны, фидера и приемопередатчика.
Вопрос диаграммы направленности антенны подробно рассмотрен в статье «Design and Implementation Antenna for Small UAV» [1].
С учетом разработанных требований была рассчитана антенна (рис. 1). Габаритные размеры антенны 45 х 45 х 26 мм. Вес - 30 г.
Предложенная конструкция была промоделирова -на и оптимизирована в пакете CST MICROWAVE STUDIO.
а б
Рис. 1. Бортовая антенна ЛА: внешний вид (а) и диаграмма направленности (б)
Действующие образцы антенны показаны на рис. 2.
Рис. 2. Внешний вид бортовой антенны БПЛА
Необходимо отметить, что разработанная антенно-фидерная система прошла испытания в составе комплекса БПЛА «Дельта» и на данный момент успешно эксплуатируется.
Библиографическая ссылка
1. Boev N. M. Design and Implementation Antenna for Small UAV // SIBCON : Intern. Siberian Conf. on Control and Communications. 2011.
Cuстемы управления, космическая навигация и связь N. M. Boev
Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
DEVELOPMENT AND DESIGN OF AN ON-BOARD AERIAL-FEEDING DEVICE FOR SMALL PILOTLESS VEHICLES
Explanation of antenna choice for small UAV (Unmanned Aerial Vehicle) and its realization are presented. The suggested antenna has a simple construction with low weight and small size. It is operating in 2.4 GHz band. Radiation pattern is toroidal that allows to have a stabilized link at all directions to aircraft. Antenna is short-circuited for protecting from electrostatic discharge [1].
© Боев Н. М., 2011
УДК 620.1.08
Е. В. Величко, А. Б. Базилевский
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА АККУМУЛЯТОРА И ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ЕГО ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЯ
Описано устройство для регулирования теплового режима и измерения температуры аккумуляторов малой мощности.
Для составления математической модели аккумуляторной батареи космического аппарата и для более детальной проработки схем ее электрического и теплового управления необходимо знать теплоэнергетические параметры ее отдельных аккумуляторов. Измерение мощности тепловыделения аккумулятора малой мощности предъявляет к установке ряд требований, таких как малая инерционность измерителя и высокая точность измерения.
Устройство для регулирования теплового режима аккумулятора и измерения мощности его тепловыделения (см. рисунок) содержит тепловой концентратор, представляющий собой сборку из металлических пластин 1 и 4, скрепленных я-теплопроводящими пла-
стинами 3, причем шаг их крепления на пластине 4 постоянный, а на пластине 1 - переменный. Для повышения точности сборки и плотности прилегания пластины 1 к грани аккумулятора, я-теплопроводящие пластины выполнены дугообразно с нелинейностью ~ 2 мм. Также для уменьшения ошибки от вредного влияния теплового шунтирования поверхности я-теплопроводящих пластин покрыты слоем теплоизолирующего материала.
Для уменьшения теплового сопротивления контакт между металлической пластиной 1 и аккумулятором, металлической пластиной и термоэлементом (ТЭ) 6, ТЭ 6 и теплообменником 7 обеспечивается слоем теплопроводного вещества 9.
Общий вид устройства