Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ»'

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волейбол / тестирование / спортивный отбор.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Снесарь Михаил Анатольевич, Базарин Кирилл Петрович

одна из основных задач системы подготовки спортивного резерва – это поиск и отбор спортивно-одаренных детей. Существующие подходы, ориентирующиеся на непосредственное проявление физических качеств в ряде функциональных тестов, а также попытка экстраполяции антропометрических характеристик ребенка по физическим данным родителей, имеют ограниченные возможности, так как не позволяют в полной мере оценить психофизиологические особенности ребенка, обладающие важнейшим вкладом в потенциальную его успешность в спортивной деятельности. Задачей настоящего исследования являлся подбор группы психофизиологических характеристик, позволяющих оценивать потенциальную успешность в виде спорта волейбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Снесарь Михаил Анатольевич, Базарин Кирилл Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ»»

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ» Снесарь М.А.1, Базарин К.П.2

1Снесарь Михаил Анатольевич - заместитель директора по спортивной работе,

Краевое государственное автономное учреждение Спортивная школа олимпийского резерва по волейболу «Енисей» им. Э.А. Носкова; 2Базарин Кирилл Петрович - кандидат медицинских наук, заместитель директора, Краевое государственное казенное учреждение Красноярский институт развития физической культуры и спорта, г. Красноярск

Аннотация: одна из основных задач системы подготовки спортивного резерва - это поиск и отбор спортивно-одаренных детей. Существующие подходы, ориентирующиеся на непосредственное проявление физических качеств в ряде функциональных тестов, а также попытка экстраполяции антропометрических характеристик ребенка по физическим данным родителей, имеют ограниченные возможности, так как не позволяют в полной мере оценить психофизиологические особенности ребенка, обладающие важнейшим вкладом в потенциальную его успешность в спортивной деятельности. Задачей настоящего исследования являлся подбор группы психофизиологических характеристик, позволяющих оценивать потенциальную успешность в виде спорта волейбол. Ключевые слова: волейбол, тестирование, спортивный отбор.

УДК 796.32

Одна из основных задач системы подготовки спортивного резерва - это поиск и отбор спортивно-одаренных детей. Существующие подходы, ориентирующиеся на непосредственное проявление физических качеств в ряде функциональных тестов, а также попытка экстраполяции антропометрических характеристик ребенка по физическим данным родителей, имеют ограниченные возможности, так как не позволяют в полной мере оценить психофизиологические особенности ребенка, обладающие важнейшим вкладом в потенциальную его успешность в спортивной деятельности. Задачей настоящего исследования являлся подбор группы психофизиологических характеристик, позволяющих оценивать потенциальную успешность в виде спорта «волейбол».

Свойства нервной системы (НС) напрямую влияют на динамику деятельности спортсмена определяют, каким образом — быстро или медленно, трудно или легко — будут формироваться и актуализироваться психические процессы, состояния, формы поведения. От выраженности свойств НС зависят: тип темперамента, показатели психомоторных функций, особенности познавательных процессов, формирование двигательных навыков, поведение в экстремальных и стрессовых ситуациях. Свойства НС обусловливают легкость или трудность выдерживания физических и психических нагрузок, а также быстроту формирования и стабильность двигательных навыков. Ключевыми психофизиологическими характеристиками, имеющими значение в игровых видах спорта, в частности в волейболе, являются:

1. характеристики силы нервной системы,

2. характеристики скорости реакции - простой сенсомоторной и сложной пространственно -временной реакции,

3. характеристики внимания,

4. характеристики координаторных способностей.

Очевидно, что перечисленные характеристики определяют основные возможности нервной системы спортсмена по обработке информации, возникающей в ходе игрового процесса.

В разработанной батарее тестов использовались следующие методики для определения перечисленных выше характеристик:

Сила нервной системы - является центральным свойством НС, характеризует способность выдерживать интенсивное или длительно действующее возбуждение. Для определения данного показателя нами применялась методика "Теппинг-тест" с использованием психофизиологического исследовательского программно-аппаратного комплекса «Нейрософт-Психотест». Методика позволяет выделить пять значимых количественно измеряемых характеристик:

1. Уровень начального темпа работы в /ГЦ

2. Средняя частота в/ ГЦ

3. Усреднённый межударный интервал в /мс

4. Показатель силы нервной системы

5. Интерпретация/тип нервной системы

Обследования проводились на ПАК «Нейрософт-Психотест» при помощи двух специальных приборов: "карандаша" и резиновой "платформы". Респонденту необходимо взять в руку "карандаш" и в течение заданного времени стучать им по "платформе" с максимально возможной частотой даже в том случае, если обследуемый почувствует утомление. Специалист при этом должен сообщить обследуемому, что чем большее количество движений он совершит, тем лучше. Допускается также вербальное стимулирование в ходе обследования ("Не сдавайтесь", "Работайте еще быстрее"). Непосредственно перед проведением обследования респонденту рекомендуется дать возможность разминки: для этого он в течение 5-10 секунд выполняет инструкцию к методике.

Функциональное состояние ЦНС является значимой характеристикой спортсмена, которая определят поведение как в тренировочном, так и соревновательном процессе и как следствие успешности или неуспешность в спортивной деятельности, а значит может являться маркером спортивной одаренности. Для определения функционального состояния ЦНС нами использовалась методика регистрации простой зрительно-моторной реакция (ПЗМР) с использованием психофизиологического исследовательского программно-аппаратного комплекса «Нейрософт-Психотест». Простая зрительно-моторная реакция лежит в основе других целенаправленных приспособительных реакций человека, поэтому на основании показателя скорости ПЗМР можно сделать вывод о временных параметрах более сложных составляющих поведения человека. Кроме того, скорость простой зрительно-моторной реакции позволяет оценить интегральные характеристики центральной нервной системы человека, так как при ее реализации задействованы как основные анализаторные системы человека (зрительная и кинестетическая), так и определенные отделы головного мозга и нисходящие нервные пути.

Методика позволяет выделить пять значимых количественно измеряемых характеристик:

1. Скорость сенсомоторной реакции — это период восприятия и двигательное реагирование на стимул

2. Среднеквадратное отклонение — это время разброса усредненного реагирования в \мс

3. Функциональный уровень системы (ФУС) — это текущее функциональное состояние ЦНС, степень развития утомления под влиянием факторов окружающей среды

4. Устойчивость реакции по Лоскутовой (УР) - величина этого показателя тем больше, чем меньше вариабельность значений времени простой двигательной реакции. Поскольку разнообразие значений времени реакций является проявлениями непрерывных флуктуаций состояния ЦНС, показатель УР рассматривается как критерий устойчивости состояния ЦНС. Следовательно, чем выше показатель УР, тем устойчивее, стабильнее текущее функциональное состояние ЦНС.

5. Уровень функциональных возможностей (УФВ) согласно критериям Т.Д. Лоскутовой характеризует способность ЦНС формировать и достаточно долго удерживать соответствующее функциональное состояние [1].

Обследуемому последовательно предъявляются световые сигналы красного, цвета как сигнала особо активного. При появлении сигнала обследуемый должен как можно быстрее нажать на соответствующую кнопку, стараясь при этом не допускать ошибок. Световой сигнал подается в достаточно случайные моменты времени, чтобы не вырабатывался рефлекс на время, и в то же время достаточно регулярно, чтобы каждый очередной сигнал был ожидаем. Интервал между сигналами составляет от 0.5 до 2.5 с. Первые 5 сигналов являются "пробными", предназначены для адаптации обследуемого и не регистрируются. Число предъявляемых сигналов в одном обследовании - 60.

Метод тестирования реакции на движущийся объект (РДО) предназначен для определения сложной пространственно-временной реакции. Методика предназначена для измерения уравновешенности нервных процессов, т.е. степени сбалансированности процессов возбуждения и торможения по силе. На экране монитора изображена окружность, на которой в различных точках находятся две отметки, меняющие положение от предъявления к предъявлению движущегося объекта. От первой отметки по часовой стрелке с определенной скоростью происходит заливка окружности. Обследуемому необходимо нажать на кнопку зрительно-моторного анализатора в тот момент, когда заливка достигнет второй отметки. При этом значение имеет не столько быстрота реагирования, сколько своевременность ответа на сигнал. Рекомендуемое число предъявлений движущегося объекта - 50, однако перед непосредственной регистрацией реакций желательно сделать несколько пробных предъявлений для достижения оптимального понимания инструкции и адаптации обследуемого к условиям проведения диагностики. Обработка результатов производится путем сравнения количества опережающих и запаздывающих реакций. Если число опережений (преждевременных реакций) превышает число запаздываний [2].

Исследовались особенности переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации с помощь методики Таблица Шульте - Платонова. Современный волейбол - активный, динамичный вид спорта с быстрой сменой игровых ситуаций, что требует постоянной направленности и сосредоточенности внимания на игровой задаче. За данные процессы отвечают свойства внимания, такие как объём, распределение, переключение, концентрация и устойчивость. Распределение и

переключаемость внимания связаны с подвижностью, концентрация и устойчивость — с силой и уравновешенностью нервных процессов. Для определения свойств внимания спортсменов волейболистов нами была выбрана методика «Красно-черная таблица Шульте-Платонова» с использованием психофизиологического исследовательского программно- аппаратного комплекса «Нейрософт-Психотест». Обследуемому предъявляется таблица, на которой изображены несколько рядов, беспорядочно разбросанных красных и черных цифр от 1 до 25. Тест состоит из трех проб: двух простых и одной сложной. Задание каждой из проб необходимо выполнять в максимально возможном темпе. Первая простая проба — нахождение цифр от 1 до 25 в порядке возрастания. Вторая простая проба — нахождение цифр от 25 до 1 в порядке убывания. Третья сложная проба состоит из чередования серий цифр по возрастанию и убыванию: 1—25; 2—24; 3—23; А—22 и т.д.

Оценка координации. Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. От координационных способностей зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Для диагностики координационных способностей юных спортсменов нами была выбрана методика «Проба Ромберга» в европейской установке стоп с использованием системы ST-150 (регистрационное удостоверение № ФСР 2010/07900) со штатным программным обеспечением STPL (свидетельство о госрегистрации №2013610968). Тест «Проба Ромберга» в европейской установке стоп - «пятки вместе, носки врозь» под углом 30 градусов (Скворцов Д.В., 2010). Двухфазная проба (30+30 секунд) выполняется на платформе сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами, с автоматическим включением голосовой команды испытуемому: «Встаньте на платформу», «Закройте глаза», «Тест завершен». Проба Ромберга позволяет исследовать влияние зрения на организацию вертикальной позы, статическую стабильность вертикального положения при спокойном стоянии с открытыми и закрытыми глазами, устойчивость. Оценивались следующие показатели:

1. Вес спортсмена /к,

2. Оценка функционального равновесия

3. Оценка влияния зрения на функциональное равновесие

4. Опорная симметрия

5. X (о), мм

6. X (з), мм

7. Y-Yp (о), мм

8. Y-Yp (з), мм

9. Балансировочные параметры

10. S (о), мм2

11. S (з), мм2

12. V (о), мм/с

13. V (з), мм/с

Была проведена апробация разработанной батареи тестов на группе учащихся КГАУ «СШОР по волейболу «Енисей» имени Э.А. Носкова» г. Красноярск в количестве 30 человек. Выявлены высокие показатели связи исследуемых параметров и рейтинговой оценки успешности детей в спортивной деятельности.

Выводы

Таким образом, сформированная батарея тестов рекомендуется к использованию при проведении спортивного отбора, поиска спортивно одаренных детей в виде спорта «волейбол».

Список литературы

1. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / Под ред. А.М. Зимкиной, В.И.

Климовой Черкасовой. Л.: Медицина, 1978/

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин,

В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб: Питер,

2000. С. 258.

3. ИльинЕ.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

4. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М., 2010. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.