ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ
УДК 630*624.1
Разработка единой системы учета древесины в Российской Федерации
И. Ю. Харлов, к. с.-х. н.; А. И. Николаев, аспирант -
Сибирская лесная опытная станция, Тюмень, Российская Федерация,
sfes@bk.ru
Изложены проблемы нормирования учета древесины в лесных насаждениях на территории Российской Федерации. Предложена унифицированная система учета древесины на лесосеках с использованием специально написанных программно-вычислительных средств.
Ключевые слова: отпуск древесины на корню, учет, договор, купля-продажа, инструментальная оценка, норма точности.
При учете древесины как товара в нормативных правовых актах Российской Федерации заложена конфликтная ситуация. Это объясняется тем, что древесина как объект имущественных отношений учитывается различными способами и разными лицами, участвующими в их купле-продаже [1-5].
В настоящее время информацией о потенциальных объемах древесины, предназначенных к заготовке (применительно к лесосеке), обладают одновременно несколько лиц [6-11]. Вследствие этого оператор информации (в лице региональных уполномоченных органов государственной власти) имеет различные сведения о количественных и качественных характеристиках древесины разной степени достоверности и актуальности [3, 4, 7, 10, 12, 13]:
✓ результаты экспертной оценки (таксация лесов);
✓ данные перечета деревьев, предназначенных в рубку;
✓ лесные декларации и отчеты об использовании лесов;
✓ данные об обороте лесоматериалов на рынке лесопродукции;
✓ результаты государственной инвентаризации лесов.
Таким образом, разработка единой системы учета древесины является актуальной задачей для лесного хозяйства Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации лесные насаждения вовлечены в имущественные отношения либо в форме лесных участков при их
аренде, либо в форме лесных насаждений при их купле-продаже [1, 2].
При использовании лесов для заготовки древесины объектом имущественных отношений является древесина, заготавливаемая в лесных насаждениях разного возраста в соответствии с нормативными ограничениями [1, 2, 4, 5, 11, 14].
Основной формой имущественных отношений при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с заготовкой древесины в лесных насаждениях, федеральным законодательством определена аренда лесных участков, а в исключительных случаях, установленных законодательствами субъектов Российской Федерации, - купля-продажа лесных насаждений [2].
Отношения, возникающие между продавцом, уполномоченным собственником, и покупателем, получившим по результатам аукциона право на заготовку древесины, можно классифицировать как куплю-продажу, как при аренде лесных участков, так и при купле-продаже лесных насаждений, и к ним применимы соответствующие положения гражданского законодательства [1, 2, 15-17].
Таким образом, к реализации древесины по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений в силу того, что древесина классифицируется как товар, отпускаемый в четко установленных объемах на условиях получения ее при рубке деревьев, применимо действовавшее до 2007 г. понятие «отпуск древесины на корню» (рис. 1) [1, 2, 18, 19].
Плата за древесину
Продавец (уполномоченное лицо) (аванс) Покупатель
Покупка права заготовки
Товар (древесина на корню) Заготовка древесины согласно договору
Рис. 1. Схема отпуска древесины на корню как товара
С 01.01.2007 г. согласно полномочиям, переданным Российской Федерацией региональным властям, в лице продавца стали выступать специально уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а покупателями - неограниченный круг лиц со всеми вытекающими обязанностями и последствиями, как для продавца, так и для покупателя [1, 2].
Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее учет древесины, заготавливаемой при рубке лесных насаждений, в рамках имущественных отношений при получении прав собственности на древесину предполагает 3-уровневую систему учета:
1. Экспертная оценка запасов древесины в лесных насаждениях с целью продажи права аренды лесных участков [12].
2. Учет древесины при отводе и таксации лесосек при имущественных отношениях [3, 4, 12].
3. Учет древесины при ее заготовке и обороте на рынке лесобумажной продукции [8, 10, 20].
Нормативы точности учета объемов древесины на разных уровнях учета для территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов существенно различаются [3, 4, 12, 13].
Особенно следует обратить внимание на точность экспертной оценки потенциальных объемов древесины, рассматриваемых как объект имущественных отношений при аренде лесных участков и купле-продаже лесных насаждений для заготовки древесины. Так, при продаже
права заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины допускаемая точность оценки запасов древесины в лесных насаждениях может варьировать от ±15 до ±30% [12].
Требования к точности учета объемов древесины при оценке выполненных работ (услуг) при отводе и таксации лесосек - не более ±5-12% по запасу древесины (табл. 1) [3]. В зависимости от применяемого метода она изменяется:
а) сплошной и ленточный перечет, круговые площадки постоянного радиуса - ±10%, а по отдельным породам - ±12%.
б) круговые реласкопические площадки -±5%, а по отдельным породам - ±12%.
Ошибка, установленная уполномоченными органами государственной власти при определении таксационных показателей, не должна превышать:
A. При таксации лесных насаждений (лесоустройство) [12]:
✓ высота - ±8-15%;
✓ диаметр - ±10-20%;
✓ количество подроста на 1 га - ±25-40%.
Б. При сплошных рубках (аренда и купля-
продажа лесных насаждений) [3]:
✓ определение средних высот и диаметра -не более 7%;
✓ распределение деревьев по категориям технической годности - не более 12%.
B. При выборочных рубках и рубках ухода за лесом (аренда и купля-продажа лесных насаждений) [3]:
Таблица 1. Критерии и индикаторы точности учета древесины при организации использования лесов
Организационный уровень Услуга Исполнители услуг Норматив точности учета древесины Документ
Таксация лесных насаж- Поставщики услуг по ле- Не более ±15-30% по запасу древесины в лес- Таксационные описания
Региональный дений соустройству Проектные ведомости
Предоставление лесных Органы государственной ных насаждениях Договор аренды лесного
участков в аренду власти участка
Таксация лесосек (арен- Поставщики услуг по отводу и таксации лесосек Не более ±5-12% по за- Перечетная ведомость
Муниципальный да и купля-продажа лесных насаждений) Поставщики услуг по охране, защите и воспроизводству лесов пасу древесины на лесосеках Ведомость материально-денежной оценки
✓ расхождение запасов выбираемой древесины - не более 10%;
✓ неправильно назначенные и неправильно отобранные в рубку деревья - не более чем в 10% случаев к общему числу подлежащих рубке деревьев;
✓ несоблюдение правил при отводах и технологических схем освоения лесосек (неправильная разметка технологических коридоров, несоблюдение ширины волоков, пасек и др.).
Оценка качества работ по отводу и таксации лесосек (табл. 2) при имущественных отношениях должна осуществляться на не менее чем 5% лесосек по количеству и 3% лесосек по площади в
каждом лесничестве, но не менее чем на двух лесосеках [3].
Учет древесины при ее заготовке и обороте на рынке лесобумажной продукции (3-й уровень) осуществляют в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней (табл. 3).
Специфичность нормирования учета древесины заключается в том, что:
1. В настоящее время основой имущественных отношений при аренде лесных участков и купле-продаже лесных насаждений для заготовки древесины являются ежегодно допустимые объемы изъятия древесины из лесных насажде-
Таблица 2. Параметры надзора за использованием лесов на муниципальном уровне
Мероприятие Исполнитель Норма точности учета древесины Документ
Осмотр мест рубок Органы государственной власти Не более ±5-12% по запасу древесины на лесосеках Акт осмотра мест рубок лесных насаждений
Предоставление отчета об использовании лесов Лица, использующие леса По учетным данным лиц, осуще- _ .. Отчет об использовании лесов ствляющих заготовку древесины
Поставщики услуг по охране, защите и воспроизводству лесов
№ п/п Перечень Порядок Форма
1. Информации, содержащейся в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети Интернет Порядок эксплуатации ЕГАИС учета древесины и сделок с ней Форма сопроводительного документа для транспортировки древесины и порядок его заполнения.
2. Информации, размещаемой в форме открытых данных Порядок и формы представления информации в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней Форма декларации о сделках с древесиной и порядок ее представления
3. Информации о маркировке древесины ценных древесных пород (дуб, бук, ясень), представляемой в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней Порядок и формы направления запросов о предоставлении информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг -
4. Виды древесины, на которые распространяются требования о транспортировке древесины и об учете сделок с ней Порядок взаимодействия ЕГАИС учета древесины и сделок с ней и иных государственных информационных систем -
5. - Порядок учета древесины -
6. - Порядок маркировки и требования к маркировке древесины ценных древесных пород (дуб, бук, ясень) -
7. - Порядок хранения, реализации либо, в случае утраты качества или иных потребительских свойств, утилизации изъятой, конфискованной незаконно заготовленной древесины -
Таблица 3. Основы функционирования ЕГАИС учета древесины и сделок с ней
ний, установленные по результатам экспертной оценки лесоустроительных организаций.
2. Визуальная оценка лесных насаждений, которые предназначены для заготовки древесины, в силу платности использования лесов и требований к учету древесины как объекта имущественных отношений, не допускается.
3. Объемы заготовки древесины при использовании лесов не должны превышать объемы, установленные:
✓ договорами аренды лесных участков;
✓ договорами купли-продажи лесных насаждений.
4. Учет древесины при использовании лесов заключается в учете деревьев, отведенных в рубку на лесосеках, и декларировании объемов заготовки древесины определенной товарной структуры, а также представлении отчетов продавцу об объемах заготовленной древесины, учтенных при вывозке.
5. Надзор за соответствием объемов древесины, разрешенной к заготовке в лесных насаждениях и фактически заготовленной при аренде лесных участков и купле-продаже лесных насаждений, осуществляется региональными органами государственной власти путем осмотра мест рубок в срок не позднее 2-х мес с момента завершения заготовки древесины.
6. Контроль за организацией учета отпуска древесины на корню, проводимого региональными властями при аренде лесных участков и купле-продаже лесных насаждений, осуществляется федеральными органами государственной власти при государственной инвентаризации лесов.
7. Применяемые методы учета объемов древесины не предполагают подтверждения достоверности информации, документируемой в государственных информационных системах.
Государство при значительных объемах незаконно заготавливаемой древесины в силу различных обстоятельств ставит задачу по регулированию оборота круглых лесоматериалов на рынке лесопродукции, но уже со 100%-й точностью учета информации, предоставляемой лицами, заготавливающими древесину и участвую-
щими в сделках с ней, в государственных информационных системах [2, 4, 20].
Проблема учета древесины, отпускаемой на корню, а соответственно, и информации, документированной в государственных информационных системах, заключается в том, что в условиях повышенного спроса на древесину хвойных пород:
1) наблюдается дефицит такой древесины в лесных насаждениях в зоне экономически доступных лесов;
2) перечень лиц, имеющих возможность для получения права заготовки древесины, а соответственно, и права собственности на нее, законодательно не ограничен и имеет различное регулирование (федеральное и региональное);
3) существуют ограничения по заготовке древесины в защитных лесах, как нормативные, так и правовые;
4) отсутствует нормативное регулирование требований к учету древесины при различных механизмах доступа к возможности ее заготовки;
5) действующая система учета древесины, предназначенной к заготовке в лесных насаждениях, основана на существовавшей ранее разрешительной системе использования лесов, когда все учетные операции выполнялись государством в лице специализированных государственных учреждений - лесхозов, т. е. существовал единственный или единый оператор информации, имеющей допустимую оценочную точность ±10% [3, 19].
В связи с введением в действие в 2007 г. нового лесного законодательства в России начала формироваться декларативная (условно-разрешительная) система использования лесов, где государство и бизнес при посредничестве региональных властей являются торговыми партнерами [2, 8, 10].
При данной схеме организации использования лесов учет древесины при отводе лесосек и перечете деревьев, предназначенных в рубку, осуществляет бизнес, а государство его контролирует, т. е. увеличилось как количест-
во операторов информации, так и каналов ее получения.
Также не следует исключать из решения задачи по учету древесины:
✓ население, имеющее право на удовлетворение собственных нужд в древесине;
✓ бюджетные учреждения, нуждающиеся в древесине;
✓ лиц, занимающихся строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
✓ лиц, оказывающих услуги государству по лесоустройству, охране, защите и воспроизводству лесов.
Государство (в лице уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), выступая в роли продавца, устанавливает в договорах аренды лесных участков объем продаж древесины (ежегодно допустимый объем изъятия) из лесных насаждений, расположенных в границах лесных участков, планируемых к передаче в аренду, без каких-либо допусков по точности ее учета.
Предоставление лесных участков в аренду для заготовки древесины, наряду с определением объемов ее продаж, сопровождается определением ее качественных характеристик, а также стоимости, зависящей от товарной структуры лесных насаждений. Экспертами в данном случае выступают лесоустроительные организации, оказывающие услуги по проектированию лесных участков и таксации лесов.
Основной учет древесины осуществляется арендаторами при отводе лесных насаждений, предназначенных в рубку (лесосек) [3-5].
В отличие от экспертной оценки, при проектировании лесных участков для продажи права аренды лесов с целью заготовки древесины либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений на аукционах и непосредственно при перечете деревьев ни лесоустроительной инструкцией, ни правилами заготовки древесины, а соответственно, и условиями договоров аренды лесных участков допуски по точности перечета предназначенных к заготовке деревьев не определены. Наставлением по отводу и таксации ле-
сосек в лесах Российской Федерации [3] установлена степень точности материальной оценки лесосек только при перечете деревьев круговыми реласкопическими площадками -±10%.
Правилами заготовки древесины установлены требования к способам учета рубки лесных насаждений (по площади; по количеству деревьев, назначенных в рубку; по количеству заготовленной древесины), а также определены методы учета древесины. Подтверждением того, что лицо, использующее леса, выполнило работы по учету древесины, предназначенной в рубку, является документ - перечетная ведомость, где должны быть указаны учтенные деревья, предназначенные в рубку. Учтенные согласно требованиям Правил заготовки древесины деревья переводят в объемные показатели древесины (м3) [3] и указываются арендатором по каждой древесной породе в лесной декларации, подаваемой ежегодно.
Таким образом, на всех уровнях существуют свои методы и способы учета древесины, что и является источником конфликта в имущественных отношениях.
Нами разработана унифицированная система учета древесины с целью повышения достоверности и эффективности учета древесины, а также исключения:
✓ коррупционных рисков при надзоре со стороны арендодателя за исполнением требований лесного законодательства при заготовке древесины;
✓ факторов риска поступления на рынок нелегально заготовленной древесины, как от арендаторов лесных участков, так и иных лиц;
✓ недостоверных сведений, касающихся материально-денежной оценки лесосек;
✓ уменьшения административных барьеров и бумажного документооборота.
Для разработки системы учета использованы специально написанные программно-вычислительные средства, гарантирующие:
а) оперативность, объективность и высокую точность результатов учета древесины при таксации лесосек;
б) подробную информацию об объемах древесины, изымаемой из лесных насаждений, и ее
качественных характеристиках, подтверждающих в установленном порядке законность ее происхождения.
Основу предлагаемой системы составляет программный продукт «Perechet», представляющий собой прикладную программу для ЭВМ (внешний вид одного из окон приведен на рис. 2). Для наибольшего удобства ее рекомендуется использовать на сенсорных планшетных компьютерах.
Применение программы позволяет свести к минимуму трудовые и материальные затраты по отводу и таксации лесосек, так как все расчеты производятся в момент ввода перечетной информации. В режиме «реального времени» видны все изменения количественной и качественной информации по исследуемому объекту. Информация сохраняется в текстовых форматах в виде формы, соответствующей установленным законодательством требованиям. Помимо этого, сохраняется и системный зашифрованный файл
для каждого из документов. На основе анализа этого файла контролирующими органами выявляется достоверность предоставленной информации:
✓ кто, где и когда проводил работы;
✓ не изменен ли сохраненный исходный файл после помещения в базу перечета деревьев.
Использование данной системы и, в частности, программного продукта «Perechet», позволило автоматизировать в филиале ФБУ ВНИИЛМ «Сибирская ЛОС» комплекс работ по отводу, таксации и контролю достоверности таксационной информации, получаемой при таксации лесосек, многократно повысив точность и скорость их выполнения, сократив до минимума человеческий фактор.
С целью интерактивности планируется создать выделенный сервер для передачи, хранения и обработки информации от лица, выполняющего работы, до контролирующего органа.
Рис.2. Рабочее окно программного продукта «Ре(ееЬе1»
Предложенная методика и созданная программа «Perechet» позволили автоматизировать ручной труд при таксации лесных насаждений (перечет деревьев) и организовать оперативный и постоянный контроль качества выполнения работ, в том числе on-line в зоне покрытия связи.
Для масштабного внедрения данной технологии требуется осуществить вложения в закупку персональных компьютеров (планшетов), а также в доработку программы «РегесЬеЬ> под конкретного заказчика. Уже сегодня есть положительные результаты, доказывающие действенность и актуальность метода.
Список литературы
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. - Часть 2. Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
2. Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2006 №2 01-ФЗ.
3. Наставление по отводу и таксации в лесах Российской Федерации. Утверждено приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 № 155.
4. Правила заготовки древесины. Утверждены приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337.
5. Правила ухода за лесами. Утверждены приказом МПР России от 06.07.2007 № 185.
6. Административный регламент исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра. Утвержден приказом Рослесхоза от 30.05.2011 № 194.
7. О государственном лесном реестре. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 № 318.
8. О лесной декларации. Утверждено приказом Рослесхоза от 17.01.2012 № 18.
9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Федеральный закон от 27.07.2007 № 149-ФЗ.
10. Порядок представления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр. Утвержден приказом Рослесхоза от 30.05.2011 № 194.
11. Порядок исчисления расчетной лесосеки. Утвержден приказом Рослесхоза от 28.05.2011 № 191.
12. Лесоустроительная инструкция. Утверждена приказом Рослесхоза от 12.11.2011 №516.
13. Методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов. Утверждены приказом Рослесхоза от 10.11.2011 № 472.
14. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
15. О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06. 2007 № 406.
16. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка. Утвержден приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 319.
17. Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений. Утвержден приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 318.
18. О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ.
19. Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1998 № 551.
20. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ.
Development of integrated timber statistics system in the Russian Federation
I. U. Kharlov- PhD, A.I.Nikolaev - postgraduate - Siberian forest experiment station, Tumen, Russian Federation, sfes@bk.ru
Keywords: vacation standing timber, accounting, contract, lease, sale, tool evaluation, the accuracy rate.
In the Russian Federation for the forests for timber harvesting and sale of forest plantations in the order of succession is the holiday of standing timber.
When renting woodlots for timber object lease advocate annual volumes of timber harvesting in forest plantations methods stipulated lease agreement or contracts for the sale of forest plantations. It should also be noted that the annual maximum allowable wood removals from forest plantations are subject to Russian law rationing as a component of the environment. Whereby the excess volumes of logging allowed lease agreement and purchase and sale of forest plantations in forest use is not permitted and is classified as a violation of the legislation of the Russian Federation.
In accordance with the division of responsibilities between the specially authorized state authorities of the Russian Federation and the people who use the forest should be considered as a relationship between the seller and the buyer with all the attendant responsibilities.
The quality control of work allotment and taxation cutting areas and their accuracy should be guided by established regulatory criteria and indicators for assessing the quality of the work performed and the accuracy of drainage and taxation of cutting areas, previously used during tempering of forest plantations of standing timber.
Responsibility for the accuracy of the accounting timber is removed from the forest plantations, attributed to the competence of bodies of state power of subjects of the Russian Federation in accordance with the delegated authority from the federal level.
It is the responsibility of the tenant unconditional estimator timber stocks withdrawn from forest plantations, each cutting area and documented as a visual assessment of logging sites are not legally allowed. The problem is that the existing number of officials and technologies used timber accounting bodies of state power of subjects of the Russian Federation is not possible to organize a qualitative account of standing timber and leave from forest plantations in forest lease and purchase and sale of forest plantations.