Научная статья на тему 'Разработка эмуляционной среды решения задач для улучшения процесса обучения'

Разработка эмуляционной среды решения задач для улучшения процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
105
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМУЛЯЦИОННАЯ СРЕДА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / АРХИТЕКТУРА / EMULATION ENVIRONMENT / LEARNING PROCESS / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Манылов Д. Ю.

Рассматривается проблема текущего процесса обучения. Для решения проблемы предложена разработка среды, эмулирующей систему для решения задач. Описывается струтура среды и выполняемые ею функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE TASK-SOLVING EMULATION ENVIRONMENT TO IMPROVE EDUCATIONAL PROCESS

The problem of the current learning process is considered. To solve the problem, the research proposes to develop an environment that emulates the system for task-solving. The structure of the environment and the functions it performs are described.

Текст научной работы на тему «Разработка эмуляционной среды решения задач для улучшения процесса обучения»

Программные средства и информационные технологии

УДК 004.91

РАЗРАБОТКА ЭМУЛЯЦИОННОЙ СРЕДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Д. Ю. Манылов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматривается проблема текущего процесса обучения. Для решения проблемы предложена разработка среды, эмулирующей систему для решения задач. Описывается струтура среды и выполняемые ею функции.

Ключевые слова: эмуляционная среда, процесс обучения, архитектура.

DEVELOPING THE TASK-SOLVING EMULATION ENVIRONMENT TO IMPROVE EDUCATIONAL PROCESS

D. Y. Manylov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The problem of the current learning process is considered. To solve the problem, the research proposes to develop an environment that emulates the system for task-solving. The structure of the environment and the functions it performs are described.

Keywords: emulation environment, learning process, architecture.

На сегодняшний день любое обучение, каким-либо образом связанное с информационными технологиями, непосредственно связано с использованием персональных компьютеров. Для улучшения процесса обучения может использоваться различный инструментарий, включающий в себя как работу с системными компонентами, так и работу с графикой и звуком. В последнее время широкое распространение получило дистанционное обучение, позволяющее переносить лекционные занятия в удобный для обучающегося формат, для чего используется учебный материал в виде текстовых, видео или аудио файлов. Это позволяет создавать свой, гибкий график обучения.

К сожалению, при работе с программным обеспечением не учитывается уровень так называемой «компьютерной грамотности» обучающегося. И в то время как различные видео- или аудио-редакторы, программы для работы с текстами и изображениями могут содержать в себе документацию по работе, либо сопровождать пользователя своевременными подсказками, то более комплексные инструментарии, такие как среды программирования или операционные системы не предоставляют необходимой помощи, вследствие чего обучение с их помощью может быть затруднено, а практические навыки могут быть не получены. Как пример можно привести университетские дисциплины по работе с сетями и безопасности сети, где большая часть обучения проводилась в изучении теоретического материала и устном закреплении знаний, а практическая часть лишь на уровне

ознакомления с работой программ. Это серьезное допущение, так как в дальнейшем отсутствие практических навыков может сказаться на эффективности работы, ведь зачастую умение нажать нужную последовательность кнопок важнее, чем знать структуру работы сети.

Для решения данной проблемы была разработана эмуляционная среда [1] на языке C# [2]. Программное обеспечение состоит из двух модулей: один для преподавателя, другой - для обучающегося. Для организации работы эмуляционной среды и обеспечения взаимодействия между преподавателем и обучающимся была использована клиент-серверная архитектура [3]. Схема работы среды отображена на рисунке.

Как видно из рисунка, модуль для преподавателя работает непосредственно с серверной частью программного обеспечения, позволяя создавать и редактировать шаблоны эмуляции, собирать и анализировать результаты работы обучающегося, проводить консультации по процессу обучения.

Второй модуль позволяет обучающемуся оперативно выбирать нужную для выполнения задачу и получать необходимые консультации от преподавателя. В ходе решения задачи эмуляционная среда настраивает систему соответствующим для создания критической ситуации образом, возвращая всё в исходное состоянии после выполнения обучающимся поставленной задачи [4].

Для каждого из модуля спроектирован свой интерфейс в соответствии с современными стандартами разработки [5].

Решетневские чтения. 2017

Схема работы среды

В заключение можно сказать, что разработанная эмуляционная среда позволит многократно улучшить эффективность обучения студентов по многим дисциплинам высшего учебного заведения. Внедрение такой среды в текущий процесс обучения приведет к итоговому выпуску наиболее квалифицированных специалистов в своей области, готовых к применению полученных знаний при работе по своей специальности.

Библиографические ссылки

1. Hennesy J. L., Patterson D. A. Computer Architecture: A Quantitative Approach, 4th Edition // Morgan Kaufmann, 2006. P. 244-250.

2. Лахатин А. С#. Языки программирования. Екатеринбург : ДИАЛОГ-МИФИ, 2008. 274 с.

3. Fowler M. Patterns of Enterprise Application Architecture // Addison-Wesley Professional, 2002. P. 130-145.

4. Smith J., Nair R. Virtual Machines: Versatile Platforms for Systems and Processes // Morgan Kaufmann, 2005. P. 454-464.

5. Проектирование графического интерфейса пользователя [Электронный ресурс]. URL: https:// habrahabr.ru/post/208966/ (дата обращения: 05.09.2017).

References

1. Hennesy J. L., Patterson D. A. Computer Architecture: A Quantitative Approach, 4th Edition. Morgan Kaufmann, 2006. Р.244-250.

2. Lakhatin A. C#. Yazyki programmirovaniya [C#. Programming languages]. Ekaterinburg : DIALOG-MIFI Publ., 2008. Р. 274.

3. Fowler M. Patterns of Enterprise Application Architecture. Addison-Wesley Professional, 2002. Р. 130145.

4. Smith J., Nair R. Virtual Machines: Versatile Platforms for Systems and Processes. Morgan Kaufmann, 2005. Р. 454-464.

5. Proektirovanie graficheskogo interfeysa pol'zova-telya [Designing a graphical user interface]. Available at: https://habrahabr.ru/post/208966/ (accessed: 05.09.2017).

© Манылов Д. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.