Научная статья на тему 'Разработка должных норм специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции'

Разработка должных норм специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНЫЕ НОРМЫ / КОЭФФИЦИЕНТ СООТНОСИТЕЛЬНОСТИ / БЕГУНЫ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / DUE NORMS / CORRELATION COEFFICIENT / MIDDLE DISTANCE RUNNERS / SPECIAL PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидоренко Олег Александрович, Мартыненко Владимир Сергеевич, Попкова Елена Юрьевна, Чёмов Владимир Васильевич, Попков Виталий Сергеевич

В юношеском спорте система контроля должна содержать четкие конкретные показатели, по которым оценивается эффективность тренировочного процесса бегунов на средние дистанции. В этой связи в статье предпринята удачная попытка разработки должных норм специальной физической подготовленности для квалифицированных бегунов на средние дистанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сидоренко Олег Александрович, Мартыненко Владимир Сергеевич, Попкова Елена Юрьевна, Чёмов Владимир Васильевич, Попков Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of number of standards for special physical preparedness of runners for medium distances

In youth sports, the control system should contain clear specific indicators by which the effectiveness of the training process of middle-distance runners is assessed. In this regard, the article made a successful attempt to develop proper norms of special physical fitness for skilled middle-distance runners.

Текст научной работы на тему «Разработка должных норм специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции»

культуры. Следует подчеркнуть, что применение народных физических упражнений, игр и прыжков в системе физического воспитания значительно обогатило и расширило программный материал, а уроки физической культуры стали более интересны для учащихся. Важным является формирование у подростков осознанных мотивов, потребностей, целей, убеждений, интересов в необходимости сохранения своего здоровья средствами, методами и формами, которые содержат физкультурное образование. Эти доводы можно проиллюстрировать повышенными показателями средних результатов контрольных тестов экспериментальной группы (бег на 30 м, прыжки в длину с места, тройной прыжок с места, национальные прыжки: кылыы, ыстанга, куобах).

Таблица 1 - Показатели средних результатов контрольных тестов

Бег на 30 м N=3.1 с Прыжки в длину с места N=2,13 м Тройной прыжок с места N=8,2 м Нац.прыжок Кылыы N=20,9 м Нац.прыжок Ыстанга N=21,05 м Нац. прыжок Куобах N=18,1 м

до после до после до после до после до после до после

3.4 2.8 1,89 2,37 7,60 8,80 18,8 23,0 19,0 23,1 16,70 19,50

ЛИТЕРАТУРА

1. Коровин, С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности / С.С. Коровин. - Оренбург : [б.и.], 2005. - 72 с.

2. Кочнев, В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания : дис. ... д-ра пед. наук / Кочнев Валерий Пан-телеймонович. - Якутск, 2010. - 92 с.

3. Кочнев, В.П. Изменения, дополнения в комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы и методические указания к ней / В.П. Кочнев, Н.К. Шамаев. - Якутск : Книжное изд-во, 1992. - 60 с.

4. Пустовойтов, Ю. Л. Двигательная активность как фактор, определяющий здоровый образ жизни человека // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 11 (62). - С. 30-36.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 01.10.2019).

REFERENCES

1. Korovin, S.S. (2005), Theory and methodology of forming physical culture of personality, Orenburg State Pedagogical University press, Orenburg

2. Kochnev, V.P. (2010), Traditional games and national sports of the indigenous peoples of the north in the modern system of physical education, dissertation, Yakutsk.

3. Kochnev, V.P. and Shamaev N.K. (1992), Changes, additions to the comprehensive program of physical education for students of grades 1-11 of the comprehensive school and guidelines for it, Yakut State University Press, Yakutsk.

4. Pustovoytov Y.L. (2016), "Physical activity as a factor determining a healthy lifestyle", Journal of psychology, sociology, pedagogy, No. 11 (62), pp. 30-36.

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 No. 1897 "On approval of the federal state educational standard of basic general education", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.

Контактная информация: sentizova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2019

УДК 796.422.14

РАЗРАБОТКА ДОЛЖНЫХ НОРМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Олег Александрович Сидоренко, подполковник полиции, старший преподаватель, Владимир Сергеевич Мартыненко, майор полиции, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России; Елена Юрьевна Попкова, кандидат

педагогических наук, старший преподаватель, Владимир Васильевич Чёмов, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Волгоградская государственная академия физической культуры; Виталий Сергеевич Попков, директор, Лицей № 8 «Олимпия»,

Волгоград

Аннотация

В юношеском спорте система контроля должна содержать четкие конкретные показатели, по которым оценивается эффективность тренировочного процесса бегунов на средние дистанции. В этой связи в статье предпринята удачная попытка разработки должных норм специальной физической подготовленности для квалифицированных бегунов на средние дистанции.

Ключевые слова: должные нормы, коэффициент соотносительности, бегуны на средние дистанции, специальная физическая подготовленность.

DEVELOPMENT OF NUMBER OF STANDARDS FOR SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF RUNNERS FOR MEDIUM DISTANCES

Oleg Alexandrovich Sidorenko, the police lieutenant colonel, the senior teacher, Vladimir Ser-geevich Martynenko, the police major, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy Ministry of Internal affairs of Russia; Elena Yurevna Popkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Vladimir Vasilyevich Chemov, the doctor of pedagogical sciences, professor, vice rector for research, Volgograd state of physical education academy; Vitaliy Sergeevich Popkov, the director, Lyceum No. 8 Olympia, Volgograd

Annotation

In youth sports, the control system should contain clear specific indicators by which the effectiveness of the training process of middle-distance runners is assessed. In this regard, the article made a successful attempt to develop proper norms of special physical fitness for skilled middle-distance runners.

Keywords: due norms, correlation coefficient, middle distance runners, special physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в спортивной практике практически во всех видах спорта существует целая система должных норм различных сторон физической подготовленности, которым спортсмены должны соответствовать на том или ином этапе становления их спортивного мастерства [2]. Особенно хорошо такая система представлена в таком виде спорта, как легкая атлетика, в частности, в беге на средние дистанции. Однако, не смотря на это, в большинстве случаев уточненные должные нормы специальной физической подготовленности разработаны для спортсменов высокого класса, для квалифицированных бегунов (2 разряд - КМС)такие нормы носят весьма размытый характер, т.е. имеют широкий диапазон значений от нижней до верхней границы. Это и логично, так как на данном уровне еще идет естественное развитие организма юных спортсменов, а он, как известно, сугубо индивидуален и неравномерен [1].

Тем не менее, тренеры, в своей практике, работая со спортсменами юношеской и юниорской возрастной категории должны руководствоваться определенной системой контроля, содержащей конкретные показатели, по которым они смогут объективно оценить эффективность своего тренировочного процесса. Так как достижение наивысшего спортивного результата для юных спортсменов носит характер отдаленной цели, то здесь первостепенную значимость приобретают контрольные нормативы, которые для тренера служат определенными ориентирами для эффективного и рационального построения тренировочного процесса для бегунов различного уровня подготовленности и возраста.

Исходя из вышеизложенного, целью настоящего исследования явилось разработка должных норм специальной физической подготовленности квалифицированных бегунов на средние дистанции.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью определения должных величин пропорциональности общей и специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции мы провели массовое обследование юных легкоатлетов различной квалификации, результаты были занесены в специальные протоколы, которые использовались нами при дальнейшем исследовании.

Бегуны на средние дистанции по величине коэффициентов соразмерности разделялись на две подгруппы. В первую подгруппу вошли бегуны 3-го и 2-го спортивных разрядов, во вторую - 1 разряда и КМС.

Подобным образом находились показатели должной пропорциональности в контрольных упражнениях. В этом случае речь идет о должном соотношении развития основных физических качеств, полученные относительные величины названы коэффициентами соотносительности (Кс).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами анализировались показатели сильнейших спортсменов и проводились массовые обследования юных спортсменов. Приводим коэффициенты соотносительности для бега на средние дистанции.

Таблица 1 - Коэффициенты соотносительности для расчета должных норм специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции

Контрольные упражнения

Спортивная квалификация

III и II разряды

800м/1500м

I разряд - КМС

800м/1500м

Соревновательная дистанция

Бег 800 метров

1.00/1.10

1.00/1.10

Скоростные показатели

Бег 30 метров с ходу

1.27/1.40

1.26/1.38

Бег 60 метров

1.19/1.31

1.18/1.30

Бег 100 метров

1.23/1.35

1.22/1.34

Скоростная выносливость

Бег 300 метров

1.19/1.31

1.18/1.30

Бег 400 метров

1.12/1.23

1.11/1.22

Бег 600 метров

1.03/1.13

1.02/1.12

Общая выносливость для дистанции 800 м

Бег 1000 метров

0.96/1.05

0.96/1.05

Соревновательная дистанция

Бег 1500 метров

0.91/1.00

0.91/1.00

Общая выносливость для дистанции 1500 м

Бег 3000 метров

0.82/0.90

0.83/0.91

Скоростно-силовые показатели

Прыжок в длину с места

39.0/42.8

39.5/43.4

Тройной прыжок с места

116.0/127.5

116.5/128.0

Для группы в целом были рассчитаны должные нормативы контрольных тестов (упражнений) при помощи коэффициентов соотносительности. Как видно из представленной выше таблицы, показатели в контрольных тестах (упражнениях) соответствуют определенным спортивным результатам, а именно, разрядным нормативам и промежуточным результатам между ними.

Рекомендуемая нами методика определения должных норм доступна для широкого круга тренеров и специалистов в области спорта и довольно проста в использовании, которая позволяет определять индивидуальные показатели для каждого отдельно взятого бегуна, при этом ориентируясь на прогнозируемые для спортсменов результаты. Например, тренер запланировал своему спортсмену преодолеть дистанцию 800 метров за 2.00,0 мин., среднее значение скорости бега составляет 6,66 м/с (800:120).

Данный показатель является базовой величиной определения норматива для каждого контрольного теста (упражнения), и проводится отдельно по формуле: норматив = Кс х V базовая. Так, результат в беге на 30 метров с ходу должен составлять 3,55с (максимальная скорость бега 8,47 м/с), а в беге на 100 метров - 12,3с, 400 метров - 53,6с, 600 метров - 1.27,6 мин, 1000 метров - 2:36,3 мин, 1500 метров - 4:07,4 мин. Прыжок в длину должен составить 260 см и т.д. Таким образом, выполнение спортсменами должных норм как специальной, так и общей физической подготовленности должно быть логичным итогом рационально построенного тренировочного процесса.

В таблице 2 представлены разработанные нами должные нормы специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции в диапазоне 3 разряд - КМС.

Таблица 2 - Должные нормы специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции _

Спортивная квалификация

Контрольные упражнения КМС 1 разряд II разряд III разряд

Результаты

Бег 800м, мин, с 1.50,3 - 1.53,5 1.56,5 - 1.58,5 2.03,0 - 2.05,5 2.12,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бег 100м, с 11.5 - 11.6 11.9 - 12.1 12.5 - 12.8 13.3

Бег 300м, мин, с 35.6 - 36.0 37.0 - 37.3 38.7 - 39.5 41.5

Бег 400м, с 50.5 - 51.1 52.5 - 52.9 54.9 - 56.0 58.9

Бег 600м, мин., с 1.22,4 - 1.23,4 1.25.7 - 1.26,2 1.29,6 - 1.31,4 1.36,2

Бег 1000м, мин., с 2.26,7 - 2.28,5 2.32,6 - 2.35,1 2.41,0 - 2.44,3 2.52,7

Бег 1500м, мин., с 3.50,7 - 3.53,8 4.00,2 - 4.04,2 4.13,5 - 4.18,7 4.32,1

Бег 3000м, мин., с 8.26,5 - 8.32,8 8.46,8 - 9.02,0 9.22,8 - 9.34,3 10.03,6

Прыжок в длину с места, м 2.78 - 2.82 2.63 - 2.71 2.48 - 2.52 2.35

Тройной прыжок с места, м 8.21 - 8.31 7.83 - 7.99 7.38 - 7.54 7.03

При определении возрастных требований выполнения разрядных нормативов бегунов на средние дистанции и должных норм специальной физической подготовленности, важно придерживаться двум положениям. Во-первых, установить максимальную («верхнюю») границу, за которой лежит недопустимая форсированная тренировка, а во-вторых, «нижнюю» границу, за которой динамика развития качеств и прирост результатов идут недопустимо медленно по отношению к запланированной программе.

Анализ возрастной динамики спортивных результатов сильнейших отечественных и зарубежных спортсменов от 3 разряда до мастера спорта послужил отправной точкой для постановки возрастных границ достижения конкретных спортивных результатов, на которые были ориентированы должные нормы специальной физической подготовленности юных спортсменов.

Проведенное педагогическое тестирование показало, что в начальном тестировании у большинства спортсменов обеих групп имелись расхождения показателей должных норм подготовленности. В контрольной и экспериментальной группах приблизительно одинаковое количество выполненных норм по анализируемым показателям (контрольная группа -40,4 и 57,2%, экспериментальная - 42,2 и 59,4%). Т.е. только около половины должных норм соответствовали фактическим результатам. За период исследования в контрольной группе не ставилась задача повышения соотносительности показателей, поэтому в конечном тестировании данные показатели практически не применялись в экспериментальной группе. За период исследования произошли позитивные изменения в структуре подготовленности: существенно повысилась соразмерность показателей физической подготовленности. У бегунов 2 спортивного разряда количество выполненных должных норм увеличилось до 87,1%, а у спортсменов 1 разряда - до 94,3%.

Сопоставление спортивных результатов в беге на 800 м и 1500 м показало, что показатели соревновательной деятельности выросли в обеих группах, но более существенный прирост выявлен в экспериментальной группе. В контрольной группе результаты бега на 800 м улучшились у бегунов II разряда на 2,9% (р <0,05), 1 разряда на 1,88% (р>0,05), а на 1500м результаты соответственно изменились на 2,8% (р <0,05), и 1,9% (р>0,05).

В экспериментальной группе прирост более выражен: у бегунов второго разряда результаты на дистанции 800м улучшились на 6,3% (p <0,05), 1500 метров - 6,4% (p <0,05). Аналогичная закономерность обнаружена и у спортсменов 1 разряда: результаты в беге на 800 м улучшились на 2,9% (p0,05), на 1500м на 3,7% (p <0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что отчетливо прослеживается закономерность влияния оптимальной структуры физической подготовленности юных бегунов на средние дистанции. При разработке должных норм основой является концепция нормативных соотношений, согласно которой установление количественных характеристик проводится на основе относительных величин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чёмов, В.В. Технология применения дополнительных эргогенических средств для развития специальной выносливости у бегунов-стайеров / В.В. Чёмов, И.Н. Солопов, Е.Ю. Барабанкина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 1 (5). - С. 41-47.

2. Апанасенко, В.К. Технология проектирования тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в беге / В.К. Апанасенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). - С. 3-6.

REFERENCES

1. Chemov, V.V., Solopov, I.N. and Barabankina, E.Yu. (2013), "Technology of application of additional ergogenical agents for development of special endurance in runners-stayer", Journal of Physical education and sports training, Volgograd, No. 1 (5), pp. 41- 47.

2. Apanasenko, V.K. (2008,) "Technology design of the training process of young athletes specializing in running", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.7 (41), pp.3 -6.

Контактная информация: elenka.555.87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2019

УДК 796.011

ПРОТИВОРЕЧИЯ, СВОЙСТВЕННЫЕ СИСТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Гульнара Рякитовна Абусева, старший преподаватель, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию противоречий, свойственных системе оздоровительной физической культуры (ОФК) на современном этапе развития Вооруженных Силах Российской Федерации.

Авторы отмечают, что значительное внимание в последние годы уделяется физической подготовке военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях в зонах локальных конфликтов. Вместе с тем, педагогические аспекты организации и проведения ОФК с военнослужащими рассматривались лишь фрагментарно. Кроме того, подавляющее большинство подобных работ не касается специфики проведения ОФК после ведения боевых действий.

Таким образом, несмотря на всю ценность проведенных ранее исследований, есть основания считать, что отсутствует единая целостная системная педагогическая концепция, адекватно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.