Научная статья на тему 'Разработка и анализ анкеты для оценки питания студентов в системе показателей качества жизни'

Разработка и анализ анкеты для оценки питания студентов в системе показателей качества жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2059
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Innova
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО ПИТАНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / HEALTHY LIFESTYLE / QUALITY OF LIFE / QUALITY OF FOOD / QUESTIONING / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуреева А.В., Привалова И.Л., Авдеева Е.В.

The analysis of the questionnaire concerning quality of life has been performed. The questionnaire, consisting of several blocks that evaluate objective indicators of a student’s health, including the quality and dietary regime, has been developed. The questionnaire contains of the questions adapted to the student's environment and allows us to analyze the relationship between the quality of food and the quality of students’ life. It is supposed to develop specific recommendations for groups of respondents concerning the quality of food and day regimen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гуреева А.В., Привалова И.Л., Авдеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONNAIRE ANALYSIS AND DEVELOPMENT TO ASSESS STUDENTS’ NUTRITION IN THE SYSTEM OF QUALITY OF LIFE INDICATORS

The analysis of the questionnaire concerning quality of life has been performed. The questionnaire, consisting of several blocks that evaluate objective indicators of a student’s health, including the quality and dietary regime, has been developed. The questionnaire contains of the questions adapted to the student's environment and allows us to analyze the relationship between the quality of food and the quality of students’ life. It is supposed to develop specific recommendations for groups of respondents concerning the quality of food and day regimen.

Текст научной работы на тему «Разработка и анализ анкеты для оценки питания студентов в системе показателей качества жизни»

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA №4 (13) 2018

РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ АНКЕТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВАЖИЗНИ

THE QUESTIONNAIRE ANALYSIS AND DEVELOPMENT TO ASSESS STUDENTS' NUTRITION IN THE SYSTEM OF QUALITY OF LIFE INDICATORS

Гуреева А.В., Привалова И.Л., Щ Gureeva A.V., Privalova I.L., Avdeyeva E.V. Авдеева Е.В.

Курский государственный медицинский Щ Kursk State Medical University университет

E-mail: avdeyeva_ev@mail.ru

Резюме

Проведен анализ опросников качества жизни. Разработана анкета, состоящая из нескольких блоков, оценивающих объективные показатели здоровья студентов, в том числе качество и режим питания. Анкета содержит вопросы, адаптированные к студенческой среде и позволяет проанализировать взаимосвязь между качеством питания и качеством жизни студентов. Предполагается разработка конкретных рекомендаций для групп респондентов по качеству питания и режиму дня.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, качество жизни, качество питания, анкетирование, студенты

Summary

The analysis of the questionnaire concerning quality of life has been performed. The questionnaire, consisting of several blocks that evaluate objective indicators of a student's health, including the quality and dietary regime, has been developed. The questionnaire contains of the questions adapted to the student's environment and allows us to analyze the relationship between the quality of food and the quality of students' life. It is supposed to develop specific recommendations for groups of respondents concerning the quality of food and day regimen.

Key words: healthy lifestyle, quality of life, quality of food, questioning, students

Библиографическая ссылка на статью

Гуреева А.В., Привалова И.Л., Авдеева Е.В. Разработка и анализ для оценки питания студентов в системе показателей качества жизни // Innova. - 2018. - № 4 (13) - С.

28-33.

DOI:

Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности развития государства является состояние здоровья населения, прежде всего детей и молодежи. Одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года это укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни [7].

Здоровье населения формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов, а также во многом

References to the article

Gureeva A.V., Privalova I.L., Avdeyeva E.V. The questionnaire analysis and development to assess students' nutrition in the system of quality of life indicators // Innova. - 2018. - № 4 (13) -

P. 28-33.

определяется образом жизни человека. По данным ВОЗ, состояние здоровья человека определяется на 20% наследственностью, 20% -состоянием окружающей среды; 7-10% -медициной; 50-53% - индивидуальным образом жизни человека [11]. Образ жизни человека включает четыре категории: экономическую -«уровень жизни» (возможности потребления тех или иных продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями), социологическую - «качество жизни» (мотивации жизни, комфортность труда и быта, качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т.п.), социально -психологическую - «стиль жизни» (определенный

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA №4 (13) 2018

тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности) и социально-экономическую - «уклад жизни» (характер собственности на средства производства, политические, экономические, социальные отношений, ведущая идеология) [16].

Рассмотрим более подробно

социологическую категорию здорового образа жизни. Качество жизни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей [13].

Термин «качество жизни» впервые был употреблен известным американским экономистом Дж. Гэлбрейтом в книге «Общество изобилия», использовался в работах Д. Белла, У. Ростоу и других ученых. Большинство исследователей объясняют появление и распространение этого понятия в середине 20 века в связи с вопросами охраны окружающей среды, здоровья людей, урбанизации и т.п. Однако очень быстро оно приобрело более емкий смысл, стало обозначать широкий комплекс сторон и аспектов общественной и индивидуальной жизни людей, активно использоваться в кругу научных и политических деятелей. Рост научного интереса к вопросам качества жизни в современной России объясняется, прежде всего, тем, что «наше общество озабочено уже не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития, необходимостью создания достойных условий жизни как для будущих, так и ныне живущих поколений [2].

Улучшение качества жизни населения России, и в особенности подростков и молодежи, имеет высокую социальную значимость, так как здоровье молодого поколения создает фундаментальную основу для формирования репродуктивного, трудового потенциала и является фактором национальной безопасности и основным стратегическим направлением любой страны [9].

Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как особенности учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Анализ

научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, свидетельствует о том, что за время обучения в вузе их здоровье в большинстве случаев ухудшается. Ухудшение здоровья студентов происходит еще и за счет комплексного воздействия неблагоприятных факторов обучения, характеризующихся интенсификацией умственной деятельности, обусловленной повышением объёма учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени в процессе обучения [10]. Следует также отметить, что в молодежной среде отмечается наибольшее количество лиц злоупотребляющих алкоголем, табаком и наркотиками [19].

Необходимо отметить, что при обучении в любом вузе студент вынужден адаптироваться к комплексу нередко весьма неблагоприятно действующих на состояние здоровья факторов (бытовых, климато-географических,

экологических, информационных перегрузок, ускорения темпа и ритма жизни, интенсификации современных программ обучения и др.). Среди студентов широко распространены факторы риска дезадаптации к обучению, обусловленные нарушением правил гигиены умственного труда: нарушение сна, низкая двигательная активность, неполноценный отдых в рабочие и воскресные дни. Эти и другие нарушения приводят к раннему утомлению и переутомлению, которые являются факторами риска для здоровья и успешности обучения [3,15].

Еще одной важной составляющей, от которой в значительной степени зависит здоровье, является характер питания. Рациональное питание студентов - это залог поддержания активной жизнедеятельности, сохранение здоровья и успешное освоение выбранной профессии. Установленным фактом является нерациональное питание студенческой молодежи, особенно нерегулярно питаются студенты, проживающие в общежитии. В структуре пищи наблюдается дефицит витаминов и минеральных веществ. В исследовании Страховой И.Б. [14] показано, что многие студенты, особенно юноши, принимают пищу беспорядочно. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время. Автор считает, что основным фактором, мешающим правильно и рационально питаться, является недостаток времени.

Организация рационального питания учащихся во время обучения в вузе является одним из наиболее важных факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения. Изучение отношения студентов к вопросу питания — важное направление в формировании у молодежи ценностных ориентаций к сохранению собственного здоровья за счет оптимального питания, развитии самосознания у студентов в области здорового

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA №4 (13) 2018

питания, повышении качества жизни и учебы студентов, а также снижении количества алиментарно-зависимых болезней среди молодежи [5, 18].

В течение последних лет для комплексной оценки многообразных сторон образа жизни и факторов риска ухудшения здоровья населения все шире используются методики, основанные на оценке качества жизни. Но вместе с тем, к особенностям формирования качества жизни, присущего студенческой популяции, остается много вопросов. Указанные аспекты и определили актуальность выбранной темы исследования [8].

Предметом нашего исследования были различные, наиболее широко используемые опросники по качеству жизни.

Целью исследования явился анализ используемых опросников для оценки качества жизни и разработка нового опросника для оценки качества жизни студентов Вуза.

Для реализации поставленной цели была решена серия исследовательских задач: был проведен анализ 9 опросников по качеству жизни, выбраны три наиболее отвечающих нашим задачам опросника, и на их базе разработан новый опросник для оценки качества жизни студентов Вуза.

На первом этапе наших исследований был проведен анализ различных опросников по качеству жизни: опросника Health-Promoting Lifestyle Profile, HPLP-II (Walker, et al., 1996), опросника

Алмагамбетовой Д.Т., Гариповой А.З. [1], опросника разработанного Грошевой Е.С. и соавт. [4], личностного опросника «Большая пятерка» [16], шкалы психологического благополучия Рифф [6], опросника ТОБОЛ [12].

Для создания анкеты были выбраны три опросника SF-36, краткий опросник качества жизни WHOQOL-BREF и ВОЗКЖ-100. Эти три анкеты были выбраны, так как хорошо зарекомендовали себя в международной практике исследований качества жизни, и представлены для использования Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) Приведем краткую характеристику данных опросников.

Опросник SF-36 —широко используется при проведении исследований качества жизни в странах Европы и в США. С его помощью были проведены исследования по нормам для здорового населения и для больных с различными хроническими заболеваниями (с распределением на группы соответственно возрасту и полу). Опросник отражает общее благополучие и степень удовлетворенности теми сторонами жизнедеятельности человека, которые влияют на состояние здоровья. SF-36 состоит из 36 вопросов, сгруппированных в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное

функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы составлены таким образом, что чем выше значение показателя (от 0 до 100), тем лучше оценка по избранной шкале. Из них формируют два параметра: психологический и физический компоненты здоровья.

Преимущества: применяется для оценки качества жизни при любых заболеваниях; возможно сравнение показателей качества жизни пациентов по опроснику SF-36 с данными российского популяционного контроля по соответствующим группам; комплексная оценка качества жизни больных.

Недостатки: опросник включает в себя 36 вопросов, 8 шкал — время заполнения респондентами 10-15 минут; трудность перекодировки данных и подсчета шкал; нет единого показателя для определения минимальных клинически значимых изменений по стандартизованным шкалам [20].

Проект Всемирной организации здравоохранения по оценке качества жизни (WHOQOL) был создан в 1991 году. Его целью была разработка международной методики для оценки качества жизни, сопоставимой в условиях разных культур. Эта методика оценивает ощущения отдельных людей в контексте их культуры и системы ценностей, а также их личных целей,стандартов и интересов.

Краткий опросник WHOQOL-BREF состоит из 26 пунктов, которые оценивают следующие широкие области: физическое здоровье, психологическое здоровье, социальные отношения и окружающую среду. Использовалась англоязычная версия данного опросника для создания вопросов блока оценки отношения респондентов к своим физическим и умственным показателям и их нарушениям.

Преимущества: заключаются в международном использовании, независимости показателей от культурных, социальных особенностей респондентов.

Недостатки: не существует полной русскоязычной версии, кроме того расшифровка, как и в случае с предыдущей анкетой, довольно сложна [21].

Измерительный инструмент для оценки качества жизни, разработанный ВОЗ (ВОЗКЖ-100), - это опросник для самостоятельного заполнения, вопросы которого касаются восприятия индивидом различных аспектов своей жизни. ВОЗКЖ-100 является результатом пятилетней работы интернационального коллектива экспертов Он разрабатывался одновременно на основных мировых языках в 15 исследовательских центрах Европы, Австралии, Азии, Африки, Северной и Центральной Америки, в странах с различным экономическим уровнем и разными культурными традициями. Опросник имеет модульную структуру, где ядерный модуль

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA №4 (13) 2018

измеряет те аспекты качества жизни, которые являются общими для всех людей, а специфические модули применяются для оценки качества жизни тех людей, имеющих определенные болезни или живущих в особых обстоятельствах. Одновременно была создана сокращённая версия, состоящая всего из 26 пунктов и 24 шкал.

С помощью опросника ВОЗКЖ-100 осуществляется оценка шести крупных сфер КЖ: физические функции, психологические функции, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда и духовная сфера, а также напрямую измеряется восприятие респондентом своего качества жизни и здоровья в целом. Выбор именно этих сфер основан на литературных данных, которые демонстрируют их универсальность с одной стороны, и достаточно четкое отличие друг от друга - с другой. Внутри каждой из сфер выделяется несколько составляющих ее субсфер - более узких и конкретных аспектов жизни, связанных с состоянием здоровья индивида и терапевтическими вмешательствами. В рамках физического функционирования, если рассматривать его целостно, жизнь индивида может ухудшаться из-за проблем, вызываемых физической болью, либо физическим дискомфортом, усталостью и недостатком энергии и сил, а также невозможностью в достаточной мере восстановиться и отдохнуть. Трудности в психологической сфере, отрицательно влияющие на жизненное благополучие, могут проистекать из недостатка положительных или избытка отрицательных эмоций, проблем с мышлением, памятью или вниманием, из-за снижения самооценки или беспокойства об ухудшении внешности, вызванном болезнями или их лечением. Уровень независимости, способность обеспечивать и обслуживать себя самостоятельно,

определяется, в первую очередь, сохранением у индивида способностей двигаться и перемещаться, справляться со своими повседневными делами и работой, не завися при этом от приема лекарств или иных видов лечения. Социальное функционирование включает в себя близкие личные взаимоотношения индивида, возможность оказывать поддержку другим людям и получать поддержку от них, а также возможность удовлетворения сексуальных потребностей.

Самая большая сфера - "Окружающая среда" - включает внешние условия жизни индивида. В состав этой сферы входят, во-первых, личная свобода, физическая безопасность и чувство защищенности. Второй важной субсферой являются его жилищные условия и окружающая среда в месте его постоянного проживания. Важную роль играют степень финансовой обеспеченности, наличие

или отсутствие возможностей для получения качественной медицинской или социальной помощи, для приобретения новой информации и навыков, для отдыха, релаксации и проведения свободного времени. Улучшать или ухудшать жизнь в связи с состоянием здоровья способны также климатические, экологические и эстетические особенности окружающей среды, и, кроме того, наличие или отсутствие необходимого транспорта.

Состав сфер жизни, охватываемых вопросником ВОЗКЖ, валидизирован в широкомасштабном пилотажном исследовании, в котором участвовало около 4500 больных и здоровых респондентов из 15 регионов со всех континентов. Из составляющих каждую сферу субсфер в итоге оставлены только те, которые были оценены респондентами как достаточно важные для их жизни, не имели противоречивого смысла в различных культурах и статистически достоверно отличали здоровых респондентов от лиц, имеющих проблемы со здоровьем.

ВОЗКЖ-СМ состоит из 57 вопросов, которые складываются в 13 субсфер. Отдельные субсферы имеют в своём составе по 4 вопроса, отдельные - по 5.

Преимущества: разделение вопросов на сферы и субсферы, что позволяет получить более конкретную информацию по интересующей сфере.

Недостатки: усложненная обработка полученных результатов [22].

На основе анализа выше описанных опросников нами была разработана анкета для определения взаимосвязи качества жизни с особенностями питания. В ней рассматриваются показатели качества жизни и информация о качестве и режиме питания. С помощью этой анкеты мы можем выявить взаимосвязь между качеством питания и общим самочувствием, умственной и физической работоспособностью студентов.

Созданная анкета состоит из 7 блоков, которые оценивают объективные показатели здоровья: соотношения веса и пола, возраста, роста, наличие заболевании, субъективную оценку физического, психического и психологического здоровья, качество питания и режимов питания, сна и бодрствования, важность характеристик продуктов питания для респондентов, удовлетворенность своей окружающей средой и питанием.

Первый блок, представляет собой вопросы об общих параметрах: рост, вес, наличие заболеваний, общие сведения о режиме питания. Второй блок развернуто оценивает распределение нагрузок в течение дня и их соотношение с приемами пищи, а также влияние общего эмоционального состояния на аппетит. Третий блок предлагает респондентам вопросы о качестве их питания: сбалансированность по

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA №4 (13) 2018

белкам, жирам, углеводам и витаминам продуктов питания. Четвертый блок оценивает предпочтения респондентов по характеристикам продуктов питания: вкус, полезность, быстрота приготовления. Этот блок ориентирован на формирование индивидуальных рекомендаций. Пятый и шестой блоки оценивают показатели качества жизни физические, социальные, и психологические. Пятый блок - вопросы о состоянии показателей сфер напрямую связанных с питанием, а шестой представляет вопросы о физиологических параметрах респондентов косвенно связанных с питанием (общее эмоциональное состояние, режим сон-бодрствование и его связь с приемом пищи).

Был осуществлен первый этап исследования - создана анкета. С помощью данной анкеты мы сможем дать более полную характеристику качества жизни студентов и провести анализ взаимосвязи качества питания и качества жизни студентов. Следующим этапом нашей работы будет анкетирование и анализ полученных результатов. Анализ анкеты позволит дать конкретные рекомендации студентам о качестве, объеме и кратности питания, режиме занятий и отдыха. На завершающем этапе нашей работы планируется проведение исследования валидности разработанной нами анкеты.

Литература

1. Алмагамбетова Д.Т. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в общественной жизни студентов / Д.Т. Алмагамбетова, А.З. Гарипова // Психология, социология и педагогика.— 2015.— № 4. [Эелектронный ресурс] // Режим доступа: http://psychology.snauka.ru (26.03.2019)

2. Баженов С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов, Н.С. Маликов // Уровень жизни населения регионов России.— 2002.— № 10.— С. 10-25.

3. Городецкая И.В. Оценка факторов, положительно и отрицательно влияющих на успеваемость студентов // И.В.Городецкая, В.Г. Захаревич // Вестник ВГМУ.— 2016.— Т.15.—№4.—С. 122-128.

4. Грошева Е.С. Проблема рационального питания современных студентов первокурсников / Е.С. Грошева, С.И. Картышева, И.А. Полетаева, Ю.В. Кондусова // Известия ВГПУ.— 2015.— № 3.— С. 213— 215.

5. Дрожжина Н.А. Организация питания студентов / Н.А. Дрожжина, Л. В. Максиенко // Вестник Российского университета дружбы народов.—2013.—№1.— С.112-118.

6. Жуковская Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф/ Л.В. Жуковская, Е.Г.

Трошихина // Психологический журнал.— 2011.— Т. 32.— № 2.— С. 82-93.

7. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности учащейся молодежи: материалы студенческой научной конференции по итогам 2010 года / отв. ред. А.Д. Николаева ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2011. — 116 с.

8. Ионова Т.И. Качество жизни и здоровье сберегающие факторы образа жизни студентов медицинского ВУЗа / Т.И. Ионова, О.Г. Шевцова // Медицина и организация здравоохранения.— 2016.— Т.1.— №1.— С. 21-27.

9. Марченко А.А. Основные направления деятельности вуза по сохранению и укреплению здоровья студентов / А.А. Марченко, И.Р. Тарасенко, Д.Г. Гладких, П.В. Тарасов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.— 2017.— №4.— С. 64-66.

10. Муликова С.А.. Продвижение здорового образа в молодежной среде / С.А. Муликова, С.К. Кенжебаева, М.К. Абдакимова // Международный журнал экспериментального образования.— 2014.— Т.3.— С. 97-102.

11. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.who.int/ru (27.03.2019)

12. Психологическая диагностика отношения к болезни. Пособие для врачей / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова, А.Я. Вукс.—СПб: НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. - 33 с.

13. Сточева С.С. Качество жизни населения. Технологии повышения качества жизни. / Стойчева С.С., Крылов Д.Р. // Материалы XXVI конференции с международным участием «Ершовские чтения».— 2016.— С. 31-34.

14. Страхова И.Б. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи / И.Б. Страхова // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ.— 2015.— Т.6.—№2.— С. 168-172.

15. Тайгулов Д.Б. Социальногигиенические аспекты состояния здоровья студентов медицинского университета Д.Б. Тайгулов // Наука и Здравоохранение.— 2012.—№2.— С. 126-128.

16. Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента / С.Н. Талыхов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2016. —Том 1. Выпуск3.— С. 16-21.

17. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. — Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. —23 с.

18. Эзирбаева П.С. Факторы влияющие на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи/ П.С. Эзирбаева, Ж.Ж. Нургалиева, Г.Н. Чуканова //Медицинский журнал западного Казахстана - 2018 - №1 - С.15-22.

19. Ярославцева П.В. Проблемы здоровья и здорового образа жизни студентов / П.В. Ярославцев, В.Э. Киснер // Система ценностей современного общества.— 2016.— №49.— С. 160- 166.

20. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://therapy.irkutsk.ru/doc/sf36.pdf (27.03.2019)

21. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.who.int/substance_abuse/research _^о^1юдо1Ьге^ги/ (26.09.2019)

22. [Электронный ресурс] Режим доступа:

23. https://www.who.int/substance_abuse/research _tools/en/russian_whoqol.pdf (27.09.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.