Научная статья на тему 'Обоснованное формирование перечня словарных статей при лингвистической (частотной) обработке электронного пространства знаний'

Обоснованное формирование перечня словарных статей при лингвистической (частотной) обработке электронного пространства знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов В. В.

Проект направлен на повышение качества методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования за счет создания электронного пространства психолого-педагогических знаний и формирование на его основе перечня статей для электронного энциклопедического словаря справочника «Креативная педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснованное формирование перечня словарных статей при лингвистической (частотной) обработке электронного пространства знаний»

ОБОСНОВАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ ПРИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЧАСТОТНОЙ) ОБРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЗНАНИЙ

© Попов В.В.*

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина,

г. Москва

Проект направлен на повышение качества методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования за счет создания электронного пространства психолого-педагогических знаний и формирование на его основе перечня статей для электронного энциклопедического словаря справочника «Креативная педагогика».

Положение в мире вызывает необходимость существенного повышения уровня экономики и обороноспособности России, что требует резкого повышения производительности труда, конкурентоспособности товаров и услуг во всех отраслях экономики и промышленности страны, возможных только при переходе России на инновационный путь развития. Это в свою очередь вызывает острую потребность в творческих специалистах, способных выходить за рамки репродуктивной деятельности, генерировать и воплощать в жизнь множество эффективных идей. Именно такие специалисты должны составлять основу человеческого капитала страны.

Однако существующая система профессионального образования в России за редким исключением основана на традиционной (репродуктивной) дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого лишь передачей учащимся уже известного знания, что практически не развивает их творческие способности и позволяет готовить специалистов лишь для репродуктивной деятельности. Недостаточное качество, а соответственно и низкая востребованность российского образования подтверждается тем, что на мировом рынке образовательных услуг, оцениваемом в 87 млрд. долл., доля России менее 3 %.

Между тем в России разработаны и успешно апробированы педагогические технологии креативной ориентации, позволяющие резко повысить у обучающихся мотивации к обучению, эффективно развивать творческие способности обучающихся и получать в рамках учебного процесса значимые научные и практические результаты.

Однако эти педагогические технологии и связанный с ними огромный комплекс знаний, дающий цельное представление о проблемах и методи-

* Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института инноваций и концептуального проектирования (НИИКП) РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, доктор технических наук, профессор.

ческом обеспечении подготовки творческих специалистов, мало известны ученым и педагогам-практикам из-за недостаточного количества публикаций, трудного доступа к ним, а нередко и из-за отсутствия публикаций по отдельным вопросам, недостаточного количества семинаров, конференций и др. Имеется немало и терминологических проблем. Устранить эти недостатки обычным способом (издания многочисленных монографий по отдельным проблемам подготовки творческих специалистов, проведение множества обучающих семинаров, конференций, других научно-методических организационно-массовых мероприятий) в условиях глобального экономического и финансового кризиса не представляется возможным.

В этих условиях, по сути, единственным выходом является формирование электронного пространства психолого-педагогических знаний и его использование в качестве креативной составляющей методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования различных уровней. Дальнейшая лингвистическая обработка этого электронного пространства позволит обоснованно сформировать перечень статей электронного словаря-справочника «Креативная педагогика». Такую работу выполняет федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина» в рамках проекта «Формирование электронного пространства психолого-педагогиче-ских знаний для креативной составляющей методического обеспечения творческих специалистов в системе профессионального образованиям» (федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, мероприятие 1.2.1, II очередь).

На первых двух этапах проекта (с 01.09.2010 г. по 30.06.2011 г) сформировано электронное пространство психолого-педагогических знаний, включающее 50 научно-информационных источников, в том числе 20 учебников и учебных пособий по 3 учебным специальностям для использования этого пространства в качестве креативной составляющей методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования, сформирован аналитический обзор; разработана укрупненная структура электронного пространства, включающая 30 структурных элементов; проанализированы 40 программ лингвистической обработки текстов и обоснованно выбрана программа для использования в проекте; создан специализированный Интернет-сайт (www.thisisme.ru) с современными портальными сервисами и системой управления контентом; сформирована первая часть электронного пространства психолого-педагогических знаний для креативной составляющей методического обеспечения подготовки специалистов в системе профессионального образования различных уровней объемом 25 Мб (только текстовых материалов).

В настоящее время выполняется третий этап, в результате которого будет проведена лингвистическая (частотная) обработки 1-й части электронного пространства знаний и сформирован перечень 300 статей энциклопе-

дического словаря-справочника «Креативная педагогика». Планируется, что этот словарь-справочник будет включать не менее 600 актуальных статей.

В реализации проекта участвуют 3 студента и 2 аспиранта РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина.

Список литературы:

1. Креативная педагогика: методология, теория, практика / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, А.И. Владимиров и др.; под ред. Ю.Г. Круглова. -М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова: Изд. центр «Альфа», 2002. - 240 с.

2. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А.И. Половинкина, В.В. Попова. - М.: НПО «Информ-система», 1995. - 408 с.

3. Технологии и средства развития творческих способностей специалистов / А.И. Башмаков, А.И. Владимиров, В.А. Грачев. - М.: ЭДКД, 2002. - 221 с.

4. Башмаков А.И., Жедяевский Д.Н., Попов В.В. и др. Проблемы научно-методического обеспечения инновационной деятельности и пути их решения. - М.: РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2009. - 52 с.

5. Башмаков А.И., Жедяевский Д.Н., Чеченов Х.Д., Филатова М.Н., Сычевой М.Д., Воробьева Е.В., Кашапова Д.А. Креативная педагогика и компетенции творческого специалиста. - М., 2009. - 114 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ

© Прокопьева А.Н.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Ессентуки

В статье дана оценка социальным и педагогическим условиям, способствующим актуализации подготовки специалистов по адаптивной физкультуре. Определены критерии и установки развития педагогических новаций.

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества. Происходящие преобразования обусловили необходимость обновления и всей системы образования. Стало очевидным, что сложившаяся система далеко не в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня, не говоря уже о «росте на перспективу», об учете потенциальных запросов общества на предстоящие десятилетия. Необходимость такого подхода тесно связана с более общей позицией, обозначенной как «модернизация государства через модернизацию образования» [1].

* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.