5. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для студентов вузов / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002. - 543 с.
6. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.isuct.ru/umo/orgproc10.html.
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.
8. Управление самостоятельной работой студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://charko.narod.rU/tekst/an4/3.html.
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА «КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА»
© Попов В.В.*
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина,
г. Москва
Работа направлена на повышение качества методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования за счет создания и использования первого в мире электронного энциклопедического словаря-справочника «Креативная педагогика», который системно и в концентрированном виде будет представлять все пространство психолого-педагогических знаний по методологии, методикам, технологиям и средствам педагогик креативной ориентации.
Положение в мире вызывает необходимость существенного повышения уровня экономики и обороноспособности России, что требует резкого повышения производительности труда, конкурентоспособности товаров и услуг во всех отраслях экономики и промышленности страны, возможных только при переходе России на инновационный путь развития. Это в свою очередь вызывает острую потребность в творческих специалистах, способных выходить за рамки репродуктивной деятельности, генерировать и воплощать в жизнь множество эффективных идей. Существующая система профессионального образования в России за редким исключением основана на традиционной (репродуктивной) дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого лишь передачей учащимся уже известного знания, что практически не
* Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института инноваций и концептуального проектирования (НИИКП) РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, доктор технических наук, профессор.
Теория и методика обучения и воспитания
213
развивает их творческие способности и позволяет готовить специалистов лишь для репродуктивной деятельности.
Одной из возможностей повышения качества учебно-методического и информационно-справочного обеспечения профессионального образования является создание электронного энциклопедического словаря-справочника «Креативная педагогика», в котором наряду со статьями о традиционных аспектах психолого-педагогических проблем в обучении будут широко представлены специальные знания, связанные с формированием компетенций, необходимых для профессионального творчества: стратегии проектирования; продуктивные знания (как учебно-методический инструментарий педагогических технологий креативной ориентации); базальный принцип эвристики; наиболее распространенные эвристические стратегии, тактики, методы, приемы; методики выявления, накопления и использования продуктивных знаний; психологические барьеры мышления и методы их преодоления; перечень устойчивых потребностей человека и способ их использования для развития или создания новых поколений технологий, техники и изделий; новая креативная дидактика и новые задачи образования, базирующиеся на убеждении, что образование должно не только потреблять и тиражировать новые знания, но, самое главное, должно являться производителем новых знаний и информации.
Созданием такого электронного энциклопедического словаря-справочника «Креативная педагогика» занимаются ученые РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы), а также специалисты из других учреждений образования и науки.
На первых двух этапах проекта проведен анализ кластера знаний по методологиям, технологиям и средствам педагогик креативной ориентации, а также методом экспертных опросов сформирован перечень возможных статей (словник) электронного энциклопедического словаря-справочника «Креативная педагогика», включающий 1200 наименований статей; сформирован Редакционный совет словаря-справочника; подготовлены первые 200 статей электронного энциклопедического словаря-справочника «Креативная педагогика».
В настоящее время выполняется третий этап, в ходе которого должно быть подготовлено следующие 200 статей электронного энциклопедического словаря-справочника «Креативная педагогика».
В реализации проекта участвуют 3 студента и 2 аспиранта РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина.
Список литературы:
1. Креативная педагогика: методология, теория, практика / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, А.И. Владимиров и др.; под ред. Ю.Г. Круглова. -М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова: Изд. центр «Альфа», 2002. - 240 с.
2. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А.И. Половинкина, В.В. Попова. - М.: НПО «Информ-система», 1995. - 408 с.
3. Технологии и средства развития творческих способностей специалистов / А.И. Башмаков, А.И. Владимиров, В.А. Грачев и др.; под ред. В.А. Грачева. - М.: ЭДКД, 2002. - 221 с.
4. Башмаков А.И., Жедяевский Д.Н., Попов В.В. и др. Проблемы научно-методического обеспечения инновационной деятельности и пути их решения. - М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2009. - 52 с.
5. Башмаков А.И., Жедяевский Д.Н., Чеченов Х.Д., Филатова М.Н., Сычевой М.Д., Воробьева Е.В., Кашапова Д.А. Креативная педагогика и компетенции творческого специалиста. - М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2009. - 114 с.
ПРОБЛЕМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА ФИЗИКИ «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»
© Рузаева Е.Г.*
Оболенская средняя образовательная школа, Московская область, Серпуховский район, п. Оболенск
В статье рассмотрены методические основы проблемно-развивающего обучения как фактора активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей учащихся. Предложены некоторые аспекты применения проблемного эксперимента при изучении раздела физики «Механические колебания и волны».
Выпускник современной школы должен овладеть системой основных научных понятий, уметь использовать литературные и электронные источники научно-технической информации, научиться самостоятельно и творчески использовать свои знания. Такую задачу можно решить, активизируя познавательную деятельность учащихся. Именно с этим связан проблемный подход в обучении. «Проблема - это задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешение, на научное решение; задача, для отыскания неизвестного по данному» [1].
Проблемы делятся на естественные и специальные, преднамеренно создаваемые, производственные, общественные, воспитательного характера. Поэтому можно сказать, что проблема - явление объективное, для ученика с
* Учитель физики, аспирант кафедры Методики преподавания физики Московского областного педагогического университета.