Научная статья на тему 'Разработка финансового блока в квартальной макроэкономической модели Российской Федерации'

Разработка финансового блока в квартальной макроэкономической модели Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмерова Асия Рустамовна

С целью отражения действий Центрального Банка России на динамику основных макроэкономических показателей в статье описывается опыт разработки финансового блока в квартальной макроэкономической модели РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Financial Block in Quarter Macroeconomic Model of the Russian Federation Economy

With purpose of reflection of actions of the Central Bank of Russia on dynamics of basic macroeconomic parameters experience of development of the financial block in quarter macroeconomic model of the Russian Federation economy is described in article.

Текст научной работы на тему «Разработка финансового блока в квартальной макроэкономической модели Российской Федерации»

^.Р. ^хмєрова

РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО БЛОКА В КВАРТАЛЬНОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В рыночных условиях деньги имеют статус «товара), цена которого варьируется в зависимости от ликвидности и сроков использования. Экономический подъем сопровождается развитием финансовой системы, отлаженный механизм перераспределения денежных ресурсов способствует снижению стоимости денег и экономическому росту.

Денежно-кредитная политика играет важнейшую роль в функционировании и развитии финансовой системы, оказывает сильное влияние на экономические процессы в стране. Грамотное использование инструментов монетарной политики наряду с государственной поддержкой должно способствовать развитию реального сектора, выходящего за рамки экспортоориентированных отраслей.

Отражение действий Банка России в прогнозно-аналитических расчетах позволяет получать более точную динамику основных экономических показателей, а также анализировать влияние на нее тех или иных мер денежно-кредитной политики. С этой целью нами был разработан финансовый блок в квартальной макроэкономической модели РФ1. В статье приводится описание опыта разработки данного блока.

Прежде всего остановимся на основных особенностях базовой версии квартальной макроэкономической модели.

Структура квартальной макроэкономической модели и общая логика расчетов. Базовая версия квартальной макроэкономической модели была разработана в 2000-2003 гг. Модель характеризуется наличием ограниченного набора переменных, отражающих динамику производства, - это ВВП и его составляющие по направлениям использования, представленные как в текущих, так и в сопоставимых ценах 2000 г. Кроме того в базовой версии модели отражены, во-первых, дефляторы для всех функциональных элементов конечного спроса и, во-вторых, система показателей движения доходов и расходов населения, экономики и государства.

1 См. статью Узякова Р. М., Ланцовой Н. М. в данном выпуске Научных трудов.

Основные экзогенные переменные представляют параметры экономической политики: налоговые ставки, уровень бюджетного дефицита, динамика денежной массы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере и др. Кроме того, к ним относятся параметры развития мировой экономики (уровень цен на нефть, соотношение курса доллара и евро, некоторые другие показатели ее динамики).

Основные направления использования базовой версии квартальной макроэкономической модели:

• анализ взаимодействия и результативности различных факторов экономической динамики;

• оценка наиболее общих последствий для российской экономики сценариев изменения мировой конъюнктуры, в том числе на энергосырьевых рынках;

• анализ наиболее общих последствий изменений в налоговобюджетной сфере;

• анализ макроэкономических последствий различных вариантов экономической политики;

• среднесрочный прогноз макроэкономических индикаторов.

Структура финансового блока. Финансовый блок квартальной макроэкономической модели был сформирован с целью прогнозирования центрального показателя кредитно-денежной политики, а именно: денежной массы. При этом он позволяет учитывать влияние Центрального Банка на основные макропоказатели. Блок включает в себя 6 уравнений регрессии, объединенных основными монетарными тождествами, и управляется при помощи 9 экзогенных параметров. Уравнения регрессии рассчитываются для следующих параметров: норма избыточных резервов, наличность в обращении, наличность в кассах банков, иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, требования к органам государственного управления и депозиты органов государственного управления2.

Экзогенными параметрами рассматриваемой версии финансового блока являются: нормативы обязательного резервирования (для 3 видов привлеченных средств), ставка рефинансирования, доли различных вкладов в пассивах кредитных организаций.

В модели показатель денежной массы используется для расчета индекса потребительских цен (инфляции), доходов населения и курса доллара. Таким образом, посредством денежного предложения финансовый блок взаимодействует с остальными составляющими модели, позволяя прогнозировать макропоказатели с учетом монетарной политики Банка России.

2 Статистические данные, используемые при построении уравнений регрессии, представлены в виде квартальных динамических рядов со 2-го квартала 1995 г. по 4-й квартал 2004 г. Основой для формирования базы данных финансовых показателей являются официальные отчеты Банка России, а также информация, предоставленная Международным Валютным Фондом (МВФ).

35 4

Рис. 1. Принципиальная схема финансового блока квартальной макроэкономической модели: рассчитывается из макроэкономических тождеств;

____ рассчитывается по регрессионным зависимостям;

задано экзогенно; рассчитывается в рамках общей модели

Остановимся на особенностях моделирования отдельных показателей.

Моделирование денежного предложения. Определение денежной массы (М2) включает две компоненты (М2 = М0 + Б):

• наличные деньги в обращении - агрегат М0 (наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства, представляет собой банкноты и монеты в обращении);

• безналичные средства - Б (остатки средств нефинансовых предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, насе-

ления на всевозможных счетах до востребования и срочных счетах, открытых в национальной валюте в кредитных организациях).

В целях ограничения теоретически бесконечного роста безналичной составляющей денежного предложения, все депозиты банковской системы «облагаются» ставкой обязательного резервирования, когда определенная часть депозитов хранится на обязательных счетах в ЦБ РФ и не обращается в экономике. С конца 1998 г. на разные виды вкладов определены соответствующие ставки3:

• Гыъ - норма резервирования по вкладам физических лиц (в валюте РФ);

• г,^ - по привлеченным средствам юридических лиц (в валюте РФ);

• rrvai - по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте.

Тогда совокупные обязательные резервы (RR) представимы в виде:

RR = D ali (аГгиь + Pr, + Yr,vai),

где D ali - все привлеченные средства кредитных организаций; а, р и y -доли вкладов физических лиц в рублях, юридических лиц в рублях и привлеченных средств в иностранной валюте в общем количестве привлеченных средств, соответственно. При этом а + р + y = 1.

Регулирование денежного предложения происходит посредством изменения величины денежной базы (MB), которая представляет собой основу для формирования денежных агрегатов и поэтому называется также деньгами «повышенной эффективности». Денежная база в широком определении:

MB = C + RR + ER,

или

MB = C + D ali (аг,иь + Pr, + Yr,vai + er),

где C - выпущенные Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций); RR - остатки на счетах обязательных резервов; ER - избыточные резервы банковской системы, объединяющие средства на корреспондентских счетах кредитных организаций, депозиты банков в ЦБ, вложения кредитных организаций в облигации ЦБ и др. обязательства ЦБ по операциям с кредитными организациями в валюте РФ; er = ER/Daii - норма избыточных резервов.

Оценив долю X депозитов до востребования и срочных депозитов в рублях в общем количестве привлеченных средств Daii, получаем выражение для расчета денежной массы:

M2 = M0 + X[MB - C] / [arrub + Pr, + yrryai + er], где X = D/Daii.

3 С середины 2004 г. был введен еще один параметр: гГ/ОГ — норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами (в валюте РФ и иностранной валюте).

Наличные деньги, выпущенные ЦБ, можно представить в виде суммы наличных денег в обращении (М0) и в кассах кредитных организаций (М0кЬ): С = М0 + М0кЬ.

Ставки обязательных резервов задаются экзогенно как параметры денежно-кредитной политики Банка России.

Относительно устойчивая динамика параметров а, р, у и X позволяет задать их экзогенно. Причем тенденция к выравниванию соответствующих ставок обязательных резервов гтЬ, гтг и ггуа1 (в 4 квартале 2004 г. они эквивалентны и составили 3,5%) сгладит погрешности в определении будущих значений а, р и у:

(агть + в,™, + уг,га/) ~ гг(а + р + у) ~ гг-1 = гг.

Для переменных М0, М0кЬ и ег были построены уравнения регрессии. Денежная база рассчитывается отдельно на основании баланса органов денежно-кредитного регулирования. Перейдем к описанию построенных регрессионных уравнений.

Избыточные резервы. Норма избыточных резервов не поддается регулированию и напрямую зависит от действий банков. Если банки предпочитают не использовать доступные финансовые ресурсы для кредитования, а держать их в ликвидной форме (в виде избыточных резервов), то норма избыточных резервов будет расти. Причиной такого поведения банков может быть слишком высокий уровень рисков кредитования или недостаток приемлемых по соотношению риска и доходности инвестиционных предложений. Рост нормы избыточных резервов может быть вызван также слишком высокими ставками, так как более низкая рентабельность производства будет тормозить развитие кредитования реального сектора. При этом четким ориентиром для банковских ставок является стоимость централизованного кредита, иными словами, ставка рефинансирования, а также норма обязательного резервирования, так как ее повышение говорит о начале политики сжатия, т.е. автоматического подорожания кредитов.

С другой стороны, возможность чрезвычайно выгодного спекулирования иностранной валютой (достигшая коллосальных размеров в 19921994 гг.), дешевыми централизованными кредитами на межбанковском рынке (вплоть до 1995 г.), государственными облигациями побуждает банковскую систему по максимуму использовать привлеченные средства, значительно снижая норму избыточных резервов.

Общий экономический рост, связанный в первую очередь с возрастающим экспортом энергоресурсов, побуждает банковскую систему к более активному кредитованию населения и реального сектора. К тому же обязательная продажа части экспортной выручки способствует вливанию в экономику дополнительной ликвидности, что также оживляет кредитование вследствие снижения процентных ставок.

Таким образом, можно предположить, что на норматив избыточных резервов влияют: объем экспорта, норма обязательных резервов, ставка рефинансирования и курс доллара.

Для нормы избыточных резервов было построено следующее уравнение (в скобках приведены значения /-статистик):

er=-0,08+0,0001exVT+0,0003rate[3]+0,0022rrar-0,006dummy1[-1]-0,0006rateusd

(-3,7) (7,1) (1,9) (2,2) (-0,5) (-1,8)

R2 = 0,80, DW = 2,35, где: er - норма избыточных резервов; exVT - экспорт в текущих ценах; rate - ставка рефинансирования; rrur - норма обязательных резервов; rateusd - номинальный обменный курс рубля к доллару. Динамика реального и расчетного показателей нормы избыточных резервов представлена на рис. 1(а), Приложение.

Наличность в обращении. Одной из основных задач денежно-кредитной политики является стабилизация цен, или ограничение инфляции. Для достижения этой цели экономический рост реального производства должен сопровождаться адекватным увеличением денежного предложения, позволяющим поддерживать этот рост в условиях некоторого допустимого уровня инфляции. Абсолютно ликвидной частью денежного предложения является наличность в обращении, а естественным показателем экономического подъема - увеличение реальных доходов населения. Таким образом, в условиях стабильных цен эти показатели уравновешиваются. И наоборот, при увеличении наличности в обращении, нескомпенсирован-ном реальным ростом доходов населения, происходит скачок инфляции.

Основные вливания наличности в экономику осуществляются при покупке валюты Банком России на открытом рынке, т.е. сопровождаются увеличением его иностранных активов. Полученное уравнение выглядит следующим образом:

M0 = 99,36 + 0,13 expgoods + 0,06 moneyinc[3] + 0,34 foractcb - 3,64 time (2,3) (1,3) (1,3) (6,8) (-1,5)

R2 = 0,99, DW = 1,02, где M0 - наличность в обращении; expgoods - расходы населения на покупку товаров и услуг; moneyinc - доходы населения; foractcb - иностранные активы ЦБ. Фактическая и рассчитанная динамика наличности в обращении показаны на рис. 1(б), Приложение.

Наличность в кассах банков. Динамика этого показателя имеет ярко выраженный сезонный характер. Наибольший пик приходится на конец года, и еще один дополнительный - в предлетний период. Ведь именно в эти периоды увеличивается потребность населения в наличных средствах.

В состав уравнения целесообразно включить дефлятор потребления домашних хозяйств, или ИПЦ, так как оборот наличности в кассах банков возрастает пропорционально расходам на покупку товаров и услуг.

Полученное уравнение представлено ниже, а его графическую иллюстрацию см. на рис. 1(в) в Приложении.

М0кЬ = -18,01 + 18,36 йрог + 0,04 М0Ше2 + 0,05 М0 (-2,5) (1,8) (3,0) (3,8)

Я2 = 0,87, DW = 1,45, где М0кЬ - наличность в кассах банков; йрев - дефлятор потребления домашних хозяйств; М0кЬ^'в1 - сезонность наличности в кассах банков; М0 - наличность в обращении.

Моделирование денежной базы в широком определении. Денежная база рассчитывается, исходя из баланса органов денежно-кредитного регулирования, так как является основной статьей его пассивов.

Методологической основой построения баланса органов денежнокредитного регулирования является схема денежного обзора, разработанного МВФ в качестве стандарта аналитического представления данных денежно-кредитной статистики. Эта схема предусматривает формирование основных денежно-кредитных агрегатов на основе бухгалтерских данных об операциях и запасах Банка России, Минфина России, кредитных организаций таким образом, чтобы представить денежнокредитные обязательства указанных организаций, с одной стороны, и их требования к российским предприятиям, организациям и населению, а также внешнему миру - с другой. Такое представление данных используется для анализа денежной массы, ее структуры и взаимоотношений органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций с другими секторами российской экономики и нерезидентами.

На конец 4-го квартала 2004 г. структура баланса органов денежнокредитного регулирования представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура баланса органов денежно-кредитного регулирования

Актив, % Пассив, %

Иностранные активы 85,61 Резервные деньги в том числе: деньги вне банков 57,47 36,39

Требования к органам государственного управления 10,11

Требования к нефинансовым государственным предприятиям 0,00 Срочные депозиты и депозиты в иностранной валюте 0,00

Иностранные пассивы 4,95

Требования к нефинансовым частным предприятиям и населению 0,05 Депозиты органов государственного управления в том числе: депозиты органов государственного управления субъектов РФ и органов местного самоуправления 24,85 2,03

Требования к кредитным организациям 4,23

Счета капитала 7,06

Прочие (сальдо) 5,67

Источником информации для формирования данных являются ежемесячный сводный бухгалтерский баланс Банка России и данные Минфина России о международных резервах Правительства Российской Федерации.

Активы органов денежно-кредитного регулирования. Иностранные активы - международные резервы Российской Федерации и менее ликвидные, нерезервные активы.

Международные резервы включают:

• монетарное золото (оценивается из расчета 300 долл. США за тройскую унцию); золото, размещенное на обезличенных «металлических» счетах, включается в состав категории иностранная валюта;

• СДР, которые представляют собой международные резервные активы, выпускаемые МВФ с целью пополнения резервных активов;

• резервную позицию в МВФ, отражающая сумму, на которую квота России в МВФ превышает величину активов МВФ в рублях;

• иностранную валюту, охватывающую валютные активы Банка России и Минфина России в форме наличных денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках нерезидентах (с рейтингом не ниже «А» по классификациям «Fitch IBCA» и «Standard&Poor’s» или «А2» по классификации «Moody’s»), а также государственные и других ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, имеющими аналогичный рейтинг.

Из перечисленных активов, начиная с 1 сентября 1999 г., вычитается сумма, эквивалентная остаткам в иностранной валюте на корреспондентских счетах банков-резидентов в Банке России, кроме средств, предназначенных для обслуживания государственного внешнего долга, выданных Внешэкономбанку Банком России. Начиная с 1 августа 2002 г., данные о международных резервах уменьшаются на стоимость активов, являющихся обеспечением номинированных в иностранной валюте краткосрочных обязательств Банка России перед нерезидентами.

Под нерезервными активами понимаются прочие активы Банка России, размещенные у нерезидентов, в частности, активы, выраженные в валютах с ограниченной конверсией и в валюте Российской Федерации, а также долгосрочные кредиты и депозиты в конвертируемой валюте, участие в капитале банков-нерезидентов. Начиная с данных по состоянию на 1 августа 2002 г., в состав нерезервных иностранных активов включаются суммы средств в СКВ, привлеченные по краткосрочным сделкам РЕПО с нерезидентами, которые ранее включались в валовые международные резервы.

Требования к органам государственного управления - ссуды, предоставленные Минфину России, приобретенные Банком России ценные бумаги Правительства Российской Федерации, кроме ценных бумаг, переданных Банку России кредитными организациями на условиях РЕПО. В соответствии с международными стандартами аналитического представления статистики органов денежно-кредитного регулирования, в этот показатель включается балансирующая статья в сумме кредитов МВФ, полученных Минфином России.

Требования к нефинансовым государственным предприятиям - кредиты (включая просроченную задолженность), просроченные проценты по кредитам, предоставленным нефинансовым государственным предприятиям.

Требования к нефинансовым частным предприятиям и населению - кредиты (включая просроченную задолженность), просроченные проценты по кредитам, предоставленным нефинансовым негосударственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям и населению, а также вложения Банка России в ценные бумаги предприятий частного сектора.

Требования к кредитным организациям - задолженность кредитных организаций перед Банком России (включая ссуды, предоставленные банкам с отозванной лицензией, и просроченные проценты по ним) и средства, предоставленные кредитным организациям на условиях РЕПО, приобретенные Банком России ценные бумаги кредитных организаций.

Пассивы органов денежно кредитного регулирования. Резервные деньги - выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (исключая остатки средств в кассах Банка России), остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России на корреспондентских счетах, и остатки других средств кредитных организаций (включая банки с отозванной лицензией) на счетах в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также депозиты до востребования предприятий и организаций, обслуживающихся в Банке России в соответствии с действующим законодательством. Резервные деньги включают в себя: деньги вне банков

(М0) - выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций.

Срочные депозиты и депозиты в иностранной валюте - срочные депозиты в валюте Российской Федерации и все депозиты в иностранной валюте предприятий и организаций, обслуживающихся в Банке России в соответствии с действующим законодательством.

Иностранные пассивы включают все виды заимствований Банка России у нерезидентов (кредиты, депозиты, корреспондентские счета банков-нерезидентов в Банке России и т.п.), а также суммы кредитов МВФ, полученные Минфином России и Банком России.

Депозиты органов государственного управления - остатки средств на счетах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, депозиты и иные привлеченные средства Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Помимо этих статей, показатель включает балансирующую статью, равную сумме международных резервов Правительства Российской Федерации.

Счета капитала включают уставный капитал, добавочный капитал, резервный и другие фонды, а также убытки прошлых лет.

Прочие (сальдо) - сальдо активных и пассивных статей, не вошедших в вышеперечисленные агрегаты, характеризующих операции по обеспечению деятельности Банка России (статьи основных средств, хозяйственных затрат, расчетов с организациями, подчиненными Банку России), а также сальдо межфилиальных расчетов, доходов и расходов будущих периодов и некоторых других статей.

В отличие от показателя «Резервные деньги», в составе денежной базы в широком определении не учитываются лишь депозиты до востребования предприятий и организаций, обслуживающихся в Банке России, что составляет малую долю пассивов. Тогда с поправкой на этот параметр справедливо следующее. Денежная база равна иностранным активам плюс требования к органам государственного управления плюс требования к нефинансовым государственным предприятиям плюс требования к нефинансовым частным предприятиям и населению плюс требования к кредитным организациям минус срочные депозиты и депозиты в иностранной валюте минус иностранные пассивы минус депозиты органов государственного управления минус счета капитала минус прочие (сальдо).

Проанализируем наиболее значимые среди вышеприведенных показателей и построим для них уравнения регрессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иностранные активы. Резкий взлет иностранных активов Банка России начался сразу после кризиса 1998 г., когда была объявлена политика валютного контроля. Обязательная продажа 75% валютной выручки экспортерами была призвана ограничить масштабный послекризис-ный отток капитала, одновременно обеспечивая приток ликвидности в экономику. Истощенные долговременным сдерживанием курса доллара, с тех пор активы выросли почти в 2,5 раза в основном за счет роста резервных активов в иностранной валюте.

Иностранные активы являются эффективным инструментом монетарной политики при операциях ЦБ на открытом рынке. Пополнение валютных резервов при покупке экспортной выручки увеличивает денежное предложение, понижая курс национальной валюты. И наоборот,

продажа валюты с целью стабилизации валютного курса, способствует сжатию денежной массы, укрепляя курс рубля.

Изменение уровня валютных резервов, находящихся в ведении Правительства РФ, естественно связано с выплатами по внешнему долгу.

Очевидное влияние на объем экспортной выручки, а, следовательно, и на количество валютных резервов, оказывает цена на нефть.

Полученное регрессионное уравнение имеет следующий вид, а его графическая иллюстрация представлена на рис. 1(г), Приложение. foractcb =-70,27 + 7,10 brent +1,09 foractcb[1] -2,22 outdebK -0,08 sezinv (-0,9) (2,1) (33,8) (-2,6) (-0,5)

R2 = 0,99, А-статистика Дарбина = 0,85, где foractcb - иностранные активы; brent - цена на нефть марки Brent; outdebK - расходы на обслуживане внешнего долга; sezinv - сезонность инвестиций.

Требования к органам государственного управления. Сотрудничество России с МВФ началось в конце 1992 г., когда первые транши МВФ были выданы с целью поддержки начавшихся реформ. Пиковое значение задолженности приходится на конец 1998 г., когда долг составил 13,7 млрд. СДР (более 19 млрд. долл.), и постепенно снижается вплоть до конца 2004 г., пока последние выплаченные 3,3 млрд. долл. не закрывают кредитную историю в МВФ.

Таким образом, строить прогнозные расчеты целесообразно без влияния кредитов МВФ, уже ушедших в историю. Необходимо моделировать «чистый» показатель, включающий ссуды, предоставленные Минфину России, а также приобретенные Банком России ценные бумаги Правительства Российской Федерации.

Соотношение между доходами и расходами бюджета побуждает Правительство РФ проводить заимствования на внешнем и внутреннем рынке как для удовлетворения текущих расходов, так и для расчетов по уже приобретенным долгам. Основными статьями доходов бюджета являются налоги, доходы от ВЭД, а также доходы от государственной собственности.

Было получено следующее уравнение для показателя «требований к органам государственного управления» без учета кредитов МВФ (см. также рис. 1(д), Приложение.

credgovcb0 = 7,53 -1,02 vedK + 2,39 incstateK + 0,08 alltaxK +

(0,2) (-3,1) (3,7) (0,8)

+ 0,82 outdebK +3,92 time + 159,05 dummyi (2,7) (2,5) (5,4)

R2 = 0,92, DW = 1,64, где credgovcb0 - требования к органам государственного управления (без кредитов МВФ); vedK - доходы от внешнеэкономической деятельности; alltaxK - налоги (всего); outdebK - расходы на обслуживание внешнего долга.

Депозиты органов государственного управления. Депозиты органов государственного управления являются второй по значимости статьей пассива после резервных денег. Их изменение служит инструментом стерилизации денежного предложения со стороны бюджета (рис. 1(е), Приложение).

Депозиты органов государственного управления состоят из стабилизационного фонда и денежных остатков. Последние формируются следующим образом: доходы бюджета минус расходы бюджета плюс внутренний рынок ценных бумаг минус погашения по внешнему долгу плюс приватизация и операции с запасами минус прирост в стабилизационном фонде.

При моделировании этого параметра используются данные о доходах бюджета и основной статье расходов - выплатам по внешнему долгу. Учитывая тот факт, что прирост средств в стабилизационном фонде происходит за счет поступлений в бюджет от внешнеэкономической деятельности, этот показатель отдельно включен в уравнение:

depozgovcb=-19,86-0,09 incK+0,57depozgovcb[1]+1,53outdebK+2,48vedK (-1,4) (-1,2) (4,2) (3,9) (6,1)

Я2 = 0,98, DW = 1,69, где depozgovcb [1] - депозиты органов государственного управления (за предыдущий квартал); vedK - доходы от внешнеэкономической деятельности; іжК - консолидированные доходы; outdebK - расходы на обслуживание внешнего долга.

Остальные переменные в уравнении для определения денежной базы ввиду их относительной малости и прошлой динамики были заданы экзогенно.

Включение в базовую версию квартальной макроэкономической модели финансового блока позволяет учесть в ней такие показатели, как денежная база (в широком определении), наличность в обращении и в кассах кредитных организаций, норма избыточных резервов, общие средства, привлеченные банковской системой. Используя их, рассчитывается денежное предложение. При этом основополагающим вспомогательным элементом для расчета является денежная база, размер которой напрямую зависит от выбранной денежно-кредитной политики. В итоге действия Центрального Банка непосредственно отражаются на моделируемой денежной массе, а через нее (в соответствии со схемой на рис. 2) и на основных макроэкономических показателях.

Рис. 2. Принципиальная схема расчетов в финансовом блоке квартальной макроэкономической модели

В табл. 2 представлены некоторые результаты прогноза, построенного на базе квартальной макроэкономической модели РФ с присоединенным финансовым блоком.

Таблица 2

Перспективная динамика отдельных макроэкономических показателей, темп прироста к предыдущему году, %

Показатель 2004 г., отчет 2005 г. 2006 г.

ВВП 7,6 5,5 2,5

Потребление домашних хозяйств 10,5 8,6 6,8

Государственное потребление 2 3 0,7

Накопление основных фондов 13,2 6 3,4

Экспорт 12,5 5,7 3,8

Импорт 21,9 9,3 9,6

Индекс потребительских цен 10,5 10,9 10,8

Доходы населения 21,3 18,8 18,5

Доходы консолидированного бюджета 31,2 22,8 11,7

Денежная база (в широком определении) 29,8 36,4 36,4

Денежная масса 40,4 19,5 24,6

Наличность 40,4 17,7 21,7

Наличность в обращении 39,7 17,7 21,8

Общие депозиты 40,8 20,4 26

12,00%

10,00% 8,00% -6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

Млрд. руб.

Период

Млрд. руб.

Млрд. руб.

а)

в)

д)

Период

б)

Млрд. руб.

4000 и 3500 -3000 -2500 -2000 -1500 -1000 -500 0

Период

г)

Млрд. руб.

е)

Рис. 1. Расчетная (—) и фактическая (—) динамика: а) избыточных резервов; б) наличности в обращении; в) наличности в кассах банков; г) иностранных активов; д) требований к органам государственного управления; е) депозитов органов государственного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.