Научная статья на тему 'Разработка государственной системы экологического мониторинга охраны окружающей природной среды в Камеруне'

Разработка государственной системы экологического мониторинга охраны окружающей природной среды в Камеруне Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
497
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мелконян Р. Г., Селестин М.

Разработаны основные положения государственной системы экологического мониторинга охраны окружающей природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Мелконян Р. Г., Селестин М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elaboration of state ecological monitoring system environment save purposes

Basic principles of state ecological monitoring system environment save purposes have been elaborated.

Текст научной работы на тему «Разработка государственной системы экологического мониторинга охраны окружающей природной среды в Камеруне»

РАЗРАБОТКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В КАМЕРУНЕ

Р.Г. Мелконян

Московский государственный горный университет Ленинский пр., 6, Москва, Россия

М. Селестин

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Разработаны основные положения государственной системы экологического мониторинга охраны окружающей природной среды.

Регулярные наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира по разработанной программе позволяют определить их состояние и процессы, происходящие в них под влиянием природной и антропогенной деятельности. Для этого в первую очередь необходим организованный мониторинг окружающей природной среды, который обеспечивает постоянную оценку экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (микроорганизмов, растений, животных и т.д.), а также оценку состояния и целостности экосистем.

Это дает возможность производить корректирующие действия в тех случаях, когда требуемые показатели экологических условий не выполняются. Надо иметь в виду, что экологическая опасность — это вероятность разрушения природной среды обитания человека, связанных с ним растений и животных в результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологий, естественных и антропогенных аварий и катастроф, вследствие чего нарушается приспособление живых систем к условиям существования.

Итак, экологический мониторинг должен включать наблюдение за происходящими в охране природной среды физическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, вод, объектов, последствиями его влияния на животный и растительный мир, обеспечивать заинтересованные организации и население текущей и экстренной информацией о состоянии окружающей природной среды, прогнозировать состояния окружающей природной среды.

Интенсивное загрязнение окружающей природной среды во многих странах мира и трансграничный перенос загрязнений воздушными потоками, поверхностными и подземными водами, миграционными процессами в почве привели к необходимости экологического контроля и мониторинга на континентальном и глобальном (общепланетарном) уровне.

В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила основные принципы построения глобальной системы экологического мониторинга; была создана «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). В этой про-

грамме Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость срочных и эффективных мер по охране и улучшению окружающей среды для блага современного и будущих поколений.

На первом заседании в 1973 г. Совет ЮНЕП объявил о своем намерении обеспечить изучение естественных и созданных человеком экологических систем силами ученых разных специальностей с тем, чтобы углубить наши знания, необходимые для проведения комплексных рациональных мероприятий по охране ресурсов биосферы и благополучия людей и экосистем.

В 1973—1974 г. ЮНЕП одобрила программу ООН по проблемам окружающей среды «ГСМОС» (глобальная система мониторинга окружающей среды), которая включала следующие положения:

— оценка глобальной деградации атмосферы и ее влияния на климат;

— определение списка источников загрязнений;

— оценка количества и распределения загрязнителей биосферы (особенно пищевых цепей);

— создание и совершенствование систем предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе;

— представление информации для настоящих и будущей защиты здоровья, благополучия, безопасности, свободы людей, мудрого управления окружающей природной среды;

— выработка рекомендаций по фоновому мониторингу;

— оценка критических проблем, возникающих в связи с сельскохозяйственным производством (Африка, Азия, Россия);

— оценка реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды.

Конечными целями ГСМОС являются:

— управление уровня выбросов загрязнителей в окружающую среду, их распределения в пространстве и времени;

— установление и согласование величин потоков и скоростей выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов их превращений, а также обеспечение сравнения проботбора и анализов между странами, обмен опытом организации мониторинга;

— обеспечение информацией в глобальном и региональном масштабах для принятия решений по управлению в борьбе с загрязнителями;

— создание систем стандартизации в области охраны окружающей среды.

В России уже созданы стандарты по управлению качеством и стандарты

по охране природы.

В Международном масштабе международной организацией по стандартизации (ISO) созданы следующие стандарты:

— стандарты группы ISO 9000 (Международная система стандартов по управлению качеством;

— стандарты группы ISO 14000 (Международная система стандартов по окружающей среде.

В 1979 г. прошло Общеевропейское совещание в Женеве с подписанием конвенции о трансграничном загрязнении воздуха; была подписана совместная программа наблюдения и оценки распространения, загрязняющих окружающий воздух вредными веществами на большом расстоянии в Европе (ЕМЕП).

В данной конвенции имеются четыре раздела:

1) методические рекомендации по отбору и их анализу, определению химических характеристик;

2) сбор данных о выборах;

3) построение математических моделей для оценки трансграничных потоков;

4) составление экспериментальных и расчетных данных их анализов.

В 1990 г. был разработан Международный проект «Глобальный экологический мониторинг» (ГЭМ) с использованием военных спутниковых технологий (Россия, США, Китай, Украина, Казахстан, Литва).

В 1992 г. состоялась конференция под эгидой ООН по «окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.

В 1993—1995 гг. Россия присоединилась к деятельности ЮНЕП, а Росгидромет начал принимать участие в программе глобального климатического мониторинга.

В рамках работ по программе ЮНЕП была также принята международная конвенция о предупреждении загрязнения морей и мирового океана за счет сбросов загрязняющих веществ с морских судов (МАРПОЛ).

В эти годы началось двухстороннее экологическое сотрудничество России (включая и вопросы экологического мониторинга территорий) со следующими странами:

— с США по вопросу охраны озера Байкал, сохранению дикой природы, созданию заповедников, охране природной среды, комплексному контролю загрязнения среды;

— Финляндией по охране природной среды в Карелии, Мурманской, Новгородской областях;

— Норвегией по вопросу контроля загрязнения Баренцева и Карского морей;

— Данией по сбору и очистке сточных вод, а также с ФРГ, Китаем, Нидерланды, странами СНГ и др.

В 1985 г. в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд по охране природы, на котором в числе прочих работала секция «Экологический мониторинг».

Система государственного экологического мониторинга в России была создана по постановлению Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229.

Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) была сформирована как межведомственная информационно-измерительная система, создаваемая в целях информационной поддержки принятия решений.

Комплексное управление природной средой требует гармонизации данных функциональных (ведомственных) информационных систем мониторинга, а не простого объединения их информационных ресурсов.

Системно-организационный мониторинг, ориентированный на обеспечение комплексного управления окружающей природной среды (экологический мониторинг), должен:

— обеспечить постоянную оценку экологических условий среды обитания человека и живых организмов, а также выявить текущее состояние природных сред;

— установить причины негативного воздействия на природные среды и объекты, геосистемы, выявить антропогенные источники их возникновения для того, как будет нанесен значительный ущерб.

Итак, задачи ЕГСЭМ следующие:

— разработать общероссийскую программу наблюдения состояния окружающей среды (ОС);

— разработать и реализовать единую научно-техническую политику в области экологического мониторинга;

— организовать наблюдения и проводить измерения показателей объектов экологического мониторинга;

— обеспечить достоверность и сопоставимость данных наблюдений;

— организовать хранение данных, создать специализированный банк данных;

— обеспечить доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей;

— создать информационное обеспечение органов управления о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасности;

— обеспечить обмен банками и базами с международными геоинформаци-онными системами;

— оценить и сделать прогноз состояния окружающей среды, антропогенных воздействий, отклик экосистем и здоровья населения на изменения окружающей среды;

— организовать и провести оперативный контроль и сверхточные (прецизионные) измерения радиоактивных и химических загрязнений при авариях и катастрофах. Сделать прогноз последствий и оценку ущерба.

Схема организации системы ЕГСЭМ представлена на рисунке.

Рис. Система государственного экологического мониторинга

Система ЕГСЭМ основывается главным образом на ведомственных экологических системах Минобороны РФ, МПР РФ, Роскартографии, Росгидромет и др.

В создании ЕГСЭМ принимает участие 20 министерств и ведомств.

Одним из важнейших направлений при создании этой системы является создание нормативной базы и единой системы обмена информации.

Работы по созданию ЕГСЭМ проводятся по следующим направлениям:

— организация взаимодействия министерств и ведомств при создании и обеспечении функционировании ЕГСЭМ и разработка правовой и нормативной базы создания ЕГСЭМ;

— выполнение научно-исследовательских работ по проблемам, определяющим облик ЕГСЭМ, ее подсистем и элементов;

— определение приоритетных задач в регионах;

— создание организационной структуры, обеспечивающей проведение единой научно-технической политики в области экологического мониторинга;

— создание производственных подразделений, выполняющих практические задачи мониторинга;

— установление правового статуса системы экомониторинга;

— создание информационных связей между подсистемами ЕГСЭМ и ее абонентами;

— проведение на экспериментальных территориях обработки и внедрение в практику управления природоохранной деятельности территориальных систем экологического мониторинга, функционирующих как подсистемы ЕГСЭМ;

— создание инструментального обеспечения контроля состояния окружающей природной среды и источников загрязнения;

— создание и совершенствование организационной, правовой, нормативной, информационной, финансовой, аппаратно-технической, метрологической, программно-математической, материально-технической базы ЕГСЭМ.

С 1970 г. в СССР действовала общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем внешней среды (ОГСНК) на базе Госкомгидромета и отраслевых министерств и ведомств.

Данная служба состояла из следующих подсистем:

— мониторинг источников загрязнения;

— мониторинг загрязнения окружающего воздуха;

— мониторинг вод суши (озера, реки);

— мониторинг вод морей;

— мониторинг почв;

— фоновый мониторинг.

Кроме того, Росгидромет принимал участие в работе Глобальной службы атмосферы (ГСА). В России уже сейчас насчитывается 50 станций (создаваемых начиная с 1989 г.), состоящих в сети станций мониторинга фонового загрязнения воздуха и сети станций глобальной системы наблюдения за озоном.

Главная служба атмосферы проводит постоянные наблюдения за содержанием СО2, химическим составом и кислотностью осадков, аэрозольной мутностью, взвешенными твердыми частицами, SО2, NOx, солнечной радиацией, метаном, фреоном, тяжелыми металлами, аммиаком, азотной кислотой, СО, общим и приземным содержанием О3.

В составе Роскомгидромета работает также сеть центров оперативного контроля за химическим и радиоактивным загрязнением. Головной организацией сети является НПО «Тайфун». Сеть взаимодействует с Центром управления кризисными ситуациями МЧС, экологическим центром Министерства обороны РФ и концерном «Росэнергоатом».

Таким образом, созданный государственный экологический мониторинг позволяет проводить постоянное наблюдение за уровнем загрязнения атмосферы, почв, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям.

Экологический мониторинг позволяет также изучить распределение загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценить и прогнозировать состояние окружающей природной среды, определить эффективность мероприятий по ее защите.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бузинов Б.И., Макарова М.Г., Скурятин В.Д. Основы дистационных методов исследования окружающей среды. — М.: РУДН, 1996.

[2] Виноградов Б.В. Космические методы изучения природной среды. — М.: Мысль, 1976.

[3] Воробьев А.Е. Человек и биосфера. Основы взаимодействия, эволюции и самоорганизации. Учебное пособие / Под ред. Пучкова Л.А. — М.: МГГУ, 1998.

[4] Крупенио Н.Н. Экологический мониторинг. — М.: РПУ, 2002.

[5] Пучков Л.А., Воробьев А.Е. Человек и биосфера: вхождение в техносферу. — М.: МГГУ, 2000.

ELABORATION OF STATE ECOLOGICAL MONITORING SYSTEM ENVIRONMENT SAVE PURPOSES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R.G. Melkonian, M. Celestine

Peoples’ friendship university of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198 Basic principles of state ecological monitoring system environment save purposes have been elaborated.

Мелконян Р.Г. — доктор технических наук, профессор кафедры ИЗОС Московского государственного горного университета, академик Российской экологической академии, автор 190 научных трудов, 16 изобретений, 5 монографий и 5 учебных пособий

Селестин М. — аспирант кафедры Нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела РУДН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.