ОБОСНОВАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ ПРИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЧАСТОТНОЙ) ОБРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЗНАНИЙ
© Попов В.В.*
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина,
г. Москва
Проект направлен на повышение качества методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования за счет создания электронного пространства психолого-педагогических знаний и формирование на его основе перечня статей для электронного энциклопедического словаря справочника «Креативная педагогика».
Положение в мире вызывает необходимость существенного повышения уровня экономики и обороноспособности России, что требует резкого повышения производительности труда, конкурентоспособности товаров и услуг во всех отраслях экономики и промышленности страны, возможных только при переходе России на инновационный путь развития. Это в свою очередь вызывает острую потребность в творческих специалистах, способных выходить за рамки репродуктивной деятельности, генерировать и воплощать в жизнь множество эффективных идей. Именно такие специалисты должны составлять основу человеческого капитала страны.
Однако существующая система профессионального образования в России за редким исключением основана на традиционной (репродуктивной) дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого лишь передачей учащимся уже известного знания, что практически не развивает их творческие способности и позволяет готовить специалистов лишь для репродуктивной деятельности. Недостаточное качество, а соответственно и низкая востребованность российского образования подтверждается тем, что на мировом рынке образовательных услуг, оцениваемом в 87 млрд. долл., доля России менее 3 %.
Между тем в России разработаны и успешно апробированы педагогические технологии креативной ориентации, позволяющие резко повысить у обучающихся мотивации к обучению, эффективно развивать творческие способности обучающихся и получать в рамках учебного процесса значимые научные и практические результаты.
Однако эти педагогические технологии и связанный с ними огромный комплекс знаний, дающий цельное представление о проблемах и методи-
* Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института инноваций и концептуального проектирования (НИИКП) РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, доктор технических наук, профессор.
ческом обеспечении подготовки творческих специалистов, мало известны ученым и педагогам-практикам из-за недостаточного количества публикаций, трудного доступа к ним, а нередко и из-за отсутствия публикаций по отдельным вопросам, недостаточного количества семинаров, конференций и др. Имеется немало и терминологических проблем. Устранить эти недостатки обычным способом (издания многочисленных монографий по отдельным проблемам подготовки творческих специалистов, проведение множества обучающих семинаров, конференций, других научно-методических организационно-массовых мероприятий) в условиях глобального экономического и финансового кризиса не представляется возможным.
В этих условиях, по сути, единственным выходом является формирование электронного пространства психолого-педагогических знаний и его использование в качестве креативной составляющей методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования различных уровней. Дальнейшая лингвистическая обработка этого электронного пространства позволит обоснованно сформировать перечень статей электронного словаря-справочника «Креативная педагогика». Такую работу выполняет федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина» в рамках проекта «Формирование электронного пространства психолого-педагогиче-ских знаний для креативной составляющей методического обеспечения творческих специалистов в системе профессионального образованиям» (федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, мероприятие 1.2.1, II очередь).
На первых двух этапах проекта (с 01.09.2010 г. по 30.06.2011 г) сформировано электронное пространство психолого-педагогических знаний, включающее 50 научно-информационных источников, в том числе 20 учебников и учебных пособий по 3 учебным специальностям для использования этого пространства в качестве креативной составляющей методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования, сформирован аналитический обзор; разработана укрупненная структура электронного пространства, включающая 30 структурных элементов; проанализированы 40 программ лингвистической обработки текстов и обоснованно выбрана программа для использования в проекте; создан специализированный Интернет-сайт (www.thisisme.ru) с современными портальными сервисами и системой управления контентом; сформирована первая часть электронного пространства психолого-педагогических знаний для креативной составляющей методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования различных уровней объемом 25 Мб (только текстовых материалов).
В настоящее время выполняется третий этап, в результате которого будет проведена лингвистическая (частотная) обработки 1-й части электронного пространства знаний и сформирован перечень 300 статей энциклопе-
дического словаря-справочника «Креативная педагогика». Планируется, что этот словарь-справочник будет включать не менее 600 актуальных статей.
В реализации проекта участвуют 3 студента и 2 аспиранта РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина.
Список литературы:
1. Креативная педагогика: методология, теория, практика / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, А.И. Владимиров и др.; под ред. Ю.Г. Круглова. -М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова: Изд. центр «Альфа», 2002. - 240 с.
2. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А.И. Половинкина, В.В. Попова. - М.: НПО «Информ-система», 1995. - 408 с.
3. Технологии и средства развития творческих способностей специалистов / А.И. Башмаков, А.И. Владимиров, В.А. Грачев. - М.: ЭДКД, 2002. - 221 с.
4. Башмаков А.И., Жедяевский Д.Н., Попов В.В. и др. Проблемы научно-методического обеспечения инновационной деятельности и пути их решения. - М.: РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2009. - 52 с.
5. Башмаков А.И., Жедяевский Д.Н., Чеченов Х.Д., Филатова М.Н., Сычевой М.Д., Воробьева Е.В., Кашапова Д.А. Креативная педагогика и компетенции творческого специалиста. - М., 2009. - 114 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ
© Прокопьева А.Н.*
Филиал Ставропольского государственного педагогического института,
г. Ессентуки
В статье дана оценка социальным и педагогическим условиям, способствующим актуализации подготовки специалистов по адаптивной физкультуре. Определены критерии и установки развития педагогических новаций.
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества. Происходящие преобразования обусловили необходимость обновления и всей системы образования. Стало очевидным, что сложившаяся система далеко не в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня, не говоря уже о «росте на перспективу», об учете потенциальных запросов общества на предстоящие десятилетия. Необходимость такого подхода тесно связана с более общей позицией, обозначенной как «модернизация государства через модернизацию образования» [1].
* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.