РАЗРАБОТКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В КАМЕРУНЕ
Р.Г. Мелконян
Московский государственный горный университет Ленинский пр., 6, Москва, Россия
М. Селестин
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Разработаны основные положения государственной системы экологического мониторинга охраны окружающей природной среды.
Регулярные наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира по разработанной программе позволяют определить их состояние и процессы, происходящие в них под влиянием природной и антропогенной деятельности. Для этого в первую очередь необходим организованный мониторинг окружающей природной среды, который обеспечивает постоянную оценку экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (микроорганизмов, растений, животных и т.д.), а также оценку состояния и целостности экосистем.
Это дает возможность производить корректирующие действия в тех случаях, когда требуемые показатели экологических условий не выполняются. Надо иметь в виду, что экологическая опасность — это вероятность разрушения природной среды обитания человека, связанных с ним растений и животных в результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологий, естественных и антропогенных аварий и катастроф, вследствие чего нарушается приспособление живых систем к условиям существования.
Итак, экологический мониторинг должен включать наблюдение за происходящими в охране природной среды физическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, вод, объектов, последствиями его влияния на животный и растительный мир, обеспечивать заинтересованные организации и население текущей и экстренной информацией о состоянии окружающей природной среды, прогнозировать состояния окружающей природной среды.
Интенсивное загрязнение окружающей природной среды во многих странах мира и трансграничный перенос загрязнений воздушными потоками, поверхностными и подземными водами, миграционными процессами в почве привели к необходимости экологического контроля и мониторинга на континентальном и глобальном (общепланетарном) уровне.
В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила основные принципы построения глобальной системы экологического мониторинга; была создана «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). В этой про-
грамме Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость срочных и эффективных мер по охране и улучшению окружающей среды для блага современного и будущих поколений.
На первом заседании в 1973 г. Совет ЮНЕП объявил о своем намерении обеспечить изучение естественных и созданных человеком экологических систем силами ученых разных специальностей с тем, чтобы углубить наши знания, необходимые для проведения комплексных рациональных мероприятий по охране ресурсов биосферы и благополучия людей и экосистем.
В 1973—1974 г. ЮНЕП одобрила программу ООН по проблемам окружающей среды «ГСМОС» (глобальная система мониторинга окружающей среды), которая включала следующие положения:
— оценка глобальной деградации атмосферы и ее влияния на климат;
— определение списка источников загрязнений;
— оценка количества и распределения загрязнителей биосферы (особенно пищевых цепей);
— создание и совершенствование систем предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе;
— представление информации для настоящих и будущей защиты здоровья, благополучия, безопасности, свободы людей, мудрого управления окружающей природной среды;
— выработка рекомендаций по фоновому мониторингу;
— оценка критических проблем, возникающих в связи с сельскохозяйственным производством (Африка, Азия, Россия);
— оценка реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды.
Конечными целями ГСМОС являются:
— управление уровня выбросов загрязнителей в окружающую среду, их распределения в пространстве и времени;
— установление и согласование величин потоков и скоростей выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов их превращений, а также обеспечение сравнения проботбора и анализов между странами, обмен опытом организации мониторинга;
— обеспечение информацией в глобальном и региональном масштабах для принятия решений по управлению в борьбе с загрязнителями;
— создание систем стандартизации в области охраны окружающей среды.
В России уже созданы стандарты по управлению качеством и стандарты
по охране природы.
В Международном масштабе международной организацией по стандартизации (ISO) созданы следующие стандарты:
— стандарты группы ISO 9000 (Международная система стандартов по управлению качеством;
— стандарты группы ISO 14000 (Международная система стандартов по окружающей среде.
В 1979 г. прошло Общеевропейское совещание в Женеве с подписанием конвенции о трансграничном загрязнении воздуха; была подписана совместная программа наблюдения и оценки распространения, загрязняющих окружающий воздух вредными веществами на большом расстоянии в Европе (ЕМЕП).
В данной конвенции имеются четыре раздела:
1) методические рекомендации по отбору и их анализу, определению химических характеристик;
2) сбор данных о выборах;
3) построение математических моделей для оценки трансграничных потоков;
4) составление экспериментальных и расчетных данных их анализов.
В 1990 г. был разработан Международный проект «Глобальный экологический мониторинг» (ГЭМ) с использованием военных спутниковых технологий (Россия, США, Китай, Украина, Казахстан, Литва).
В 1992 г. состоялась конференция под эгидой ООН по «окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.
В 1993—1995 гг. Россия присоединилась к деятельности ЮНЕП, а Росгидромет начал принимать участие в программе глобального климатического мониторинга.
В рамках работ по программе ЮНЕП была также принята международная конвенция о предупреждении загрязнения морей и мирового океана за счет сбросов загрязняющих веществ с морских судов (МАРПОЛ).
В эти годы началось двухстороннее экологическое сотрудничество России (включая и вопросы экологического мониторинга территорий) со следующими странами:
— с США по вопросу охраны озера Байкал, сохранению дикой природы, созданию заповедников, охране природной среды, комплексному контролю загрязнения среды;
— Финляндией по охране природной среды в Карелии, Мурманской, Новгородской областях;
— Норвегией по вопросу контроля загрязнения Баренцева и Карского морей;
— Данией по сбору и очистке сточных вод, а также с ФРГ, Китаем, Нидерланды, странами СНГ и др.
В 1985 г. в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд по охране природы, на котором в числе прочих работала секция «Экологический мониторинг».
Система государственного экологического мониторинга в России была создана по постановлению Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229.
Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) была сформирована как межведомственная информационно-измерительная система, создаваемая в целях информационной поддержки принятия решений.
Комплексное управление природной средой требует гармонизации данных функциональных (ведомственных) информационных систем мониторинга, а не простого объединения их информационных ресурсов.
Системно-организационный мониторинг, ориентированный на обеспечение комплексного управления окружающей природной среды (экологический мониторинг), должен:
— обеспечить постоянную оценку экологических условий среды обитания человека и живых организмов, а также выявить текущее состояние природных сред;
— установить причины негативного воздействия на природные среды и объекты, геосистемы, выявить антропогенные источники их возникновения для того, как будет нанесен значительный ущерб.
Итак, задачи ЕГСЭМ следующие:
— разработать общероссийскую программу наблюдения состояния окружающей среды (ОС);
— разработать и реализовать единую научно-техническую политику в области экологического мониторинга;
— организовать наблюдения и проводить измерения показателей объектов экологического мониторинга;
— обеспечить достоверность и сопоставимость данных наблюдений;
— организовать хранение данных, создать специализированный банк данных;
— обеспечить доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей;
— создать информационное обеспечение органов управления о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасности;
— обеспечить обмен банками и базами с международными геоинформаци-онными системами;
— оценить и сделать прогноз состояния окружающей среды, антропогенных воздействий, отклик экосистем и здоровья населения на изменения окружающей среды;
— организовать и провести оперативный контроль и сверхточные (прецизионные) измерения радиоактивных и химических загрязнений при авариях и катастрофах. Сделать прогноз последствий и оценку ущерба.
Схема организации системы ЕГСЭМ представлена на рисунке.
Рис. Система государственного экологического мониторинга
Система ЕГСЭМ основывается главным образом на ведомственных экологических системах Минобороны РФ, МПР РФ, Роскартографии, Росгидромет и др.
В создании ЕГСЭМ принимает участие 20 министерств и ведомств.
Одним из важнейших направлений при создании этой системы является создание нормативной базы и единой системы обмена информации.
Работы по созданию ЕГСЭМ проводятся по следующим направлениям:
— организация взаимодействия министерств и ведомств при создании и обеспечении функционировании ЕГСЭМ и разработка правовой и нормативной базы создания ЕГСЭМ;
— выполнение научно-исследовательских работ по проблемам, определяющим облик ЕГСЭМ, ее подсистем и элементов;
— определение приоритетных задач в регионах;
— создание организационной структуры, обеспечивающей проведение единой научно-технической политики в области экологического мониторинга;
— создание производственных подразделений, выполняющих практические задачи мониторинга;
— установление правового статуса системы экомониторинга;
— создание информационных связей между подсистемами ЕГСЭМ и ее абонентами;
— проведение на экспериментальных территориях обработки и внедрение в практику управления природоохранной деятельности территориальных систем экологического мониторинга, функционирующих как подсистемы ЕГСЭМ;
— создание инструментального обеспечения контроля состояния окружающей природной среды и источников загрязнения;
— создание и совершенствование организационной, правовой, нормативной, информационной, финансовой, аппаратно-технической, метрологической, программно-математической, материально-технической базы ЕГСЭМ.
С 1970 г. в СССР действовала общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем внешней среды (ОГСНК) на базе Госкомгидромета и отраслевых министерств и ведомств.
Данная служба состояла из следующих подсистем:
— мониторинг источников загрязнения;
— мониторинг загрязнения окружающего воздуха;
— мониторинг вод суши (озера, реки);
— мониторинг вод морей;
— мониторинг почв;
— фоновый мониторинг.
Кроме того, Росгидромет принимал участие в работе Глобальной службы атмосферы (ГСА). В России уже сейчас насчитывается 50 станций (создаваемых начиная с 1989 г.), состоящих в сети станций мониторинга фонового загрязнения воздуха и сети станций глобальной системы наблюдения за озоном.
Главная служба атмосферы проводит постоянные наблюдения за содержанием СО2, химическим составом и кислотностью осадков, аэрозольной мутностью, взвешенными твердыми частицами, SО2, NOx, солнечной радиацией, метаном, фреоном, тяжелыми металлами, аммиаком, азотной кислотой, СО, общим и приземным содержанием О3.
В составе Роскомгидромета работает также сеть центров оперативного контроля за химическим и радиоактивным загрязнением. Головной организацией сети является НПО «Тайфун». Сеть взаимодействует с Центром управления кризисными ситуациями МЧС, экологическим центром Министерства обороны РФ и концерном «Росэнергоатом».
Таким образом, созданный государственный экологический мониторинг позволяет проводить постоянное наблюдение за уровнем загрязнения атмосферы, почв, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям.
Экологический мониторинг позволяет также изучить распределение загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценить и прогнозировать состояние окружающей природной среды, определить эффективность мероприятий по ее защите.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бузинов Б.И., Макарова М.Г., Скурятин В.Д. Основы дистационных методов исследования окружающей среды. — М.: РУДН, 1996.
[2] Виноградов Б.В. Космические методы изучения природной среды. — М.: Мысль, 1976.
[3] Воробьев А.Е. Человек и биосфера. Основы взаимодействия, эволюции и самоорганизации. Учебное пособие / Под ред. Пучкова Л.А. — М.: МГГУ, 1998.
[4] Крупенио Н.Н. Экологический мониторинг. — М.: РПУ, 2002.
[5] Пучков Л.А., Воробьев А.Е. Человек и биосфера: вхождение в техносферу. — М.: МГГУ, 2000.
ELABORATION OF STATE ECOLOGICAL MONITORING SYSTEM ENVIRONMENT SAVE PURPOSES
R.G. Melkonian, M. Celestine
Peoples’ friendship university of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198 Basic principles of state ecological monitoring system environment save purposes have been elaborated.
Мелконян Р.Г. — доктор технических наук, профессор кафедры ИЗОС Московского государственного горного университета, академик Российской экологической академии, автор 190 научных трудов, 16 изобретений, 5 монографий и 5 учебных пособий
Селестин М. — аспирант кафедры Нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела РУДН