Программные средства и информационные технологии
УДК 004.91
РАЗРАБОТКА ЭМУЛЯЦИОННОЙ СРЕДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Д. Ю. Манылов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема текущего процесса обучения. Для решения проблемы предложена разработка среды, эмулирующей систему для решения задач. Описывается струтура среды и выполняемые ею функции.
Ключевые слова: эмуляционная среда, процесс обучения, архитектура.
DEVELOPING THE TASK-SOLVING EMULATION ENVIRONMENT TO IMPROVE EDUCATIONAL PROCESS
D. Y. Manylov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The problem of the current learning process is considered. To solve the problem, the research proposes to develop an environment that emulates the system for task-solving. The structure of the environment and the functions it performs are described.
Keywords: emulation environment, learning process, architecture.
На сегодняшний день любое обучение, каким-либо образом связанное с информационными технологиями, непосредственно связано с использованием персональных компьютеров. Для улучшения процесса обучения может использоваться различный инструментарий, включающий в себя как работу с системными компонентами, так и работу с графикой и звуком. В последнее время широкое распространение получило дистанционное обучение, позволяющее переносить лекционные занятия в удобный для обучающегося формат, для чего используется учебный материал в виде текстовых, видео или аудио файлов. Это позволяет создавать свой, гибкий график обучения.
К сожалению, при работе с программным обеспечением не учитывается уровень так называемой «компьютерной грамотности» обучающегося. И в то время как различные видео- или аудио-редакторы, программы для работы с текстами и изображениями могут содержать в себе документацию по работе, либо сопровождать пользователя своевременными подсказками, то более комплексные инструментарии, такие как среды программирования или операционные системы не предоставляют необходимой помощи, вследствие чего обучение с их помощью может быть затруднено, а практические навыки могут быть не получены. Как пример можно привести университетские дисциплины по работе с сетями и безопасности сети, где большая часть обучения проводилась в изучении теоретического материала и устном закреплении знаний, а практическая часть лишь на уровне
ознакомления с работой программ. Это серьезное допущение, так как в дальнейшем отсутствие практических навыков может сказаться на эффективности работы, ведь зачастую умение нажать нужную последовательность кнопок важнее, чем знать структуру работы сети.
Для решения данной проблемы была разработана эмуляционная среда [1] на языке C# [2]. Программное обеспечение состоит из двух модулей: один для преподавателя, другой - для обучающегося. Для организации работы эмуляционной среды и обеспечения взаимодействия между преподавателем и обучающимся была использована клиент-серверная архитектура [3]. Схема работы среды отображена на рисунке.
Как видно из рисунка, модуль для преподавателя работает непосредственно с серверной частью программного обеспечения, позволяя создавать и редактировать шаблоны эмуляции, собирать и анализировать результаты работы обучающегося, проводить консультации по процессу обучения.
Второй модуль позволяет обучающемуся оперативно выбирать нужную для выполнения задачу и получать необходимые консультации от преподавателя. В ходе решения задачи эмуляционная среда настраивает систему соответствующим для создания критической ситуации образом, возвращая всё в исходное состоянии после выполнения обучающимся поставленной задачи [4].
Для каждого из модуля спроектирован свой интерфейс в соответствии с современными стандартами разработки [5].
Решетневские чтения. 2017
Схема работы среды
В заключение можно сказать, что разработанная эмуляционная среда позволит многократно улучшить эффективность обучения студентов по многим дисциплинам высшего учебного заведения. Внедрение такой среды в текущий процесс обучения приведет к итоговому выпуску наиболее квалифицированных специалистов в своей области, готовых к применению полученных знаний при работе по своей специальности.
Библиографические ссылки
1. Hennesy J. L., Patterson D. A. Computer Architecture: A Quantitative Approach, 4th Edition // Morgan Kaufmann, 2006. P. 244-250.
2. Лахатин А. С#. Языки программирования. Екатеринбург : ДИАЛОГ-МИФИ, 2008. 274 с.
3. Fowler M. Patterns of Enterprise Application Architecture // Addison-Wesley Professional, 2002. P. 130-145.
4. Smith J., Nair R. Virtual Machines: Versatile Platforms for Systems and Processes // Morgan Kaufmann, 2005. P. 454-464.
5. Проектирование графического интерфейса пользователя [Электронный ресурс]. URL: https:// habrahabr.ru/post/208966/ (дата обращения: 05.09.2017).
References
1. Hennesy J. L., Patterson D. A. Computer Architecture: A Quantitative Approach, 4th Edition. Morgan Kaufmann, 2006. Р.244-250.
2. Lakhatin A. C#. Yazyki programmirovaniya [C#. Programming languages]. Ekaterinburg : DIALOG-MIFI Publ., 2008. Р. 274.
3. Fowler M. Patterns of Enterprise Application Architecture. Addison-Wesley Professional, 2002. Р. 130145.
4. Smith J., Nair R. Virtual Machines: Versatile Platforms for Systems and Processes. Morgan Kaufmann, 2005. Р. 454-464.
5. Proektirovanie graficheskogo interfeysa pol'zova-telya [Designing a graphical user interface]. Available at: https://habrahabr.ru/post/208966/ (accessed: 05.09.2017).
© Манылов Д. Ю., 2017