Научная статья Original article УДК 332.812
doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10511
РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОМФОРТНОСТИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА DEVELOPMENT AND EVALUATIONS OF SOLUTIONS ON IMPROVING THE LIVING ENVIRONMENT FOR ELDERLY PEOPLE
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Толочко Ольга Романовна,
ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Саенко Ирина Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры ПЗиЭН, ИСИ, ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Крелина Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры ПЗиЭН, ИСИ, ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Tolochko O.R., [email protected]
Saenko I.A., [email protected]
Krelina E.V., vasilchenko_elen@mail. ru
Аннотация. Урбанизация общества и старение населения являются одними из факторов, которые в последнее время обусловливают формы развития жилой среды, что определяют особые организационно-управленческие и градостроительные решения по конструированию параметров жилой застройки и жилищного фонда с учетом потребностей данной категории граждан. В статье представлены результаты исследования по разработке и оценке предложений по повышению комфортности жилой среды для людей пожилого возраста, а также результаты оценки соответствия существующей жилой среды потребностям пожилых людей на примере г. Красноярска и выявления
особенностей ее развития с учетом потребностей людей пожилого возраста. Объектом исследования является комфортность жилой среды для людей пожилого возраста как результат комплексной застройки. Предметом исследования выступают элементы системы формирования комфортной жилой среды для людей пожилого возраста в проектах комплексной застройки. Затронут аспект трансформации системы формирования комфортной жилой среды для людей пожилого возраста через появление нового участника данной системы - частного бизнеса. В результате предложены аспекты развития комплексной застройки, затрагивающие расширение спектра социальной инфраструктуры в рамках жилого комплекса на основе организации центра социального обслуживания населения с применением принципов государственно-частного партнерства.
Abstract. This article provides the results of the development and evaluation of solutions for improving living environment for the elderly and assessment of the compliance of the existing living environment with the needs of the elderly people in Krasnoyarsk. We identified the features of the living environment development considering the needs of the elderly, having chosen the comfort of living environment for the elderly people in the context of comprehensive development as an object of our research. The subject of the research is components of the system of forming a comfortable living environment for the elderly in comprehensive development projects. The article also discusses the transformation of the system of forming comfortable living environment for the elderly through the emergence of private business as a new party to this system and proposes ways of modifying the comprehensive development through expanding the social infrastructure within a residential complex based on the organization of a centre for social services applying principles of public-private partnership. Ключевые слова: комфортная жилая среда, люди пожилого возраста, комфортность, качество, комплексная застройка, управление, активное долголетие, старение населения, государственно-частное партнерство
Keywords: Comfortable living environment, elderly people, comfort, quality, comprehensive development, management, active longevity, population ageing, public-private partnership
Работа выполнена в рамках проекта «Исследование сложившейся структуры и типологии жилья с разработкой рекомендаций по оптимальному балансу квартир, учитывающему демографические и социальные факторы, а также весь спектр потребностей населения (на примере г. Красноярска)», поддержанного КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в
рамках Целевого конкурса прикладных научных исследований, направленных на решение проблем городского развития.
Отличительной особенностью современного постиндустриального общества является стремление к повышению уровня комфортности среды жизнедеятельности человека. Формирование комфортной среды проживания - это сложный процесс, который можно представить в виде системы, включающей в себя различных участников, обладающих разными сферами влияния и выполняющих различные функциональные задачи для достижения цели формирования комфортной среды проживания, в том числе при реализации проектов комплексной застройки [2].
В классическом понимании основные участники системы формирования комфортной среды проживания в рамках проектов комплексной застройки:
- Население в качестве потребителей продукции строительного производства.
- Органы власти.
- Застройщики.
Каждый из участников данной системы оказывает влияние друг на друга в силу своих возможностей, что способствует развитию процесса формирования комфортной среды. Население обладает потребностями, которые формируют спрос на продукцию строительного производства. Органы власти, в свою очередь, разрабатывают национальные проекты и стратегические, нормативные документы, основанные на потребностях населения для обеспечения комфортного проживания, что определяет деятельность застройщиков в соответствии с политико-социальным курсом правительства, а неудовлетворенность запросов населения к потребительским характеристикам строительной продукцией порождает новые ее свойства и инициирует следующий виток развития данной системы. Важно отметить, что сферы влияния участников системы пересекаются между собой, что приводит к развитию таких форм
сотрудничества как государственно-частное партнерство (ГЧП) и муниципально-частное партнерство (МЧП) [3].
Важным фактором в развитии системы формирования комфортной среды проживания является то, что в последние годы значительно возрос интерес архитекторов и градостроителей к социальной проблематике с учетом общемировой демографической тенденции - старение населения. Появляется необходимость в разработке новых и переработке существующих пространственных форм, а именно: специализированных типов жилых зданий, а также общественных пространств, учитывающих потребности различных категорий граждан, в том числе людей пожилого возраста, доля которых будет расти во всех регионах мира в виду снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни населения [1 ].
Объектом исследования является комфортность жилой среды для людей пожилого возраста как результат комплексной застройки.
Предмет исследования - элементы системы формирования комфортной жилой среды для людей пожилого возраста в проектах комплексной застройки.
Целью исследования заключалась в разработке предложений по повышению комфортности жилой среды для людей пожилого возраста в проектах комплексной застройки.
За прошедшие годы практика проектов комплексного развития территорий находила свое применение в различных городах Российской Федерации [4]. Но важным вопросом остается то, насколько в них учтены запросы пожилых людей? [5, 6]. Рассмотрим состояние данного вопроса и возможности его решения на примере города Красноярска, на основе реализуемого на территории города проекта жилого комплекса (ЖК) «Преображенский» в микрорайоне «Слобода Весны» (Советский район города Красноярска). Выбор этого проекта комплексной застройки ЖК обусловлен тем, что он занимает по площади треть микрорайона и кроме того застройщик позиционирует данный проект как «новый город», поскольку таких масштабных проектов с единой концепцией в г. Красноярске еще не строили. Следовательно, из данного представления проекта выходит логичное выражение, если это «новый город», значит он для всех. Границы исследуемого района представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Территория микрорайона «Слобода Весны». [7]
Микрорайон или же квартал представляет собой структурный элемент целостной жилой застройки, который не пересекается магистралями. Ориентировочно площадь данного элемента не превышает 80 га, но, как правило, в практике она составляет от 10 до 60 га. Микрорайон включает в себя предприятия и учреждения повседневного пользования с радиусом доступности населения к основным объектам до 500 м. Примерный перечень этих учреждений представлен в таблице 1.
Таблица 1- Примерный перечень учреждений и предприятий обслуживания в жилой застройке по СП42.13330.2016. [8.9].
Учреждения и предприятия обслуживания Мах. радиус обслуживания, м
Детские дошкольные учреждения в городах 300
Общеобразовательные школы 750
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий 500
Физкулыурно-спортивные центры жилых районов 1500
Поликлиники и их филиалы в городах 1000
Пункты социальной помощи на дому 500
Помещения для культурно-массовой работы с населением, досуга и любительской деятельности 500
Аптеки в городах 500
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения в городах при многоэтажной застройке 500
Отделения связи и филиалы сберегательного банка 500
Помещения социального обслуживания населения, дома-интернаты. специальные жилые дома и группы квартир для ветеранов войны и груда и одиноких престарелых, специальные жилые дома и группы квартир для инвалидов на креслах-колясках и их семей и т, д. 300
Микрорайон рассматривается как единый ансамбль жилых и общественных зданий, коммуникационных пространств, целесообразно связанных общим архитектурно-планировочным решением с общественно-рекреационным центром. Одним из основных структурных элементов жилой среды является группа жилых домов. Жилая группа предполагает формирование замкнутого озелененного пространства с первичными
элементами придомовой территории (площадками для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, площадками для хозяйственных целей и стоянок автомашин). Жилая группа должна иметь удобные связи с остальной частью микрорайона. Таким образом, микрорайон (в классическом понимании) включает в себя несколько жилых групп, детские учреждения, учреждения первичного повседневного обслуживания и функциональные блоки социальной помощи маломобильным группам населения [8]. В ходе анализа территории представленного микрорайона и в частности территории жилого комплекса в данном микрорайоне были выделены различные категории имеющейся инфраструктуры для различных возрастных групп, данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Основные параметры микрорайона «Слобода Весны» и ЖК
«Преображенский», составлено автором по [7.10]
Целевая инфраструктура
Категория населения жилые дома выборочные объекты социальной инфраструктуры 3 выборочные объекты торговой ннфр аструктур ы выборочные объекты транспортной инфраструктуры выборочные рекреационные н спортивные объекты
В целом по мнкроранонл' Слобода весны
0-19 лет (Дети дошкольного и школьного возраста) 1П сч = Е 1 § М | □ и нЧ Н Е! - рс о & В ш Й к Я з: " 3 гос. дет^сада (+1 строится): 4 части, дет. сада; 2 части, детских центра: 2 СОШ: ТК Лента: ТРЦ Планета (рядом, вне границ района); ТК Вошшет: ТК Декатлон: рьшок «Луч»: Тр анспор тная развязка с пересечением в двух уровнях (ул. Караульня -ул. 9 Мая, ул. Шахтеров - ул. СК Арена-Север: зеленые зоны, прогулочные
20-60 лет (Трудоспособное население) ^ е- га В " 3 с^ о Ю СП с 03 Си 1 поликлиника^: парнкм ал ер скне; кредитно-финансовые организации Петра Подзолкова) и расширение проезжей части ул. Алексеева.1 ал лен
60 н более лет (Нетрудо спос обно е население, люди пожилого возраста)
В том числе по жилому комплексу Преображенский
0-19 лет (Дети дошкольного н школьного возраста) ь а л л 2 гос. дет. с.ада: 1 части, дет. сад; 2 части, детских центра: 1 СОШ: О тно сит ельная близость к крупным объектам микрорайона н район окружен оживленными 31 агистр алями {ул. 9 Мая н ул. Комплекс общественных пространств; пешеходный проспект н кольцевая велосипедная дорожка: сквер « Мол од ежный»
20-60 лет (Трудоспособное население) Й Си £ £ 1 7 1 поликлиника^ парнкм ал ер с кие; кредитно-финансовые организации д ополннт е льное оснащение торговыми Авиаторов и др.) по которым о с\тц е ствляет ся
60 и более пет (Нетрудо спос обно е население, люди пожилого возраста) ос 1 о т г 1 ч- ; — г- ооъекгами разной направленности на первых этажах жилых домов (в том числе аптеки) движение общественного транспорта (ЖК присущи многоур овневые парковки)
Целевые показатели по ЖК Преображенский: Площадь — 42,Э га.: Население 16600 чел.: Завершение строительства. — 2024 год.
1 — будет построено. 2 — будет построено согласно постановлению администрации, г. Красноярска № 177 от 17.03.2017 г. «Об утверждении проекта внесения изменении в проект планировки и межевания территории жилого района Слобода Весны в Советском районе г. Красноярска», [11] 3 — Выборочные элементы социальной инфраструктуры согласно п. 3.19 СП 136.13330.2012 «Здания н сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобнльных групп населения», [121
Среда проживания - особое место с зоной комфорта, значительно превышающей границы квартиры, подъезда и двора. На основе данных из таблицы 2 видно, что в микрорайоне «Слобода Весны» и ЖК «Преображенский» в качестве элементов социальной инфраструктуры очень узко представлены учреждения культуры (кинотеатр в ТК «Планета») и вовсе не представлены объекты социальных служб. Пять существующих филиалов центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Советского района расположены далеко от исследуемого микрорайона и ЖК, следовательно, не выполняется требование СП 42.13330.2016 относительно радиусов обслуживания населения учреждениями, организациями и предприятиями, размещенными в жилой застройке.
Данные говорят о том, что в большей степени в данном районе удовлетворены потребности более молодых групп населения, т.е. детей и трудоспособного населения. Из чего следует что, нужно дополнительно развивать социальную инфраструктуру для людей пожилого возраста.
Немаловажным является тот факт, что социальную инфраструктуру в ЖК «Преображенский» строят на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). К примеру, застройщик строит школу за свои средства, однако достигнуты договоренности: город с помощью федеральных субсидий выкупит образовательное учреждение. Гарантом этих намерений выступают краевые власти. Министерство образования Красноярского края работает над тем, чтобы школа в Преображенском была включена в федеральный проект. Это доказывает то, что применение механизмов ГЧП является работоспособным вариантом сотрудничества при создании социальной инфраструктуры. На основе вышесказанного авторы статьи считают, что будет
обоснованной реализация некоторой части коммерческих площадей на первых этажах жилых зданий под развитие социальной инфраструктуры для людей пожилого возраста на принципах ГЧП так как в реалиях современного постиндустриального общества вариант реализации специально оборудованных помещений в жилой застройке города для проживания и обслуживания пожилых людей, непосредственно при участии медицинских и социальных работников не кажется чем-то из ряда вон, он не рушит привычный уклад жизни человека, способствует поддержанию в человеке чувства самостоятельности [1]. В качестве подтверждения выдвинутого предложения относительно учета в проектах комплексной застройки потребностей людей пожилого возраста выступают результаты опроса респондентов, проведенного авторами, которые представлены на рисунке 3.
Практически равнозначное количество респондентов выразились за обустройство специально выделенных помещений в жилых зданиях либо за строительство отдельно стоящих зданий в рамках комплексной застройки жилого микрорайона для организации досуга (клубов по интересам), спец. медицинского и социального обслуживания пожилых
граждан, что равно 82,2 % и 83,7 % соответственно.
а - за встроенные помещения о - за отдельно стоящие здания
Рисунок 3 - Мнения респондентов в отношении развития комплексной застройки, составлено автором
Эти варианты позволяют людям, достигшим пенсионного возраста, расширить при желании круг социальных контактов и получать необходимые услуги, а при желании и возможности продолжать трудовую деятельность в рамках организации досугового учреждения еще и иметь возможность получения дополнительного дохода. Внедрение подобного блока помещений в общую структуру ЖК с одновременной работой его, как на пожилых граждан, так и на население всего комплекса в целом может позволить ему быть экономически эффективным и самодостаточным.
Кроме того, хотелось бы отдельно затронуть следующий аспект, связанный с ростом численности пожилого населения. Важно понимать, как рост числа пожилых граждан влияет на жизнь социума в целом и отдельных людей, обремененных заботой о старшем поколении. Многие даже не представляют, как часто среднестатистическая семья в России сталкивается с выбором - кто будет ухаживать за пожилым родственником и кого нанять, чтобы присматривать за родным человеком, который не может сам себя обслуживать и нуждается в постоянной медицинской поддержке без стационарного размещения. Постепенно растет востребованность социальных учреждений и частных помощников, которые готовы ухаживать за людьми пожилого возраста. Рассмотрим возможную типологию учреждений социального обслуживания на основе национального стандарта РФ ГОСТ Р 52880-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», выборка типов учреждений приведена в таблице 3.
Таблица 3 — Типология учреждений социального обслуживания (составлено автором по [13])
Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Вид учреждения согласно
1. учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях -дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; - дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда; - специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов: - психоневрологический интернат; - реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста, - дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; - геронтологический пентр; - социально-оздоровительный пентр; - центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов
2. учреждения, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования -специальный дом для одиноких граждан пожилого возраста (престарелых) входяшнй в состав жилищного фонда социального использования, создающийся для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из числа сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей
3 учреждения полустацнонарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в течение определенного времени суток пребывания клиентов в Учреждениях - социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов; - пентр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов
4 учреждения социального обслуживания на дому, предоставляющие социальные услуги по месту жительства граждан - пентр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; - специализированный центр социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.
5. учреждения срочного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги разового характера -пентр срочного социального обслуживания -учреждение, предназначенное для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности.
6 комплексные учреждения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому -комплексный центр социального обслуживания населения - комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса
7. учреждения социального обслуживания, оказывающие социально-консультативную помощь -консультативный центр - учреждение, предназначенное для зашиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических проблем.
Исходя из установленной типологии учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов рассмотрим возможность реализации комплексного учреждения социального обслуживания, организация деятельности которого, с одной
стороны, будет направлена на оказание социальных услуг в нестационарной форме в отделении и на дому по месту жительства граждан в рамках проекта комплексной застройки ЖК «Преображенский», а с другой стороны, на организацию досуговой деятельности людей пожилого возраста. Таким образом, деятельность подобного центра будет ориентирована на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной для них среде и поддержание их физического здоровья, социального, психологического и физического статуса.
По мнению авторов статьи, полностью комфортным для населения жилой комплекс станет только при возможности организации социального пространства и максимальных удобств для людей пожилого возраста. Предполагается, что на первых этажах жилых зданий в ЖК необходимо выделить помещения в целях организации социального обслуживания людей пожилого возраста.
Основываясь на статистических данных [14] о численности населения в Красноярском крае определяем, что доля людей старше 60 составляет порядка 15 % от общей численности городского населения края. В соответствии с данными исследуемого проекта население ЖК составит ориентировочно 16600 человек, следовательно, примерное количество людей старше 60 лет в перспективе может достигнуть 2490 человек. Следовательно, почти две с половиной тысячи человек в перспективе на территории ЖК будут иметь право на реализацию их социального обеспечения. Так же основываясь на оценке микрорайона, (таблица 2), можно сказать, что реализация данного предложения имеет определенный уровень актуальности, в виду отсутствия данной подкатегории социальной инфраструктуры в микрорайоне.
На первых этажах современных жилых домов проектируются площади под коммерческую реализацию с разбивкой по помещениям, которые можно частично использовать для организации социального обслуживания людей пожилого возраста. В целях организации подобных учреждений целесообразно использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) или муниципально-частного партнерства (МЧП) еще на стадии привлечения инвестиций в такие проекты.
Так же уже запроектированные и существующие помещения под офисы возможно преобразовать в помещения для реализации организации по оказанию социальных услуг без дополнительных градостроительных преобразований и решений.
Примерный состав и размер площади помещений для организации предлагаемого варианта комплексного учреждения социального обслуживания, реализация которого
Московский экономический журнал №8 2021 возможна как при новой застройке или в существующих микрорайонах, приведены в
таблице 4.
Таблица 4 - Примерный состав и площади помещений для организации предлагаемого варианта комплексного учреждения социального обслуживания [8]
Наименование помещений Плошадь: м2 (не менее) Количество помещений
1. Выездная слуясба по организации социальной помощи на Эо-лп-1
Кабинет заведующего 12 1
Комната старшей медицинской сестры с местом для хранения медикаментов 12 1
Комната выездных бригад с местом для диспетчера:
на одну бригаду 22 1
на две бригады 24 1
на три бригады 38 1
Комната шоферов 10 1
Уборная для персонала 3 1
ИТОГО 1 бригада — 59 2 бригады — 61 3 бригады — 75 5
2. Помещения для организации досуговой деятельности людей пожилого возраста
Фойе 15 1
Комната для кружковых занятий 18 1
Помещение для занятий физкультурой 30 1
Уборная с возможностью доступа МЛН 3 1
ИТОГО 66 4
ИТОГО ВСЕГО 125/ 127/ 141 9
Авторы полагают, что для реализации варианта организации центра социального обслуживания требуется переход от классической схемы взаимодействия участников внутри системы формирования комфортной среды проживания, рассмотренной на рисунке 1, к новой и более расширенной схеме, представленной на рисунке 4. В соответствии с этим необходимо использовать принципы ГЧП и МЧП для привлечения
частного бизнеса по оказанию населению услуг социальной помощи.
В соответствии с предлагаемой схемой взаимодействия составлена матрица потребностей и ресурсов участников, которая приведена в таблице 5.
Таблица 5 - Матрица потребностей и ресурсов участников системы формирования комфортной среды проживания для людей пожилого возраста
Участники системы формнровалия комфортной среды проживания для людей пожилого возраста
органы власти застройщик частный бизнес население
Ресурс Земля под застройку Объект н едвижимо сти: помещение Оказание услуг социальной помощи (досуг + мед. о 6 служив ани е) Спрос на услуги социальной помощи (досуг + мед. о осл>жив ани е)
Потребность в ресурсе Спрос на услуги социальной помощи (досуг + мед. обслуживание) Земля под застройку Объект н едвижимо сти. помещение Оказание услуг социальной помощи (досуг + мед. обслуживание)
Вариантность сценариев взаимодействия определяется, главным образом, правами собственности на помещения, в которых будет организован центр социального обслуживания. В качестве собственника помещений могут выступать:
- Застройщик.
- Муниципалитет.
- Частный бизнес.
- Вариант совместной собственности.
Также в свою очередь вариантность форм собственности зависит от того на каком этапе формирования жилой среды будут внедрены предложения по улучшению комфортности жилой среды для людей пожилого возраста с применением принципов ГЧП (МЧП) в проектах комплексной застройки:
- В уже существующие жилые комплексы с помещениями на первых этажах под коммерческую реализацию - собственник застройщик.
- В проектируемые жилые комплексы с возможностью заложить в проект помещения под учреждение социальной помощи - собственником может быть и муниципалитет, и застройщик, так же имеет место быть формат совместной собственности в зависимости от выбранного сценария.
В таблице 6 рассмотрены возможные варианты сценариев развития взаимодействия участников системы формирования комфортной среды проживания для людей пожилого возраста на основе реализации принципов ГЧП (МЧП).
Таблица 6 - Возможные варианты сценариев взаимодействия участников
системы формирования комфортной среды проживания для людей пожилого возраста в проектах КЗ (на основе реализации принципов ГЧП (МЧП)) [15]
Собственник помещений Варианты сценариев взаимодействия
1. Муниципалитет Органы власти предоставляют застройщику земельный участок для реализации НСП жилого дома в рамках проекта КЗ; Застройщик возмещает органам власти земельный участок частью помещений на первом этаже жилого дома (изначально спроектированных таким образом, чтобы было возможно реализовать службу социальной помощи). Органы власти на принципах партнерства с частным бизнесом привлекают предпринимателей к организации бизнеса по оказанию социальной помощи в имеющихся у них помещениях. Частный бизнес оказывает услуги населению, тем самым перекрывая потребности населения в услугах социальной помощи
2. Муниципалитет Застройщик получает в пользование земельный участок на обычных условиях н реализует ИСП жилого дома в рамках проекта КЗ за счет собственных заемных средств. Муниципалитет выкупает часть помещений на первом этаже жилого дома (на примере реализации принципов ГЧП в ЖК Преображенский, когда органы власти выкупают у застройщика здание, возведенного застройщиком за свой счет, детского сада ). Органы власти на принципах партнерства с частным бизнесом привлекают предпринимателей к организации бизнеса по оказанию социальной помощи в имеющихся у них помещениях; Частный бизнес оказывает у слухи населению, тем самым перекрывая потребности населения в услугах социальной помощи
3 Застройщик С большей долей вероятности данный сценарий взаимодействия реализуем в уже существующих проектах КЗ Основными участниками взаимодействия в данном случае будут муниципалитет и частный бизнес Исходя из оценки требуемых инвестиций для организации учреждения социального обслуживания (представлено в п. 3.3 магистерской диссертации) целесообразна организация сотрудничества органов власти и частного бизнеса Муниципалитет предоставляет частному бизнесу помещения для ведения своей деятельности путем оплаты арендной платы за требуемые площади застройщику: Частный бизнес в свою очередь снижает постоянные затраты на реализацию бизнеса и оказывает услуг« населению, тем самым перекрывая потребности населения в услугах социальной помощи
4 Частный бизнес Сиенарнй взаимодействия схож со сценарием №2 Застройщик при строительстве ЖК подразумевает реализацию площадей на первом этаже жилого дома на коммерческих основаниях в виде сдачи в аренду, однако в целях расширения спектра социальной инфраструктуры в ЖК часть помещений, возможно, выставить на торги для частного бизнеса с условием реализации в данных помещениях лишь одного вида деятельности — социальных услуг. При таком сценарии муниципалитет может оказывать помощь в организации учреждения по оказанию социальных услуг. Таким образом частный бизнес имеет плошади для ведения своей деятельности, но в виду больших затрат на приобретение площадей может рассчитывать на помощь с первоначальными инвестициями для открытия бизнеса, а застройщик получит повышение качества жилой среды внутри ЖК
5 Совместная собственность При реализации совместной собственности возможна реализация элементов всех сценариев №1-4 в разных долях от предложенных вариантов взаимодействия. В том числе, когда муниципалитет возмещает частному бизнесу стоимость оказания соц. слуг населению, тем самым вырабатывая положительный эффект для населения (услуга бесплатна) и поддерживая форму частного бизнеса (услуга оплачивается муниципалитетом)
Главным выводом таблицы 6 является то, что каким бы образом участники системы формирования комфортной жилой среды для людей пожилого возраста не взаимодействовали между собой с использованием механизмов ГЧП (МЧП) или без них основная цель их взаимодействия заключается в повышении комфортности среды для людей пожилого возраста через расширение спектра социальной инфраструктуры в рамках жилого комплекса.
Вариантность форм взаимодействия участников системы формирования комфортной жилой среды для людей пожилого возраста позволяет выделить положительные эффекты для всех участников. Возможные положительные эффекты представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Матрица возможных положительных эффектов для участников системы формирования комфортной жилой среды для людей пожилого
возраста, составлено автором
Участники системы формирования комфортной среды проживания для людей пожилого возраста
Вид эффективности органы власти застройщик частный бизнес население
Социальная эффективность Повышение комфортности среды (рост индекса качества городской среды) Удовлетворение потребностей в оказании социальных услуг (Возможность получения услуг бесплатно)
Бюджетная эффективность -Получение помещений в собственность; -Арендная плата за использование помещений
Коммерческая эффективность -Преференции при предоставлении земельного участка под застройку -Гарантирован частичный выкугп помещений муницип алитетам для организации цсо -ЖК более привлекателен для потребителя -Расширение спектра социальной ин фраструктуры в ЖК -Возможность ведения бизнеса и пслучение дохода: -Отсутствие конкуренции в выбранном ЖК
Возможные варианты сценариев взаимодействия участников системы формирования комфортной среды проживания для людей пожилого возраста в проектах КЗ, упомянутые в таблице 6, не предполагают планировочных изменений в жилых домах, что свидетельствует о том, что это окажет минимальное финансовое влияние на застройщика с позиции градостроительства, поскольку данные предложения затрагивают область управления недвижимостью. В общем представлении застройщик получит выгоду в виде расширения спектра социальной инфраструктуры внутри своего ЖК и тем самым привлечения потребителя (в том числе растущей группы потребителей - людей пожилого возраста). В виду современных условий проектного финансирования жилищного строительства аспект активного привлечения потребителей для заполнения эскроу-счетов является наиболее выгодным для застройщика путем реализации инвестиционно-строительного проекта.
Согласно таблице 1 радиус обслуживания пункта социальной помощи на дому составляет 500 м. Территориально это охват половины территории жилого комплекса. Половину от проектной мощности жилого комплекса составляет 8300 жителей, следовательно, примерное количество людей старше 60 лет, попадающих в радиус обслуживания пункта социальной помощи, в перспективе может составлять 1245 человек (15%).
Проектная мощность рассматриваемого в качестве примера 25-этажного жилого дома в ЖК составляет 731 житель, следовательно, примерное количество людей старше 60 лет в данном жилом доме может составлять 109 человек. В перспективе данный пункт социальной помощи сможет удовлетворить потребность в социальной помощи для 1245 человек в рамках жилого комплекса (109 человек в рамках жилого 25-этажного дома).
Согласно данным таблицы 8, первоначальные инвестиционные расходы на организацию учреждения социального обслуживания составляют: 957 575,9 руб./мес. В данном случае эффективным для частного бизнеса будет привлечение к сотрудничеству муниципалитет для сокращения расходов на организацию бизнеса по оказанию социальных услуг.
С точки зрения потребителя наиболее эффективным является получение социальных услуг бесплатно. В данном случае возможно рассмотрение иных форм взаимодействия муниципалитета и частного бизнеса с иным положительным эффектом для населения.
Таблица 8 - Определение инвестиционных расходов на организацию
учреждения социального обслуживания [15]
Вид затрат Сумма, руб./мес.
1. Суммарные постоянные затраты в месяц на период первых 2-х месяцев работы. 505 83], 2
£ т.ч.:
Аренда помещения + затраты на канцелярию 131 ООО
ЗТ1 292 500
Закупка спец. одежды 7 100
Стороннее е едени е оухг алтерии 5 000
Аренда автомобиля 15 000
Клининг 5 270
Амортизация 42,8
Консалтинг 3 360
Связь, интернет 1450
Реклама итого 43 620
2. Суммарные постоянные затраты в месяц на период дальнейшей работы. 451 744,7
в т.ч.:
Аренда помещения + затраты на канцелярию 131 ООО
ЗП 292 500
Стороннее в едени е бухт алтерии 5 000
Аренда автомобиля 15 000
Клининг 5 270
Амортизация 42,8
Связь, интернет 1450
ИТОГО 957 575,9
из расчета на 200 человек, себестоимость оказания услуг на 1 человека 4 787,8
Рассмотренные выше аспекты формирования комфортности жилой среды для людей пожилого возраста позволили выявить следующие предложения по развитию комплексной жилой застройки:
- Обратить внимание застройщика на развитие социальной инфраструктуры в более широком спектре, т.е. учитывать потребности людей пожилого возраста.
- При проектировании коммерческих площадей на первых этажах жилых зданий в проектах комплексной застройки, предусматривать тот факт, что часть площадей будет реализована под объекты социальной инфраструктуры в виде центров по оказанию социальной помощи населению.
- Привлечение частных социальных организаций к оказанию социальных услуг населению жилых комплексов с возможностью применения принципов ГЧП (МЧП).
Нужно интегрировать необходимость новых градостроительных и организационно-управленческих решений на основе методических документов в строительстве и документов по развитию застройки и жилищного фонда Российской Федерации в задачи Стратегий по поддержке людей пожилого возраста. Для того чтобы сдвинуть реформаторский механизм в формировании комфортной жилой среды с места необходимо закрепление определенных методов действий на федеральном уровне. Необходимы
изменения в существующих государственных программах, разработка новых стратегических направлений формирования комфортной жилой среды для населения с учетом интересов всех категорий граждан. Проработка проблематики взаимосвязи старения населения и комфортности среды проживания на данном этапе создает основу для развития системы формирования комфортной жилой среды с учетом потребностей людей пожилого возраста в будущем.
Список источников
1. Tolochko, O. On the need to develop strategic directions for the formation of a comfortable living environment based on the needs of older adults [Электронный ресурс] / I. Saenko, O. Tolochko, K. Chepeleva, // First Conference on Sustainable Development: Industrial Future of Territories (IFT 2020). - 2020. - 208, 04015. - P. 6. - Режим доступа: https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/abs/2020/68/e3sconf_ift2020_0401/e3sconf_ift 2020_04015.html
2. Саенко, И.А. Развитие теории и методологии управления качеством жилищного строительства и повышения степени комфортности проектов комплексной застройки территорий: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Саенко Ирина Александровна -Иркутск, 2019 г. - 275 с.
3. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 224-ФЗ от 13 июл. 2015: [принят Государственной Думой 01 июл. 2015 г.: одобрен Советом Федерации 08 июл. 2015 г.]: // СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _182660/.
4. Васина, Н. В. О концепции устойчивого развития в градостроительстве [Электронный ресурс] / Н. В. Васина, В. А. Теличев // Электрон. науч. изд. «Ученые заметки ТОГУ». -2017. - Т. 8, №2. - Режим доступа: http://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU 8 150.pdf.
5. Krieger, W. Wohnbedurfnisse von alten Menschen und die Modernisierung von Wohnangeboten [Электронный ресурс] / W. Krieger // Вестник ШГПУ. - 2017. - Т. 2 (34). -С. 33-38. - Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/2 _34/vestnik_2 _(34),_2017.pdf
6. Милёхин, А.И. Качество жизни в пожилом и старческом возрасте: проблемные вопросы / А.И. Милёхин // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. №1. С. 5363. doi: 10.17759/jmfp.2016050107
7. Карта г. Красноярска: улицы, дома и организации города // 2ГИС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://2gis.ru/krasnoyarsk.
8. Крундышев, Б.Л. Архитектурное проектирование комплексных центов социального обслуживания людей старшей возрастной группы: учеб. пособие / Б.Л. Крундышев; СПбГАСУ. - СПб., 2010. - 109 с.
9. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений: свод правил № 42.13330.2016 введ. 01.07.2017. [Электронный ресурс] // Электрон. фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456054209.
10. Город Преображенский // ГК Монолитхолдинг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.monolitholding.ru/objects/preobrazhenskii
11. Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки и межевания территории жилого района Слобода Весны в Советском районе г. Красноярска [Электронный ресурс]: постанов. адм. г. Красноярска № 177 от 17 марта 2017 г. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/project _plan/Pages/default.aspx.
12. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения [Электронный ресурс]: свод правил №136.13330.2012 введ. 01 июл. 2013 г. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 1200102572.
13. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: ГОСТ Р 52880-2007. / ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 2009.
14. Данные официальной статистики о численном составе населения Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
15. Толочко, О.Р. Развитие комплексной застройки территории с учетом потребностей людей пожилого возраста : магистерская диссертация : 08.04.01 / Толочко Ольга Романовна. - Красноярск : СФУ, 2021. - 98 с.
References
1. Tolochko, O. On the need to develop strategic directions for the formation of a comfortable living environment based on the needs of older adults [Rlektronny'j resurs] / I. Saenko, O. Tolochko, K. Chepeleva, // First Conference on Sustainable Development: Industrial Future of Territories (IFT 2020). - 2020. - 208, 04015. - P. 6. - Rezhim dostupa: https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/abs/2020/68/e3sconf_ift2020_0401/e3sconf_ift 2020 04015.html
2. Saenko, I.A. Razvitie teorii i metodologii upravleniya kachestvom zhilishhnogo stroitel'stva i povy'sheniya stepeni komfortnosti proektov kompleksnoj zastrojki territorij: avtoref. dis. ... dra ekon. nauk: 08.00.05 / Saenko Irina Aleksandrovna - Irkutsk, 2019 g. - 275 s.
3. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipalno-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii [Rlektronny'j resurs] : feder. zakon № 224-FZ ot 13 iyul. 2015: [prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 01 iyul. 2015 g.: odobren Sovetom Federacii 08 iyul. 2015 g.]: // SPS «KonsuFtantPlyus» - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _182660/.
4. Vasina, N. V. O koncepcii ustojchivogo razvitiya v gradostroitekstve [E'lektronny'j resurs] / N. V. Vasina, V. A. Telichev // Elektron. nauch. izd. «Ucheny'e zametki TOGU». - 2017. - T. 8, №2. - Rezhim dostupa: http://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_150.pdf.
5. Krieger, W. Wohnbedürfnisse von alten Menschen und die Modernisierung von Wohnangeboten [Flektronnyj resurs] / W. Krieger // Vestnik ShGPU. - 2017. - T. 2 (34). - S. 33-38. - Rezhim dostupa: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/2 _34/vestnik_2 _(34),_2017.pdf
6. Milyoxin, A.I. Kachestvo zhizni v pozhilom i starcheskom vozraste: problemny'e voprosy' / A.I. Milyoxin // Sovremennaya zarubezhnaya psixologiya. 2016. Tom 5. №1. S. 53-63. doi: 10.17759/jmfp.2016050107
7. Karta g. Krasnoyarska: ulicy, doma i organizacii goroda // 2GIS. [E'lektronny'j resurs] -Rezhim dostupa: https://2gis.ru/krasnoyarsk.
8. Krundy'shev, B.L. Arxitekturnoe proektirovanie kompleksny'x centov social'nogo obsluzhivaniya lyudej starshej vozrastnoj gruppy': ucheb. posobie / B.L. Krundy'shev; SPbGASU. - SPb., 2010. - 109 s.
9. GradostroiteFstvo. Planirovka i zastrojka gorodskix i seFskix poselenij: svod pravil № 42.13330.2016 vved. 01.07.2017. [E'lektronnyj resurs] // Elektron. fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii «Kodeks». - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/456054209.
10. Gorod Preobrazhenskij // GK Monolitxolding. [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://www.monolitholding.ru/objects/preobrazhenskii
11. Ob utverzhdenii proekta vneseniya izmenenij v proekt planirovki i mezhevaniya territorii zhilogo rajona Sloboda Vesny' v Sovetskom rajone g. Krasnoyarska [E'lektronny'j resurs]:
postanov. adm. g. Krasnoyarska № 177 ot 17 marta 2017 g. - Rezhim dostupa: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/project _plan/Pages/default.aspx.
12. Zdaniya i sooruzheniya. Obshhie polozheniya proektirovaniya s uchetom dostupnosti dlya malomobiFny'x grupp naseleniya [E'lektronny'j resurs]: svod pravil №136.13330.2012 vved. 01 iyul. 2013 g. - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/ 1200102572.
13. Socialnoe obsluzhivanie naseleniya. Tipy' uchrezhdenij social'nogo obsluzhivaniya grazhdan pozhilogo vozrasta i invalidov: GOST R 52880-2007. / FGUP «STANDARTINFORM», 2009.
14. Danny'e oficiaTnoj statistiki o chislennom sostave naseleniya Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
15. Tolochko, O.R. Razvitie kompleksnoj zastrojki territorii s uchetom potrebnostej lyudej pozhilogo vozrasta : magisterskaya dissertaciya : 08.04.01 / Tolochko Olga Romanovna. -Krasnoyarsk : SFU, 2021. - 98 s.
Для цитирования: Толочко О.Р., Саенко И.А., Крелина Е.В. Разработка и оценка предложений по повышению комфортности жилой среды для людей пожилого возраста // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-8-2021 -62/
© Толочко О.Р., Саенко И.А., Крелина Е.В., 2021. Московский экономический журнал,
2021, № 8.