Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ВОЛЕЙБОЛЕ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ВОЛЕЙБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волейбол / тестирование / спортивный отбор.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Снесарь Михаил Анатольевич, Базарин Кирилл Петрович

в работе представлены дифференциальные исследования по выявлению индивидуально-типологических маркеров спортивной одаренности в волейболе. Наиболее достоверным психофизиологическим маркером спортивной одаренности в волейболе являются показатели простой зрительно-моторной реакции, в частности: скорость сенсомоторной реакции, среднеквадратичное отклонение, функциональный уровень системы по Лоскутовой, устойчивость реакции по Лоскутовой, уровень функциональных возможностей по Лоскутовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Снесарь Михаил Анатольевич, Базарин Кирилл Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ВОЛЕЙБОЛЕ»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ В

ВОЛЕЙБОЛЕ Снесарь М.А.1, Базарин К.П.2

1Снесарь Михаил Анатольевич - заместитель директора по спортивной работе,

Краевое государственное автономное учреждение Спортивная школа олимпийского резерва по волейболу «Енисей» им. Э.А. Носкова;

2Базарин Кирилл Петрович - кандидат медицинских наук, заместитель директора, Краевое государственное казённое учреждение Красноярский институт развития физической культуры и спорта, г. Красноярск

Аннотация: в работе представлены дифференциальные исследования по выявлению индивидуально-типологических маркеров спортивной одаренности в волейболе. Наиболее достоверным психофизиологическим маркером спортивной одаренности в волейболе являются показатели простой зрительно-моторной реакции, в частности: скорость сенсомоторной реакции, среднеквадратичное отклонение, функциональный уровень системы по Лоскутовой, устойчивость реакции по Лоскутовой, уровень функциональных возможностей по Лоскутовой. Ключевые слова: волейбол, тестирование, спортивный отбор.

УДК 796.32

В исследовании приняли участие воспитанники КГАУ «СШОР по волейболу «Енисей» имени Э.А. Носкова в возрасте от 12 до 14 лет в количестве 46 человек. Первая группа (Группа А) - воспитанники спортивного класса, сформированная по рейтингу спортивной успешности и анатомо-морфологической предрасположенности к виду спорта «волейбол». Вторая группа (Группа Б) - воспитанники спортивной школы тренировочного этапа. Средняя продолжительность занятий в спортивной секции волейбола в обеих группах - 3,6 года.

Для исследования использовался аппаратно-программный комплекс "НС-ПсихоТест" (ООО "Нейрософт", Российская Федерация) [3], а также на основе теоретических и практических данных дифференциальной психологии нами была сформирована батарея психофизиологических методик позволяющих раскрывать индивидуально типологические характеристики центральной нервной системы спортсменов волейболистов:

• теппинг-тест - определение свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина;

• таблица Шульте - Платонова - исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации;

• метод тестирования реакции на движущийся объект (РДО) - определение сложной пространственно -временной реакции;

• простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) - сенсорный (латентный) период и моторный период реакции.

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программного обеспечения Microsoft Exel 2019.

По данным, полученным в ходе проведения методики теппинг-тест Е.П. Ильина (таблица 1), выявлено, что все спортсмены обладают слабостью нервных процессов по показателю силы нервной системы. Различия между группами А и Б недостоверны.

Таблица 1. Данные, полученные в ходе проведения методики теппинг-тест Е.П. Ильина

Наименование группы Шкалы результатов

Уровень начального темпа работы / в гц Средняя частота / в ГЦ Усреднённый межударный интервал / в мс Показатель силы нервной системы / по Е.И. Ильину

Группа А 7,9 6,9 151,1 3

Группа Б 7 6,3 156,4 3,7

Характеристики внимания также не имеют достоверных различий в группах А и Б (Таблица 2).

Таблица 2. Характеристики внимания

Наименование группы Характеристики внимания

Объем Распределение Переключаемость

Группа А 43,1 89,8 14,1

Группа Б 42,8 86,6 13,4

Метод тестирования реакции на движущийся объект (РДО) показал наличие достоверных (р<0,05) различий между группами. В группе А процессы торможения более выражены, чем в группе Б (Таблица 3).

Наименовани е группы Число точных реакций/штук сигналов Число опережений/шту к сигналов Число запаздываний/шту к сигналов Сумма времени опережений/мс Сумма времени запаздываний/мс

Группа А 15 9,8 23 1300 3060

Группа Б 16 12 20 1360 2600

Для определения сенсорного и моторного периода реакции с последующим определениям функционального состояния ЦНС по критериям Лоскутовой [2] нами была использована методика ПЗМР (простая зрительно-моторная реакция). Результаты приведены в таблице 4. Достоверно определяется наличие преимуществ группы А над группой Б по всем показателям как скорости реакции, так и функциональных характеристик ЦНС (р<0,05 для всех показателей).

Скорость реакции на раздражитель в волейболе является одним из наиболее значимых компонентов спортивной успешности, что и отражается в группе отобранных спортсменов (группа А). Также отмечается, что среднеквадратичное отклонение в группе А по данному показателю значительно ниже, что свидетельствует о стабильности реагирования на раздражитель.

Таблица 4. Методика ПЗМР (простая зрительно-моторная реакция)

Наименование группы показатели

Скорость сенсомоторно й реакции /мс Среднеквадрати чное отклонение /мс Функциональный уровень системы по Лоскутовой Устойчивость реакции по Лоскутовой Уровень функциональных возможностей по Лоскутовой

Группа А 300 70 3,9 1,8 2,9

Группа Б 342 168 3,6 1,5 2,6

Заключение

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод, что наиболее достоверным психофизиологическим маркером спортивной одаренности в волейболе являются показатели простой зрительно-моторной реакции, в частности: скорость сенсомоторной реакции, среднеквадратичное отклонение, Функциональный уровень системы по Лоскутовой, Устойчивость реакции по Лоскутовой, Уровень функциональных возможностей по Лоскутовой.

Список литературы

1. Блинов Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г Блинов, Л.Н. Игишева, Ы.А. Литвинова, А.И. Федоров // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 128 с.

2. Челышкова Т.В. Особенности функционального состояния центральной нервной системы студентов в процессе учебной деятельности / Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова, С.С. Гречишкина, А.А. Намитокова и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: естественно-математические и технические науки. № 9, 2008. С. 71-77.

3. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике ООО "Нейрософт" (Россия, Иваново), 2007. 216 с.

4. Снесарь М.А., Базарин К.П. Разработка и апробация методики комплексного психофизиологического тестирования для проведения спортивного отбора по виду спорта «волейбол» // Ж. Наука, образование и культура. № 3(63), 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.